Смайлики для самооценки детей

Формирование навыков самооценки у первоклассников

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку.

В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.

Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

Формировать самооценку младшего школьника мне помогает наш дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся ОС «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.

Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета, нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором».

Зеленый смайлик с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый смайлик с улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Разного размера и цвета они несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками.

На протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

  • выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи;
  • научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;
  • выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.
  • Возможны два варианта такого самооценивания:

  • ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
  • ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.
  • в конце недели каждый ребенок рисует свое «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
  • Предлагаемые способы оценивания позволяют:

    • ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
    • учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
    • родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.

    Я склонна считать, что самооценке должна предшествовать учительская оценка, поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Давая оценку деятельности каждого ученика, учителю необходимо комментировать свою оценку. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ.

    Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской.

    В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.

    В своей работе я придерживаюсь того, что оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому для меня является важным научить младших школьников вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки.

    Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На своих уроках я стремлюсь не только содержательно оценивать работу ученика, но и давать соответствующее пояснение. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе.

    Похвалить необходимо, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

    Формирование навыков самооценки у первоклассников

    Автор: Прудникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ Ленинская СОШ, Таврический муниципальный район, Омская область.

    www.o-detstve.ru

    Практически все современные люди используют смайлики в онлайне переписке. Далее предлагаем посмотреть картинки красивых смайликов. Виртуозный смайлик. Мохнатый смайлик. Весело до слез. Зеленые смайлики. Злой собаки фото папильон смайлик. Смйлик в венке. Смайлик под зонтом. Смайлик в кедах.

    Праздничные смайлики. У меня безвыездные классно!. Смайлик в очках. Пушистый смайлик. Смайлик фото ремез обыкновенный на пляже. Смайлик с сердчишком. Смайлик в консервах. Смайлик с сердчишком. Смайлик с белоснежными клыками. Девица смайлик.

    Пестрые смайлики. Смайлик с бантом.

    Разные смайлики. Картинка смайлика. Смайлик с сердцем. Будь человеком, проголосуй за блокпост!. ( 110 гиков, второразрядное: 4,62 ран из 5). . Нагрузка. Смотрите также:. Красивые и интересные картинки в форме женщины фото часть 62 (67 фото) красивые и интересные картинки часть 90 фото приколы и красивые картинки 84 » приколы видео и фото фарсы, демотиваторы и красивые дамы на bipbap. Ru красивые и занимательные картинки часть 48 (61 фото) красивые и интересные картинки часть 41 (70 фото) красивые и прекрасные картинки часть 28 (72 фото) красивые и интересные картинки часть 74 (67 фото) красивые девушки и лайнеры красивые девушки на четверик частицу 2 (20 фото) цветисто в грядах, красивые фото; пригожие факты, бесплатные картинки, фото девушек, розыгрыши картинки!.

    X. « ранняя запись. Картинки красивые окраски (41 фото). Следующая запись ». Особенности игрового симулятора тайга. Ваш комментарий снять ответ. Ваш e-mail не будет опубликован. Имя. E-mail.

    Смайлик фотографии, картинки, изображения и сток. :: Скачайте стоковые фотографии смайлик. Доступные для поиска среди миллионов royalty free изображений, фотографий и векторов.

    Оригами из бумаги | смайлы меняющие лицо | игрушка для. :: 4 ноя 2017. Лум планет – оригами из бумаги смайлы меняющие лицо. Веселая игрушка из бумаги для детей своими руками. А какие эмоции будут у ваших смайликов?. Из бумаги, нам понадобится: 1 квадратный лист любого размера (в уроке 12*12 см) -фломастеры или краски для картинки.

    Эмоции, смайлики бесплатные учебники. :: Эмоции, смайлики. Эмоции «человечек». Наглядные пособия для детей. 1xncfzq2rwo. 8uw8ecravps. Bvf3tqfaj6s. I8wuqa_aqxk. I9mfuptc170. Kdlrmt5cazk. Kqm3gfs8eea. Эмоции «человечки». Сюжетные картинки. _tqajb51j_c. Crtelpucqe0. _vydtmqvknm. Msjvnu_r1hq. Sz8npw9umjm.

