Самооценка и ее влияние на обучение

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой);

первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов. 22

Поступление в школу важная веха в жизни ребенка. Меняется его социальный статус, расширяются обязанности и права. Ведущей деятельностью становится учеба, которая существенно и целенаправленно удовлетворяет познавательные интересы детей, расширяет кругозор. Очень важно, какие именно потребности станут «ненасыщаемыми». Хорошо, если это связано с потребностями в познании, творчестве, личностном росте. Став школьником, ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает и формирование особенностей личности детей школьного возраста.

Божович Л.И. отмечала, что на протяжении раннего и дошкольного детства реакции взрослых, особенно родителей, являются важнейшим регулятором поведения ребенка. В этом возрасте самооценка очень зависит от значимых других, но мнение учителя становится авторитетнее и влиятельнее мнения родителей. 23 Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.

Если проанализировать связь внутренней позиции школьника с его самооценкой, то школьники, обладающие неопределенной сформированной внутренней позицией, обнаруживают тенденцию к заниженной самооценке, проявляют повышенную тревожность 24 . Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Похожие данные получены О.Ф.Сорбало 25 . Ее исследование особенностей самооценки учеников второго класса выявило, что 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% — завышенную самооценку, 20% — заниженную самооценку, т.е. большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.

Исследование самооценки у детей третьего класса показало, что 53,3%учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% — неадекватную самооценку (20% — завышенную самооценку, 26,7% — заниженную самооценку)

Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников четвертого класса, было выявлено, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -неадекватную самооценку (из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,6% -заниженную).

Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку, изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку, увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот школьник, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, оценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение

учащихся V-IX классов.

По мере взросления у подростков возникает интерес к своей личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате на протяжении среднего школьного возраста у них «…складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний» 26 . Развитие самопознания порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и соответствовать уровню собственных требований и собственной самооценки. Количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается в ходе возрастного развития ребенка. В этот период интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления не только отвечать требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям. Ребенок зависит от мнения взрослых, но актуальным становится и представления о нем сверстников.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Это сложный этап не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте. 27

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются социальные нормы взаимодействия людей. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. 28

учащихся IX-XI классов.

В процессе обучения ребенок, постигая основы наук, формирует свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения имеют не меньшее влияние на становление характера ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.

Переживания, сопутствующие самопознанию, поиску своей идентичности, места в этом мире, профессиональной ориентации по данным исследований (Мещерякова,2005) 29 , слабо представлены у старшеклассников. А ведь именно эти переживания, по мнению Рубинштейна, И.С. Кона и многих других авторов, считаются специфичными для юношеского возраста.

В другом исследовании при помощи специально разработанного опросника была предпринята попытка выявить характерные для современного старшеклассника области значимых переживаний. Оказалось, что наиболее значимыми для старшеклассников являются переживания, связанные с обретением идентичности и с перспективой будущего.

Самооценка и уровень притязаний относятся к числу основных проявлений самосознания человека. Значение этих составляющих самосознания в развитии личности трудно переоценить и особенно это касается старшего подросткового и раннего юношеского возраста, когда завершается очень важный этап личностного формирования человека.

К сожалению хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу. 30 Такие же формы поведения в этом возрасте отмечала и Л.И.Божович 31 .

Например, исследования 9-классников (Трубицина,2003) 32 показали, что уровень притязаний, то есть переживание учеником своих успехов и неудач, был средним, а у 23 % учащихся присутствовала рассогласованность между самооценкой и уровнем притязаний. Чаще всего это выражалось в низкой самооценке при высоком уровне притязаний, когда ученик хотя "замахивался" на трудные цели, заранее ожидал провала. Неудача лишь подтверждала его низкую самооценку и вела к росту тревожности.

