Отношение жены мужу в исламе

Отношения между мужем и женой в Исламе.

Когда выбираешь себе жену, ты должен быть ей не только мужем, но и отцом, матерью и братом, потому что она уходит из семьи, чтобы быть с тобой и следовать по твоему пути. Так дай же ей право видеть в тебе милость отца, нежность матери и дружбу брата. Место: Назрань, Россия

294 записи ко всем записям

Допустимая работа для женщины

Ответ: Допустимые места работы для женщин это такие места, которые предназначены исключительно для женщин.

“Я не оставил после себя искушения более пагубного для мужчин, чем женщины, и воистину, первое искушение сынов Исраила было связано с женщинами”.

Но если супруг курит, а жена выщипывает брови, то это несомненно нарушает религию и уменьшает веру, так разрешается ли женить курящего и выдавать замуж выщипывающую брови? Очевидно, что да, потому что мы не знаем ни одного ученого, который бы ставил условием действительности брака, чтобы супруг и супруга являлись безгрешными. Если бы это было условием, то брак миновал бы многих людей. Если есть выбор между порочным мужчиной и мужчиной праведным, то нет сомнения, что брак будет заключаться с праведным».

Аль-Альбани определил статус этого хадиса как хороший в «Сахих Аби Дауд». Также подтвердил его как хороший Аль-Арнааут в «Тахкык Аль-муснад». На этот хадис ссылается ибн Муфлях, поддерживая мнение основной массы учёных.

Пророк, ??? ???? ???? ???? , постановил, что ребёнок от прелюбодеяния не приписывается своему (биол.) отцу и не наследует от него, даже если прелюбодей подтверждает, что это его ребёнок.

Нет сомнения в том, что (правовое) отношение ребёнка какому-либо лицу – дело чрезвычайно важное, из которого вытекает целый ряд решений и постановлений. Это касается и наследства, и вопросов его родства и, следовательно, для кого он должен быть махрам.

В качестве резюме, можно сделать вывод, что фатва, которая запрещает принадлежность сына прелюбодеяния прелюбодею, основана на мнении основной массы учёных.

vk.com

Этика почитания жены мужем

Каждый человек строит взаимоотношения со своей супругой по-своему. Кто не соизмеряет свои действия с шариатским законодательством, тот строит свои отношения с женой по усмотрению своего нафса, т.е. души, эго. Некоторые гордятся тем, что они пугают жену, заставляют исполнять любые свои прихоти, показывая перед ней свое «мужество» и силу.

Другие, наоборот, предоставляют жене полную свободу действий, позволяя ей делать все, что ей заблагорассудится. Некоторые возвеличивают способности и достоинства жены беспредельно, позволяют ей облачаться в одежду, противоречащую не только Шариату, но и традициям мусульманских народов.

А лучшие отношения в семье это те, которые соразмерны с требованиями Ислама. Путь Исламской религии полностью соответствует природе человека и не допускает выход за пределы допустимого, ибо это путь, указанный Аллахом. Поэтому никогда не ошибется человек, который соизмеряет свои действия с религией Ислам.

Перечислим некоторые пункты этики почитания мужем своей жены, которые требует от него Ислам:

1. Муж обязан хорошо относиться к жене, терпеливо переносить неудобства, которые она доставляет ему, не обостряя и не обращая слишком большого внимания к ее обидным словам и действиям, если они не переходят границы, указанные в Шариате, милосердно прощая ей эмоции.

В Коране говорится:

??????????????? ?????????????? (??????? 19)

Смысл: «Вы всегда относитесь дружелюбно к женам во всех хороших делах» (Коран, 4:19).

2. Если жена послушна мужу, ему не следует вступать с ней в перепалку, не следует обижать ее или делать различие между женами, если их у него две или более, нельзя притеснять их.

?????? ??????????? ???????????????????????? ???????? (??????? 34) )

Смысл: «Если они вам подчиняются, не ищите над ними пути», т.е. не ищите пути ссоры с ними и пути их наказания» (Коран, 4: 34).

Любимый Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди также завещал нам: «Вы не обижайте своих жен» (Муслим). Он терпеливо переносил то, что исходило от своих жен, и прощал их слабости в назидание последующим поколениям.

Анас бин Малик рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым милосердным к детям и женам среди людей» (Муслим).

3. Мужу не следует ограничиваться только терпимым отношением к их недостаткам, следует время от времени шутить с ними, радовать и веселить их. Пророк (мир ему и благословение) тоже шутил со своими женами.

Асхаб Анас сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самый веселый со своими женами человек» (Баззар). В другом хадисе говорится: «Самой совершенной верой и самым красивым нравом обладает тот человек, который больше всех милосерден к своей семье» (Рассказали аль-Бухари и Ахмад).

4. Вместе с тем не следует потакать ей во всем, слишком баловать жену, не должно быть места вседозволенности. Когда видишь, что она делает то, что не соответствует Шариату и здравому расудку, следует выказать свое недовольство.

Ее душа подобна твоей душе, нет в этом никакой разницы. Душу можно сравнить с конем, который подчиняется, если его обуздать с самого начала, и трудно совладеть им, если показал свою слабость. Все на земле и на небесах держится на дисциплине и порядке, и все, что выходит за границы, переходит в свою противоположность, поэтому в отношении жены следует придерживаться «золотой» середины. Нельзя ее слишком распускать, ибо может испортиться ее характер. Нельзя проявлять излишнюю твердость, ибо она почувствует себя притесненной.

Во всем необходимо стоять на пути истины, надо учесть, что среди женщин могут быть коварные, грубые, нервные, невоспитанные, невежественные. Чтобы защититься от их вреда, нужно следовать истинному шариатскому воспитательному потенциалу. Так как женщины по своей природе слабые, их душевным слабостям нужно противопоставить милосердие и шутку, и мягкое, нежное слово. Легкости их поведения и твердости их сопротивления следует противопоставить разумную политику, мудрость и твердость. Муж в своих действиях должен быть подобен искусному врачу, который использует лекарства в соответствии с болезнью пациента.

5. Если у мужа появляются подозрения, которые могут привести к непозволительным и опасным последствиям, ему не следует делать вид, что он ничего не замечает. Не следует быть и слишком подозрительным и ревнивым по поводу и без повода. Здесь тоже следует соблюдать умеренность. Пророк (мир ему и благословение) запретил в поздний час специально, неожиданно для жены посещать ее с целью проверки (если для этого нет убедительной, веской причины.) Одним из неприличных действий современных мужчин можно считать приход домой с многочисленными друзьями, где все едят, пьют и развлекаются, а в это время его жена и дочери обслуживают их, ставят им на стол еду, выпивку и т. п., и вместе с тем их одежда зачастую бывает открытой, не соответствующий требованиям Ислама. Также неприлично ходить в гости к другу со своей женой, дочерьми, тем более, если у друга все вместе едят, пьют за одним столом, шутят и развлекаются под музыку, танцуют современные танцы.

По Шариату также не одобряется, чтобы жены или дочери без особой необходимости ходили по рынкам, улицам. Не одобряется выход женщин на люди в слишком красивой, броской или открытой одежде. Этому обязан препятствовать муж. Если у жены или дочери обнаружились признаки непристойного поведения, мужчина не должен делать вид, что ничего не замечает, нельзя закрывать на это глаза, ибо таких людей проклинает сам Аллах.

6. Нельзя ограничивать жену в расходах и в одежде, в то же время нельзя быть по отношению к ней слишком расточительным, всегда нужно придерживаться умеренности.

????????????? ?????? ??????????? ????? ??????? ???????????????? ?????? ???????? (???????? 29)

Смысл: «Не будь слишком жадным и не будь слишком расточительным», т. е. не тратьте деньги без меры, слишком расточительно (Коран, 17: 29).

В хадисе говорится: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи).

В другом достоверном хадисе говорится: «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то больше всего вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).