    Smayliki. Ru смайлики эмоции | в честь 10 подписчиков. :: 21 things you're not going to get for christmas again. 90s childhood childhood memories quoteschildhood games21 thingsfunny thingsfunny jokes for kidsbaby jokesgood jokeskids humor. 21 things you're not going to get for christmas again. Oh my gosh i remember playing with each and every single one.

    Забавные фотографии и смайлики детей youtube. :: 2 окт 2015. Детские эмоции самые выразительные. Посмотрите как забавно и мило это у них получается. Мистер крутой сама невинность как же вы меня достали!. Сокрушительное.

    wwwsystweak.com

    Смайлики для самооценки детей

    1. С прекрасным характером

    2. С хорошим характером

    3. С более или менее хорошим

    4. С неплохим характером

    5. С обычным характером

    6. С неважным характером

    7. С плохим характером

    8. С очень плохим характером

    9. С тяжелым характером

    1. Чрезмерно счастливы

    2. Очень счастливы

    5. Не очень счастливы

    6. Мало счастливы

    8. Очень несчастливы

    9. Самые несчастные

    После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

    1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

    2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

    3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

    4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

    5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

    Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

    Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

    Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

    1. Выяснение содержания актуальной оценки.

    2. Выяснение полюсов шкалы.

    3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

    Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

    sites.google.com

    Статья «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста»

    Статья «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста»

    Путь психического развития ребёнка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью, и зависит от реального места, занимаемого ребенком в мире человеческих отношений. Специалист детской психологии О. Г. Лопатина, утверждает: «… что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы».

    Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.

    По мнению российского психолога А. А. Реан, «Самооценка, самообразование, самовоспитание и самоконтроль – это те единственные средства, с помощью которых человек может совершенствовать себя сознательно и добровольно» .

    Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки у старших дошкольников.

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования также направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, одной их психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления.

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают наличие таких качеств у детей: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…».

    Поэтому формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста – актуальная педагогическая проблема.

    Цель: анализ методов и приемов формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы самооценки.

    2. Описать педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Воспитание и обучение с раннего детства должно быть направлено на постоянное изучение детьми своих индивидуальных особенностей. В каждом поступке, любой деятельности происходит раскрытие каких-то известных или новых возможностей, способностей, качеств личности. Поэтому после завершения любой деятельности следует фиксировать внимание ребёнка на выяснение того, что он может узнать о себе, если попытается выяснить причины своего успеха или неудачи. Такая самооценка обеспечит ускорение процесса становления зрелых навыков самоопределения.

    Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Но мнения психологов разделились, часть из них И. С. Кон, А. И. Липкина, Э. Эриксон и др. считают, что сензитивным периодом формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст, а вот Мухина В. С., Репина Т. А., Лисина М. И. и Якобсон С. Г., Мухина В. С., Репина Т. А., Лисина М. И. и Якобсон С. Г., напротив, в своих исследованиях доказывают, что формировать адекватную самооценку необходимо начинать у детей старшего дошкольного возраста.

    Мнение детских психологов совпадает в том, что на формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым: родителем и педагогом. Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса.

    Для понимания того, как именно развивается самооценка ребенка – дошкольника, что влияет на ее формирование, следует рассмотреть ту социальную ситуацию, в которой развивается ребенок в период своего дошкольного детства.

    До прихода ребенка в детский сад социальная ситуация его развития, в основном определялась связями ребенок – взрослый. Включение ребенка в группу сверстников существенно меняет социальную ситуацию его развития. Теперь эти связи ребенок – взрослый дополняются отношением ребенок – сверстник. Вне этих связей невозможно рассмотреть формирование личности в период дошкольного детства.

    Профессор Т. Д. Марцинковская указывает на важность общения детей со сверстниками, в процессе которого развивается и становится все более адекватной их самооценка. Поскольку самооценка ребенка активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого, то можно говорить об исключительной важности влияния детских дошкольных образовательных учреждений, а в частности воспитателя, с которым ребенок проводит 8-12 часов в день. С точки зрения детского психолога Е. Е. Даниловой, формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценки со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки его результатов.