Завышение самооценки указывает на определенные отклонения в формировании личности. Может, например, подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Итак, самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Необходимо помнить, что на формирование самооценки дошкольника влияют значимые взрослые, чаще всего родители. А в начальной школе этим человеком становится учитель. По мере же взросления, в средней школе — это сверстники и внешний стандарт достижений. И в итоге, самооценка в юношеском возрасте – это уровень собственных требований, внутренний стандарт.

Существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к избеганию неудач. Основная отличительная черта людей, нацеленных на успех– это высокая уверенность в себе в сочетании с адекватным уровнем притязаний.

Отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценкой связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает учащимся реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения самооценки от дошкольного возраста к юношескому. Соответственно:

в I и II классе самооценка у многих детей завышена

(СО завышена приблизительно у 80%);успеваемость успешная у 80%;

резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 11лет, когда школьник переходит в среднюю школу (50% на 50%); успеваемость 50% на 50%;

И по исследованиям ученых значительно не меняется в подростковом и юношеском возрасте (УП средний у половины, СО занижена приблизительно у 20%); успеваемость успешная у 25-30%.

Согласуясь с этими данными, учителю желательно максимально поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного. Психологические условия становления самооценки исследователи видят в создании благоприятного климата общения ребенка с окружающими в семье и в школе, в подключении его к оценке результатов своей деятельности, в постановке перед ними задачи анализа всех этапов своей деятельности.

Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно процесс обучения на протяжении всего школьного периода будет успешным.

Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. – 420с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997. -352с.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. -С. 23 – 34.

Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М., 2000,-23с.

Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. -С. 21—30.

Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование.

Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук. –М.,1980. – 24с.

Кислицкая Л.А. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2006. — 320с.

Кон И.С. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105

Лапшина О.А. Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог.-2006.-№13

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М .: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.-384с.

МакароваИ.В. Психология. – М. : ЮРАЙТ, 2004. – С.183-190.

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007. -352с.

Мельниченко О.Г. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 1986.- 25с.

Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998. -448с.

МещеряковаИ.А. Психологические аспекты профилактики неуспешности/ Материалы Круглого стола в Северо-западное окружном управлении образования. Москва. Август, 2005.

Нюттен Ж.. Процесс формирования цели // Экспериментальная психология/ Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. Вып.5, М.,1975, -С.36-40

Питерс Том. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений.-2-ое изд., испр. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. -352с.

Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ :Транзиткнига, 2006. -479с.

Психология личности. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ,1982. –С.85-89

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности // Психотерапия детей и подростков.- М. : Мир,1994, электр.вариант.

Славина Л.С. Дети с аффектным поведением. М.: Изд-во»Просвещение, 1966. –150с.

Сорбало О.Ф. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте: Дипломная работа.-Тирасполь, 2001.-78с.

Степанов С.С. От кнута к прянику// Школьный психолог.-2003.-№40

Трубицына М.С. . Развитие адекватной самооценки учащихся уровня сформированности основных коммуникативных компетенций.:Владимир, гимназия №23, 2003.

Трухин И.А. Педагогика принуждения.

ШапарьВ.Б. Словарь практического психолога .- М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. — 734с.

Шибутани Т. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1988.-С.193-212

1 А.Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007.-С.313

2 Том Питерс . Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений.-2-ое изд., испр. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.эл. вар.,гл. 22.-С. 11

3Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986.- С. 263

4 В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.508

5.И. В. Макарова. Психология. – М. : ЮРАЙТ, 2004. – С.186

6 В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.641

7Н.А. Менчинская . Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998. –С.150

8 Л.И.Божович.. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997. –С.176

9 М.И.Лисина. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М .: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997

10Л.С. Славина. Дети с аффектным поведением. М.: Изд-во»Просвещение, 1966. –С.4

11 И.С.Кон. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105

12 Л.В.Бороздина, Л.Видинска . Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. -С. 21—30.

13 Л.В.Бороздина, Е.А.Залучёнова . «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование. library/

14 О.Г.Мельниченко. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 1986.

