А в захаров самооценка это

Марк Захаров: биография

Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский.

Режиссер Марк Захаров

Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Завадского.

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу еще запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался и с бабушкой по линии матери — Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

Марк Захаров в детстве

В 1943 году после смерти бабушки семья вернулась в Москву. Они с трудом получили две комнаты в коммунальной квартире. Как пишет сам Марк Захаров:

«Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марк Захаров в молодости

Марка Захарова в то время очень увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал не только драмкружок под предводительством мамы, но и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт Марк не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы сын связывал свою судьбу с театром.

Счастливый Марк пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Творческая биография Захарова – театр. Уже на втором курсе Марк стал играть небольшие роли в театре. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.

Марк Захаров на сцене

3 года проведенные в Перми оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.

В 1959 году Марк Захаров вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиной, и устраивается в театр им. Н.В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.

Андрей Миронов, Марк Захаров и Александр Ширвиндт

Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе очень помогло ему в создании театральных проектов «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Марк Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.

Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Шварцу, работая над фильмом «Как приручить дракона» в 1988 году. Именно студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Войновича, «Картера Артура Уи, которой могло не быть» и другие.

Марк Захаров в театре

В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее спектакли Захарова всегда были популярными.

В 1973 году Марк Анатольевич возглавил Московский театр Ленком.

Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу или энергетику, которая идет от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра.

В 1976 году он пробует себя в кинематографе. Результатом становится фильм, который зрители знают и любят до сих пор – «12 стульев» с Андреем Мироновым.

Следующей работой в кино становится фильм «Обыкновенное чудо» с Александром Абдуловым. Каждый фильм Марка Захарова бьет в точку и становится классикой. А многие спектакли вошли в историю российской режиссуры.

В 1983 году театр едет с гастролями в Париж. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. В 1989 году Захаров избирается депутатом СССР. Какое-то время состоял в КПСС, пока публично не сжег партийный билет.

Сегодня Марк Анатольевич Захаров – преподаватель. Он профессор на кафедре режиссуры в ГИТИСе.

Марк Анатольевич женат на Нине Тихоновне Лапшиной. У них есть дочь Александра Захарова, которая также служит в театре. Ее даже называют принцессой Ленкома.

Семья Марка Захарова

Марк Захаров снимал дочь в фильмах «Убить дракона» и «Формула любви».

В 2017 году в российской прессе появилась информация о том, что автомобиль директора Ленкома Марка Варшавера выехал на тротуар в центре Москвы, где транспортное средство снял на видео случайный прохожий. Вскоре фото и видео инцидента оказалось в Сети.

Сам Захаров пояснил, что у Ленкома отсутствует отдельный въезд для автомобилей, поэтому, когда театр возвращается из гастролей, машины вынуждены заезжать на тротуар.

По словам худрука, Варшавер пытался объяснить ситуацию молодому человеку, который стал снимать его автомобиль, но тот не захотел слушать объяснений. Кроме того, пригрозил, что сообщит о нарушениях в высшие инстанции. Захаров заметил, что в случае претензий проблемы возникнут не у Варшавера, а у тех автомобилистов, кто подъезжает подобным образом к Ленкому.

Марк Захаров с дочерью Александрой

В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет Ленкома снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе. Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что постановка снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов.

Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».

Марк Захаров в 2017 году

Также интересными оказались заявления Марка Захарова, сделанные в 2016 году представителям СМИ, относительно развития российской науки и промышленности. По словам Захарова, политика, национальная идея и патриотизм очень важны для общества, поскольку от подобной составляющей зависит будущее государства.

24smi.org

Фамилия Захаров: значение и история происхождения

Елена Захарова, актриса театра и кино

Фамилия Захаров, как рассказывает история, произошла от церковного имени Захарий. Вряд ли для кого-нибудь тайна, что фамилия пошла от крестильного имени Захарий в его основе имеет значение древнееврейский корень, переводимый на русский как «радость, память Божия». Одним из двенадцати младших библейских пророков был именно Захарий. Он написан одну из известнейших ветхозаветных книг, которая содержала множество пророчеств о Мессии.

Славяне считали, что дав ребенку имя этого великомученика, они смогут подарить ему светлую, хорошую жизнь, это означает, что святой будет незримо оберегать носителя этого имени, а значение фамилии Захаровых будет благородным.

Святой Захар, к сожалению, погиб насильственной смертью, его убили иудеи за произнесенную им обличающую проповедь, но его труды имеют огромное значение до сих пор.

История утверждает, что представители рода Захаровых пошли от нетитулованного дворянского российского рода, которые имеют собственный герб в различных вариациях, хранящих тайну фамилии. Некоторые источники утверждают, нужно придавать значение тому факту, что фамилия Захаров имеет более глубокие корни и появилась ещё до приведения славянской культуры к христианству. В целом, происхождение фамилии Захаров довольно знатное, поскольку она часто проскакивает среди истории дворянских родов.

Захаров — страстный, веселый, изменчивый

Значение фамилии Захаров можно ассоциировать с такими чертами, как изящество, непредсказуемость, властность, универсальность, неторопливость, требовательность, красота, интеллект. Представители дворянского рода Захаровых имеют колоссальное значение для общества, фамилия широко распространена в странах СНГ.

Захаровы склонны менять поставленные цели, распыляться на мелочи, делая это неожиданно, несвоевременно. Поступки вызываются импульсивным, взрывным характером, очень важно заранее определиться с жизненными приоритетами.

Захарова, как правило, не спешит стремглав создавать семью, для неё тайна, почему ровесницы торопятся рожать.

Это проходит, былая проблема исчерпывается, больше не имея значения. Захаровы не имеют стабильных привычек, инициируя множество привязанностей, создавая стабильность, однако легко отказываются от них. Часто возникает желание реанимировать старые привычки, чего близкие банально не ожидают.

Самооценка не всегда высокая, в связи с чем им не всегда удается добиться поставленных целей. Исходя из предыдущего пункта можно сделать вывод о том, что для них актуальными являются материальные проблемы. Нужно избегать лени, прокрастинации, желания жить за чей-либо счет. С другой стороны многие представители рода очень талантливые люди и если смогут сделать над собой достаточное усилие, в жизни смогут добиться больших позитивных перемен.

