Статьи психологии о любви

Психотерапия методами БДСМ.

Официально такого направления в психологии не существует, но люди, изучающие (вполне официальный) метод психодрамы, смогут расширить его применение в данную сторону. И поэтому в реальности есть психологи, использующие методы БДСМ в психотерапевтическом взаимодействии с клиентами. Происходит это в рамках психотерапевтических игр, арт-терапии или даже телесно-ориентированной психологии.

Два важных аспекта БДСМ-терапии оказывают психотерапевтический эффект в виде уникальной возможности проявить подавленные эмоции и чувства. Психологам известно, что в области агрессии, доминирования и подчинения скрыто очень много подавленных чувств.

1 аспект: Необходимость "выпустить пар" из накопившихся подавленных чувств помогает достигнуть некоего катарсиса. Это слово в переводе с греческого означает "очищение". Правильно организованное бдсм-взаимодействие позволяет достигнуть мощного эмоционального потрясения, которое человек ощущает как внутреннее очищение, следующее за проявлением шквала подавленных чувств. Это дает возможность соприкосновения с теневыми аспектами собственной личности и вывод их в сферу сознания. Что само по себе дает неплохой психотерапевтический эффект.

2 аспект: При этом проявить подавленные чувства и вынести их в сферу осознания — не самоцель. Наша цель — дальнейшая психологическая проработка подавленных чувств. Работа с подавленными чувствами — это вообще "королевский путь", используемый в любых видах глубинной психологии. О важности работы со своими подавленными чувствами известно серьезным и авторитетным психологам, которых мы регулярно упоминаем в материалах данного психологического сайта. Советую изучить несколько важных статей о работе с подавленными чувствами.

С помощью БДСМ-терапии есть возможность моделировать различные ситуации и в безопасных психотерапевтических условиях получить опыт, который окажет благотворное влияние на психологическое состояние и окажется полезным шагом в деле психологического развития личности.

Правильно подобранные психологические игры делают жизнь человека психологически более полноценной. Ведь давно известно и общепризнано, что чем больше в человеке подавленных чувств, тем безрадостнее его жизнь.

© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

heatpsy.narod.ru

Статьи психологии о любви

Сразу хочу сказать, что все эти фильмы идут в кинотеатрах и не относятся к категории «порно». Но многие, конечно, 18+

В комментариях к данной статье читайте про новые фильмы, которые вышли в прокат уже после опубликования статьи. А для тех, кто интересуется темой работы психологов с данными вопросами, рекомендую прочитать про один из методов работы психологов: Психологические игры для взрослых.

Противоречивость человеческой сексуальности, девиантные побуждения, сложность чувств, ощущение катарсиса после какого-либо поворота сюжета, сострадание, пища для глубоких размышлений, причины возникновения сексуальных извращений, — об этом в нижеперечисленных фильмах.

