Взаимосвязь самооценки и мотивации

Глава 2. Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

2.1. Задачи, методы и организация исследования………………….22-24 стр.

2.2. Исследование самооценки……………………………………. 24-26 стр.

2.3. Исследование социального статуса ……………………………26-28 стр. Заключение……………………………………………………………28-29 стр. Библиография………………………..……………………………….30-31 стр.

Введение. Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И значение занимаемого в группе положения довольно велико. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Здесь большое значение имеет самооценка. Самооценка – это динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.

Социальный статус – это положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности. Подобно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей.

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах.

В моей работе на рассмотрение предложена тема «Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности в старшем школьном возрасте», так как в этот период уровень самооценки активно влияет на становление личности старшеклассника, его социализацию и адаптацию к новым условиям. Данный возраст является наиболее благоприятным для формирования определенных психологических свойств и видов поведения в формировании личности и ее социального развития.

Помимо выше сказанного, взаимосвязь социального статуса и самооценки старших школьников является ценным показателем для школьного психолога, позволяющим оценить темпы психологического развития отдельных школьников и всего учебного коллектива в целом, помогает составить социальный портрет класса, а так же выявить качество процесса образования, и его соответствие возрастным нормам. Помимо этого, самооценка является ярким показателем возможных психологических проблем отдельных учащихся и взаимоотношений в коллективе. Исследованиями в данной области занимались многие психологи. Например, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, И.С. Кон. и др.

Объектом данного исследования является самооценка, предметом-

социальный статус личности.

Цель – рассмотреть взаимосвязь самооценки и социального статуса личности в коллективе.

Задачи: 1) Анализ понятий «самооценка» и «социальный статус».

2) Рассмотрение понятия старшего школьного возраста (юношеского возраста). 3)Теоретический анализ взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

studfiles.net

Тема: Взаимосвязь самооценки и мотивации на достижения успеха у мужчин и женщин

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у мужчин и женщин

1.1. Понятие самооценки и основные формы ее проявления

1.2. Мотивация достижения успеха, как объект исследования психологии

1.3. Опыт изучения гендерных различий в отечественной и зарубежной психологии

Глава 2. Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у мужчин и женщин.

2.1.Организация и методики исследования.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

2.2. Анализ результатов эмпирических исследований взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у мужчин и женщин.

2.3. Практические рекомендации для психологов службы персонала по изучению индивидуально-психологических особенностей сотрудников с учетом гендерных различий

  1. Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность. — М., 1990
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. -М., 1997, С.176
  3. Божович Л. И. Личность и ее фомирование в подростковом возрасте. М., 1968
  4. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1985
  5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4
  6. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 198бг.,№3
  7. Бороздина Л.В., Видинска Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний. // В кн. Личность в системе коллективных отношений. — Курск, 1980
  8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Педагогика М. 2002
  9. Бурова А.В., Суворова Т.Д. Зависимость самооценки школьника от содержания общения со стороны взрослого // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. — М., 1981
  10. Былкина И.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматический патологии. Дисс:канд.псих.наук — М.:МГУ, 1995
  11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
  12. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии, № 2. 1993.
  13. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов; Акад. пед. наук РСФСР, Ин- т психологии.- М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1999
  14. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та. сер.14. Психология. № 3, 2001,
  15. Джеймс У.. Психология. М., Педагогика. 1991. С.86.
  16. Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вест. Псков. Вол. ун-та, 1994г., №1
  17. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется Знание-сила 2000 №7.-С.21-32
  18. Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. Автореф.дисс:канд.психол.наук. — М., 1995
  19. Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, вып. 1(1), 1989(6)
  20. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
  21. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994
  22. История Психологии Левин Курт Патяева Е.Ю. Психол. журн. 2001 Т.22, N5.- С.5-16
  23. Клецина И.C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
  24. Климов Е. А. Психология профессионала. — М., 1996. — 400 с.
  25. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире//Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие./Под ред. И.Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001.
  26. Кон И.С. Обсуждение темы "Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР"//Гендерные исследования. № 5. 2000.
  27. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989
  28. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  29. Курт Левин Динамическая психология Авторский сборник Издательство: Смысл, 2001 г.,
  30. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
  31. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. докт. дис. М., 1974
  32. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.
  33. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999
  34. Мид М. Культура и мир детства. Изд-во Наука, -М., 1988
  35. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997
  36. Мухина В.С., Хвостов В.А. Диагностика агрессивного поведения ребенка. М., 1992
  37. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. М., 2003 Т.3
  38. Олпорт Г. , Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. , Психология, М, 2002
  39. Основы общей психологии, Рубинштейн С.Л., Питер, 2002
  40. Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.
  41. Практическая психодиагностика. методики и тесты издательский дом БахраХ-М 2004
  42. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. Проблема психологии личности. М.: Школа-Пресс, 1992
  43. Развитие личности ребенка. М., 1997
  44. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995
  45. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. — М., 1999. с.67
  46. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // В кн.: Учен. Записки. Тамб.пед.ин-т, вып, 1956
  47. Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. — М., 1989
  48. Спиваковская А.С., Столин В.В. Самосознание личности. Изд-во МГУ, -М., 1983. с.34
  49. Спиркин А. Г.. Основы философии, М., 1988.
  50. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983
  51. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990
  52. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения, СПб, 2001
  53. Хоментаускас Г.Т. Cемья глазами ребенка. — М., 1985 с.13
  54. Хрестоматия по истории психологии. / Под. ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н., Изд-во МГУ., -М., 1980
  55. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. — М., 1977

Если вас заинтересовала эта работа или её часть, вы можете купить её, заполнив форму. Автору работы будет отправлено письмо, и в самое ближайшее время вы получите ответ.

