Самооценка деятельности учителя начальных классов

Материал для учителей начальных классов «Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности»

Описание педагогической концепции и системы работы.

«Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности»

Социально-экономические, научно-технические изменения, происходящие в нашей стране, повлекли за собой радикальные изменения в образовании.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том, чтобы не только передавать знания и технологии, но и формировать творческие компетентности, умение адаптироваться к изменениям в современном информационном обществе.

Идеология нового образовательного стандарта отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Новый государственный стандарт отличается высокой степенью разработанности представленных материалов, и задачей учителя является активное использование их в работе.

Совершенствование системы начального образования предполагает не только эффективное освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и их успешную учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность трёх систем требований:

– к результатам освоения основных образовательных программ,

– к структуре основных образовательных программ,

– к условиям реализации основных образовательных программ.

В связи с этим задача учителей начальных классов – подготовить выпускника и его родителей к выбору в пользу той или иной дисциплины при переходе в среднее звено.

Передо мной встала трудная задача – создать на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе образовательную среду, в которой каждый ученик смог бы проявить свои способности. Необходимо было построить свою работу так, чтобы она удовлетворяла требованиям ФГОС и целям школы, в которой я работаю.

Поэтому и тема моего самообразования была выбрана не случайно «Повышение ИКТ компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО».

К современному учителю предъявляются требования:

— компетентность в области управления системой «учитель – ученик»;

— компетентность в области технологий «медиа – образования», современных образовательных технологий.

В результате пришла к выводу, что новые стандарты ориентируют на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего школьного возраста. Проанализировав используемые мной образовательные технологии, методы и формы, сравнила их с требованиями новых стандартов.

Опираясь на полученные знания, поставила перед собой цель– создание условий для компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, ИКТ, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, а так же непрерывное образование и самообразование самого учителя.

Из данной цели вытекают задачи:

Изучить структуру современного урока с применением ИКТ технологий с последующим внедрением в собственную практику.

овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.

Первый этап – изучение структуры современного урока с применением ИКТ технологий.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Раздел 2 «Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности»

2.1. Описание педагогической концепции и системы работы

«Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу,

и дать средства к выполнению этого труда – вот полное

определение цели педагогической деятельности»

1. Вступление (Актуальность).

Идеология нового образовательного стандарта отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Новый государственный стандарт отличается высокой степенью разработанности представленных материалов, и задачей учителя является активное использование их в работе. Совершенствование системы начального образования предполагает не только эффективное освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и их успешную учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность трёх систем требований:

– к результатам освоения основных образовательных программ,

– к структуре основных образовательных программ,

– к условиям реализации основных образовательных программ.

Во главу угла ставится личность ребёнка, а не набор дидактических единиц, обязательных для изучения.

В связи с этим задача учителей начальных классов – подготовить выпускника и его родителей к выбору в пользу той или иной дисциплины при переходе в среднее звено.

2. Выявление проблемы.

Передо мной встала трудная задача – создать на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе образовательную среду, в которой каждый ученик смог бы проявить свои способности. Необходимо было построить свою работу так, чтобы она удовлетворяла требованиям ФГОС и целям школы, в которой я работаю.

Поэтому и тема моего самообразования была выбрана не случайно «Повышение ИКТ компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО».

— компетентность в области управления системой «учитель – ученик»;

— компетентность в области технологий «медиа – образования», современных образовательных технологий.

В результате пришла к выводу, что новые стандарты ориентируют на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего школьного возраста. Проанализировав используемые мной образовательные технологии, методы и формы, сравнила их с требованиями новых стандартов.

Опираясь на полученные знания, поставила перед собой цель– создание условий для компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, ИКТ, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, а так же непрерывное образование и самообразование самого учителя.

Из данной цели вытекают задачи:

Изучить структуру современного урока с применением ИКТ технологий с последующим внедрением в собственную практику.

Освоить ИКТ, применять их в подготовке и проведении уроков и во внеурочной деятельности.

формирование у учащихся ключевых компетенций;

овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.

Первый этапизучение структуры современного урока с применением ИКТ технологий.

При подготовке к уроку должны соблюдаться этапы: диагностика, прогнозирование, планирование

Диагностика: характер учебного материала, структура урока, временные затраты в учебном процессе, возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

Прогнозирование: оценка различных вариантов проведения урока, выбор наиболее оптимального

Планирование: создание методической структуры урока, выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

Использование ИКТ на разных этапах урока:

•подготовка учащихся к усвоению новых знаний

•усвоение новых знаний

•закрепление новых знаний

•подведение итогов урока

Практика использования ИКТ даёт возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:

•повышению учебной мотивации;

•повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;

•обеспечению дифференциации обучения;

•повышение объёма выполняемой на уроке работы ;

•развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

•рационализации организации учебного процесса,

•повышению эффективности урока;

•повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;

•формированию информационно-коммуникативной компетенции.

Второй этапрасширение собственных знаний и умений по использованию современных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий на уроках.

Кабинет, в котором я работаю, оборудован: интерактивной доской, мультимедийным проектором, персональным компьютером с выходом в Интернет. Это позволяет широко использовать информационно-коммуникативные технологии, включающие:

обучающие компьютерные программы;

контролирующие компьютерные программы;

демонстрационные компьютерные программы;

использование интерактивной доски;

В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность является ведущей для детей 6-8 лет. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.

Имея в кабинете интерактивную доску, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Elite Panaboard позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую. Дети с интересом осваивают большинство инструментов доски. На каждом уроке мы работаем с интерактивной доской не более 5-10 минут. Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной деятельности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе, повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом. Таким образом, работая с электронной доской, я имею возможность проводить уроки, отвечающие самым современным требованиям. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Дети начинают работать более творчески. Интерактивная доска на уроке – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики лучше усваивают материал. Благодаря этим условиям мои ученики учатся сами создавать презентации, что реализуют при подготовке домашних заданий, участвуют в исследовательской деятельности.

Третий этап реализация (применение) на практике ИКТ

Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:

•понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;

•серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.

Использованы следующие ресурсы интернет:

•«ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» Константинова И.Н.

