Если ребенок не хочет заниматься в кружках

Что делать, если ребёнок не хочет посещать кружки

Принято считать, что чем раньше и плотнее мы нагрузим ребёнка различными знаниями и умениями, тем успешнее он вырастет. Сами же дети крайне редко покорно следуют нашим планам. В этой статье попробуем разобраться, кто прав и что делать.

Итак, вы полны решимости воспитать ребёнка правильно и сразу же хотите лепить из него физически развитого, дисциплинированного физика-ядерщика, умеющего постоять за себя, общительного и не чурающегося музыкальных импровизаций на фортепиано. Записываете его на подходящие под цели кружки, желательно с двух лет, потому что — вы же наверняка знаете — нет предела возможностям детского мозга и организма в целом. Единственной проблемой на пути к вашей мечте становится невыносимое детское нытьё. Потому что ваше лучшее творение оказалось на редкость ленивым и упрямым. Что можно в этой ситуации сделать? Ищите выход вместе с ребёнком!

Сразу договоримся о том, что автор этой статьи не считает проблемой:

  • Если упрямится и капризничает ребёнок младше трёх лет. Совершенно нормально, что в таком возрасте малыш боится оставаться без мамы или очень быстро устаёт от занятий. Ваш ребёнок ничего не потеряет, если их проигнорирует (это вы, возможно, потеряете 40 минут передышки). Все дети разные, если ваша подруга со своим активным ребёнком успевает за неделю обежать все группы раннего развития в округе, не нужно думать, что это норма и вы должны следовать за ними. Пока вполне можете рассматривать ваши попытки социализации как начало трудного пути хождения по кружкам.
  • Какую цель преследуете лично вы? Каким вы видите будущее ребёнка? Будет ли ваша девочка профессиональной балериной или вы просто хотите, чтобы она не стояла у стеночки в клубе?
  • Возможные причины капризов со стороны ребёнка очень сильно зависят от возраста и темперамента. Со школьником постарайтесь поговорить без лишних эмоций. Вспомните себя в этом же возрасте: вы тогда ко многому относились иначе. Ребёнок трёх-четырёх лет не сможет даже объяснить вам, что именно его раздражает. Фраза «Не хочу туда!» у малышей охватывает сразу все неприятности, попробуйте методом исключения найти причину каприза.

  • Долгая утомительная дорога. Дети нетерпеливы. И чем они меньше, тем меньше у них терпения. Попробуйте сократить дорогу, воспользоваться транспортом. Прогулка по дороге на занятия — это не самый лучший вариант. Ребёнок так или иначе знает, что сейчас будет заниматься вполне конкретной деятельностью, и уже внутренне готовится, да и постоянный контроль за временем не способствует расслаблению. Если есть возможность, лучше будет гулять уже после посещения кружка, по дороге домой, выгуливая и выветривая усталость и эмоции.
  • Отсутствие контакта с преподавателем. Это вопрос, который, конечно, лучше бы выяснить сразу. Нет смысла отдавать ребёнка, особенно дошкольника, преподавателю, который не сможет найти к нему подход. Понаблюдайте, с каким настроением ребёнок выходит с самых первых занятий. Для младших дошкольников, пожалуй, лучше сразу поискать другого преподавателя. Даже если вы с большим трудом попали в этот спортивный клуб. В этом возрасте главное — начать заниматься, где именно — пока не так уж важно. Школьники не так разборчивы, но будет лучше, если преподаватель — человек, увлечённый своим предметом. Равнодушных нам достаточно в школах. Сделать тут можно немногое: мягкие увещевательные беседы, ожидание момента, когда в группе появятся друзья.
  • Слишком высокая нагрузка для ребёнка. В попытке дать всё лучшее вы записали его в спортивный клуб, выпускающий олимпийских чемпионов, хотя ваши с ребёнком цели были очень скромные: хорошая осанка, физическая выносливость. Выход очевиден — смена секции на аналогичную, но с меньшей загруженностью.
  • Ребёнок узнал всё, что хотел, и готов попробовать что-то новое. Тут не стоит ставить палки в колёса, вы всегда успеете вернуться. Не прощает бездействия только профессиональный спорт, но не нужно бросать спорт в принципе, попробуйте новое направление. Даже если сами вы были в аналогичной ситуации и до сих пор жалеете, что ваши родители в своё время не настояли на продолжении занятий, гораздо полезнее будет именно вам заняться своими упущенными возможностями, чем пытаться навязать их ребёнку. Возможно, вы поймете, что поздно начинать не так уж и страшно.
  • Советы на все времена

    Общие рекомендации, пожалуй, универсальны для любой неприятности с ребёнком.

