Дембо рубинштейн самооценка младшие школьники

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Детская и юношеская психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Буркова Светлана Алексеевна

Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников . Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.

Specific characteristics of self-appraisal of 6-8-year-old children with different perception of emotional situation

The aim of the research is to analyse self-appraisal of first-form children in relation to how they perceive and handle emotional stimuli. The results reveal that the children's ability to perceive emotional information has an effect on the development of their selfappraisal. The author reveals the significant difference between personal and general selfappraisals of children with the distortion of emotion information perceiving.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Буркова Светлана Алексеевна,

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций»

?ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ*

Работа представлена кафедрой психологии и психофизиологии ребенка.

Научный руководитель — доктор биологических наук, профессор Е. И. Николаева

Цель работы — исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.

Ключевые слова: самооценка, искажение эмоциональной информации, младшие школьники.

SPECIFIC CHARACTERISTICS OF SELF-APPRAISAL OF 6-8-YEAR-OLD CHILDREN WITH DIFFERENT PERCEPTION OF EMOTIONAL SITUATION

The aim of the research is to analyse self-appraisal offirst-form children in relation to how they perceive and handle emotional stimuli. The results reveal that the children’s ability to perceive emotional information has an effect on the development of their selfappraisal. The author reveals the significant difference between personal and general selfappraisals of children with the distortion of emotion information perceiving.

Key words: self-appraisal, distorted perception of emotional information, primary school children.

Введение. В последнее время (после стало возможно говорить о том, как влияют подписания Конвенции о правах ребенка) различные эмоциональные воздействия на

развитие личности ребенка. Был проведен ряд исследований, выявивший наличие у детей искажения восприятия эмоциональной информации; получены данные, свидетельствующие о том, что уже к 7 годам у части детей наблюдаются искаженные реакции на эмоциональное воздействие [3]. В качестве показателя, который с большой вероятностью отражает восприятие эмоционально значимой информации, была выбрана самооценка детей, которая является объектом пристального внимания психологов как сложное новообразование, формирующееся при воздействии целого комплекса факторов [1]. Интерес для данного исследования представляло выявить и проанализировать данные об особенностях самооценки детей с адекватным и искаженным восприятием эмоциональной информации.

База и методика исследования. Для решения поставленной цели и задач мы выбрали следующий набор методов: для исследования самооценки методики Т. Дембо -С. Рубинштейна [5] и «Лесенка» [4], а для выяснения особенностей восприятия эмоциональных ситуаций — вопросник осоз-

нанности использования системы поощрения и наказания в семье [2], который позволяет оценить уровень искажения получаемой эмоциональной информации.

В эксперименте приняли участие 124 ребенка в возрасте 6-8 лет из первых классов гимназии № 721 Красносельского района и гимназии № 42 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Перед началом исследования был проведен сбор анамнестических и анкетных данных для выяснения особенностей развития, определения наличия или отсутствия тех или иных заболеваний, особенностей интеллектуального развития, что было необходимо для формирования гомогенной выборки. Поэтому в обследовании приняли участие дети основных групп здоровья (I и II) с сохранным интеллектом, из полных семей, в которых большинство родителей имеют высшее образование и работают в различных сферах услуг.

Результаты исследования. Наиболее ярким результатом при определении самооценки был факт различия результатов, полученных с помощью наиболее распространенных методик Дембо — Рубинштейн и «Лесенка» в первых классах гимназии (рис. 1).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

низкий средний высокий

Ж «Лесенка» Н Дембо — Рубинштейн

Рис. 1. Распределение детей по уровням самооценки по методикам «Лесенка» и Дембо — Рубинштейна

На представленной диаграмме можно видеть, что методика Дембо — Рубинштейн дает больший разброс уровней — по ее результатам выявлены все 3 уровня самооценки, среди которых наиболее часто встречается высокая самооценка (70,2%). Результаты методики «Лесенка» представлены только двумя уровнями: высоким и средним, причем

на каждом из них примерно равное число детей (55,6 и 44,4% соответственно). Такое различие в результатах можно объяснить следующим моментом — методика «Лесенка» в большей мере раскрывает представление ребенка об отношении к нему других людей (общая), а методика Дембо — Рубинштейн усиливает оценку себя по заранее заданным

качествам (частная). Таким образом, проанализировав уровни самооценки, полученные с помощью известных методик «Лесенка» и Дембо — Рубинштейн, можно сказать, что большинству детей свойственна высокая самооценка; однако получаемые результаты нуждаются в дальнейшем разделении, более развернутом описании и уточнении.

Анализируя ответы детей на предложенный вопросник, мы разделили детей по трем уровням искажения информации: высокий, средний и низкий (рис. 2).