15 А.Н.Капустин. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук. –М.,1980.

16 Т.Шибутани. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1988.-С.220

17Р. Бернс . Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. –С.30

18Х. Ремшмидт. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности // Психотерапия детей и подростков.- М. : Мир,1994, электр.вариант.

19 Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ,1982. –С.85-89

20 Ж..Нюттен. Процесс формирования цели // Экспериментальная психология/ Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. Вып.5, М.,1975, -С.36-40

21 Р.Бернс . Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. –С.263

22 Л.А. Кислицкая. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2006. — 320с. childpsy

23 Л.И.Божович. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997. –С.175

24 Л.Г.Бортникова . Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М., 2000,-23с.

25 О.Ф.Сорбало. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте : Дипломная работа.-Тирасполь,2001. [email protected]

26 Божович Л.И..Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Изд-во практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997. С.176

27 Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ :Транзиткнига, 2006.-С.374

28 О.А.Лапшина Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог.-2006.-№13 1september/

29 И.А.Мещерякова. Психологические аспекты профилактики неуспешности/ Материалы Круглого стола в Северо-западное окружном управлении образования. Москва. Август, 2005. childpsy

30 И.А.Трухин. Педагогика принуждения. athens.kiev/

31 Л.И.Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 23 – 34.

xreferat.com

Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека

Что мы понимаем под самооценкой?

  • Имидж
  • Представление о себе
  • Самовосприятие
  • Самоуверенность
  • Эффект, производимый на окружающих
  • Удовлетворенность собой
  • Чувство собственного достоинства
  • Самоуважение
  • Самооценка
  • С помощью этих понятий мы определяем свое отношение к самим себе и то, какое значение придаем себе в этом мире. И каждое понятие немного отличается от остальных.

    Понятия «имидж», «представление о себе» и «самовосприятие» указывают на ту общую картину, которую мысленно составляет о себе каждый человек. С их помощью человек не всегда оценивает себя именно как личность; они могут использоваться и для общей характеристики. Так могут выражаться:

  • принадлежность к определенной национальности (или указание на изначальное место жительства): например, Я англичанин; Я из Йоркшира;
  • расовая и религиозно-культурная принадлежность (Я араб, Я христианин)
  • социальный статус, профессия (Я — мама; Я полицейский);
  • возраст (Мне 13; Я старик);
  • внешние признаки (Я высокий; У меня карие глаза);
  • вкусы (Я люблю футбол; Я не выношу шпинат);
  • регулярно производящиеся действия (Я играю в бейсбол; Я пользуюсь компьютером);
  • психологические характеристики (У меня есть чувство юмора; Я очень вспыльчивый).

В отличие от первых трех, понятия «самоуверенность» и «эффект, производимый на окружающих» мы используем тогда, когда говорим о чем-то, что у нас получается, или когда уверены в том, что производим очень хорошее впечатление. Человек, уверенный в себе, говорит: «Я могу это сделать и знаю, что могу». Так могут утверждаться:

  • наличие определенных способностей (Я талантливый математик; Я хорошо ловлю мяч);
  • свобода в общении с окружающими (Я легко уживаюсь с новыми людьми; Я хороший слушатель);
  • способность управлять ситуацией (Если я чего-то хочу, то обычно добиваюсь; В трудный момент на меня можно положиться).
  • С помощью понятий «удовлетворенность собой», «чувство собственного достоинства», «самоуважение» и «самооценка» определяются не только положительные или отрицательные качества, которые мы себе приписываем, и наша способность совершить какой-то поступок. Скорее, они служат для выражения нашего мнения о себе. Мнение о себе может быть как положительным (Я хороший; Я стоящий человек), так и отрицательным (Я плохой; Я бесполезный человек). И когда мы приписываем себе негативные черты, это означает, что у нас заниженная самооценка.

    Как узнать, что у меня заниженная самооценка?