  • Нимфоманка. (Nymphomaniac, 2013). Фильм Ларса фон Триера, в котором героиня Шарлотты Гейнсбург по имени Джо, поставившая сама себе диагноз нимфомания, рассказывает историю своей жизни. С элементами садо-мазо.
  • ЛОЛИТА / Lolita Страна: США, Франция. Режиссер: Адриан Лайн, 1997. Преподаватель французской литературы Гумберт — европеец англо — швейцарского происхождения — приезжает в маленький американский городок в Новой Англии. Он хорошо воспитан, образован, остроумен и пользуется успехом у женщин. Но его душа больна воспоминаниями о первой любви. И, встретив 12 — летнюю Лолиту, Гумберт надеется вновь обрести потерянный рай.
  • Стон черной змеи, 2006, США. Режиссер: Крэйг Брюэр. Лазарус — старый черный блюзмен, живущий прошлым. Прошлой музыкой, прошлой любовью, прошлым соком жизни. Все меняет встреча с Ри — побитой жизнью молодой блондинкой, готовой давать всякому встречному, чтобы выжить. Она не настолько порочна: ее способ жизни — результат изломанного воспитания и прочих жизненных проблем. Лазарус не хочет иметь Ри. Он хочет ее перевоспитать. И делает это весьма радикально.
  • "Синий бархат", Дэвид Линч, 1986. Сюжет: Юноша после долгого отсутствия возвращается в свой родной городок в связи с внезапным инсультом отца. Вскоре он находит в поле отрезанное человеческое ухо. Неудовлетворённый одним лишь энтузиазмом полиции, он начинает собственное несанкционированное расследование, в котором ему помогает дочь полицейского детектива. Они с удивлением обнаруживают, что в их тихом безмятежном городке существует преступное подполье. Следы ведут к прекрасной и загадочной женщине и к её жестокому партнёру-наркоторговцу. Между юношей и женщиной завязывается странная нездоровая любовь.
  • Токийский декаданс / Topazu, Япония. Режиссер: Рю Мураками, 1992. Молодая проститутка Ай (между прочим, по-японски это имя означает "любовь"), также получившая прозвище Топаз, после встречи с музыкантом-садомазохистом Сато, считавшим её "единственной надеждой нашей гнилой Японии" проходит по кругам современного ада. Она вынуждена удовлетворять потребности закомплексованных, но жестоких в собственных желаниях японских бизнесменов и гангстеров, с неизбывной тоской вспоминая о своём уже канувшем в небытие "учителе".
  • Леденец / Hard candy. США. Режиссер: Дэвид Слэйд. 2005. Используя саму себя в качестве приманки, 14-летняя девочка знакомится в интернете с профессиональным фотографом, специализирующемся на съемках очень юных моделей. После краткого общения в кафе, они отправляются к Джеффу домой… Девушка ничего не имеет против небольшой фотосессии, однако когда Джефф начинает подмешивать ей в коктейли всякую дрянь, ситуация принимает неприятный оборот. …придя в себя, фотограф обнаруживает себя связанным, т.к. девушка подменила коктейли и теперь в качестве жертвы выступает уже не она. Не отказывая себе в средствах, Хейли пытается выбить из него признания относительно других девушек, пропавших после знакомства с ним…
  • Право на Садо Мазо. 2009. Бельгия. Режиссер: Эрик Ламенс. Семейная жизнь пары зашла в тупик, выход из которого жена видела в реализации тех своих наклонностей, о которых она мечтала все эти годы, но не решалась сообщить об этом. Фильм основан на реальных события. В 1997 году бельгийская общественность была в шоке, когда судья Эрик А. был осужден за садо мазо с с женой. Приговор и шум в СМИ, оборвали профессиональную карьеру и хорошие отношения с дочерью. И хотя их профессиональной и личной жизни пришел конец, Эрик и его жена Магда остаются вместе и сегодня. Этот фильм, история о темных сторонах сексуальности и истинной любви, рассказанная с точки зрения самих влюбленных.
  • Интимные Приключения / A L'Aventure. Франция. Режиссер: Жан-Клод Бриссо. 2009. Молодой девушке все нравится в ее молодом человеке, мешает одна маленькая проблема: секс с ним ее совсем не удовлетворяет. Когда главная героиня случайно знакомится с девушкой по имени Софи, которая предлагает ей совершить необычное и опасное путешествие в мир чувственности, она соглашается не задумываясь. Гипноз, эксперименты с собственным телом и сознанием, тайны, разгадки которых нужно искать глубоко в подсознании… И «приключеньице» перерастает в настоящее открытие новой вселенной, которое полностью изменит ее жизнь.
  • Дневник нимфоманки / Diario de una ninfomana. Испания. Режиссер: Кристиан Молина. 2008. Главная героиня романа — молодая француженка, приехавшая в жаркую Испанию и там пустившаяся во все тяжкие: от бесконечной череды совокуплений в отелях, парках и на кладбищах до работы в борделе.
  • Детки / Kids. США. 1995. Режиссер: Ларри Кларк / (Larry Clark). Для тех, кто неравнодушен к теме подросткового (12-17) секса
  • Порнографическая связь / Une liaison pornographique. 1999. Франция. Режиссер: Фредерик Фонтейн (Frederic Fonteyne). Пронзительный фильм, искренний и грустный, об одиночестве человека в современном мире. Невидимый интервьюер расспрашивает женщину не первой молодости, но еще вполне привлекательную (Бей), давшую объявление в газете о том, что она хочет иметь порнографический секс с мужчиной. Он же интервьюирует мужчину (Сержи Лопес), откликнувшегося на это объявление. Оба рассказывают о своих первых встречах, ставших постоянными, и все это сопровождается визуальным рядом в виде ретроспекции. Герои сближаются постепенно, не оставляя друг другу координат, каждый раз расставаясь словно на век. Паролем каждой следующей встречи был столик в кафе, где проходило их первое свидание. Встречались раз в неделю или чаще, медленно привыкали друг к другу. Сокровенное сексуальное желание переросло в привязанность, близость, родилась любовь.
