Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки

Как заставить делать уроки ребенка — советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе – дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае – это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже — дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу – это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, — это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения – это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они — сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема — ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка – это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи – родители!

www.syl.ru

Домашняя работа: как научить ребенка самостоятельно делать уроки

Вы хотите на протяжении десяти лет проходить школьный курс повторно? Если нет, научите ребенка выполнять домашние задания без вашей.

Наш эксперт – клинический психолог, арттерапевт Татьяна Чалик.

Обстановка, при которой ребенок занимается дома, существенно отличается от школьной. Можно в любое время встать и подвигаться, мама двоек не ставит, за подглядывание в учебник никто не наказывает. Это рождает атмосферу свободы, которая, с одной стороны, развивает интерес к знаниям, а с другой – чревата безответственностью.

Как сделать время работы над уроками плодотворным?

1. Ребенок должен знать, что каждый день, вернувшись домой, он после небольшого отдыха (час-полтора) сядет за уроки. К этому времени он уже успеет отдохнуть от школьных занятий, но еще не устанет и не перевозбудится от развлечений и игр. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами – ходит в музыкальную школу или на рисование, например, можно сесть за приготовление уроков и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, которые учатся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром.

Адаптация первоклассника к школе может занимать полгода. Все это время родителям надо помогать малышам придерживаться нового режима.

2. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм работы. Например, после 25 минут занятий младшекласснику следует сделать перерыв на 5–10 минут.

3. Ко второму классу ребенок должен научиться распределять свое время. Родителям нужно только откликаться на призыв о помощи. Беритесь помогать, когда ребенок сам об этом просит, иначе он будет считать, что мама за него все доделает.

4. Четко расставьте приоритеты: главное сейчас – это учеба. Не отвлекайте ребенка в момент выполнения уроков. Прибраться в комнате, вынести мусор можно и вечером.

В средней и старшей школе

Ученики средних классов уже должны уметь планировать время, помнить, сколько им задали на дом и к какому сроку. Но не все справляются с домашними занятиями. Почему?

Ребенок долго копается с уроками, часто отвлекается.

Может, он не «тянет» объем нагрузки? Сейчас даже в «обычной» школе много задают на дом, так что не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями. Часто под предлогом «надо» родители водят свое чадо и на шахматы, и на рисование, и на курсы иностранного языка. Хотя это надо родителям, ребенок там не отдыхает, а продолжает нести повинность, как в школе. Отдых должен представлять собой то, что нравится ребенку, а не родителям.

Не стоит ограничивать время домашней работы, например, предупреждать, что через полчаса вы заберете тетрадь. Лучше научите ребенка ставить реально достижимые цели.

Может, ребенок таким образом пытается привлечь ваше внимание?

Не стоит постоянно его ругать, это будет лишь подкреплять плохое поведение, особенно если вы уделяете ребенку внимание только тогда, когда он провинился. Хвалите его чаще, и ваш ученик будет более охотно все делать сам.

Может, он сознательно не торопится делать уроки, так как знает, что, в конце концов, вы сядете рядом с ним?

Никогда не выполняйте его работу, а только объясняйте, как ее сделать, и то, если он попросит об этом вас сам. Объяснять – не значит решать, это всего лишь показать направление размышлений или пояснить задание.

Ребенок делает уроки быстро, но небрежно.

Выясните причину. Чаще всего дети стремятся поскорее «разделаться» с занятиями и пойти погулять. В этой ситуации придется какое-то время методично проверять качество домашней работы. Только не стоит ориентировать ребенка на оценки, иначе он может решить, что важны именно они, а не сами знания.

Не надо наказывать ребенка за плохое выполнение работы, лучше расспросите, из-за чего это произошло.

Ребенок должен понимать, что только после того, как уроки закончены, он может заняться тем, что ему нравится.

Ребенок боится получить «двойку».