    Прочитайте десять вопросов, которые вы видите ниже. Ставьте галочку после каждого вопроса в том случае, когда чувствуете, что ваше состояние полностью совпадает с описанным. Отвечайте честно — здесь нет верных или неверных ответов, а только правда о вас самих.

    Я более склонен поощрять себя, нежели заниматься самокритикой

    Низкая самооценка может стать причиной возникновения трудностей и проблем в вашей жизни. В этой статье вы найдете много интересного и нового для себя. Здесь вы узнаете, как повысить свою самооценку и изменить отношение к себе и окружающему миру.

    Влияние заниженной самооценки на жизнь человека

    Самооценка является тем общим представлением о нас как о личности, и о том, какое значение мы придаем своим поступкам. Мы детально рассмотрим, как заниженная самооценка влияет на жизнь человека, Это даст вам возможность понять, какого вы о себе мнения и как это влияет на ваши чувства, мысли, повседневную жизнь.

    Низкая самооценка: ваше основное мнение о себе

    Обычно ваши представления о себе как о личности основаны на определенных фактах. На первый взгляд такие факты кажутся правдивой картиной, которую вы о себе составили. Однако на самом деле это просто частное мнение, которое вы о себе составили на основании вашего собственного жизненного опыта. Если у вас в жизни многое получалось, то и мнение о себе вы составите положительное. Если же что-то вам удалось лишь отчасти (как бывает у большинства людей), то ваше мнение о себе меняется в зависимости от обстоятельств, в которых вы оказываетесь. Но если дела идут совсем плохо, то столь же плохо вы начинаете думать, и о себе. Это становится основанием для занижения вашей самооценки.

    Как заниженная самооценка влияет на человека

    Негативные мысли о себе, приводящие к понижению самооценки, выражаются по-разному. Чтобы убедиться в этом, представьте себе человека, у которого, на ваш взгляд, заниженная самооценка. Лучше, если это будет кто-то посторонний, а не вы сами. Думая о себе, очень трудно составить объективную картину — ведь речь идет о проблемах. Вспомните ваши последние встречи с этим человеком. Что было тогда? О чем вы разговаривали? Как он (она) выглядел (а)? Что он (она) делал (а)? Как вы ощущали себя, общаясь с этим человеком? Постарайтесь мысленно составить о нем (ней) объективно ясную картину. Теперь — вопрос: как вы поняли, что у вашего собеседника заниженная самооценка? Что натолкнуло вас на эту мысль?

    Кратко запишите все, что привело вас к этому убеждению. Вспомните, что говорил ваш собеседник. Может быть, вы слышали, что он (она) слишком много критикует себя или постоянно оправдывается? Что в его (ее) поведении наводит вас на мысль о себе? Вспомните его (ее) поступки, то, как он (она) общается с вами и другими людьми. Например, показательным может быть то, что он (она) тихо ведет себя в компании и скучает. Вспомните манеры вашего собеседника, выражение его лица, взгляд. Может быть, он горбится, держится замкнуто и избегает встречаться с кем-либо взглядом? О чем вам это говорит? Подумайте также, какие могут быть чувства и эмоции у вашего собеседника. Каково ощущать себя на его (ее) месте? Он кажется грустным? Может быть, ему все надоело или он чем-то расстроен? Он чего-то боится, его что-то тревожит? Как внешние перемены могут повлиять на подобные эмоции и чувства? Возможно, вы обнаружите ключи к разгадке в самых разных местах.

    Мысли и отзывы о себе

    Негативные мысли на свой счет выражаются в том, что люди обычно о себе говорят и думают. Заниженная самооценка способна сосредотачивать внимание на слабостях и недостатках, делая незаметными положительные стороны.

    Заниженная самооценка видна по тому, как человек ведет себя каждый день. Присмотритесь: возможно, ваш собеседник с трудом может отстоять свои права, высказать свое мнение. Он постоянно находится в позиции самозащиты, отказывается от новых возможностей и приглашений. Он избегает смотреть людям в глаза, у него тихий голос, он нерешителен.