•«Использование компьютерных технологий в начальной школе» Козлицкая (Редихина).

•«Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка в начальной школе» Фомина Н.Н.

•«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» Жукова Н.Н.

•«Использование интерактивной доски в обучении младших школьников»

Моделирование, группировку объектов изучения очень удобно осуществлять, используя возможности интерактивной доски. Также как и решение нестандартных задач (например, на перекладывание палочек, арифметические лабиринты, задачи на разрезание и составление фигур и др.)

На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.

При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).

При подготовке к урокам использую следующие диски:

•электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир»;

•«Домашний тренажер» Русский язык. Математика 3 класс. 2011 год.

•«Домашний тренажер» Уроки математики 1-4 класс. 2012год.

•«Я учусь решать задачи» 1-6 класс. 2013год.

•«Классные часы в начальной школе». Издательство «Учитель» 2010 год. и другие

Мною был даны открытые уроки с применением ИКТ по обучению грамоте по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б б», по математике по теме: «Табличные случаи умножения и деления», по окружающему миру по теме: «Охрана животных», которые получили положительную оценку коллег. Разработки уроков опубликованы в социальной сети работников образования, на сайте школы.

На уроках и во внеурочной деятельности активно применяю информационно-коммуникативные технологии, используя современные средства обучения.

Использование интерактивной доски Elite Panaboard открывает возможности использования новых электронных средств обучения: интерактивных текстов, таблиц, схем, интерактивных иллюстраций и анимаций, электронных заданий.

В процессе работы я использую следующие функции: письмо (минутки чистописания, вставка букв, знаков; печатание; рисование; клонирование (множественный букв, слов, знаков из одного объекта); работа с коллекцией и др.). Активно использую интерактивную доску для уроков – игр, уроков – путешествий, во внеурочной деятельности. При изучении нового материала использую демонстрационно – энциклопедические программы (например «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Хочу всё знать», «Природа России» и т.д.). Использую презентации Power Point на разные темы.

При закреплении материала использую тренажёры – разнообразные обучающие программы. Для контроля и проверки использую системы тестирования и оценивания, контролирующие программы. В организации внеурочной деятельности активно использую программно-методический комплексы «Математика и конструирование», обучающие программы «Репетитор», «Весёлая математика» и др.

Внедрение в процесс обучения электронных и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях. Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет — ресурсов и технологий, например:

дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;

дистанционные конференции (семинары, вебинары);

педагогические форумы и многое другое.

Хотелось бы более подробно представить те из них, которые помогают мне повышать свою профессиональную компетентность.

Участие в профессиональных сетевых сообществах.

Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к новостям в образовании, возможность представить на суд коллег свои методические разработки, пользование ресурсами сайта — все это позволяет учителю почувствовать себя частью большого педагогического сообщества, выйти за рамки своей школы, сформировать собственный профессиональный рейтинг.

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru

Интернет-портал ProШколу. ru http://www.proshkolu.ru

Электронный педагогический журнал «Большая перемена» http://www.pomochnik-vsem.ru

Электронный журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru

Методический портал К уроку. ru http://www.k-yroky.ru

12-й Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org

Интернет-сообщество учителей Педсовет.su http://pedsovet.su

Профессиональное сообщество педагогов Методисты http://metodisty.ru

Методический портал учителя http://metodsovet.su

Педагогическая газета http://pedgazeta.ru

Являясь активным пользователем этих сайтов, я размещаю свои материалы и получаю доступ к ресурсам других педагогов. Это позволяет разнообразить свою педагогическую деятельность, овладеть новыми педагогическими приёмами. И, как бонус, за размещение материалов, которые прошли проверку и были одобрены администрацией сайта, можно получить свидетельства и сертификаты.

На каждом сайте есть педагогические форумы, которые позволяют общаться на профессиональные и личные темы педагогам из разных уголков нашей страны .

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся в информационных технологиях, ИКТ можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации. Использование интерактивных технологий на уроках показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу, высказывать собственное мнение.

videouroki.net

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя начальных классов МБОУ КСОШ № 5

на основе профессионального стандарта «Педагог»

Антиповой Натальи Григорьевны

САМОАНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ

На основании какого образовательного стандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)

Образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования 2004 г.

ФГОС основного общего образования 2010 г.

Количество учащихся, обучаемых Вами по данному образовательному стандарту на момент самоанализа

Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность (отметить нужное)

работа с одаренными обучающимися;

работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным;

работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии (ЗПР 7 вида)

работа с детьми с ОВЗ;

работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми категориями обучающихся, в том числе имеющими отклонения в социальном поведении

САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЯ

Результативность освоения рабочей программы учебного предмета, элективного курса, внеурочной деятельности

Динамика достижения обучающимися предметных результатов

Доля школьников, освоивших учебный предмет на базовом уровне: 100 %.

Доля школьников, освоивших учебный предмет на повышенном уровне: 15 %.

Динамика достижения обучающимися метапредметных результатов:

образовательная компетентность (умение учиться, учебная грамотность)

коммуникативная компетентность (учебное сотрудничество, коммуникативная грамотность)

информационная компетентность (грамотность чтения информационных текстов – информационная грамотность)

Доля школьников, обладающих готовностью к постановке новых учебно – познавательных задач: 100 %.

Доля школьников, обладающих готовностью к решению новых учебно – познавательных задач: 65 %.

Доля школьников, обладающих контрольно – оценочной самостоятельностью: 65 %.

Доля школьников, обладающих готовностью, работать в кооперации с другими: 100 %.

Доля школьников, способных понять разные точки зрения, отличные от собственной, вступать в диалог: 100 %.

Доля школьников, обладающих готовностью удерживать различные позиции в общении и взаимодействии: 75%.

Доля школьников, обладающих умением осуществлять поиск, отбор, структурирование учебной информации: 65 %.

Доля школьников, обладающих знаково – символической грамотностью (в т.ч. моделированием, преобразованием модели и др.): 65 %.

Доля школьников, обладающих умением решать практические, учебно — познавательные задачи с применением ИКТ: 65 %.