«Взаимосвязь самооценки и мотивации на достижения успеха у мужчин и женщин»

Даже если эта работа устраивает вас не полностью, вы можете связаться с автором и обсудить возможность переделки её под ваши требования.

Если же подходящей работы вы не нашли, закажите её, заполнив форму заказа, расположенную после списка литературы.

gotovo.studentochka.ru

Теоретический аспект особенностей самооценки внешности и мотивации аффилиации

Я — концепция как основа самооценки и аффилиации в психологии

Прежде всего, целесообразно развести понятия «самосознание» и «Я — концепция». В данной работе они будут употребляться как синонимичные, поскольку они относятся к одному кругу явлений, хотя и имеют разную историю и традицию. Термин «самосознание» более принят в отечественной психологии и обозначает сложную психическую структуру, включающую в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок (Мерлин) [21, с. 35]. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, связанные с собственным телом. Сознание «Я» возникает примерно в возрасте трех лет, когда ребенок начинает утверждать свою автономию и независимость. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, развитие одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

И.С. Кон определяет самосознание как «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности…, а его представление о себе самом складывается в определенный «образ Я» (Кон) [14, с. 54]. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Таким образом, он становится существом не только для других, но и для себя.

Самосознание можно определить также как «осознание и оценку человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней» (А.Г.Спиркин). Основным значением самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я» [28, с. 19].

В современной психологической литературе выделяется несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе, или Я-концепции. Это- понятие менее нейтральное, чем самосознание, за счет включения в себя оценочного компонента. Я-концепция есть динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс так определяет это понятие: «Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» (Бернс) [7, с. 49].

Я-концепция формируется у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое образование. В современной социальной психологии выделяются две основные позиции, связанные с решением вопроса о факторах формирования Я-концепции: первая из них акцентирует внимание на процессе активного взаимодействия человека со своим социальным окружением («Я» как средство для удовлетворения требований социального мира), вторая изучает процессы включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей («Я» как средство конструирования социального мира) [6, с. 41]. В первом подходе на авансцену выдвигаются такие механизмы формирования Я-концепции, как социальная категоризация и самонаблюдение, во втором — социальное сравнение и интроекция чужих оценок и мнений (Белинская, Тихомандрицкая).

Таким образом, Я-концепция не только формируется под определяющим влиянием социального взаимодействия, но и исключительно в нем проявляется и реализуется: «Социальные взаимодействия определяют наши представления о себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер дальнейших взаимодействий человека со своим социальным окружением» (Белинская, Тихомандрицкая) [6, с. 42]. Этот аспект чрезвычайно важен с точки зрения нашей гипотезы о связи физического Я как составляющей Я-концепции и социальной мотивации личности: представление о себе, сформированное в ходе контактов со значимыми другими, в дальнейшем начинает оказывать влияние на направленность поведения личности по отношению к своему социальному окружению.

С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах [18, с. 45]:

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Согласно теории когнитивного диссонанса, человек испытывает потребность в поддержании внутренней гармонии. Новый опыт, вступающий в противоречие с представлениями человека о самом себе, может приводить к ситуации психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе.

Я-концепция как интерпретация опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет представление человека о том, что, по его мнению, должно произойти. К примеру, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом (Бернс) [7, с. 34]. Данная функция, с нашей точки зрения, соотносит Я-концепцию с проблематикой социальной мотивации личности: ожидание тех или иных реакций со стороны других на себя и свои действия формирует у индивида преимущественную ориентацию «к людям» или «от людей». Гипотеза заключается в том, что представление о своем физическом облике играет в этом процессе существенную роль.

В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на себя. В составе установки обычно выделяют три главных элемента [15, с. 38]:

убеждение, или когнитивная составляющая установки;

эмоциональное отношение к этому убеждению, или оценочная составляющая;

соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, или поведенческая составляющая.

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

Образ Я — представление индивида о самом себе. По сути, это самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или статусные характеристики. Как отмечает И.С. Кон, «образ Я включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми» (Кон) [15, с. 57].

Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (Пантилеев) [26, с. 87].

Каждая из самоустановок может быть рассмотрена в четырех основных аспектах: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я и, по меньшей мере, в трех модальностях:

Реальное Я — установки, связанные с представлениями человека о том, какой он на самом деле: как он воспринимает себя, свои актуальные способности, свой актуальный статус.

Зеркальное Я — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Эта модальность была предложена в начале 20 в. социологом Ч. Кули, согласно которому представление человека о самом себе («идея Я»), «складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения» (Кон) [14, с. 59].

Идеальное Я — установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Противоречие между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Социально-психологическое понимание «Я» как заданного и осознаваемого лишь в контексте принципиально изменчивого социального взаимодействия, позволяет рассматривать Я-концепцию как гибкое, далеко не статичное образование [20, с. 82]. Таким образом, встает вопрос о границах изменчивости «Я», попытки ответа на который в современной социальной психологии во многом связаны с введением понятия «возможного Я». Так, американский психолог М. Розенберг предлагает следующую классификацию Я-образов: он выделяет «настоящее Я» (каким индивид видит себя в действительности в данный момент); динамическое Я (каким индивид поставил себе целью стать); фантастическое Я (каким следует быть исходя из усвоенных индивидом моральных норм и образцов); будущее или возможное Я (тип личности, каким, как кажется индивиду, он может стать); идеализированное Я (каким приятно видеть себя; этот образ может включать в себя компоненты и настоящего, и идеального и будущего Я); наконец, целый ряд фальшивых Я — образов и масок, которые индивид выставляет, чтобы скрыть за ними некоторые слабости своего реального Я [19, с. 60]. В этой структуре возможное Я понимается как представление человека о том, каким он мог бы стать, но при этом рассматривается наряду с другими структурными элементами Я-концепции без выделения принципиальной значимости именно этой составляющей (Кон) [14, с. 56].