Тонкости написания фамилии

Еврейская фамилия преобразовалась сегодня в такие вариации, как Захаров, Захарченко. В большинстве случаев ударение нужно ставить на вторую букву а.

felomena.com

Современные мамы постоянно испытывают чувство вины, обнаружили психологи.

Если вы думаете, что каждая девочка мечтает вырасти, встретить прекрасного принца и выйти за него замуж, вы заблуждаетесь.

Более счастливыми вырастают люди, у которых есть сестры — выяснили ученые.

Вы можете прожить день, не испытав вообще никаких эмоций — ни положительных, ни отрицательных? А большинство россиян так живут!

Группа психологов из университета Ватерлоо в городе Онтарио провела исследование, которое, пускай и забавное, но если присмотреться ближе, может объяснить некоторые аспекты психологии полов.

Мужчины не торопятся становиться вегетарианцами не потому, что им так нравится вкус мяса. Они боятся выглядеть немужественно, обнаружили эксперты.

Как известно, Наполеон был не единственным, хотя и самым знаменитым невысоким человеком, мечтавшим покорить весь мир. Оказывается, у этого стремления есть очень простое объяснение.

Новое исследование показало, что позитивное мышление может быть столь же эффективным, как обезболивающие препараты, при болях в спине.

Вот почему одиночество вредит даже тем людям, которым комфортно жить без семьи: оказывается, в группе людей нам проще переносить горе, а счастье в такой ситуации переживается еще острее!

Почему каждому человеку так хочется иметь лучшего друга или подругу? Потому что лучший друг – это еще и настоящее лекарство от стресса!

Говорят, меньше всего любви достается людям, которых мы больше всех любим. Почему именно к своим самым близким люди часто бывают равнодушными?

Женщины тратят уйму времени на то, чтобы рассматривать своих потенциальных соперниц! Вместо того чтобы строить глазки мужчинам, он ищут изъяны друг в друге.

Если вы верите, что в США любой «никто» может стать «всем», вы будете разочарованы. Времена, когда это было реальностью, увы, закончились.

Женщины чаще плачут, обижаются и впадают в депрессию. Нейробиологи считают, что нашли этому объяснение.

Каждая десятая женщина утверждает, что любит своих домашних животных больше, чем партнера. Ну что такое мужчина по сравнению с милым пушистым котом?

Не верьте нытикам! Их предсказания редко сбываются — доказали ученые.

Туалетная бумага, шоколад, запасное нижнее белье, обезболивающие таблетки — вот что носит в своих сумках большинство женщин, а вовсе не губную помаду и духи, как думают мужчины!

Забудьте книги по самосовершенствованию и держитесь подальше от шоколада — по мнению ученых, истинных секрет счастья в другом.

www.astromeridian.ru

Самооценка младших школьников

Диплом на тему Самооценка младших школьников

Методика Дембо- Рубинштейн

Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.

Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.

После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.

При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (26,с.67)

Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

a) Ум, способности

c) Авторитет у сверстников

d) Умение многое делать своими руками

f) Уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

Низкий средний высокий

Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова

Материал: рисунки для выполнения субтестов.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

1) Экспериментальная часть.

Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.

Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

II.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.

Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:

1. Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.

2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

Анализы результатов представлены в таблицах

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :

При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);

Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.

При обработке учитывались показатели уровня самооценки.

Методика Дембо — Рубинштейна

coolreferat.com

Самооценка и самоутверждение

Для измерения и оценки внешней среды можно использовать конкретные девайсы: линейки, весы, термометры, диагностирующие приборы. На этом уровне любой спор легко разрешается точными данными из поисковиков. Но как проверить правоту, когда дело касается человеческих поступков и качеств? Как отмерить и оценить свою индивидуальность? В качестве такого мерила для самооценки мы бессознательно используем чужое мнение. Прибегать к этому инструменту мы обучились в раннем детстве.

Впервые мы узнаем о себе и своих качествах от родителей. Мамы, папы, родственники и другие взрослые оценивали нас, обвешивая новорожденное эго каскадом качественных прилагательных: хороший, плохой, умный, красивый, капризный, послушный. Затем мы закрепляем эту зависимость от внешнего мнения в школе оценками учителей: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо…

Мы привыкли быть объектом оценки с возраста, о котором ничего не помним. Слова влияют на нас. Слово ранит и слово лечит. Это происходит бессознательно по глубоко укоренившейся в раннем возрасте привычке.

Поэтому, чтобы сохранить и повысить самооценку, мы все так рьяно ищем внешнего согласия, пытаемся остаться в чужих глазах правыми.

Что означает такая правота? По логике вещей прав тот, на чьей стороне правда. Но правда, как говорится, у всех своя. И потому правота – это по сути такая агрессивная позиция, которая служит вовсе не правде, а обороне самооценки. Например, когда претендуют на эксклюзивное обладание высокой истиной, чтобы подчеркнуть свое превосходство над окружающими.

Желать быть правым – естественно для человека, зависящего от мнения окружающих. Ведь куда проще вступить в спор и обесценить чужое мнение, чем разобраться со своей зависимостью от него.

Зависящий от чужого мнения человек, всю жизнь обслуживает концепции, на которых держится его важность. Какими бы бредовыми те ни были. Быть правым – это жажда ума оставаться нетронутым, сохранять и прокручивать одни и те же идеи, на которых удерживается самооценка. Такое самоутверждение – это избегание развития в пользу сохранения самодовольных иллюзий. Так формируется нерешительность. Проще, вообще, ничего не делать и жить пассивно, чем тревожить свое беспочвенно разбухшее эго поверкой реалиями.

Сладкое чувство собственной правоты – это самоутверждение в чистом виде. Подтверждение нашей правоты – это печать качества с надписью «одобрено» на «упаковке» нашего ума. Без такой печати ум рисует себе смертельные угрозы. Желание быть правым – это жажда жизни, проявленная через призму ума. Мы верим в благополучие и успех, когда чувствуем собственную важность.