Динамика развития обучающегося

Динамика достижения обучающимися личностных образовательных результатов:

осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории

социальное действие и моральное поведение

здоровье и безопасность

Доля школьников, обладающих образовательной самостоятельностью: 65 %

Доля школьников, умеющих выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию: 65 %

Доля школьников, умеющих принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях: 50 %

Доля школьников, освоивших социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах: 100 %

Доля школьников, имеющих опыт участия в школьном управлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетентностей с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей: _______ %

Доля школьников, обладающих осознанным и ответственным отношением к собственным поступкам: 85 %

Доля школьников, осознающих ценность здорового и безопасного образа жизни: 100%

Доля школьников, усвоивших правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и правил поведения на дорогах: 100 %

Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений

Высокой является д оля школьников, освоивших социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообщества, доля школьников, обладающих готовностью работать в кооперации с другими, доля школьников, способных понять разные точки зрения, отличные от собственной, вступать в диалог, д оля школьников, осознающих ценность здорового и безопасного образа жизни, д оля школьников, усвоивших правила индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте и правил поведения на дорогах.

— Результаты профессиональной деятельности, которые хотелось бы улучшить: увеличить долю школьников, обладающих умением осуществлять поиск, отбор, структурирование учебной информации, долю школьников обладающих знаково-символической грамотностью, обладающих образовательной самостоятельностью, школьников, умеющих выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, умеющих принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.

САМООЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Самооценка в баллах

Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся

Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы, взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми.

Выявление логопедических проблем у обучающихся

Могу выявить логопедическую проблему у учащихся. Проинформировать родителей.

Взаимодействую с логопедом школы

Выявление психологических проблем у обучающихся

Взаимодействие с психологом школы. Могу осуществить индивидуальный подход к ребенку в соответствии с рекомендациями педагога-психолога.

Выводы по результатам самооценки психолого – педагогической компетенции

Сотрудничаю с социально – психологической службой и педагогическими работниками школы, с родителями (законными представителями) учащихся для выявления особенностей в поведении, состояния психического и физического развития.

4.САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТ АНДА РТА «ПЕДАГОГ»

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Комментарий, примеры своего

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Умею разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе авторской программы и обеспечивать ее выполнение.

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего общего образования

Достижения: Осуществляю профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Выступаю с докладами на семинарах, даю открытые уроки для коллег, реализующих требования ФГОС НОО в профессиональной деятельности

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Достижения: Участие в разработке программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды не принимала . Формирую у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни, создаю на уроке и вне урока комфортную образовательную среду.

Дефициты: Нуждаюсь в приобретении дополнительного опыта, не готова обучать по данному вопросу других педагогов.

Планирование и проведение учебных занятий

Достижения: Владею основными методиками преподавания, основными принципами деятельностного подхода, видами и приёмами современных педагогических технологий.

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Достижения: Провожу мониторинг в начале и в конце учебного года с целью выявления и коррекции образовательного процесса.

Использую диагностические данные в определении перспектив развития каждого ученика. П ровожу рефлексию урока, анализирую знания и умения учащихся после проведенного урока.

Дефициты: Не всегда удается самоанализ урока с учетом требования ФГОС.

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Достижения: Использую современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала).

Организую мониторинг достижений учащихся, с выставлением оценок на уроке по результатам тестирования.

Формирование универсальных учебных действий

Достижения: Формирую метапредметные компетенции, умение учиться и универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения образовательных программ.

Дефициты: Недостаточно опыта в разработке программы по формированию УУД

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)

Достижения: Владею ИКТ — компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми. Формирую навыки обучающихся к применению ИКТ, на уроке для формирования умения учиться.

Дефициты: Испытываю затруднения при создании видеофайлов.

Формирование мотивации к обучению

Достижения: Выстраиваю партнёрские отношения с родителями, использую в практике своей работы психологические подходы, использую разнообразные приемы: проблемная ситуация, игровая ситуация, поощрение.

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Достижения: Умею объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования, самостоятельных работ, контрольных и индивидуальных заданий в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Умею планировать образовательные результаты обучения предмету с учетом ФГОС НОО школы, авторской программы.

Владею основными методиками преподавания, основными принципами деятельностного подхода, видами и приёмами современных педагогических технологий.

Использую современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала)

Объективно осуществляю контрольно — оценочную деятельность в образовательном процессе. Оцениваю образовательные результаты, формируемые в преподаваемых предметах (предметные и метапредметные компетенции).

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Достижения: Умею общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Строю воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Владею формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Достижения: Умею управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Владеть методами организации экскурсий, походов. Классные часы и творческие мероприятия провожу с применением ИКТ.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Достижения: Умею с тавить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Анализирую реальное состояние дел в учебной группе, поддерживаю в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Достижения: Умею у станавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Проектирование и реализация воспитательных программ

Достижения: Сотрудничаю с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

Умею проектировать воспитательную программу с учетом возрастных особенностей, культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)

Достижения: М огу организовать воспитательную деятельность с учетом возрастных особенностей, культурных различий детей, индивидуальных особенностей. Умею управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Достижения: Реализуя воспитательную программу, использую ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка с целью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативы, высоко духовной личности с активной гражданской позицией в условиях современного мира. Формирую культуру здорового и безопасного образа жизни.

Защищаю достоинство и интересы обучающихся, поддерживаю в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

Дефициты: Требуется консультация и помощь школьного психолога при составлении ситуаций развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Достижения: Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления осуществляется только на уровне своего классного коллектива . Работаю на развитие самостоятельности учащихся.

Дефициты: Нуждаюсь в помощи по организации деятельности ученических органов самоуправления.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Достижения: У мею поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Достижения : Владею методами организации познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формировании гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Достижения: Умею анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Формирую толерантность на классных часах, индивидуальных беседах с учащимися, рассказывая о доброжелательных видах общения.

Формирую поведение с соблюдением правовых, нравственных и этических норм.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Регулярно провожу для родителей встречи, где обсуждаются вопросы и проблемы воспитания детей. В Интернет пространстве показываю достижения учащихся в Сетевом городе (оценки). Оказываю родителям педагогическую помощь в вопросах воспитания.