    У младшего дошкольника ещё не сформировалось обоснованного и правильного мнения о себе, он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенку нужно сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

    Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и, по которым его оценивают окружающие.

    Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и другое, начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.

    В живом непосредственном общении дети достаточно часто дают оценку друг другу, и число высказываний друг о друге значительно возрастает от 3 до 6 лет.

    Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимися значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

    Регулярное наблюдение за детьми и за каждым ребенком в отдельности позволяет воспитателю вовремя выявить причину деформации детской личности и оказать своевременную педагогическую поддержку. Только взрослый, используя различные методы и приемы, может научить ребенка умению видеть положительные и отрицательные стороны своего поведения, способствовать формированию адекватной самооценки дошкольников.

    На формирование адекватной самооценки у ребенка дошкольного возраста, влияют множество условий, и в значительной степени от усвоения ребенком норм и правил поведения, от оценок сверстников и особенного взрослого. Каждый педагог, воспитатель может создать такие условия в группе.

    Важным этапом в работе по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста является совместная работа педагога и родителей. Для успешной работы нужно убедить родителей в важности формирования самооценки и в необходимости заниматься с ребёнком дома, тогда педагогическая работа будет носить систематический и целенаправленный характер. С этой целью с родителями рекомендуется проводить разнообразные современные формы работы.

    Создание ситуации успеха также является одним из приемов формирования адекватной самооценки дошкольников.

    В процессе продуктивной деятельности непременно используется прием самооценки. Например, на занятии по изобразительной деятельности детям предлагается самостоятельно оценить свои рисунки. В зависимости от того, как нарисован рисунок (качественно, с небольшими недочетами или он неудачен) расположить его в разные места комнаты.

    Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании адекватной самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке, того за что его можно похвалить.

    Таким образом, опираясь на результаты анализа педагогических условий можно утверждать, что, используя целенаправленную систему работы как на организованных формах, так и в повседневной жизни, а также, предлагая их родителям для работы в семье, можно помочь детям в формировании адекватной самооценки.

    Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Железнова Светлана Эликовна Стаж работы 25 лет Актуальность: Общение является необходимым.

    Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта) I Принцип Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем.

    www.maam.ru

    Формирование самооценки у детей 5-7 лет

    В данном материале представлена информация по формированию адекватной самооценки у детей 5-7 лет, доступный тест для родителей по определению самооценки их детей, а так же игры и упражнения, способствующие формированию и коррекции самооценки детей.

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации по формированию адекватной

    самооценки у детей 5-7 лет

    Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

    Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

    Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

    Но известно, что ребенок не рожда ется на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооцен ка складывается в процессе воспитания, где основ ная роль принадлежит семье.

    Родители не должны допускать ошибок в вос питательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразиться на психике ребенка в целом и на самооценке в частности. Родители дол жны помнить об основных правилах в воспитании:

    1. Давая негативную оценку действиям ребен ка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, ри совать. подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду дея тельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

    С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

    2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его лич ность, то есть ребенка надо критиковать за его по ведение. Оценка личности блокирует развитие ре бенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную само оценку и уровень притязаний.

  • Очень важна интонация, эмоциональная ок раска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмо циональную окраску, в которой заключено отно шение к ребенку.
  • Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому про тивопоставлять, такие сравнения являются с од ной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.
  • 5. Родители должны создавать такую систему вза имоотношений с ребенком, в которой он будет вос принимать себя только благоприятно (как норму).

    Лишь в этом случае он может нормально восприни мать чужие успехи, без снижения самооценки.

    1. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.
    2. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласково му задабриванию.
    3. Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее бла гоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

      Проверить самооценку своего ребенка вы сможете с помощь теста «Лесенка».

      Нарисуйте на листе бумаги лесенку.

      И попросите поместить на этой лесенке всех его друзей. На трех верхних ступенях – хороших, умных добрых послушных детей — чем выше тем лучше. А на трех нижних ступенях – плохих. Чем ниже, тем хуже. На средний ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя и объяснить, почему.

