Самооценка урока пример

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке. Многие педагоги не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально: раз требуется, значит, будем проводить. В нашей статье попробуем разобраться, что такое рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС покажут способы ее проведения.

Прежде чем идти дальше, необходимо разобраться с самим понятием, что означает это слово. Слово «рефлексия» русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Слово «рефлексия» имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности.

С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса.

Именно поэтому целесообразно, чтобы начиналась рефлексия в начальной школе. Отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника.

Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

Если спросить, что дает рефлексия ребенку, то можно отметить следующее:

  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.
  • Учитывая все это, можно сказать, что рефлексия в конце урока — примеры по ФГОС будут рассмотрены далее — делает процесс освоения новых знаний более интересным для ребят и осмысленным.

    Когда учитель в процессе урока общается с детьми, то, учитывая обстоятельства, он использует один из видов рефлексии. Их существует несколько, и они отражают сферы человеческой сущности:

  • Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел.
  • Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет.
  • Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.
  • Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей.
  • Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает.

    Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

    • Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
    • Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: «Какую помощь вам оказал … (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал . (имя)?»
    • У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС будут далее представлены. С их точки зрения, она бывает:

    • Коммуникативная. Она показывает представления ребенка о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе.
    • Для личностной рефлексии объектом является сама личность учащегося, ее качества, поведение, отношения с другими.
    • Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные.
    • Содержание рефлексии также может отличаться, в зависимости от этого она бывает:

    • Символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны.
    • Устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока.
    • Письменная занимает много времени, и ее реже всего используют.
    • И можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

    • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
    • Рефлексия деятельности.
    • Рефлексия содержания учебного материала.
    • Далее необходимо более подробно познакомиться с различными видами рефлексии.

      Эмоциональная рефлексия

      Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель — установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия в конце урока также будет уместна.

      Приемы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные. Далее их рассмотрим более подробно.

      Примеры эмоциональной рефлексии

      Каждый педагог в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии. Рассмотрим только некоторые из них:

    • Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
    • Прием «Солнышко». На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.
    • Зачитывание эмоционального стихотворения, которое согласуется с темой урока, а затем спросить учащихся, что они чувствуют? Какое настроение навевают эти строки?
    • Эмоциональная рефлексия очень важна. Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы.

      Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.

      Деятельностная рефлексия

      Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.

      Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

      Примеры деятельностной рефлексии

      У всех учителей имеются уже большие запасы различных способов проведения такого вида рефлексии. Приведем примеры наиболее известных:

    • Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
    • «Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.
    • «Цветочная поляна». На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился.
    • На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки». Ученики должны у себя в тетрадях — а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами — выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего.
    • С помощью различных видов рефлексии учителю будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.

      Рефлексия содержания материала

      Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы.

      Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

      Примеры рефлексии содержания

      Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения:

      1. Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими:
      • Что сегодня я узнал?
      • Мне было тяжело или нет?
      • Я понял материал или были затруднения?
      • Я научился чему-то новому?
      • Я смог добиться результата?
      • 2. Прием «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. «Плюс» – это то, что понравилось, «минус» – не понравилось, а «интересно» показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке.

        3. Составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.

        Очень важна рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС можно приводить почти до бесконечности.

        Как разработать рефлексивную методику

        При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты:

      • Возраст ребят и состав класса.
      • Особенности конкретного предмета и тему урока.
      • Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока.
      • Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.

        Как научить детей рефлексии

        Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов:

      • Умение анализировать свое настроение.
      • Проводить анализ своих достижений.
      • На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников.
      • На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.
      • Только работая постоянно в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей.

        Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало.

        Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

        fb.ru

        2. Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

        Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

        В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

        При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

        Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

        1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

        Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

        2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

        3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

        На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

        – дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

        – название темы урока и класса, в котором он проводится;

        – цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

        – структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

        – содержание учебного материала;

        – методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

        – учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

        studfiles.net

        12.8. Анализ и самооценка урока

        Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества являются анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начата следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

        В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

        Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

        Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

        Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

        Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

        Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.

        Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

        Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)

        Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

        Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

        Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

        Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. В.А. Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

        Вопросы и задания для самоконтроля

        Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе. Сформулируйте основные требования к нему.

        Определите, что лежит в основании типологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?

        Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.

        Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.

        Посетите в школе 2—3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.

        Определите сущность самостоятельной работы как педагогической категории и охарактеризуйте ее основные признаки.

        Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.

        Дайте характеристику самостоятельной деятельности учащихся в процессе выполнения ими различных видов самостоятельных работ.

        Разработайте по предмету вашей специальности систему заданий по теме для самостоятельной работы учащихся на уроке.

        Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

        На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

        Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.

        Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?

        Дайте характеристику системы уроков по теме и определите ее функции в активизации учения школьников.

        Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно соответствовать ее проведение.

        studfiles.net

        Технологическая карта урока математики. Тема: «Приём округления чисел при сложении»

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        Токаревская средняя общеобразовательная школа №2

        Технологическая карта урока математики

        Тема: «Приём округления чисел при сложении»

        (методический день 23.10.14)

        Подготовила и провела: учитель начальных классов

        Татьяна Алексеевна Десятникова

        Автор: Т. А. Десятникова — учитель начальных классов МБОУ Токарёвской СОШ №2

        Технологическая карта урока. Математика. «Приём округления при сложении». 3класс.

        Составные задачи на нахождение части

        Ввести понятие «округление чисел» при действиях сложения.

        Ввести алгоритм округления чисел при сложении трёх и более чисел.

        Научить: вычислять выражение, используя алгоритм округления чисел при действиях

        — Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

        Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

        Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

        Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

        Познакомить со способом округления

        Р. применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих действий.

        Г.В. Дорофеев. Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 1

        Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая

        Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

        — Повторим формулу успеха.

        Внимание + Старание + Сообразителность = Успех)

        Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

        Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.

        — У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.

        — Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.

        -Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

        Подготовка класса к работе.

        Запись числа и классной работы.

        Правила работы в группе, паре

        Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

        2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

        Выявляет уровень знаний.

        Определяет типичные недостатки

        1) Сколько нужно прибавить, чтобы дополнить до 50 число 48? число 36? число 9? число 27? число 15?

        2) Среди данных троек чисел найдите такие пары чисел, сумма которых есть круглое число:

        Найди периметр треугольника со сторонами 12 см, 21 см. 19см (удобным способом)

        Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

        Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

        3.Определение темы урока. Постановка учебной задачи

        Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

        Проводится подготовительная работа к пониманию приёма округления при сложении.

        -Зарядимся позитивом. Проводим игру «Лучший счетчик».

        Учитель:- Какова особенность данных примеров?

        Ученики:- Все примеры на сложение.

        Учитель:- Вызвали ли какие-нибудь из них затруднения?

        -Почему? ( Первое слагаемое не круглое число. К круглому числу прибавлять легко)

        -Что надо сделать с числами, чтобы они стали круглыми ( округлить)

        Учитель: — Попробуйте определить тему урока?

        Учитель: -Тема сегодняшнего урока «приём округления при сложении»(запись на доске).

        Учитель: — Предположите чему будем учиться?

        — Познакомимся с понятием «округление чисел» при действиях сложения.

        — Научимся вычислять выражение, используя алгоритм округления чисел при действиях

        Игра «Лучший счётчик» (От каждого ряда выходят по одному ученику и становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партой, устно решают его. По сигналу ученики хором говорят ответ. Стоящие у доски учащиеся одновременно поворачиваются лицом к примерам и находят тот пример, ответ которого был назван. Выигрывает тот, кто первым указал правильный пример.) -награждение

        На доске примеры:

        18 + 33 30 +12 40 + 16 20 + 76

        60 + 23 27 + 24 10 + 45 20 +64

        Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

        4. Построение проекта выхода из затруднения

        Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

        Ваши варианты решения:

        Что такое алгоритм? (план действий)

        Составление алгоритма из частей:

        дополнить первое слагаемое до круглого числа: 57 + 3 = 60;

        прибавить к полученному результату второе слагаемое: 60 + 26 = 86;

        вычесть «добавленные» единицы из второго слагаемого

        оформить сложение чисел, используя округление:

        57 + 26 = (57 + 3) + (26 – 3) = 60 + 23 = 83.