Дефициты: Не всегда удается конструктивно решать вопросы воспитания с родителями обучающихся.

Приняла участие в районном конкурсе «Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия» 3 место (2015 год), в районном конкурсе «Лекция для родительской общественности» 1 место (2016 год).

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Достижения: Владею профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Дефициты: Оказание помощи ребенку в зависимости от состояния психического и физического здоровья.

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

Дефициты: Требуется помощь специалиста по вопросам проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды и разработке программ профилактики различных форм насилия в школе.

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Достижения: Знаю общие закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Дефициты: Недостаточно разработан инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка . Требуется помощь специалиста по данному вопросу.

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети- мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Достижения: Знаю общие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Дефициты: Нет необходимых практических умений, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом ограничений возможностей детей.

Оказание адресной помощи обучающимся

Достижения : Оказываю адресную помощь обучающимся, у которых возникают трудности в обучении и воспитании

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Достижения: При необходимости осуществляю взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Достижения: М огу составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

Дефициты: Не на достаточном уровне владею умением самостоятельно разрабатывать программы индивидуального развития ребенка.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Дефициты: Не в полном объеме могу реализовать программу индивидуального развития и использовать разные технологии и методы, так как не имею достаточного опыта работы с такими категориями детей.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Достижения: У мею организовать работу по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формировании способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Достижения: Участвую в реализации программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Достижения: Знаю теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся, закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально- психологических особенности и закономерности развития детских организаций.

Дефициты: Нет определенной системы. Необходима помощь специалистов.

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации ОО программ»

взаимодействия со специалистами

Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

Достижения: Умею проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.

Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

Достижения: Стараюсь формировать у детей социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе.

Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

Достижения: Ставлю различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организую их решение в индивидуальной или групповой форме в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста.

Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

Достижения: Стараюсь учитывать своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

Достижения: Стремлюсь организовывать учебный процесс с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника и стараюсь следовать такой организации учебного процесса.

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

Достижения: Использую методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценивать результаты освоения детьми образовательных программ с учетом неравномерности индивидуального психического развития.

Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

Достижения: Знакомлюсь с требованиями учителей основной школы, предъявляемых к учащимся по предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

оцененные баллом «0»

по годам их восполнения

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

infourok.ru

Портфолио учителя начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт Парма

учитель начальных классов

высшее, 2008, Коми государственный педагогический институт

учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»

«Учитель начальных классов»

Общий трудовой стаж:

В данном учреждении:

«Почетный учитель Республики Коми», 2012 г.

«Почетная грамота Министерства образования и высшей школы Республики Коми», 2006 г.

Заявленная квалификационная категория

Результат самооценки в баллах

1. Лист самооценки стр. 2 — 3

2. Самооценка результатов педагогической деятельности стр. 4 — 34

в форме информационно – аналитической справки

3. Приложения 1- 35 стр. 35

Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности учителя

1. Образовательные достижения учащихся

(за последние 3 года)

1.1. Обученность учащихся в динамике

(за три последовательных года обучения)

1.2. Качество знаний всех учащихся

(за три последовательных года обучения).

1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета

2. Организация и результативность внеурочной деятельности (за последние 3 года)

2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность (конкурсы, проектная деятельность, кружки, НОУ и т.д., за исключением олимпиад, факультативов).

2.2. Систематичность внеурочной деятельности

2.3. Наличие особых достижений учащихся при позитивной динамике количества призеров, победителей.

3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе (при наличии в портфолио конспекта урока).

3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета (при наличии в портфолио конспекта урока).

4. Профессиональное развитие учителя

( за последние 3 года)

4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

4.2. Методическая работа по предмету.

4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект, методическая разработка, публикация и т.д., в т.ч. через Интернет

4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта (в форме открытых уроков, мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в т.ч. через Интернет

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

5.Здоровьесбережение в образовательном процессе

Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Организация самоуправления учащихся в классе

(самооценка результатов педагогической деятельности)

Я работаю в поселковой небольшой школе, численность обучающихся — 86 человек. В этом учебном году (2013-2014гг) у меня 4 класс, численность учащихся – 8 человек. Учащиеся класса завершают обучение в начальной школе по образовательным программам БУПа 2004.

Критерий 1. Образовательные достижения учащихся (за последние 3 года)

1.1. Обученность учащихся в динамике

Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. На протяжении всей педагогической деятельности в моей работе наблюдается стабильный уровень обученности — 100% по всем предметам, которые я преподаю в начальных классах. Это обусловлено тем, что при организации работы на учебных занятиях стараюсь использовать различные формы и методы обучения, отдавая предпочтение проблемно – поисковому подходу, который предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе у учащихся возникает естественная мотивация учения, что позволяет им ощущать себя не сторонним наблюдателем разворачивающегося сюжета, а его «соучастником».

( Таблица 1, диаграмма 1, приложение 2 )

Уровень обученности учащихся за последние 3 года

Стабильный уровень обученности учащихся за последние 3 года

Из данных таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что на протяжении последних трёх лет наблюдается систематическая стабильность уровня обученности учащихся. Успеваемость остается неизменной и соответствует 100%-му показателю.

1.2. Качество знаний всех учащихся

Свою работу я стараюсь построить таким образом, чтобы маленькие школьники с первых дней обучения в школе являлись активными участниками учебного процесса. Для этого необходимо проявлять гибкость в организации учебной деятельности, развивать необходимые компетентности учеников, поощрять их интересы. Я широко применяю наглядность, раздаточный материал, разноуровневые индивидуальные задания, схемы, чертежи, обучающие тренажеры в программе MS Power Point, возможности SMART Board, современные методики и технологии обучения, активно использую информационно-коммуникационные технологии на уроках. ( Таблица 2, диаграмма 2, приложение 3 ).