  • Вы можете всё, если не будете пытаться сделать всё сразу. Трезво оценивайте свои моральные и финансовые возможности. Кружки — это траты не только на расходные материалы и экипировку, но и на праздники, экскурсии, дни рождения новых друзей и преподавателей. Оставляйте немного свободного времени для досуга и лени, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств не пришлось мучительно навёрстывать упущенное сразу на пяти секциях.
  • Соблюдайте режим! С самых первых дней жизни ребёнка режим — ваш лучший друг. Да, иногда вы становитесь его заложником, но в большинстве случаев намного проще управляться с выспавшимся, сытым и спокойным человеком, сколько бы лет ему ни было.
  • lifehacker.ru

    1. Если ваш ребёнок с удовольствием посещает хотя бы одну секцию два-три раза в неделю после детского сада или школы, но противится посещению второй, третьей, пятой. Вам повезло: ребёнок нашёл то, что ему интересно. Может, лучше оставить его в покое?
    2. Тем не менее, если вы уверены, что спускать всё на тормоза нельзя, для начала задайте себе несколько вопросов о занятиях, с которыми возникли проблемы, и постарайтесь максимально честно на них ответить. Так вам будет намного проще искать выход из ситуации вместе с ребёнком.

    3. Насколько необходимы эти занятия? К иностранному языку можно относиться как к полезному факультативу, а можно как к обязательному учебному минимуму. Можете ли вы отказаться от этих занятий? Стоит ли за них бороться?
    4. Есть ли у ребёнка стремление и способности к деятельности, предлагаемой в данной секции? Активен и подвижен ли он для спортивных секций, музыкален ли, проявляет интерес к технике или математике?
    5. Можно ли реализовать ваши цели и талант ребёнка через другую деятельность? Физическое развитие — это в равной степени и борьба, и плавание, и гимнастика, и танцы. Музыкальность ребёнка может быть показанием и к танцам, и к пению, и к игре на музыкальных инструментах. И даже музыкальный инструмент можно несколько раз сменить в поиске призвания.
    6. Нехватка друзей на дополнительных занятиях. Возможно, у вашего ребёнка вообще нет друзей. Попробуйте узнать, с кем он общается, какие отношения с детьми в группе. Если в кружках хотя бы иногда устраивают праздничные неформальные встречи, постарайтесь их посещать. Новый год, чаепитие перед 8 Марта, отчётные выступления старших групп, выставки работ — всё это отличный способ пообщаться с детьми из своей группы в свободной обстановке.
    7. Большой отрыв от группы. Иногда одно-два пропущенных по болезни занятия могут очень сильно сказаться на успеваемости ребёнка. Объясните, что это временные трудности, такое случается со всеми, нужно немного терпения и упорства. По возможности посоветуйтесь с преподавателем о том, как лучше преодолеть этот разрыв.
    8. Ребёнок не видит конечной цели. Даже если вы уверены, что ему нужны именно танцы, ни один танцевальный кружок не даст ребёнку возможности свободного неограниченного танца в течение всего занятия. Вряд ли, выбирая этот путь, он представлял себе бесконечное повторение одного и того же элемента или часы, проводимые в растяжке. Старайтесь посещать отчётные выступления и выставки старших групп, поищите мотивирующие фильмы, поговорите с ребёнком о том, что без определённого труда не ловится и рыбка из пруда.
    9. Ошибка в планировании дня перед занятием. Слишком большая загруженность в школе именно в день дополнительных занятий; нет времени перекусить или комфортно переодеться; два занятия в разных кружках проводятся в один день, и ваша девочка с растрёпанной головой и мокрым купальником в сумке идёт на английский язык, где встретится с мальчиком, который ей нравится. Подумайте, как сгладить эти неприятные моменты, конкретных советов тут быть не может, каждая ситуация индивидуальна.
    10. Не обещайте того, чего не собираетесь или не можете выполнить. Пообещали подарок — извольте купить. Также не нужны пустые угрозы, хотя лучше бы вообще не угрожать, иначе кружки начнут ассоциироваться с наказанием. Поощряйте за успехи на занятиях, а не за факт их посещения. Так у ребёнка скорее сформируется желание развиваться.
    11. Позвольте ребёнку совершить свои ошибки. У каждого из нас есть история о том, как родители вовремя не настояли на продолжении занятий и погиб ваш редкий талант, или о том, как 10 лет музыкальной школы были настоящей каторгой и после экзаменов вы ни разу не прикоснулись к инструменту. Вы не угадаете, как именно закончится эта история. Постарайтесь помочь ребёнку справиться с ленью и неудачами, но не решайте всё за него.
    12. lifehacker.ru

      Ребенок пошел в первый класс и не хочет заниматься — как ему помочь?

