Почему ребенок не хочет идти в сад

Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет. Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», — как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» — кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи — а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», — чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы — хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», — чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать — можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», — спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» — так неправильно. Правильно — «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину — и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» — надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность — непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития — спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», — говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («Помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении. «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

ezhikezhik.ru

Ребенок не хочет идти в детский сад — что делать? Советы психолога

Каждое утро повторяется одна и та же история: твой малыш капризничает и наотрез отказывается идти в детский сад. Что предпринять в такой ситуации?

Первым делом необходимо узнать, почему ребенок не хочет проводить время в кругу ровесников и воспитателей, а уж потом действовать.

Как помочь малышу освоиться в детском коллективе? Советуют психологи.

Еще вчера ребенок целый день проводил с мамой, а теперь вынужден просыпаться вместе с родителями, быстро умываться, одеваться, а затем идти в детский сад и во всем слушаться чужую тетю. Малыша пугают такие перемены в распорядке дня и образе его жизни.

Приучай ребенка к смене режима постепенно. Пусть кроха привыкает к раннему подъему еще до того, как начнет ходить в детсад.

Будет хорошо, если на протяжении первой недели ты будешь находиться в группе ребенка. Это невозможно? Тогда позаботься о том, чтобы малыш всегда брал с собой любимую игрушку.

Вспомни, как не хотелось есть манную кашу и пить кипяченое молоко, в котором плавала пенка. Возможно, твоему ребенку тоже не нравится такая еда, а воспитатели заставляют съедать все до последней крошки? Попроси педагогов, чтобы они перестали на этом настаивать.

Переживаешь, что малыш будет голодным целый день? Если правила детсада позволяют, дай ему с собой несколько яблок или бутерброд.

Случается и так, что ребенок не может найти общий язык с воспитательницей. Постарайся выяснить, почему малышу не нравится наставница и обсуди конфликт с педагогическим коллективом. Не помогло? Подумай о том, чтобы определить ребенка в другой детский сад.

Чужой в детском коллективе

Иногда ребенку сложно подружиться с ровесниками. Быть может, он просто не испытывает особой потребности в общественной жизни. Если тебя это беспокоит, возьми дело в свои руки.

Чтобы расширить круг общения ребенка, понаблюдай, кто в группе ему симпатичен, и попробуй подружить детей. Быть может, для этого тебе придется познакомиться с родителями одногруппников малыша и пригласить их в гости.

Между прочим, новые знакомые могут оказаться очень интересными и приятными людьми, от беседы с которыми ты получишь много позитивных эмоций.

liza.ua

Воспитание, развитие и здоровье ребенка

Почему ребенок не хочет идти в детский сад?

Часто случается, что дети капризничают и не хотят идти в детский сад. Причин много: ссора с другом, сломанная игрушка, холодная погода.Но что, если ребенок отказывается идти в детский сад регулярно? Является ли это тревожным звоночком и как решить эту проблему?

Ребенок не хочет идти в детский сад: когда такое поведение нормально?

Дети – эмоциональные и чувствительные создания. Помимо глобальных причин детского непослушания и нелюбви к детскому саду, можно выделить вполне нормальные, которые знакомы любому родителю и педагогу:

• Период адаптации в детском саду

Каждый ребенок когда-либо вступает на порог детского сада. Это может быть самый первый раз в жизни малыша или смена места жительства. Что чувствует ребенок? Страх, тревогу, волнение. Период адаптации – вполне нормальное и обыденное явление, которое встречается абсолютно у любого ребенка и протекает в легкой, средней или тяжелой форме. В это время дети только знакомятся с обстановкой, сверстниками, воспитателями и правилами группы. Испытывая вышеперечисленные негативные эмоции, ребенок может несколько месяцев подряд отказываться идти в детский сад именно по причине адаптационного периода.

• Отсутствие активной социальной жизни

В современном мире достаточно популярно выражение «домашний ребенок». Зачастую, оно характеризует малыша, который большую часть времени проводит в стенах родного дома, минимально контактируя со сверстниками и взрослыми. Такие дети страдают эгоцентризмом и эгоизмом, считая, что вся семья живет ради него и по его правилам. Неудивительно, что «домашние дети» избегают общения со сверстниками, ведь им просто не хочется выходить из зоны комфорта. Естественно, что поход в детский сад, где выстроен режим дня и система правил, не вызовет у такого ребенка ничего, кроме отрицательных эмоций.