Жажда славы – это предвкушение максимально повышенной самооценки, когда ум утверждается в тех самодовольных концепциях, которыми сумел себя зачаровать.

Когда мы приписываем важность другому человеку, он становится нашим авторитетом. Так у самооценки появляется внешний целевой маячок. Это – все та же старая игра самолюбия, попытка укрепиться в красивых искусственно раскрученных образах.

А если уму противоречат, не признают его уникальность, приравнивают к «серой массе» обывателей и «тварей дрожащих», то самооценка норовит обвалиться.

Полезно понимать, куда ведут покушения на чужую важность, какой бы завышенной она ни была. Если задели человека за живое и унизили, не удивляйтесь ответной ненависти. Никто не говорит «спасибо» за такую правду.

Поэтому бывает так сложно переубедить оппонента в споре, даже если его заблуждения очевидны. Наши «благие намерения» и защита «истины» в чужих глазах запросто становятся «вражеским» вторжением на личную территорию. В этом русле единственный реальный враг – это иллюзии, оборону которых мы удерживаем в битве с собственным «я».

Мы пытаемся казаться лучше, чтобы нас любили и принимали. В таком русле отстаивание правоты – это защита иллюзий, из которых склеен наш рекламный образ. И если мы с этим иллюзорным образом отождествляемся, истина становится злейшим врагом. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о внутреннем стержне.

Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле убедить в этом он пытается себя. Так мы себя обманываем, рисуем самомнение на основе приукрашенных образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.

Устойчивость самооценки

Когда представления о себе реалистичны, самооценка становится устойчивой и переживания о том, какой ты есть сокращаются. Когда человек знает себя, ему нестрашно проверять на прочность собственные убеждения. Если устремление к истине действительно преобладает над самоутверждением, тогда избавление от иллюзий проходит гладко, а любой спор и полемика становятся чем-то вроде ненавязчивой игры.

Главная угроза психическому здоровью – это укрепление собственной значимости обманом. Реальность спонтанно вскрывает вранье, а человек мучается от стрессов. Такие сомнения в себе – главная причина колеблющейся самооценки.

Осознание неправоты в теме, где успел накрутить себе избыточной важности приносит закономерное унижение. Мы способны признавать болезненную правду, когда дальнейшее отстаивание правоты чревато еще большим ущербом для психики.

Человек, усомнившийся в нашей важности, может восприниматься врагом, угрожающим нашему авторитету. Такой человек мог просто случайно затронуть наши уже имеющиеся сомнения в себе. И когда эти сомнения всплывают на поверхность, начинается ломка. Мы можем не понимать, что именно происходит, и проецировать событие во вне, приписывать боль от колебаний самооценки унизительному давлению этого внешнего «врага».

Дальнейшее общение с таким человеком будет наполнено пристрастными искажениями, ведь «врага» хочется победить, восстановив «справедливость». Реальный объект обороны, конечно, – не справедливость, а самооценка.

Так, люди втягиваются в череду конфликтов, уже позабыв, с чего все началось. Тема спора – уже неважна; это может быть какая-нибудь нелепая мелочь – она лишь почва для «возмездия». Поэтому в споре оппоненты могут преспокойно темы сменять, сами того не замечая, ворошить уже все возможные разногласия ради реальной непризнанной цели – доказать свое превосходство.

Люди в споре не ищут конкретных решений, а по сути таким нездоровым образом доказывают друг другу, что их можно любить. Спорящий словно просит, чтобы мы, отстаивая свою правоту, вели себя гуманней с его иллюзиями. Просто, возможно, без них он себе жизни не представляет.

Любой другой человек – это зеркало, где отражаются наши надежды и страхи, пока нам проще проецировать их вовне, нежели признать и принять в себе. Познать себя означает осознать свои иллюзии, освободиться от них и принять реальность.

progressman.ru

Самооценка в структуре личности студента тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.05, кандидат психологических наук Анисимова, Ольга Михайловна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Анисимова, Ольга Михайловна

Глава I. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНОК ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Психологическая сущность понятий, раскрывающих проблематику самосознания . 7 •

1.2. Психологические исследования самооценки личности . 29 ‘

1.3. Постановка проблемы экспериментального исследования. Цель и задачи

Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Методика’измерения самооценок личности.41 ‘

2.2. Методический аппарат исследования

2.3. Объект исследования. Этапы проведения исследования

2.4. Методы обработки экспериментального материала.

Глава 3.’ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИСТРЛСТУШЫХ СВЯЗЕЙ

ОТДЕЛЬНЫХ САМООЦЕНОК И ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

3.1. Основные статистические характеристики исследуемых самооценочных показателей

3.2. Результаты корреляционного и факторного анализа структуры самооценок . 59′

Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНОК ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ.

4.1. Результаты корреляционного и факторного анализа комплекса психодиагностических данных, включающих самооценки, полученные на студентах инженерно-педагогической специализации ЛИСИ

4.2. Результаты сравнительного анализа характеристик интеллекта, личности и межличностных отношений высоко- и низкооценивающих себя студентов

4.3. Сравнительный анализ самооценок студентов вузов различного профессионального профиля

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Самооценка в структуре личности студента»

Формирование всесторонне развитой личности является одной из важнейших целей коммунистического строительства. На ХХУ 1 съезде КПСС, последующих Пленумах ЦК были определены важнейшие задачи, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Среди них-задачи повышения сознательности, активности, творческой энергии трудящихся. С особенной остротой встают эти вопросы в деле воспитания молодежи. Советская психологическая наука призвана решать поставленные партией задачи.

Эффективное решение практических задач возможно только на основе надежной теории / 97/.

Теоретические и экспериментальные исследования самооценок личности студента раскрывают пути развития сознательности молодого человека, повышения его активности в учебе, труде, общественной жизни. Самооценка — интегратор поведения и деятельности личности, обусловливает рост личности, реализацию в жизни ее потенциальных возможностей.

Во время обучения в вузе интенсифицируются процессы сознательного управления личности собой. Самооценка представляет собой центральное звено системы самоуправления, поэтому организация социально-психологических воспитательных воздействий на студента осуществляется в опоре на формирование и коррекцию самооценки .

