Самооценка это в психологии

Что такое уровень притязаний в психологии?

Каждый из нас имеет в этой жизни ту или иную цель. Одни при этом просто мечтают достичь ее, другие же идут к ней, ставя при этом определенные задачи. В психологии есть понятие об уровне притязаний, иными словами, это стремление человека к тому, что он может сделать или же чему-то, что никак он не сможет достичь. Так ли важен данный показатель? И какие существуют методы его определения?

Что такое притязание?

Под данным понятием понимают желание и стремление личности получить то, что она желает возможным и достойным себя. При этом у одних притязания вполне скромные и адекватные, а у других они явно завышенные и мало связаны с реальной жизнью.

Притязание в психологии считается личным правом каждого человека получить определенные жизненные блага, например:

  • успех в карьере;
  • удачная личная жизнь;
  • путешествия;
  • успеваемость в обучении и многое другое.
  • Что такое уровень притязаний?

    В зависимости от ожидания человека, его притязания бывают разными. Так, различают разные уровни данного понятия. Высокий чаще всего характерен для тех, кто имеет неадекватную самооценку. Однако, психологи до сих пор не могут прийти к выводу, что именно на что влияет – притязания на самооценку человека или же наоборот. Но, несомненно, связь между самооценкой и уровнями притязаний существует.

    Согласно психологии, уровень притязаний – это стремление человека к достижению той цели, которую он считает для себя достойной. В основе того или иного уровня лежит оценка своих возможностей, потребностью человека является необходимость ее сохранения.

    Классификация уровня притязаний

    Уровень притязаний может быть частным или общим.

    Частный уровень относится к стремлениям в разных видах деятельности или же отношениях, например:

  • достижения в спорте или музыке;
  • отношения с родителями, детьми или противоположным полом.
  • В основе таких уровней лежит та или иная самооценка личности в конкретной области.

    Если говорить об общем уровне, то тут он относится к разным сферам деятельности и жизни человека, где он проявляет свои нравственные и умственные способности. В его основе лежит целостная оценка собственной личности человека.

    Данное понятие ввел в обиход К. Левин и его ученики с целью объяснения стремления личности к цели, имеющую сложность в соответствии со способностями человека. Здесь важно выявить соответствия способностей и возможностей человека тому, к чему он стремится.

    Исследования показали, что данный показатель формируется под влиянием успехов или поражений, но при этом ни успехи, ни поражения не являются решающим фактором в его формировании, им скорее является переживание личностью своих достижений как успешных, так и провальных.

    Уровни притязаний также подразделяются на адекватные возможностям человека и неадекватные. Если они слишком завышены, то могут быть источником аффекта неадекватности. При воспитании детей родители должны их непременно учитывать, чтобы они соответствовали их возможностям, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

    Что характеризует уровень притязаний человека?

    Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.
  • Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.
  • Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

    А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

  • выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в своих силах;
  • избегание соревновательных ситуаций;
  • некритичность отношения к достижениям;
  • ошибки в прогнозах.
  • Примеры реальных и завышенных притязаний

    Если человек целеустремленный, активный и успешный, то его уровень притязаний не слишком высокий, но и не низкий. Его цели вполне реальны и чаще всего воплощаются в реальность. В отличие от мечтателей, такие люди ставят перед собой реальные задачи, которые соответствуют их качествам. Такие люди имеют высокий уровень мотивации, поэтому они и достигают желаемого. Это успешные бизнесмены, врачи, артисты и т.д.

    А вот те, кто имеет слишком высокие и нереальные стремления чаще всего слабо мотивированы и не способны реализовать свои стремления. Примером тому можно назвать то, что провинциальные девушки считают, что достойны шикарной жизни в столице или за границей. Но в большинстве случаев они не стремятся уехать, получить образование или выучить иностранный язык.

    Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

    Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу. Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека. Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.

    Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.

    psiho.guru

    Чувство собственного достоинства и самоуважения: значение в психологии

    От того, как человек относится к себе, зависят его отношения с другими людьми и жизненное благополучие. Если он сам себя не уважает и не ценит, то это не будут делать окружающие его люди. Отсутствие уверенности, постоянный контроль своих действий можно назвать показателями отсутствия самоуважения и чувства собственного достоинства по отношению к себе. Это приводит к отторжению своих эмоций, нарушению гармоничного контакта с другими людьми, разочарованию и неудовлетворению в себе и своих действиях. Способно спровоцировать депрессию и психические расстройства.

    Иметь чувство собственного достоинства, значит, принимать себя в качестве значимого человека. Самоуважение дает внутреннее спокойствие и уверенность. Важную роль в развитии уважения и любви к себе играет правильное воспитание, ведь чувство собственного достоинства формируется с детских лет. Например, неправильные фразы: «Ты должен быть хорошим мальчиком (хорошей девочкой)» или «Будешь наказан, пока не поймешь свой недостойный поступок», приводят к неправильной модели взрослого поведения. Человек с детства ощущает себя недостойным человеком. Не исключено и отвращению к самому себе. Нельзя говорить ребенку и такие фразы:

    • у тебя не получится;
    • это занятие тебе не по силам;
    • он (она) справится лучше;
    • займись чем-то другим;
    • у тебя недостаточно сил для этого.
    • Примеры такого воспитания приводят к отсутствию стремлений и неуверенности в себе. Человек будет жертвовать своими интересами ради выгоды других, а сам не сможет добиваться целей или ставить их перед собой. Ему придется тратить много сил впустую и постоянно чувствовать неудовлетворение.

      Если с самого детства сталкиваться со сравнением себя с другими детьми, чувство собственной значимости никогда не появится. Самооценка будет занижена, а шансы на успешную жизнь сведены к нулю. Ребенку необходимо объяснять, что он способен справиться со всем, если сам этого захочет. Что нет ничего такого, чему бы он не научился.

      Уверенность в себе, здоровая самооценка, отсутствие необходимости доказывать кому-то что-либо и умение рассчитывать свои силы обязательно сформируют уважение к себе. Когда человек почувствует себя личностью, он не позволит себе недостойного поведения и неуважения к себе и своим интересам.

      У женщины чувство собственного достоинства просыпается тогда, когда она начинает понимать и ценить свои желания. Многие мамы и жены так поглощены заботой о семье, что на себя и свои интересы совсем не оставляют время. Они считают, что неприготовленный ужин или неубранная квартира станет приговором плохой хозяйки. Появляется чувство вины, подавленное настроение и неудовлетворение собой. Женщина должна понять, что она не всемогущая, и у нее могут быть свои желания. Нельзя всем угодить.