Позитивная динамика «качества знаний» учащихся по предметам

Динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

Эффективное использование нестандартных форм проведения уроков стимулирует творческую активность всех учащихся, их увлеченность и потребность в самостоятельном приобретении знаний, т.к. в XXI веке образование всё больше должно становиться самообразованием. Необходимо тщательно продумывать упражнения для развития самостоятельности мышления, ставить перед учащимися определенную задачу и так организовать их умственную деятельность, чтобы дети самостоятельно искали и находили пути ее решения, чувствовали себя успешными, а значит мотивированными на обучение.

В результате применения разнообразных методов и приемов у всех учащихся на протяжении учения в начальной школе прослеживается положительная динамика темпа чтения, что очень важно при изучении других учебных предметов. Мои ученики из всех основных предметов отдают предпочтение именно урокам литературного чтения (см. показатель 1.3.) .

(Таблица 3, диаграмма 3, приложение 4)

Позитивная динамика техники чтения учащихся за последние три года

Приобретенные навыки и умения учиться, образно и творчески мыслить на уроках литературного чтения оказывают большое влияние и на высокие результаты качества усвоения программного материала по другим предметам при выполнении итоговых административных контрольных работ при 100% обученности.

( Таблица 4, диаграмма 4, приложение 5 ).

Результаты качества и динамика выполнения административных

контрольных работ учащимися за 3 года

Качество и динамика выполнения административных

Таким образом, исходя из приведенных выше табличных данных и диаграмм, можно утверждать, что «качество знаний» учащихся по предметам за последние три года, динамично увеличивалось.

А «качество знаний» учащихся на конец каждого учебного года остается стабильным.

(Таблица 5, диаграмма 5, приложение 3)

Всего учащихся/ из них учащиесяся, закончившие учебный год на «4» и «5»

Стабильный уровень «качества знаний» учащихся

Это обусловлено тем, что в своей работе я учитываю возрастные и психологические особенности детей. Учащиеся имеют право на самостоятельный выбор заданий, сложность и объем домашних заданий. Все это создает ситуацию успеха. А следствием является стабильность «качества знаний».

1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета

Использование в урочной и внеурочной деятельности современных педагогических технологий, использование различных методов и приемов обучения, разнообразных типов урока (урок-путешествие, урок-игра, лекция, зачет), а также индивидуальный и дифференцированный подход в обучении способствуют повышению и росту мотивации учащихся к изучению основных предметов в начальной школе.

Оценка уровня школьной мотивации проводилась по методике

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая школьная мотивация

Было проведено анкетирование «Любимый школьный предмет».

Общее количество учащихся в классе

Доля учащихся , испытывающих интерес к изучению предмета

% от общего количества

2012-2013 (3 класс)

2011-2012 (2 класс)

Анализ результатов диагностики позволяет сделать следующие выводы:

У большинства учащихся высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, что составляет более 50%.

Положительная динамика свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению основных предметов начальной школы.

Критерий 2. Организация и результативность внеурочной деятельности

2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность

Я работаю в маленькой поселковой школе. В классе 8 учащихся. Все это определяет специфику организации внеурочной деятельности – кружок и численность учащихся практически не меняется. И все же большое внимание отводится организации внеурочной деятельности учащихся по учебному предмету, потому что дополнительное образование даёт дополнительную возможность учителю для развития образовательных компетенций и творческих способностей учащихся.

Для активизации познавательного интереса мною была разработана программа кружка «Хочу говорить правильно», которая способствует углублению знаний учащихся в области русского языка и литературного чтения. Программа дополнительного образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Программа кружка «Хочу говорить правильно» получила положительное экспертное заключение Методического совета школы и утверждена директором.

Внеурочную работу организую по таким основным направлениям:

-деятельность, направленная на повышение качества;

-деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей учащихся;

-деятельность, направленная на результативное сотрудничество с родителями.

Стабильный состав учащихся, посещающих предметный кружок, способствует формированию учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций, росту интереса к изучению русского языка, усовершенствованию навыков и умений учебной, исследовательской деятельности и непрерывного самопознания и самосовершенствования.

На уровне школы ученики принимают активное участие в школьных ученических конференциях, выставках творческих работ, предметных неделях.

Опыт, полученный ребятами во время выступлений на школьных конкурсах, помогает им, когда они участвуют в мероприятиях муниципального уровня.

Позитивная динамика участия учащихся во внеурочной деятельности

по предметам (русский язык и литературное чтение )

Происходит и рост участия в предметных всероссийских и международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт», «Математический чемпионат».

Позитивная динамика участия учащихся

в предметных всероссийских и международных конкурсах

По результатам мониторинга прослеживается систематическая работа учителя по подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам, побуждение их интереса к учебным предметам, благодаря чему ежегодно увеличивается количество участников и результативность участия.

Таким образом, наблюдается положительная тенденция роста интереса учащихся к участию во внеклассных школьных, муниципальных, международных мероприятиях за последние три года более чем в 5 раз (с 8 человек до 45).

2.2. Систематичность внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по предмету носит системный характер. С целью развития творческого мышления, интеллектуальных умений, формирования у младших школьников познавательной мотивации на протяжении многих лет веду предметный кружок «Хочу говорить правильно» для учащихся 1 – 4 классов. На внеклассных занятиях широта и глубина знаний школьников существенно отличаются от полученных на уроках. Это обусловлено не только тем, что внеурочная деятельность позволяет выйти за рамки учебной, но и прежде всего тем, что главным принципом её организации является опора на интересы детей .

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Хочу говорить правильно”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Класс / кол-во учащихся в классе

Вид внеурочной деятельности (проект, конкурс, кружок, НОУ, секция, курс, факультатив, за исключением олимпиад)

% от общего кол-ва

Кружок «Хочу говорить правильно»

Данные таблицы говорят о том, что на протяжении всего курса обучения в начальной школе, количество воспитанников и профиль кружка остаются стабильным.

Учащиеся активно посещают и другие школьные и внешкольные творческие и спортивные кружки и секции. Посещаемость кружков и секций за последние три года стабильно увеличивается.

Посещение учащимися школьных и внешкольных

объединений дополнительного образования детей

Мои воспитанники принимают активное участие в мероприятиях различного уровня.

Анализ приведенной информации за три года показывает высокую активность учащихся в разнообразных творческих конкурсах по предметам. Младшие школьники с удовольствием участвуют в таких мероприятиях, с выдумкой оформляя свои творческие работы.