  • История О / Histoire d'O / The Story of O. 1975. Франция — ФРГ – Канада. Режиссер: Жюст Жакен / Just Jaeckin. Девушка «О» соглашается поехать вместе со своим возлюбленным Рене в покрытый загадочной тайной замок Руасси. Прибыв в Руасси, она знакомится со строгими правилами замка. Ей завязывают глаза, ее бьют плетьми и вынуждают спать с различными мужчинами в присутствии ее возлюбленного. В своей любви к Рене, О со спокойным удовольствием и преданностью встречает все неожиданности жизни замка. Мысль о Рене позволяет ей не только выносить все грубости, которыми допекают ее мужчины. Напротив, О начинает с увлечением находить в этом самоотверженно преданном подчинении определенное освобождение от себя самой. С растущим наслаждением О все более удаляется от привычного ей мира.
  • Пианистка / La Pianiste / The Piano Teacher. Франция, Австрия. 2001. Режиссер: Михаэль Ханеке / Michael Haneke. Главная героиня Эрика — профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
  • Секретарша / Secretary. 2002. США. Режиссер: Стивен Шейнберг / Steven Shainberg. В родной городок возвращается привлекательная девушка Ли Холловэй. Она страдает небольшими отклонениями в поведении, однако эти странности не мешают Ли устроиться на работу секретаршей к местному чудаковатому юристу мистеру Грэю. Для начала работа казалась вполне обычной: печатать, оформлять документы, приносить кофе и т. д., пока мистер Грей не заметил, что с грамматикой у девушки не все так хорошо, как хотелось бы. Вот тут-то и открывается дверь в мир садо-мазо и начинается все самое интересное!
    • Книга откровений / The Book of Revelation. Австралия. Режиссер: Ана Коккинос. 2006. Дэниел — молодой и успешный танцор, карьера которого складывается как нельзя лучше. Однажды во время репетиции нового шоу Дэниел выходит на улицу за сигаретами и исчезает на 12 дней. Возвращается домой он также внезапно, но другим, совершенно разбитым человеком. Выясняется, что Дэниел стал жертвой похищения — пленником трех женщин, скрывающих свои лица под масками. Придя в себя в незнакомом доме, прикованный к полу цепями и наручниками, он становится жертвой изощренных сексуальных утех своих похитительниц. Вырвавшись на свободу и едва не лишившись рассудка, он решает, во что бы то ни стало найти этих женщин и свести с ними счеты.
    • Венера в мехах / La V?nus ? la fourrure / Venus in fur. Франция, Польша. 2013. Режиссер: Роман Полански / Roman Polanski. Весь день Тома проводил прослушивания, выбирая актрису для пьесы по знаменитому роману Леопольда фон Захера-Мазоха «Венера в мехах». Режиссер в отчаянии, пока не появляется Ванда — настоящий сгусток энергии, разнузданная и развязная. Она воплощает собой все, что Тома ненавидит: вульгарна, взбалмошна и не остановится ни перед чем, чтобы получить роль. Вдруг все, что так ненавидит Тома, начинает ему нравиться — актриса отлично подготовилась к прослушиванию. Удивление сменяется влечением, а затем и одержимостью этой женщиной.
    • Ночной портье / Il portiere di notte / The Night Porter. 1974. Италия, Lotar Film Productions. Режиссер: Лилиана Кавани / Liliana Cavani. Описание: 1957 год. В венском отеле случайно встречаются бывший нацист и бывшая заключённая концлагеря. Пробудившиеся воспоминания как палача, так и жертвы разжигают между ними странное, противоестественное влечение, которое психоаналитик назвал бы садомазохизмом. Когда эти двое пытаются возродить свои садомазохистские отношения, товарищи нациста, служившие с ним в войсках СС, начинают их преследовать.
    • Порнократия / Anatomie de l`enfer (2004). 2004. Франция. Режиссер: Катрин Брейя / Catherine Breillat. В тесном клубе одинокая девушка влюбляется в парня. Но он гей, и она ему не нужна. В отчаянии Она пытается покончить с собой, но Он спасает ее. Она хочет быть с Ним, но Он не любит женщин. Она говорит, что заплатит ему: чтобы Он смотрел на нее. Они проведут четыре ночи в одиноком доме на вершине скалы, в спальне, где Он познает Ее сущность. Четыре ночи, чтобы увидеть то, о чем нельзя говорить. Чтобы изведать то, что нельзя показывать — открытую наготу тела и неприкрытую наготу души.
  • 3096 дней / 3096 Tage (2013). Германия | Constantin Film Produktion, ARD Degeto Film. Режиссер: Шерри Хорман. Фильм основан на реальной истории похищения австрийской девочки Наташи Кампуш, совершенное бывшим техником Вольфгангом Приклопилом, когда ей было 10 лет. В его плену она провела более восьми лет, или 3096 дней.
    • Преследуемый / Накажи Меня / Verfolgt / Hounded / Punish Me. 2006. Германия. Режиссер: Анджелина Маккароне / Angelina Maccarone. Фильм об отношениях доминирующей женщины и подчиняющегося ей подростка. 49-летняя Эльза Сейфер, осуществляющая надзор за условно осуждёнными, полностью поглощена своей работой, но жизнь повседневной рутины Эльзы даёт трещины, и она не готова более придерживаться правил и следовать законам. Вместо этого, она становится чрезвычайно чувствительной ко всему, что взывает к её эмоциям. 16-летний Ян Винклер, очередной условно осуждённый, его неуклюжая привязанность, его неприкрытые предложения сексуально подчинить себя ей, поглощают её в водоворот событий, из которого она уже и не желает выбираться. Она желает то, что не дозволенно, но то, что уже происходит. И она заполняет пустоту с помощью Жана, манипулируя им, потому что в душе Жана то же есть похожая пустота, которую тот пытается преодолеть, предлагая свое тело и сексуальность Эльзе. И Эльза не может устоять перед парнем, тем более так духовно близким ей.
    • Информация о других фильмах, которые можно отнести к жанру: "Художественные фильмы о психологии извращений" будут добавляться в комментариях к данной статье.