      Без любви к себе и своим потребностям она не будет счастливой и не сделает счастливыми других. От хорошего настроения хозяйки дома зависит атмосфера в семье и желание мужа возвращаться домой. Мир не рухнет, если женщина посвятит себе немного времени. Хочется пирожное или шоколадных конфет — надо порадовать себя сладким. Главное, не испытывать вину еще и от лишних калорий, ведь их легко сбросить, прогулявшись в магазин за покупками.

      У женщины с признаками собственного достоинства такое поведение:

    • 1. Она не стесняется просить помощи у мужчин. Обязательно найдется тот, кто выручит ее из создавшейся ситуации.
    • 2. Она стремится к исполнению своих желаний. Не стесняется говорить о них.
    • 3. Ее внутренний мир наполнен любовью и гармонией.
    • 4. Хочет и старается хорошо выглядеть. Тратит деньги на косметику, салоны и новую одежду. Поступает так не потому, что все так делают, а потому, что ей этого хочется.
    • 5. Не делает ничего вопреки своим желаниям.
    • Кому-то это покажется проявлением эгоизма, но собственное эго играет в этом неглавную роль. Это уважение и любовь к себе, желание прожить жизнь так, как хочется. Уважающая себя женщина никогда не бегает за мужчиной и не выпрашивает любовь. Она выбирает, кому ответить на чувства и какой поклонник самый достойный. Если мужчина плохо с ней обращается, она не будет состоять с ним в отношениях. Выбрав достойного, женщина посвятит ему жизнь, не ограничивая себя и не теряя самооценку. Уважающая себя дама наполнена любовью и способна наполнить своего любимого силой и энергией, поддержав его во всех начинаниях.

      Мужское чувство собственного достоинства заключается во внутренней силе, самоуважении, принятии себя и своих желаний. Мужчина, уважающий себя, не будет никому ничего доказывать. Ему не надо чужое одобрение и его достаточно сложно обидеть. Но он всегда учтет мнение другого человека, если посчитает это полезным для себя. Считает, что самоуважение должно основываться на равенстве. Он не ущемляет чужие интересы ради потакания своим прихотям. Он верит в свои силы и старается подарить себе и близким достойную жизнь.

      Уважающий себя мужчина не занимается самолюбованием и не ведет себя как капризный и инфантильный мальчик. Такой человек умеет строить планы и предвидеть варианты развития событий. При любых обстоятельствах он не теряет самообладания. У него холодный ум и горячее сердце. Адекватно относится к своим ошибкам и не делает из этого трагедию. Мужчина понимает, что он не супергерой, имеет право на ошибки, и ему нужен отдых.

      Мужчина, уважающий себя, не унижается сам и не унижает других. Он не сравнивает себя с ни с кем и не позволяет людям этого делать. Никем не восхищается и не нахваливает, считая это пустым занятием. Стараясь сохранить чувство собственного достоинства, он никогда не станет ранить чувства других. Умеет отличать жизненно важные вопросы от непринципиальных, а сталкиваясь с чужими интересами, остается твердым и спокойным. Не страдает мелочностью и любит проявлять инициативу, если уверен, что получит от этого удовольствие.

      В отношениях с женщиной ведет себя также достойно, уважает свою любимую и прислушивается к ее желаниям. Защищает и заботится о ней, всегда приходит на помощь и служит надежной опорой.

      В психологии чувство собственного достоинства напрямую связано с отношением к себе. Насколько человек себя любит, так он себя и ощущает. Чтобы обрести самоуважение, надо работать над собой и познать границы своих возможностей. Сформировать здоровую напористость и научится отказывать. Для того чтобы поднять самооценку, необходимо:

    • 1. Знать свои сильные стороны.
    • 2. Стремиться к целям, не опираясь на мнение других.
    • 3. Спокойно относиться к недостаткам и продолжать развиваться.
    • 4. Запоминать победы ради формирования самоуважения.
    • 5. Не критиковать себя, а делать выводы и спокойно анализировать совершенные ошибки.
    • 6. Уметь себя хвалить и подбадривать.
    • 7. Не сравнивать себя с другими и сохранять индивидуальность.
    • Здоровая уверенность в себе не разрушает отношения с другими людьми и помогает в жизни добиться уважения, достатка и высокого положения в обществе.

      Чтобы поднять самооценку, необходимо научиться отстаивать свое мнение, следовать желаниям и целям. Не бояться препятствий, ведь они приносят опыт и делают сильнее. Верить в свои способности и силы, но и не отказываться от помощи. Друзья и близкие поддержат, если любят, ценят и уважают. От недоброжелателей лучше держаться подальше, они подрывают веру в себя, завидуя и боясь чужого успеха.

      В детстве развить в себе дух соревнований. Он формирует здоровое соперничество и дарит приятное чувство победителя. Нельзя быть конфликтным человеком. Надо уважать чужое мнение, но отстаивать свое, если уверен в нем на сто процентов. Стоит окружать себя только приятными людьми, которые тоже стремятся к успеху и не завидуют чужим победам. Ценить дружбу и радовать себя. Помнить, что в жизни случаются моменты, способные подорвать уверенность у любого человека. С любыми неприятностями можно справиться, если верить, любить и уважать себя.

      feelcontrol.net

      Самосознание в психологии — это что такое?

      Определение самосознания в психологии — это одно из сложнейших направлений. Разнообразные исследователи именно этой проблеме посвятили свои труды, высказали мнение о том, что же такое самосознание. И именно об этом учении и пойдет речь в данном обзоре.

      По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.

      Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.

      Компоненты самосознания

      Для процесса социализации характерно расширение связей, их углубление. Также важную роль играют отношения человека с другими людьми, обществом в целом. Самосознание со временем будет развиваться, становиться более устойчивым. Однако происходить это будет постепенно.

      Процесс является сложным, на него оказывают влияние самые разные события и люди. По этой причине В.С. Мерлин определил несколько компонентов самосознания в психологии:

    • Возникает понимание, что у человека имеются определенные отличия не только в характере, но и во взглядах. Наблюдается выделение себя из внешнего мира.
    • Индивид начинает осознавать себя с позиции активного субъекта, которому по силе изменить реальность.
    • Человек начинает видеть собственные психические свойства, эмоции и процессы, осознавать их.
    • Происходит формирование социально-нравственных аспектов, появляется самоуважение, чему способствует накопление жизненного опыта.
    • Для современной науки характерны различные взгляды на проблему самосознания в психологии. Это понятие может рассматриваться с позиции исходной первичной формы генетического характера в сознании индивида. В основе лежат самоощущения. Развитие происходит еще в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает знакомиться с собственным телом. В качестве особого и универсального аспекта данной концепции выступает самопереживание.