Важнее прививать любовь к знаниям, а не к хорошим оценкам. И нужно говорить и делать все, чтобы ребенок понимал, его будут любить, несмотря ни на плохие оценки, ни на жалобы учителей. Тогда и он будет стараться, ведь огорчать того, кто тебя любит, никому не хочется.

www.aif.ru

Как ребенка заставить делать уроки самостоятельно?

Ребенок отказывается делать уроки: как повлиять на него?

Школьная пора заключает в себе самые счастливые годы, но в тоже время и трудные. Причем с трудностями сталкиваются как дети, так и их родители. Одной из распространенных проблем является работа над домашним заданием. Мало кто без проблем самостоятельно садится за заданную на дом работу, многие готовы заниматься чем угодно, но только не уроками. В связи с этим почти ежедневно обстановка в доме накаляется, доходя иногда до конфликта. Так почему ребенок не желает заниматься уроками и как его можно заинтересовать, чтоб домашние занятия проходили всегда только в спокойной обстановке?

Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Чтобы понять, почему ребенок не желает заниматься уроками, нужно рассмотреть всевозможные причины такого поведения. А они могут быть различные:

  • Нет заинтересованности к одному из школьных предметов.
  • У детей тоже есть свои вкусы и предпочтения. Кому-то нравится ходить на уроки литературы, а кому-то он кажется скучным предметом. Одни любят математику, другие не в восторге от работы с цифрами.

  • Пугают большие объемы заданного домашнего задания.
  • Если ребенку много задали, то он может испугаться, что не успеет и не сможет справиться. Реакция на такой испуг может быть разнообразной: одни дети сосредоточатся и сядут за работу, а другие растеряются и не знают с чего именно лучше начать.

    Ребенок мог пропустить занятия по причине болезни, или же просто быть невнимательным на уроках. И естественно выполнять последующие задания ребенок просто не может.

    Ребенок не хочет браться за уроки, потому что думает, что они обречены на провал.

    Как ни удивительно, но это тоже может стать причиной отказа от выполнения уроков. Ребенок, таким образом, пытается внимание родителей привлечь к себе.

  • Отсутствие опыта по выполнению уроков.
  • Эта проблема относится к младшим школьникам, у них еще не имеется привычка, ежедневно работать над домашним заданием. Они только начинают вникать в школьный учебный процесс.

  • Лень ребенка и отсутствие ответственности.
  • Про развитие новорожденных по неделям читаем тут.

    Как заставить ребенка делать уроки?

    После того как причина отказа от выполнения уроков выявлена, нужно переходить к ее устранению. Если у ребенка отсутствует интерес к определенному предмету, нужно постараться максимально заинтересовать его им. Ведь ученик, который учится без желания схож с птицей без крыльев. Можно пофантазировать и превратить процесс обучения в игру. Или же можно просто поговорить с ребенком и рассказать какую пользу этот предмет принесет ему в дальнейшем, во взрослой жизни.

    С объемными заданиями тоже можно справиться. Главное при этой проблеме на ребенка не кричать, а помочь ему собраться. Для этого его нужно успокоить и оценить весь заданный материал. Затем составить план, по которому ребенок будет работать. На первые места нужно располагать наиболее сложные задания, а затем менее трудные.

    Если ребенок не усвоил какую-либо тему по различной причине, то ему нужно помочь в ней разобраться. Для этого родителям можно самостоятельно изучить пропущенный материал и попытаться его объяснить ребенку. Если и родители не могут в нем разобраться, то можно после занятий подойти к преподавателю и попросить о разъяснении непонятной темы. Если же упущено большое количество материал, то лучше всего будет нанять репетитора. Он поможет ребенку наверстать упущенное.

    Неудивительно, что ребенок, которого постоянно критикуют и ругают по поводу и без, решит, что уж лучше и вовсе ничего не делать. Ведь все равно все будет неправильно. В такой ситуации ребенку может помочь только искренняя родительская любовь к нему. Он должен знать, что его любят не за его пятерки и успехи, а просто за то, что он есть.