      xn—-btbdymwvh6fwa.xn--p1ai

      ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ. Статьи

      Леонардо да Винчи

      Здесь собраны все статьи, они сгруппированы по темам и прокомментированы.

      Межполовая индивидуальная любовь на протяжении всех предыдущих тысячелетий оставалась загадочным явлением, несмотря на то, что ее пытались раскрыть лучшие умы человечества, только потому, что

      Выделить, исследовать и описать эти составные части любви не могли вплоть до середины ХХ века.

      З.Фрейд не раз делал попытки раскрыть любовную загадку но, т.к. он до мозга костей был психиатром и психически больных понимал лучше, чем здоровых, поэтому даже для него этот орешек остался непосильным. Но все-таки он сделал важную подсказку, что горы книг написанное поэтами (писателями и др. «художниками») о влечениях и событиях между мужчинами и женщинами это фантазии, художественные образы, результат «поэтической вольности», никак не объясняющие любовь. А что такое любовь и что такое сексуальность могут определить только ученые после бесстрастного научного исследования.

      но и множество чувственных окололюбовных переживаний: «псевдолюбовь», «существует много индивидуальных форм патологии любви», «неплодотворная, или иррациональная любовь», «любовь-поклонение», «фальшивая любовь», «сентиментальная любовь», «невротическая любовь», «незрелая форма любви» или «симбиотический союз». Только одним этим он более чем на половину разгадал многовековую загадку.

      Уже после Э.Фромма передовому отряду антропологов, нейропсихологов, нейрохимиков, нейробиологов, психотерапевтов, философов, и др. профессионалов с использованием новейших биохимических анализов и аппаратуры: ядерно-магнитного резонанса, магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного томографирования удалось до конца раскрыть загадку психологии любви.

      Дофамин — гормон, вырабатывающийся в надпочечниках ответственен, в том числе, и за «удовольствие жизнью и радость».

      Психотерапевт, сексолог к.м. н., профессор А.М. Полеев.

      Если Э.Фромм влюбленность назвал псевдолюбовью, то доктор Морган Скотт Пек уточнил, что влюбленность это «генетически предопределённая инстинктивная составляющая спаривания». У животных и птиц это называют гон, «брачный период», токование и др. у человека называется влюбленность, «аффективная аттракция». Affectus (лат.) — душевное волнение, страсть,. Attraction (англ) эмоциональное притяжение.

      Профессор, психотерапевт В. Альбисетти

      И у человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленности, других псевдолюбовных переживаний.

      Поэтому можно считать, что доктор Морган Скотт Пек своими исследованиями и книгой «НЕПРОТОРЁННАЯ ДОРОГА новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития» (Книга есть в нашей библиотеке)

      заложил основы новой психологии любви. В которой существует четкое и однозначное отличие: любви от множества видов обыкновенных влюбленностей, недоброкачественных влюбленностей или псевдолюбовных расстройств.

      Эти драматические влюбленности, как и большинство амурных сюжетов из литературных произведений являются любовными аддикциями и другими псевдолюбовными расстройствами. Они хорошо изучены имеются тесты не только для их выявления, но и лиц предрасположенных к ним.

      Любовные аддикции — Большая подборка статей и книг о любовной аддикции, которую наша культура нередко называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств.

      А Э. Фромм все это справедливо назвал «индивидуальные формы патологии любви».

      После изучения были занесены в международный классификатор болезней (МКБ—10) в разделе F63. «Расстройства привычек и влечений» — классификация нехимических форм зависимого поведения:

      1. Патологическое влечение к азартным играм (гемблинг).

      2. Эротические аддикции.

      2.1. Любовные аддикции.

      2.2. Сексуальные аддикции.

      3. «Социально приемлемые» аддикции:

      3.2. Спортивные аддикции (аддикция упражнений).

      3.3. Аддикция отношений.

      3.4. Аддикция к трате денег (покупкам).

      3.5. Религиозная аддикция.

      далее по списку МКБ.

      Уже несколько десятилетий врачи выдают бюллетени о нетрудоспособности по причине заболевания — «любовная аддикция».

      Нужно заметить, что любвные аддикции это не категории незыблемости и закостенелости они излечимы, если действовать под руководством профессионалов и целенаправленно. Вот если бы Анна Каренина обратилась за помощью к современным психотерапевту или клиническому психологу ее расстройство было бы вылечено, и она вернулось к нормальной жизни на радость детям и себе.

      К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин

      это будет полезно, в первую очередь для философов, а то они уж слишком перегнули с поиском смысла любви:

      и другим людям есть чему поучиться у братьев наших меньших.

      Продолжением открытия К.Лоренца является еще одно важное открытие сделанное антропологами, нейрохимиками и историками. Вожделение, фрейдовское либидо, сексуальное влечение все это важная составляющая влюбленности, генетически предопределённая инстинктивная составляющая спаривания, а значит и сексуальное влечение не имеет прямого отношения к любви.

      Профессор антропологии Х.Фишер: «Я пришла к убеждению, что романтическая любовь есть первичная мотивационная система в мозгу, короче говоря, базовое человеческое влечение к спариванию. Подобно влечениям, романтическая любовь фокусируется на награде: любимом, подобно тому, как голод фокусируется на еде».

      Х.Фишер: «Романтическая любовь глубоко переплетена с двумя другими влечениями к спариванию: вожделение — страстное стремление к сексуальному удовлетворению и привязанности — чувству спокойствия, безопасности и союза с партнером на длительное время (18-30 месяцев). Каждое из этих базовых влечений распространяется в мозгу по различным путям. Каждое порождает различное поведение, надежды и мечты. И каждое связано с различной нейрохимией».

      Поэтому объединение половой индивидуальной любви и секса в рамках единого явления оказалось задумкой не природы, а человека. Даже известно, что произошло это всего лишь с наступлением рабовладельческого строя (4-е — 3-е тыс. до н. э).

      Целый ряд важных открытий объясняющих внутренние механизмы любви и их практическое применение раскрывает: «Соционика любви»

      1. «Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому». д.ф.н. В.М. Розин.

      2. Влюбленность она же «романтическая любовь», «первая любовь» это «генетически предопределённая инстинктивная составляющая спаривания» не имеющая никакого отношения к любви. А значит секс, поп культурный штамп «заниматься любовью» к самой любви непосредственного отношения не имеет.

      3. Любовная страсть она же «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. это психические заболевания, которые при достаточной доброй воли самого больного вполне успешно излечиваются.

      Выше было рассказано о главном – самом трудном, первом аспекте новой психологии любви – открытиях сделанных во второй половине ХХ века.