        Кто догадался? (посмотрел в учебник или вспомнил)

        Просмотр ресурса –объяснение нов. материала.

        группах. Одна группа у доски.

        Регулятивные: планирование , прогнозирование;

        Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

        5. Первичное закрепление

        Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

        Учащиеся находят пары чисел с одинаковым значением.

        Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

        Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

        Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

        Организация деятельности по применению новых знаний

        Инд. карточки с заданиями на столе у каждого обучающегося с диф заданиями.

        Работа по вариантам со взаимопроверкой.

        Применение приёма округления чисел с опорой на алгоритм.

        Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

        7. Повторение пройденного.

        Учебник с. 53 №4, 2

        Инд. работа на комп.

        Сняли 9б. и 12 ч.

        8. Рефлексия деятельности

        Какое правило мы с вами вывели?

        Д/з с. 52. прочитать текст нового материал, с.53 №7, р.т.стр. 40-41 по желанию.

        . Вот и кончился урок,

        Он пошёл, надеюсь, впрок.

        Самооценка( лист самооценки + настроение)

        Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

        Автор: Т. А. Десятникова — учитель начальных классов МБОУ Токарёвской СОШ №2

        Класс: 3 «А» класс

        Технологическая карта урока. Математика. «Приём округления при сложении». 3класс.

        Составные задачи на нахождение части

        • Ввести понятие «округление чисел» при действиях сложения.

        • Ввести алгоритм округления чисел при сложении трёх и более чисел.

        • Научить: вычислять выражение, используя алгоритм округления чисел при действиях

        — Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

        — Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

        — Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

        — Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

        П.Определять удобный способ округления чисел

        К.Договариваться и приходить к общему решению

        Сумма, округление чисел

        — электронное приложение к учебнику по математике для 3 класса

        1.Самоопределение к деятельности

        Настрой на работу

        Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

        — Чему мы должны научиться на уроках математике?

        — Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

        — Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.

        — У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.

        — Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.

        infourok.ru

        Самооценка урока пример

        Самооценка разработанного онлайн урока по английскому языку

        по теме «Праздники: знаменательная дата 16-летие»

        с точки зрения эффективности использования инструментов ИКТ

        на основе Матрицы Интеграции Технологий.

        Ученики получают контент через ссылку на использование сайта для выполнения задания по введению в тему урока

        Ученики используют технологические инструменты для планирования и создания конечного продукта при работе над мини-проектом «Мое идеальное 16-летие» https://www.blendspace.com/lessons/aGMAzbUDlbsFDQ/16-special-occasions-sweet-16

        Ученики работают по одному, выполняя сложные задания по развитию навыков с использованием технологий: используется ссылка на аудио документ, необходимый скачать и прослушать используя медиапроигрыватель

        Ученики имеют возможность выбирать и использовать технологические инструменты для улучшения совместной работы при выполнении домашнего проекта проекта в группах через гугл презентацию или работу в одном из предложенных сервисов

        Ученики применяют технологические инструменты для творческих целей, основываясь на первоначальных знаниях и конструируя содержание при выполнении домашнего задания https://www.blendspace.com/lessons/aGMAzbUDlbsFDQ/16-special-occasions-sweet-16

        Ученики применяют технологии для конструирования, совместного использования и публикации новых знаний для соответствующей аудитории при выполнении домашнего задания проектов на сервисах https://www.blendspace.com/lessons/aGMAzbUDlbsFDQ/16-special-occasions-sweet-16

        Ученики имеют возможность выбрать и использовать соответствующие технологические инструменты и цифровые ресурсы для решения задач по освоению лексики:

        Ученики выбирают соответствующие технологические инструменты, чтобы выполнять межпредметные задания в процессе развития навыков чтения (статья из Википедии), исполнения песни, просмотра фильма

        Направленная на достижение цели

        Ученики получают инструкции, руководства и обратную связь при ознакомлении с требованиями с помощью сервиса LearningApps