Лучше сесть за трапезу всей семьей, а не есть одному. Если семья кушает вместе, то ангелы читают для них хорошую молитву. Оставшуюся после трапезы еду лучше отдать беднякам, муж должен предложить жене раздать ее беднякам. Если жена знает, что муж это одобрит, ей разрешается раздать остающуюся пищу беднякам и без указания мужа.

7. Запрещается содержать жену и детей на средства, полученные от продажи спиртного, от ростовщичества (риба), путем воровства и грабежа. На заре распространения Ислама жены и дочери уезжающего на заработки главы семьи просили его так: «Не привезите нам ничего добытого запретным путем, мы готовы жить в бедности, ибо терпеть бедность легче, чем перенести мучения огня Ада, которую можно заслужить посредством питания запретным».

8. Мужья, позволяющие женам выходить из дому с неприкрытым или надушенным для привлечения внимания других телом, должны будут отвечать за это в Судный день.

В хадисе говорится: «Каждый из вас попечитель, и каждый из вас ответственен за своих подопечных» (Аль-Бухари и Муслим).

9. Муж обязан научить жену основам веры (имана), Ислама, намазам, дать понятие о поведении в менструальный период по Шариату, о запретном и дозволенном. Если он сам не знает, то следует спросить у ученых-богословов, а затем передать эти знания жене. Если муж не дает жене необходимые знания, то она сама обязана пойти к ученому-богослову, спрашивать у него и научиться таким образом. Мужу не следует запрещать ей ходить к алиму за необходимыми знаниями, если сам не идет к нему и не учит жену.

??????????? ????????? ?????????????????????? ????????????? ?????? ????????????????? ?????????????? (???????? 6) )

Смысл: «О те, которые уверовали, защитите себя и свою семью от огня Ада, топливом которому будут люди и камни» (Коран, 67: 6).

10. Тем, у кого более одной жены, необходимо соблюдать равенство между ними как в имущественном обеспечении, так и в межличностных отношениях. Если он проведет одну ночь у одной жены, то следующую ночь обязан провести у другой. Запрещается посещать одну жену, нарушая очередь по ночам, за исключением особых случаев (болезнь и т. п.). Если нет особой надобности ходить к ней без очереди, то не следует ее посещать и днем. Если из-за болезни, боязни развода или ссоры одна жена уступает свою очередь посещения ночью другой, то и в этом случае муж не освобождается от наказания за грех, кроме случаев, когда она добровольно, искренне разрешает ему посетить другую жену, нарушая очередность. В хадисе говорится: «Если двоеженец не соблюдает равенство между женами, то в Судный день он воскреснет кривобоким» (Ат-Тирмизи и др.).

11. Если жена ведет себя неподобающе и не подчиняется справедливым требованиям мужа, или по халатности и беспечности пропускает намазы, или отказывается от требования половой близости, мужу следует вежливо наставлять жену, опираясь в своих разъяснениях на требования Корана и хадисов, рассказать о греховности ее поведения и о вознаграждении за подчинение. Если она не ответит взаимностью, то следует разделить постель, т.е. спать отдельно или же повернувшись к ней спиной. И если и тогда не поймет, то разрешается наказывать ее, но мягко. Категорически запрещается бить ее по лицу или наносить ей телесные повреждения. Также не разрешается упрекать ее в содеянном после того, как отношения наладились и она раскаялась.

Муж не имеет права обижать жену. Только по религиозным мотивам, ради предупреждения зла, если в этом есть целесообразность, муж имеет право ругать жену и наказывать ее. Но он не имеет право ругать и обзывать ее непристойными, порочными словами, переходя границы приличия и дозволенности.

????????? ?????? ??????? ??????????? ?????????????? (??????? 228)

Смысл: «Есть права и обязанности, которые обязан соблюдать муж перед женой, как имеются права и обязанности, которые должна соблюдать жена перед мужем» (Коран, 2: 228).

Некоторые несведущие в Исламе люди думают, что позволение бить жену в Исламе означает ее унижение. Они не понимают, что это может быть единственным и последним «лекарством» для тех жен, которые не слушаются наставлений и не понимают свою неправоту и после разделения ложа. Но вместе с тем, не зря Пророк (мир ему и благословение) в предсмертном одре завещал не обижать женщин.

Если бы действовали шариатские законы, то тем мужьям, которые обижают жен, шариатские суды вынесли бы наказание. Но, если сегодня их и не накажут, то в Судный День им не избежать наказания Всевышнего Аллаха, ведь притеснение – это мрак Судного дня, и этого нельзя допускать, прежде всего, по отношению к своим домочадцам. Дай Аллах нам силу, чтобы воспитать семью так, чтобы Ты был доволен. Аминь!

islam.ru

Несколько советов мужьям: как создать хорошую домашнюю атмосферу в семье?

«Каждый из вас – пастух и каждый несёт ответственность за свою паству»– этот хадис в главном своём значении указывает на ответственность мужа перед своей семьей. Мы, мужчины, часто обвиняем жён в непокорности, приводим множество хадисов, где осуждается непокорность жены к мужу, и, забываем, что непокорность жены является… следствием нашей непокорности Всевышнему.

Подобно тому, как мы возлагаем ответственность на самого старшего ребёнка в семье, когда отсутствуем дома, так как он более развит разумом – также и Аллах возложил больше ответственности на мужа. Ведь у женщины в девять раз меньше разума, чем у мужчины – и поэтому ответственность у мужчины в девять раз больше. И по этой причине мужу необходимо взять на себя всю ответственность за сохранение хорошей«домашней атмосферы», стараясь походить на лучшего изо всех примеров для подражания – на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Далее мы приведём основные пункты этики поведения мужа в отношении жены.

1. Супруг должен терпеливо выносить вред и обиду, причинённые женою, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, осознавая, что всё это происходит из-за малого разума, как мы об этом ранее говорили, т.е. у женщин в основном эмоции преобладают над разумом. Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Терпящего плохой характер жены Всевышний одарит наградой, подобной данной Пророку Аюбу из-за перенесённых им бед». В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.

2. Также мужу следует радовать жену, шутить и обходиться с ней ласково, чтобы её сердце наполнялось счастьем – это именно то, что смягчает сердца женщин. Ведь таким же образом поступал и Посланник Аллаха (мир ему и благословение): он шутил со своими жёнами и общался с ними на их уровне интеллекта. Пример такому обращению Пророка (мир ему и благословение) – это бегание наперегонки с женой Айшей. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самая совершенная вера будет у того, у кого самый лучший характер и кто более мягок к своей семье». Также было сказано им: «Лучший из вас тот, кто лучший для своих жён – и я являюсь лучшим для своих жён». Правитель правоверных Умар сказал: «Мужчине необходимо быть с семьёй подобно ребёнку, т.е. играть с ними, шутить – но когда дело касается религии, чтобы они его находили мужчиной». Всё это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены. Нельзя соглашаться с её запретными страстями:но как только муж увидит от неё то, что противоречит Шариату, нельзя выказывать злобу. Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Не будет подчиняться мужчина свой жене в том, что запретно, до тех пор, пока Аллах не ввергнет его в ад». И по этому поводу было сказано: «Советуйтесь с жёнами и – делайте наоборот». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Как несчастен же раб своей жены!». Также: «Не видать счастья тому народу, в котором главенствует женщины!». И поэтому ни в коем случае нельзя мужу отдать главенство семьи в руки жены. Этим он погубит свою семью. Все вопросы, связанные с внутренним обустройством дома, надо оставить на решение жены. А вопросы, связанные с жизнью вне дома, муж должен решать сам.