      Есть и другая, противоположная точка зрения. Суть ее заключается в том, что самосознание в психологии — это первичный уровень. Этот феномен является результатом совершенствования сознания.

      Третья концепция подразумевает, что сознание и самосознание в психологии отличаются одновременным совершенствованием. Они едины и взаимосвязаны. Таким образом, познание мира происходит посредством ощущений. У индивида начинает формироваться некая картина внешнего мира. Одновременно с этим личность переживает самоощущения, за счет чего появляются представления о себе.

      Проблема самосознания в психологии подразумевает наличие определенных этапов. Ниже перечислены два из них:

    • Формируется схема собственного физического тела, появляется ощущение «Я».
    • Развивается интеллект, формируется понятийное мышление. В это же время происходит развитие рефлексии. Человек уже может осмысленно смотреть на собственную жизнь.
    • Развитие самосознания в психологии личности можно разделить на несколько основных этапов:

    • Индивид начинает выделять себя из окружающего мира. Он понимает, что является субъектом, который независим, как от природной, так и от общественной среды.
    • Личность начинает осознавать собственную активность. Индивид уже способен управлять собой.
    • Ч еловек может осознать собственные качества, наблюдая за другими людьми, замечая схожие черты.
    • Происходит анализ самого себя с позиции моральной точки зрения. В данном случае понимается рефлексия, накопление внутреннего опыта.
    • Выше была описана структура самосознания в психологии. Ученые, сформировавшие ее, считали, что личность способна ощутить себя единой. И помогают в этом воспоминания о прошлых событиях, переживания, вера в лучшее и мечты. Так как данное явление можно считать непрерывным, индивид начинает интегрировать себя в целостное образование.

      Динамическая сторона структуры постоянно подвергается анализу. В связи с этим возникли такие понятие, как «текущее Я» и «личностное Я». В первом случае следует понимать некие формы того, как происходит осознание себя в конкретный период. Во втором подразумевается стойкость индивида. Это ядро для всех остальные «текущих Я». Таким образом, выходит, что для любого акта самосознание характеризуется не только самопознанием, но и самопереживанием.

      Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:

    • Человек способен осознавать мотивы — близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это «Я действующее».
    • Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это «Я реальное» и «Я идеальное».
    • Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
    • Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.
    • Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.

      На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.

      Точка зрения гуманистов-психологов

      По мнению ученых гуманистического направления, самость является целенаправленностью человеческой сущности. Она помогает реализовывать весь потенциал, применять свои возможности по максимуму.

      Можно ли понять, как человек относится к себе? В этом помогут другие личности, именно они являются основным критерием. В данной ситуации происходит формирование этнического самосознания. Социальные связи, которые способствуют накоплению опыта, меняют представления о себе, делая его более многогранным. Таким образом, самосознательное поведение строится на стереотипах, формирование которых происходит в ходе общения с другими людьми.

      Личность стремится стать самой собой, для нее это важно. Человеку характерно желание поддерживать самого себя в трудные минуты, чтобы самоотношение при этом не менялось в худшую сторону, а самооценка не падала.

      Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:

    • Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
    • Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть «наша» команда, и «не наша». Если человек в первой — он хороший.
    • Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
    • Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.
    • Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.

      Чувственный. На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.

      Личностный. Человек начинает осознавать свою активность.

      Уровень ума. Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.

      Целенаправленная деятельность. На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.

      Психологи феномен самосознания довольно часто делят на различные типы. Следует их рассмотреть более подробно:

      Общественное. Данная разновидность феномена появляется, когда личность осознает, как она выглядит в представлении окружающих людей. Самосознание формируется в тех ситуациях, когда индивид находится в центре внимания, выступая на сцене или беседуя с друзьями. Для данной разновидности характерно следование общественным нормам и правилам. Когда человек начинает понимать, что за ним наблюдают, он старается вести себя так, чтобы его поведение казалось социально приемлемым. Общественное самосознание может вызывать ощущение тревоги, когда личность начинает беспокоиться по поводу того, как ее воспринимают окружающие.

      Частное. Данный тип появляется, когда человек осознает некоторые аспекты самого себя. Например, увидел свое отражение в зеркале и осознал, что это он. Или почувствовал неприятные ощущения в животе, понял, что таким образом проявляются волнение и тревога. Все это примеры частного самосознания.

      Повышенное самосознание

      Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.

      Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.

      У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.

      Патологические формы проблемы

      Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:

    • Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного «Я». В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
    • Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
    • Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
    • Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.
    • С помощью данного феномена мы способны стать отдельным существом, как для окружающих людей, так и для себя. Не стоит забывать, что самосознание — постоянное изучение собственных поступков, мыслей, чувств, которое будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. С годами люди меняются, соответственно и взгляд на себя не остается прежним.

      В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как самосознание личности в психологии, кратко описали важные процессы, которые происходят в жизни каждого человека. Надеемся, что этот обзор помог разобраться в достаточно непростом и многогранном учении.

      www.syl.ru

      Самосознание в психологии — это. Что такое самосознание? Определение и понятие

      Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили этому феномену. Самосознание в психологии – это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов.

      Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии – это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.

      Критерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, – это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.

      Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:

    • Первый – человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
    • Второй – индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
    • Третий – личность осознает собственные психические свойства, процессы и эмоциональные состояния.
    • Четвертый – у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.
    • Самосознание: три направления в науке

      Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие сознания и самосознания. В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму сознания человека, в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.

      Такая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.

      Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.

      Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.

      Самосознание в психологии – это процесс, который состоит из двух основных этапов:

      • Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
      • Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, правое полушарие мозга отвечает за ощущение себя, а левое – за рефлексию.
      • Составляющие понятия

        Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды — и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.

        Человек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.

        Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.

        Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:

      • Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
      • Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
      • Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
      • Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.
      • Согласно вышеизложенной информации, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект) и самоотношение (эмоциональный).

        Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это — продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.

        Взгляды гуманистов-психологов

        Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.

        Критерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.

        Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.

        Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый – непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.

        Второй уровень — личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.

        Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.

        Ну и четвертый уровень — целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само – все это характеристики четвертого синтезированного уровня.

        Структурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).

        Самосознание в психологии – это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).

        В связи с этим отношения подразделяются на виды:

        1. Эгоцентрические – индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
        2. Группоцентрические – это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты — хороший.
        3. Просоциальные – в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
        4. Эстохолические – это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.
        5. Патологические формы феномена

          При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.

