Самооценка диагностика подростки

Самооценка ребенка, подростка, школьника, взрослого

Самооценка – это уровень уважения самого себя. Как вы относитесь к себе, принимаете ли Вы себя таким, как есть, считаете ли себя личностью, достойной уважения, несмотря на отдельные недостатки, или не считаете себя таковым. В зависимости от этого различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Как завышенная, так и заниженная самооценка для развития личности одинаково непродуктивна. При завышенной самооценке развиваться некуда, т.к. человек уже «само совершенство, идеал». Однако это признается, мягко говоря, не всеми, поэтому многочисленные конфликты с окружающими, в которых виноватыми являются обязательно другие.

Низкая самооценка личности

Заниженная самооценка приводит к тому, что человек считает себя хуже других, менее достойным, умным, красивым и т д.

Влияние самооценки на личность человека очень велико. Чем мешает человеку низкая самооценка? При низкой самооценке человек не верит в себя, свои возможности, не нравится себе. Недовольство собой испытывают постоянно или очень часто. Человек работает, достигает целей, ставит новые цели, а отрицательное отношение к самому себе остается. Кроме того, низкая самооценка обязательно отражается на внешности человека (это могут быть поза, жесты, мимика, поведение). Поскольку 70 % информации о человеке дают эти показатели, то понятно, что круг недовольства собой постоянно подпитывается и замыкается: «Я хуже, чем он» — говорите Вы на подсознательном уровне через позу, жесты. «Да, он хуже, и сам дает мне это знать о себе», — считывают вашу подсознательную информацию другой.

Диагностика уровня самооценки

Если вы хотите узнать вашу самооценку личности, ответьте на вопросы теста, поставив у каждого числа одну из четырех цифр, наиболее соответствующую Вашей оценке: нет, не так – 0; частично так – 1; в основном так – 2; да, все именно так и есть – 3.

  • Я обычно сравниваю себя с другими людьми.
  • Я часто чувствую себя усталым.
  • У меня сильная потребность в одобрении.
  • У меня часто возникает ощущение, что я должен защитить себя.
  • Я предпочитаю ничего не делать из-за боязни провала.
  • Я хочу всегда все сделать на 101%.
  • Я часто считаю, что другие люди несут ответственность за мои проблемы.
  • Я боюсь показать свое настоящее Я.
  • Я всегда пытаюсь сделать что-то хорошее для других.
  • Я очень зависим от мнения других людей.
  • Мне трудно в чем-то отказать людям.
  • Я часто завидую другим в том, что у них есть.
  • Если я сделаю ошибку, то считаю себя менее достойным, чем другие.
  • Я очень тревожусь о том, что окружающие думают обо мне.
  • Меня всегда тянет подвергнуть сомнению свои способности.
  • Я осуждаю себя за ошибки, которые совершаю.
  • Часто чувствую себя не готовым к новой ситуации.
  • Чаще всего я считаю себя менее достойным человеком, чем другие.
  • Мне трудно принимать комплименты от других людей.
  • Я часто испытываю чувство вины.
  • Если Вы хотите оценить результаты теста диагностики уровня самооценки, то просто сложите цифры, которые поставили с каждым предложением.

    0-10 баллов — У Вас есть некоторые проблемы, связанные с недостатком самоуважения.

    11-20 баллов — Вы чувствуете себя неуютно в жизни из-за недостаточного уважения к себе и поэтому часто неудовлетворенны и несчастны.

    21-40 баллов — Вы могли бы подарить себе заслуженную порцию самоуважения, Вы сами затрудняете себе жизнь.

    41-60 баллов — Вы почти отказываете себе в уважении и страдаете из-за этого. Вам надо серьезно поработать над собой.

    Способы повышения, коррекции и улучшения самооценки

    Улучшение самооценки с помощью упражнения «Самовосприятие»

    Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нравиться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я забочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все хорошо. Я хочу по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной поддержки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим ободряющие слова».

    Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваши ценные качества»

    Составьте список Ваших ценных качеств. Можно внести в него какие-нибудь из нижеперечисленных пунктов:

  • Я забочусь о своей семье.
  • Я люблю животных.
  • Я – хороший друг.
  • Я помогаю людям.
  • Я признаю свои ошибки.
  • Я довольно привлекателен.
  • Я талантлив.
  • Я умею хорошо делать (перечислите).
  • Я стал лучше понимать себя
  • Носите написанный на листе бумаги список с собой. Когда негативные мысли начинают одолевать Вас – достаньте его, прочитайте.

    Представьте себе то, что у Вас получается особенно хорошо, мысленно похвалите себя за наличие этого позитивного качества. Думайте о себе только хорошее. Распространите на себя собственную любовь просто потому, что она очень полезна для Вас.

    Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваша осанка»

    У человека, недовольного собой, опускаются плечи, становится сутулой спина, опускается подбородок. И, наоборот, когда он доволен собой, то плечи распрямляются, голова и подбородок поднимаются. Поэтому, при коррекции, тренируя мыщцы-разгибатели спины, Вы избавляетесь не только от сутулости, но и поднимаете ваше настроение и самооценку. Хорошую нагрузку эти мыщцы-разгибатели получают во время плавания. выпрямляя спину, улучшая свою осанку, вы перестаете подпитывать собственный круг недовольства собой.

    Помощь психолога в коррекции самооценки

    Психология может предложить вам множество способов коррекции завышенной или заниженной самооценки. Но изучить их самостоятельно и правильно использовать удается далеко не каждому. Часто для их подбора, адаптации под вас и эффективного использования требуется помощь психолога.

    Наши психологи в Туле обязательно помогут вам в диагностике уровня самооценки, улучшат самооценку дошкольников, школьников, подростков и взрослых, скорректируют заниженную или завышенную самооценку личности. Приходите к нам!

    www.psiola-center.ru

    Ваш психолог. Работа психолога в школе.

    Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).

    Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.

    Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

    С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

    В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).

    Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

    Адекватность самооценки

    Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

    В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.

    Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.

    Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

    Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

    В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.

    Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

    Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки

    подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.

    Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

    В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

    Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.

    «Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.

    Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

    Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

    Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

    Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

    У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

    Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

    Физический облик и самооценка

    Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.

    Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.

    В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

    Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение.

    С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость.

    Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).

    Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

    Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

    Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.

    В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

    Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

    Характер самооценки и качества личности

    Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.

    Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

    Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

    Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

    Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

    Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.

    Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

    Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

    Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

    Эмансипация самооценки

    Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения.

    Развитие самооценки в процессе общения

    Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

    Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

    Влияние родителей на самооценку подростка.

    Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

    Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».

    Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.

    Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

    Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-кон-цепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.).

    Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

    В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

    Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.

    Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

    Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

    Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

    Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

    Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

    Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

    Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.

    Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.

    Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.

    Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.

    Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

    1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
    2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
    3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

    Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».

    Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

    Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

    Самооценка и педагогическая оценка

    Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.

    В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.

    Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика .

    Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.

    Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.

    Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).

    У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности .

    Источник: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

    www.vashpsixolog.ru

    Самооценка подростка

    Если ребенок в оценке своей личности зависит от учителей и родителей, то самооценка подростка создается на основе мнения о нем друзей, знакомых, сверстников и представителей противоположного пола. Для подростка очень важно, что о нем думают и как его воспринимают в обществе.

    Именно в переходный период рушатся стереотипы, которые навязали ребенку в раннем детстве. Подросток выступает против устоев. Самооценка подростка выходит за рамки послушания и успеваемости в учебе. Ценности подростка меняются. Он начинает критиковать себя, придирчиво относиться к своей внешности, прислушиваться к мнению окружающих и зависеть от чужих взглядов. Подросток еще не уверен в себе, у него отсутствует твердый внутренний стержень. В этом возрасте очень важно, чтобы у ребенка развивалась нормальная самооценка.

    Зачастую у девочек-подростков самооценка ниже, чем у мальчиков. Это потому, что каждая девочка в этом возрасте стремится к вниманию со стороны представителей противоположного пола. Ей хочется быть красивой, нравиться окружающим.