Для исследования этот вопрос чрезвычайно важен, так как физическое Я человека подвергается существенным изменениям в течение жизни и не может не оказывать влияния как на отдельные аспекты, так и на его Я-концепцию в целом. Кроме того, помимо рефлексии реальных (в частности, возрастных) трансформаций образа Я, человек обладает способностью экстраполировать представление о себе во времени, что во многом определяет его реальное будущее поведение: «Одним из важнейших моментов эволюции психики является расширение границ временной ориентации. У животных они находятся в пределах, обусловленных актуальной для удовлетворения потребностей ситуацией, тогда как в сознании человека могут быть представлены интервалы времени, выходящие далеко за пределы его жизни» (Головаха, Кроник) [11, с. 49].

Можно предположить, что каждый человек с большей или меньшей степенью осознанности «носит» в себе свой «образ Я в будущем», что позволяет ему в определенной степени планировать события своей жизни и переструктурировать соответственно различные аспекты Я-концепции: «Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни» (Абульханова-Славская) [1, с. 63].

Таким образом, проблема возможного Я смыкается с идеей о временной развертке самопредставлений, выявляя противоречие между пониманием Я-концепции как устойчивого образования и одновременно как принципиально изменчивого во времени. При этом какие-то рабочие Я-концепции актуализируются чаще, какие-то — реже, и тем самым вопрос о стабильности/изменчивости начинает звучать как вопрос вероятности появления той или иной частной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимодействия (Белинская) [17, с. 36].

Итак, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она участвует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. Я-концепция является одновременно стабильным и принципиально изменчивым образованием, динамически связанным с ситуацией социального взаимодействия.

studwood.ru

Взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения спортсменов-перворазрядников Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Быков Сергей Владимирович, Удовиченко Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи Я-образа с мотивацией достижения и локусом контроля достижений спортсменов-перворазрялников. Полученные в ходе корреляционного анализа данные позволяют утверждать, что высокие показатели мотивации достижения успеха взаимосвязаны с адекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интернальности в области достижений.

The Relationship of the Self-identity with Achievements Motivation Of SportsmenPervorazryadnik

The questions of relationship of the "selfimage" with achievements motivation and locus control of achievements of sportsmen-pervorazryadnik are considered in the article. The received correlation analysis data suggest that high motivation of success is interconnected with adequately overrated.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Быков Сергей Владимирович, Удовиченко Ольга Валентиновна,

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения спортсменов-перворазрядников»

?ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА PSYCHOLOGY OF SPORT

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ АИЧНОСТИ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ПЕРВОРАЗРЯДНИКОВ

© С. В. Быков © О. В. Удовиченко

Быков Сергей Владимирович доктор психологических наук профессор кафедры психологии управления Самарской гуманитарной академии

Удовиченко Ольга Валентиновна

старший преподаватель кафедры физического воспитания Поволжский государственный университет сервиса (г. Тольятти)

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи Я-образа с мотивацией лостижения и локусом контроля лостижений спортсменов-перворазрялников. Полученные в холе корреляционного анализа ланные позволяют утвержлать, что высокие показатели мотивации лостижения успеха взаимосвязаны с алекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интер-нальности в области лостижений.

Ключевые слова: самооценка личности, спортивная мотивация достижений, локус контроля достижений, спортсмены-перворазрядники.

В психологии спорта вопрос о роли самооценки в формировании мотивации достижения успеха спортсмена активно изучается в последнее время. В связи с тем, что самооценка играет огромное значение в жизни человека, а спорт, по выражению Н. Б. Стамбуловой, является ее «моделью», то крайне интересным в научном отношении и полезным в практическом смысле, является изучение вопроса взаимосвязи самооценки спортсмена с его мотивацией достижения успеха [1].

В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции [2, с. 26]. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)

деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления [3]. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта [19, с. 18].

Такое направление психологической науки как спортивная психология особое внимание уделяет мотивации спортсмена. Мотивация — основная движущая сила, позволяющая достигать все новых вершин спортсменам, с которыми по этому направлению ведется целенаправленная психологическая работа, либо они сами достаточно мотивированы. Мотивация любой деятельности заключается в определении и фиксации новых стимулов и грамотном доведении их значения до человека, стремящегося улучшить или повысить свои результаты, в том числе результаты выступлений на спортивных соревнованиях [4, с. 153]. В спортивной психологии существует несколько классификаций видов мотивации по различным критериям. В спортивной деятельности видами мотивации спортсменов можно считать:

а) самостоятельную, когда уровень мотивации контролируется и регулируется самим спортсменом;

б) нарабатываемую с помощью тренера или группы тренеров;

в) приобретаемую с помощью специалистов-психологов.

По времени использования мотивация может быть:

а) относительно-постоянная, когда спортсмен постоянно и высоко мотивирован;

б) относительно-переменная, когда периоды и величина мотивации постоянно меняется.

Причём, в первом случае, достаточно корректирующей работы со спортсменом, а во втором необходима практическая консультационно-стимулирующая работа со специалистами — спортивными психологами [5, с. 208]. Спортивная психология включает в себя широкий набор инструментов для оказания психологической помощи и повышения мотивации профессиональных спортсменов.