3. Умеренность в ревности – означает способность не переходить границы в ревности, в плохом мнении о человеке, в придирчивости и шпионстве. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, есть такая ревность, которая гневит Всевышнего – это ревность без причины». Также это может быть и плохое мнение о человеке, а это запрещено в Исламе. Но та ревность, которая имеет причину – одобряема Шариатом. Также Пророком (мир ему и благословение) было сказано: «Поистине, Всевышний ревнив, и верующие ревнивы. А ревность Аллаха бывает из-за совершения мусульманами запретного». «В день вознесения я увидел в Раю дворец, во дворе которого стояла райская женщина. Я спросил: «Чей этот дворец? Мне ответили, что он Умара. Я захотел посмотреть на неё, как вдруг вспомнил о твоей ревности, о Умар!» Умар заплакал и сказал: «Неужели я буду ревновать к тебе, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)!». Нельзя, чтоб к вашей жене заходили мужчины, не являющиеся ей махрамом, когда она одна. Также нельзя, чтобы она выходила одна на базар и в другие места скопления мужчин, кроме как из-за крайней надобности. А что касается отправления женщины в сафар (путешествие) – то ей это категорически запрещается делать одной, хоть даже на то будет разрешение мужа. Но это ей разрешается – когда она идёт вместе с махрамом. Пророк (мир ему и благословение) как-то спросил свою дочь Фатиму: «Что для женщины самое лучшее?». Она ответила: «Чтоб она не видела мужчин и чтобы её не видели мужчины».

4. Муж обязан содержать семью. Ему необходимо, по возможности, обеспечить жену приемлемыми условиями жизни. Также он должен обеспечить её достаточной пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам) – то это засчитывается ему как милостыня» (аль Бухари, Муслим). Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью». В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению. Но надо отметить тут, что её заработок не должен противоречить Шариату, т.е. она не должна уединяться с мужчинами на работе и т.д. Если жена строптивая и непослушная, муж может ограничить расходы на неё.

5. Супругу следует дать жене необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить, или хотя бы предоставить ей необходимую для этого литературу. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама: совершала намаз, постилась в месяц Рамазан, возмещала посты, пропущенные из-за месячных циклов и т.п.

6. Если у мужчины более, чем одна жена – то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жён, и уделит внимание одной больше, чем другой – в Судный День воскреснет кривобоким» (Абу Дауд). Но что касается симпатии и любви – то равенство в этом не предусматривается, так как это не в наших силах. Если муж надумал выйти в сафар (путь) и захочет взять с собой только одну из жён – то он должен бросать жребий. И если пропустит ночь – то он обязан возместить её. И поэтому ему необходимо изучить все вопросы, связанные с разделением ночей среди жён.

7. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать её и объяснять, что повелел ей Аллах, например, как надо совершать намаз и т.п. Если и тогда она не послушается его, то ему необходимо отделиться от неё в постели. После этих мер ему разрешено наказать жену, но не сильно. Нельзя также бить её по лицу. Эту злобу мужу можно сохранять несколько дней, и даже месяц. И также не одобряется сразу же прощать, необходимо выявлять злобу хотя бы некоторое время, чтобы злоба мужа не оказалась необоснованной в глазах жены. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от неё и огорчать.

8. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без её согласия. Если муж не удовлетворяет жену, то получается, что он не выполняет свои обязанности перед ней. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил своё желание раньше, чем жена – то пусть не торопит её, пока и она не удовлетворит свою потребность.

9. Также мужу не дозволяется унижать жену ни словом, ни делом. Не должен он унижать её родственников и насмехаться над ними, особенно в кругу людей. Если он хочет высказать ей порицание, сделать замечание относительно её поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время. Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать отвращение. Он должен проявлять терпение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами» (Муслим). Также он сказал: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их!». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым. Поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим).

Эти и другие манеры поведения мужа являются гарантом сохранения семьи от раздоров, приводящих к разрушению семьи. Да поможет Аллах нам держаться истинного пути и да укрепит Он наши семьи! Амин.

islam.kz

Отношение жены мужу в исламе

Коран делает особый акцент на принципе духовности в браке, считая его основой, фундаментом супружеской жизни. Духовность достигается в том случае, когда обретается душевный покой, который приходит с опытом здоровой сексуальной жизни и любви между супругами, с расширением круга любви и привязанности между двумя семьями, породнившимися через брак их чад, а также заключается в привитии и воспитании чувств любви и нежности у детей, окруженных любовью и заботой родителей. К такому пониманию (супружества) нас направляет Всевышний Аллах:

«[Другое] из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют» (Коран, 30:21).

Интимные супружеские отношения

Коран не пренебрег вопросами интимных отношений между мужем и женой. Он ведет людей лучшим из путей, обеспечивающим естественную необходимость удовлетворения физиологических потребностей, избегая при этом вреда и всевозможных отклонений.

Известно, что иудеи и зороастрийцы обычно прибегали к крайности, воздерживаясь вообще от всяких контактов с женщиной в период ее менструации, христиане же продолжали вступать с ними в половые связи в этот период. Арабы периода джахилийи не ели, не пили, не сидели рядом с женщинами во время менструации, отсылая их в отдельное жилище подобно иудеям и зороастрийцам.

Видя это у других, мусульмане спросили Пророка (Мир ему), что им разрешено и запрещено в отношениях с женщиной в период ее менструации (при регулах). На это было ниспослано откровение со следующим содержанием:

«Они спрашивают тебя о [сношениях при] регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Коран, 2:222).

Некоторые мужчины восприняли слова «избегайте женщин» как запрет на совместное пребывание с ними в период их менструации. Пророк (Мир ему) разъяснил смысл этого аята, сказав: «Я повелел вам лишь воздерживаться от вступления в половую связь с женщинами в период менструации и не говорил, чтобы вы выселяли их из дома, как это делают инородцы». Когда об этом услышали иудеи Медины, они сказали: «Этот человек стремится сделать все так, чтобы не походить на нас»1.

1. Фахруддин ар-Рази. «Тафсир», т.6, с.66.

Однако мусульманин может ласкать жену и наслаждаться ею в период менструации, избегая лишь болезненного места. Как и всегда, Ислам в данном вопросе придерживается середины, находясь между двумя крайностями: полного отстранения от женщины вплоть до отселения на период менструации из дома, с одной стороны, или, невзирая ни на что, вступления с ней в половую связь — с другой стороны.

Современные медицинские исследования показывают, что кровяные выделения содержат токсичные вещества, которые, если не удалятся из организма, могут нанести вред. Была обнаружена другая причина, по которой следует избегать половых связей в это время. Детородные органы переполняются кровью, а нервы становятся очень чувствительными из-за функционирования желез внутренней секреции; следовательно, половой акт может вызвать их раздражение, а это чревато усилением кровотечения и может стать причиной воспаления детородных органов1.

1. Абдуль-азиз Исмаил. «Аль-Ислам уаль Тыббуль-Хадис» (Ислам и современная медицина).

Запрещенный половой акт

В отношении интимных связей был ниспослан следующий аят:

«Жены ваши – пашня ваша [где сеете вы семена потомства]. Приходите же на пашню свою каким способом возжелаете. Готовьте [грядущее] для себя [деяниями добрыми], бойтесь Аллаха и знайте, что предстанете вы пред Ним. Обрадуй же верующих [вестью] этой» (Коран, 2:223).

Этот аят прокомментировал известный индийский ученый Валиулла Дахлави, говоря: «Иудеи ограничивали позы полового акта без какого-либо божественного указа. Ансары (жители Медины), будучи их друзьями, последовали их обычаям, при этом они говорили: «Если мужчина осуществляет половой акт (со своей женой) во влагалище со стороны ее спины, то у родившегося от этого ребенка будет косоглазие». И был ниспослан аят: «Приходите же на пашню свою каким способом возжелаете», и это означает, что не имеет значения, с какой стороны муж совершает половой акт (спереди или сзади), если он осуществляет его во влагалище, которое является той самой нивой для возделывания. Избранная форма (полового акта) в данном случае не относится ни к гражданским, ни к национальным вопросам, а является сугубо личным желанием человека. Если себя как-то ограничили в этом иудеи, это не значит, что надо им следовать»1.

Определение поз полового акта не относится к функциям религии. Однако мусульманин, испытывающий страх перед Аллахом в отношениях со своей женой и уверенный в том, что он предстанет перед Ним, избегает половых актов через анус, потому что Пророк (Мир ему) сказал: «Не входите в женщину через анус»2.