• Отсутствие режима дня

Под этим пунктом понимается лишь одно – ребенок не высыпается. Режим дня совершенно не означает жизнь в соответствии со строгим списком правил и жесткие временные ограничения. В воспитании ребенка можно ограничиться лишь фиксированным временем сна. Засыпая ежедневно в одно и то же время, ребенок настраивает свои биологические часы и просыпаться в детский сад ему будет намного легче.

Все эти причины, безусловно, требуют коррекции поведения ребенка, но все же, являются физиологическими и могут пройти сами по себе.

Причины отказа от посещения детского сада

Капризы, истерики, слёзы, крики – ежедневные сцены, которые наблюдают родители с серьезными проблемами у детей. Если ребенок яростно отбивается от посещения детского сада, то следует тщательно проанализировать проблему и окунуться в происхождение такого поведения. Самыми частыми причинами отказа ребенка от посещения детского сада являются:

• Негативное отношение родителей к детскому саду

• Неуверенность в себе

Постоянные сравнения дома и в детском саду, унижения и упреки, формирует у ребенка закомплексованность и чувство неуверенности в себе. Такие дети неуютно чувствуют себя среди сверстников, на занятиях или даже в игре. Появление такой проблемы могут спровоцировать следующие выражения, сказанные родителями или воспитателем: «Маша уже говорит звук «р», а ты нет», «Ты не смог нарисовать даже ровный треугольник», «Посмотри на рисунки других детей, а у тебя что такое?».

• Конфликт с воспитателем

Не самая распространенная причина, но бывает и такое, что педагоги доводят детей до полного отказа посещения группы детского сада. Упреки, физическое насилие, оскорбления – все это может нанести психологическую травму ребенку и полностью отвратить его от детского сада. Конечно, в такой ситуации должны быть организованы проверки и в случае выявленных нарушений, воспитатель обязан понести наказание. Но с ходу обвинять в капризах ребенка педагога тоже не стоит.

• Отсутствие коммуникативных навыков

Встречаются дети, которым очень сложно построить отношения со сверстниками. Почему существует такие дети – отдельный вопрос. Но если за ребенком отмечается замкнутость и любовь к одиночеству, то малышу, скорее всего, просто некомфортно в среде других детей. Но в случае излишней отстраненности, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Порой детям просто не нравится, что дома можно делать всё, что угодно и в любое время, а в детском саду – нет. Проблема решается введением режима дня в жизнь ребенка дома.

• Конфликты в семье

Порой конфликтные ситуации в семье нарушают внутреннее состояние ребенка и нежелание идти в детский сад – лишь показатель серьезности семейных проблем.

• Нелюбовь к определенной деятельности

Как решить эту проблему?

С причинами понятно, но как же облегчить поход ребенка в детский сад?

Любимая игрушка, которая сопроводит в детский сад и будет рядом – успокоит ребенка и подарит ему чувство защищенности. Пребывая в детском саду с игрушкой, малыш не будет чувствовать себя одиноким.

• Неполный день в детском саду

Разговоры на интересные для ребенка темы, отлично отвлекут его от личных забот, а хорошее настроение предотвратит капризы.

• Сотрудничество с детским садом

Детский сад – тоже часть жизни ребенка. Можно посоветоваться с воспитателем или психологом, чтобы вместе найти решение проблемы отказала посещения детского сада, в соответствие с опытом педагогов, знаниями, методами психологического воздействия.Отказ от посещения детского сада вполне решаем. Главное – найти причину проблемы и вовремя устранить её.

nachild.com

Почему ребенок не хочет идти в детский сад? Причины отказа от посещения детского сада и как решить эту проблему?

Часто случается, что дети капризничают и не хотят идти в детский сад. Причин много: ссора с другом, сломанная игрушка, холодная погода.

Но что, если ребенок отказывается идти в детский сад регулярно? Является ли это тревожным звоночком и как решить эту проблему?