          Рассмотрим, какие бывают расстройства:

        6. Процесс деперсонализации — характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
        7. Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
        8. Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
        9. Самая патологическая форма – дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.
        10. Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.

          fb.ru

          Самооценка это в психологии

          Нейротизм – это личностная черта человека, которая проявляется в беспокойстве, тревожности и эмоциональной неустойчивости. Нейротизм в психологии это индивидуальная переменная, которая выражает особенности нервной системы (лабильность и реактивность). Те люди, у которых высокий уровень нейротизма, под внешним выражением полного благополучия скрывают внутреннюю неудовлетворенность и личные конфликты. Они реагируют на всё происходящие чересчур эмоционально и не всегда адекватно к ситуации.

          Высокий уровень нейротизма характеризуется сильной восприимчивостью человека к внешне происходящим событиям. Отрицательные эмоции, неприятные ощущения возникают в связи с негативно окрашенными событиями, пессимистичной настроенностью и неадаптированностью личности.

          Высокий уровень нейротизма проявляется жалобами на головные боли, плохой сон, переменчивость настроения и душевное беспокойство.

          Невротическую личность можно узнать по тому, как она ведет себя, например, она всегда тревожится о том, выключены ли электроприборы, насколько надежно заперта дверь, боится общественного транспорта, большого скопления людей. Невротическая личность слишком преувеличивает волнения по поводу своей внешности, особенно, насчет привлекательности, у неё присутствуют навязчивые мысли относительно супружеской неверности или возможных материальных затруднений.

          Нейротизм в психологии это признак неудовлетворения личностных потребностей, биологических и социальных. Особенно часто возникает неудовлетворенность потребности в доминировании (успех, власть, превосходство). Поэтому часто невротические симптомы возникают у детей, которым особенно трудно завоевать власть.

          Маленький ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным по сравнению с взрослыми, и это переживание может в будущем только укрепиться, тогда такой человек, будучи зрелым, продолжает испытывать неполноценность по сравнению с другими. Именно такой нейротизм в психологии является причиной возможного проявления комплекса неполноценности.

          Из-за чувства вины, уровень нейротизма повышается. Подобные симптомы нейротизма сначала кажутся незначительными, или на них вообще не обращают внимание. Если вовремя не принимать необходимые меры, например, корректирующие мероприятия для нейротизма, состояние человека ухудшится, как и качество его жизни.

          Высокий уровень нейротизма приводит к тому, что жизнедеятельность индивида становится для него невыносимо тягостной, его преследуют пустые страхи и постоянные тревоги, которые отнимают все силы, из-за чего появляются различные недомогания, в большей части психосоматические.

          Человек, имеющий повышенный уровень нейротизма ощущает личностный внутренний дискомфорт, который ставит под сомнение его приятное и спокойное времяпровождение с другими людьми. Невротическая личность может осложнять жизнь, как себе, так и своим окружающим.

          Высокий уровень нейротизма – это не нормальное явление, но и не патологическое. Но, при наличии неблагоприятных условий оно сможет перейти в невроз, бывают случаи, когда доходит и до психозов.

          Нейротизм – это совсем не психическое расстройство, а одна из особенностей психики. Беспокойство, неуверенность, тревожность присущи многим людям в стрессовой ситуации. Чтобы узнать о наличии превышенного показателя нейротизма, необходимо вместе с психологом пройти специальный тест.

          Лечение нейротизма необходимо в тех ситуациях, когда повышенная эмоциональность значительно усложняет жизнь, отношения с другими, приводит к переживаниям без повода. Если некоторые формы поведения мешают человеку полноценно действовать и жить, над ними нужно работать.

          Лечение нейротизма должно проводиться с помощью опытного психолога или психотерапевта.

          Личность с нейротическим характером намного интенсивнее, чем другие переживает стресс и реагирует на внешние стрессовые раздражители. В стрессовой ситуации, невротик, ведет себя беспокойно, он тревожный, раздражительный. Он реагирует на такие мелочи, на которые личности с иным типом характера даже не обратили бы внимания.

          Нейротизм является личностной чертой, которая осложняет возвращение психики человека к спокойному и адекватному состоянию.

          Нейротизм имеет тесную связь с эмоциональностью человека, так, наблюдается тенденция склонности очень эмоциональных людей к возникновению различных страхов, фобий, опасений или навязчивых состояний.

          Нейротизм по Айзенку

          Британский психолог Г. Айзенк является создателем двухфакторной теории модели личности. В своем авторском опроснике, в качестве показателей базовых личностных свойств он применял экстраверсию, интроверсию, нейротизм. Немного позже психолог добавил ещё одно личностное измерение – психотизм, которое определял, как склонность человека к агрессивному поведению, жестокости, закрытости, экстравагантности и демонстративности.

          Если кратко, то экстраверсия являет собой личностную направленность на окружающий мир, события, людей; интроверсия – это направленность на внутренний мир.

          Нейротизм – синоним «тревожности», который проявляется в эмоциональной неустойчивости человека, напряженности, депрессивности или эмоциональной возбудимости.

          На одном полюсе нейротизма людям с преобладанием высоких оценок по опроснику размещаются нейротики, отличающиеся нестабильностью и неуравновешенностью нервных психических процессов, эмоциональной неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому такие люди достаточно легко возбуждаются, им свойственна изменчивость настроения, мнительность, чувствительность, тревожность, медлительность и нерешительность.

          На другом полюсе нейротизма людям с преобладанием низких оценок по опроснику свойственно спокойствие, уравновешенность, решительность и уверенность.

          Нейротизм описывает эмоциональную устойчивость или неустойчивость психических процессов. Эмоциональная устойчивость обеспечивает сохранение собранного поведения, ситуативной целенаправленности и адекватности в обычной или стрессовой ситуации. Эмоционально устойчивый человек более зрелый, он легко приспосабливается к условиям, не напрягается и не беспокоится по мелочам, склонен к лидерству и высокой общительности.

          Эмоциональная неустойчивость проявляется в чрезвычайной нервности, плохой адаптации, лабильности (частом изменении) настроения, озабоченности, чувстве вины по незначительным причинам, беспокойстве, депрессивных реакциях, неустойчивости реакций в стрессовых ситуациях и рассеянности внимания.

          Нейротизму отвечает импульсивность, эмоциональность, частая смена интересов, непостоянство в отношениях с людьми, очень выраженная чувствительность и впечатлительность, раздражительность, неадекватно сильные реакции относительно вызывающих стимулов, в неблагоприятных обстоятельствах может развиваться невроз.

