Завышенная и заниженная самооценка у детей

Самооценка: заниженная и адекватная

Все чаще и чаще на консультацию приводят детей, у которых заниженная самооценка Заниженная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для гармоничного развития личности. В психологическом портрете детей с заниженной самооценкой присутствуют: нерешительность, обидчивость, неуверенность в себе, эмоциональная закрытость, чувствительность, необщительность. Многие дети демонстрируют тревожность, страдают от многочисленных страхов, имеют нарушенное общение со сверстниками.

Психологическое обследование каждого конкретного запроса выявляет одни и те же тенденции в детско-родительских отношениях: гиперпротекция, эмоциональное отвержение ребенка, воспитательная неуверенность родителей. Внутрисемейный климат индикатор самооценки ребенка. Заниженная самооценка формируется, если:

• Родители завышают ожидания в отношении ребенка, принимают за него ответственные решения, лишают его самостоятельности, постоянно опекают и контролируют. Противоречивость требований, авторитаризм сформируют заниженную самооценку, породят сомнения в своих возможностях, тревожность, страх, будут способствовать безынициативности.

• Неприятие ребенка в семье (родился не вовремя или хотели ребенка другого пола, он не соответствует образу «идеального ребенка» в родительских установках), отсутствует эмоциональное принятие ребенка порождают замкнутость, робость, обидчивость, неуверенность в себе.

• Семьи с тревожно-мнительным воспитанием, где преобладающим является «фобия утраты ребенка» (единственного, позднего или часто болеющего) вырастят робких, нерешительных, обидчивых, не уверенных в себе детей.

• Равнодушные родители, уделяющие детям мало внимания, когда они чувствуют себя нелюбимыми, ненужными, лишними, способствуют развитию комплекса собственной неполноценности, преследующего их всю жизнь.

• Беспредельное обожание и восхваление ребенка, где он растет в стиле «кумира семьи», когда удовлетворяется любая прихоть, приводит к тому, что ребенок, твердо веря в свою исключительность, вырастет эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать ничего взамен.

В целом для ребенка-дошкольника свойственна скорее завышенная самооценка, завышенные представления о себе и своих возможностях. Это и есть вариант нормы. Чувство защищенности и осознанная родительская любовью помогает ребенку расти и расцветать, чувствовать себя важным, нужным. Адекватная самооценка помогает детям легко преодолевать трудности и чувствовать себя счастливыми.

Очень важно, чтобы родители выражали уверенность в том, что их ребенок обязательно научится тому, что еще пока не умеет, что у него все получится; что он действительно хороший, умный, добрый, честный. Искренняя теплая семейная атмосфера, в которой царят уважение, доверие, понимание, поддержка, чувство психологической защищенности основные условия формирования позитивной самооценки у ребенка. Последствия негармоничного стиля воспитания — неадекватная самооценка. И как следствие негативные варианты поведения.

Позитивная самооценка как условие гармоничного развития личности формируется, если:

• Родители принимают ребенка таким, какой он есть.

• Сравнивают ребенка только с самим собой сегодняшние изменения с вчерашними; успехи и недостатки с его же достижениями и промахами.

• Порицают за конкретные поступки, а не в целом.

• Помнят, что отрицательная оценка враг интереса и творчества.

• Дают посильные задания и поручения, учитывают реальные возможности ребенка.

• Поощряют инициативу, самостоятельность, искренне радуются каждому, даже самому маленькому, успеху. Это вселяет в ребенка уверенность и окрыляет для новых достижений.

• Воспитывают веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что ты с этим легко справишься!», «Если ты захочешь, то у тебя все получится!

• Предлагают свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.

• Учат ребенка уважать себя.

Адекватная самооценка награждает ребенка активностью, любознательностью, общительностью, жизнерадостностью, открытостью и непосредственностью; учит считаться с замечаниями взрослого или сверстника, осознавая их справедливость.

www.inessasm.com

Низкая самооценка у детей

Причины, по которым формируется низкая самооценка у детей

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве на основе мнений значимых взрослых, то есть родителей и ближайшего окружения. Маленький ребенок еще не имеет четкого представления о самом себе и может оценивать себя, только глядя на свою личность сквозь призму родительского восприятия. От того, каким будет это своеобразное «зеркало» и зависит уровень самооценки малыша.

В детстве ближайшим окружением детей являются ближайшие родственники и воспитатели. Их педагогические ошибки могут серьезно подорвать самооценку ребенка.