      И начать лучше с определения Э.Фромма, которое он сделал за десять лет до того как написал свою известную книгу «Искусство любить». 1956г. :

      Еще один важный вклад Э.Фромма в том, что он показал, как общественное устройство влияет на содержательную часть любви и ее место в личной жизни человека.

      Если передовому отряду психологов, психотерапевтов, нейропсихологов, эндокринологов и др. профессионалам с использованием новейшей методов и аппаратуры: ядерно-магнитного резонанса, магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного томографирования удалось раскрыть загадку психологии любви, то вот с экологией любви ситуация с точностью до наоборот.

      Начать описание этого аспекта можно цитатой философа и публициста Михаила Осиповича Меньшикова написанные в конце XIX века, но сегодня они звучат еще актуальнее, чем более века назад. К сожалению, нынешняя публицистика пока еще не достигла культурного уровня позапрошлого века.

      «Правда половой любви могла бы быть разъяснена без больших усилий, если бы не господствовал в нашем миросозерцании неподвижный, многовековой культ этой любви, унаследованный еще от старинного рыцарства, если бы не та мгла, в которою заволакивают любовь бездарные и безнравственные писатели, поэты, хранители дурных преданий, — все те, кто утверждают в человечестве миросозерцание в данное время».

      «Поистине, любовь стала настолько внутренне противоречивым явлением, что некоторые исследователи семейной жизни пришли к заключению, что «любовь» — это просто название способа подчинения более сильными членами семьи более слабых. Рональд Лэинг попросту утверждает, что любовь является прикрытием для насилия». «ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ» Ролло Мэй. Безусловно, эти высказывания относятся только к т.н. цивилизованным странам в ряды, которых Россия пока еще не вошла, но очень старается.

      » Любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает».

      «Любовь не пострадает, если ее освободить от системы романтических верований. Престиж любви лишь укрепится, если ее отличать от романа».

      «Один из величайших парадоксов романтической любви заключается в том, что она никак не связана с земными отношениями».

      www.lyubi.ru

      Книги по психологии любви

      Чтобы не делать эту страницу слишком большой, список литературы состоит лишь из названий. Но сам факт попадания книги сюда означает то, что я рекомендую ее читать всем, кому интересна тема изучения любви.

      1. Искусство любви. Эрих Фромм
      2. О смысле жизни. Виктор Франкл
      3. Брэнди Энглер. Мужчины на моей кушетке
      4. Смысл любви. Владимир Соловьев
      5. Иметь или быть. Эрих Фромм
      6. Осознанное влечение. Стэнли Сигел
      7. Метафизика пола и любви. Н.А. Бердяев
      8. ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ. Хосе Ортега-и-Гассет
      9. Прощаю себе. Светлый источник любви. Лууле Виилма
      10. Принцип удовольствия. Александр Лоуэн
      11. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. Дин К. Делис, К. Филлипс
      12. Как устоять в любви. Джон Пауэлл
      13. Трактаты о любви. С.Л. Франк
      14. 7 интимных тайн. Психология сексуальности. Андрей Владимирович Курпатов.
      15. Любовь побеждает страх. Дж. Ямпольский
      16. Любовь. Как прожить вместе всю жизнь. Валерио Альбисетти
      17. Любовь. Свобода. Одиночество. Ошо
      18. Любовь и воля. Ролло Мэй
      19. Любовь и оргазм. Александр Лоуэн
      20. Языки любви. Гери Чепмен
      21. Секреты любви. Адам Джексон
      22. Мы. Глубинные аспекты романтической любви. Роберт А. Джонсон
      23. ЗА ПРЕДЕЛЫ СТРАХА. Раскрытие любящего сердца. Томас Троуб
      24. Все начинается с любви. Лууле Виилма
      25. Лицом К Лицу Со Страхом. Путеводитель На Пути К Близости. Томас Троуб
      26. Удовольствие: Творческий подход к жизни. Александр Лоуэн
      27. Джон Грей "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры"
      28. Сюзан Форвард "Мужчины, которые ненавидят женщин, и женщины, которые их любят"
      29. Байрон Кейти "Мне нужна твоя любовь — а так ли это?"
      30. Пил Стентон "Любовь и зависимость"
      31. Надо ли быть рабой любви? Норвуд Робин
      32. Александр Моисеевич Полеев. Вся правда о женском оргазме

      www.b17.ru

      Мужская психология любви

      Встречаются счастливые пары, которые на уровне интуиции понимают, что необходимо избраннику, правильно выбирают линию поведения, избегают серьёзных ссор и проживают долгие годы вместе до старости.Но бывают такие случаи довольно редко. Чаще молодые люди жалуются на непонимание своего партнёра, расстаются, даже не попытавшись построить отношения, делая скоропалительные выводы: «Это не мой человек». А причина дисгармонии в различии женской и мужской психологии. Мужская психология в любви имеет свои особенности, и женщине, чтобы чувствовать себя счастливой, нужно в ней разобраться и принять.

      Как же ведёт себя влюблённый мужчина?

      Если молодой человек испытывает серьёзные чувства к девушке, он не станет скрывать её от своих друзей и родственников. Он с удовольствием станет её представлять, говоря: «Это моя девушка», демонстрируя свою привязанность при помощи жестов (обнимая за плечи, держа за руку), а также с помощью действий (проявляя заботу и опекая). Таким образом, парень заявляет о своих правах на неё и об этом ставит в известность друзей. Родителей он тоже ставит перед фактом, давая понять, что это его выбор, и ожидает уважительного отношения к своей избраннице. Если он неуверен в своих чувствах, то и представление будет иным: подруга, одноклассница, одногруппница и т. д.