Ребенок не хочет идти в детский сад: когда такое поведение нормально?

Дети – эмоциональные и чувствительные создания. Помимо глобальных причин детского непослушания и нелюбви к детскому саду, можно выделить вполне нормальные, которые знакомы любому родителю и педагогу:

• Период адаптации в детском саду

Каждый ребенок когда-либо вступает на порог детского сада. Это может быть самый первый раз в жизни малыша или смена места жительства. Что чувствует ребенок? Страх, тревогу, волнение. Период адаптации – вполне нормальное и обыденное явление, которое встречается абсолютно у любого ребенка и протекает в легкой, средней или тяжелой форме. В это время дети только знакомятся с обстановкой, сверстниками, воспитателями и правилами группы. Испытывая вышеперечисленные негативные эмоции, ребенок может несколько месяцев подряд отказываться идти в детский сад именно по причине адаптационного периода.

• Отсутствие активной социальной жизни

В современном мире достаточно популярно выражение «домашний ребенок». Зачастую, оно характеризует малыша, который большую часть времени проводит в стенах родного дома, минимально контактируя со сверстниками и взрослыми. Такие дети страдают эгоцентризмом и эгоизмом, считая, что вся семья живет ради него и по его правилам. Неудивительно, что «домашние дети» избегают общения со сверстниками, ведь им просто не хочется выходить из зоны комфорта. Естественно, что поход в детский сад, где выстроен режим дня и система правил, не вызовет у такого ребенка ничего, кроме отрицательных эмоций.

Под этим пунктом понимается лишь одно – ребенок не высыпается. Режим дня совершенно не означает жизнь в соответствии со строгим списком правил и жесткие временные ограничения. В воспитании ребенка можно ограничиться лишь фиксированным временем сна. Засыпая ежедневно в одно и то же время, ребенок настраивает свои биологические часы и просыпаться в детский сад ему будет намного легче.

Причины отказа от посещения детского сада

Капризы, истерики, слёзы, крики – ежедневные сцены, которые наблюдают родители с серьезными проблемами у детей. Если ребенок яростно отбивается от посещения детского сада, то следует тщательно проанализировать проблему и окунуться в происхождение такого поведения. Самыми частыми причинами отказа ребенка от посещения детского сада являются:

• Негативное отношение родителей к детскому саду

Зачастую, родители, сами того не осознавая, настраивают ребенка на негативное отношение к детскому саду. Причин, по которым родители плохо относятся к детской организации множество: высокая плата, конфликт с воспитателем или руководством, личная психологическая травма, связанная с детским садом. В итоге, видя нервную маму, которая со всем нежеланием собирает ребенка в детский сад или, чего хуже, с кем-то обсуждает отрицательные, по ее мнению, стороны учреждения, ребенок впитывает негативные эмоции. Какой малыш с удовольствием пойдет туда, где не нравится его маме или папе?

Постоянные сравнения дома и в детском саду, унижения и упреки, формирует у ребенка закомплексованность и чувство неуверенности в себе. Такие дети неуютно чувствуют себя среди сверстников, на занятиях или даже в игре. Появление такой проблемы могут спровоцировать следующие выражения, сказанные родителями или воспитателем: «Маша уже говорит звук «р», а ты нет», «Ты не смог нарисовать даже ровный треугольник», «Посмотри на рисунки других детей, а у тебя что такое?».

Что касается питания, то ребенку может элементарно не нравится еда, предлагаемая в детском саду, или малыш слишком привык к домашней пище. Как известно, детские сады (в частности, государственные) всё больше отказываются от содержания полноценного пищевого блока. На данный момент времени, детям предлагаются полуфабрикаты, которые не всем приходятся по вкусу. Не исключено же, что ребенку просто не нравится то или иное блюдо, или определенный компонент в нем (например, морковь). Из-за излишней привередливости к еде, дети также способны к капризам и отказу от посещения детского сада.

Не самая распространенная причина, но бывает и такое, что педагоги доводят детей до полного отказа посещения группы детского сада. Упреки, физическое насилие, оскорбления – все это может нанести психологическую травму ребенку и полностью отвратить его от детского сада. Конечно, в такой ситуации должны быть организованы проверки и в случае выявленных нарушений, воспитатель обязан понести наказание. Но с ходу обвинять в капризах ребенка педагога тоже не стоит.