Ложные убеждения. Заниженная самооценка похожа на вирус: родители передают ее своим детям, в свою очередь, унаследовав ее от своих отцов и матерей. Ядром пассивного и тревожного отношения к жизни является целый комплекс ложных представлений, ценностей и убеждений. «Не высовывайся», «надо быть как все», «ты не сможешь этого сделать» — эти слова слышало не одно поколение детей от своих родителей. Такие слова могут не только снизить самооценку, лишить человека активности, но и взрастить комплекс неполноценности.

Оценивание личности, а не поступка. Нередко родители и воспитатели допускают одну и ту же грубую ошибку: воспитывая, они оценивают не поступок, а саму личность. К примеру, говорят ребенку, что он плохой. Такие оценочные суждения невольно возникают у взрослых в ответ на проступки детей. Вместо того, чтобы осудить поступок ребенка, взрослые оценивают саму личность как «плохую». Ребенок запоминает эти негативные оценки и у него возникают чувства неполноценности, вины и стыда.

Сравнение с другими детьми. Некоторые родители считают, что сравнивая свое чадо с другими, по их мнению, более прилежными и послушными детьми, дают ему ценный жизненный урок. На деле же, все обстоит совершенно иначе. Этим они провоцируют развитие в ребенке таких качеств как ненависть и зависть по отношению к «эталонам» послушания. Сравнивать ребенка с другими детьми недопустимо. Это можно делать, только сравнивая ребенка с самим собой, то есть, показывая ему его собственный прогресс.

Отсутствие признания. Уже в возрасте 2-х лет ребенок стремится делать все сам. Правда, у него еще немногое получается, но он очень хочет показать, что может что-то сделать самостоятельно. Очень важно не упустить этот момент и обязательно замечать успехи малыша и хвалить его. Отсутствие признания со стороны родителей закладывает в ребенке сомнения в своих силах. В будущем такой человек будет неуверенным и замкнутым, он будет избегать проявления всякой инициативы и творчества.

Завышенные ожидания. Нельзя требовать от ребенка сверхспособностей или сказочной успеваемости. Многие родители, не реализовавшие себя в какой-то сфере жизни, переносят свои ожидания на детей. Они предлагают им свою несбывшуюся мечту, как единственно возможный вариант развития и заставляют к ней идти. Классический пример – юный отпрыск, вынужденный разучивать гаммы на пианино только потому, что этого хотят родители. А ведь ребенок – это не чистый лист, на котором можно написать все, что угодно. Это личность со своими задатками и скрытыми талантами. И для того, чтобы реализовать мечты родителей у нее просто может не оказаться нужных способностей. В итоге, потерпев неудачу в погоне за чужой мечтой, ребенок может надолго разувериться в своих силах.

Потакание или излишняя строгость. Слишком строгое воспитание, как и потакание прихотям ребенка, формируют нерешительность. Такие люди боятся принимать решения и часто предпочитают вообще ничего не делать, главное, чтобы не было хуже. Отсутствие самостоятельности является гарантом формирования комплекса неполноценности и заниженной самооценки.

Претензии к внешности. Нужно принимать и любить ребенка таким, каким он есть. Постоянное недовольство родителей по поводу внешности детей может выражаться в подобных фразах: «ты слишком толстый, надо худеть», «ты очень худой потому, что ничего не ешь», «тебе надо поправляться, ты уже такой худой и страшный». Если ребенок слышит эти слова изо дня в день, он, конечно же, станет неуверенным в себе, поверив в то, что в его внешности что-то не так.

Адекватная самооценка – это, прежде всего, умение принимать самого себя таким, как есть. У людей с нормальной самооценкой есть та редкая гармония, позволяющая жить в ладу с миром и приносить людям радость. И формирование именно такой самооценки во многом зависит от родителей и воспитателей.

otebe.info

Завышенная самооценка у ребенка

У моей тоже очень часто это проскакивает. Борюсь изо всех сил, стараясь доказать, что другие дети могут что-то делать не хуже, а порой и во много раз лучше чем моя «Королева» 23.06.2005 15:13:13, Зяблик

Это для нас, взрослых — знак, когда чему время:)

И, если мы будем внимательными, то поймем, когда что сказать, а когда лучше вообще промолчать:)

Восхищайтесь теми продуктами творчества ребенка, которыми сам ребенок доволен, раньше Вашей оценки:) Обязательно:)

А там, где сам ребенок недоволен, действуйте просто тактично.