      Затем задайте вопрос: «Ты на самом деле или хотел бы быть таким? Скажи, какой ты на самом деле, а каким хотел бы быть». После этого спросите: « На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, и другие близкие взрослые)». В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком.

      О высокой самооценки можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступень, называя свои недостатки, объясняет их внешними, не зависящими от него, причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях ниже его собственной: «Я, конечно, очень хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я не внимательный». Если ребенок ставит себя на 2-ю или 3-ю ступень, объясняет свои действия реальными достижениями, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже, то можно говорить об адекватной самооценки.

      Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого, то это свидетельствует о заниженной самооценке. Если ребенок ставит себя на среднюю ступень, это говорит о том, что он не понял задания, либо не хочет его выполнять. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста указывает на неблагополучное эмоциональное развитие. Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки.

      В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

      Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

      Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

      "Имя" Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценки малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

      "Проигрывание ситуаций". Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

      — Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

      — Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

      — Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

      "Жмурки". Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

      "Зеркало". В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

      «Вот я какой!». В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Участники садятся рядом друг с другом. Сначала дополняют предложение:

      — «Я люблю заниматься….»;

      — «Самое лучшее в моей семье……»;

      — «Самая большая радость, которую я доставил….»;

      — Самые приятные каникулы …..» и т.д.

      Затем можно побеседовать:

      — О чем больше всего любишь говорить?

      — На какую тему труднее всего говорить?

      — Что нового узнал о себе, о других участниках?

      — Какое настроение у тебя сейчас?.

      1. Ильина М. Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. – Питер, 2006 – 205 с.

      2. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. Академия Развития, 2006 г. 160 с.

      3. Рымчук Н. С. 150 лучших развивающих игр детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности – Академия Развития, 2009 – 256 с.

      nsportal.ru

      Над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать. С рождения до 3 лет — родителям, в детсадовский период к ним подключается воспитатель, в школьные годы — учителя и администрация школы играют ведущую роль в становлении ребенка, и только в подростковый период друзья и компания — движущая сила в становлении самооценочной функции. Однако родные не должны отстраняться от решения проблемы ни при каких обстоятельствах. Будь это застенчивость, или девиантное поведение, или гиперагрессия — в любом случае ребенку необходимо понимание близких людей.

      Признаками заниженной самооценки у детей раннего дошкольного возраста могут быть нежелание играть с другими детьми, отказ от новых развлечений и увлечений (рисования, лепки и т. д.), физическая пассивность, постоянная задумчивость. В младшие школьные годы заниженная самооценка сказывается на учебе: обычно такие дети никак не проявляют себя. У них нет предметных предпочтений, а оценки стабильны.

      В подростковом возрасте на уровень самооценки влияют сверстники. Внешность, поведение, речь, одежда — все это может вызвать насмешку жестоких подростков, что, несомненно, обернется занижением собственных достоинств. Дело в том, что заниженная самооценка наиболее опасна, если проявляется в подростковый период. Анализируя свои недостатки, подросток способен совершить суицид или нанести вред здоровью близких. Поэтому так важно повышать самооценку подростка, тем более что для этого существует ряд действенных и проверенных методик.

      Предназначен для детей старшего школьного возраста (от 10 до 15 лет). Рекомендуется формировать группы (не более 5 человек) примерно одного возраста: 10-12 или 12-14 лет. Пятнадцатилетних подростков лучше всего выделить в отдельную группу.

      Цели: повысить самооценку ребенка, научить выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, раскрепостить застенчивых детей, развивать их творческое воображение, заставить застенчивого ребенка поверить в свои силы, раскрыть его достоинства и возможности.

      Атрибуты: листки бумаги, ручки или карандаши, актерский реквизит для ролевых игр (по выбору педагога), ватман для игры «Остров». Музыкальное сопровождение: тихая спокойная мелодия и более тревожная, с нотками надежды.

      Продолжительность: от 40 минут до 1 часа.

      Этап 1: рефлексия. Звучит тихая мелодичная музыка, в это время дети рассаживаются на места. Ведущий начинает разговор о настроении и погоде, затрагивая вчерашние новости.