          Исследователи, занимающиеся проверкой теории нейротизма Айзенка, относят к невротикам сильно эмоциональных индивидов, а к стабильным личностям – их антиподов. Оценка экстраверсии-интроверсии соотносится с центральной нервной системой (НС), измерение нейротизма стабильности вместе с вегетативной НС, которая разделяется на симпатический и парасимпатический отделы НС.

          Симпатическая система выражается так: она активизирует человеческий организм в стрессовых и критических ситуациях, в связи, с чем усиливается ритм сердца, дыхание становится более частым, расширяются зрачки, потоотделение усиливается.

          Парасимпатическая нервная система противоположная симпатической, она способна возвращать организм к оптимальному уровню возбуждения. По теории Айзенка, отличия в эмоциональности обуславливаются разной чувствительностью парасимпатического и симпатического отдела нервной системы, которыми руководит лимбическая система. Обычно у невротичных личностей очень чувствительная лимбическая система, вследствие чего эмоциональное возбуждение возникает быстрее и длится дольше.

          В общих чертах данный процесс можно описать так: симпатическая нервная система активизируется, в то время как парасимпатическая не успевает уравновешивать состояние. Например, личности флегматичного типа темперамента могут владеть слабоактивной симпатической нервной системой и наоборот, слишком активной парасимпатической системой.

          Активизация вегетативной нервной системы вызывает возбуждение всего организма, активизирует общее состояние, что является общим для всех людей. Но можно считать, что у каждого индивида собственная реакция на стресс. Некоторые люди при возбуждении напрягают мышцы лба, спины или шеи, кто-то начинает тяжелее дышать, у кого-то ускоряется сердцебиение. Невротическое поведение человека может проявляться различными специфическими реакциями на стрессовые раздражители. У кого-то начинаются головные боли, проблемы с пищеварением или острые боли в спине, но необходимо понимать, что не все, у кого есть боли в спине, страдают нейротизмом.

          Айзенк предполагал, что у высокоэмоциональных людей более сильная склонность к преступной деятельности, чем у людей со слабыми эмоциями. Поскольку привычки у молодых людей укоренились не настолько сильно, как у взрослых, можно сделать вывод, что уровень нейротизма будет весьма важным для опытных взрослых правонарушителей, менее важным для подростков и совсем не будет иметь значения для малолетних преступников. Психолог основывался на данных исследования, в котором утверждалось о том, что эмоциональное состояние может стать стимулом, который толкает индивида на более привычные формы поведения. У человека с повышенной эмоциональностью (со сильным стимулом) более высокая склонность к определенным привычкам. То есть если у человека имеются антисоциальные привычки, он быстрее станет прибегать к ним при сильном стимуле, нежели при слабом. Выходит, что нейротизм может поддерживать каждую бессознательную или привычную форму поведения, которой владеет индивид.

          psihomed.com

          Самооценка и психология мотивации

          Знаете ли Вы, что примерно половину человечества вообще не волнует вопрос как повысить самооценку? И хоть вторая половина человечества зависит от внешнего мира больше, для большинства из них вопрос как поднять самооценку тоже не стоит, просто в силу того, что их внутренняя оценочная шкала «я — хороший», или «я — плохой» семантически не связана с понятием самооценки.

          Тем не менее, для каждого человека это место наименьшего сопротивления, а значит, в той или иной степени — это больное место, которое каждый человек защищает всегда, знает он об этом или нет. Так устроена психология человека. (Все материалы сайта по психологии человека здесь.)

          Сознательно управлять собственным уровнем самооценки нормальный неподготовленный человек не может, поскольку самооценка личности целиком зависит от того, какую именно информацию человек получает по этой функции. Если информация для человека положительная — его самооценка растёт. Если же со знаком минус — падает.

          Собственно, классические описания самооценки в психологии личности, кроме описания самого механизма формирования, указывают ещё и на собственное оценивание себя. Например, цитата из википедии:

          Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

          Прямым следствием подхода к самооценке как к оцениванию себя является соблазн использовать это свойство для мотивации человека на достижение целей, как своих, так и чужих. Различными способами воздействуя на свойство человека оценивать себя в сравнении с другими, формируется мотивация на достижение удовлетворения потребности высокой оценки себя как изнутри, так и извне.

          В сети есть огромное количество публикаций на тему, как поднять свою самооценку, хотя большинство из них — как в плохой медицине: лечат не причину, а следствие. То есть, большое количество тренингов для повышения самооценки направлено на описанные выше общечеловеческие качества, якобы одинаковые для всех. И соответственно, приёмы тоже стандартные, как правило, включающие в себя некий мотивационный уклон, призванный поднять в собственных глазах мнение о себе.

          Самооценка и позитивные аффирмации

          К очень распространённым приёмам повышения самооценки относятся позитивные аффирмации, которые по сути своей — самовнушение. Конечно, в какой-то степени собственный положительный настрой влияет и на окружающую среду, позволяя находиться человеку в некоем положительном русле. Но по правде — в этом есть такой себе элемент обмана, конвенция. Как бы договор: я удерживаю в себе положительный образ, а окружающая среда положительно относится ко мне.

          На самом деле, требуются немалые усилия для постоянного удержания такого образа. Ведь это искусственное состояние, загоняющее вглубь истинные причины переживаний человека. Хотя некоторым «борцам за самооценку» всё же удаётся всё время быть в состоянии такого позитива, не допуская даже слов в разговоре, которые могут нести отрицательную окраску.

          Я не буду убеждать любителей такого позитива в том, что это не работает. Есть немалое количество приёмов, позволяющих успешно балансировать свою психо-эмоциональную сферу. И персонально для тех, для кого это работает, это больше похоже на игру. А что, если не игры, является основным двигателем развития человека?

          Но необходимо отметить, что обманный путь может вести к обманной цели. Спросите себя, или их, что же дальше? Что там, в конце?

          Способно ли постоянное внушение определённых состояний изменить человека качественно, причём, желательно, в лучшую сторону? Не кажется ли вам, что по сути, это избегание реальных проблем? Избегание реальных проблем — проблемы не решает. Это всего лишь метод страуса.

          Разве вы никогда не видели пустых глаз за дианетической улыбкой на лице?

          Итак, кажется, что чуть ли не единственное направление, позволяющее повысить самооценку личности я поставил под сомнение. Есть ли другие способы? Возможно и есть. Наберите в поисковой строке браузера вопрос типа повышение самооценки тренинг и получите много чего для почитать. Будет ли польза? Вряд ли. И вот почему. Зри в корень, говорил известный персонаж. Говоря простым языком — надо выяснить, откуда ноги растут.

          Два смысла самооценки

          Само слово «самооценка» имеет два разных смысла.