Постепенно малыш научится анализировать свою работу со своей точки зрения и с точки зрения «Зрителей».

А это основа уверенности в себе:)

Во всех чебника психологии и все психологи говорят о том, что в дошкольном возрасте

ЗАВЫШЕННАЯ самооценка является НОРМОЙ, и плохо когда наоборот, адекватная самооценка складывается только к концу начальной школы

Сейчас же перед психологами стоит другая задача!! — У большинства детей в ДОУ Заниженная самооценка и ВОТ ЭТО УЖАСНО.

Так что обнимите Вашу малышку и скажите,что она самая лучшая.

Она действительно не может понят как Вам может нравиться что-то больше чем она(ее работы, ее достижения.)Так же как вы для нее самая лучшая — она ведб вам ни разу не говорила, что Петина мама лучше готовит, красивее одевается, улыбается шире? Вы для нее совершенство — и она для Вас(у нее в представлении)тоже.По Пиаже это называется детский эгоцентризм, когда ребенок не может встать на позицию другого человека — это характерная черта дошкольника.

Я Вам завидую) 16.06.2005 07:51:05, bolus

Пожалуй, стоит отметить еще два момента: необходимо определиться, кто она у вас — индивидуальный и командный игрок, и найти ей занятия по интересом либо в «личном», либо в «командном» зачете. Опять же — ПОКА без конкуренции (мне кажется, можно найти такие кружки, только это будет не спорт, а нечто художественное — вряд ли можно четко ранжировать по успешности рисунок или скульптуру).

Сейчас как раз и возраст подходящий для некоторого расширения границ — знакомства с внешним миром, с его объективными требованиями и незаинтересованными в тебе «судьями».

Еще добавлю — настоящая самооценка формируется на основе своей оценки своих достижений в тех областях, которые ты САМ выбрал. Пока мне непонятно — то, что Вы описали — это ее мнение об оценке другими людьми? А довольна ли она своими собственными достижениями и своей инициативой, самостоятельностью? Гордится ли тем, что сегодня сделала лучше, чем вчера?

Потому что относительность оценки — тоже важная штука. Важно понять, что есть разные «среды», где ценятся разные качества, и судят о них разные люди по-разному. Это одна «песня», и это быстро усваивается в социуме.

И есть вторая оценка — сравнение себя сегодня и в прошлом, и понимание, что, с одной стороны, невозможно везде быть лучшей, а с другой — что желаемые качества в себе можно развить, если целенаправленно над этим работать — это другое.

В общем, я к тому, что — с внешней оценкой оно само образуется по мере взросления, а вот с внутренней оценкой — я бы могла, например, своей почаще задавать вопросы вроде «Как у тебя сегодня получилось . то-то?

Ты довольна результатом по сравнению с прошлым . разом, годом и т.д.? Хочешь ли ты научиться еще лучше это делать? Что мы можем сделать для этого?»

Ну, не так занудно :)), наверное. в жизни получится :))

Но смысл такой — постепенно научить ребенка осознавать свой прогресс и ставить себе планку осознанно.

Имхо, конечно, все.

А иметь дом и домашних, которые считают тебя САМОЙ ЛУЧШЕЙ — это, по-моему, здорово! 15.06.2005 18:36:19, Svetlana:)

conf.7ya.ru

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.

Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.

Завышенная самооценка признаки

Самооценка личности завышенная проявляется по сравнению с заниженным самооцениванием более однообразно. В первую очередь такой человек ставит себя превыше других, считает себя светилом, а всех остальных недостойным его. Однако не всегда сам человек ставит себя выше других, нередко, сами люди возносят его, но он не в состоянии адекватно относиться к такой оценке себя, и им овладевает гордыня. Причём она может настолько сильно прилипнуть к нему, что даже, когда момент славы далеко позади, гордыня остаётся с ним.