• Отсутствие коммуникативных навыков

Встречаются дети, которым очень сложно построить отношения со сверстниками. Почему существует такие дети – отдельный вопрос. Но если за ребенком отмечается замкнутость и любовь к одиночеству, то малышу, скорее всего, просто некомфортно в среде других детей. Но в случае излишней отстраненности, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Порой детям просто не нравится, что дома можно делать всё, что угодно и в любое время, а в детском саду – нет. Проблема решается введением режима дня в жизнь ребенка дома.

Порой конфликтные ситуации в семье нарушают внутреннее состояние ребенка и нежелание идти в детский сад – лишь показатель серьезности семейных проблем.

• Нелюбовь к определенной деятельности

Иногда дети выступают против детского сада, потому что им не нравится какой-то конкретный вид деятельности. Например, рисование или физическая культура.

Как решить эту проблему?

Любимая игрушка, которая сопроводит в детский сад и будет рядом – успокоит ребенка и подарит ему чувство защищенности. Пребывая в детском саду с игрушкой, малыш не будет чувствовать себя одиноким.

Если ребенок часто устраивает истерики перед детским садом, то вполне возможно уменьшить время пребывания в группе и найти временную альтернативную замену детскому саду на вторую половину дня.

Детский сад – тоже часть жизни ребенка. Можно посоветоваться с воспитателем или психологом, чтобы вместе найти решение проблемы отказала посещения детского сада, в соответствие с опытом педагогов, знаниями, методами психологического воздействия.

Отказ от посещения детского сада вполне решаем. Главное – найти причину проблемы и вовремя устранить её.

© 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: [email protected]

Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

zhenskoe-mnenie.ru

Почему ребенок не хочет ходить в детский сад. Как помочь адаптироваться

Нежелание ребенка идти в детский сад – проблема частая, и касается она как родителей, недавно отдавших детей в дошкольное учреждение, так и давно посещающих садик малышей. Протесты проявляются в криках, в отдельных случаях обостряются хронические заболевания, появляются новые, выражающиеся в повышении температуры, болями в животе. Часто мамы не обращают внимания на жалобы, считая их очередной придумкой, чтобы остаться дома. И совершенно напрасно. Психическое состояние детей раннего возраста напрямую связано с их физическим самочувствием.

С какого возраста посещать детский сад

Многие задаются вопросом, какой возраст наиболее подходит для того, чтобы начать посещать дошкольное учреждение. Психологи считают оптимальным достижение возраста 3,5-4 лет. В это время речь уже сформирована настолько, что ребенок может выразить свои желания и понять требования, которые к нему предъявляют, уже способен рассказать о своих чувствах и поведать, что конкретно его не устраивает. Кризис трех лет позади, малыш более спокоен и уверен в себе, уже может остаться без знакомых людей.

В 4 года ребята легко адаптируются в новых для них условиях, им интересны групповые игры, и часто таким малышам общения с домашними бывает мало, им просто необходимо общение с другими детьми. Как правило, адаптация 4-летнего ребенка проходит легко и безболезненно.

Однако не у всех родителей есть возможность держать ребенка дома столь длительное время, некоторым приходится отдавать в садик полуторогодовалых малышей. Средний же возраст, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение – 2-3 года, когда кроха близок или уже переживает кризис трех лет.

Игры с другими ребятами их не увлекают, так как в это время коллективные навыки развиты слабо. Дети до 3 лет, как отмечают психологи и педагоги, играют не вместе, а рядом, поэтому острой необходимости в общении со сверстниками у них нет. Зато слишком сильна привязанность к маме, которую 2-летний малыш боится даже потерять из виду.

Адаптация таких малышей проходит намного сложнее, они более всего не хотят идти в сад, и именно им необходима помощь и родителей, и воспитателей, и даже психологов.