          Один — это как бы как я сам себя оцениваю. Но то, как человек оценивает свои способности, возможности или действия в конкретных ситуациях, лежит в плоскости сознательной. И я бы отнёс это в зону философскую, где в одной крайности, совесть — лучший адвокат, а в другой — посыпание головы пеплом и стегание себя кнутом, не считая промежуточных состояний.

          Иногда, для приведения себя в адекватность действительно требуется серьёзный «разбор полётов». И вот тут вполне возможен выход на понимание второго, основного, более глубокого смысла слова «самооценка».

          Вопрос такой: откуда она взялась, эта самооценка? Откуда человек знает, что она занижена? А может завышена? Где критерий? Относительно чего считать?

          А может ли человек вообще отвязаться от любой оценки себя?

          Как ни печально — но нет, не может человек избавиться от самооценки. Как минимум потому, что это тот механизм балансировки, который позволяет человеку входить в резонанс с окружающим миром и черпать для себя энергию социума.

          Когда-то этот механизм оценочного мышления постепенно настраивался значимыми для каждого из нас людьми: родителями, учителями и т. д. Потом он стал неотъемлемой частью каждого из нас, автоматически сигнализируя нам, хороший я или плохой.

          И есть в этом одна очень важная деталь: анализ есть всегда, независимо от воли человека и поэтому механизм оценочного мышления практически неподконтролен разуму. И обмануть его крайне сложно даже с помощью манипуляций по типу позитивных аффирмаций.

          Внутренняя «механика» человека устроена так, что именно это место, именно блок самооценки является источником колоссальной энергии для жизнедеятельности. Любая информация, которая имеет знак плюс для блока самооценки конкретного человека, пробуждает энергию для дальнейших свершений, вдохновения и воодушевления. Поэтому человек постоянно, даже не задумываясь об этом, делает всё возможное для того, чтобы получить плюс-подкрепление на свою самооценку. По сути всё, чем занимается человек всю свою жизнь, это обеспечение психологического комфорта в зоне самооценки, всеми силами и средствами защищаясь по этой функции.

          Самооценка и психология отношений

          Для каждого человека вот этот блок оценочного мышления крайне важен. Именно от него зависит и жизненная активность человека, и его успешность, и в то же время здоровье.

          И такие вещи в психологии отношений как взаимопонимание или «выяснения отношений» со скандалами — это непосредственная работа блока самооценки. Каждый человек стремится иметь максимальную ясность в этом месте. Поэтому, с одной стороны он упрощает ситуацию для понимания, с другой стороны — он хочет получить некую гарантию психологической безопасности.

          Окружающим, как правило, не понятны связанные с этим блоком мотивы поведения человека. Им они кажутся несоответствующими реальной обстановке, что только добавляет недопонимания причин развивающегося конфликта, если такой имеется.

          По крайней мере юмора и шуток, затрагивающих их блок самооценки люди не понимают и не принимают. При этом, даже не реагируя на это внешне, их реакцию можно зафиксировать как вегетососудистую.

          В зоне особого внимания

          Человек невероятно чувствителен в области самооценки. И всё, что он делает всю жизнь — создаёт условия для получения плюсов. Но не зная этого механизма, подавляющее количество людей делают это инстинктивно, и поэтому часто неэффективно.

          Ещё раз: очень важно обратить особое внимание на смысл слова «самооценка». Важно понять и принять то, что результат работы этого механизма не зависит от воли и разума человека. Именно поэтому я, вопреки распространённой трактовке, хочу большими буквами написать: САМООЦЕНКА — ЭТО НЕ ОЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ! Это процесс автоматический, и для серьёзной работы, достаточно просто понимания для применения понятия: мы ничего не оцениваем сознательно, а самооценка человека — это механизм, регулирующий и балансирующий энергию, поступающую от социума, тем самым обеспечивая человеку его резонанс с социумом, то есть его адекватность существующей среде.

          А оценивание себя — это немножко из другой области, о которой написано чуть выше. Которая, впрочем, и создаёт впечатление, что можно поднять самооценку всего лишь грамотно поработав с оценкой себя.

          Итак, самооценка личности — процесс автоматический, подсознательный и крайне важный. Влиять непосредственно на результат мы не можем. А что мы можем?

          Мы можем влиять на информацию, которая приходит на наш блок самооценки. Мы не можем влиять на работу этого блока, но мы можем влиять на окружающую нас обстановку, чтобы получать ту информацию, которая будет расцениваться как положительная, повышая тем самым самооценку.

          В принципе, здесь секрета особого нет. Ведь каждый из нас в той или иной степени это уже делает. Но действуя сознательно, можно избежать существенных ошибок, приводящих порой к очень печальным последствиям и неверию в то, что в жизни можно что-то изменить.

          Что для этого нужно? Нужно каждому из нас персонально разобраться:

        11. к какому типу относится его блок самооценки?
        12. как именно механизм самооценки действует именно для него?
        13. какие у него есть инструменты и способы влияния на окружающую среду?
        14. ну и собственно, как стать уверенным в себе и поднять самооценку, используя собственные качества и свойства как технологию?
        15. Начнём с того, что существует всего

          8 типов самооценки личности

          Но каждая личность имеет только один тип самооценки из восьми, данный от природы и не изменяющийся в течении жизни.

          Это значит, что каждому из нас важен только один из восьми типов информации из окружающей среды. И та информация, которая в одном человеке пробуждает жизненную энергию, для других семи типов не имеет особого значения, и наоборот.

          Надо точно знать, какими именно свойствами обладает ваш блок самооценки, чтобы понимать, какие именно решения требуется применить, чтобы повысить свою самооценку. Задача эта непростая, но имеет ключевое значение для всей остальной работы.

          Применительно к нашей задаче, необходимо определить свой тип информационного метаболизма (ТИМ).

        16. Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) — «Дон Кихот»
        17. Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) — «Дюма»
        18. Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) — «Гюго»
        19. Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) — «Робеспьер»
        20. Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) — «Жуков»
        21. Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) — «Есенин»
        22. Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) — «Гамлет»
        23. Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ) — «Максим»
        24. Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) — «Наполеон»
        25. Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) — «Бальзак»
        26. Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) — «Джек»
        27. Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) — «Драйзер»
        28. Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) — «Гексли»
        29. Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) — «Габен»
        30. Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) — «Штирлиц»
        31. Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ) — «Достоевский»
        32. На рисунке представлен довольно эффективный соционический тест, но сразу хочу предупредить, что на сегодня не существует однозначно гарантированного способа определить свой ТИМ.

