Методика дембо-рубинштейн самооценка в модификации прихожан

/ Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Тамара Дембо(1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику.Сусанна Яковлевна Рубинштейн(1911–1990) – советский психолог, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы:здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция.“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам(первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценкаможет подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало.За низкой самооценкоймогут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

studfiles.net

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Источник: «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., СПб, 2002, с. 559.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий.

5) умение много делать своими руками, умелые руки;

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке учитывается шесть шкал (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах, по шести шкалам рассчитывается средняя величина показателей уровня притязаний и самооценки. Полученные показатели сравниваются с количественными характеристиками по таблице и выявляются уровни притязаний и самооценки обследуемого.

Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

Бланк ответов. Методика Демо-Рубинштейна, модификация Прихожан.

Фио __________________________ Возраст _______ Дата _____________

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень

развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить

вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое

развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они

обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение

многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.

На каждой линии чертой () отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого

качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком ( х )

отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены

xn--37-8kc3bfr2e.xn--p1ai

Методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан)

Цель исследования: для анализа самооценки как главного компонента самосознания

Методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено [8].

Обработка и интерпретация результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Уровень притязаний: менее 60 баллов- ниже среднего; от 60 до 89 — норма, реалистический уровень притязаний; от 60 до 89 — оптимальный ; от 75 до 89 — сравнительно высокий уровень; от 90 до 100 – выше среднего, показатель нереалистичен. Высота самооценки: ниже 45- заниженная самооценка; от 45 до 74- «средняя» и «высокая» самооценка; от 75 до 100 и выше- завышенная самооценка.

Методику см. Методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан) в Приложении № 1.

Методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева

Цель исследования: для изучения ценностных ориентаций студентов;

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Дата добавления: 2015-07-17 ; просмотров: 551 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)

Данная методика может использоваться для всех возрастов, она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них некоторых качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя часть которой будет означать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

7) уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества. После этого крестиком (+) отметьте, какой уровень развития этого качества вы хотели бы иметь, были бы удовлетворены собой».

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время работы вместе с чтением инструкции – 10-12мин.

Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1 По каждой из шести шкал определить:

а. уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «+»;

б. высоту самооценки – от «0» до знака « — »;

Результаты отразите в таблицах.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о личностном неблагополучии. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности, качества позволяет не прилагать никаких усилий.

Анализ и интерпретация результатов.

Данные об уровне притязаний и самооценке школьников, представленные в таблицах, необходимо проанализировать и интерпретировать, исходя из норм, описанных выше как в целом по классу, так и в отношении отдельных школьников (2-3 человека), имеющих неадекватные показатели.

Необходимо также обращать внимание и на расхождение между самооценкой и уровнем притязаний по одной и той же шкале. Особенно в том случае, когда уровень притязаний ниже самооценки.

На основе проделанной работы составляются рекомендации, часть которых можно реализовать в ходе педагогической практики и описать в завершение работы.

studopedia.org

Методика дембо-рубинштейн самооценка в модификации прихожан

Изучение самооценки учащихся. Разделы: Школьная психологическая служба. Цель. Формировать представления учащихся о себе. Предложить методики, с помощью которых можно.

Формировать умение правильно оценивать себя и. Предварительно можно побеседовать с учащимися. Хотелось ли тебе, чтобы. От. самооценки зависит активность человека и. Она. развивается путем постепенной интериоризации. Самооценка человека зависит от множества.

Психологи, однако, пользуются. Повысить самооценку можно либо максимизируя. Расхождение. между притязаниями и реальным поведением. Чем выше. притязания, тем большими должны быть успехи. Обнаруживается уровень самооценки не только в.

Заниженная самооценка проявляется в. Заниженная самооценка. Для. человека с заниженной самооценкой многие. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает. Достаточно высокая самооценка проявляется в. Если самооценка не слишком завышена, то.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила. Пояснения к рисунку: пунктирная линия обозначает отрицательную корреляцию, сплошная. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П.В. Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье.

При завышенной самооценке человек уверенно. Верная самооценка поддерживает достоинство. По мере формирования и укрепления самооценки. Потребность в общении развивается у детей. Вначале — это стремление к вниманию со. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с. Неоправданно частое подчеркивание родителями.

В то же время недоверие родителей к. Для развития положительной. Постоянное проявление родительской любви. Негативные высказывания.

Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Описание теста Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.

У младших школьников самооценка основывается. Эти. внешние влияния очень существенны вплоть до. Для определения самооценки младших. Лесенка”, “Какой Я?”. Методика . На какую ступеньку поставил бы ты себя? Можно нарисовать 0, если.

Обработка результатов: 1- 3 ступенька — низкий уровень самооценки. Методика “Какой Я?” предназначена для. Оценки. предлагаемые ребенком самому себе. Оценка результатов. Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы.

Следует отметить, что. Так, например, если. Адекватность. самооценки можно проверить, сравнив ответ. Для учащихся 5- 7 классов можно. Самооценка . Вам нужно зачитать номер. Отвечать нужно быстро, не. Текст опросника. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Большую часть времени я нахожусь в подавленном. Со мной большинство ребят советуются. У меня отсутствует уверенность в себе. Я примерно также способен и находчив, как. Временами я чувствую себя никому не нужным.

Я все делаю хорошо (любое дело). Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем. В любом деле я считаю себя правым. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. Когда я узнаю об успехах кого- нибудь, кого я. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня.

Меня мало беспокоят возможные неудачи. Мне кажется, что успешному выполнению поручений. Я редко жалею о том, что уже сделал. Окружающие меня люди гораздо более. Я сам думаю, что постоянно кому- нибудь.

Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем. Мне чаще везет, чем не везет.

В жизни я всегда чего- то боюсь. Обработка результатов: Подсчитывается количество согласий (“да”) под. Из первого. результата вычитается второй. Конечный. результат может находиться в интервале от — 1. Результат от — 1.

Результат от — 3 до +3 — о средней самооценке. Результат от +4 до +1. Для учащихся 1. 0- 1. Самосознание (самооценка)Самосознание — открытие своего “Я”. Я- образа”. “Я- концепции”.

Самооценка — более или менее конкретное. Характер самооценки (благоприятная, т. Пригожиным. представляет собой вариант известной методики. Дембо- Рубинштейн, отличающийся от общепринятых. Введен также ряд.

Каждому школьнику. Инструкция. Каждый человек оценивает свои. Уровень. развития каждого человека, стороны человеческой. Ниже представлено семь таких линий. После этого. крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития. Вы были бы удовлетворены.

Итак: “- ” — уровень развития у Вас качества. X” — такой уровень развития качества, стороны. Вы стремитесь, достигнув которого, Вы.

Вертикальная линия условно обозначает. Например, на линии “здоровье” нижняя точка. Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой — 1. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально — с.

При фронтальной работе надо. После этого. учащиеся работают самостоятельно, и. Шкала “здоровье” рассматривается как. Как уже. отмечалось, размеры каждой линии равны 1. Ее характеризует. III этап. Определяется степень дифференцированности.

Их получают. соединяя на бланке испытуемого все значки “X”. Получаемые профили наглядно. В тех случаях. когда необходима количественная характеристика. Последнее, однако, не является. Следует отметить, что чем выше. Психология: Учебник для студентов. М: Просвещение, 1.

Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник. психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2. Под ред. Психологические основы.

М., 2. 00. 0. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по. возрастной психологии, СПб: Речь, 2.

multimediaallege.weebly.com

Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан

См.: Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. — М., 1988. — С-110-118.

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

5) умение многое делать своими руками;

На каждой вертикальной линии горизонтальной чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий (высота каждой линии — 100 мм) с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Перед началом самооценки следует убедиться, правильно ли испытуемый понял инструкцию. На самооценку по всем шкалам отводится 10—12 мин.

Анализ результатов.Обработка проводится по шести шкалам (первая, «здоровье», которую авторы рассматривают как тренировочную — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. За один балл принимается отрезок шкалы, равный 1 мм.

1. По каждой из шести шкал определяется:

а) уровень притязаний — расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы («0») до знака «+»;

б) высота самооценки — от «0» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака <+» до знака «—», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Нормативные показатели уровня притязаний и самооценки для учащихся VII—XI классов городских школ (около 900 человек) представлены в таблице.

Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

lektsii.org

Источник: «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., СПб, 2002, с. 559.

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий.

2) ум, способности;

4) авторитет у сверстников;

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Обработка и интерпретация результатов.

б) высоту самооценки – от 0 до знака «-»

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

psy711.ucoz.kz