Он рассматривал такой акт, как «малое содомство (гомосексуализм)»3. Когда его спросила женщина из ансаров относительно дозволенности полового акта через влагалище со спины, он прочел ей следующий аят:

«Жены ваши – пашня ваша (где сеете вы семена потомства). Приходите же на пашню свою каким способом возжелаете«, но пользуйтесь только влагалищем»4.

Умар как-то обратился к Пророку: «О, Посланник Аллаха, я погублен». «Что же погубило тебя?» — спросил он. Умар ответил: «Прошлой ночью я перевернул свою жену», имея в виду то, что вступил с ней в половой акт через влагалище со спины. Пророк (Мир ему) ничего не ответил ему, пока не был ниспослан вышеследующий аят. Затем он ответил ему: «Будь то спереди или сзади, но только избегай половых связей через анус и во время менструаций»5.

1. Валиулла Дахлави. «Худжату Аллах аль-Балига», т.2, с. 134.

2. Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой.

3. Передано Ахмадом и ан-Насаи.

4. Передано Ахмадом.

5. Передано Ахмадом и ат-Тирмизи.

Сохранение супружеских тайн

Коран восхваляет добродетельных жен, говоря о них:

«Добродетельные женщины преданы (своим мужьям) и хранят честь, которую Аллах велел беречь. » (Коран, 4:34).

Одним из секретов, которые должны храниться в тайне, являются интимные отношения между супругами, которые не полагается обсуждать в компании или рассказывать друзьям.

Пророк (Мир ему) сказал: «Как наихудшие из людей пред Аллахом предстанут в День Воскресения те, кто распространяет секреты своей интимной жизни»1.

Абу Хурайра рассказывал: «После окончания намаза Посланник Аллаха (Мир ему) повернулся к нам и сказал: «Оставайтесь на местах! Есть ли среди вас кто-нибудь, кто приходит к жене, закрывает дверь, опускает занавесь, а затем выходит и рассказывает всем об этом: «Я делал то и то со своей женой?» Все продолжали молчать. Тогда он повернулся к женщинам и спросил: «Есть ли среди вас кто-либо, рассказывающий о подобных вещах?» Одна девушка приподнялась на одном колене, так чтобы Посланник Аллаха (Мир ему) мог ее видеть и слышать. Она сказала: «Да, клянусь Аллахом, об этом говорят и мужчины, и женщины». Тогда Пророк (Мир ему) сказал: «Вы знаете, кем являются те, кто это делает? Те, кто это делает, — дьяволы в мужском и женском обличье, встречающие друг друга на дороге и удовлетворяющие свои желания в то время, как другие люди смотрят на это»1.

Выразительный стиль, используемый в целях изложения существа данного вопроса, достаточно убедителен, чтобы отвратить мусульман от недостойных и низких поступков, уподобляющих их дьяволу!

Как планировать семью

Безусловно, для сохранения человека как вида в первую очередь необходим институт супружества, который призван продолжить человеческий род. Поэтому Ислам поощряет многодетные семьи и благословляет как мужское, так и женское потомство. Вместе с тем мусульманам разрешается ограничивать рождаемость, если имеются на то веские причины или же объективная необходимость. Общепризнанным способом предохранения от беременности во времена Пророка (Мир ему) был азл (прерванный половой акт до семяизвержения). Сподвижники Пророка (Мир ему) пользовались данным способом, когда ниспосылался Коран, о чем свидетельствуют аль-Бухари и Муслим, пересказывая слова Джабира: «Мы практиковали азл во время Посланника Аллаха, когда ниспосылался Коран». Муслим передает: «Мы практиковали азл во время Посланника Аллаха, и, зная об этом, он нам не запретил (делать этого)» 1.

Мужчина пришел к Пророку (Мир ему) и сказал: «О Посланник Аллаха! Чтобы предохранить от беременности свою рабыню, я делаю азл. А иудеи говорят, что это все равно, что закопать ребенка». Пророк (Мир ему) возразил: «Иудеи лгут, если бы Аллах пожелал создать (дитя), ты бы не смог Ему помешать»2, имея в виду, что, несмотря на использование азл, капля семени может остаться во влагалище, что приведет к зачатию.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Абу Даудом, Ибн Маджой, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

На собрании, где присутствовал Умар, кто-то заметил: «Некоторые считают, что применение азл — все равно, что закопать живьем ребенка». На это Али заметил: «Это не будет считаться так, пока не завершится семь этапов (в развитии зародыша): вначале – глиняное тесто, затем – капля (семя), затем — сгусток крови, затем – кость, затем — кость, покрытая плотью, которая воплощается в новое создание»1. «Ты прав, да продлит Аллах тебе жизнь», — сказал Умар.

1. Али передает содержание Корана, где идет речь о развитии зародыша человека (23:12-14).

Основания для планирования семьи

Одним из таких оснований может служить боязнь за жизнь или здоровье потенциальной матери вследствие проблем, которые могут произойти у нее во время беременности или родов. Прошлый опыт или мнение квалифицированного врача являются решающими в определении вероятности угрозы. Всевышний Аллах говорит:

«. и не ввергайте себя собственными руками в гибель. » (Коран,2:195).

«И не убивайте себя. Воистину, Аллах милостив к вам» (Коран, 4: 29).

Другой причиной может быть опасение за то, что это приведет к внутренним неурядицам, которые отразятся на его религиозной жизни, т.е. он может совершить запретное (харам) из-за детей. Аллах говорит:

«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения. » (Коран, 2:185).

«Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства. » (Коран, 5: 6).

Угроза здоровью детей и их воспитанию также может рассматриваться как веская причина. В сборнике Муслима приводится сообщение Усамы Ибн Заида о том, что к Посланнику Аллаха подошел человек и сказал: «Я практикую азл со своей женой». — «Зачем ты это делаешь?» — спросил Пророк (Мир ему). Он ответил: «Я опасаюсь за ее ребенка» (или «за ее детей»). Тогда Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Если бы это (беременность кормящей женщины) было бы вредным, оно отразилось бы на персах и византийцах». Сказанным было подчеркнуто, что такая практика не навредила персам и византийцам, считавшимися самыми могущественными народами того времени.

Другим законным основанием может служить боязнь за новорожденного ребенка. Пророк (Мир ему) назвал половое сношение с кормящей новорожденного ребенка вата-ульгиля (букв. сношение с кормящей), и под этим термином подразумевалось нечто близкое к преступлению в отношении грудного ребенка, подвергающегося риску, так как в результате новой беременности у кормилицы может ухудшиться качество грудного молока, что повлияет на здоровье ребенка.

Поскольку Пророк (Мир ему) был озабочен благополучием своей уммы, он предписывал полезное и предостерегал от вредного. Одно из таких проявлений заботы — такое высказывание: «Не убивайте ваших детей тайно, так как вата-ульгиля подобна сброшенному с седла всаднику»2.

Пророк (Мир ему) не был, однако, крайне категоричен в запрещении половых сношений с кормящей ребенка женой, отметив, что персы и византийцы, две самые могущественные нации того времени, все-таки допускали их без какого-либо вреда для своих детей. Более того, он понимал, что для мужей очень тяжело воздерживаться от половых сношений в период кормления детей их женами, который может продлиться до двух лет. Он сказал: «Я намеревался запретить вата-ульгиля, однако я вижу, что персы и византийцы практикуют это, и оно не отражается пагубно на их детях»3.

2. Передано Абу Даудом. Сказано в том смысле, что ребенок, вскормленный беременной матерью, пострадает от этого позднее, подобно сброшенному лошадью наезднику.

3. Передано Муслимом.

Ибн аль-Кайим, разъясняя связь данного хадиса с предыдущим «Не убивайте ваших детей тайно», говорит: «В одном из своих высказываний Пророк (Мир ему) сравнивает вата-ульгиля с наездником, сброшенным с седла. Последствия такого падения наносят вред всаднику так же, как и в частности, новая беременность кормящемуся грудным молоком ребенку. Для этого он вначале призывает (не запрещает!) воздержаться, а затем, видя другую проблему, связанную с долгим воздержанием от близости с женой, особенно у молодых мужчин, он приводит в пример два многочисленных и могущественных народа, которые практикуют это без ущерба для себя и своего могущества, что указывает о незапретности такой практики»1.