По степени реализации мотивацию, видимо, следует различать, как: 1) реализованную; 2) нереализованную.

Причём, по мнению психологов-консультантов, специализирующихся по направлению «спортивная психология», предпочтительным является второй вид, работа над которым ведётся с постоянным стремлением повысить уровень притязаний спортсмена. Здесь уместным будет упоминание о том, что этот уровень тесно связан с таким психологическим понятием, как самооценка, который необходимо постоянно повышать, но в осознаваемо достижимых пределах. А, это уже работа психолога-консультанта по спортивной психологии. В отдельных случаях уровень самооценки может изначально не соответствовать уровню притязаний, тогда возникает обратная проблема [6, с. 125]. Поиск новых стимулов, передвижение границ самооценки на новые достижимые рубежи, поддержание тонуса уровня притязаний спортсмена — практические пути спортивной психологии, направленные на реализацию повышения спортивной мотивированности. Достижения в спорте имеют высокую личностную

значимость не только для спортсменов высокого класса, но, особенно, для спортсменов-разрядников, готовящихся к спорту высших достижений. В связи с этим растет и их психическая напряженность, возникающая в результате переживания предстартовых состояний, значимого поражения, разнообразных стрессовых ситуаций, вызванных включением во взаимодействие с социальным окружением. Участие в соревнованиях разного уровня также связано с высокой эмоциональной напряженностью. Заметно возросло внимание к реакциям спортсменов на значимые для них организационные факторы подготовки на тренировках и выступлениях в соревнованиях. Требования, предъявляемые к психологической подготовке спортсменов, находящихся на этапе спортивного совершенствования, обуславливают роль изучения и особенностей реакций на фрустрирующую ситуацию во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля, определяющих успешность спортивной деятельности [14, с. 61]. Выделение в структуре спортивной мотивации двух составляющих — тренировочной и соревновательной, имеющих существенное различие по содержанию, целям, результатам, — позволяет говорить о различии содержания мотивации занимающихся в каждой из этих составляющих.

При формировании у спортсменов мотивации к тренировочной деятельности решаются следующие задачи [10, с. 217]:

1) формирование у спортсменов устойчивого интереса к занятиям спортом через формирование положительных эмоций;

2) формирование у спортсменов личностного смысла при занятиях спортом через осознание значимости занятий спортом в личной жизни;

3) постановка перед спортсменами реально достижимых целей (развитие физических качеств, овладение техникой, тактикой и т. п.);

4) формирование сплоченного спортивного коллектива и благоприятных межличностных отношений в группе;

5) актуализация сложившихся (позитивных) мотивационных установок и создание условий для появления новых мотивационных установок, используя психологические механизмы формирования мотиваций «сверху вниз» и «снизу вверх»;

6) предотвращение возникновения у спортсменов неблагоприятных психических состояний.

При формировании соревновательной мотивации у спортсменов решаются следующее задачи [8, с. 36]:

1) актуализация мотивов участия в соревнованиях;

2) информирование спортсменов о предстоящих соперниках, вскрывая их недостатки и сильные стороны;

3) моделирование в тренировочной деятельности предстоящих противников;

4) планирование соревновательных целей и задач в соответствии с подготовленностью спортсмена;

5) обеспечение психической и технической подготовленности юных спортсменов к соревнованиям.

В качестве средств, способов, методов формирования спортивной мотивации у спортсменов рекомендуется использовать широко известные в спортив-

ной практике средства, методы. Соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена, его поведение на соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности [15, с. 210]. Формирование мотивации достижения у спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующих условий:

1) формирование у спортсменов синдрома достижения, т. е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

2) самоанализ результатов своей деятельности. О содержании этой работы указывалось выше;

3) выработка оптимальной тактики целеполагания в занятиях спортом;

4) межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

Для формирования у спортсменов синдрома достижения рекомендуется

следующая работа [16, с. 152]:

1) обучение способам создания проективных рассказов (по картинкам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения в спортивной деятельности;

2) обучение способам поведения, типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);

3) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Необходимость анализа результатов выступления спортсменов на соревнованиях объясняется поиском причин успехов и неудач с целью закрепления в дальнейшем успеха и предотвращения неудач [18]. При анализе результативности соревновательной деятельности рекомендуется мотивационный тренинг «причинных схем». Тренинг причинных схем рекомендуется проводить после каждого соревнования в индивидуальной форме. Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов осуществляется следующим образом. Мотивация личности связана с успешностью выполняемой деятельности. Такая тенденция была выявлена в ряде исследований [20, 21]. Показано, что чем выше результативность соревновательной деятельности спортсменов, тем более устойчива и ярче выражена спортивная мотивация [13]. В этой связи, при развитии результативности соревновательной деятельности у спортсменов-перворазрядников, тем самым будет укрепляться спортивная мотивация [17]. Для развития результативности как качества личности предлагается следующая стратегия действий [10, с. 24]:

1. Перед началом любого дела (обучение упражнению, приему, отработка тактики и т. п.) важно сформулировать спортсмену будущий результат. Спортсмен должен четко представить в своем сознании его образ.

2. Формирование сильной мотивации достижения этого результата, который должен вызывать у спортсмена интенсивные положительные пережива-

ния. Это становится возможным в случае, если спортсмен сумеет (в этом требуется помощь со стороны тренера) связать цель, к которой он стремится, с какой-либо из своих личностных ценностей. Характерно, что чем более значима эта цель, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив.