Неадекватно завышенная самооценка и ее признаки:

  • человек всегда уверен в собственной правоте, даже при существовании конструктивных доводов и аргументов в пользу противоположной точки зрения;
  • в любой конфликтной ситуации или при споре индивид уверен, что последняя фраза должна оставаться за ним и ему неважно, какой именно будет эта фраза;
  • он полностью отрицает факт существования противоположного мнения, отвергает даже возможность того, что каждый индивид имеет право на собственную точку зрения. Если он все-таки согласится с таким утверждением, то будет уверен в «неправильности» точки зрения собеседника, отличной от его;
  • субъект уверен в том, что если у него что-либо не получается, то в этой ситуации виновен не он, а окружающий социум или сложившиеся обстоятельства;
  • он не умеет просить прощение и извиняться;
  • индивид постоянно ведет соперничество с коллегами и друзьями, желая всегда быть лучше других;
  • он высказывает собственную точку зрения или принципиальные позиции постоянно, даже при условии, что его мнение никому не интересно, и высказывать его никто не просит;
  • в любых дискуссиях человек очень часто употребляет местоимение «я»;
  • любую критику, направленную на него, он воспринимает в качестве проявления неуважения к своей персоне, и всем видом дает понять, что ему абсолютно безразлично мнение окружающих о нем;
  • для него важно быть всегда идеальным и никогда не допускать ошибок и промахов;
  • любой неуспех или неудачи могут надолго выбить его из рабочего ритма, он начинает ощущать подавленность и раздражительность, когда не получается что-то сделать или достигнуть задуманного результата;
  • предпочитает браться только лишь за дела, достижение результатов в которых связано с трудностями, при этом, часто, даже не просчитав возможные риски;
    • индивид страшиться показаться окружающим слабым, беззащитным или неуверенным в себе;
    • собственные интересы и увлечения всегда предпочитает ставить на первое место;
    • индивид подвержен чрезмерному эгоизму;
    • он склонен учить окружающих людей жизни, начиная с любой мелочи, например, как правильно жарить картошку, и заканчивая более глобальным, например, как зарабатывать деньги;
    • в разговорах он больше любит говорить, чем слушать, поэтому постоянно перебивает;
    • его тон разговора характеризуется высокомерием, а любые просьбы больше напоминают приказание;
    • он стремится быть во всем первым и самым-самым, а если это не получается, то может впасть в депрессию.
    • Люди с завышенной самооценкой

      Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.

      Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.

      Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.

      Завышенная самооценка причины

      Чаще неадекватное оценивание в сторону завышения возникает вследствие неправильного семейного воспитания. Нередко неадекватная самооценка формируется у субъекта, который был одним ребенком в семье или первенцем (встречается реже). Малыш с раннего детства чувствует себя центром внимания и главной персоной в доме. Ведь все интересы членов семьи подчиняются его желаниям. Родители с умилением на лице воспринимают его действия. Они во всем потворствуют ребенку, и у него формируется искаженное восприятие собственного «Я» и представление о своем особенном месте в мире. Ему начинает казаться, что земной шар вращается вокруг него.

      Завышенная самооценка у девушки часто имеет зависимость от обстоятельств, связанных с их вынужденным существованием в суровом мужском мире и борьбой за свое персональное место в социуме с шовинистами в штанах. Ведь каждый так и норовит указать женщине, где ее место. Кроме того, завышенная самооценка у девушки часто связана с внешней привлекательностью лица и строения тела.

      Мужчина с завышенной самооценкой воображает себя центровым объектом вселенной. Именно поэтому он безразличен к интересам других и не будет прислушиваться к суждениям «серой массы». Ведь именно такими он видит остальных людей. Мужская неадекватная самооценка характеризуется беспричинной уверенностью в своей субъективной правоте даже в условиях свидетельствования фактов об обратном. Подобных мужчин еще можно назвать нарциссами.

      По статистике женщина с завышенным оцениванием себя встречается гораздо реже, чем мужчина с завышенной самооценкой.

      Завышенная и заниженная самооценка

      Самооценка является внутренним представлением субъекта о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Еще она также обуславливает отношение к социуму и миру в целом. Самооценка имеет три грани. Так, например, любовь к людям начинается с любви к самому себе, а заканчиваться может с той стороны, где любовь уже переходит в заниженную самооценку.

      Верхним пределом оценивания себя является завышенная самооценка, в результате которой индивид воспринимает свою личность неверно. Он видит не себя настоящего, а надуманный образ. Такой индивид неправильно воспринимает окружающую реальность и свое место в мире, идеализирует свои внешние данные и внутренние потенциал. Он считает себя более умным и здравомыслящим, гораздо красивее окружающих и успешнее всех.

      Субъект, имеющий неадекватную самооценку, всегда знает и умеет все лучше других, знает ответы на любые вопросы. Завышенная самооценка и причины ее могут быть различными, например, человек стремится добиться многого, стать успешным банкиром или известным спортсменом. Поэтому он идет напролом к достижению своей цели, не замечая ни друзей, ни родных. Для него становится собственная индивидуальность своеобразным культом, а окружающих он считает серой массой. Однако нередко за высокой самооценкой может скрываться неуверенность в собственном потенциале, силах. Иногда завышенная самооценка является всего лишь своеобразной защитой от окружающего мира.