В наше время существуют новые методы предохранения, которые учитывают, поставленную Пророком (Мир ему) цель, а именно: ограждение ребенка (грудного) от возможного вреда, который может возникнуть из-за беременности его матери, и одновременно наслаждение половой близостью мужа со своей кормящей женой.

1. Ибн аль-Кайим. «Мифтах Даруль-Саада», с.620, также см. «Задуль-Миад», т.4, с.26.

Из этого мы можем заключить, что, с точки зрения Ислама, лучшим периодом времени между рождением двух детей является тридцать месяцев, а если вскармливание ведется два полных года, то тридцать три месяца.

Имам Ахмад и другие придерживались мнения, что для применения азла (или противозачаточных средств) требуется согласие жены, поскольку у нее тоже есть право на половое удовлетворение, а также на решение обзавестись ребенком. Сообщается, что Умар запретил азл без согласия жены. Это было заметным шагом со стороны Ислама по закреплению прав женщин в эпоху, когда они были бесправны.

Ислам разрешает предохранение от беременности, когда в этом есть необходимость, однако он не допускает покушения на зачатый плод.

Мусульманские законоведы единодушны в том, что после появления в зародыше души избавление от него становится запретным и преступно наказуемым. Как можно допустить, чтобы мусульманин покушался на жизнь сформировавшейся живой плоти. Ученые говорят, что в случае если во время аборта плоть выходит живой, то за нее выплачивается выкуп (дияа1), а если она извлекается мертвой, то налагается штраф. Однако существует исключение. Даже если плод окончательно сформировалась (в чреве матери), но достоверно установлено, что продолжение беременности неминуемо приведет к гибели матери, тогда в соответствии с общими принципами шариата — выбором меньшего из двух зол — производится аборт.

Дияа – выкуп, выплачиваемый за непреднамеренное убийство.

В действительности единственно правильным решением становится аборт ради спасения женщины в обмен на зародыш, так как было бы неразумным жертвовать жизнью матери ради жизни ее зародыша, который еще не стал полноценным человеком и не приобрел прав и обязанностей1.

1. Фетвы шейха Шалтута.

Имам аль-Газали проводит четкую грань между предохранением и абортом, говоря: «Предохранение несравнимо с абортом и погребением заживо, так как они являются преступлением по отношению к существующему организму. А существо (зародыш) имеет свои этапы развития. Первый этап — попадание сперматозоида во влагалище и смешивание его с женской яйцеклеткой, что является предпосылкой для зарождения жизни. Нарушение этого процесса — преступление. Если же зародыш развивается далее и превращается в сгусток, то его удаление (аборт) становится еще большим преступлением. Когда же зародыш обретает душу и продолжается его формирование, преступление еще более усугубляется. И наконец, преступление достигает своего пика, когда происходит умерщвление вышедшего из утробы матери зародыша»1.

1. Аль-Газали. «Воскрешение наук о вере», раздел «Брак», с.47.

Как упоминалось ранее, браком является договор, которым Аллах связывает мужчину и женщину. Став супругами и в то же время оставаясь индивидуумами, они в действительности делят между собой свою сокровенную тайну, боль и надежду. Коран красноречиво описывает супружескую связь:

«Ваши жены для вас – одеяние, а вы – одеяние для них» (Коран, 2:187). Под этим откровением подразумеваются соединение, прикрытие, защита и украшение одним супругом другого.

У каждого из супругов по отношению друг к другу имеются свои права, которые они должны блюсти, не злоупотребляя ими. Права основаны на взаимном равноправии, за исключением того, что касается тех особенностей, которыми наделены мужчины. Как сказано Аллахом, «. женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам» (Коран, 2 :228).

Под выражением «выше их» подразумевается руководящая и ответственная роль мужчины.

Мужчина спросил Пророка (Мир ему): «О Посланник Аллаха, соблюдения каких прав может требовать жена от своего мужа?» Он ответил: «Ты должен кормить ее тем же, чем питаешься сам, одевать ее в то (по цене), что одеваешь сам. Не бей ее по лицу, и не оскорбляй, и не выгоняй ее за пределы дома»1.

Для мужа-мусульманина недопустимо пренебрежительно относиться к обеспечению своей жены пищей и одеждой. В хадисе говорится: «Неизмерим грех того, кто ущемляет в пропитании»2.

Недопустимо ударять жену по лицу, поскольку это оскорбляет ее человеческое достоинство, а также угрожает нанесением ей увечий. Также мусульманин не должен оскорблять жену, называя ее «уродина» или говорить что-либо подобное.

В отношении прав мужа Пророк (Мир ему) сказал: «Для верующей в Аллаха женщины недопустимо пускать в дом того, кто неприятен ее мужу. Ей не следует выходить из дому вопреки желанию мужа. Не должна жена слушать кого-либо вместо мужа. Она не должна отказывать ему в ложе (в близости). Она не должна бить его (если она физически сильнее его). Если муж обижен, жена должна добиваться его расположения, и если она добилась примирения, то это будет принято Аллахом, и она достигла своего, а если ей не удалось этого сделать, то по крайней мере ее совесть будет чиста пред Аллахом»2.

Взаимная терпимость между супругами

Мусульманин должен проявлять сдержанность в отношении неадекватных поступков своей жены. Учитывая, что женщина — слабое создание и ей присущи недостатки, как и любому человеку, ему следует вспоминать при этом о ее хороших качествах. Пророк (Мир ему) сказал: «Пусть верующий мужчина с пониманием относится к верующей женщине. Если что-то в ней не нравится ему, может понравиться другая черта»1.

Всевышний Аллах говорит:

«Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Коран,4:19).

Ислам требует от мужчины проявлять терпимость к тому, что не нравится ему в его жене, а от жены требует стремления к тому, чтобы муж был ею доволен, насколько это позволяют ее возможности и обаяние, и предупреждает о недопустимости по прошествии ночи того, чтобы муж был недоволен женой. В хадисе говорится: «Три (категории людей), намаз которых не поднимается ни на пядь выше их голов: мужчина, руководящий людьми, которые ненавидят его; женщина, проводящая ночь с мужем, в том случае, если он ею недоволен; и два брата (мусульманина), порвавших отношения»1.

1. Передано Ибн Маджой и Ибн Хаббаном.

Непослушание и раздоры

Особые качества мужчины обязывают его быть главой семьи и дома, дабы обеспечивать своих домочадцев всем необходимым. Жена же, в свою очередь, обязана признать главенство мужа и слушаться его, так как семейный корабль потерпит крушение без своего капитана.

В случае, когда жена упрямится и не желает повиноваться, мужу следует приложить максимум усилий, будь то ласковым словом, проникновенным увещеванием или мудрым наставлением, чтобы исправить ее. Если это не помогло, то пусть проводит ночь отдельно от нее, дабы пробудить в ней благосклонность. Если и такой подход терпит неудачу, то муж может ударить ее рукой, при этом без жестокости и не в лицо. Нельзя прибегать к использованию палки или чего-либо еще, а стоит взять пример с Пророка (Мир ему), который, будучи разгневан на своего слугу, сказал ему: «Если бы не страх возмездия в День Воскресения, я бы побил тебя этим мисваком (палочка для чистки зубов)» 1.

Передано Ибн Саадом.

Пророк (Мир ему) с отвращением относился к мужчинам, избивающим своих жен, говоря: «Как кто-то из вас может бить свою жену, как бьют раба, а затем вступать с ней в половую близость в конце дня?!» 3.

Пророк (Мир ему) сказал в отношении тех, кто бьет своих жен: «Такие не будут лучшими среди вас»4.

3. Передано Ахмадом, аль-Бухари приводит нечто подобное.

4. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ан-Насаи. Ибн Хаббан и аль-Хаким считали это также правдивым, как рассказывал Ияс Ибн Абдулла Ибн Абу Зибаб.

Имам аль-Хафиз Ибн Хаджар говорил: «Высказывание Пророка (Мир ему): «Лучшие из вас не бьют» — есть подтверждение тому, что, в общем, допустимо ударять свою жену. При этом требуется ударять корректно, так чтобы показать, что она обязана подчиниться, но если достаточно ограничиться простым предупреждением, то это лучше. И пока имеется надежда добиться поставленной цели посредством убеждения, применение любого вида силы недопустимо, поскольку это порождает ненависть, которая разрушает супружеские отношения. Исключением (в применении силы) является случаи, связанные с неповиновением Аллаху. Ан-Насаи сообщил со слов Айши: «Пророк (Мир ему) никогда не бил своих жен и слугу. Никогда никого не ударял своей рукой, кроме как на пути Аллаха или же когда нарушались запреты Аллаха, и он давал отпор во имя Аллаха»1.

1. Аль-Аскалани. «Фатхуль-Бари», т.9, с.249.

Если же все данные подходы потерпят неудачу и разрыв между женой и мужем усугубится, в таком случае дело выносится на суд исламской общины. Два человека доброй воли, умудренные опытом и знаниями (один со стороны жены, другой — со стороны мужа), должны встретиться с супружеской парой, чтобы разрешить их разногласия. Возможно, искренность их попыток принесет плоды, и Аллах ниспошлет примирение между супругами. О чем Всевышний Аллах говорит:

«. что касается женщин, со стороны которых вы опасаетесь упрямства, [во-первых] предостерегайте их; затем откажитесь делить с ними постели; наконец, ударьте их. И если они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. А если вы боитесь, что возникнет разлад между ними, назначьте судью из его семьи и судью из ее семьи. Если они пожелают уладить дела, Аллах ниспошлет примирение между ними. Воистину, Всезнающий Он, Всеведущий» (Коран, 4:34-35).

Когда разрешен развод

После того как все способы для нахождения согласия между супругами исчерпаны, ничего не остается, как прибегнуть к крайней мере, предусмотренной в Исламе, которая заключается в том, что муж инициирует развод. Ислам разрешил развод как крайнюю и неодобрительную меру. Пророк (Мир ему) сказал: «Из всего разрешенного самым ненавистным для Аллаха является развод». Или «Нет ничего из того, что разрешил Аллах, что бы было настолько ненавистно Ему, как развод»1.

Выражение того, что развод есть ненавистное Аллаху разрешение, указывает нам на то, что это вынужденная мера, применяемая тогда, когда наступает разлад в семье, в которой супруги не могут сосуществовать и соответственно следовать предписаниям Аллаха по исполнению своих супружеских обязанностей. Для них ничего не остается, как расстаться, о чем Всевышний говорит:

«Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию» (Коран, 4:130).

Развод в доисламский период

Ислам — не единственная религия, допускающая развод. До его прихода развод был распространен по всему миру, а у некоторых народов было само собой разумеющимся, что мужчина, если прогневался на жену, мог выгнать ее по праву и без права. Жена не имела юридических возможностей обращаться за помощью или же требовать какой-либо компенсации.

Что же касается греков, то на рассвете их цивилизации распространенный среди них развод не имел конкретных предписаний. У римлян судья был уполномочен аннулировать брак, если две стороны при составлении брачного договора включили положение, исключающее развод (развод предусматривался как одна из частей брачного договора). В ранний период римской цивилизации в их религии был исключен развод, а мужу предоставлялась абсолютная власть над своей женой. При определенных обстоятельствах закон даже позволял убить ее. По прошествии времени они изменили свои религиозные законы, разрешив развод, как это прописано в гражданских кодексах.

Развод в иудаизме

Иудаизм повысил статус жены, но при этом расширил возможности для развода. Религиозный закон оправдывает развод, если доказано, что жена совершила аморальный поступок, даже если муж предпочитает простить ее. Точно так же от мужа требуется, чтобы он развелся с женой, если в течение десяти лет семейной жизни у них не появилось потомства1.

Развод в христианстве

Христианство — единственная из упомянутых нами религий, которая не походит на других и отличается от иудаизма. В Евангелии Иисус запрещает как развод, так и вступление в брак с разведенными мужчинами и женщинами. В Евангелии от Матфея (5:31, 32) говорится: «И было сказано: «Кто разведется со своей женой, пусть даст ей разводное свидетельство». А я говорю вам, что всякий, кто разводится со своей женой, кроме как по причине блуда, побуждает ее прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, прелюбодействует. В Евангелие от Марка, (10:11-12) читаем: «Кто разводится со своей женой и женится на другой, тот прелюбодействует по отношению к ней. И она, если разведется со своим мужем и выйдет замуж за другого, прелюбодействует».

Евангелие мотивирует свой запрет следующими словами: «То, что Бог соединил вместе, не позволено человеку разделять»2.

1. Фарид Ваджиди. «Аль-Ислам Дин Ам Халид», с. 172.

2. Евангелие от Матфея, 19:6; Евангелие от Марка, 10:9.

Это утверждение верно в том смысле, что, поскольку муж и жена соединены с разрешения и по предписанию Бога, можно сказать, что Бог соединил их воедино, хотя человек и заключил брачный договор. Точно так же, поскольку Бог разрешил и узаконил развод при наличии определенных причин и обстоятельств, можно сказать, что Бог и разделил их, хотя человек сам осуществляет бракоразводный процесс. Таким образом, становится ясно, что человек не разъединяет то, что соединяет Бог. Соединяет и разъединяет только Бог. Разве Бог не разъединил их за прелюбодейство? Почему Он не может их разъединить по другим уважительным причинам?!

Различия внутри отдельных христианских течений относительно развода

Евангелие делает исключение в отношении запрета на развод в случае совершения прелюбодеяния. Однако представители католицизма пытаются в своих толкованиях объяснить это исключение следующим образом: «В данном случае супружеская измена не является исключением из правил и она не является причиной для развода. Поскольку в христианском законодательстве отсутствует развод, фраза «кроме как по причине блуда» подразумевает акт разрыва отношений, так как мужчина должен покинуть такую женщину»1.

1. Комментарии отдела религиозных исследований Коптско-католического института, Евангелие от Матфея, с. 29.

Протестанты допускают развод в случае супружеской измены и в некоторых других обстоятельствах, описание которых они добавили к текстам Евангелия. Однако они запрещают повторно вступать в брак разведенным мужчинам или женщинам.

Православная церковь в Египте предоставляла право своим последователям на развод, причиной которого служила супружеская измена, как это указано в Евангелии, и на основании некоторых других причин, например бесплодие в течение более чем трех лет супружеской жизни, хроническая болезнь, а также продолжительный разлад в отношениях между супругами, без видимого конца.

Последствия христианских взглядов на развод

В результате такой позиции христианства по отношению к разводу люди на Западе придумали гражданское законодательство, позволяющее им разводиться. А многие из них, например американцы, дошли до крайности в деле развода, так как стали осуществлять его по незначительному поводу. Некоторые западные ученые предостерегают о том, что такая легкость получения развода выхолащивает священность брачных уз и разрушает основы супружеской жизни. Известный ученый судья заявил, что в недалеком будущем в западных странах брак станет более свободным, отличающимся менее прочными связями между мужчиной и женщиной, подобно коммерческой сделке, которая может быть разорвана на основании самых незначительных причин. Поскольку религиозные узы или же любовь не будут связывать партнеров, объединять их будут только физиологические потребности и желание обрести опыт для получения разнообразных удовольствий, — речь в данном случае идет о типе отношений, который противоречит учению любой религии.

«Явление регулирования супружеских отношений посредством гражданского законодательства противоречит любой из религиозных доктрин, это явление характерно исключительно для приверженцев христианской религии. Даже индусы, буддисты и зороастрийцы следуют в своих повседневных делах религиозным предписаниям, хотя среди них есть те, кто внедряет новшества в учения своих религий, касающиеся проблем, вызывающих общественную озабоченность. Данные новшества не применяются при налаживании личных дел: заключение брака, развода и всего того, что относится к семейной жизни»1.