2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету при позитивной динамике количества призеров, победителей.

Рост мотивации к предметам, использование дифференцированных, индивидуальных, творческих заданий, дополнительного и занимательного материала, создание на уроках ситуации успеха для каждого ученика приводит к увеличению количества учащихся, принимающих участие в конкурсах различных уровней.

Пусть наблюдается небольшой процент результативного участия детей в конкурсах международного уровня, но и это тоже своего рода победа. (Таблица 9, Приложение 11)

Конкурс чтецов «Праздник белых журавлей»

Грамота за участие

Заочная викторина «Русские народные страшилки или наш ответ Хэллоуину»

Интеллектуально-познавательная игра «Живи, Земля!»

Конкурс творческих работ «Огонь и дети»

Акция «Я – гражданин России»

II Детский Международный литературный конкурс Сказка в новогоднюю ночь”

Конкурс чтецов «Славное Бородино»

Заочная викторина «История армии – история России»

Диплом III степени

Фестиваль «Салют Победы» (номинация – авторское слово)

Международный литературный фестиваль «Серебряный луч»

Заочная экологическая викторина «Загадки природы»

Т аким образом, из информации данных таблиц и диаграмм, можно сделать вывод о достаточно высоких результатах внеурочной деятельности: наблюдается рост участников во внеклассных школьных, муниципальных и международных мероприятиях. Творческий потенциал внеурочной деятельности, развивающий мотивацию учащихся и прививающий активное творческое отношение к поставленным задачам, успешно реализуются в таких формах, как предметные недели, творческие соревнования, конкурсы, праздники. Широкий спектр внеклассной работы обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику, реализует принцип дифференцирования.

Маленькие школьники принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, у них развивается ответственность, уверенность в своих силах, активная жизненная позиция, самооценка деятельности.

Критерий 3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Учитель — автор урока, от его вдохновения и мастерства зависит урок, который представляет собой педагогическое произведение. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования, поэтому я активно использую в своей работе исследовательские, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

Для того чтобы научить учащихся исследовательским навыкам, т.е размышлять, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли я в своей работе использую методы и приемы проектной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет самостоятельность, учится работать с дополнительными источниками, защищать свой проект. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

Учащимся предлагаю участие в краткосрочных проектах, упрощённых по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбомы, создают коллажи. Этот приём активизирует деятельность школьников, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

Учащиеся выполняют проектные работы индивидуально и коллективно. При выполнении индивидуальных проектных работ, посильную помощь оказывают родители учащихся.

Коллективных работ немного, но их выполнение и защита требуют длительного времени.

Темы проектных работ учащихся

Темы проектных работ

Усинск в разное время года.

Тула – город – герой.

Фамилии нашего класса

Хочется отметить, что метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения младшие школьники не только приобретают знания по предметам начального образования, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат . А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя .

В апреле 2013 года в нашей школе проходила научно-практическая конференция «Шаг в науку». Мой 3 класс выступил с проектом «Фамилии нашего класса».

С темой проекта определились еще в декабре 2012 года на уроке русского языка при знакомстве со словарным словом «фамилия». Один из учеников задумчиво спросил: «А как появились фамилии?» и работа началась.

Поиск материала (изучение истории семьи, составление Древа семьи, поиск истории собственной фамилии в интернете и пр.).

Работа с собранным материалом (отбор нужной информации).

Подготовка презентации «Фамилии нашего класса ».

Выступление на школьной конференции « Шаг в науку».

Работа была признана интересной и рекомендована для участия в муниципальной акции «Я – гражданин России».

Использование элементов научно-исследовательских технологий способствует развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности и как результат их участие в конкурсах и конференциях.

Важным моментом является как выбор темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Использование в работе проектной технологии ведет к повышению качества знаний, мотивации к обучению, формированию исследовательских навыков и умений у учащихся.

Начиная с первого класса вовлекаю учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Детская исследовательская деятельность, ставящая учащихся в позицию «Исследователя» занимает ведущее место в моей работе.

Исследовательская работа школьников предполагает самостоятельную или групповую работу с материалами по изучаемым темам школьных предметов через разрабатываемые проекты, теоретические исследования. Исследование, как форма работы в обучении на уроках, как вид отчетности в виде презентации, является творческой деятельностью в образовательно-педагогическом процессе.

Исследовательский метод помогает учителю сделать урок более ярким и увлекательным, формирует ИКТ — компетентности учащихся, которые так необходимы современному человеку в современном мире. (Приложение 14)

На примере этого фрагмента плана-конспекта можно сделать вывод, что формирование ИКТ — компетентностей учащихся может происходить на любом этапе урока любого предмета начального образования.

Использование современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, позволяет учащимся более качественно усваивать знания, развивает их интеллект и творческие способности, повышает активность и инициативность на уроке, мотивацию к учению, учат самостоятельно работать с информацией.

3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

В последнее время возрастает доля уроков с применением информационно-коммуникативных технологий.

Я активно использую Интернет- ресурсы в своей работе. Это сайты для учителей, где коллеги делятся своими достижениями и разработками. Имею собственную электронную почту elena . chernikova [email protected] mail . ru .

Я зарегистрирована на Интернет — портале ПроШколу.ру. , где имею свою личную страничку.

Здесь можно увидеть мои методические разработки к урокам, внеклассные воспитательные мероприятия, отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание младших школьников» и пр.

Для подготовки к урокам, классным часам (презентации, конспекты уроков, анкеты, тесты и т.д.), для развития самообразования я пользуюсь и другими сайтами:

Сайт учителя начальных классов/Солнышко

Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: мультимедийные учебные пособия, обучающие программы, тренажеры, фильмы в формате DVD , применяю электронные и цифровые образовательные ресурсы и т.д .

Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, дополнить и углубить содержание учебников.

Я активно использую информационно-коммуникативные технологии:

при подготовке к уроку и на различных его этапах :

— составляю опорные конспекты, тесты, карточки с заданиями для учащихся, модели, чертежи и схемы, презентации, слайд-шоу и использую их при объяснении нового материала, повторении и обобщении.