Видео: Когда ребенка отдавать в детский сад: советы психолога

Наиболее распространенные причины нежелания посещать садик

Первое, что необходимо сделать родителям, — выяснить причину, по которой ребенок не хочет идти в детский садик. И если с 1,5-3-летними малышами, в первый раз оказавшимися без мамы в незнакомой обстановке, ситуация более или менее понятна, то бывает трудно выяснить, почему ребенок, не первый год посещающий детский сад, отказывается вдруг туда идти. Причин может быть немало.

Смена привычного распорядка и обстановки. Адаптация

Адаптационным периодом считается отрезок времени, за который ребенок привыкает к новой обстановке, учится обходиться без родителей, становится более самостоятельным. Длится он у каждого по-разному: от нескольких месяцев до 1-2 лет. Зависит длительность периода от многого: начиная от восприятия ребенком своих одногруппников и воспитателя и заканчивая обстановкой в семье.

Известно, что дети – консерваторы, страшащиеся перемен, особенно если при этом рядом нет близких людей. Для малыша, который постоянно был с мамой, разлучался с ней крайне редко, остаться с незнакомым человеком в окружении еще пары десятков детей – серьезный стресс. Зная, что скоро ребенку предстоит подобное испытание, нужно заранее готовить его к этому: рассказать немного о детском саде, зачем туда идти, что его там ожидает. Нелишним будет очное знакомство с воспитателем, территорией дошкольного учреждения, его будущей группой и одногруппниками.

Некоторое время многие родители приходят в группу вместе с малышами, проводят там 2-3 часа. Ребенок видит маму, спокойнее и охотнее играет со своими товарищами. Если нет возможности находиться рядом с ребенком в группе (не каждая из них способна уместить 20 родителей в придачу к их детям), то первую неделю или две стоит забирать его до обеденного сна. Так малыш привыкнет к атмосфере детского сада, своим новым приятелям, воспитательнице и легче будет переносить разлуку.

Совет: Для более комфортного пребывания ребенка в садике можно дать ему с собой его любимую игрушку.

Нередко ребятишки, которые прежде охотно ходили в детский сад, снова начинают плакать по утрам, когда приходит время туда отправляться. Оказывается, что недавно их перевели в другую группу или же что-то просто в поменяли в привычной обстановке. А может быть, поменялся один из воспитателей. То же касается и детей, которых перевели в другое дошкольное учреждение. В этом случае адаптация начинается практически с самого начала.

Маленькие консерваторы привыкают не только к обстановке, но и к тому, как готовит их мама. Детсадовский рацион с традиционным молоком с пенкой, киселями и манными кашами не всегда приходится им по вкусу. Для некоторых определяющим становится именно это, ведь, отказываясь от нелюбимого блюда, ребенок остается голодным до следующего приема пищи, иногда и на целый день. Конечно, некоторые воспитатели практикуют так называемое «докармливание», когда несъеденное чуть ли не насильно пытаются скормить воспитаннику, но это вряд ли можно назвать выходом. Такой подход лишь усилит негативное отношение ребенка к садику.

Выходом станет приближение домашнего рациона ребенка к детсадовскому за несколько месяцев до начала посещения дошкольного учреждения и хотя бы первое время после этого события. Следует изучить правила приготовления пищи в детском саду. Так, например, в образовательных учреждениях запрещено обжаривание, добавление любых приправ, кроме соли. Дома также стоит отказаться от приправ, а вторые блюда подавать в отварном или тушеном виде. Не всем малышам это по вкусу, и первое время они будут плохо есть. Родителям же можно успокоиться: такая пища более полезна, и постепенно ребенок привыкнет к ней.

Если малыш ест перед садиком, скорее всего, в группе от каши он откажется, а дотерпеть до обеда ему будет сложно. В этом случае его лучше не кормить дома, тогда, проголодавшись, он с удовольствием съест кашу и до обеда будет играть со сверстниками, не думая о еде. Таким образом, негативные эмоции, которые создает чувство голода, уйдут сами собой.

Все дело в воспитателе

Это наиболее распространенная причина, почему ребенок не хочет идти в садик. Часто одного воспитатели ребенок любит, другого, работающего в паре, не воспринимает, плачет и не хочет к нему идти. И дело вовсе не в том, что этот «другой» воспитатель его обижает, как думают многие родители. Дело опять-таки в привыкании. Замечено, что многие ребята охотнее идут к тому воспитателю, который их принимал первый раз. Напарник же в данном случае оказывается «чужим», и к нему малыш будет привыкать дольше.