    Многие знают, чтобы получить внимание родителей дети могут начать им перечить. То же самое может случиться и с домашним заданием. Ведь мама говорит, что его надо выполнять, а ребенок, переча ей, откажется от работы над уроками. Тут наказывать ребенка категорически нельзя. Поможет только любовь и спокойствие в семье. Ребенку нужно начать уделять больше внимания и своего свободного времени, даже если, кажется что он и так купается в родительской заботе.

    Если ребенку недостаточно привиты чувства ответственности, то нужно с ним серьезно поговорить. Объяснить что учеба это его работа, равна по степени важности такой же, как и у взрослых. И если он не будет выполнять свою работу, то это скажется на всей семьи, т.к. это для всех очень важно. И тогда родители вынуждены будут запретить ему пользоваться чем-то очень важным для него. А вот физических наказаний применять не нужно.

    Лень ребенка может быть вызвана обидой на родителей. Выразить все свои чувства напрямую он еще не может, поэтому пытается донести их до взрослых такими способами. Нужно попытаться объяснить ребенку, что выполнение уроков важно для него, а не для мамы или папы. Также необходимо подумать, а не было ли одно из наказаний несправедливым по отношению к малышу.

    Вы знаете как научить вашего ребенка читать в 5 лет? Если нет, тогда рекомендуем эту статью.

    Ваш ребенок хорошо выговаривает букву Р, для тех у кого есть проблемы с этой буквы мы подготовили хорошую статью.

    Как нужно делать уроки?

    После того как ребенок стал без скандалов садиться за уроки, родителям нужно начать придерживаться некоторых правил по выполнению уроков для того, чтобы в дальнейшем проблема не вернулась. Вот эти несложные правила:

  • После того как ребенок пришел со школы, ему нужно дать время для отдыха, не менее часа. Чтобы он спокойно поел, полежал, поиграл. Затем можно его усаживать за домашнюю работу. Желательно чтоб ежедневно она выполнялась в одно и то же время. Перетруждать ребенка не нужно, для этого во время уроков периодически давать ему минут 10 для небольшого отдыха.
  • Начинать выполнять работу нужно с самого трудного задания, в таком случае все последующие будут ему даваться намного легче. Писать, решать нужно приучить ребенка сначала в черновик. А уже после проверки взрослого может смело переписать выполненные задания в чистовик. Контролировать каждый шаг ребенка не нужно, пусть он подумает и сам позанимается. Он обязательно оценить доверие родителей к нему.
  • Во время проверки уроков, увидев какие-либо ошибки, ребенка сначала нужно похвалить, а потом осторожно указать на его недочеты. В таком случае ребенок их воспримет спокойно, и постарается самостоятельно их исправить.
  • Даже если допущена нелепая ошибка или у ребенка не получается понять то что ему пытается донести родитель, нельзя на него повышать голос или того хуже обзывать. Ребенок перестанет испытывать чувство уважения, будет потеряно доверие к родителям. И при возникших трудностях он за помощью к ним уже не обратится.
  • Сейчас школьный материал очень сложный. И если есть неуверенность в знании темы, лучше ее заранее изучить, чтобы можно было при необходимости разъяснить ребенку что к чему.
  • И главное – не нужно делать домашнюю работу за своего ребенка. Все решать, писать, рисовать он должен сам, можно только его подтолкнуть, помочь в затрудненных ситуациях. Иначе через непродолжительное время, всю свою работу ученик переложит на своих родителей. И пусть он не получит за свою работу пятерку, знания все-таки важнее.
  • К своему ребенку нужно относиться с пониманием, заботой и любовью. А к его урокам спокойно и даже можно с шутками. Помните, что секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Заставлять ребенка учить уроки не стоит, ему необходимо объяснить всю значимость полученных им знаний. Что без них ему будет очень трудно в дальнейшем. И ребенок, поняв все, будет с удовольствием выполнять ежедневные объемы заданных работ. Вспомните, ведь и вы когда-то были маленькими и не совсем идеальными.

    klubmama.ru

    Ребенок не хочет делать уроки: что делать родителям?