во внеклассной работе :

— составляю разработки мероприятий, образцы грамот, дипломов, рабочие таблицы, презентации, слайд-шоу и др.).

По предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир у меня имеется копилка авторских презентаций, которые сама активно использую на уроках, а также делюсь с коллегами в школе и за её пределами.

Таблица 11 Методическая копилка презентаций по предметам

-«Имена собственные. Реки РК»;

— «Имена собственные. Города РК»;

— Словарные диктанты («Овощи и фрукты», «Школьные принадлежности», «Животные»).

— «Война 1812 года в произведениях русских поэтов»;

— «Сказка – ложь, да в ней намек»;

— «Пера – богатырь – герой коми сказок»

— «Путешествие в Мультландию»;

— «Круг и окружность»;

— «Тула – город – герой»

— «Реки Усинского района»;

— «Осень – рыжая подружка» (интеграция с уроком литературного чтения);

Данный вид деятельности раскрывает передо мной и моими учениками новые горизонты в мире информационных технологий, пробуждает интерес к знаниям, к обучению. 3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета (при наличии в портфолио конспекта урока).

Результат использования технологии

Позволяет каждому ребенку само реализовываться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями, выявить склонность ребенка к определенным предметам.

Подготовка образовательной базы для дальнейшего обучения. Повышение качества обучения ( см. критерий 1)

Увеличение количества учащихся интересующихся основными предметами (см. критерий 1.3).

Используется в различных формах организации (внеурочная деятельность, на уроках).

Проектная деятельность педагога, обучающегося

Включение обучающихся в социально значимую деятельность.

-ставить цель и добиваться ее;

-ориентироваться в мире;

-самостоятельно добывать и применять знания;

Используется в различных формах организации (внеурочная деятельность, на уроках (Приложение 18) , в том числе и в методической работе

Информационно коммуникативные технологии

а) ИКТ необходимый элемент формирования универсальных учебных действий

б) Повышение уровня восприятия учебного материала

в) возможность самореализации для каждого ученика

Качество образования повысилось

Используется в различных формах организации (внеурочная деятельность, на уроках, в том числе и в методической работе, обучение на дистанционных курсах ( Приложение 19)

Профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа жизни.

Формирование активной социальной позиции обучающихся и системы ценностей

Используется в различных формах организации (урочная, внеурочная деятельность)

Результативность использования современных образовательных технологий подтверждается:

1)положительной динамикой уровня и качества обученности (см. 1.1, 1.2);

2)позитивной динамикой участия учащихся в различных конкурсах, т. е. ростом мотивации к предметам (см. п. 2.1, 2.2, 2.3)

Критерий 4. Профессиональное развитие учителя ( за последние 3 года)

. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Для повышения уровня профессиональной компетенции систематически изучаю новинки методической литературы, Интернет-ресурсы, работаю над темой самообразования.

В моём распоряжении имеется богатая методическая литература, накопленная за годы работы в школе. Изучаю и анализирую опыт коллег, учителей других школ.

Полученные в ходе повышения квалификации знания и умения применяю в образовательном процессе (метод проектов, использование ИКТ). Мною разработана программа внеурочной деятельности «Хочу говорить правильно» в рамках ФГОС НОО. Программа получили положительное экспертное заключение методическим советом школы и была утверждены директором.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

«Актуальные вопросы введения ФГОС нового поколения начального общего образования»

Регистрационный номер 626

Дистанционный курс семинара «Особенности реализации подпрограммы по формированию ИКТ – компетентности обучающихся в контексте системно-деятельностного подхода при введении ФГОС ООО»

Регистрационный номер 33

«Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей начальных классов, учителей и иных педагогических работников, осуществляющих преподавание в начальных классах»

4.2. Методическая работа по предмету.

Повышая свой профессиональный уровень, активно участвую в работе школьного методического объединения учителей начальных классов: выступаю с докладами по темам самообразования, отчетами, провожу открытые уроки внутри своего МО и воспитательные мероприятия.

На протяжении последних пяти лет являюсь руководителем ШМО классных руководителей.

В 2009 году была членом жюри муниципального конкурса «Учитель года».

4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект, методическая разработка, публикация и т.д., в т.ч. через Интернет

Своими методическими наработками по обучению и воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я делюсь с коллегами на методических советах, педсоветах, конференциях, в сети Интернет.

Презентация «Символы России»

федеральный «Учительский портал»

Конкурс методических материалов «Растим патриотов России»

ГАОУ ДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования»

Сайт «Р ro Школу. ru » — личная страница;

Презентация «Слова-пришельцы в русском языке»

Презентация «Тула – город – герой»

Урок – презентация «Буквы Д,д»

электронный журнал педагогических материалов «Эдукон»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хочу говорить правильно»

4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта (в форме открытых уроков, мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в т.ч. через Интернет

(Таблица 15, приложение 23) Таблица 15

Патриотическое воспитание младших школьников

Выступление на педсовете

Результаты работы в области патриотического воспитания учащихся. Опыт. Проблемы. Пути совершенствования ПВ на современном этапе»

Выступление на городском слете

Формы работы по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей

КВН «Служу России!»

Открытый урок математики

«Город, в котором я живу»

Открытый классный час

«Времена года в коми пословицах и поговорках»

Открытое занятие кружка «Хочу говорить правильно»

Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на ГМО учителей начальных классов

Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Учебно-методический комплекс «Школа России» — образовательный ресурс реализации ФГОС НОО»

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

Название конкурсного мероприятия

Конкурс «Учитель года»

Смотры-конкурсы музеев образовательных учреждений

Дипломы, Благодарственное письмо

II муниципальный конкурс Цифровых Образовательных Ресурсов «Будущее уже наступило»

(номинация «Я – классный руководитель»)

«Молодежный математический чемпионат»

Конкурс детского творчества «Огонь и дети»

Выставка авторских работ декоративно-прикладного творчества педагогов образовательных организаций «Вдохновение»

Детский литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь» в качестве наставника

Критерий 5. Здоровьесбережение в образовательном процессе

Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Здоровый ученик – успешный ученик. Большинство своего времени пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей среды.

Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника – утрата интереса ребенка к учебе, столь явного в начальных классах. Ученик, для которого посещение школы – тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья. Значит, необходимо внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов, которые позволяют добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

Для организации благоприятного климата на уроках, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учащихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Н а каждом уроке организую минутки отды ха с использованием анимационного музыкального сопровождения , которое так нравится детям.

У томляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения гигиенических условий в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски – все это положительно влияет на самочувствие детей. Учебное помещение, в котором я провожу уроки, считается в школе одним из самых красивых и уютных.

Во избежание усталости учащихся, продумываю смену видов деятельности: устная речь, фронтальный опрос, работа в группах, диалог, ролевая игра, самостоятельная работа и т. д. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху учеников.

Использование проектной работы создает высокую мотивацию для работы детей на уроке. При организации работы в группе учащиеся получают возможность пообщаться друг с другом, создается ситуация успеха. Проектная технология позволяет снять чувство тревожности, так как ребята получают возможность выполнить работу совместно, помогая друг другу. При организации данной работы устанавливаются контакты, создается атмосфера доверия и доброжелательности. Подобные виды работы активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности.

Также и использование ИКТ даёт возможность сэкономить время и провести урок интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

В ключение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни поднимает уровень мотивации к учебной деятельности на уроке : возрастает интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

Одна из важных составляющих здоровьесберегающего урока – это б лагоприятный психологический климат на уроке . З аряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем , определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Я уверена, что у рок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. Использую игровые методы психокоррекции- это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на:

развитие внимания, памяти, восприятия, наблюдательности;

развитие мышления и речи.

Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д.

Самое главное, что все вышеперечисленные технологии, методы , приемы, упражнения нужно выполнять не от случая к случаю, а каждый день , на каждом уроке .

Регулярно провожу динамические паузы на свежем воздухе: прогулки, игры, соревнования. У част вуем во всех школьных и городских спортивных соревнованиях.

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся дает положительный результат. Индекс здоровья учащихся ежегодно растет.

Благодаря систематической целенаправленной работе, применяя современные педагогические технологии, индивидуальный подход, мне удалось добиться того, что образовательный процесс на моих уроках протекает в комфортных для учеников психологических условиях, что в результате благотворно влияет на общее состояние детей.

Школьные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся проводятся в течение всего учебного года. Как классный руководитель, как учитель, я принимаю активное участие в таких мероприятиях, пишу статьи в местную газету, публикую авторские разработки на Интернет-сайтах.

Организация самоуправления учащихся в классе

На протяжении многих лет я являюсь классным руководителем. В поселковой школе ребёнок должен не только учиться, но и жить полноценной, полнокровной жизнью, насыщенной творчеством, спортом и досугом. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей, вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Свою деятельность, как классного руководителя, строю на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Солнышко».

Воспитательная деятельность строит в соответствии с целью:

создать благоприятные психолого-педагогические условия для реализации личности, самопознания, самовоспитания, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей обучающихся.

Программа «Солнышко» направлена на формирование социальных установок и качеств личности, потому что решающую роль в воспитании играет ближайшая среда, непосредственное окружение ребёнка, поэтому решать воспитательные задачи необходимо в тесной связи с общественностью, семьёй.

Воспитательная программа построена с опорой на все лучшее, что есть в детях, учителях и родителях. Она рассчитана на 4 года и состоит из 4-х блоков:

1 блок: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

2 блок: «Познай себя»

3 блок: «Я живу среди людей»

4 блок: «Перед нами открыты двери»

Приоритетными направлениями воспитательной работы являются:

Для того чтобы развить у учащихся организаторские, коммуникативные и интеллектуальные способности я использую систему самоуправления . Самоуправление существует в форме ролевой игры. Так как класс малочисленный (8 человек), то структура самоуправления классного коллектива выглядит следующим образом: весь коллектив делится на группы по два человека:

«Умники» (подготовка, организация и участие в различных конкурсах по учебным предметам, организация и проведение праздников и т.п.);

«Корреспонденты» (подбор и предоставление различной информации, выпуск плакатов и стенгазет);

«Спортсмены» (организация и проведение спортивных соревнований и конкурсов);

«Доктора» (контроль над внешним видом учащихся, организация уюта в классном помещении, выпуск газет и листовок о здоровом образе жизни).

Состав групп меняется в 1-2 классах один раз в месяц, в 3-4 классах – один раз в триместр. В течение учебного года обучающиеся должны попробовать свои силы в разных группах. Таким образом, все дети приобретают опыт управленческой деятельности, воспитывается отзывчивость, ответственность за свои слова и поступки, взаимопомощь, взаимовыручка, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

Все дети в классе вовлечены в активную позитивную деятельность, адекватную их интересам.

В рассматриваемый период моими учащимися были подготовлены и реализованы следующие социальные проекты в рамках нашего поселка и города:

Проект был реализован совместно с детским садом пгт Парма.

«Волна добрых дел».

Проект реализован совместно с администрацией пгт Парма.

«Фамилии нашего класса».

Работа над данным проектом сплотила всех – учащихся, родителей, бабушек, дедушек и даже дальних родственников.

Мои воспитанники выступали с защитой проектов и на муниципальном уровне в рамках акции «Я – гражданин России».

В результате работы над социальными проектами ребята получили навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки, научились работать в группе, помогать и поддерживать друг друга, общаться со взрослым населением поселка. У ребят формируется основа гражданской активности. Никто не боится трудностей, не остается в стороне от больших и малых дел.

Кроме проектной деятельности, учащиеся принимают активное участие в жизни поселка и города.

С благодарностью вспоминают годы, проведенные в начальной школе мои выпускники, их родители.

Участие в социальных акциях, проектах, экскурсиях, различных мероприятиях формирует у детей любовь и уважение к старшим, ко всем нуждающимся в помощи, сострадании. Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику высказывать своё мнение, аргументируя его, принимать точку зрения другого, вступать в деловую дискуссию, обмениваться практическим опытом, поддерживать друг друга, оценивать себя и других.

infourok.ru