Рис. 2. Распределение детей по уровню искажения эмоциональной информации

К высокому уровню относились дети, у которых измененные ответы и на наказание, и на поощрение, к среднему — дети, у которых были измененные реакции либо на поощрение, либо на наказание, к низкому — дети, которые могли называть свои чувства, вспоминая и наказание, и поощрение. Как представлено на диаграмме, 83% детей адекватно воспринимает эмоциональную информацию, но уже 17% специфически рассказывает о своих чувствах в процессе и поощрения, и наказания. Это можно объяснить включением механизмов психологической защиты в ситуациях, которые угрожают целостности личности ребенка, когда он может осознать, что родители его отвергают.

При сопоставлении уровня искажения восприятия эмоциональной информации с уровнями самооценки детей были получены следующие данные (табл. 1).

У детей со слабым искажением информации высокий уровень самооценки встречается в большинстве случаев (63,3 и 77,3%

по методикам «Лесенка» и Дембо — Рубинштейна соответственно), низкий уровень вообще не представлен. При среднем уровне искажение высокая самооценка встречается также более чем в 50% случаев, но уже появляется 3,7% детей с низким уровнем самооценки. Наиболее показательны результаты детей с сильным уровнем искажения восприятия эмоциональной информации, у которых завышенная самооценка встречается чаще, чем средним, а также незначительно, но все-таки увеличивается и процент детей с низкой самооценкой (4,7%). Важно отметить, что с усилением искажения эмоциональной информации увеличивается и разрыв между процентным показателями общей и частной самооценки: если у детей со слабым искажением эта разница составляет 11%, со средним — 12,4%, то у детей с сильным искажением она в два раза больше -23,8%. Данное рассогласование в самооценке детей может говорить о внутренней нестабильности, начале развития внутрилич-ностного конфликта.

Распределение детей с различным уровнем искажения эмоциональной информации по уровням самооценки

Уровень искажения эмоциональной ин-формации Уровень самооценки, %

Высокий Средний Низкий

Высокий 52,4 76,2 47,6 19 0 4,8

Средний 54,3 66,7 45,7 29,6 0 3,7

Низкий 63,3 77,3 36,7 22,7 0 0

Примечание. I — по методике «Лесенка»; II — по методике Дембо — Рубинштейна.

Заключение. Проанализировав результаты обследования первоклассников в данной выборке, мы можем сделать следующий вывод: на формирование самооценки значительное влияние оказывают механизмы, активирующиеся в том случае, когда эмоциональные переживания при наказании угрожают целостности личности.

* Работа поддержана грантом для молодых научно-педагогических работников высших учебных заведений Санкт-Петербурга и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, учрежденным комитетом по науке и высшей школе в соответствии с п. 2.10 перечня основных мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг., утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 № 304.

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

2. Николаева Е. И., Иванова М. И. Особенности эмоциональных реакций в ситуациях поощрения и наказания у детей разного возраста и их родителей. URL: http: // [email protected]

3. Николаева Е. И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. № 2.

4. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001.

5. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Памятник исторической мысли, 1995.

cyberleninka.ru

Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Ребенок сопоставляет уровень своих притязаний с результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном мною опросе, ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Для изучения самооценки я использовала методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

– совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

– характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

– устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Самооценка влияет на успешность обучения, на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, проведены следующие исследования:

1. По итогам второго класса, из 41 ученика 36 имели по математике оценки «4» и «5», и 5 человек по математике имели удовлетворительные отметки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Картинки на тему «Формирование самооценки младших школьников»

Автор: PC. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока педагогики, скачайте бесплатно презентацию «Формирование самооценки младших школьников.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 280 КБ.

Формирование самооценки младших школьников

«Самооценка школы» — Хорошая школа знает: Преобладают позитивные характеристики, т. к. трудно принимать критическую точку зрения. Часто носит субъективный характер, особенно при отсутствии сравнительной информации. Информационная основа самооценки. Этапы реализации проекта. Европейская модель CAF для учреждений, финансируемых из гос. бюджета.

«Формирование УУД» — Целеполагание. «Святость жизни». Синтез — составление целого из частей. Управление поведением партнёра. Выбор способов решения задач. Преобразование модели. сформированность Я-концепции и самооценки. «Красота спасет мир». Доказательство. Анализ объектов. Познавательные УУД. Саморегуляция. Выбор оснований и критериев для сравнения.

«Воспитание младших школьников» — Предмет исследования — духовно-нравственное воспитание младших школь­ни­ков во внеклассной работе. идеи выдающихся педагогов – Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского; Объект исследования — духовно-нравственное воспитание младших школьников. Этапы проведения эксперимента: констатирующий; формирующий; — контрольный.