      Завышенная самооценка – что делать? Для начала следует попробовать признать уникальность каждой отдельной личности. Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, которая может быть верной, несмотря на то, что она не совпадает с вашей. Ниже приведено несколько правил для приведения самооценки в норму.

      Попробуйте во время беседы не только лишь слушать говорящего, но и слышать его. Не стоит придерживаться ошибочного мнения, что окружающие могут нести только чушь. Поверьте, что во многих областях они могут разбираться гораздо лучше вас. Ведь человек не может быть экспертом во всем. Разрешите себе допускать ошибки и промахи, ведь они только помогают приобретать опыт.

      Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.

      Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над самосовершенствованием и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.

      Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.

      Завышенная самооценка у ребенка

      Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

      Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.

      В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.

      У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.

      Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.

      vseopsycho.ru

      Повышаем у ребенка самооценку

      Достигнет ли ребёнок в будущем успеха в жизни или нет, напрямую зависит от уровня его самооценки, которая закладывается в раннем детстве. Ключевую роль в её формировании играют родители и обстановка в семье в целом, а в более позднем возрасте на восприятие себя оказывает воздействие окружение ребёнка. Что такое самооценка? Это осознание важности себя самого, умение адекватно оценивать собственные качества, достижения, достоинства и недостатки. Как развить в детях правильное отношение к себе и почему это важно?

      Здоровая самооценка – залог успеха

      Достичь баланса между заниженной и завышенной самооценкой при воспитании ребёнка нелегко. Здоровое восприятие себя ребёнок развивает постепенно, если он растёт в благоприятной атмосфере. Крепкая семья, где все относятся друг к другу с уважением, оказывают поддержку, искренне проявляют свои чувства, где малыш чувствует себя защищённым, — вот подходящие условия для развития здоровой самооценки у ребёнка.

      Дети с завышенным самовосприятием часто агрессивны, склонны к манипулированию другими. Они считают себя и свои интересы выше остальных. Им сложно смириться с поражением или воспринять отказ родителей выполнить их требование.

      Заниженная самооценка у детей проявляется иначе – такие малыши склонны уединяться, они не уверены в себе, в правильности своих действий и в достижении целей. Они постоянно находятся в ожидании худшего – что их не заметят, обидят, не выслушают, не примут. Свои собственные успехи эти дети не замечают или считают их незначительными.

      Ребёнку как с заниженной, так и с завышенной самооценкой придётся столкнуться с трудностями, которые непременно проявятся в поиске друзей, брачного спутника, работы и других сферах жизни. Вот почему важно с малых лет научить сына или дочь правильно оценивать и воспринимать самого себя как личность.

      Адекватная самооценка позволит ребёнку стать честным, справедливым по отношению к себе и окружающим, ответственным, сочувствующим и любящим. Такой человек умеет признавать свои промахи, равно как и прощать ошибки других. Он способен доводить дело до конца, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

      Насколько важны похвала и поощрение?

      О важности одобрения упоминалось ещё в Библии, где сказано, что похвала окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного самовосприятия ребёнка нужно хвалить и поощрять. Заметив, что малыш справился с какой-то задачей, получил новый навык, сразу похвалите его за успехи. Сказанное вовремя доброе слово побудит кроху стремиться завоевать ещё больше одобрения со стороны взрослых.

      Здесь действует и обратное правило – ребёнок, не получивший похвалы за добрый поступок или достижение, может утратить интерес к хорошим делам. Если родители постоянно игнорируют или воспринимают успехи ребёнка как должное, малыш начнёт привлекать их внимание к себе иным способом – баловством и агрессией.

      Важно научиться правильно поощрять детей, не перегибая палку. Преувеличенная или надуманная похвала способна навредить малышу – зачем прикладывать усилия, если мама и папа всё равно выскажут своё одобрение? В каких случаях похвала неуместна?

    • Из чувства жалости к малышу;
    • Если ребёнок присвоил чужие достижения;
    • Из желания снискать расположение малыша;
    • Не хвалят за природную красоту и здоровье.
    • У каждого человека есть разные способности и таланты, которые могут проявиться неожиданно. Чтобы выявить их и суметь развить, необходимо побуждать кроху совершать попытки пробовать себя в разных видах деятельности.