    Немногие дети любят учиться в школе. Делают домашние задания с трудом, без удовольствия, выполняют неаккуратно или вовсе не готовят. Родители редко поступают правильно в такой ситуации. Одни нервничают, повышают голос, обзывают обидными словами, наказывают. Это усугубляет ситуацию. Другие нанимают репетиторов, делегируя им всю ответственность за образование, а, значит, и будущее своих детей. Третьи не нагружают себя этой проблемой, предоставляя детей самим себе.

    Ребенок не делает уроки: в чем причина?

    У негативного отношения детей к школе имеются серьезные причины. Детям неинтересно то, чему их учат. Угнетает необходимость запоминания непонятных вещей. Пугает, что на уроке они не смогут правильно ответить у доски, получат негативную оценку и нелестный комментарий учителя или одноклассников.

    Причины, по которым дети не хотят готовить домашнее задание:

  • Не знают, как его выполнить, боятся ошибиться и получить плохую оценку. Гораздо легче списать у отличника и быть уверенным в работе.
  • Ленятся и отвлекаются. Такие дети могут часами «зависать» в телефоне или компьютере, но к домашней работе так и не притронутся. Современные гаджеты отнимают много времени даже у взрослых, а подростку или ребенку и подавно легко потеряться в разнообразии игр и социальных сетей.
  • Неинтересен предмет.
  • Как мотивировать ученика?

    Чтобы мотивировать ребенка самостоятельно и аккуратно делать уроки, заинтересуйте его в результате. Спешим сказать, что обмен выполненного задания на сладости, подарки и карманные деньги работает недолго. Это еще и опасный путь.

    Некоторые дети отреагируют на перспективу стать лучшим в классе, отличником, «медалистом», а впоследствии – генералом, миллионером, президентом. Детей творческого склада попробуйте сначала заинтересовать каким-то одним предметом. Поскольку в современной школьной программе происходит интеграция дисциплин, то скоро такой ребенок становится успешным по большинству предметов.

    Детям, чувствительным к мнению окружающих, объясните, каким авторитетом и уважением пользуются примерные ученики у товарищей и преподавателей.

    Родителям стоит спокойно и доброжелательно поговорить с ребенком, понять суть проблемы. Может, это страх. Не знает, как выполнить задание. Приходит в школу неготовым и мучается на уроке. Потом скрывает от родителей плохую оценку. Эти страдания длятся месяцами, порождая неврозы и агрессию. Со временем ребенок привыкает быть «плохим» и вовсе перестает учиться. Согласен жить с «клеймом».

    Достаточно помочь с домашней работой пару раз, и проблема исчезнет. Объяснить, как сделать задание, показать, где найти информацию о способах решения задач, написании сочинения или доклада. Увы, в учебниках материал не всегда понятно изложен даже взрослыми. Учителя, случается, тоже не блещут ясностью объяснения.

    Помогая ребенку, важно не раздражаться и не изображать жертву, иначе он перестанет делиться с вами проблемами. А в жизни уроки – не самая большая сложность.

    Не стоит навязывать свою последовательность выполнения домашнего задания по предметам, требовать делать больше, чем задано. Даже подростку трудно сосредоточенно заниматься больше 30 минут.

    Помощь родителей в ситуации

    Что необходимо сделать родителям, чтобы ребенок начал выполнять домашнюю работу?