«Исследовательские работы младших школьников» — Предмет – новогодняя ёлка. Предмет изучения – прабабушкины сказки. Предмет исследования — изучение истории создания памятника. Прабабушкины сказки. Исследовательская работа «Словарь утерянных слов». Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников на уроке и во внеклассной работе. Далее вам предлагается опыт из практики конкретных исследовательских работ.

«Здоровье младшего школьника» — Профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья школьников. Диагностика. Государственный стандарт среднего общего образования. 6 блок Профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья. Основные направления: Деятельность. Целеполагание. Модельные характеристики здорового школьника. Просветительско-методическая работа с педагогами и родителями; 6 блок.

«Внимание младших школьников» — «Заполни по образцу». Результаты констатирующего эксперимента. Методика № 1. «Заполни по образцу». Результаты анкетирования «Я и мое внимание»: 1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Результаты итоговой диагностики: «Текст с ошибками». Использовать непроизвольное внимание.

900igr.net

Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников

Особенности социального поведения детей-учащихся начального звена.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. В этот период происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формирование отношений в коллективе. От этого этапа зависит уровень интеллекта и личности.

Особенности социального поведения детей младшего

Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, запускается процесс сравнения себя с другими, желание быть лучше других, приходит осознание необходимости обучения, подчинения системе обучения, правилам поведения, чувство ответственности за их нарушение. Дети этого возраста ясно понимают смысл этих норм и правил и готовы к их выполнению. Взрослым и учителям необходимо быть очень бдительными, чтобы не упустить шанс своевременно использовать эту готовность. Он не должен бояться наказания за неисполнение правил, он должен понять необходимость их исполнения. Здесь большая роль отводится учителю и родителям. Им необходимо разъяснить ребенку о важности таких качеств как дисциплинированность, организованность и негативные последствия нерадивости и разболтанности.

Постановка требований к ребенку должна всегда сопровождаться контролем выполнения этих требований ребенком. У учителя должны быть хорошо отработанные приемы контроля и поощрения исполнительности и обязательного реагирования на несоблюдение и неисполнение норм и правил. Иначе у ребенка сложится ощущение, что неукоснительное и обязательное соблюдение норм и правил вовсе необязательно и что это просто прихоть взрослых.

Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Он пытается разобраться, какие бывают правила, какие бывают меры наказания за те или иные провинности, каким образом можно избежать наказания или как отличиться, чтобы достичь высшей похвалы от учителя или родителя.

Социальная ситуация ребенка меняется, как только он выходит за рамки семьи. Круг знакомых расширяется, в жизнь ребенка вторгаются новые лица — как взрослые, так и ровесники, со своими привычками, со своим микроклиматом. Дети в этом возрасте доверчиво подчиняются авторитету взрослых, их требованиям. Они стараются копировать их манеры, поведение, рассуждения. Ребенок начинает внимательно следить за поведением окружающих его детей, такое поведение сопровождается сильным эмоциональным напряжением, чувством страха, испуга и смятения. Оказавшись в новой для него ситуации, ребенок замечает за собой несвойственное для себя поведение, он одновременно прислушивается к себе и пытается осмыслить происходящее. Для этого периода характерно конформное поведение, когда ребенок неосознанно следует за другими, вместе со всеми тянет руку на уроках, хотя вовсе не готов к ответу.

С началом процесса совместного обучения устанавливаются контакты с одноклассниками, это чаще всего сосед по парте, ребенок со схожими интересами. В ходе установления взаимоотношений с одноклассниками, у ребенка обнаруживаются подлинные индивидуальные особенности. Сравнивая себя с другими, ребенок пытается дать себе оценку.

Самооценка формируется через самопознание. Самооценка является неотъемлемым компонентом самопознания, то есть осознания своей значимости, своих способностей, физических сил, поступков, отношения к окружению. Самооценка формирует дальнейшее отношение ребенка к себе, в свою очередь, это влияет на его поведение в обществе. На самооценку влияют критичность, требовательность к себе и окружающим.

В период обучения в начальной школе у детей формируется самооценка.

При этом у них выявляются все виды самооценок:

  • адекватно-устойчивая;
  • завышенно-устойчивая;
  • неустойчивая (неадекватно завышенная либо заниженная).
  • Обладающие адекватной самооценкой дети общительны, находчивы, бодры, активны. Адекватно оценивая свои возможности они выбирают соответствующие задачи, хорошо справившись с трудной задачей — они берутся за более сложные, тем самым повышая свою самооценку.

    Правильная оценка своих возможностей и способностей, вера в собственные силы характеризует детей с завышенной самооценкой. Как правило, это максимально самостоятельные дети. Им присущи такие черты личности как чрезмерная самоуверенность, бестактность, высокомерие, снобизм. Дети с неадекватно — заниженной самооценкой резко отличаются от остальных. Это робкие, неуверенные в себе школьники. Чаще всего такие дети будут избегать различного рода трудностей, в силу своей неуверенности. Если таких детей не поощрять и не подбадривать, то их них вырастают замкнутые, неуверенные в себе люди.