      После минутного монолога ведущий читает стихи В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»:

      Крошка сын к отцу пришел,

      И спросила кроха:

      — Что такое хорошо

      И что такое — плохо? —

      У меня секретов нет, —

      Папы этого ответ

      Помещаю в книжке.

      Декламировать все произведение не стоит, после прочтения предложенного куска ведущий начинает диалог с участниками тренинга на тему «Плохое и хорошее в нашей жизни». Дети должны высказать предположения, отчего люди совершают плохие поступки и почему так редко улыбаются друг другу. Застенчивого ребенка разговорить сложнее, поэтому ведущему необходимо составить список вопросов, предполагающих обращение к более скромным участникам тренинга.

      Этап 2: разогревающее упражнение «Имена наоборот», направленное на знакомство детей (может применяться в качестве самостоятельного контактного упражнения). Оно призвано познакомить детей в коллективе, разрядить обстановку, настроить эмоциональный фон занятия, придать застенчивым детям смелости при знакомстве.

      Перед участниками на столе разложены разноцветные листы бумаги и карандаши. Ведущий предлагает им выбрать любой из понравившихся листов и карандашей для выполнения задания. После того как все участники сделали выбор, ведущий дает задание: написать на листе свое имя наоборот, к примеру: Яна — Аня, Денис — Синед, Артем — Метра. После этого они переворачивают листки с именами и по очереди представляются коллективу. Немного рассказав о себе, участник обращается к остальным с вопросом: «Так как меня зовут?» Коллектив должен назвать правильное имя. В игре складываются юмористические ситуации, которые сближают детей и подростков. Кроме того, застенчивые участники имеют возможность пошутить в коллективе, посмеяться над другими и даже над собой. Обычно начинает игру ведущий, переключая внимание на наиболее активного участника.

      Этап 3. основная часть тренинга — ролевая игра «Политическая интрига». Рассчитана на детей старше 12 лет. Ее цели — повысить самооценку детей, познакомить с реалиями взрослого мира, развить коммуникативные функции и командное чувство единения. Повысить уровень ораторского мастерства и умения выступать с устной речью.

      Ролевые игры отлично подходят для повышения детской самооценки. Исполняя роль более волевого человека, застенчивый ребенок открывает в себе новые качества, не замечая в процессе игры, как это происходит. Педагог или психолог может выбрать другой вариант ролевых игр («Сказочное кино», «Журнальный герой», «Пиратская страсть» и др.). Условия: игра должна подходить участникам по возрасту, сценарий предполагает наличие активного героя, роль которого достанется самому скромному участнику.

      Сценарий игры можно корректировать в зависимости от того, сколько детей задействовано в тренинге, а также цели занятия и степени закрепощенное™ детского коллектива. Среди участников распределяются роли:

      — дипломат (наиболее застенчивый ребенок);

      — консулы, посланники другой страны (двое ребят);

      — журналист (представитель местной оппозиционной прессы).

      Смысл игры заключается в том, что во время пресс-конференции с участием президента страны и представителей другого государства между ними разгорается конфликт, виновником которого косвенно становится журналист. Он задает провокационные вопросы представителю местной власти. Ответ президента не соответствует представлениям консулов. В результате начинается словесная перепалка. Вот тут-то в игру вступает дипломат — самый скромный участник игры. Его обязанность — разрешить сложившуюся ситуацию при помощи вербальных средств.

      Ребятам предлагается проявлять инициативу и к специально написанным репликам добавлять свои фразы и мысли, особенно игроку, исполняющему роль дипломата. Его ораторская речь — плод его фантазии. Задача взрослого — обозначить основные тезисы и моменты, которые помогут ребенку сориентироваться в построении дальнейшей речи. Это могут быть план выступления, основные тематические слова и выражения, а также указание интонационно-волевых акцентов выступления.