  • Отвести ему определенное время для этого. Например, каждый день после уроков в 19.00 вечера. Строго в это время ребенок выключает компьютер, телефон и садится за уроки. До 19.00 он может делать все, что хочет.
  • Помочь с трудными уроками и заданиями.
  • Научить искать информацию и решения сложных задач.
  • Объяснить, что плохая оценка – тоже оценка, и даже если он сделает ошибку в домашней работе, ничего страшного не случится.
  • Научить выполнять уроки последовательно, а не хвататься за все сразу. Это поможет лучше концентрироваться и повысить эффективность обучения.
  • Выяснить, какой школьный предмет ему нравится больше – гуманитарный или технический.
  • Обеспечить дома тишину и спокойствие на время выполнения домашней работы. Если в квартире шум и гам, гости, веселье, то ребенку трудно сосредоточиться. А еще и обидно – все веселятся, а ему уроки делать надо.
  • Подскажите, что лучше сперва выполнить простые задания, а потом приступать к сложным. Так эффективнее.
  • Рабочее место ребенка должно быть комфортным: правильное освещение, просторный стол и удобный стул, приятные предметы под рукой (точилка или карандашница с героями любимого фильма, игрушка, ручной тренажер). Процесс можно превратить в творчество, а проверку уроков в игру. Можно похвалить и за мелочь, а ошибку перевести в шутку. Смешное и приятное лучше запоминается. А цели обучения как раз запомнить информацию, усвоить навыки, чтобы в будущем стать специалистом и найти место в жизни.

    zhasminka.ru

    Как приучить ребенка делать уроки быстро и самостоятельно: заставить или помочь?

    Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

    Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

    Занятия с ребенком дома

    В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

    1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг — объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
    2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
    3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

    Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.

    Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого — шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

    Контроль выполнения уроков

    Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

    Что касается популярного диагноза «СДВ(Г)», который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

    Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

    Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  • Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  • Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  • Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.
  • В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

    Средняя и старшая школа

    В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

    1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
    2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала — первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
    3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.
    4. Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

      Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.

      Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

      Основные принципы выполнения домашних заданий

      После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

    5. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
    6. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
    7. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
    8. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
    9. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
    10. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка — дело второстепенное.

    Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки — тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

    vseprorebenka.ru

    Домашнее задание как наказание, или Как заставить ребенка делать уроки

    Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если выполнение домашнего задания изо дня в день сопровождается скандалами, слезами, расшатанными нервами и постоянными стрессами?

    Ласка — единственный способ,

    который возможен в обращении с живым существом.

    Террором ничего поделать нельзя.

    Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать…

    Для начала стоит заметить, что если вы именно заставляете делать уроки, вы сильно рискуете. Учеба из-под палки вызывает противоположную реакцию: чем больше ребенка заставлять, тем меньше шансов воспитать в нем любовь и интерес к учебе. Таким способом можно вызвать лишь отвращение не только к выполнению домашних заданий, но и ко всему процессу обучения.

    Как делать уроки с ребенком: рекомендации для родителей

    • Выберите "час Х". Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда "резаться" в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется.

    • Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде "буду делать уроки в 10 вечера", установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.

    • Оборудуйте рабочее место. Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
    • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
    • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала "разделаться" с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все трудные задания, оставив легкие предметы "на закуску".
    • Учите управлять временем. Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.
    • Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как "техника Помидора". Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

      Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или "1 помидора".

      Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

      Упражнения по русскому

      Задача по математике

      Доклад по географии

      Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим "галочку" напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

      Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

      Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы.

      Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные "помидорки" — лишние полчаса за компьютером.

      • Не осуждайте за ошибки и не кричите, если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях. Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: "Исполнителя — хвалить, исполняемое — критиковать".
      • Не превращайте домашнее задание в наказание. Часто родители угрожают: "Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!" Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.
      • Помогать или не помогать — вот в чем вопрос!

        Многие родители спрашивают: "Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Помогать или приучать к самостоятельности?"

        Приучать к самостоятельности, конечно, необходимо. Но не сразу, не "с места в карьер". Так, первоклассникам просто не обойтись без родительской помощи. Но чем старше становится ученик, тем больше самостоятельности он должен проявлять.

        Здесь важно сразу предупредить вашего отпрыска, что вы не будете сидеть с ним вечно, а через энное время ему придется все делать самостоятельно. И обязательно внушайте, что уроки — это ЕГО работа, НЕ ВАША! Удостоверившись, что ребенок усвоил правила выполнения домашнего задания, родители должны "перестать делать уроки".