    Развитию психических процессов способствует учебная деятельность в начальных классах. Ученики начальных классов отличаются жаждой познания окружающего мира, любознательностью, здоровым любопытством. В этот период у них ярко выражена эмоциональность восприятия. С возрастом у ребенка этот процесс становится целенаправленным и управляемым. Ученики начальных классов, не прилагая усилий, запоминают все новое, так как у них сильно развито непроизвольное внимание.

    Импульсивность, общая недостаточность воли – отличительная черта характера детей этого возраста. На данном этапе большое влияние на ребенка имеет коллектив. Участие в общественной жизни школы, в коллективных мероприятиях закладывают основу коллективистских отношений.

    Методика «Дембо-Рубинштейн»

    Методика — это исследование самооценки. Методика отображает разное отношение между двумя структурами личности: «Реальным Я» и «Идеальным Я». Качество этого отношения влияет на самооценку человека. Большая разница между «Реальным Я» и «Идеальным Я» указывают на человека с заниженной самооценкой. Равное соотношение «Реального Я» и «Идеального Я» дает адекватную самооценку. Человек, считающий себя идеальным, имеет завышенную самооценку.

    • Цель Методики: определить степень сформированности самооценки учащегося.
    • Возраст испытуемого: 6-7 лет
    • Форма: беседа
    • Перед ребенком лист бумаги, где изображены четыре круга, с нумерацией от 1 до 4. Ребенку разъясняется ситуация: «Дети твоего класса заняли эти круги».

    • Круг под №1 заняли успешные дети, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все вопросы, они все умеют, хорошо себя ведут.
    • В круг под №2 собрались дети, у которых не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неправильно себя повести.
    • В круг под №3 вошли дети, не совсем успешные, у которых мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые простые вопросы, они нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания.
    • В круг под №4 встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на поставленные вопросы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания.
    • Какой из этих кругов ты бы занял и почему?

      Как правило, дети, с завышенной самооценкой, занимают круг под №1, №2 или №3 — с адекватной, №4 — с заниженной. Уровни сформированности самооценки налицо.

      Учителю важно в процессе общения с ребенком учитывать его самооценку. Для того чтобы на стадии формирования личности, когда самооценка поддается воздействию и ее можно изменить, благоприятное воздействие учителя принесет хорошие плоды в становлении и развитии личных качеств.

      Верная самооценка способствует успешной реализации человека, помогает правильно определить цели в жизни, самоутвердиться. Поэтому очень важно помочь ребенку в период развития сознания помочь выявить скрытые возможности, утвердиться, помочь верно оценить себя и свои возможности. Ведь нередко неверное представление о себе приводит к срывам, депрессии и болезням.

      childage.ru

      Дембо рубинштейн самооценка младшие школьники

      СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

      В статье рассматривается современное состояние исследований самооценки школьников. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки двух групп испытуемых: младших школьников и подростков. Выявлены характерные особенности самооценки респондентов в каждой из групп. Сделаны выводы о практической значимости исследования.

      Ключевые слова: самооценка, самосознание, младший школьник, подросток, виды самооценки, особенности самооценки.

      COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SELF-ESTEEM FEATURES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS

      The article discusses the current status of studies of the students’ self-esteem in two groups of subjects: younger students and adolescents. The features of the respondents’ self-esteem is done in each group. The practical study relevance is written.

      Key words : self-esteem, self-awareness, Junior high school student, a teenager, forms of self-esteem, self-esteem features.

      Проблема исследования характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков является весьма актуальной. Она занимает одно из центральных мест в структуре проблем развития сознания и самосознания школьников, формирования гармонично развитой, эффективной личности.

      Практическое значение исследования самооценки школьников состоит в том, что научно-обоснованное знание особенностей, показателей и характеристик самооценки является необходимым условием для организации успешного, результативного обучения, воспитания и самовоспитания школьников.

      Степень проработанности проблемы самооценки личности и, в частности, вопросов самооценки школьников можно оценить к настоящему времени как достаточно высокую. Вместе с тем остается еще достаточно много вопросов, требующих более детального изучения. К ним можно отнести и сравнительные характеристики самооценки младших школьников и подростков.

      Особенности развития младших школьников и подростков отражаются в широком спектре мнений отечественных психологов. Разработке разнообразных аспектов развития посвящены работы таких отечественных ученых, как Л. И. Божович [1], Е. С. Романова [7], Б. Н. Рыжов [5; 8], Б. М. Абушкин [7], А. В. Иванов [9], С. В. Львова [2; 3], Ю. В. Челышева [9; 11], Т. А. Шилова [12], А. А. Тюков [10], Л. Ю. Овчаренко [4] и других.