3. Учитывая, что для спортсменов-разрядников юношеского возраста не характерно выполнение продолжительной по времени деятельности для достижения цели, целесообразно будет следующее. Процесс достижения цели следует разделить на шаги (этапы). Деление это целесообразно довести до такой величины шага, который может быть осуществлен (а цель достигнута) в кратчайший срок (день, два, три). Такое деление позволяет: 1) начинать действовать незамедлительно; 2) определить необходимые ежедневные усилия; 3) определить ритм деятельности. Поддержание такого ритма начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности и способно выполнять роль своеобразной «инерции» в работе, побуждая к действию в условиях ослабления мотивации.

4. Обеспечение качественной обратной связи, в процессе которой спортсмен воспринимает результаты своей деятельности. При этом осуществляется контроль за проявлением результативности на пути к намеченной цели.

5. Оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является следующее: актуализация и усиление позитивных переживаний спортсмена.

6. Научить спортсмена поощрять себя (хвалить) за каждый выполненный шаг. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.

Выявляется сформированность следующих составных компонентов состояния спортсмена.

А) Потребностно-мотивационный компонент, «запускающий» активность спортсмена, и являющийся его «движителем». Он выступает центральным звеном предстартовой психической готовности и включает потребности, мотивы, установки, цели, уровень притязаний, лежащие в основе процесса регуляции состояния, поведения и деятельности спортсмена. Для оперативной диагностики потребностно-мотивационного компонента перед соревнованием используются следующие показатели: соревновательная мотивация — мотивация достижения успеха; потребность в стремлении спортсмена к достижению высоких спортивных результатов; направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс; состояние мотивации по цветовой методике М. Люшера.

Б) Рефлексивный компонент являющийся осознаваемым компонентом регуляции деятельности. Он включает интеллектуальную переработку спортсменом собственного опыта, фактов с точки зрения их личностной значимости. Рефлексия проявляется в совокупности оценок и самооценок спортсмена, содержащих информацию о свойствах субъекта предстоящей деятельности, его социальном окружении и его влиянии, условиях деятельности, о ценности

данных свойств и условий. Оценки и самооценка становятся инструментами самоуправления для спортсмена и регуляции деятельности. Они выполняют ответственную роль в организации поведения и текущей деятельности спортсмена [9, с. 38].

Организующая роль выявленных показателей оценки и самооценки зависит от их соответствия реальности. Поэтому, при психодиагностике предстартовой психической готовности нужны данные о соответствии оценок и самооценки спортсмена объекту отражения и об отступлениях от адекватности. Объективными сведениями о возможностях и состояниях спортсмена являются оценки тренера и других руководителей команды, имеющих опыт наблюдения выступления спортсмена на соревнованиях. Для диагностики рефлексивного компонента выявляются отношение к предстоящему соревнованию и значимость для спортсмена выступления на соревновании. Определяются следующие показатели: уверенность в успешном предстоящем выступлении, восприятие возможностей соперников, желание участвовать в соревновании, субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми; личностная значимость выступления и результатов предстоящих соревнований для спортсмена [14].

В) Эмоциональный компонент предстартовой психической готовности спортсмена проявляется в отношении к предстоящему соревнованию и самому себе в форме переживания. В эмоциях проявляется результат соответствия знаний спортсмена о благоприятных или нежелательных раздражителях тому, что воздействует на него в период подготовки к соревнованию и участию в нем. Переживаемые эмоции проявляются в психических состояниях: тревоги, уверенности-неуверенности, стресса, напряженности, внутриличностного конфликта, предстартовой лихорадки, апатии и др. При диагностике эмоционального компонента перед соревнованием важно выявлять физиологические и психологические аспекты эмоций, проявляющиеся в следующих показателях: тревожность как состояние; коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера; способность к саморегуляции с помощью психофункционального теста А. В. Алексеева [16, с. 38].

Г) Сенсомоторный (двигательный) компонент предстартовой психической готовности спортсмена включает показатели сенсорной устойчивости и моторной устойчивости и обусловливает эффективность исполнения движений. При диагностике сенсомоторного компонента определяются: быстрота саморегуляции (скорость простой двигательной реакции), точность саморегуляции (реакция на движущийся объект, воспроизведение дозированного мышечного усилия), активность саморегуляции (направление ошибок при РДО (реакция на движущийся объект) и при воспроизведении усилий, направление ошибки при оценке 10 секундного интервала) [15, с. 98].

Параллельно с психодиагностикой предстартовой психической готовности спортсмена, определяется результативность его соревновательной деятельности. На основе сравнения полученных результатов выявляются характеристики оптимального предстартового состояния каждого отдельного спортсмена [20]. Результаты психодиагностики предстартовой психической готовности спортсмена дают срочную информацию, которая используется в следующих направлениях:

1) для экстренной коррекции тренировочной нагрузки (объема и характера физических упражнений) в период подготовки к предстоящему соревнованию;

2) при воздействии на предстартовое состояние спортсмена с целью приведения его в состояние полной психической готовности, составляющей ядро оптимального боевого состояния;

3) для прогнозирования результатов участия спортсмена в предстоящем соревновании;

4) при отборе спортсменов для участия в конкретном соревновании;

5) актуализации мотивов участия в предстоящем соревновании.

Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсорев-

новательном этапе [11, с. 129]. Решение данной педагогической задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям осуществляется в соответствии с основными положениями теории спортивной тренировки [7]. Процентное соотношение видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе представляется следующим образом:

а) физическая подготовка 30%,

6) техническая подготовка 40%,

в) тактическая подготовка 10%,

г) психологическая подготовка 20%.

При этом не исключается изменение в планировании для каждого отдельного спортсмена в связи с его подготовленностью в том или ином виде подготовки. Итак, соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена, его поведение на соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности.

