Методика самооценка личности старшеклассников

Психолого-педагогическая коррекция самооценки старшеклассников

Самооценка является сложным образованием человеческой психики. Ее содержание отражает собственную активность человека по осознанию своих личностных качеств и поступков, а так же проекции других о себе. Сформированное отношение человека к самому себе является одним из поздних образований в системе мировосприятия.

Старшему школьному возрасту свойственна высокая сенситивность в формировании и развитии самооценки. Особенности развития самооценки старших школьников проявляются в кризисе идентичности, увеличении адекватности самооценки, высоком уровне самокритичности. Исследователи указывают, что самооценка старшего школьника проявляется во внешнем словесном и интерперсональном плане в результате познавательно-оценочной деятельности. Самооценка старшеклассника формируется во взаимодействии со сверстниками включенностью в разговоры о своих личных качествах, поступках, отношениях, наблюдении и подражании референтным лицам.

Уровень самооценки старшеклассника определяет успешность деятельности, направленность его личностного развития, социально-психологический статус в коллективе сверстников, регулирует коммуникативную активность. Старшие школьники, которые характеризуются тенденцией к завышению самооценки, проявляют ограниченность в реализуемых видах деятельности и направлены на малосодержательное общение со сверстниками. Это сопровождается повышением уровня их притязаний к окружающим: родителям, учителям, сверстникам и др. Старшеклассникам с низким уровнем самооценки и самоотношения свойственно проявление депрессивных тенденций, которые взаимообуславливают друг друга. Старшие школьники с адекватной самооценкой проявляют разнообразие интересов к различным видам деятельности, а также к межличностным контактам, которые направлены на познание других и самопознание в процессе общения [1, 2, 3, 4, 5].

Вышеизложенные особенности онтогенеза самооценки и социальная значимость старшего школьного возраста обуславливают необходимость психологического сопровождения.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 28 учащихся 10 класса МБОУ СОШ №16 г. Еманжелинска Челябинской области.

Опытно-экспериментальное исследование прошло несколько этапов.

На первом, поисково – подготовительном этапе был проведен анализ научной литературы по изучаемой проблеме, выполнен подбор методов и методик, разработана модель исследовательской деятельности [6, 7].

На втором, опытно-экспериментальном этапе выполнена диагностика самооценки старшеклассников, составлена и реализована программа психолого-педагогической коррекции.

На третьем, контрольно-обобщающем этапе проведена оценка эффективности формирующего эксперимента, подобраны рекомендации старшеклассникам, педагогам и родителям.

В диагностическом исследовании самооценки старшеклассников были использованы: методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей, методика «Исследования самооценки личности» С.А. Будасси и методика «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой.

Рисунок 1. Результаты исследования самооценки старшеклассников по методике Т.В. Дембо-С.Я Рубинштейн мод. А.М. Прихожан

Для выявления выраженности самооценки старшеклассников была использована методика Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейна мод. А. М. Прихожан. В ней ученики отмечали качества, характеризующие собственную личность в соответствии с диагностическими параметрами методики.

По результатам первичной диагностики с помощью методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна, мод. А.М. Прихожан выявлено, что у 47% (13) учеников адекватная самооценка, она отражает наиболее реальное представление о своих возможностях; у 14% (4) учеников завышенный уровень самооценки демонстрирует неумение реально оценить результаты выполняемой деятельности, объективно сопоставлять себя с другими людьми; данная самооценка может указывать на тенденцию в «закрытости для опыта», индифферентности к принятию своих ошибок и неудач; 39% (11) старшеклассников показали заниженную самооценку, которая свидетельствует о неуверенности в себе, своих действиях, и понимании отсутствия личных способностей.

Рисунок 2. Результаты исследования самооценки старшеклассников по методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой

По методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой средний (адекватный) уровень самооценки отмечен у 50% (14) учеников, значит, старшеклассники чувствуют себя уверенно в различных ситуациях, ощущают способности в преодолении различных препятствий; у 14% (4) старшеклассников определен высокий уровень самооценки, что может свидетельствовать о том, что ученики редко сомневаются в своих действиях, не фиксируют замечаний других; у 36% (10) учеников выявлен низкий уровень самооценки, отмечается, что ученики могут болезненно воспринимать критику в свой адрес, стараются всегда соответствовать мнениям окружающих и страдают от «комплекса неполноценности».

Для диагностики самооценки личности старшеклассников использовалась методика «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси. В тесте ученики выделяют «Я – реальное» и «Я – идеальное».