Хотя и достаточно редко, но возможны случаи грубого отношения к ребенку. Для малыша, привыкшего только к похвале и одобрению, грубостью может стать простое замечание наставника, даже то, что он уделяет ему мало внимания.

Если родители поняли, что ребенок не хочет в сад из-за своего восприятия воспитателя, стоит выяснить, в чем конкретно кроется причина. Сделать это не так просто. Полуторагодовалый малыш еще не говорит, ребята постарше воспринимают все на уровне чувств, которые объяснить не в состоянии.

На помощь придет игра. Можно поиграть в детский сад с игрушками. Пусть кроха сам выберет, кем он хочет быть – воспитателем, собой или одним из своих одногруппников. На самом деле, эта игра – модель, которая покажет взаимоотношения в садике, отношение ребенка ко всем окружающим и окружающих к нему.

Важно: При выяснении причины эту проблему стоит обсудить с наставником, если есть возможность, обратиться к психологу. В случае конфликта с воспитателем, что бывает крайне редко, но все же не исключено, психологи советуют менять даже не группу, а переходить в другой детский сад.

Видео: Ребенок не хочет ходить в детский сад: решение проблемы в программе «Все буде добре»

Обособленное поведение

Некоторые дети сложно входят в коллектив. Как правило, это относится к тем ребятишкам, которые редко выходили «в люди», общались со сверстниками, большую часть времени проводили в обществе мамы. К этой же группе относят детей, которых не принимают сверстники. Как правило, в младшем дошкольном возрасте проявляется это неосознанно: ребята играют отдельно, не зовут кого-то в свои игры, хотя и не прогоняют присоединившегося. Поэтому если скромный новичок будет сидеть в стороне, то кучка играющих малышей вряд ли обратит на него внимание. Но стоит ему включиться в игру, как он тут же будет принят в команду.

При решении этой проблемы многое зависит от воспитателя. Как только замечено обособленное поведение ребенка, необходимо сразу же принимать меры, особенно если малыш стеснительный и нерешительный. Брать за руку и вводить в компанию играющих, в совместных играх уделять чуть больше внимания, чаще ставить в роли ведущего. Следует понимать, что именно в этом возрасте формируются социальные отношения. Если ребенок с раннего детства привыкнет быть в стороне, ввести его в компанию в школьном возрасте будет уже сложно.

Родителям также стоит чаще бывать с ребенком в таких местах, где присутствует много ребятишек: утренники, парки, участвовать в детских конкурсах совместно со своим чадом. Можно приглашать к себе домой одногруппников с родителями, самим ходить в гости. Если есть возможность, то отличным вариантом станет посещение 1-2 раза в неделю группы раннего развития, где ребята играют со сверстниками в присутствии мам. При этом необходимо обращать внимание малыша, как это весело и интересно.

Видео: Доктор Комаровский о «несадиковских» детях

Чего делать не стоит

Нежелание ребенка идти в садик проявляется по-разному: от простых уговоров до истерик и угроз. Но в этом случае родители хотя бы видят и осознают проблему. Гораздо сложнее понять, в чем причина нервозности малыша, если свое нежелание идти в сад ребенок не высказывает прямо, а просто всячески пытается избежать этого события:

  • не хочет вставать с кровати, делая вид, что крепко спит;
  • затягивает утренний туалет и общие сборы в садик;
  • при приближении к детскому учреждению поведение ребенка резко меняется: он молчалив, грустит, крепче сжимает мамину руку;
  • не хочет говорить о том, как провел день;
  • жалуется на ребят и воспитателя, не может назвать ничего, что понравилось в детском саду за день.
  • Не стоит сразу отказываться от посещения дошкольного учреждения, как бы жалко ни было своего кроху. Именно в детском саду ребенок приобретает необходимые социальные навыки, развивается, учится общаться со сверстниками и взрослыми, становится более самостоятельным. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, впоследствии проще адаптируется к школьной обстановке.