Все вышеуказанное показывает актуальность проблем самосознания и самооценки в психологической науке и жизненной практике. Данная работа представляет собой вклад в разработку этих проб

Новнм в настоящем исследовании является комплексность исследования самооценки в единстве с другими личностными и социально-психологическими характеристиками.

Постановка вопроса об анализе взаимосвязи самооценки и других особенностей личности через призму студенческой группы определенного профессионального профиля является новой и направлена на целостное изучение человека.

Впервые в экспериментальном психологическом исследовании самооценка представлена в виде структурного образования, в качестве главных компонентов которого выделены самооценки коммуникативных, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

В работе раскрыта социально-психологическая сущность общей самооценки личности. Показана относительная независимость общей самооценки личности от уровня выраженности интеллектуальных характеристик. Вскрыты связи самооценки с коммуникативными качествами личности, эмоциональной стабильностью. Обнаружено, что способность к быстродействию выступает одной из детерминант общей самооценки личности.

В исследовании выявлена обусловленность степени дифференцированное ти самооценки личности студента особенностями конкретной учебной группы. В качестве механизма^ этого явления выступает переноса уровня одних компонентов самооценки на другие.

Исследование самооценок являются составной частью психологических исследований, проводимых лабораторией дифференциальной психологии и антропологии имени академика Б.Г.Ананьева под руководством доктора психологических наук П.Н.Обозова. Самооценочная методика широко применялась при индивидуальной психологоконсультационной работе со студентами Ленинградского университета и других вузов, результаты исследований внедрялись в работу деканатов соответствующих учебных заведений.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования, примененные методы диагностики самооценки могут быть использованы в психодиагностической практике для определения дифференцированной самооценки личности, а также в практике психологического консультирования в различных системах обучения и воспитания молодежи с целью повышения эффективности формирования личности будущего специалиста.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Общая самооценка личности — структурное образование, в котором самооценки коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных качеств выступают как основные компоненты.

2. Общая самооценка личности — характеристика, отражающая целостное отношение к себе. Может быть выражена таким понятием, как уверенность в себе.

3. Общая самооценка личности студента обусловлена развитием определенных индивидуально-психологических качеств.

4. Своеообразие сочетания индивидуальной и социальной детерминант самооценки студента зависит от профессионального профиля учебной группы, который формирует соответствующие групповые нормы и ценности.

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Анисимова, Ольга Михайловна

I.Самооценки коммуникативных, интеллектуальных и эмоциональных качеств могут рассматриваться как основные компоненты общей самооценки.

2. Понятие уверенность в себе тесным образом связано с общей самооценкой личности и выражает отношение к себе.

3.Анализ взаимосвязей самооценки с другими личностными характеристиками показал, что:

— общая самооценка обусловлена коммуникативными свойствами личности;

— положительным фоном для высокой самооценки является эмоциональная стабильность;

— определенная выраженность интеллектуальных характеристик без учета личностных особенностей не может расцениваться как прогноз определенного уровня общей самооценки;

— одной из детерминант самооценки является способность личности к быстродействию.

4. Особенности учебной группы определяющим образом влияют на уровень значимости того или иного качества личности для общей самооценки студента:

— в группах, профессиональный профиль которых предъявляет высокие требования к развитию коммуникативно-волевых качеств, они и определяют уровень и структуру общей самооценки личности студента; в данном случае имеет место феномен переноса саг- ¦ мооценки коммуникативно-волевых качеств на другие компоненты общей самооценки; в условиях таких групп успешность в сфере деловых отношений может служить прогнозом высокой самооценки личности, в то время как успешность в сфере дружеских отношений не связана с самооценочными характеристиками;

— в условиях групп с повышенными профессиональными требованиями к развитию интеллектуальных качеств степень их развития непосредственно связана с самооценками интеллектуальных свойнтв, и общая самооценка личности явля ется более дифференцированной; в условиях этих групп общая самооценка связана со степенью развития коммуникативных качеств, которые представлены в структуре личности готовностью к сотрудничеству, социальной смелостью.

Практические рекомендации по результатам данного исследования могут быть применены при организации и проведении комплексного обследования личности и для целей психологического консультирования студентов.

Психодиагностическое обследование студентов обязательным компонентом должно включать измерения самооценок различных сторон личности. Это позволит оценить, во-первых, уровень адекватности представления студента о себе и, во-вторых, уровень его общей самооценки, что в значительной степени определяет уровень самоуважения личности.

Самооценка личности — структурное образование. В качестве самостоятельных компонентов структуры выступают самооценки коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных качеств. ОНи должны обязательно включаться в измерение общей самооценки личности.

Психодиагностическое индивидуальное обследование студента должно, по возможности, являться частью обследования учебной группы в целом. Это позволит собрать социометрические данные, т.е. выяснить статус студента в структуре межличностных отношений группы — показатель, очень важный с точки зрения оценки социально-психологических качеств личности, ее коммуникативных способностей. И кроме того, обследование группы в целом даст ценную информацию об особенностях той среды, где функционирует личность. Выявление этих особенностей обозначит требования, предъявляемые к личности группой, обусловленные в первую очередь профессиональной ориентацией данной учебной группы.

Рекомендации по вопросам психологического консультирования. Комплексное психологическое обследование — надежная основа психологического консультирования. Располагая разнообразными психодиагностическими данными относительно личности консультируемого, психолог проводит их предварительный анализ.

На основании результатов настоящего исследования могут решаться проблемы повышения адекватности самосознания и самооценки, а также повышения уровня сниженной самооценки.

Сопоставление самооценок с объективными характеристиками личности выявляет уровень адекватности самосознания. Сумма са-сооценок различных сторон личности — показатель общей самооценки личности, близкий понятию самоуважения.

Понятие адекватности и уровня самооценки тесно связаны. Самооценка адекватная и при этом достаточно высокого уровня -условие наиболее эффективного личностного функционирования. Психологическое консультирование повышает адекватность самосознания. С другой стороны, на основе новой информации, получаемой в процессе консультации, уровень самооценки личности может как повышаться, так и понижаться.