1. Абдуль-Вахид Вафи. «Хукукуль-Инсан филь-Ислам» (Права человека в Исламе), с.88.

Христианство было временным предписанием, а не всеобщим руководством

Человек, глубоко изучающий Евангелие, не может избежать вывода, что учение Христа ставило целью запрещение излишеств, введенных в Священный закон иудеями. Что касается его учения, в том числе его заявлений относительно развода, то никогда не существовало намерения рассматривать его как незыблемый закон для всего человечества.

В Евангелии от Матфея рассказывается, что, когда Иисус ушел из Галилеи и пришел в пределы Иудеи за Иордан, подошли к Нему фарисеи и, искушая Его, сказали: Разрешается ли разводиться со своей женой по любой причине? А Он сказал в ответ: «Разве вы не читали, что Тот, кто сотворил их, от начала создал их мужчиной и женщиной». И сказал: «Поэтому человек оставит отца и мать и соединится со своей женой; и двое будут одной плотью»? Так что они уже не двое, а одна плоть. Итак, то, что Бог сопряг, человек пусть не разделяет». Они говорят Ему: «Почему же Моисей заповедовал давать жене разводное свидетельство и разводиться с ней?» Он говорит им: » Моисей из-за жесткости ваших сердец разрешил вам разводиться с вашими женами, но от начала это не так». А Я говорю вам: «кто разведется со своей женой, кроме как из-за блуда, и женится на другой, тот прелюбодействует; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует». Его ученики говорят Ему: «Если так обстоит дело у человека с женой, то жениться невыгодно.» (Матфей 19: 1-10)

Из этого диалога ясно, что, ограничивая причины, по которым допускался развод лишь в связи с нецеломудренным поведением, Иисус (Мир ему) намеревался исправить излишества, присущие иудеям, их легкомыслие относительно развода, разрешенного Моисеем (Мир ему). Эти законы были временной мерой для разрешения проблем того периода, пока не пришел общий и вечный закон с миссией Мухаммада (Мир ему).

Предположение, что Иисус (Мир ему) якобы намеревался сделать этот закон вечным для всего человечества, лишено логики. Мы видим, что его апостолы, наиболее искренние из его последователей, были ошеломлены таким строгим декретом, произнеся: «Если так обстоит дело у человека с женой, то жениться невыгодно», имея в виду, что в момент вступления в брак с женщиной мужчина надевает на свою шею ярмо, которое невозможно сбросить, независимо от того, какой несчастной может быть их совместная жизнь из-за взаимной неприязни и несовместимости характеров.

Об этом сказал один древний мудрец: «Величайшая мука в жизни — сотоварищи, которые не находят взаимного согласия и не могут расстаться».

Ограничения в Исламе, регулирующие развод

Исламский шариат наложил ряд ограничений на пути развода, чтобы свести его к минимуму. Развод без насущной необходимости и без применения всех средств, способствующих его предотвращению и направленных на разрешение конфликта, является незаконным и запрещен Исламом. Как утверждают некоторые законоведы, такой развод наносит вред и ущерб обоим супругам, что является харамом так же, как и разбазаривание имущества. Посланник (Мир ему) сказал: «Не совершайте вред [если нет причины], и не совершайте вреда [в ответ]» 1.

Тот, кто разводится с одним человеком и вступает в брак с другим с целью получить наслаждение от разнообразия сексуальных партнеров, нелюбим ни Аллахом, ни Его Посланником (Мир ему). Пророк (Мир ему) назвал их «сладострастниками», говоря: «Я не люблю сладострастников из мужчин и женщин»2. И в другом месте так же сказано: «Аллах не любит сладострастников мужчин и женщин»3.

1. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», т.7, с.77. Этот хадис был передан Ибн Маджой и ад-Даркутни.

2. Передано ат-Табарани и ад-Даркутни.

3. Передано Ат-Табарани в сборнике «Аль-Кабир», со слов надежных рассказчиков.

Абдулла Ибн Аббас сказал: «Развод исходит от какой-либо причины».

Запрет на развод во время менструации

Когда появляется повод или необходимость для развода, то его можно произвести только в соответствующий этому период времени. Согласно шариату, подходящее время для развода наступает тогда, когда женщина очистится от менструационного и послеродового периода, до того, как муж возобновил с ней половые отношения, или же когда она беременна и ее мужу известно о ее беременности.

Поскольку во время менструации или же в послеродовой период половая близость недопустима, то из-за сексуальной неудовлетворенности у мужчины может возникать нервный срыв, который его побудит к разводу. Поэтому ему следует дождаться, пока его жена очистится, и затем разводиться с ней до возобновления супружеской близости.

Точно так же, как развод недопустим во время менструации, также и после очищения от нее, если супруги имели близость, поскольку после близости она могла забеременеть, и кто знает, может, после того как муж узнает о предстоящем появлении его ребенка, он изменит свое желание развестись.

Когда же женщина очистилась и муж не касался ее или выяснилась ее беременность и при этом супруги не пришли к согласию, то в этом случае можно развестись.

Аль-Бухари передает, что Абдулла Ибн Умар развелся с женой во время ее менструального периода. Когда Умар спросил об этом Посланника Аллаха (Мир ему), он повелел: «Вели ему взять ее обратно, а когда она очистится, пусть не приближается к ней и, если пожелает, пусть разведется. Это период ожидания (идда) при разводе». Всевышний сказал:

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь согласно установленному сроку (идда)» (Коран. 65:1).

Другая версия хадиса гласит: «Вели ему взять ее обратно, а как она очистится или забеременеет, то пусть разводится».

Остается выяснить вопрос: если человек разводится со своей женой в период, когда это запрещено, вступает ли такой развод в силу или нет? Преобладает точка зрения, что он вступает в силу, но считается греховным деянием. Однако некоторые законоведы утверждают, что он не вступает в силу, поскольку Аллах не узаконил его, а что незаконно, то не может быть правильным и проводиться в жизнь. Абу Дауд из достоверных источников передал, что, когда Абдуллу Ибн Умара спросили: «Что ты думаешь о мужчине, давшем развод своей жене во время периода ее менструации?», то он рассказал ему [спрашивавшему] свою историю, о том, как он дал развод своей жене во время ее месячных и Посланник Аллаха (Мир ему) потребовал вернуть ее обратно.

Клятва с угрозой развестись — запрещена

Мусульманину недопустимо клясться разводом или угрожать такой клятвой своей жене, но если все же клятва произнесена, то она считается разведенной.

В Исламе клятва может быть выражена исключительно с именем Аллаха. Разъясняя это, Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто клянется (чем-то) помимо имени Аллаха, совершает ширк»1. А также сказано: «Кто желает дать клятву, пусть клянется во имя Аллаха или же хранит молчание»2.

1. Передано Абу Даудом, ат-Тирмизи и аль-Хакимом.

2. Передано Муслимом.

Разведенная женщина в период ожидания (идда) находится в супружеском доме

Согласно шариату получившая развод женщина остается в супружеском доме на весь период идда. Ей не разрешается уходить из дому, а мужу нельзя выселять ее без уважительной на то причины. Такое положение дает возможность мужу на протяжении всего периода идда возобновить супружество без повторного заключения брака (при условии, что это был не третий по счету развод между ними). Ее присутствие в одном доме с мужем обеспечивает большую вероятность того, что будет возможность все обдумать и до окончании идда к ним вернется взаимная симпатия и любовь, а гнев сменится на милость. В отношении этого Всевышний сказал:

«…страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному» (Коран, 65:1).

Если супруги все же решили расстаться, то они должны это сделать с достоинством и взаимоуважением, без взаимных обвинений, оскорблений и ущемления прав друг друга. Всевышний говорит:

«…оставьте их [у себя] с добром или же отпустите с добром» (Коран, 65:2);

«после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом» (Коран, 2:229);

«К разведенным женам следует относиться с добротой, как полагается богобоязненным» (Коран, 2:241).