    Низкая самооценка подростка может иметь плохие последствия в дальнейшей жизни ребенка. Если подросток будет думать, что он «неудачник», человек, который не достоин любви, уважения и внимания окружающих, он постепенно потеряется как личность. В конце концов человек становится замкнутым, закрывается от всех в своем маленьком мирке и не стремится к самоусовершенствованию. Он ищет себе подобных, тех людей, которые примут его таким, каким он кажется сам себе.

    В переходный период самооценка подростка должна быть в норме. Способствовать этому, прежде всего, должны близкие люди. Очень важна родительская поддержка и помощь учителей, даже в том случае, когда подросток отрицает, что нуждается в этом.

    Чтобы сформировалась правильная самооценка подростка, родители и учителя не должны ущемлять ребенка в выражении своего мнения, собственных интересов. Близкие люди должны стараться понять подростка, его мысли и поступки, ведь для него это очень важно. Нужно аккуратно подталкивать подростка к достижению новых результатов, к самоусовершенствованию. Типичной ошибкой многих родителей, которые имеют более одного ребенка, является сравнивание одного ребенка с другим. «Посмотри на старшего брата — умный, способный, спортсмен, не то что ты!» — позволяют говорить себе родители, полагая, что это стимулирует их горе-ребенка к действиям. Запомните: этого делать нельзя, так как вы оскорбляете индивидуальность подростка. Если уж хотите привести сравнение, то сравните самого ребенка в прошлом и в нынешнем времени.

    Самооценка подростка будет правильной в том случае, если его близкие будут вселять в него веру, что он умный, способный, привлекательный и может все. На самооценку подростка влияет также общество, в котором он находится ежедневно, условия жизни и деятельность.

    Активный образ жизни подростка положительно влияет на его самооценку. Те подростки, которые участвуют в разных мероприятиях, соревнованиях и конкурсах, имеют высокую самооценку. Они уверены в своих силах и любят быть в центре внимания.

    Правильная самооценка подростка — это первый его шаг к достижениям и успехам в дальнейшей жизни.

    topgorod.com

    Самооценка младших подростков

    Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование самооценки младших подростков.

    2.1. Организация и методы исследования.

    В исследовании принимали участие подростки младшего возраста, школьники 8-9 классов, учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Курска. Было протестировано 29 человек : 15 мальчиков и 14 девочек.

    Для изучения общей самооценки была выбрана методика « Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования ( Опросник Г.Н.

    Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника. Методика содержит 20 вопросов. При интерпритации результатов подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под чётными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат мог находиться в интервале от -10 до +10. В зависимости от результата, выделялось три уровня самооценки : низкий, средний и высокий .

    Следующая методика, которая проводилась на испытуемых: «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан».

    Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки (умение делать много своими руками), внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

    Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

    ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

    Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

    Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

    1.Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

    2.Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

    3.120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным) , представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

    В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

    Можно оценивать себя с собственных позиций, а можно попробовать оценить себя «со стороны» — какое впечатление вы производите на других людей. Интерпретация факторов ЛД

    При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

    Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

    При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

    Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

    Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

    При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

    Использование метода ЛД .ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии — интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

    От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

    В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

    В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я. ») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

    Методика комплекса неполноценности. Первыми комплексы неполноценности описали и дали им определение «отцы — основатели» психоанализа. Этим названием они обозначили эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости. Комплекс неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других. Этот комплекс порождён неуверенностью в своих достоинствах или способностях.

    С точки зрения психологии, та или иная самооценка самым прямым образом связана с личным отношением к окружающему миру. Тот, кто любит этот мир, любит и себя. Эта методика позволяет определить как человек себя оценивает, часто ли сравнивает себя с другими людьми.

    Методика содержит 30 вопросов. После подсчёта баллов выявляется уровень комплекса неполноценности: заниженный, низкий, средний, завышенный.

    Таким образом, комплекс перечисленных выше методик позволяет определить уровень самооценки в общем. Методики помогут испытуемым разобраться в себе, наглядно определить свои возможности, выявить свои плюсы и минусы. По результатам тестирования испытуемые могут провести самокоррекцию поведения, самосовершенствоваться.

    2.2. Анализ результатов исследования.