      Проявление заботы, опека – второй признак того, что отношение мужчины к девушке серьёзно. Для мужчины важны не слова, а дела, поэтому именно с помощью дел он будет демонстрировать свои чувства. Болтовня о любви – не мужское дело. Забота о здоровье, благополучии, материальное обеспечение – вот те способы, с помощью которых мужчина говорит своей женщине «люблю». Для мужчины любить, значит, отдавать для её блага своё время, дело, знания, умения. Только любящий мужчина обеспечивает своей женщине уют, комфортную жизнь, возможность развиваться, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

      Снисходительное отношение к её женским слабостям и увлечениям тоже говорит о мужской любви. Желая сделать любимой приятное, мужчина будет потакать её маленьким капризам и шалостям, позволять ей это делать, так, как считает её, своей, повелительницей. Любимая женщина для мужчины королева, а не служанка, а к королеве и отношение соответственное. Истинную любовь мужчины определяют по тому, какая рядом с ним женщина: измождённая, измученная домашней работой, скромно и небрежно одетая или ухоженная, цветущая, нарядная, не знающая переутомлений, со счастливой улыбкой на лице, уверенная в себе.

      Желание иметь общих детей является следующим этапом и подтверждением любви мужчины. Он может редко и сдержанно говорить о своих чувствах, но если мужчина просит любимую родить ему сына или дочь, то сомневаться в его чувствах не имеет смысла. Рождение детей, их совместное воспитание, — что, может, более прочно связать пару на долгие-долгие годы? И любящий мужчина это явственно понимает и желает этого. Он даст своей женщине почувствовать счастье материнства и будет стоять на страже своего маленького семейного мирка, оберегая его и ограждая от бурь и ненастий, обеспечивая всем необходимым, чтобы его дети росли счастливыми и не были обделёнными ни вниманием и заботой, ни материально, ни духовно.

      xn--80apgejccbfufncjy3j.xn--p1ai

      Энциклопедия гуманитарных наук 345

      (Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН)

      Предприимчивость — деловая активность, инициативность, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех. Предпринять что-либо — значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Предприимчивость в повседневном словоупотреблении означает способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, умение быстро принимать решения и действовать в условиях неопределенности. В более строгом научном значении предприимчивость как совокупность психологических особенностей личности соотносится с предпринимательством как особым видом экономической деятельности, связанным с созданием и осуществлением собственного дела, предприятия, направленного на достижение денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха. В этом аспекте предпринимательство определяют как деятельность, осуществляемую в условиях риска и ответственности за результаты предприятия, жесткой конкуренции между предпринимателями,

      и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли (Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек и др.).

      В рамках исследований в области психологии предпринимательства были эмпирически выявлены личностные особенности успешных предпринимателей, которые можно рассматривать как критерии и корреляты предприимчивости. К их числу относятся прежде всего особенности мотивационной сферы: преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач, четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях достижения успеха (самоэффективность), позитивное отношение к ситуации достижения и соревнования с другими людьми, адекватная самооценка и уровень притязаний. Ведущим мотивом выбора предпринимательской деятельности является создание собственного дела, достижение экономической независимости и материального успеха.

      Другой отличительной психологической особенностью успешных предпринимателей

      является преобладание интернального локуса контроля, т. е. уверенность в своей способности контролировать значимые для себя события и принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи. Преобладание интернальности сочетается с выраженностью таких качеств, как высокая активность и инициативность, уверенность в себе, независимость и самостоятельность, высокая самооценка, самоконтроль и ответственность за свое поведение.

      Результаты психологических исследований отношения предпринимателей к риску позволяют сделать вывод о том, что в отличие от распространенных житейских представлений предприниматели в целом не являются людьми, склонными жить и действовать в условиях высокой степени риска. Скорее для них характерны эмоциональная устойчивость и самообладание, определяющие способность эффективно принимать решения и действовать в условиях риска и неопределенности, позитивное отношение к соревнованию (конкуренции) в экономической деятельности и высокая оценка собственной конкурентоспособности.

      Наряду с выделенными социально-психологическими особенностями успешных предпринимателей, важную роль в их деятельности играют партнерские отношения и взаимоотношения с представителями других социальных групп (чиновниками, клиентами, наемными работниками). Умение выстраивать деловые и личные отношения с представителями различных социальных групп является важным фактором успешности бизнеса.

      Предприимчивость может рассматриваться как более широкий, не связанный только с деловой активностью психологический феномен, обеспечивающий успешную адаптацию человека к жизни в условиях рыночной экономики. О важности этого качества в современных условиях российской жизни говорит зафиксированный в эмпирических исследова-

      ниях факт возрастания значимости предприимчивости как жизненной ценности (по оценкам представителей различных социальных групп). Эта ценность наиболее выражена в молодежной среде.

      Исследования в области социологии предпринимательства и социологии молодежи (С. В. Гришаев, В. Г. Немировский, Р. В. Рывки-на, И. А. Сурина, Ф. Э. Шереги и др.) показали, что в жизненных планах молодежи ориентация на создание собственного бизнеса (что предполагает и установку на предприимчивость) имеет широкое распространение, в то же время реально в предпринимательской деятельности достигает успеха существенно меньшее число молодых людей.