Мусульманин может объявить развод жене трижды, при этом в каждом случае она должна уже быть освобождена от месячных, после которых он не должен иметь с ней близости. Если во время идда они сойдутся вновь, то восстанавливаются их супружеские отношения. В противном случае по завершении идда бракоразводный процесс заканчивается, и они могут сойтись только после повторного заключения брака или заключать брак с другими.

Если после первого развода они вновь воссоединятся и у них снова возобновится конфликт, а все попытки примирения будут исчерпаны, разрешается развестись во второй раз при помощи такой же процедуры. Причем после вторичного развода муж также может вернуться к жене в течение периода идда или же после истечения периода идда путем заключения повторного брачного договора. Однако случается, что после примирения со своей женой после второго развода он все же решает развестись с ней в третий раз. Этот случай является ясным доказательством несовместимости супругов. После объявления мужем третьего развода они не могут воссоединиться (даже путем заключения нового брачного договора) до тех пор, пока его бывшая жена не выйдет замуж за другого и не разведется с ним. Но следует подчеркнуть, что недопустимо вступать в брак с целью вернуться к первому мужу.

Те мусульмане, которые объявляют о трех разводах подряд, противятся предписаниям Аллаха и отходят от прямого пути. Однажды Пророку (Мир ему) сообщили о мужчине, объявившем своей жене подряд три развода. Он встал в гневе и сказал: «Как он смеет играть с Писанием Аллаха и тогда, когда я (нахожусь) среди вас?» Один (из сподвижников) не выдержал этого и сказал: «О Посланник Аллаха, можно, я убью его?»1

Оставить с добром или отпустить достойным образом

При бракоразводном процессе, когда заканчивается период идда, у мужа остается две альтернативы:

либо оставить жену у себя с добрым чувством, что значит восстановить супружество с намерением жить в мире и согласии, а не в мучении и страдании;

либо расстаться с ней достойным образом, так чтобы после окончания идда не было ругани и ссор и не были попраны права друг друга;

Мужчине недопустимо удерживать бывшую жену после истечения периода идда, продлевая период ее ожидания для того, чтобы она страдала и была лишена возможности выйти замуж за другого. Такое положение дел было присуще периоду джахилийи. Всевышний Аллах решительно запретил подобное насилие над женщиной, используя такой стиль выражения, от которого содрогаются тела и сердца:

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их [у себя], согласно обычаю, или отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью навредить им, преступая [закон]. А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем» (Коран, 2:231).

Размышления над этим аятом, состоящим из семи фраз, содержащих предупреждения, напоминания и обещания, должно быть достаточно для каждого, чтобы осознать всю его важность.

Право разведенной женщины на повторный брак

После истечения периода идда ни бывший муж разведенной женщины, ни ее опекун, ни кто-либо другой не имеют права удерживать ее от вступления в брак с новым избранником. Если мужчина предлагает ей заключить законный брак, никто не имеет права запрещать его.

Случается, что некоторые мужчины пытаются удержать своих бывших жен от повторного брака, запугивая их и их семьи. Это не что иное, как пережитки невежественного периода джахилийи. Также случается, что некоторые родственники или опекуны разведенной женщины препятствуют ей вернуться к своему прежнему мужу, несмотря на то что они пришли к взаимному согласию продолжить свое супружество. Как сказано в Коране, «… мирное решение — лучше» (4:128). Всевышний Аллах говорит:

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с [прежними] мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так [будет] благороднее и чище для вас. Аллах ведает [о том], а вы не ведаете» (Коран, 2:232).

Право женщины требовать развод

Женщина, которая не выносит своего мужа, вправе освободиться от уз брака посредством возвращения своему мужу махра и тех его подарков, по поводу которых они договорятся между собой. Но он не может взять больше того, что он ей подарил. Всевышний Аллах говорит:

«. а если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод [за счет оговоренного при замужестве махра]» (Коран, 2:229).

Жена Сабита Ибн Кайса пришла к Пророку (Мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха, я не порицаю Сабита Ибн Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, но я не хочу прогневать его»1.

1. Сабит был неприятен жене, и она не хотела жить с ним, притворяясь, так как опасалась впасть в грех.

Пророк (Мир ему) спросил ее, что она получила от него (из махра). Она ответила: «Сад». Он спросил: «Вернешь ли ты ему его сад?» — «Да», — сказала она. Тогда Пророк (Мир ему) сказал Сабиту: «Прими (от нее свой) сад и дай ей (первый) развод»1.

Жена не может требовать развод без причины, так как недопустимо по легкомыслию расходится супругам. Пророк (Мир ему) сказал: «Если женщина просит у мужчины развода без причины, она не вкусит аромата рая»2.

1. Передано аль-Бухари и ан-Насаи.

2. Передано Абу Даудом.

Запрещение плохого отношения к жене

Недопустимо мужу вынуждать свою жену требовать развода ради того, чтобы вернуть себе всю или же часть собственности, которую он ей предоставил, делать это можно только в случае ее аморального поведения. В отношении этого Всевышний Аллах говорит:

«. и не должны вы обращаться с ними [женами] грубо, чтобы могли вы забрать часть того, что вы сами дали им, до тех пор, пока они не будут виновны в неприкрытом разврате» (Коран, 4:19).

Запрещается мужу забирать что-либо у жены из-за питаемой к ней ненависти и желания развестись с ней, чтобы вступить в брак с другой. Всемогущий Аллах говорит:

«Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кинтар золота, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо, совершая явный грех? И как вы сможете удержать [часть махра], если между вами была близость и если жены получили от вас твердое обещание?» (Коран, 4:20-21).

Клятва об отказе от супружеской близости — запрещена

Ислам, отстаивая права женщины, запрещает мужчине из-за гнева прерывать половую близость с женой на невыносимый для нее срок. Если подобное действие сопровождается клятвой с его стороны, ему дается период в четыре месяца, в течение которого он должен успокоиться и вернуться к ней. Если он успокаивается и возобновляет половые отношения до истечения четырех месяцев, возможно, Аллах простит ему его злоупотребление и откроет ему дверь для покаяния. Он также должен понести наказание за нарушенную клятву.

Если же, с другой стороны, этот период истекает, но он не возвращается к жене, это влечет автоматический развод со стороны жены как наказание мужу за пренебрежение ее правами.

Некоторые законоведы считают, что развод должен автоматически наступать по истечении четырех месяцев и при этом не требуется решение судьи. Другие, однако, требуют, чтобы в конце этого периода предоставлялось юридическое разрешение ситуации с последующим решением суда о примирении или разводе.

Клятва об отказе от супружеской близости в шариате называется «аль-иляа». По поводу ее Всевышний Аллах говорит:

«Те, которые поклялись избегать своих жен, должны ожидать четыре месяца. Если же они [в течение этого времени] раздумают, то, воистину, Аллах – прощающий, милостивый. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, – Аллах слышащий, знающий» (Коран, 2:226-227).

Период в четыре месяца был определен с целью предоставить мужу время, необходимое для самоуспокоения и возобновления отношений по своей доброй воле. Более того, период в четыре месяца рассматривается в качестве периода, в течение которого женщина может выдержать разлуку с мужем. Исследователи Корана рассказывают о следующем случае: однажды ночью, прогуливаясь по Медине, халиф Умар услышал, как пела женщина:

«Длинная ночь, покрыта мглою;

Не могу заснуть без ласки суженого.

Клянусь Аллахом, что, если бы не страх перед Ним,

эта кроватка покачивалась бы из стороны в сторону».

Умар расспросил об этой женщине и узнал, что муж ее отбыл в длительную военную экспедицию и давно не был дома. Тогда он обратился к своей дочери Хафсе (вдове Пророка): «Как долго может женщина выдержать разлуку со своим мужем?» Она ответила: «Четыре месяца». После чего глава правоверных издал указ, чтобы мужчины не покидали своих жен более чем на четыре месяца.

www.e-reading.mobi