      Современное состояние проблемы

      Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б. Г. Ананьев указывал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием благодаря «личному» участию ребенка в ее производстве. На социальный характер формирования самооценки школьника также указывала Л. И. Божович [1].

      Одним из выражений этого является механизм двустороннего сравнения. С одной стороны, такое сравнение происходит по классической схеме, предложенной У. Джемсом, рассматривающим самоуважение как функцию, зависящую от отношения степени успешности к уровню притязаний субъекта. С другой стороны, самооценка формируется под влиянием сравнения себя с другими людьми. См.: http :// privetstudent . com / diplomnyye / psikhologiia — diplomnye — raboty /1562- diplom — strukturno — soderzhatelnye — osobennosti — samootnosheniya — podrostkov — iz — nepolnyh — semey . html

      К концу дошкольного возраста в процессе развития самосознания ребенка происходит заметный скачок, но всё же основными свойствами самооценки большинства младших школьников остаются относительная неадекватность (выражается в завышенной самооценке по сравнению с оценкой учителя или группы); недифференцированность; неустойчивость; слабая обоснованность с опорой на субъективные, второстепенные признаки; недостаточная степень рефлексивности; отсутствие необходимой критичности по отношению к себе, своим возможностям, качествам и способностям. В младшем школьном возрасте учитель и его оценка, а также опыт собственной учебной деятельности (ее успешность или же неуспешность) являются важнейшими факторами развития самооценки. Это вполне объяснимо, так как в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей.

      При смене ведущей деятельности закономерным образом происходит смена доминирующих факторов развития самооценки. Так, в средних классах школы ведущей деятельностью становится общение и поэтому на этом возрастном этапе в процессе формирования самооценки важнейшую роль играют уже не оценки учителя, а особенности взаимоотношений и общение подростка со сверстниками и взрослыми.

      В процессе общения, межличностного взаимодействия подростка в школе и в неформальных группах происходит формирование его самооценки как важнейшего регулятора поведения и деятельности, в значительной степени определяющего адаптацию школьника.

      Центральным психическим процессом в подростковом возрасте является развития самосознания. У подростка формируется новый уровень самосознания, при этом он осознает и оценивает себя, свои качества и способности, достоинства и недостатки в сравнении с окружающими сверстниками и взрослыми, ориентируясь на социально принятые эталоны и критерии.

      Оценка подростком себя, своих возможностей и способностей осуществляется на фоне пристального внимания к другим людям, причем он осознает не только себя, но и других через их отношения к себе [3].

      Особенности самооценки в значительной степени определяют поведение и деятельность подростка. Например, при завышенной самооценке подросток часто конфликтует с окружающими. Заниженная самооценка (часто сочетающаяся с неуверенностью в себе) оказывает негативное влияние на достижение подростком успеха в той или иной деятельности, что в свою очередь приводит к дальнейшему ее снижению или «закреплению» ее «заниженности».

      Таким образом, подростковый возраст считается сензитивным для формирования самооценки. Это связано с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе и склонности к самонаблюдению.

      Объектом исследованияв данной работеявлялась самооценка младших школьников (ученики третьих классов) и подростков (ученики седьмых классов) СОШ № 950 г. Москвы.

      Предмет исследования — уровень и особенности самооценки, характерной для младших школьников и подростков.

      Был использованы следующие методики:

      — «Реальная и идеальная самооценка»;

      — «Исследование самооценки личности подростка»;

      — методика Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

      Методика «Реальная и идеальная самооценка», или исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования, позволяет определять адекватность самооценки, её заниженность или завышенность. В работе Т. В. Галкиной описан вариант этой методики, модернизированный для детей младшего школьного и подросткового возраста. При этом состав качеств личности, предназначаемый для ранжирования испытуемым, сокращен с двадцати до десяти, и исследователем в данном случае выбираются качества личности, более понятные для детей конкретного возраста.

      Испытуемым школьникам будет предложено проранжировать перечисленные в стандартизованной программе качества личности относительно двух критериев — «Идеал» и «Я» — по шкале от 1 до 10 по мере убывания привлекательности для испытуемых этих качеств личности [6].

      Методика «Исследование самооценки личности подростка» позволяет получить достаточно точные данные об уровне и степени адекватности самооценки личности подростка и ее самопринятии. Данная методика также относится к прямым методам исследования самооценки.

      Методику можно применять как индивидуально, так и в группе (в классе) на широком возрастном контингенте испытуемых, начиная с девяти лет (т. е. для учеников-второклассников) и до подросткового возраста — 14 лет (т. е. для учеников-семиклассников).

      Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) человеком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их [6].