    Заниженная самооценка влияет и на эмоциональное состояние человека. Присмотритесь: может быть, он кажется грустным, тревожным, виноватым, стыдящимся чего-то, расстроенным или обозленным.

    Часто эмоциональное состояние человека сказывается и на состоянии его здоровья. Он может казаться утомленным, вялым, находящимся в постоянном напряжении.

    Все эти признаки демонстрируют вам, как плохое отношение к себе отражается на всех сторонах жизни, действуя на мысли человека, его поведение, эмоциональное состояние и самочувствие. Подумайте, насколько все это может быть применимо к вам. Если бы вы так же тщательно понаблюдали за собой, как наблюдали за другим человеком, что бы вы увидели? Какие признаки низкой самооценки вы могли бы найти у себя?

    5psy.ru

    Реферат: Влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе:

    Период обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса. [1]

    Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется периодом обучения в университете.В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся.

    Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

    Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.

    Но аспект влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе освещён слабо, вследствие чего я решила в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется мне наиболее интересной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.

    Цель исследования: Выявить влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

    Гипотеза:существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.

    В соответствии с целью, объктом,предметом и гипотезой исследования определены следующиезадачи:

    -провести теоретический анализ изученной проблемы;

    -разработать процедуру и определить методы эмпирического исследования влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе.

    -изучить взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения в ВУЗе.

    Методы организации исследования:эмпирическое исследование

    Методы сбора эмпирических данных:тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

    База исследования:в исследовании приняли участие студенческая группа. Общее количество респондентов составило 17 человек.

    Глава 1. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки.

    1.1 Понятие о самооценке и ее содержание

    В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания, исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей [2]. Петровский А.В. утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального "Я" на "Я" идеальное" [2].

    «Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения

    [2]. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я — концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции».

    Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира

    Т.Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».[3]

    Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально — ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя

    Б.Г.Ананьев [4] высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

    Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.[5]Так И.С. Кон [6] говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

    А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"[7].

    1.2 Структура самооценки и её функции.

    Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе , второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой .

    В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

    Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин

    Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

    1) уровню – высокая, средняя, низкая

    2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

    3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

    По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

    В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности» [2].

    Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности); корректирующую(направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек); ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами ).

    В качестве результата самооценки исследователями выделяются следующие характеристики: в результате осуществления самооценки индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его [8]; личность сверяет себя с эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольна или недовольна собой [9]; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего Я, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и себе; самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой[10]; самооценка отвечает на вопрос: "не что я имею, а чего это стоит, что это значит " .

    Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

    Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств самооценки.

    В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности;мировоззрение; уровень притязаний;"Я"-концепция;требования, предъявляемые коллективом.

    Итак, в функции средств самооценки могут вступать два типа: когнитивные (Я — концепция или её отдельные стороны) и аффективные

    (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в том числе и сама самооценка) может быть им самооценен, то есть содержательное поле самооценки бесконечно.

    В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как построения образа "Я – реальное", сопоставление оцениваемого качества со стандартом, каузальная атрибуция результата сопоставления;реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат. Каузальная атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура, которая может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается, что в самооценке присутствуют лишь два типа фундаментальных операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется проектирование "Я — реального" на "Я — идеальное".

    1.3 Связь уровня притязаний и самооценки

    Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень притязаний, заключает Л.В. Бороздина [11]. То есть уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.

    Например, Х. Хекхаузен утверждает, что "мотив достижения выступает как система самооценки" [12].Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

    Уровень притязаний — характеризует:

    1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

    2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

    3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

    Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха

    (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке .

    У. Джемс выдвинул свой постулат относительно самооценки[13].

    «Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь», в виде формулы это может быть представлено таким образом:

    Самооценка = притязания / возможности.

    Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека

    Со слов Р. Бернса, многие психологи считают, что структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека [14].

    Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; — сравнение реального и идеального Я.

    Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе .

    Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых ; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе [12].

    Р.Бернс высказывается по этому поводу: «Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств» [14]

    Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я — концепцию, был Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

    Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно.

    «Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс [14] обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий.

    Чак Т. Фолкэн (68) говорит, что если человек занимается любимым делом, со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку. Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, и людей, пользующихся авторитетом [15]. Оно может изменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка.

    Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки.

    Подводя итоги, Мы можем сделать заключение: самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я — реального", "Я — идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".

    1.4.Понятие учебной успешности студентов в вузе

    Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы является учебная успеваемость, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Данная проблема изучалась в педагогике общеобразовательной школы, но остается до сих пор предметом горячих споров, и областью противостояния совершенно противоположных точек зрения на аспект определения ведущих факторов обеспечения учебной успеваемости и предупреждения неуспеваемости. Педагогика высшей школы испытывает в настоящее время острую потребность в исследовании указанной проблемы.

    Рассматриваемая проблема изучалась в педагогике общеобразовательной школы с точки зрения определения понятия «неуспеваемость», «отставание» в педагогическом процессе.Исследователи пытались найти способы и методы преодоления явления неуспеваемости учащихся.

    Вначале предпринимались попытки объяснить причины возникновения данной проблемы, выдвигалась гипотеза о влиянии интеллекта на учебную деятельность учащихся. Далее проводился активный поиск эффективных подходов и методов обучения, при которых особое внимание уделялось мастерству преподавателя, подчеркивалась необходимость индивидуального подхода к обучаемому. Позднее в исследованиях наметилась тенденция изучения влияния мотивации на учебную успеваемость школьников. И, наконец, обнаружено, что важным фактором, оказывающим непосредственное воздействие на учебную деятельность и ее успешность, являются личностные особенности учащегося. Так, в последнее время исследователями установлено влияние на учебную успеваемость учащихся различных групп факторов, таких, как интеллектуальные и личностные особенности ,мотивация,ценностные ориентации,организация учебного процесса,уровень педагогического мастерства,самостоятельная работа студентов, уровень саморегуляции и самоуправления и другие.

    Под управлением учебной деятельностью мы понимаем управление процессом обучения, включающим в себя обучающую деятельность преподавателя, учебную деятельность студента и их педагогическое взаимодействие, которое предполагает использование различных типов и видов управления и соответствующих им приемов и способов организации учебного процесса с учетом личностных особенностей студентов. Под организацией учебного процесса нами понимается планирование и составление учебной программы, подбор материала, рациональное распределение учебной нагрузки и бюджета времени студентов, материально-техническое обеспечение учебного процесса, создание необходимых условий для успешного обучения в техническом вузе.

    В связи с тем, что исследования по проблеме учебной успешности характеризуются большой разнородностью, базируются на различных исходных посылках и основаниях, особую актуальность приобретает изучение понятийного аппарата и конкретизация (в логической и семантической плоскости) терминологии для преодоления разночтения исходных понятий, ведущего к затруднению понимания как внутри педагогического сообщества, так и за его пределами. В настоящее время в психолого-педагогической литературе используются термины «академическая успеваемость», «учебная успеваемость», «успешность обучения», «эффективность обучения», «учебная успешность», которые хотя и близки, но не тождественны. Существует множество определений понятия «учебная успеваемость», причем различные исследователи акцентируют внимание на разных его сторонах, что приводит к узкоспециальному толкованию.Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности. Академическая успеваемость — не только мера познавательной деятельности, где фиксируется уровень и объем знаний, степень прилежания, но и, в известном смысле, отношение студентов к своей специальности, степень соответствия интересов и склонностей индивидов целевой функции вуза. Исследователи подчеркивают, что учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах), а успешность обучения — в большей степени его процессуальную, качественную сторону [16]. Успешность обучения является компонентом успеха вузовской жизнедеятельности. Термин «успешность обучения», впервые употребленный в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» [1935], в 1991 году более подробно разработан и рассмотрен Н.И. Мешковым. В настоящее время под термином«обучение»в высшей школе понимается целенаправленный, управляемый, регламентированный учебными программами и планами процесс активного формирования у студентов профессиональных знаний и соответствующих умений и навыков, личностных качеств.