Изменение личности базируется на изменении ее самооценок. Временное снижение уровня самооценки-явление достаточно естественное для личности в те или иные кризисные периоды. Психологическое обследование и консультирование также должно иметь достаточно сильное значение для консультируемого. Только при этом условии возможно выведение функционирования личности на новый уровень.

Психолог должен помнить о том, что,внося какие-то изменения в самосознание личности, он имеет дело с некоторой целостностью. Новая информация воспринимается личностью с трудом. Человек знает свои недостатки. Однако личность строит систему защитных мер, достигается некоторое внутреннее равновесие. Выведение на уровень сознания своих недостатков означает одновременное разрушение системы самозащиты, временное обострение чувства неудовлетворенности собой. Можно сказать, что от личности требуется некоторое мужество для того, чтобы признать свои слабости, признать их не внешне, но внутренне. Это бывает нелегко. Задачей психолога является поиск преодоления барьеров самозащиты личности в каждом индивидуальном случае. Одновременно с этим следует иметь в виду, что целенаправленное воздействие на личность, повышающее адекватность самосознания, изменяющее самооценку, обязательным компонентом должно включать формирование стремления к самоизменению. Поиск путей самоизменения должен быть совместным. Основным направлением поисков является выработка оптимального стиля жизнедеятельности.

Изменять самооценки и отношение к себе личность может только в условиях конкретной деятельности. Это условие должно быть доведено до сознания консультируемого — молодой человек должен понять, что воспитать у себя желаемые качества (социальную смелость, эмоциональную сдержанность, интеллект) можно только в непосредственном учебном труде, общении, под постоянным целенаправленным самоконтролем, используя систему самоуправления в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Говоря о постоянном самоконтроле личности над поведением, мы имеем в виду период выработки определенного, адекватного индивидуальным психическим особенностям и социальным требованиям среды стиля поведения. В этот период в наибольшей степени подключен сознательный самоконтроль личности. Сознательное контролирование себя не явля ется обязательным условием существования личности. Естественно, что не всякий поведенческий акт является результатом самоанализа. Человек действует и жи^ вет, используя привычные, отработанные им самим в его жизненном опыте приемы поведения, приемы профессиональной деятельности, взаимодействий с людьми и самоуправления. Более того, повышенный уровень самоанализа может снижать результативность основной деятельности ./14,55,74,144/.

Таким образом, говоря о необходимости самоконтроля для личности, мы имеем в виду именно периоды целенаправленной деятельности по самоизменению, периоды сознательной самоорганизации личности.

В ходе психодиагностических исследований студентов приходится сталкиваться с такими случаями, когда личность студента характеризуется низкими самооценками, сниженной уверенностью в себе.

В консультационных психологических беседах должны быть использованы данные психологических экспериментальных исследований самооценок личности; так, в нашем исследовании была установлена зависимость^вства уверенности в себе и уровня развития социально-психологических характеристик, понимаемых как способность к общению. Способность общаться предполагает не только умение получать удовлетворение от процесса общения. Эта способность предполагает успешность в тех видах деятельности, в которые значимыми компонентами входят взаимодействия с другими людьми и где, следовательно, успешность зависит от умения достаточно быстро и хорошо наладить взаимоотношения, умения проявить гибкость в оценке различных ситуаций процесса взаимоотношений, умения и волевым образом влиять на деятельность других людей. Коммуникативные способности личности влияют на ее общую самооценку.

Связь уверенности в себе и способности к успешным взаимодействиям с другими людьми усиливается в условиях такого социального окружения, где способность к социально-помологическому взаимодействию ценится особенно высоко.

Основной стратегией развития способности к успешным социальным взаимодействиям является стратегия постепенного подключения студента, характеризующегося низкими самооценками и неуверенностью в себе, к общественной работе. Участие в трудовом семестре, в общественной жизни коллектива обеспечит расширение сферы деловых социальных контактов и послужит основой самоизменения личноетиС Н.Н.Обозов, 1983).

Как показали наши исследования, чувство уверенности в себе, по сути, является социальным. Уверенность в себе^сновывается на самооценке способностей к коммуникативным операциям в структуре деятельности, в большейстепени чем на оценке своих интеллектуальных способностей. Эта зависимость корректируется в условиях социальной среды, где способность к абстрактной мыслительной деятельности ценится достаточно высоко. Например, для студента физического факультета университета характерной является большая значимость самооценки интеллектуальных качеств для общей самооценки личности, однако связь самооценки с коммуникабелъностью личности является характерной и для этой выборки.

Посколькую студент — это в будущем член научного или производственного коллектива, потенциальный руководитель группы, . * » .- — — преподаватель, постольку коммуникативные, а также коммуникативно-волевые качества личности представляют собой важную основу его будущей деятельности. Эти выводы касаются в первую очередь системы воспитания студентов в вузе, где особенное внимание должно уделяться развитию социально-психологических качеств-личности: умения сотрудничать с людьми, умения налаживать контакты, организовывать не только свою работу, но и работу других. В студенческих коллективах должно воспитываться чувство долга, ответственности перед коллективом, самоконтроль. гНаучно доказанным фактом является связь таких характеристик, как уверенность в себе и эмоциональная стабильность. Для тревожного, эмоционально нестабильного человека характерно ощущение неуверенности в себе. Исследования самооценок личности позволило установить тот факт, что, как правило, осознание своей эмоциональной стабильности носит адекватный характер. То есть, тревожные люди достаточно адекватно осозна’юиэту свою особенность, причем эта характеристика личности оценивается молодыми людьми как отрицательная, мешающая в учебе и взаимоотношениях с людьми, в управлении собой. Студент ищет пути борьбы с состоянием тревожности . Самостоятельный поиск не всегда приводит к успеху. В этом отношении полезным для студента может быть обращение к психологу-консультанту.

Основной стратегией развития контроля над своей эмоциональной сферой является усиление элементов планирования в.своей жизни. Составление планов, прогнозов относительно будущего снижает возможность непредвиденных стрессирующих воздействий со стороны внешней среды. В этом же направлении действуют системы распределенных во времени тренировок, отработки навыков. Для студентов снижение эмоциональных^стрессов осуществляется за счет повышения систематичности .^занятий, сдвига начала подготовки к экзаменам на более ранние сроки.