      Результаты исследования и их обсуждение

      Было проведено эмпирическое исследование самооценки младших школьников в 3 «а» и 3 «б» классах, 43 человека по каждой методике, и подростков в 7 «а» и 7 «б» классах, 37 человек по каждой методике.

      Общие сводные данные опроса младших школьников и подростков по методике «Реальная и идеальная самооценка» представлены в таблице 1.

      Сравнение уровня самооценки младших школьников и подростков (по методике «Реальная и идеальная самооценка»)

      В этом случае различие сравниваемых показателей как по «отрицательному», так и по «положительному» множествам оказалось статистически незначимым. Критические значения при p≤0.01 равны 490, при p≤0.05 составляют 556. Полученное эмпирическое значение составляет 696.5 и находится в зоне незначимости.

      Сравнительный анализ данных показывает, что доля школьников с завышенной самооценкой среди учеников младших классов существенно выше, чем среди подростков — соответственно почти 60 % по сравнению с 50 %. В то же время доля учеников с адекватным уровнем самооценки среди третьеклассников (11,9 %) почти в два раза ниже, чем среди семиклассников (20,6 %). При этом доля учеников с заниженным уровнем самооценки среди подростков несколько выше, чем у школьников младших классов — соответственно 29,4 % по сравнению с 28,6 %.

      Общие сводные данные исследования самооценки младших школьников и подростков представлены в таблице 2.

      Сравнение уровня самооценки младших школьников и подростков

      (по методике «Исследование самооценки личности подростка»)

      Адекватная, с тенденцией к завышению

      Адекватная, с тенденцией к занижению

      Условные обозначения: СО + — коэффициент самооценки по «положительному» множеству; СО — — коэффициент самооценки по «отрицательному» множеству . «Положительное» множество — самооценка положительных качеств личности; « о трицательное» множество — самооценка отрицательных качеств личности.

      В этом случае различие сравниваемых показателей как по «отрицательному», так и по «положительному» множествам оказалось статистически незначимым. При этом сравнительный анализ значений коэффициента самооценки по «положительному» множеству у учеников младших классов и подростков показывает, что доля школьников с неадекватно завышенной самооценкой примерно одинакова — соответственно 18,2 % и 16,7 %, а доля учащихся с адекватным уровнем самооценки и тенденцией к ее завышению несколько выше среди подростков по сравнению с младшими школьниками — соответственно 10,0 % и 6,1 %.

      Анализ показывает, что доля младших школьников с адекватным уровнем самооценки (при рассмотрении коэффициента самооценки по «положительному» множеству) примерно равна такой же доле среди подростков — соответственно 6,1 % и 6,7 %.

      Если мы сравним долю школьников с адекватным, но имеющим тенденцию к занижению, уровнем самооценки по «положительному» множеству среди младших школьников с соответствующим показателем среди подростков, то наглядно увидим, что у последних эта доля выше, т. е. для подростков характерна тенденция к занижению своей самооценки, что полностью подтверждает гипотезу нашего исследования.

      Сравнительный анализ значений коэффициента по «отрицательному» множеству подтверждает выявленную нами тенденцию: так, среди младших школьников с адекватной, но имеющей тенденцию к занижению самооценкой эта доля существенно выше, чем среди подростков — соответственно 24,4 % и 16,7 %, т. е. среди младших школьников значительно меньше тех, кто себя оценивает негативно.

      Еще более выражена эта зависимость в подгруппе школьников с неадекватно заниженной самооценкой: так, среди младших школьников их 72,7 %, а среди подростков 53,3 %.

      Такая же зависимость зеркально проявляется в подгруппе учеников с неадекватно завышенной самооценкой (на «отрицательном» множестве, т. е. при самооценке школьниками отрицательных черт своей личности): так, численность названной доли среди младших школьников равна нулю, а среди подростков — 20,0 %.

      Общие сводные данные опроса младших школьников и подростков по методике Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан представлены в таблице 3.

      Сравнение уровня притязаний и самооценки младших школьников и подростков по методике Дембо — Рубинштейн

      Уровень притязаний и самооценки

      Различие сравниваемых показателей (по уровню притязаний и по уровню самооценки) здесь также оказалось статистически незначимым. При этом с равнительный анализ значений уровня притязаний среди младших школьников и подростков показывает, что у первых выше доля с завышенным уровнем притязаний — соответственно 38,5 % и 35,5 %.

      При этом среди младших школьников существенно выше доля учеников с реалистичным уровнем притязаний, чем у подростков, соответственно 54,8 % и 42,3 %.

      В то же время среди подростков более значима доля учеников с заниженным уровнем притязаний — 9,7 %, у младших школьников такая доля равна 0.