      Почему застенчивый ребенок получает роль дипломата? Его внутренний мир устроен так, что все происходящее он подвергает внутреннему анализу. Интровертная направленность мысли позволяет застенчивому ребенку быстро оценивать происходящее. Задача данного упражнения — научить его выражать анализируемое словами. К тому же гиперстеснительные дети не любят находиться в центре внимания, именно поэтому он и не исполняет роль президента. Роль дипломата позволяет находиться в тени, в то же время его помощь просто необходима. Ощущение значимости формируется на подсознательном уровне, чего и добивались.

      Дети старше 12 лет ориентируются в структуре политической власти, они прекрасно понимают, что президент — представитель политической элиты. В его речи не должно быть сомнений и колебаний.

      В игре необязательно представлять какое-либо из существующих государств и подразумевать реальных политических деятелей. Придумайте вымышленные или сказочные государства, например хоббитов и эльфов. Детям нравятся фантазийные сюжеты, которые отлично развивают творческое воображение. В центре конфликта могут быть борьба за земли, ценообразование или культурные разногласия. В общем, сценарий зависит от фантазии взрослого, проводящего тренинг. Разнообразные варианты сценариев можно найти на интернет-сайтах, посвященных ролевым играм.

      Продолжительность основного этапа — 20-25 минут.

      После завершения конфликта, удачно разрешенного благодаря речи дипломата, политики пожимают друг другу руки. В проигрыше оказывается только журналист, поэтому его роль должна достаться самому раскованному участнику.

      Для создания эффекта правдоподобия можно разработать элементы костюма: галстуки, пиджаки, диктофон для журналиста и т. д.

      Игра должна завершиться на позитивной ноте, оставляя отличные воспоминания. Создавайте побольше правдоподобных ситуаций, юмористических сцен — это позволит актерам раскрепоститься.

      Этап 4: расслабляющие упражнения. Этот этап тренинга может быть представлен пальчиковыми играми или подвижными упражнениями. Найти пальчиковые игры для подростков весьма сложно, так что можно использовать упражнения с веревкой. Однако для детей старшего школьного возраста лучше всего подходят подвижные расслабляющие минутки.

      А с детьми младшего и старшего школьного возраста можно сыграть в игру «Кривое зеркало». Ее цели — снять усталость, отвлечь детей от интеллектуальной деятельности, активировать физическую деятельность, развивать синхронность в действиях.

      Два участника тренинга становятся друг напротив друга. Первый начинает делать различные движения, второй старается повторить их как можно быстрее. Как только второй участник (который повторяет) ошибается, игроки меняются ролями. Теперь тот, который показывал движения, повторяет за вторым участником. Когда в группе нечетное количество детей, первая пара может быть сборной: ведущий и ребенок. В таком случае правила игры усваиваются моментально.

      Подобные подвижные минутки оказывают релаксирующее действие. Детям нравится кривляться, выражая свои эмоции через движения. Застенчивые дети делают это с особым удовольствием, порой не замечая, что позволили себе расслабиться.

      Этап 5: завершающая фаза тренинга. Может быть представлена арт-терапией либо рефлексией в форме беседы.

      Творческие задания должны отражать суть тренинга. Например, предложите детям нарисовать плохое и хорошее. Тихая музыка и отлично проведенное время должны помочь детям зафиксировать внимание на положительном восприятии. Другой вариант — вырезать бумажные фигурки, отражающие видение негатива и позитива.

      Беседа по поводу прошедшего тренинга должна завершить занятие. Ведущий выясняет, насколько изменилось восприятие действительности у всех участников. Если застенчивый ребенок легко идет на контакт, поздравляем: вы достигли нужного результата. Следующая стадия — тренинг по развитию коммуникативности.

      Тренинги, повышающие самооценку, — наиболее сложные в организационном смысле. Комбинированные упражнения, которые применяются в других тренингах, вряд ли подойдут для них. Все представленные здесь задания должны работать на повышение оценочной функции детей. Это важно знать и помнить.

      schoolpsycholog.ucoz.com

      Развитие адекватной самооценки.

      Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

      Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до

      каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

      Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью.

      Становление самосознания зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки. Она становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе — более обоснованными.

      В то же время в самооценке наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

      на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности — который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, становится центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

      sci.house