        Ученики имеют возможность использовать технологии для контроля и оценки деятельности в процессе выполнения теста на понимание аудируемого текста https://www.blendspace.com/lessons/aGMAzbUDlbsFDQ/16-special-occasions-sweet-16

        выбрать один из сайтов

        для лучшего усвоения

        Оценка урока: преобладающими являются уровни начальный, усвоения, применения; по среде обучения превалирует направление на достижение цели, но и остальные равномерно задействованы. Общий уровень эффективности использования можно обозначит как средний. Плюс- неплохо для первого онлайн урока, рекомендация на будущее – эффективнее использовать уровни использования ИКТ такие, как Внедрение и Трансформация.

        docs.google.com

        Самоанализ и самооценка урока учителем

        Самоанализ и самооценка урока учителем.

        При самоанализе урока учитель дает:

        краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

        информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

        характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

        оценку активности учащихся и обосновывает использованные приёмы организации их труда;

        самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учащимися).

        В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

        кол-во по списку – 22

        Тема урока – «Колебательное движение…»

        Тип урока и его структура – урок усвоения новых знаний

        1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

        2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

        3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

        4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

        5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

        6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

        7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

        На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

        8. Психологическая атмосфера на занятии

        9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

        10. Наметить перспективы своей деятельности.

        Тема является частью раздела «Механическое движение» (8-й урок из 12). Содержание материала даёт возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые будут необходимы в дальнейшем при изучении физики.

        Тип урока: урок усвоения новых знаний.

        Цели, которые я поставила перед собой при подготовке к уроку:

        Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся. Для этого использовала, в частности, проблемный метод, опережающее обучение.

        Переконструировать прежние знания учащихся (опора на жизненный опыт и имеющиеся знания).

        Обеспечить эмоциональную поддержку (физика+лирика, наглядность).

        Цели, которые поставлены перед учащимися:

        Обучающая. Приёмы и методы: и для визуалов, и для аудиалов, и для кинестетиков.

        Методы словесной передачи информации (приёмы – беседа, рассказ, диалог);

        Половина учащихся – визуалы, поэтому много наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы – демонстрация опыта, презентация, использование ППС);

        Для кинестетиков – физминутка .

        Развивающая. Приёмы и методы стимулирования и мотивации учащихся: индивидуальная экспериментальная работа, опережающее обучение, ППС,

        Воспитывающая. Приёмы и методы: занимательный материал, интересные факты, индивидуальная работа, работа в парах, самооценка работы.

        Комплексный анализ урока

        Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления.

        1. Анализ выполняемых учителем задач:

        как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;

        насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;

        в какой мере активизировалась познавательная деятельность учащихся на разных этапах урока;

        что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;

        насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;

        как осуществлялась связь теории с практикой;

        насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;

        применялись ли на уроке технические средства;

        что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.

        2. Анализ воспитательного влияния урока:

        как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, группы;

        что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и сохранению интереса к профессии;

        каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

        3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

        умение «видеть» класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;

        определить типичные ошибки в работе студентов и устранять их;

        оценивать результаты своего труда и итоги работы учащихся;

        умение быстро корректировать ход занятия.

        4. Анализ деятельности учащихся на занятии:

        учет учителем воспитанности и обучаемости учащихся, результатов предшествующих занятий;

        работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);

        развитие речи учащихся;

        умение учащихся применить теорию на практике.

        Требования, предъявляемые к различным типам уроков

        Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

        Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках в организационную часть входит знакомство с учащимися.

        Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке учащихся к восприятию нового материала.

        При проверке и оценке знаний применяют:

        индивидуальный устный опрос;

        опрос по карточкам;

        решение задач и другие способы опроса.

        Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

        Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

        Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже – лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

        Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

        Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

        Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

        Урок сообщения и усвоения новых знаний

        Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

        Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

        Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

        Урок повторения и обобщения полученных знаний

        Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

        Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

        Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

        Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

        Урок применения знаний, умений и навыков

        Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

        Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

        Краткий перечень методов обучения

        По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

        словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

        наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

        практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

        По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

        метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

        метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

        infourok.ru