    Нельзя поддаваться на уговоры ребенка «один денек посидеть дома», «только сегодня не пойти в детский сад». Добившись своего уговорами, в следующий раз ребенок при отказе станет уже кричать и плакать, а там недалеко до истерики. Существует строгое правило: если решено водить в детский сад, то нужно твердо стоять на том, что каждое утро малыш просыпается и идет в свою группу.

    Водить ребенка через день, «чтобы он привык», также не вариант. Если уж мама сильно переживает, то допускается первое время оставлять кроху на несколько часов, например, до обеда, или же забирать после дневного сна.

    Пускать проблему на самотек, думая, что через время она решится сама собой, тоже опасно. У наиболее чувствительных ребятишек из-за сильного психологического стресса родители отмечают так называемый регресс в развитии. Ребенок, который уже давно просится на горшок, вдруг перестает это делать, а рассказывающий стихотворения малыш не хочет связать и нескольких слов. Такое обычно наблюдается перед очередным скачком в развитии, кода кроха накапливает впечатления и опыт, а потом удивляем окружающих новыми «умелками». Но может и говорить о серьезных проблемах. Если у ребенка наблюдается подобный регресс, и связан он с началом посещения детского сада, консультация со специалистом обязательна.

    www.prosto-mariya.ru

    Почему ребенок не хочет ходить в детский сад

    Не поддавайтесь на манипуляции

    Если утром перед самым выходом ваш ребенок закатил истерику и озвучил нежелание отправляться в садик, не нужно идти у него на поводу, лихорадочно прикидывая варианты, кто из родителей сможет отпроситься с работы или срочно вызывать бабушку. Узнайте, что послужило причиной отказа. Малыш может придумать, что у него заболел живот, к примеру. Присмотритесь к нему внимательно. Если с ним на самом деле все в порядке, постарайтесь убедить маленького выдумщика все-таки выйти из дома.

    Очень важно понять мотивы нежелания ребенка посещать детское учреждение. Постарайтесь выявить и установить их истинный источник. Специалисты в области детской психологии обозначают три наиболее весомые причины, способные вызвать негативную реакцию ребенка на садик. Это могут быть:

    • страх мало знакомых людей
    • дефицит друзей
    • отсутствие контакта с воспитателем

    Ребенку в новых условиях приходится не только привыкать к установленному в садике режиму и соблюдению определенных правил поведения, но и научиться общаться с самыми разными по характеру и темпераменту ребятами. Это новый опыт для малыша, который может быть, как положительным, так и отрицательным. Расспросите вашего наследника, с кем ему нравится больше играть. Попробуйте договориться с родителями товарища вашего малыша и собраться на совместный променад в парк или на специализированную площадку для ребятишек. Так вашему ребенку будет легче освоиться, найти общий язык с детьми из того же садика, куда ходит малыш и снять проблемы в общении.

    Недостаток взаимопонимания с работником детсада

    Если вы заметили, что ребенок воспринимает воспитательницу в негативном ключе и даже побаивается, попробуйте обсудить с малышом его страхи. Узнайте, может быть, его там слишком строго наказывают. Поговорите с работником детсада без эмоций и претензий. Возможно, совместно вы сможете разобраться в проблеме и наладить отношения между взрослым и ребенком. Если ничего не помогает лучше сменить группу.

    Будьте ласковы и терпеливы, малыш чувствует ваше настроение. Вам вполне по силам помочь своему любимому чаду преодолеть страхи и полноценно влиться в социум.

    www.kakprosto.ru

    Проблема: почему ребенок не хочет идти в сад?

    «Нет! Не-е-е-т! Я не пойду!» – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите примерно около 7 часов утра каждый будний день. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад…»

    Отрывок из книги практикующего психолога Юлии Василькиной, поможет разобраться с непростым вопросом навсегда.

    «Нет! Не-е-е-т! Я не пойду!» – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите примерно около 7 часов утра каждый будний день. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад. Он упорно не хочет просыпаться, делая вид, что сон так крепок, что хоть из пушки пали – не услышит. Проснувшись, он решает рыдать, дабы вас разжалобить. Затем, поняв, что в садик все равно идти придется, никак не может дойти до ванны (надеть колготки, найти игрушку, выбрать платье, застегнуть ботинки – нужное подчеркнуть). А ведь вам на работу! Вы опаздываете! Да и он тоже. С горем пополам собираетесь, бежите, вручаете дитя воспитателю и уже за дверью выдыхаете – все, можно на работу.