        Нет, конечно, не стоит все бросать на самотек. Ваша задача теперь просто контролировать, объяснять непонятное (если сам попросит). Главное, чтобы инициатива исходила не от вас, а от вашего ребенка.

        Еще один полезный совет: хвалите за любое проявление самостоятельности. Сегодня он вспомнил о вашем с ним договоре приступать к урокам в 16.00 — уже хорошо, выразите искреннюю радость. Завтра ребенок сам сел за уроки. Пусть пока дальше простых приготовлений дело не пошло, все равно: сел-то за уроки сам — опять хвалите. Ребенку важно захотеть делать уроки. Пусть стимулом будет ваша радость за его успехи и за любое проявление самостоятельности — чем не мотивация?

        Проверять или не проверять?

        Проверять домашнее задание обязательно! И поверьте, вопроса "Ты все сделал?" — явно недостаточно. Не поленитесь, проверьте, что там "наваял" ваш отпрыск в тетради, выучил ли стих, подготовился ли к уроку географии и т.д.

        Все приведенные выше советы — никак не правила, а именно рекомендации. Панацеи, увы, не существует, так как все дети разные. У кого-то сработает принцип доверия (родители мне доверяют, значит, я просто обязан делать уроки, чтобы их не подвести), другим, возможно, поможет принцип: заработал — получи вознаграждение, третьим поможет только терпение и бесконечные беседы. Но отчаиваться не стоит. Главное ведь — не только "дать образование", но воспитать ответственного и самостоятельного человека, сохранить его здоровье и ваши добрые взаимоотношения.

        Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет.

        Читайте другие статьи автора:

        pedsovet.su

        Как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки?

        И если ещё вчера ваш ребенок ходил в детсад и был милым и послушным, то, став первоклассником, он превратился в ленивого и упрямого ученика, который ни в какую не хочет делать уроки!

        После миллиона напоминаний

        «Безграничному терпению тоже приходит конец. Дочке 9 лет. Садится делать уроки после миллиона напоминаний, сядет и сидит, я уже вскипаю. Математика – задача примитивная, таких сто штук решали. Спустя два часа оказывается, что примеров половину сделала, из них половина неверно. А задача! Грядки сложены с людьми и поделены на клубнику из следующей задачи… Особой любовью пользуется русский язык, Тут просто раздолье для дурацких ошибок. Ей по барабану: ёжИк или ёжЫк!»

        «Дочка пошла в первый класс. Прошел всего месяц, а моя нервная система уже пришла в негодность. Сижу на валерьянке. Категорически отказывается делать уроки. Не то, что делать, а вообще садиться за них. Не хочет даже готовые прописи ручкой обводить!».

        «Сын все может понять, просто не хватает ему усидчивости и внимания. Уроки «делает» часами, пока не подойдешь и десять раз не прикрикнешь, а так толку нет, в черновике сначала делает, но так плохо, почерк ужасный стал».

        Мы сейчас не будем останавливаться на вопросе «кто виноват?» – семья, школа, природная лень или что–то еще. Попробуем ответить на вопрос «что делать?».

        На первом месте – режим

        На первых порах именно на родителей ложится основная ответственность за то, чтобы привыкание к школе прошло наименее болезненно. И тут главное, чтобы выполнение домашнего задания не превратилось в «куликовскую битву», где обе стороны проигрывают. У ребенка что–то не получается, он начинает капризничать. Мама срывается, кричит, пьёт валерьянку.

        Для начала самим родителям стоит привыкнуть к мысли, что и им тоже придется решать примеры и писать упражнения. Не в буквальном смысле, а в организационном. Определитесь с конкретным временем, когда ваш ребенок будет садиться за уроки. Сразу после занятий в школе делать этого не стоит – ребёнку нужно как минимум час–полтора отдохнуть.