В классе с адекватным уровнем самооценки имеются 46% (13) учеников, для них характерны уверенность, решительность, устойчивость в своих взглядах, умение выбирать решения, поэтапно их выполнять; с высоким уровнем – 18% (5) старшеклассников, они ставят перед собой значимые цели, претендуют на высокий уровень личных возможностей; с низким уровнем – 36% (10) учеников, для них характерно смирение, чрезмерная неуверенность в себе, пассивность, “комплекс неудачника’’.

Обобщение результатов психодиагностики по трем методикам показало, что 47% (13) учеников имеют адекватный уровень самооценки; 53% (15) старшеклассников имеют неадекватную самооценку, как завышенную 14%, так и заниженную 39%.

Старшеклассникам, обладающим неадекватным уровнем самооценки, рекомендовано участие в программе психолого-педагогической коррекции на добровольной основе, ученики с адекватной самооценкой также были приглашены к взаимодействию.

Программа психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников ориентирована на следующие изменения: осознание собственных положительных и отрицательных сторон, формирование положительного самоотношения, развитие представлений о собственной индивидуальности и индивидуальности других, формирование действий уверенного поведения, формирование навыка принятия решений.

Реализация программы осуществлялась в течении 10 занятий

Коррекционно-развивающее занятие включало следующие структурные элементы:

• ритуал приветствия-прощания — направлен на сплочение старшеклассников, создание атмосферы доверия и принятия в группе, что обеспечивает эффективность работы;

• разминка — выполняет функцию создания установки на результативную деятельность в группе, ее упражнения позволяют активизировать деятельность участников, снять высокое эмоциональное возбуждение не только в начале занятия, но и между выполнением отдельных техник;

• основное содержание занятия — представляет собой систему психотехнических упражнений и приемов, обеспечивающих решение задач коррекционно-развивающего комплекса. Последовательность выполняемых упражнений характеризуется чередованием видов деятельности от интеллектуальной игры к релаксационной технике, изменение психофизического состояния участников от активного к спокойному, в последовательности от сложного к простому;

• рефлексия занятия — предполагает оценку занятия участниками в двух критериях: эмоциональном (переживаемые чувства) и смысловом (значение для личности). В ходе реализации элементов рефлексии занятия участники создают эмоциональную обратную связь друг другу.

С целью оценки эффективности реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников была проведена повторная диагностика самооценки старшеклассников.

После реализации программы психолого-педагогической коррекции методика Т.В. Дембо-С.Я Рубинштейн мод. А.М. Прихожан определяет следующие изменения: на 28% (8) повысился адекватный уровень самооценки учеников, низкий уровень самооценки изменился на 21% (6), высокий уровень самооценки изменился на 7% (2) учеников. Старшеклассники научились: определять достигаемые цели, реально интерпретировать эффективность деятельности, уважать себя, признавая слабые характеристики своей личности, стремясь к саморазвитию.

Результаты повторного исследования уровня самооценки старшеклассников по методике диагностики «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой отмечают, что адекватный уровень самооценки старшеклассников повысился на 29% (8), высокий уровень самооценки изменился на 7%(2), низкий уровень самооценки изменился на 22% (6). Старшеклассники научились конструктивно принимать критику, чувствуют уверенность в своих силах, готовы к принятию самостоятельного решения, радуются достигнутым успехам, воспринимают поражения как ценный опыт.

Результаты методики С.А. Будасси отмечают изменения: адекватный уровень самооценки повысился на 29% (9), высокий уровень самооценки изменился на 11% (3), низкий уровень самооценки изменился на 22% (6).Для старшеклассников стали характерны такие качества как уверенность, решительность, твердость, умение выбирать решения, планомерно их реализовывать.

Обобщение результатов диагностики после реализации программы психолого-педагогической коррекции показывает, что на 28% (9) повысился адекватный уровень самооценки старшеклассников, изменился высокий уровень самооценки учеников с 14% (4) до 7% (2),а низкий с 39% (11) до 14% (4), это характеризует эффективность оказанной психологической помощи.

Математико-статистическая обработка результатов опытно-экспериментального исследования выполнена с применением Т-критерия Вилкоксона [2]:

  • при сопоставлении показателей методики Т.В. Дембо — С.Я Рубинштейн T эмпирическое составило 100, что меньше Т критического 101 для ρ ≤0,01;
  • при сопоставлении показателей методики «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой T эмпирическое — 85,5, что меньше Т критического — 101 для ρ ≤0,01;
  • при сопоставлении показателей методики «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси T эмпирическое — 93, что меньше критического значения Т — 101 для ρ≤0,01.