      Лит.: Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : ИП РАН, 2001; Шереги Ф. Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М. : Центр социального прогнозирования, 2002; Позняков В. П., Вавакина Т. С. Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 100-103; Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М. : ИП РАН, 2011.

      ENTREPRENEURIAL SPIRIT V. P. Pozniakov (Moscow University for the Humanities, The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)

      Bibliography (transliteration): Pozniakov V. P. Psikhologicheskie otnosheniia i delovaia aktivnost’ rossiiskikh predprinimatelei. M. : IP RAN, 2001; Sheregi F. E. Sotsiologiia predprinimatel’stva: prik-ladnye issledovaniia. M. : Tsentr sotsial’nogo prog-nozirovaniia, 2002; Pozniakov V. P., Vavakina T. S. Tipy psikhologicheskogo otnosheniia rossiiskikh predprinimatelei k delovomu partnerstvu // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 2. S. 100-103; Zhuravlev A. L. Aktual’nye problemy sotsial’no orien-tirovannykh otraslei psikhologii. M. : IP RAN, 2011.

      psibook.com

      научная статья по теме РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ Психология

      Текст научной статьи на тему «РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ»

      ?ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 1, с. 111-119

      МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

      РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

      © 2014 г. И. А. Джидарьян*, Е. В. Беловол**, О. В. Маслова***

      *Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, Москва; **Кандидат психологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, Москва;

      e-mail: [email protected]; ***Кандидат психологических наук, доцент, там же; e-mail: [email protected]

      Предлагается методика изучения представлений о любви. Показано отличие данной методики, ориентированной на ценностно-смысловой аспект любви в межличностных отношениях, от большинства зарубежных методик. В основе опросника — высказывания о любви известных мыслителей, писателей, поэтов, деятелей культуры, а также пословицы и поговорки. Приведены результаты анализа основных психометрических характеристик опросника. Выделена трехфакторная структура опросника, определившая его субшкалы: "Любовь — помеха", "Любовь — самоотдача", "Любовь как возвышающая человека сила".

      Ключевые слова: классические представления о любви, надежность по внутренней согласованности, факторная структура, ортогональность, корреляционный анализ, факторы второго порядка, субшкалы.

      В психологии феномен любви долгие годы оставался за рамками исследовательской проблематики, лишь изредка оказываясь предметом специального внимания ученых. По установившейся традиции, наука уклонялась от его изучения, предоставив это мастерам искусства и литературы, не без основания полагая, что язык художественных образов и поэтических выражений является более убедительным, чем логико-рациональные толкования.

      И действительно, любовь настолько разнообразна по своим проявлениям в жизни, по богатству содержащихся в ней смыслов, парадоксов, переживаний с их мистическими наслоениями, переливами, многозначностью и "невербальностью мысли" (М. Мамардашвили), а также открытостью бесконечному, вечному, трансцендентному, что вряд ли можно выразить все это какой-либо формулой или перевести в единообразные и скупые понятия науки. "Бедна любовь, если ее можно измерить", — уже давно выразил эту мысль У. Шекспир, для которого, как и для многих других писателей и поэтов, тема любви была одной из главных в творчестве. Тем не менее, наука, как бы эта задача ни казалась трудноразрешимой, а в силу лиричности самого объекта — даже весь-

      ма далекой от собственно научной проблематики, не могла от нее полностью отказаться и рано или поздно должна была подойти к ее решению.

      Необходимый импульс для развития систематических исследований любви, предполагающих также разработку соответствующих методик для ее измерения, наметился лишь в 80-е годы прошлого столетия, которые сегодня прочно связываются с началом формирования в мировой психологической науке нового научного направления, получившего название позитивной психологии [3]. Любовь как позитивное чувство исключительных возможностей и многочисленных достоинств занимает в ее проблемном поле особое место, хотя и представляет наибольшие трудности для эмпирических исследований.

      В работе О. Ценга, посвященной изучению отдельных видов и аспектов любви, описывается более 26 англоязычных методик. При этом автор отмечает, что ". большинство этих методик разработано в рамках различных, зачастую не совпадающих между собой теоретических концепций для измерения различных состояний любви и близких отношений" [6, с. 113]. Феномен любви в большинстве этих опросников определяется в терминах межличностных отношений: привязан-

      ности, привлекательности, симпатии, преданности и пр.

      В отечественной психологии для измерений феномена любви чаще всего используют русскоязычные версии этих опросников. Наиболее известными из них являются следующие.

      Шкалы любви и симпатии (Love and Like scales), разработанные американским психологом З. Рубиным в 1970 г. Рубина считают пионером в области изучения любви посредством эмпирической операционализации соответствующих понятий. Он одним из первых постарался разграничить любовь от близких ей феноменов межличностных отношений, в частности симпатии. Методика не имеет под собой какой-либо целостной концепции любви, опирается на наиболее распространенные представления о ее внутренней структуре. Выделены три компонента любви: привязанность, забота, интимность. Модифицированный вариант этих шкал применительно к семейной проблематике и русскоязычной выборке был предложен Л.Я. Гозманом и Ю.Е. Алешиной [1].