Все эти меры помогают сузить зону повышенных требований к скорости реагирования на изменяющиеся внешние условия. Для организма, характеризующегося инертностью протекания нервных процессов, при условии заранее распланированной и отработанной деятельности создается сравнительно более комфортная среда функционирования. Повышенная эмоциональность, как правило, сопровождается именно инертностью протекания нервных процессов.

Способность к быстрому реагированию, или к быстродействию, положительно связана с общей самооценкой личности. Таким образом, сангвиники, холерики имеют природную основу, оптимальную для формирования положительной самооценки, флегматики и меланхолики -вменее выгодной позиции. Этот момент следует учитывать при оценке студента педагогом, помня о связи самооценки с социальной оценкой. Следует стараться вводить элементы индивидуального подхода в работе с медлительными студентами, т.е. там, где возможно, предоставлять больше времени для выполнения и учебных и общественных заданий.

Самим же студентам можно рекомендовать увеличивать планомерность своей жизни, в особенности — учебы, а также стараться развивать скорость своей реакции.

Приходя за консультацией к психологу , студенты указывают на такие свои проблемы, как энергетические и мотивационные спады, утомляемость, тревожность , сниженная память, сообразительность, внимание и т.д. В последнее время психологическим вопросам самовоспитания, самоорганизации, самоуправления уделяется много внимания в печати /32, 48, 49, 71, 88, 89, 133/. Студентам следует рекомендовать знакомиться с психологической литерату-‘ рой по этим вопросам.

Воспитательная работа со студентами своей опорой должна иметь систему самоуправления личности, так как личность в пору ранней зрелости — период обучения в вузе — функционирует вб-многом как самоуправляющаяся система. Таким образом, внешнее формирующее воздействие на личность проходит через воздействие на систему самооценок. Этим подтверждается важность психологических исследований закономерностей формирования и функционирования самооценок в первую очередь для педагогики, этим и определяется прикладная значимость нашего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Анисимова, Ольга Михайловна, 1984 год

1. Маркс К. Капитал, T.1.- Соч., 2 изд, Т.23, с. 5-786

2. Маркс К. Критика политической экономии Соч., 2 изд., Т.46, 4.II, с.5-392

3. Маркс К., Энгельс (Г). Немецкая идеология Соч., 2 изд., Т.З, с.7-544

4. Ленин В.й. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве,- Полн.собр.соч., T.I, с.347-534

5. Ленин В.й. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., Т.18, с.7-384

6. Ленин В.й. Философские тетради. Конспект книги Гегеля » Наука логики".- Полн.собр.соч., Т.29, с.77-218

7. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. Психологический журнал, 1983, Т.4, 11? I, с. 14-29• 8. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения ‘ конфликтной ситуации: Автореф. дис. . канд. психол . наук. -Л., 1983, 16 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Лгу, 1969. — 338 с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 379 с.

10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. -М.: Педагогика, 1980. 283 с.

11. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 293 с.

12. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личноети в работах Абрагама Маслоу. Вопросы психологии, 1973, $ 4, с.85-97

13. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974. — 359 с.

14. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981, с.3-18

15. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981, с.67-87

16. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля. Психологический журнал, 1984, Т.5, № 3, с.152-162

17. Бассин Ф.В. О "силе Я" и психологической защите. Вопросы философии, 1969, № 2, с.II8-125

18. Беляев Г.С. О психологических основах активирующей психотерапии . В кн.: Психическая саморегуляция. Вып.2. — Алма-Ата, 1974, с.22-24

19. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.

20. Бодалев А.А.Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 27Е с.

21. Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека. Психологический журнал, 1983, Т.4, № 6, с.20-29

22. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности. Вопросы психологии, 1977, № 5,с.129-134

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 463с.

24. Боршпевский М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. Вопросы психологии, 1972с.121-131

25. Боршпевский М.И. Взаимосвязь оценки другого человека и самооценки. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975, с.171

26. Боршпевский М.К.,Тищенко С.П. К вопросу о детерминации психической саморегуляции личности. В кн.: Психическая саморегуляция , Вып.2. — Алма-Ата, 1974, с.27-29

27. Будасси С.А. Способ исследования количественной характеристики личности в группе. Вопросы психологии, 1971, J&3,с.138-143

28. Будасси С.А. Способ моделирования личности в группе. -Б кн.: Личность в психологическом эксперименте, —ГЛ., 1973,с.223-231

29. Балеева Н.Ш., Пейсахов Н.М. Способность к самоуправлению в психологической модели специалиста высшей квалификации.-В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд. КГУ , 1982, с.18-19

30. Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. Минск: Народна Асвета, 1983. — 78с.

31. Волков И.П. Социометрические методы в социально- психологических исследованиях. Л.: Изд. ЛГУ , 1970. — 88с.

32. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Научные трудыДубанекий университет, Вып.235. -Краснодар, 1977. 174 с.

33. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд. Казанского университета, 1983. -108 с.

34. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование.-Л.: 1982. 100 с.

35. Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников. Вкн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1978, с.71-78

36. Горифуллина Л.В. Формирование рефлексивного мышления -психологический фактор развития познавательной активности студентов. В кн.: Воспитание и обучение и психическое развитие: Тез.докл. У всее.съезда общ.психол.COOP. Москва, 1977, с.106

37. Губко А.Т. Параметр общительности коммуникативности и типа нервной системы. — В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез.Всес.симп. Л., 1973, с.43

38. Губко А.Т. Свойства нервной системы-и продуктивность учения. В кн.: Личность и деятельность: Тез.докл. У всес. съезда общ.психол.СССР. М., 1977, с.98

39. Губко А.Т. Типологические различия в мыслительной деятельности старшеклассников. В кн.: Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тез.Всес.симп., Пермь, 1982, с.30-32

40. Демина Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности старших школьников: Автореф.дис. . канд. психол. наук, Ярославль, 1974, 12 с.