Это указывает на статистическую достоверность изменений самооценки старшеклассников в результате участия в программе психолого-педагогической коррекции.

На основании анализа и обобщения выполненного исследования психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников разработаны технологическая карта внедрения для психологической службы образовательной организации, а также рекомендации родителям, педагогам и старшеклассникам по стабилизации уровня самооценки.

e-koncept.ru

Самооценка старшеклассников

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.

В ходе исследования был проведен тест на определение самооценки у подростков 16-17 лет, «ЛГ № 27». Так же в процессе работы с литературными источниками и ответами учащихся были выявлены факторы, влияющие на самооценку старшеклассников.

Исследования показали, что у большинства подростков неадекватная самооценка. На это влияют внешние факторы, такие как, ожидаемая оценка окружающих, общение с родителями, с учителями и со сверстниками.

Результаты данного исследования дадут возможность родителям и учителям помогать детям в их психологическом развитии. А самим учащимся совершенствовать себя и формировать адекватную самооценку.

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Северодвинска

МОУДОД Детско-юношеский центр

IX открытая городская учебно-исследовательская

Сичкаренко Наталья Юрьевна

Место выполнения работы: МБОУ «Лингвистическая гимназия №27»

города Северодвинска. Класс 10а

по направлению: Педагогика и психология

на тему: «Самооценка старшеклассников»

Каждый человек может оценивать других людей с той или иной стороны. Он может сказать о его чертах характера, о поступках, о поведении. Но далеко не все люди могут адекватно оценить себя. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Человек, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе коррелирует с неприязненным и недоверчивым отношением к другим людям. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.

Для того, что бы написать работу и оценить полученные в ходе исследования результаты, я использовала научную литературу. Обратилась к книгам психологов, которые занимаются возрастной психологией, таких как Дубровина И. В., Орлов Ю. М., Кон И. С.

Но почему у старшеклассников в основном неадекватная самооценка? В поисках ответа на этот вопрос, я решила написать исследовательскую работу на тему «Самооценка старшеклассников». Цель моего исследования — изучить самооценку у подростков 16-17 лет. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

Изучить научную литературу по данной теме;

Провести исследования среди учащихся 11 классов;

Выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;

Дать небольшие рекомендации по улучшению самооценки у подростков.

В ходе работы я проводила тест среди учащихся 11 классов. Я выбрала именно 11 классы для того, что бы узнать с какой самооценкой учащиеся уходят из школы № 27. Ведь именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей и мировоззрения. По результатам исследования построены диаграммы.

Очень бы хотелось, что бы моя работа помогла многим учащимся в формировании адекватной самооценки.

ГЛАВА 1 ВИДЫ САМООЦЕНОК

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Различают несколько видов самооценок.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны . Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа — не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают. Но в тоже время высокая самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он редко сталкивается с противодействиями окружающих, озлобляется, проявляет подозрительность, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. [№5]

Человек с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплимент они принять не умеют («Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтоб сделать мне приятное».) Поэтому неудивительно, что исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока.

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. В работах Пола Пилкониса и других исследованиях была установлена жесткая корреляция: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой; там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. [№5]

С другой стороны формулировки типа: "Я слабый", "Я не красивый", "Я не очень умный", "У меня нет никаких талантов" — выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности. Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества.

Как мы видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах — не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях. М. Розенберг изучая самооценку старшеклассников 15-18 лет нашел, что подростки с пониженным самоуважением характеризуются неустойчивостью образа «Я»; они склонны «закрываться» от окружающих, представляя им «ложное» лицо. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение об них окружающих. Низкая самооценка снижают социальную активность личности. Чем ниже самооценка человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества. [№3, с.72]

Адекватная самооценка применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем; отсутствие адекватной самооценки у человека является одним из симптомов психоза. Этот термин также используется в качестве меры правильности понимания человеком собственного развития как личности и возникших у него проблем; адекватная самооценка может быть усилена с помощью психотерапевтического воздействия.

ГЛАВА 2 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ 16 — 17 ЛЕТ

Великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. [№6]

Изучая самооценку подростка, важно знать основные закономерности ее формирования на каждом возрастном этапе, а именно: формирование самооценки у детей дошкольного возраста, у младших школьников и, наконец, у подростков.

Дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (о 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

В период младенчества развитие ребенка идет в основном по пути овладения манипулятивной деятельностью. В этом возрасте дети активно реагируют на новые предметы и манипулируют с ними до тех пор, пока открывающиеся новые качества предмета поддерживают его новизну и привлекательность. Главным достижением ребенка к концу первого года жизни становится приобретение физической самостоятельности, т.е. способности ходить и постепенное овладение речью.

Первый период (о 1 до 1,6-1,10 года) — это период однословных предложений, часто в повелительном наклонении. К концу этого периода появляются двухсловные предложения, однако, еще очень простые по своей структуре.

Второй период (от 1, 10 до 3 лет) знаменуется практическим овладением лексической стороной речи и грамматической структурой предложений.

В течение третьего периода (от 3 до 7 лет) формируется регулятивная функция речи, т.е. использование речи для регуляции собственного поведения. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире, т.к. ребенок учится самостоятельности. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. [№ 1, с.118]

Посредством общения взрослые оказывают влияние на ребенка. Пути этого влияния могут быть различными. Во-первых, важно то, что взрослый воспринимается ребенком как субъект, как личность, как представитель общества. Во-вторых, взрослый оказывает влияние на ребенка тем, что ставит перед ним задачи на познавание или овладения какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребенка: на развитие его личности и самосознания, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников. [№1, с.120]

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал

Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношения взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого. [№1, с.123]

По мнению И. В. Дубровиной, основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту, она дифференцируется и несколько снижается.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходит изменение в характере и поведении. Этот период Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы этого возраста устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. У него возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое решение к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операционному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а так же сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми. [№1, с.125]

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В младшем школьном возрасте очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. [№1, с.205]

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. [№1, с.217]

Отрочество — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период с 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т.е. делать возможным развитие самосознания.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода.

Центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, Я — концепции, выражающего в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я — концепции, системы представления о себе, формирования сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд — «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я — идеальном. [№1, с.284 — 286]

По мнению И. С. Кона, большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании юношей и девушек. Если судить по их самоописаниям, в 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т.д. [№3, с.70]

Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, — в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их влияние на их развитие.

Возраст 10 — 12 лет — это благоприятный период для развития многих сторон личности, таких как познавательная активность, любознательность. 11 — 14 лет — важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции», чувства «Я». Однако, интерес к проблемам самовоспитания, желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не реализуется в каких-либо конкретных действиях или реализуется лишь на очень короткое время. [№1, с.291]

Биологическое созревание организма ведет к резким изменениям внешности подростка. Поскольку подросток еще не овладел своей новой внешностью, она занимает значительное место в его самосознании, он постоянно оценивает ее, причем чаще всего недоволен ею. Но поскольку внешность, чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, то подросток постоянно ждет такой же отрицательной оценки, причем не только внешности, но и своей личности в целом. Отсюда — специфическая подростковая застенчивость. Самооценка внешности является важной предпосылкой формирования «Я-концепции», идентичности, развития общего отношения к себе. [№1, с.345]

Дубровина считает, что для современного 10 класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Классный коллектив часто оказывается другим. Так же средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. Другая нередко встречающаяся проблема 10 класса — установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами многие девушки и юноши «расслабляются»: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что — не учеба и не работа. Для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.

В 11 классе на первый план выступают проблемы выбора будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, и проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказывается настолько эффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Так, при изучении особенностей временной перспективы будущего у старшеклассников оказалось, что у многих к концу школьного обучения вся временная перспектива сужается до одного — двух месяцев и ее содержание составляют только два мотива: первый — хорошо окончить школу и второй — потупить в ВУЗ. [№1, с.383 — 384]

В ходе своей работы я изучала общую самооценку с помощью процедуры тестирования [Приложение А, c.14] среди учащихся 11 классов. Целью моего исследования было узнать уровень самооценки старшеклассников. В тестировании принимали участие 47 человек. Из них 62% учащихся с высокой самооценкой, 26% учащихся с низкой самооценкой и всего лишь 12% с адекватной самооценкой [Приложение Б, c.15-16].