      Сравнительный анализ значений уровня самооценки показывает, что у младших школьников этот показатель значительно превышает соответствующее значение показателя у подростков — 45,2 % и 26,9 %. При этом среди подростков значительно больше учеников с адекватной самооценкой по сравнению с младшими школьниками — соответственно 73,1 % и 32,3 %.

      Поставленная в исследовании цель — выявление характерных особенностей самооценки у двух групп школьников — учеников младших классов и подростков — была достигнута.

      Получены конкретные иллюстрации к известному теоретическому положению о том, что самооценку можно определить как важнейшее личностное образование, центральный компонент структуры личности, являющейся результатом перенесения извне во внутрь представлений и оценок о ней других, а также ее собственной активности.

      Полученные в результате проведенного эмпирического исследования данные позволили выявить ряд частных взаимосвязей и особенностей. Так, сравнительный анализ значений уровня притязаний среди младших школьников и подростков показал, что у первых больше доля тех, кто имеет реалистичный уровень притязаний.

      В то же время доля учеников с заниженным уровнем притязаний среди подростков несколько выше, чем у школьников младших классов. Видимо, в этом нашло подтверждение наше предположение о некотором снижении устойчивости образа своего «Я» в подростковом возрасте.

      Результаты проведенного исследования могут получить применение в практике учебно-воспитательной работы классных руководителей и в деятельности школьных психологов при организации учебного процесса и внеклассной работы.

    • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
    • Львова С. В. Взаимосвязь успеваемости и тревожности в младшем школьном возрасте //Социальное воспитание: системный подход:сб. научных статей / под ред. А. В. Иванова. М., 2016. С. 65–72.
    • Львова С. В. Учебно-методическое пособие по возрастной психологии / Департамент образования г. Москвы; Гос. образоват. учреждение Моск. гор. пед. ун-т, фак. психологии. М.: МГПУ; Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та , 2006, 79 с.
    • Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 44–56.
    • Поляков Е. А., Рыжов Б. Н., Сенкевич Л. В. Системные особенности развития личности социально депривированных подростков //Социальное воспитание: системный подход:сб. научных статей / под ред. А. В. Иванова. М., 2016, С. 23–34.
    • Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. 2 изд., доп. и переработ. / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. 694 с.
    • Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 5–13.
    • Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5 (1). С. 5–25.
    • Социальная педагогика: учебное пособие / А. В. Иванов, С. В.Алиева, А. Б. Белинская, М. В. Вольфман, С. В. Жундрикова, М. И. Макаров, Л. С. Подымова, Е. М. Таболова, Ю. В. Челышева, О. А. Щанкина. М.: Дашков и Ко, 2013. 424 с.
    • Тюков А. А . Пространство развития поступков как предмет психологии развития личности и психологии воспитания //Социальное воспитание: системный подход:сб. научных статей / под ред. А. В. Иванова. М., 2016, С. 14–22.
    • Челышева Ю. В. Учащиеся асоциального поведения: педагогический опыт социализации //Социальное воспитание: системный подход:сб. научных статей / под ред. А. В. Иванова. М., 2016, С. 42–50.
    • Шилова Т. А. Волевая активность как фактор усиленной самореализации // Самореализация личности в межкультурном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. М ., 2012. С . 113 – 119.
      1. Bozhovich L. I . Personality and its Formation in Childhood. SPb.: Peter, 2009. 400 p.
      2. Lvova S. V. The Relationship between Academic Performance and Anxiety in Elementary School Age // Social Education: a Systematic Approach: Collection of Scientific Articles / edited by V. A. Ivanov. M., 2016. P. 65–72.
      3. Lvova S. V . The Textbook on Developmental Psychology / The Department of Education of Moscow, MCTTU. M.: MCTTU ; Publishing House of Modern Humanities University , 2006. 79 с .
      4. Ovcharenko L. J. Socio-Psychological Adaptation Problems in Teenagers in the Modern Environment // Systems Psychology and Sociology. 2015. № 1 (13), P. 44–56.
      5. Polyakov E. A., Ryzhov B. N., Senkevich, L. V. System Features of Socially Disadvantaged Adolescents’ Personal Development // Social Education: a Systematic Approach: Collection of Scientific Articles / edited by V. A. Ivanov. M., 2016, P. 23–34.
      6. Workshop on Developmental Psychology. Training Manual. 2nd edition, revised and supplemented / under the editorship of the Head of L. A. Golovey, E. F. Rybalko. SPb.: Speech, 2005. 694 p.
      7. Romanova E. S., Abashkin B. M . Psychological Health System as a Factor of Socialization of Students // Systems Psychology and Sociology. 2015. № 1 (13), P. 5–13.
      8. Ryzhov B. N . System Development Periodization // Systems Psychology and Sociology. 2012. № 5 (1). P. 5–25.
      9. Social Pedagogy. Textbook / A. V. Ivanov, S. V. Alieva, B. A. Belinskaya, M. V Wolfman, S. V. Gendrikova, M. I. Makarov, L. S. Podymova, E. M. Tabolova, Y. V. Chelysheva, O. A. Manciny. M.: Dashkov and С , 2013. 424 p.
      10. Bales A. A. The Development of Actions as the Subject of Psychology of Personality Development and Educational Psychology // Social Education: a Systematic Approach: Collection of Scientific Articles / edited by V. A. Ivanov. M., 2016, P. 14–22.
      11. Chelysheva Y. V . Students Antisocial Behavior: Teaching Experience of Socialization // Social Education: a Systematic Approach: Collection of Scientific Articles / edited by V. A. Ivanov. M., 2016, P. 42–50.
      12. Shilova T. A. Volitional Activity as a Factor in the Enhanced-Realization // Self-Actualization in Intercultural Space. Materials of the International Scientifically-Practical Conference. M., 2012. P. 113–119.