41. Денисовская Т.М. К проблеме развития личности. Психологический журнал, 1981, Т.2, J? 6, с.97-103

42. Джемс У. Психология. СПб, 1898

43. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980. — 159 с.

44. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М.: Моск.рабочий, 1982.207 с.

45. Донцов В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: Автореф.дис. . канд.пед.наук, Л., 1977, 22 с.

46. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

47. Дранков В.Л., Дранков А.В. 0 природе коммуникативных способностей. В кн.: Психология — производству и воспитанию.

48. Л.: Изд. ЛГУ, 1977, с.232-239

49. Журавлев А.Л. К методике групповой оценки качеств личности. Б кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез.докл., Краснодар, 1975, с.37

50. Зухарь Е.В. Личность и саморегуляция. Б кн.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психологии, М., 1979, с.24-27

51. Зинченко В.П. Идеи Л.С.Выготского о единицах анализа психики. Психологический журнал, Т.2, 1982, Л 2, с.II8-133

52. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. -Киев: Наукова Думка, 1981. 115 с.

53. Изюмова С.А., Аминов Н.А. О характере связей между экстраверсией интроверсией, эмоциональной устойчивостью и типологическими свойствами нервной системы:- В кн.: Личность и деятельность: Тез.докл. У Всес.съезда общ.психол.СССР, М., 1977, с.80

54. Ильин Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности. В кн.: Личность и деятельность. -•Л.: ЛГУ, 1982, с.74-84

55. Ильин Е.П. Социальное и биологическое в возможностях человека. В кн.: Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тез.докл.Всес.симп., Пермь, 1982, с.53-54

56. Ильина А.И. 0 динамических качествах общительности . -Вопросы психологии, 1967, 1Г?5, с.133-186

57. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 311 с.

58. Калинин Е.А., Морозов А.С. Опыт использования методики

59. Хекхаузена при исследовании "мотива достижения". Б кн.: Социально-психологические проблемы управления коллективом. -М., 1977, с.18-20

60. Качанов Л.С. Гуманистическая психология. Вопросы философии, 1974, 5, с. 147-154

61. Каширин В.П. Исследование социально-психологических проблем самоутверждения личности. Социологические исследования, 1979, № 2, с.82-89

62. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. Вопросы психологии, 1980, & 3, с.130-133

63. Кемпински А. Психопатология неврозов . Воршава, 1975.399 с.

64. Кирай-Даваи М. Формирование функций идеального Я в школьном возрасте. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности/АН СССР,Институт психологии, отв.ред. Д.Ковач и др. — М.: Наука, 1983, с.51-56

65. Ключникова Г.А. Соотношение оценки, самооценки и комму- i/ никативных черт личности, подростка. Автореф.канд.дис.Л. ,1979• 69. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьника.-Вопросы психологии, 1984, № I, c.III-ПЗ

66. Ковалев А.Г. Проблема самоуправления личности. В кн.: Проблемы психологического воздействия. — Иваново, 1979, с.19-30

67. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.

68. Козлова В.Т. Диагностика лабильности в мыслительной деятельности по тестам и самооценке. Вопросы психологии, 1973, . № 4, с.115-124

69. Ковалев Г.А. "Активное социальное обучение" как методкоррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф.дис. . канд.психол.наук, М., 1980, 18 с.

70. Кон И.О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.

71. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. — 363 с.

72. Кон И.С. Категория "Я" в психологии. Психологический журнал, Т.2, № 3, 1981, с.25-38

73. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 254 с.

74. Копеина Н.С. Стиль учебной деятельности как средство обеспечения учебной успешности студентов. В кн.: Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983, с.96-105

75. Корабельникова К.В., Серебрякова P.O. Методики исследования интеллекта и мышления в клинике. В кн.: Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях/под ред. В.Н.Мя-сищева и Б.Д.Карвасарского. — Л., 1969, 0.38-55

76. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в межличностном конфликте. Психологический журнал, 1984, Т.5, й 2, с.54-61

77. Крогиус Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознания в конфликтной деятельности. В кн.: Психология межличностного познания.- М.: Педагогика,1981, с.80-92

78. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.

79. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. — 153 с.

80. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений. В кн.: Психология личностии малых групп. Л.: Изд. ЛГУ, 1977, с.23-30

81. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи. В кн.: Личность в психологическом эксперименте. -М., 1973, с.28-41

82. Куницына В.Н. К вопросу о самооценке подростка. Уче- v ные записки ЛГУ, 1Ь 352, серия "Психологическая наука»с.62-68

83. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. -208 с.

84. Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1982. -207 с. / ^

85. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.7. -М.: Просвещение, 1972, с.223-231

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.

87. Леонтьев В.Г. Влияние свойств личности на учебную деятельность студентов. В кн.: Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза: Тез.конф., Новосибирск, 1983, с.55-57- 93. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.64 с.

88. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.

89. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии.-Психологический журнал, T.I, 1980, $ I, с.8-20

90. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблемы общения в психологии. — М.: Наука, 1981, с.2-18

91. Ломов Б.Ф. Задачи психологической науки в свете решении ХШ съезда КПСС и Июньского (1983) Пленума ЦК КПСС. Психологический журнал, 1983, Т.4, № 6, с.3-19

92. Лысенко Н.И. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента-общественника. В кн.д Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975, с.204-206

93. Магун B.C. О парадоксальных соотношениях между адекватностью суждений человека о себе и других людях и тестовыми оценками интеллекта. В кн.: Личность и деятельность: Тез. докл. У Всес.съезда общ.психол.СССР, М., 1977, с.15

94. Магун B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Автореф.дис. . канд.психол-наук, Л., 1977, 20 с.

95. Мейли Р. Структура Личности. В кн.: Экспериментальная психология / под ред. П.Фресс и Ж.Пиаже. — М.: Прогресс, 1975, с.196-283

96. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. — 303 с.

97. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971. 119 с.

98. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — 294 с.

99. Методы социальной психологии / под ред’. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. — 175 с.