        Считается, что оптимальное время, когда наш мозг настроен на интеллектуальную работу – с 15 до 18 часов. Но если ваш первоклассник пришел домой в 12 часов, то, наверное, до трех часов можно и не ждать. Главное – выбрать конкретный час, и стараться именно в это время приступать к домашнему заданию. Ситуация, когда уставшие родители, придя после работы домой, начинают делать с ребенком уроки до 11–12 часов, как раз и приводит к нервным срывам что у детей, что у взрослых.

        На самом деле, ребёнок – не тупица: в младших классах у детей ещё не развито в достаточно объёме логическое мышление, поэтому задача родителей в том и состоит, чтобы запастись терпением и помочь развитию у ребенка навыков.

        Конечно, не стоит выполнять домашние задания за вашего ученика. Не надо и «стоять над душой», бесконечно проверяя и дергая ребенка. Для начала нужно внимательно прочитать задание, убедиться в том, что ребенок понял, что от него требуется, ответить на все вопросы, которые могут возникнуть по данному конкретному заданию.

        Пусть все письменные задания ребенок сначала выполняет в черновике. Это – страховка от ошибок и «грязи» в тетрадях. Потом проверьте, как ребенок справился с заданием. Если ошибся – спокойно снова разберите с ним задание, найдите ошибку, проанализируйте, повторите правило. Если справился – не скупитесь на похвалы.

        Чем можно мотивировать ребенка на выполнение домашних заданий?

        Например, Татьяна Каргаполова, мама 8–летнего Антона, рассказывает, что предложила сыну превратить уроки в своеобразную игру: «Я сказала: давай сначала ты будешь делать свои уроки, а потом мне тоже будешь давать задания. Так мы с ним и делали: сначала он решает свои примеры, а потом мне говорит «делай задания № 35, 38» и тоже меня проверяет. И через какое–то время начал забывать про меня, стал сам все делать».

        Карина Баева, мама 9–летнего Артема, считает, что её сын начал серьезно относиться к домашним заданиям после того как стал ходить в спортивную секцию: «Он очень сильно увлекся футболом. Стоит сказать, что он не пойдет в секцию, если не сделает уроки, то он сразу всё быстро делает. А раньше мы его и ругали, и наказывали – было бесполезно».

        Надо ли давать деньги?

        «В первую очередь, надо искать причины, почему это происходит: либо ребёнок в школе с трудом усваивает материал, либо у него проблемы в общении с одноклассниками и так далее, – говорит Любовь Евстигнеева. – Универсальные рекомендации касаются организации режима дня: родители должны четко определить, в какое время ребенок начинает делать уроки, требуется ли ему перерыв для отдыха, сколько времени этот перерыв длится.

        У ребёнка ещё не очень развито чувство времени. Поэтому если вы говорите: отдохни 30 минут и садись за уроки, то ровно через 30 минут напомните, что ему пора делать уроки.

        С течением времени должна происходить передача ответственности от родителей к ребенку. Если вы долгое время будете его жестко контролировать, то у самого ребенка чувство ответственности за свои действия, за конечный результат, так и не возникнет.

        Выплата денег за сделанные задания дает эффект, но ненадолго. К тому же ребенок привыкает к мысли, что учеба нужна не ему, а родителям. Если родители по каким–то причинам перестанут давать деньги, то ребенок, скорее всего, учебу забросит.

        Бывает, что выполнение домашнего задания проходит по достаточно агрессивному сценарию: ребёнок не хочет делать уроки, не понимает, как решать задачи, мама кричит на него и т.д. В таких случаях всё–таки лучше обращаться к специалисту, потому что здесь нужно психологическое сопровождение и детям, и родителям. Психолог может помочь родителям снизить уровень тревожности и в дальнейшем спокойнее вести себя в подобных ситуациях».

        Терпение, выдержка и последовательность в своих действиях помогут мамам и папам воспитать у ребенка привычку самостоятельно делать уроки. Как пелось раньше в известной песне, «ведь, прежде всего, мы – родители, а все остальное – потом».

        malyutka.net