По мнению старшеклассников, принимавших участие в исследовании, на их самооценку оказали влияние некоторые факторы. [Приложение В, с.17] Так, например, старшеклассники с высокой самооценкой, учатся хорошо или отлично. Соответственно, отношения с взрослыми и со сверстниками должны быть положительными. Такие люди самостоятельно принимают решения и делают обдуманные поступки. Они часто добиваются своего. Но с другой стороны можно сделать предположение, что некоторые старшеклассники прячутся под определенным статусом. Они хотят казаться лучше в глазах окружающих, чем они есть на самом деле. И под таким статусом, как правило, скрываются люди с низкой самооценкой. Они боятся выглядеть в глазах других людей по-другому. Но высокая самооценка — это не всегда хорошо. Например, в трудных ситуациях, где человек переоценил себя, от полученных неудач он может замкнуться в себе.

Старшеклассники с низкой самооценкой плохо учатся, им трудно найти общий язык с другими людьми. Это может зависеть от оценки взрослых и их сверстников. Если его постоянно унижали, угнетали, ругали и не воспринимали его вообще как личность, то естественно такой человек будет с низкой самооценкой. Он застенчив, одинок. Он очень восприимчив к критике в свой адрес. Человек, зависимый от окружающих. И что бы поднять самооценку до адекватной, нужно устранить причины, т.е. внешние факторы, негативно влияющие на формирование личности.

Старшеклассники с адекватной самооценкой трезво оценивают свои поступки и принимают себя такими, какие они есть на самом деле.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима, какого бы ни было ее место в школьной программе), вдумчивый учитель сможет оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умирять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень и веру в собственные силы. [№3, с.74]

По мнению Ю.М. Орлова, сознательное действие, которое исполняется людьми, содержит не только осознание внешних обстоятельств самого этого действия, но и включает отражения самого действующего, его способностей к исполнению действия и особенностей органа, с помощью которого это действие осуществляется. Из этой способности принимать себя в расчет в действиях, и вырастает то, что мы называем самосознанием. Мы осознаем себя в разных контекстах своих проявлений: имею представление о строении своего тела, обладаю «схемой тела», которая отличается поразительной устойчивостью. Например, у инвалидов это проявляется во сне в болях на месте ампутированной конечности. Ноги нет, а она болит, и болит в определенном месте.

Следующей формой самосознания является самочувствие. Состояние моего тела, его функции, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое выражается в самочувствие. Мы осознаем себя в своих переживаниях и действиях, которые мы должны рассматривать как бы извне, для того, что бы точнее их скоординировать с самим собою и с другими. Таким образом, наше сознание постепенно превращается в самосознание. [№4, с.71]

Чрезвычайно важный компонент самопознания — самоуважение. Это понятие подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».

В одних случаях самооценка у подростков проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» не редко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых, как утверждает Ю.М. Кон, по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. . [№2, с.99 — 100]

В ходе исследования был проведен тест на определение самооценки у подростков 16-17 лет, школы № 27. Так же в процессе работы с литературными источниками и ответами учащихся были выявлены факторы, влияющие на самооценку старшеклассников.

Исследования показали, что у большинства подростков неадекватная самооценка. На это влияют внешние факторы, такие как, ожидаемая оценка окружающих, общение с родителями, с учителями и со сверстниками. Для повышения самооценки до адекватной есть следующие рекомендации:

Откажитесь от самоунижения

Отметьте все негативные моменты вашей жизни на протяжении последних двух недель, заставившие вас думать о себе плохо. Что, по-вашему, постоянно вызывает приступы самоунижения?

Серьезно разберитесь в самообвинениях. Каждый раз, стоит вам начать бичевать себя, говорите «Стоп». Делайте это до тех пор, пока совсем не отвыкнете от самоунижения.

Отметьте, сколько раз в течение дня вам удалось удержаться от подобных мыслей. Вознаградите себя за это.

Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:

Ни одному из тех, кто меня Те, кто действительно меня

знает, я не нравлюсь. знает, относятся ко мне хорошо.

Во мне почти нет привлекатель- Во мне масса привлекательных

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

Результаты моего исследования помогут родителям и учителям помогать детям в их психологическом развитии. А самим учащимся совершенствовать себя и формировать адекватную самооценку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И. В Дубровина «Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» — М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.

И. С. Кон «Психология ранней юности: Кн. для учителя» — М.: Просвещение, 1989. — 255с.: ил. — (Психологическая наука — школе).

И. С. Кон «Психология старшеклассника» — М.: Просвещение, 1982. — 207 с. — (Б-ка классного руководителя).

Ю. М. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся» — М.: Просвещение, 1987 — 224с.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Испытуемым будут зачитаны некоторые положения. Им нужно записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении

Со мной большинство ребят советуются (считаются).