Цель настоящего исследования заключается в изучении взаимосвязи самооценки личности с мотивацией достижения и определении ее характера. В качестве объекта исследования рассматривалась мотивация достижения как основополагающий «конструкт» в системе психологической подготовки спортсменов-перворазрядников. Предмет исследования — взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения у спортсменов-перворазрядников.

Гипотеза: существует положительная взаимосвязь между самооценкой личности и мотивацией достижения у спортсменов-перворазрядников, а именно: высокие показатели мотивации достижения прямо взаимосвязаны с высокой самооценкой и ярко выраженной интернальностью в области достижений.

Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы процедура исследования включала в себя следующие этапы:

1. Выбор психодиагностического инструментария и базы исследования.

2. Психологическое тестирование спортсменов на предмет уровня мотивации достижения успеха, избегания неудачи, уровня самооценки и направленности локуса контроля.

3. Математико-статистическая обработка данных при помощи корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона.

Эмпирической базой исследования был выбран Поволжский государственный университет сервиса в г. Тольятти (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»). Исследование проходило в период с 20 марта 2014 г. по 10 мая 2014 г. Выборка эмпирического исследования составила 30 человек — юноши и девушки, входящие в группу спортивного совершенствования ПВГУС.

Методы психодиагностического исследования были выбраны следующие: методика «Самооценка личности», предложенной С. А. Будасси, интерпретированной для спортсменов Ю. Я. Киселевым [17, с. 11—19], методика Эллерса на исследование уровня мотивации достижения успеха и избегания неудачи, опросник «Уровень субъективного контроля».

Методика С. А. Будасси на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Уровни выраженности показателей самооценки

От 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая неадекватная

От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая адекватная

От + 0,52 до -0,1 Самооценка средняя адекватная

От -0,09 до -0,32 Самооценка низкая адекватная

От -0,33 до -1,0 Самооценка низкая неадекватная

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать. Второй методикой, выбранной для диагностики в нашем исследовании, была выбрана методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Автор методики исходил из положения о том, что личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.

Третьей методикой стала методика «Уровень субъективного контроля». Тест адаптирован Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом. Опросник УСК является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы опросника разработали его, исходя из принципа иерархической структуры системы регуляции деятельности. Из опросника могут быть выделены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений и шкала интернальности в области неудач, а также четыре ситуационно специфических показателя, характеризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная, производственная, межличностные отношения и отношения к здоровью и болезням). Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низкой общей интернальностью характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, честными. Таким образом, выраженность интерналь-ности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Для дальнейшей обработки и подсчета данных нам понадобятся только две шкалы методики УСК: интернальность достижений и интернальность неудач. Далее результаты психодиагностического исследования были подвергнуты статистической обработке при помощи критерия Пирсона. Для проверки гипотезы о том, что между самооценкой и мотивацией достижения существует взаимосвязь, был использован метод корреляции %2-Пирсона, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной взаимосвязи между двумя профилями признаков, измеренные в одной и той же группе испытуемых. Преимущество данного критерия состоит в том, что его можно использовать для проверки любого закона распределения. Были определены корреляционные зависимости между показателями шкал интернальности успеха и неудачи и мотивации достижения успеха и избегания неудач при помощи метода линейного корреляционного анализа %2-Пирсона.

Коэффициенты корреляции Пирсона спортсменов-перворазрядников ме^ду уровнем мотивация и УСК

УСК Интернальность достижении Интернальность неудач

Достижение успеха 0,38* 0,23

Избегание неудач 0,32 -0,62***

Сформулируем статистические гипотезы:

Н0: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями интернальности успеха и неудач не отличается от нуля.

Н Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями интернальности успеха и неудач отличается от нуля.

После проведённого корреляционного анализа были получены следующие результаты: положительную корреляционную связь мы наблюдаем между мотивацией достижения успеха и интернальностью достижений. Эта взаимосвязь свидетельствует о том, что высокая мотивация достижения успеха обуславливается склонностью индивида брать на себя ответственность, контролировать свое поведение и быть убежденным в том, что происходящее зависит полностью от самого человека, от его поступков и решений в области указанные шкал уровня субъективного контроля. Эти испытуемые позволяют себе рисковать, проявлять инициативу, решать проблемы, искать сложные пути решения и предъявлять к себе повышенные требования. Также наблюдается отрицательная взаимосвязь между мотивацией избегания неудач и интерналь-ностью в области неудач. Следовательно, при возникновении ситуации неуспеха испытуемые склонны возлагать за это ответственность на сложившиеся обстоятельства и других людей, поведение обусловлено больше защитными реакциями, нежели инициативой и риском. Полученные значения критерия позволяют принять гипотезу Н4 Корреляция между показателями шкал интер-нальности, мотивации достижения успеха и избегания неудач статистически значима, отличается от нуля, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между мотивацией достижения успеха, избегания неудач и уровнем субъективного контроля в области достижений и неудач.

Для установления взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач были подвергнуты статистическому анализу результаты тестирования (табл. 3).

Коэффициенты корреляции Пирсона спортсменов-перворазрядников между уровнем мотивации и самооценкой

Самооценка Высокая неадекв. Высокая адекв. Средняя адекв. Низкая адекв. Низкая неадекв.

Достижение успеха 0,29 0,5** 0,38* -0,22 0,15

Избегание неудачи -0,41* 0,13 0,29 0,31 0,39*

Н0: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями самооценки не отличается от нуля.

H4: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями самооценки отличается от нуля.