100. Михайлов И.В. Самоанализ в связи с некоторыми особенностями понимания человека человеком. Краснодар, 1975, с.37

101. Мороз О.М. Исследование некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств. Б кн.: Научные труды Кубанского университета, вып.235, Краснодар, 1977, с.161-168

102. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. — 144 с.

103. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. — 149 с.

104. ПО. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов. -В кн.: Социальная психология / под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. Л.: Изд. ЛГУ, 1979, с.121-186

105. Обозов Н.Н. 0 трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. В кн.: Психология межличностного познания. — М.: Педагогика, 1981, с.72-80

106. Обозов Н.Н. Самопознание путь совершенствования. -В кн.: Психология в управлении. — Л.: Лениздат, 1983, с.72-83

107. Павлов И.П. Полн.собр.соч., Т.З, кн.2, 592 с.

108. Парыгин Б.Д. Проблема опосредованноети в социальной психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975, с.3-21

109. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа. -В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности / АН СССР , под ред. Д.Ковача и др. М.: Наука, 1983, с.45-51

110. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга . М.: Изд. МГУ, 1982. — 168 с.

111. Петровский В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. В кн.: Проблемы коммуникативнойи познавательной деятельности. Ульяновск, 1981, с.98-120

112. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. — 354 с.

113. Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоничном развитии личности. Рига, 1981. — 212 с.

114. Практическая психология и психологическое консультирование / под ред. Н.Н.Обозова. Л.: Изд. ЛГУ, ( в печати J

115. Проблема общения в психологии / АН СССР, Институт психологии, отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1981. — 280 с.

116. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдиналь-ном исследовании студентов. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. — 247 с.

117. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. Е.В.Шороховой и М.И.Бобневой. М.: Наука, 1976.367 с.

118. Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983. 448 с.

119. Рахматуллина Ф.М., Курбатова А.Т. Развитие коммуникативных умений важное условие формирования способности личности к самоуправлению. — В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. — Казань: Изд. КГУ, 1982, с.23-24

120. Резвицкий И.И.Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд. ЛГУ,. 1973. — 175 с.

121. Розен Г.Я. Самопознание как проблема социальной перцепции . В кн.: Научные труды Кубанского университета, вып.235.-Краснодар, 1977, с.169-174

122. Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957. — 329 с.

123. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. -709 с.

124. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии (практическое руководство). М.: Медицина, 1970. — 215 с.

125. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983. — 159 с.

126. Руководство по психотерапии / под ред. В.Е.Рожнова. -Ташкент: Медицина, 1979. 620 с.

127. Русалов В.М., Кошман С.А. Дифференциально-психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М., 1980,с.7-56

128. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1978, с.81-III

129. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А.Ддова. Л.: Наука, 1979. — 263 с.

130. Сафин В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1969, 16 с.

131. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Вопросы психологии, 1975, № 3, с.62-72

132. Сеченов И.М. Психологические этюды. СПб, 1873

133. Слепова Т.В. Критический анализ проблемы эмансипирован-нности личности в некоторых исследованиях "гуманистической" психологии. Вопросы психологии, 1976, J6 5, с.163-170

134. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.

135. Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.,1954145.’Сталин В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ , 1983.-286с.

136. Трофимова И.А. Самоорганизация как фактор успешности деятельности аспирантов. Автореф.дис. . канд.психол.наук. Л.: ИЗд. ЛГУ, 1983. — 16 с.

137. Трусов В.П. Когнитивная социальная психология. Автореф.дис. . докт.психол.наук. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983. — 32 с.

138. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. В кн.: Психологическая наука в СССР. Т.2. — М., 1958, с.91-109

139. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 143 с.

140. Чеснокова И.И. 0 психологических основах самовоспитания. В кн.: Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981, с.223-234

141. Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознание. В кн.: Проблемы сознания. — М., 1968 с.217-227153» Beane J.A., Lipke R.P. Self-concept and Self-esteem. A construct differentiation. Child Study Journal, 1980, Vol.10(1), p.I-6.

142. Bills B.F. A comparison of scores on the Index of Adjustment and values with behavitrar in level-of-aspiration tasks. J.Consult. Psychol., 1953» 17» p.206-212.

143. Butler J.M., Haigh G.V. Changes in the relation between self-concepts and ideal concepts consequent upon client-centered Counselling* Int C.R.Rogers, E.P.Dymond (Eds). Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954» P. 55-76.

144. Cattell R.B. Personality, motivation: Structure and measurement. New York, World Book Company, 1957.157* Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for sixteen personality factors questionnaires. Illinois, 1970.

145. Coopersmith S. Studies in self-esteem. Scientific American, 1968, N.2I8.

146. Diggory J.C. Self evaluation: Concepts and Studies. -N.Y., 1966.

147. Eysenck H.J. Principles and methods of personality : Description, Classification and Diagnosis. Brit. J. Psychol., 1964, Y.55, N.3, p.284-294.

148. Gil in sty A.S. Relative self-estimate and the level of aspiration. J. Eap .Psychol., 1949» 39» p.256-259.

149. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.X., Harper, 1954. — 411 p.167* Morse S., Gergen K.J. Social comparison, self-consistency, and the concept of self. Journal of Personality and Social Psychology, 1970, 16, p.I48-I56.

150. Rosenberg M. Which significant others. American Behavioral Scientist, 1973, 16, p.829-860.171* Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. Princeton Univ.Press, 1965, P*273-275»

151. Sach D. How to Distinguish Self-respect from с •«, Self-esteem. Philosophy and public affairs, 1981, N.4, vol.10, p.346-360.

152. Stagner R. Psychology of Personality. 3-d ed. -N.Y., McGrow-Hill, 1961.

153. Wegner D.M., Vallacher R.R. (Eds). The Self in

154. Social Psychology. -N.Y., Oxford, 1980.175* Weiner B. Human motivation. N.Y., Holt, Sine-hart and Winston, 1980. — 480 p.

155. Wena F.V. Self-evaluation and Suicide Potential.-Psychological Seports, 1976, 39» p.289

290.177* Wessman A.E., Sicks D.F. Mood and Personality. -N.Y., 1966.

156. Wylie S. The self-concept. Sevised edition, v.2.-Lincoln, Nebraska, 1979. 825 p.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com