    Успешность обучения включает в себя успешное прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность. Проблему учебной успешности иногда отождествляют с проблемой эффективности обучения. В результате обучения учащийся усваивает некоторые комплексы знаний, умений, навыков, из чего делается заключение о необходимости по возможности точнее описать и измерить усвоение как внешне контролируемый факт дидактического процесса, как само содержание дидактического процесса и как познавательную деятельность ученика, направленную на овладение некоторой информацией. Проблема определения эффективности обучения, таким образом, сводится к тому, чтобы найти способы измерения качества усвоения знаний, умений, навыков. В.П. Беспалько предлагает классификацию видов познавательной деятельности учащихся, которые затем обозначает по степени сложности как уровни усвоения. Каждому из них приписывается определенный уровень знаний: первый уровень — знания знакомства, второй уровень — знания репродукции, третий уровень — знания, умения или навыки, четвертый уровень -знания трансформации. Далее В.П. Беспалько полагает, что переход к количественному измерению процесса усвоения не составляет трудности, так как есть основание для шкалы оценок. Он выделяет следующие этапы определения эффективности обучения:

    • определение уровней деятельности обучающихся;

    • нахождение критерия усвоения для каждого уровня; установление факторов, влияющих на достижение данного уровня;

    • демонстрация взаимосвязи найденных факторов для достижения уровня наивысшей эффективности .

    В. А. Якунин считает, что академическая успеваемость, учебная успешность и учебная активность относятся к числу обобщенных критериев эффективности обучения [17]. В терминах управления академическую успеваемость можно определить как степень совпадения реальных результатов учебной деятельности студентов с запланированными, а успешность обучения — как эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью студентов, обеспечивающего высокие психологические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, физических, психологических и т.д.).

    Критериями учебной успешности является академическая (учебная) успеваемость, отражающая в балльной оценке (отметке) уровень учебных достижений, а также заинтересованность, мотивированность, качество и способы умственной работы (активность, напряженность, темп, длительность, систематичность, соотношение рациональных и нерациональных приемов работы и т.п.). Вследствие индивидуально-психологических различий в структуре учебно-познавательной деятельности одни студенты довольно быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие — сравнительно медленно, а некоторые вовсе не могут к ним приблизиться. В данном случае говорят о таких свойствах психического развития человека, как его обучаемость или воспитуемость, под которыми подразумевают приобретенную под влиянием образования, обучения и воспитания внутреннюю готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами последующего обучения и воспитания. Обучаемость и воспитуемость становятся важнейшими условиями и факторами дальнейшего развития человека и формирования его как личности и субъекта деятельности.

    В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, посвященных исследованию противоложной проблемы — неуспеваемости и отставания учащихся среднеобразовательных школ, тогда как проблема определения влияния различных факторов на учебную успешность учащихся высшей школы остается недостаточно разработанной.

    Успех любой деятельности, в том числе учебной, обеспечивается за счет активности личности и ее оптимального психического состояния. Учебная деятельность — это мотивированная активность обучающихся для достижения целей учения. Своеобразие учебной деятельности заключается в том, что в процессе ее осуществления человек не только усваивает знания, но и формируется как личность. Учебная деятельность студентов высших учебных заведений отличается профессиональной направленностью, что связано с усилением роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания [18]. С точки зрения Н.М. Пейсахова, учебная деятельность рассматривается как сложная динамическая система, определяемая уровнями отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения (функциональных состояний). Все эти уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нарушение, сбой в одном звене учебной деятельности приводит к нарушению и снижению эффективности работы всей системы в целом [19].