Итак, после проведенного корреляционного анализа, мы пришли к следующим выводам: наблюдаются положительные и отрицательные связи между уровнями самооценки и мотивацией достижения успеха и избеганием неудач. В частности, отрицательная взаимосвязь наблюдается между неадекватно высокой самооценкой и мотивацией избегания неудач. Это означает обратно-пропорциональное соотношение этих показателей: чем сильнее стремится самооценка к неадекватно высоким показателям, тем ниже мотивация избегания неудач. То есть данную категорию людей можно отнести к «неудержимым». Их неадекватное оценивание собственных достоинств (преимущественно завышение) заставляет их неправильно оценивать ситуацию и последствия собственного поведения, и отрицать неудачи как таковые. Адекватно высокая самооценка и средняя высокая самооценка коррелируют с мотивацией достижения успеха. Это означает, что спортсмены, у которых в поведении преобладает мотивация достижения успеха, адекватно оценивают свои достоинства и успехи, стремятся к высоким результатам, но без фанатизма. Низкая неадекватная самооценка коррелирует с мотивацией избегания неудач. Следовательно, низкая оценка своих качеств и достижений провоцирует неуверенность в действиях и страх неудачи и наказания за поступки и «неправильные» результаты.

Из данных, приведенных в таблице 3 следует, что принимается гипотеза H4 Корреляция между показателями самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач статистически значима, отличается от нуля, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между мотивацией достижения успеха, избегания неудач и уровнем самооценки.

Рассмотрим взаимосвязь интернальности достижений и неудач с самооценкой (табл. 4). Сформулируем статистические гипотезы:

H0: Корреляция между интернальностью достижений и неудач и показателями самооценки не отличается от нуля.

H1: Корреляция между интернальностью достижений и неудач и показателями самооценки отличается от нуля.

Коэффициенты корреляции Пирсона спортсменов-перворазрядников между интернальностью достижений и неудач и самооценкой

Самооценка Высокая неадекв. Высока я адекв. Средняя адекв. Низкая адекв. Низкая неадекв.

Достижения 0,26 0,63*** 0,35 0,19 0,22

Неудачи 0,15 0,1 0,14 0,3 0,48**

Итак, проведенный корреляционный анализ позволил выявить положительные связи между интернальностью успеха и неудач и самооценкой у спортсменов. В частности, отмечена взаимосвязь между интернальностью в области достижений и адекватно высокой самооценкой. Это означает, что адекватно высокая самооценка с признанием своих достоинств и недостатков и адекват-

ной оценкой своих личностных качеств, взаимосвязана с субъективным восприятием ситуации, т.е. все успехи и неудачи зависят полностью от самого спортсмена, а не от внешних обстоятельств. Также выявлена положительная взаимосвязь между неадекватно низкой самооценкой и интернальностью в области неудач. Это соотношение между данными показателями означает, что высокая интерналь-ность в области неудач у спортсмена обусловлена его неадекватно низкой самооценкой. Следовательно, индивид приписывает все свои неудачи собственным неуспехам и низким оцениванием своих личностных качеств и спортивных достижений, что позволяет принять гипотезу Н1: Корреляция между интернальнос-тью достижений и неудач и показателями самооценки отличается от нуля.

Таким образом, после проведенного математико-статистического анализа взаимосвязи самооценки и мотивации достижения у спортсменов-перворазрядников, мы пришли к выводу, что существует взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения успеха у спортсменов-перворазрядников, а именно: высокие показатели мотивации достижения успеха взаимосвязаны с адекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интернальности в области достижений. Следовательно, гипотеза, предложенная в начале исследования, нашла свое подтверждение.

1. В группе испытуемых спортсменов-перворазрядников были выявлены индивиды с различными уровнями самооценки: от неадекватно высокого до неадекватно низкого. Наиболее многочисленной представлена группа со средними адекватными показателями и всего 1 испытуемый с неадекватно низкой самооценкой.

2. У испытуемых с высокой мотивацией достижения успеха наблюдаются средние или низкие показатели мотивации избегания неудачи. И, наоборот: у людей с высокой мотивацией избегания неудач наблюдаются средние или низкие показатели уровня мотивации достижения успеха.

3. Корреляционный анализ по методу Пирсона позволил установить наличие взаимосвязи между самооценкой и мотивацией достижения и избегания неудач. В частности, отрицательная взаимосвязь наблюдается между неадекватно высокой самооценкой и мотивацией избегания неудач. Адекватно высокая самооценка и средняя высокая самооценка коррелируют с мотивацией достижения успеха. Низкая неадекватная самооценка коррелирует с мотивацией избегания неудач.

4. Полученные в ходе корреляционного анализа данные позволяют утверждать, что существует взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения, а именно: высокие показатели мотивации достижения успеха взаимосвязаны с адекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интернальности в области достижений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина, Л. В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. — М. : Академия 2002. — 325 с.

2. Васильев, Н. Н. «Я»-концепция: в согласии с собой. — М. : Элитариум : Центр дистанционного образования, 2009. — 328 с.

3. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М. : Просвещение, 1990. — 344 с.

4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Академия, 2000. — 453 с.

5. Гуськов С. И., Липец М. М., Платонов В. Н., Юшко Б. Н. Профессиональный спорт. — Киев : Олимпийская литература, 2000. — 308 с.

6. Дмитриенкова, Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск : Знание, 1980. — 398 с.

7. Иванков, Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. — М. : Инсан, 2005. — 437 с.

8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб. : Питер, 2000. — 435 с.

9. Крылов, A. А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / под ред. И. П. Волкова. — СПб. : Питер, 2002. — 542 с.

10. Малкин, В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте. — М. : ФиС, 2008. — 315 с.