      systempsychology.ru

      Формирование самооценки младших школьников в условиях внедрения ФГОС

      Формирование самооценки младшего школьника

      в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

      Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

      Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в первом классе необходимо начать формировать такую самооценку.

      Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».

      Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

      Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

      Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами, второклассники, третьеклассники и четвероклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 — 4 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

      В возрасте семи — одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

      Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличии от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

      В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

      Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия – создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

      Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

      Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

      В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.

      Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

      • притязание на признание,

      • образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация),

      • представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем),

      • оценка себя в отношении прав и обязанностей.

      Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников — в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

      Появление самооценки – не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

      В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самосознание, самооценка ребенка непосредственно зависят от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

      Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

      Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

      Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

      Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

      Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

      Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

      Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

      Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

      Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

      В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.

      Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

      Изучение мотивов получения оценок у учащихся I — IV классов показало, что эти мотивы могут быть внешними («Хочу, чтобы ставили оценки. Мама посмотрит, что 5 или 4, и пустит гулять»,— говорит первоклассник. «Хочу, чтобы ставили оценки, потому что, когда я получаю пятерку, мама и бабушка радуются и говорят: «Какой ты у нас хороший!» — объясняет второклассник) и внутренними («Я хочу, чтобы были оценки, потому что мне интересно знать, что я заслужил — пятерку или двойку», — пишет третьеклассник). Внешние мотивы обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Эти мотивы характерны для учащихся первых и вторых классов. Учащиеся третьих и четвертых классов хотят получать оценки не только для того, чтобы порадовать маму или бабушку и обеспечить их хорошее отношение к себе, но и для того, чтобы самому иметь более четкое представление о своих успехах и о пробелах в знаниях.

      Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внутреннюю мотивацию.

      Методики определения самооценки, использованные для определения самооценки у младших школьников

      Для определения формы самооценки у младших школьников можно провести диагностическое исследование.

      • Подобрать диагностические методики

      • Обработать полученные результаты

      • Разработать рекомендации для родителей и учителей

      Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей «группы риска» можно использовать следующие методики:

      1. Методика А.И.Липкиной “Три оценки”

      2. Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.

      3. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

      Первая диагностика. Дети на уроке математики (10 минут) выполняют задание, которое называется «Математический диктант вида Да/Нет». Оно состоит из 12 пунктов и включает следующие задания:

      • 6 уменьшить на 1, получится 7.

      • Сумма чисел 5 и 3 равна 2.

      • Число 4 называют при счете сразу после числа 3.

      • Из 7 вычесть 3, получится 5.

      • Число 83 меньше числа 79.

      • 59 плюс 23, получится 87.

      • Если число 80 увеличить на 1, то получится 90.

      • Число 68 называют при счёте между числами 71 и 72.

      • Первый множитель равен 4, второй множитель равен первому. Произведение равно 16.

      • Первый множитель равен 2, второй равен 3. Произведение равно 8.

      • Первый множитель равен 3, второй равен 3. Произведение равно 10.

      На следующем уроке дети получают свои работы. Каждая работа оценивается тремя балльными показателями (5,4,3 или 2). Дети выбирают ту оценку, которую, по их мнению, они заслужили. Выбранные детьми оценки сравниваются с адекватными оценками учителя.

      Вторая методика. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Учащимся предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

      Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Детям предлагается семь таких линий. Они обозначают:

      авторитет у сверстников;

      умение многое делать своими руками, умелые руки;

      уверенность в себе.

      На каждой линии чертой (–) отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны своей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

      Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

      Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

      Обработка и интерпретация результатов

      Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

      По каждой из шести шкал определить:

      • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

      • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

      • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

      Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

      Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

      Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

      Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

      Полученные результаты представляются в следующей таблице:

      Методика Дембо — Рубинштейна

      infourok.ru