    В структуре учебной деятельности выделяется уровень отношений между студентом и преподавателем, между студентом и его сокурсниками. При единстве целей у преподавателя и студента общение между ними будет творческим содружеством. Если активная личность (преподаватель) при общении со студентом ставит цель передать знания, а пассивная личность (студент) рассматривает общение как средство получения оценки, зачета, то отношения между ними будут на уровне управления. Если во взаимодействии активная личность (студент или преподаватель) рассматривает общение с пассивной как средство получения чего-то, а пассивная при этом ставит цель, то общение между ними будет на уровне обслуживания (пассивная личность обслуживает активную). Уровень отношений между преподавателем и студентом влияет на поведение последнего, на его познавательную деятельность, на психическое состояние, а через него и на его функциональное состояние.

    Отношения, возникающие в учебном процессе при общении между преподавателем и студентом, студенческой группой, безусловно, оказывают

    большое влияние на все уровни учебной деятельности, на формирование и становление личности, индивидуальности студента. При этом только тогда, когда каждый из общающихся понимает другого и принимает его таким, каков он есть, отношения будут способствовать развитию творческих способностей студента, становлению его индивидуальности.

    Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе.

    2.1 Методы и организация исследования.

    Цель исследования:Выявить влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

    Объект исследования:успешность обучения в ВУЗе.

    Предмет исследования:влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

    Гипотеза:при адекватной либо высокой самооценке успешность обучения в ВУЗе будет успешна.

    Методы исследования:тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

    Исследование проводилось в процессе работы,в естественных условиях,в группе студентов ДВГУПС.В исследовании принимали участие 17 человек:2 парней и 15 девушек.

    2.2 Описание методик исследования

    Для изучения уровня самооценки каждого студента была использована методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

    Также был использован тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси).

    Рассмотрим методики,применённые для исследования.

    1)Методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

    Методика диагностики самооценки основана на оценке уверенности человека в своих действиях при решении задачи. Назначение методики:

    Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

    Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Изображены семь линий. Они обозначают:

    авторитет у сверстников;

    умение многое делать своими руками, умелые руки;

    уверенность в себе.

    Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

    Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — "здоровье" — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

    По каждой из шести шкал определить:

    а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

    б) высоту самооценки — от "0" до знака "х";

    в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

    Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

    В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

    Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

    Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

    Обработав полученные данные, получился следующий результат:

    Испытуемый №1: самооценка занижена(41,8).

    Испытуемый №2: самооценка адекватная(67)

    Испытуемый №3: самооценка занижена(44,5)

    Испытуемый №4: самооценка занижена(39,5)

    Испытуемый №5: самооценка адекватная(49,5).

    Испытуемый №6: самооценка адекватная(54,5).

    Испытуемый №7: самооценка адекватная(49).

    Испытуемый №8: самооценка занижена(59).

    Испытуемый №9: самооценка занижена(40).

    Испытуемый №10: самооценка адекватная(45,5).

    Испытуемый №11: самооценка адекватная(47).

    Испытуемый №12: самооценка адекватная(47,5).

    Испытуемый №13: самооценка адекватная(45).

    Испытуемый №14: самооценка занижена(43,5).

    Испытуемый №15: самооценка занижена(41,5).

    Испытуемый №16: самооценка адекватная(54).

    Испытуемый №17: самооценка занижена(43).

    2) Тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси).

    Выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

    Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы20 значимыхсвойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.

    После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описатьсебятаким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.

    После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свойидеалчеловека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).

    В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1–7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20–2=18 и т. д.

    В колонке № 5 нужно подсчитать d 2 по каждому качеству.

    В колонке № 6 подсчитывается сумма d 2 , то есть ∑d 2 = d1 2 + d2 2 + d3 2 + . + d20 2 .

    domashke.net