      Шкала установок на любовь (Love attitudes scale) разработана американскими психологами К. Хендриком и С. Хендриком в 1986 г. В соответствии с классификацией Дж.А. Ли, построенной на анализе античной философии и литературы, авторы выделяют шесть различных стилей любви: эрос (пылкое страстное чувство с преобладанием сексуального начала), людус (любовь-игра, поверхностное, неразборчивое в связях, не отличающееся глубиной переживание), сторгэ (любовь-дружба, с выраженным элементом душевной близости, привязанности и соучастия), прагма (уравновешенное, отличающееся разумностью и материальным расчетом чувство; предполагает симпатию, длительные и прочные отношения), мания (бурное и амбивалентное, склонное к саморазрушению чувство со вспышками ревности, психологическими и сексуальными затруднениями), агапэ (сильное бескорыстное, полное обожания, самозабвения и жертвенности чувство). Опросник состоит из 42 пунктов (по 7 на каждый стиль). Методика адаптирована Т.Л. Крюковой и О.А. Екимчик [4].

      Мульти-опросник измерения романтических отношений (Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment — MIMARA). Опросник создан К.А. Бренанном и П.Р. Шавером в 1995 г. Методика основана на эмоционально-поведенческой теории любви Э. Бершайда и теории Дж. Боулби. Опросник включает 70 утверждений, характеризующих чувства людей во время романтических

      отношений, которые образуют семь шкал, выражающих, соответственно, семь основных особенностей романтической привязанности: эмоциональная близость, зависимость, амбивалентность, фрустрация, доверие/уверенность в партнере, ревность/страх потерять любовь партнера, "срастание" границ. В отечественной науке методика также адаптирована Т.Л. Крюковой и О.А. Екимчик [4].

      Перечисленные методические приемы направлены преимущественно на измерение эмоционально-поведенческих и когнитивно-поведенческих проявлений личности. Целью разработки предлагаемого опросника явилось выделение, прежде всего, ценностно-смыслового аспекта любви как основного в концепциях С.Л. Рубинштейна и В. Франкла.

      Основу опросника составили высказывания о любви известных мыслителей, писателей, поэтов, деятелей культуры разных времен и народов (О. Бальзак, Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстой, Ш. Руставели, А. Шопенгауэр, Г. Гейне, Вольтер, Ж.Б. Мольер, Э. Фромм, М. Цветаева, С. Моэм, У. Шекспир, А. де Сент-Экзюпери и др.), ставшие крылатыми выражениями и получившие статус классических (см. Приложение) [2, 5].

      Изначально в ходе разработки опросника из различных источников было отобрано около сотни классических изречений о любви, включая пословицы и поговорки. Из этого числа афоризмов сначала были исключены "синонимичные", а затем выбраны те, которые отражают наиболее важные характеристики, грани, стили проявления чувства любви. Во внимание принимались также краткость и выразительность формулировок. Оставшиеся 36 афоризмов были предложены группе экспертов для выделения наиболее типичных и ярких.

      В качестве экспертов в исследовании выступили 17 человек — кандидаты и доктора филологических наук. Каждый из предложенных афоризмов оценивался по шкалам "четкость формулировки" и "типичность высказывания" по 5-балльной шкале. Афоризмы, мнение экспертов относительно которых не совпало, исключались из списка. Однородность мнений экспертов определялась по величине стандартного отклонения (о < 1.8). Согласованность замерялась коэффициентом кон-кордации: в обоих случаях значения коэффициента (Ж = 0.647 и Ж = 0.721) свидетельствовали о

      том, что мнение экспертов относительно предложенных высказываний совпали.

      В результате экспертной оценки было выделено 26 афоризмов, которые и составили содержание опросника (см. Приложение).

      Проверка психометрических характеристик опросника проводилась на выборке 230 человек. Из них 119 женщин (51.74%) и 111 мужчин (48.26%) в возрасте от 19 до 61 года (М = 28.97 ± ± 11.7). Испытуемым было предложено оценить степень согласия с каждым из 26 высказываний о любви (без указания авторов), по 5-балльной шкале: ответ "полностью согласен" — 4 балла, "согласен" — 3, "затрудняюсь ответить" — 2, "не согласен" — 1, и "полностью не согласен" — 0 баллов. Информация респондентов о себе включала пол и возраст.

      Статистический анализ данных включал: расчет показателя надежности (коэффициент а-Кронбаха); анализ отдельных пунктов теста по корреляция суммарного балла теста с баллом каждого пункта; факторный анализ с использованием метода главных компонент и последующим вари-макс-вращением для анализа структуры опросника. В процессе работы с данными использовались компьютерные статистические пакеты Statistica 7 и Statgraphics Centurion XV.

      РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

      Анализ основных психометрических характеристик опросника и его структуры. Для

      оценки надежности опросника по внутренней согласованности рассчитывался коэффициент а-Кронбаха. Его значение, равное 0.832 (при критическом 0.75), свидетельствует о высокой надежности предлагаемого опросника. Детальный анализ каждого пункта опросника основывался на методе, предложенном Р. Лайкертом — расчет корреляции каждого пункта опросника с общим суммарным баллом по каждому пункту. В результате установлено, что каждое суждение (пункт опросника) вносит весомый вклад в измеряемый конструкт (значение коэффициентов корреляции от 0.21 до 0.50). Не было обнаружено ни одного пункта, удаление которого из опросника значимо увеличило бы его надежность.

      В целях выделения субшкал опросника на основе взаимосвязей суждений была осуществлена процедура факторного анализа, в результате которой было

      Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

      naukarus.com