          Существует довольно большое количество тестов в сети. Достаточно просто набрать в поиске словосочетание «соционика тест», и постараться пройти их хотя-бы несколько. Прочитайте описания результатов, почувствуйте, насколько вы этому соответствуете. Если результаты не о Вас, пройдите тест ещё раз или выберите другой тест.

          Не придавайте глобального значения описаниям ТИМов, чтобы понапрасну не вводить себя в заблуждение. Они, как правило, очень субъективны и принципиально не могут описать тип человека. Правильная соционика — это не типология личности, это наука об информационном метаболизме. Из популярной соционики нас интересует только тип информационного метаболизма (ТИМ).

          Помните, что успешность правильного типирования напрямую зависит не от того, какие качества Вам больше нравятся, а от наличия определённых качеств в Вас. И даже если Вы ошиблись сейчас, не огорчайтесь. Работая над собой в этом направлении, рано или поздно Вы всё равно выйдете на правильный ответ, так как не почувствовать, от какой именно информации Вам больно — просто невозможно.

          Интересовать нас в первую очередь будет 3-я, так называемая болевая функция по модели К. Это аспект координации, место наименьшего сопротивления, место проблем и решений, принципа самоутверждения и зона реализации. (Если ориентироваться на модель А, то в ней эта функция 6-я, и называется «активационная»). Как я уже говорил, их всего восемь:

        33. субъектная интуиция — Горький и Драйзер;
        34. объектная интуиция — Гюго и Штирлиц;
        35. субъектная сенсорика — Робеспьер (Декарт) и Достоевский;
        36. объектная сенсорика — Гамлет и Джек Лондон;
        37. субъектная логика — Дюма и Есенин;
        38. объектная логика — Наполеон (Цезарь) и Гексли;
        39. субъектная этика — Бальзак и Габен;
        40. объектная этика — Дон Кихот и Жуков.

      От того, какого типа блок самооценки зависит и характер самооценки, и то, что именно, какая именно информация будет иметь влияние на самооценку личности. Это значит, что для другого человека такая же информация может вовсе не иметь значения. Но самое важное то, что для каждого типа есть своя собственная зона решений.

      Как повысить самооценку — по типам

      Субъектная интуиция — Горький и Драйзер

      Самооценка этих людей зависит от целостности внутренней ситуации в понимании самого человека. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

      Самое главное для этих людей — состояние внутреннего покоя и гармонии. Как правило, эти люди хорошо себя чувствуют в ситуации, когда всё определено, а сам человек превращается в элемент системы.

      Как повысить самооценку для ТИМов Горький и Драйзер

      Для повышения самооценки требуется так организовать внешнюю ситуацию, чтобы внутреннее равновесие не нарушалось. Это может быть организация в своей жизни какого-либо внешнего распорядка, иерархии, функционирования, служебного расписания, должностных обязанностей. Чтобы все функции были на своих местах.

      Объектная интуиция — Гюго и Штирлиц

      Здесь самооценка зависит от целостности внешней ситуации. Это последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

      Должен быть порядок и распорядок во всём

      Как повысить самооценку для ТИМов Гюго и Штирлиц

      Решения для повышения самооценки должны лежать в области изменения и балансировки внутреннего состояния. По сути, восстановление целостности внешней ситуации и соответственно, повышение самооценки для этих людей возможно через изменение их собственного состояния, изменения настроения, вплоть до изменения собственных внутренних критериев.

      Субъектная сенсорика — Робеспьер (Декарт) и Достоевский

      Для Робеспьера и Достоевского их самооценка зависит от их внутренних ощущений: вкусовых, тактильных, сексуальных. От их самочувствия и состояния здоровья. Приятно — не приятно.

      По сути, субъектная сенсорика — это ощущение комфорта и надёжности. Самооценка этих людей сильно страдает, если появляется дискомфорт на уровне ощущений, или хоть какое-то сомнение в надёжности как окружающей обстановки, так и собственного здоровья.

      Как повысить самооценку для ТИМов Декарт и Достоевский

      Повышение самооценки для этих людей находится в области активной деятельности, связанной с действием, движением, поступками, работой с внеш­ностью, с жестами и мимикой. Это — воля, умение, сила, влияние, деньги, имидж.

      Если есть проблемы со здоровьем — значит надо что-то делать. Если есть проблемы с сексом — значит надо что-то делать.

      Самооценка Декарта и Достоевского почти полностью зависит от их собственных действий в соответствии с их моральными нормами и принципами, приверженность которым обеспечивает представителям этих типов вполне целостную внутреннюю ситуацию.

      Объектная сенсорика — Гамлет и Джек Лондон

      Элементы, влияющие на самооценку этих типов информационного метаболизма — это форма, действие, движение, поступок, внеш­ность, жесты и мимика. Воля. Умение, сила, влияние, деньги, имидж.

      «Как я выгляжу» и «что я умею делать» — таковы принципы их самооценки. Это мастерство, умение что-то делать руками. Это имидж: всегда можно заметить некоторую экстравагантность в одежде этих типов.

      Это уверенность, что я хороший, если я сильный, если я все умею, если у меня есть деньги.

      Как повысить самооценку для ТИМов Гамлет и Джек Лондон

      Как правило, понижение самооценки у этих людей происходит, если они чего-то не могут сделать, либо форма не соответствует их представлению о себе как о хорошем. Область решений для повышения самооценки Для Гамлета и Джека Лондона лежит в области повышения сенсорной надёжности, (в первую очередь это крепкое здоровье), и сенсорного комфорта в сочетании с нормативной стороной их жизнедеятельности, то есть, применяя внешний распорядок жизни и правила, хотя, возможно, они и не восторге от такого распорядка.

      Субъектная логика — Дюма и Есенин

      Их самооценка непосредственно связана с их компетентностью в любых вопросах. Конечно, это их собственная логика, их собственное понимание, объяснение, описание, концепция, теория, система образов.

      Их принцип самооценки — как я понимаю. Если я правильно понимаю, я — хороший человек.

      Ощущение компетентности — повод для хорошего отношения к себе, мощная прибавка энергии, плюс-подкрепление. В полемике человек данного типа логичен, напорист, вальяжен, старается подчеркнуть свою компетентность, показывая при этом некомпетентность оппонентов.

      Серьёзным ударом по самооценке для этих типов может быть прямое или косвенное обвинение их в некомпетентности.

      Как повысить самооценку для ТИМов Дюма и Есенин

      Чтобы повысить свою самооценку этим людям необходимо постоянно расширять свой кругозор, увеличивая свою информационную вооружённость. Если что-то непонятно, нужно узнать, разобраться, прочитать инструкцию, обратиться к специалисту.