    Иногда тягостные сцены начинаются уже с вечера. «Мама, а завтра в садик?» – «Да». – «А можно я не пойду?» Здесь, в зависимости от настроения родителей и их педагогической позиции, возможны варианты от «Ну потерпи, скоро пятница» (даже если разговор в понедельник) до «Не начинай тут! Я на работу, а ты в садик. ». И утренние, и вечерние сцены повторяются изо дня в день, изматывая и родителей, и детей.

    Не нужно после первой же истерики бежать к воспитателям и на повышенных тонах разбираться. Вам наверняка скажут, что это естественная реакция большинства малышей. На самом деле это не так. И первым шагом должен стать анализ ситуации изнутри: поговорите со своим чадом, понаблюдайте за его поведением дома, предложите нарисовать его пребывание в садике. Все это позволит выяснить, что с ним происходит. Давайте рассмотрим самые частые и распространенные причины.

    Трудности в общении с другими детьми

    Это может произойти из-за внутренней замкнутости или избалованности самого малыша. Возможно, с ребенком не хотят дружить в садике из-за того, что у него есть проблемы с речью или патологии внешности, к которым так восприимчивы дети (заячья губа, отсутствие волосяного покрова, обширная пигментация или шрамы на лице и т. д.).

    Неготовность ребенка посещать детский сад

    Если родители не приучили его к режиму дня (кушать и спать по времени), к послушанию (нужно соблюдать определённые правила поведения, уважать взрослых), общению с другими детками, он не захочет подчиняться всему этому и ходить в садик. Если раньше он вел вольную и беззаботную жизнь, то любые рамки будут вызывать у малыша протест и истерику.

    Это тоже частая причина, почему ребенок не хочет ходить в садик. Он может скучать по старым друзьям и воспитателю, к которым он привык. В новой группе отношения могут быть настолько сформированными, что он туда просто не сможет вписаться.

    Отношение воспитателя к ребенку

    Все чаще родители считают именно этот фактор главной причиной, почему их чадо не хочет по утрам отправляться в садик. И хотя на самом деле это оказывается именно так только в 30% случаев, не нужно исключать такое развитие событий. Если воспитатель — жесткий, авторитарный, слишком требовательный, позволяющий грубость и даже рукоприкладство в отношении деток, эту проблему придется решать кардинально. Ведь ваш малыш просто боится идти в группу к такому человеку.

    Непривычная обстановка

    Новые вещи, чужие лица, незнакомые помещения — некоторые дети очень остро реагируют на всё это: они хотят остаться дома, в родной обстановке. Результат — вцепиться в домашний халат родной мамочки и наотрез отказаться идти в садик.

    Проблемы дома, в семье

    Нередко причина, почему малыш не хочет идти в садик, заключается вовсе не в этом детском учреждении, а в страхах и переживаниях ребёнка по поводу того, что происходит у него в семье. Развод родителей, смерть кого-то из близких, рукоприкладство дома, частые ссоры отца и матери — все это может выливаться в утренние истерики и слезы. Детский сад здесь — всего лишь прикрытие более глубокой депрессии, которая происходит внутри малыша.

    Отказ от конкретных мероприятий

    Иногда малышу не нравится в садике что-то конкретное, поэтому протест может быть направлен на определенный пункт режима дня:

    — воспитатели жалуются на то, что он не хочет есть, отказывается садиться за стол, разбрасывает пищу вокруг себя;

    — кроха не хочет спать в дневное время, мешая другим, бегая по спальне или просто тихонько плача в своей кроватке;

    — ребенок не хочет заниматься в детском саду рисованием, лепкой и другими программами, которыми сейчас перенасыщено пребывание в этом детском учреждении.

    Поговорить с ребенком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошел день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.

    Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребенка.

    Попросить ребенка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают темные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.

    Более детальные советы описаны в книге «Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад», Юлии Василькиной.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    clutch.ua