У меня отсутствует уверенность в себе.

Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

Временами я чувствую себя никому не нужным.

Я все делаю хорошо (любое дело).

Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

В любом деле я считаю себя правым.

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, то ощущаю это как собственное поражение.

Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

Меня мало беспокоят возможные неудачи.

Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

Я редко жалею о том, что уже сделал.

Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

Мне чаще везет, чем не везет.

Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответов «да») с положениями под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитывается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +1. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 — о высокой самооценке; от -3 до

+3 об адекватной самооценке.

Изучение самооценки у подростков 16-17 лет.

Вопрос учащимся 11 классов.

Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование Вашей самооценки?

nsportal.ru

Методика самооценка личности старшеклассников

1. Направленность личности старшеклассников.

2. Формирование самооценки.

3. Самосознание: «открытие Я».

4. Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников.

5. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на самооценку старших школьников.

6. Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки старших школьников.

У старших школьников завершается подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений старшеклассников с окружающими их людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Также особое внимание следует уделить и роли взаимоотношений с другими людьми, окружающими ребенка. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

1. Направленность личности старшеклассников.

Н.Ф. Добрынин пишет: «Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается…

У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений… Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики… прически, занятий спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

2. Формирование самооценки.

Рост самосознания — это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.

Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х — 10-х классов предлагалось оценить в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле».

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

www.newreferat.com

«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА» — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладимир Мишурин

Презентация на тему: » «РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»» — Транскрипт:

1 «РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ХОДЕ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ 1. Изучить и проанализировать научную литературу 2. Провести исследование среди учащихся 11- ого класса а ) выявить уровень самооценки старшеклассников б ) изучить « портфолио » учащихся 3. Провести тест — опросник среди родителей 4. Сопоставить и проанализировать результаты « портфолио », типа семейного воспитания с выявленным уровнем самооценки. 5. Выявить роль и влияние самооценки на формирование личности современного подростка. 6. Дать рекомендации по формированию уверенности в себе.

3 ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА + чувствует себя важным и нужным доверяет самому себе Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. — склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода; проявляет подозрительность, агрессию; может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться

4 ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА Характерные черты низкой самооценки потерянный человек; пассивны, внушаемы и менее популярны; чрезмерно чувствительны к критике; застенчивы; нерешительны, зависимы, необъективны; часто страдают от одиночества К чему могут привести Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах — не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.

5 АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА удовлетворенность собой принятие себя чувство собственного достоинства положительное отношение к себе согласованность своего наличного и идеального «Я».

6 отсутствие адекватной самооценки — симптом психоза.

7 ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ О ВОЗРАСТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ У ПОДРОСТКОВ

8 ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО ( 3 – 7 ЛЕТ ) представления о себе представления о природе представления об окружающем мире РЕБЕНОК УЧИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

9 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Сюжетно-ролевая игра войти в жизнь взрослых, действовать как взрослый понимает социальные роли и их связывающие отношения; соотносит свою позицию и позицию взрослого помогает ребенокребенок

11 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 6-7 ДО 9-10 ЛЕТ ) ребенок получает общественную оценку; авторитет взрослого утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники; очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком; самооценка формируется под влиянием оценок учителя

12 ОТРОЧЕСТВО (с 11 до 15 лет ) становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти; формируется абстрактное, теоретическое мышление; период отчуждения от взрослых; важный фактор — общение со сверстниками; повышение значимости Я – концепции; подросток сравнивает себя с другими

13 10-12 ЛЕТ ЛЕТ познавательная активность, любознательность развития самосознания подростка, его рефлексии, «Я- концепции», чувства «Я» ВНЕШНОСТЬ – ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО В САМОСОЗНАНИИ застенчивость

14 ПРОБЛЕМЫ 10 КЛАССА социально- психологическая адаптация к новому коллективу установка на продление моратория детства

15 ПРОБЛЕМЫ 11 КЛАССА выбора будущей профессии проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам ЦЕЛИ хорошо окончить школу поступить в ВУЗ

16 СДВИГИ В ОБЛАСТИ САМООЦЕНКИ, САМООЦЕНКИ, ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ

17 Изучение самооценки у старшеклассников

18 Изучение «портфолио» старшеклассников

19 Изучение типа семейного воспитания

20 Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.

21 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели ! 2. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им ! 3. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности ! 4. Никогда не говорите о себе плохо ; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты « глупый », « уродливый », « неспособный », « невезучий », « неисправимый »!

www.myshared.ru