      Хорошим приёмом для повышения самооценки, или по крайней мере для защиты собственной самооценки, является включение элементов собственного отношения к данному вопросу. Зачастую это даёт возможность уйти от доказательств своей компетентности или высказыванием мнения по данному вопросу, или переключением внимания собеседника на другую тему.

      Объектная логика — Наполеон (Цезарь) и Гексли

      Самооценка этих людей основана на стабильности внешнего порядка. Принцип самооценки: «Если в мире, в котором я живу, есть порядок, значит я хороший человек». Всё это — логика объективного мира: объективные обстоятельства, факты, методики, статистика, реальная связь событий, законы, моя территория.

      Нарушение порядка на их территории — серьёзный минус для самооценки Цезаря и Гексли. Причём в понятие «моя территория» входит и физическое пространство и социальное. Как, например, «мои люди».

      Как повысить самооценку для ТИМов Цезарь и Гексли

      Нестабильность внешнего порядка, покушение на логику внешнего мира или территорию, можно компенсировать, опираясь на собственную компетентность в данных вопросах, создавая при этом определённое отношение людей к себе, но выдерживая при этом комфортную дистанцию с внешним миром и с людьми.

      Субъектная этика — Бальзак и Габен

      Зона самооценки этих людей — это их собственное отношение к людям и к внешнему миру. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

      Их принцип самооценки: любовь к кому-либо есть повод для хорошего отношения к себе, т. е. если я кого-то люблю, то я хороший человек.

      Как повысить самооценку для ТИМов Бальзак и Габен

      Решить проблему самооценки эти люди могут через определение отношения людей к ним, задействуя при этом своё собственное понимание. Это даёт возможность приблизить или отдалить объект, вызывающий беспокойство. Отдаляя объект в область абстракции, ему легко можно присвоить идеальные черты, которые ничто не мешает любить и не раздражаться по пустякам. (Если я раздражаюсь, значит, не люблю. А если не люблю, значит, я плохой.)

      А ещё проще и надёжнее любить домашних животных.

      Объектная этика — Дон Кихот и Жуков

      Зона проблем с самооценкой этих двух типов — это отношение мира и людей ко мне. Как посмотрели, как сказали, не обидел ли я кого-нибудь, как я могу отказать?

      Принцип самооценки для Жукова: «Я нужен людям, значит, я хороший». Оценка со стороны других людей — повод для хорошего или плохого отношения к себе. Жуков обязательно должен быть нужен, иначе он уходит в болезнь, а всю свою колоссальную энергию начинает тратить на лечение, серьёзно усугубляя ситуацию.

      Принцип самооценки Дон Кихота: «Если меня любят, ценят, значит, я хороший человек». При этом, как мы уже говорили, возникает прибавка энергии иногда вплоть до эйфории. Но вот что-то произошло, и отношения испортились — настроение падает, энергии нет, все плохо, жизнь не мила. Если такая ситуация длится какое-то время, то отрицательная самооценка приводит к уходу в болезнь по типу невроза.

      Как повысить самооценку для ТИМов Дон Кихот и Жуков

      Повышение собственной самооценки возможно через выражение собственного отношения к ситуациям и к людям, оперируя во внешнем мире фактами, объективными обстоятельствами и реальной связью событий. Таким образом можно существенно увеличить свою вооружённость как в области защиты от дураков, так и в области создания для себя положительного психологического фона в виде объективно наработанного авторитета, уважения к реальным заслугам и достижениям, а также взаимного позитивного отношения тех людей, к которым было выражено искреннее собственное положительное отношение самого Дон Кихота или Жукова.

      Самооценка — это энергия жизни

      Итак, мы рассмотрели восемь различных блоков самооценки. Конечно, для глубокого понимания этих механизмов и овладения мастерством управления ими, этой статьи явно мало, и конечно придётся приложить некие усилия для этого.

      Важно осознать, что восемь различных блоков самооценки, — это восемь типов жизни, базирующихся на разных ценностях. Да, люди могут иметь самые разные профессии, жить в самых разных условиях, иметь самое разное и образование, и воспитание, — но получать энергию для жизни каждый человек будет только одним из восьми описанных способов.

      И теперь, в дополнение к сказанному вначале статьи, следует обратить внимание на огромную пропасть между любыми видами самовнушений и реальными действиями для сбалансированного обеспечения самого себя энергией жизни.

      Как стать уверенным в себе и повысить самооценку, используя собственные качества и свойства как технологию?

      Из всего сказанного напрашивается очень важный вывод: поднять самооценку и стать уверенным в себе, можно, освоив технологию применения определённых для каждого типа информационного метаболизма приёмов взаимодействия с окружающей средой.

    • Необходимо обязательно выяснить, какая именно ВАША «конструкция», используя соционику как инструмент, объясняющий, как именно лично Вы информацию принимаете, перерабатываете и выдаёте в окружающую среду. Как минимум, это даст Вам возможность понять, обладателем какого именно блока самооценки Вы являетесь.
    • Далее, как можно глубже постарайтесь разобраться, как, всего лишь применяя некоторые приёмы, которые будут работать лично для Вас, обеспечить себя приемлемым уровнем поступления положительной информации на блок самооценки.
    • При этом помните, что это — элемент балансировки. У Вас не получится организовать ТОЛЬКО плюса. На какой бы уровень Вы не забрались — всегда будет работать принцип относительности. То есть любая энергия не бывает сама по себе, а лишь тогда, когда есть разность потенциалов, когда есть куда перетекать. Загляните в статью «Боевые искусства в психологии отношений», там об этом кое-что есть. Это значит, что добывая себе энергию для жизнедеятельности, надо обеспечить её реализацию. Иначе на первый план может выйти та же нереализованность, которая автоматически понизит Вашу самооценку до адекватного существующему положению уровню.
    • И в заключение этой публикации — маленькое чудо: Вы знаете, что такое счастье? Ну, если без поэзии, то Счастье — это процесс получения положительной информации на свой блок самооценки. Именно поэтому не очень правильно называть счастье — состоянием. В нём нельзя просто пребывать, да ещё и всё время. Это процесс, действие, движение — это резонанс с социумом, при котором человек обеспечивается достаточной энергией для жизнедеятельности. Резонанс с той частью социума, в которой он живёт, С ЧАСТЬЮ — и есть СЧАСТЬЕ.

      Овладев этими инструментами, Вы сможете сознательно формировать свою счастливую жизнь, всего лишь научившись в нужной степени резонировать с социумом.

      dvoeplus.com