      Пусть кроха поёт, рисует, танцует или строит, не одёргивайте его, а ободряйте. Никогда не говорите детям, что им не стать великим танцором или музыкантом. Поступая так, вы добьётесь только того, что ребёнок перестанет даже пробовать что-то новое, а его самооценка снизится.

      Несколько способов повышения детской самооценки

      Убеждённость в том, что родители верят в твои силы и способности, поможет ребёнку преодолевать страхи и достигать целей. Хвалите малыша авансом, показывая и доказывая, что вы не сомневаетесь в нём. Как это делать? Говорите ему, что он обязательно сможет рассказать стихотворение без запинки, он сумеет выполнить определённую работу. Произносите эти слова без тени сомнения, это вдохновит ребёнка и придаст ему сил.

      Похвала ребенка с утра – это аванс на весь долгий и трудный день. Хвалите его и за то, что будет, внушите ему веру в себя и свои силы: «Ты расскажешь правило!», «Ты победишь на соревнованиях», «Ты постараешься», «Я в тебя верю» и т.д.

      Ещё один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мнением и просить совета в каком-то деле. Получив рекомендацию от сына или дочки, последуйте ей, даже если вы думаете иначе. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Не бойтесь показывать свою слабость, не скрывайте собственные неудачи, а признавайте их, тогда дети поймут, что и у взрослых не всегда всё получается с первого раза. Обращайтесь за помощью к ребёнку – такой приём особенно хорош в отношениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств.

      Нужно ли наказывать детей?

      Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без которой нельзя развить здоровую самооценку. Оно даёт возможность осознать собственные промахи, научиться исправлять ошибки. Что нужно знать родителям, применяя порицательные меры?

    • Наказание не должно сопровождаться нанесением физического или психологического вреда ребёнку (Читаем также: почему нельзя бить детей – последствия физического наказания детей);
    • Порицание – это любящая мера, не лишайте малыша ласки и заботы, когда он провинился (Читаем также: наказывать или нет ребенка за случайные проступки?);
    • Нельзя отнимать подарки у детей – это запрещённый приём;
    • Когда сомневаетесь, стоит ли наказывать за проступок, не делайте этого;
    • Старые промахи и проступки прощайте, забывайте, не упрекайте ими детей и не напоминайте о них;
    • Наказание не должно быть унизительным.
    • Стоит упомянуть о случаях, когда воспитательные меры стоит отложить или вообще отказаться от наказания ребёнка:

      1. Когда малыш болен.
      2. Если дочь или сын испытывают страх.
      3. После недавно перенесённой психологической травмы.
      4. Если кроха прилагает усилия, но у него не получается достичь результата.
      5. Когда вы уславшие или сильно раздражены.

      Для нормализации завышенной самооценки учите ребенка:

      • Прислушиваться к мнению и советам окружающих;
      • Уважать чувства и желания других;
      • Достойно относиться к критике.
      • Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?

        Разумное использование наказания и поощрения поможет отцу и матери найти ту самую золотую середину в воспитании детей и развить адекватное отношение к самому себе. Пример родителей станет краеугольным камнем в становлении гармоничной личности детей. Как малыши, так и подростки должны понимать, что мама и папа – обычные люди, которые не застрахованы от ошибок. Если у вас не получилось испечь пирог или закрепить ровно карниз, признайте это. Такое поведение сформирует адекватную самооценку у подрастающего поколения.

        Для развития адекватной самооценки:

      • Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте посильные задачи, чтобы он мог почувствовать себя умелым и полезным.
      • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он это заслуживает.
      • Хвалите за любую инициативу.
      • Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У меня не получился пирог…ну ничего, я знаю, в чем причина! В следующий раз я положу больше муки».
      • Никогда не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте с самим собой: кем он был вчера и кем он стал сегодня.
      • Ругайте только за конкретные проступки, а не в целом.
      • Анализируйте вместе неудачи, делая правильные выводы. Расскажите ему похожий пример из своей жизни и как вы справились с этим.
      • Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих.

        Как поднять самооценку ребенка: советы психолога

        Если ваш ребенок не уверен в себе, стесняется, боится подойти к незнакомым людям, боится знакомится с другими детьми, тревожен. В этом видео даны рекомендации как поднять самооценку ребенка, методы поднятия уверенности в себе, игры для преодоления застенчивости:

        razvitie-krohi.ru