11. Мартене, Р. Социальная психология и спорт. — М. : ФиС, 1979. — 176 с.

12. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — Киев : Олимпийская литература, 1999. — 517 с.

13. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В. Л. Марищук, Ю. М. Блу-дов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. — М. : Просвещение, 1990. — 256 с.

14. Ольшанская С. А., Баскакова Е. Н. Особенности реакций на неудачи во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля у спортсменов подросткового возраста на социальную адаптацию спортсменов // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2013. — № 1. — С. 60—65.

15. Пилоян, А. Мотивы и мотивация спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / под ред. И. П. Волкова. — СПб. : Питер, 2002. — С. 210—218.

16. Попов, А. Л. Спортивная психология. — М. : Флинта, 2000. — С. 152.

17. Практические занятия по психологии / под ред. А. Ц. Пуни. — М., 1977. — С. 11—19.

18. Пуни, А. Ц. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях / Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / под ред. И. П. Волкова. — СПб. : Питер, 2002. — С. 219—230.

19. Столин, В. В. Самосознание личности. — М. : МГУ, 1983. — 455 с.

20. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте. — М. : ФиС, 1980. — 208 с.

21. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. — СПб. : Речь, 2001. — 540 с.

1.Borozdina L.V. Diagnostika motivatsii dostizheniya uspekhov i izbeganiya neudachi [Diagnosis of achievement motivation success and avoidance of failure]. Moscow. 2002. 325 p. (in Russian).

2.Vasil'ev N.N. "Ya"-kontseptsiya: v soglasii s soboi [Self -Concept: in agreement with a]..Moscow Elitarium, 2009. 328 p. (in Russian).

3.Vilyunas V.K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka. [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, 1990. 344 p. (in Russian).

4.Gogunov E.N., Mart'yanov B.I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. [Psychology of Sport and Physical Education]. Moscow, 2000. 453 p. (in Russian).

5.Gus'kov S.I., Linets M.M., Platonov V.N., Yushko B.N. Professional'nyi sport. [Professional Sports]. Kiev. 2000. 308 p. (in Russian).

6.Dmitrienkova L.P. Sravnitel'naya kharakteristika motivov dostizheniya v razlichnykh vidakh sporta: Psikhologicheskie aspekty podgotovki sportsmenov [Comparative characteristic motifs achievements in various sports: Psychological aspects of training athletes]. Smolensk, 1980. 398 p. (in Russian).

7.Ivankov Ch. T. Metodicheskie osnovy teorii fizicheskoi kul'tury i sporta. [Methodological foundations of the theory of physical culture and sports]. Moscow. 2005. 437 p. (in Russian).

8.Il'in, E.P. Motivatsiya i motivy. [Motivation and motives]. St. Petersburg. 2000. 435 p. (in Russian).

9.Krylov A.A. Sportivnaya psikhologiya v trudakh otechestvennykh spetsialistov [Sport psychology in the works of Russian specialists]. St. Petersburg. 2002. 542 p. (in Russian).

10. Malkin V.R. Upravlenie psikhologicheskoi podgotovkoi v sporte. [Management of psychological preparation in sport]. Moscow. 2008. 315 p. (in Russian).

11.Martens R. Sotsial'naya psikhologiya i sport. [Social psychology and sport], Moscow. 1979. 176 p. (in Russian).

12.Matveev L.P. Osnovy obshchei teorii sporta i sistemy podgotovki sportsmenov. [The general theory of sport and the system of training athletes]. Kiev, 1999. 517 p. (in Russian).

13. Metodiki psikhodiagnostiki v sporte [Psychodiagnostic techniques in sport]: Ucheb. posobie /V.L. Marishchuk, Yu.M. Bludov, V.A. Plakhtienko, L.K.Serova. Moscow, 1990. 256 p. (in Russian).

14. Ol'shanskaya S.A., Baskakova E.N. Fizicheskaya kul'tura, sport — nauka i praktika. [Physical Culture, Sport — Science and Practice]. 2013. No.1. pp. 60—65. (in Russian).

15. Piloyan A. Sportivnaya psikhologiya v trudakh otechestvennykh spetsialistov [Sport psychology in the works of Russian specialists]. St. Petersburg. 2002. pp. 210-218. (in Russian).

16. Popov A.L. Sportivnaya psikhologiya. [Sport Psychology]. Moscow, 2000. p.152. (in Russian).

17. Prakticheskie zanyatiya po psikhologii. [Practical lessons in psychology]. Moscow, 1977. pp.11-19. (in Russian).

18. Puni A.Ts. Sportivnaya psikhologiya v trudakh otechestvennykh spetsialistov [Sport psychology in the works of Russian specialists]. St. Petersburg, 2002. pp. 219-230. (in Russian).

19. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. [Self-Consciousness]. Moscow, 1983. 455 p. (in Russian).

20.Khanin Yu.L. Psikhologiya obshcheniya v sporte. [Communication psychology in sport]. Moscow. 1980. 208 p. (in Russian).

21.Khekkhauzen Kh. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. [Psychology of achievement motivation]. St. Petersburg. 2001. 540 p. (in Russian).

The Relationship of the Self-identity with Achievements Motivation Of Sportsmen- Pervorazryadnik

S. Bykov, O. Udovichenko

The questions of relationship of the "self- image" with achievements motivation and locus control of achievements of sportsmen-pervorazryadnik are considered in the article. The received correlation analysis data suggest that high motivation of success is interconnected with adequately overrated.

Key words: self-identity, motivation of achievements in sport, locus control of achievements, sportsmen-pervorazryadnik.

cyberleninka.ru