    Первичная обработка полученных данных показала, что при выявлении уровня общей самооценки (Опросник Г.Н. Казанцевой) у 29% девочек и 47% мальчиков младшего подросткового возраста уровень самооценки средний. 71% девочек и 40 % мальчиков имеют достаточно высокий уровень самооценки. Также 13% мальчиков имеют низкую самооценку. Результаты показывают, что у девочек общий уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

    Полученные результаты по методике «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан» также говорят о том, что у девочек младшего подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков. Средний уровень самооценки у 27% мальчиков и 21% девочек, у 73% мальчиков и 50% девочек самооценка находится на высоком уровне, и очень высокий уровень самооценки получен только у 29% девочек. Анализ результатов показал, что у девочек уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

    Полученные данные по методике «Измерение личностного дифференциала» также показывают, что девочки младшего подросткового возраста достаточно высоко оценивают свои личностные качества. 64% девочек и 67% мальчиков имеют средний уровень оценки себя, высокий же уровень 20% мальчиков и 29% девочек. У 13 % мальчиков выявился низкий уровень оценки своих личностных качеств. Анализ этой методики также позволяет нам увидеть, что оценка своих личностных качеств у мальчиков младшего подросткового возраста ниже, чем у девочек.

    Анализ результатов по методике «Комплекса неполноценности» в достаточной степени показывают, что мальчики младшего подросткового возраста имеют низкую самооценку, часто испытывают неловкость перед своими сверстниками, стесняются себя, не редко сравнивают себя с ровесниками и выносят вердикт не в свою пользу . У 40% мальчиков и 36% девочек уровень комплекса неполноценности низкий. 57% девочек и 46% мальчиков имеют средний уровень.

    Таким образом, анализ полученных данных позволяет нам делать вывод о том, что у девочек младшего подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

    В ходе исследования уровня самооценки школьников младшего подросткового возраста был использован комплекс методик на выявление и изучение уровня самооценки. Полученные данные показали, что уровень самооценки у девочек младшего подросткового возраста выше, чем у мальчиков.

    В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие «самооценки», её виды, функции и составляющие.

    Самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.

    Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

    Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение — самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

    Самооценка может быть реалистичной и не очень, стойкой и колеблющейся, положительной и отрицательной, высокой и низкой.

    Самооценка неразрывно связана с Я – концепцией.

    Из определения Р.Бернса, в Я- концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я- концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

    1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

    2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

    3.Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

    Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :

    1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

    2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    Также было проведено исследование на выявление уровня самооценки подростков младшего школьного возраста. В нём приняло участие 29 человек, 14 девочек и мальчиков, учащиеся восьмых – девятых классов МОУ «Средней общеобразовательной школы № 14» г.Курска.

    Испытуемым предстояло выполнить комплекс методик, направленных на изучение уровня самооценки: методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования ( Опросник Г.Н.Казанцевой) », «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан», методика личностного дифференциала, самооценка комплекса неполноценности.

    Таким образом, в ходе исследования, гипотеза, выдвинутая нами изначально, подтвердилась. Анализ полученных данных позволяет нам делать вывод о том, что у девочек младшего подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

    1.Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков- М., 2001.

    2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

    3.Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем — Казань, 2000.

    4.Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1999.

    5.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. — М., 1999.

    6.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. — М., 2000.

    7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности. Автореф. канд. психол. наук – Н., 2000.

    8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. 1998.

    9. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., МГУ, 2001.

    10. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

    11.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.,2004.

    12.Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. — Т.4. — М., 1999.

    13.Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. — М., 1994.

    14. Дианова З.В., Щеглова Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1998

    15. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

    16. Захарова А.В. Генезис самооценки. М., 1998.

    17.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    18.Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.

    19.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение,2000.

    20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.

    21.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1996.

    22.Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка — М., 1995.

    23.Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. — 2001. — № 2.

    24.Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. — Самара: БАХРАХ, 2002.

    25. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. – М., 2001.

    26.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2000.

    27.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000..

    28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001.

    29.Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения -М., 2002.

    30.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии — 1999.- № 6.

    works.doklad.ru