      Начало школьной жизни может ознаменоваться не желанием ребенка ходить в школу, ни тем более заниматься дома. Такой вопрос ставит многих родителей в тупик, начинаются скандалы и крики, но по-другому никак не получается заставить ребенка сесть за уроки.

      Причины не желания делать уроки.

      • Ребенок не готов к школе психологически. Данная проблема отмечается у детей до 7 лет, не смотря на стойкое желание родителей отдать малыша в школу быстрее, все-таки лучше подождать именно седьмого дня рождения.
      • Ребенок не успевает за школьной программой.
      • Болезнь ребенка или дополнительные секции, которые посещает ребенок, вполне могут стать причиной не желания заниматься дома.
      • Ребенок устает и не имеет возможности отдохнуть. Школа это тяжелый учебный процесс и большая нагрузка на все системы организма ребенка.
      • Как исправить ситуацию с уроками?

        Несколько добрых советов, как помочь, если ребенок пошел в первый класс и не хочет заниматься.

      • Режим. Это основная проблема начинающих школьников и родители должны подстроить дневной режим ребенка так, чтобы хватало времени не только на уроки или дополнительные секции, но и на прогулки.
      • Прогулка. После школы очень часто родители сразу сажают детей за уроки. Это неправильно, ребенок должен иметь хотя бы 2 часа личного времени на осмысливание учебного дня.
      • Дополнительные секции. Скорректируйте расписание занятий в кружках на дни, когда в школе не слишком много трудных уроков.
      • Уроки. Их лучше делать сразу в тот же день когда их задали, даже если домашнее здание нужно выполнить на следующую неделю, это поможет вспомнить материал данный учителем и выполнение задания пройдет легче.
      • Стимул. Придумайте стимул к правильному решению домашнего задания, это может быть прогулка на выходные, лишнее время за компьютером, или подарок.
      • Ни в коем случае не спорьте и не стыдите ребенка, не кричите на него, приготовление уроков не терпит такого поведения. Постарайтесь вникнуть в проблему и решить ее сообща.

        Поговорите с учителем и попросите его вызвать ребенка на уроке, если твердо уверены, что домашнее задание усвоено на отличную оценку. Это поможет добавить уверенности в своих силах и поможет ребенку раскрепоститься.

        Если задание очень трудное для понимания, то лучше наводящими вопросами дать понять ребенку как правильно его выполнить, но никогда не делайте уроки за первоклассника, таким образом можно отбить желание заниматься вообще.

        o-kroha.com

        Как заставить подростка заниматься спортом?

        Около 30 процентов юношей призывного возраста к службе в армии оказываются не годны. Среди девушек не меньше тех, кто имеет серьезные отклонения в здоровье. Причин много, и одна из них – отсутствие интереса у подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом.

        Свободное время они предпочитают проводить за компьютером, на диване в наушниками в ушах, во дворе в компании себе подобных, иной раз с пивом и сигаретами в руках. Пагубность такого образа жизни очевидна для взрослых, но отнюдь не для их отпрысков.

        Как же затащить «ершистого» подростка в спортивный зал, да и стоит ли вообще это делать?

        Зачем ребёнку надо заниматься спортом?

        Переходный возраст – это время интенсивного роста, окончательного формирования различных органов, становление характера взрослеющего человека. Сделать это развитие более гармоничным помогают занятия физической культурой. Для подростка спорт полезен втройне.

        • Во-первых, физкультура и спорт способствуют формированию мышечной массы, повышению эластичности связок. У подростков, занимающихся спортом, лучше координация движений. У них быстрее формируется мужской или женский тип фигуры, соответственно. Быть в хорошей физической форме – это значить быть крепким, выносливым, ловким, иметь достаточно сил для учебы, общения со сверстниками. Иными словами, спорт – это здоровье.
        • Во-вторых, спорт способствует формированию сильной воли, целеустремленности, умения преодолевать трудности и идти вперед, несмотря на временные не удачи. Спортсмен, нацеленный на победу, может заставить себя усиленно тренироваться, жертвовать малым ради большого. Спорт – это умение преодолевать препятствия и побеждать.
        • В-третьих, большинство видов спорта предполагают умение работать в команде, поддерживать товарищей, уступать, общаться. Для подростка общение со сверстниками, увлеченными тем же, чем и он, очень полезно, даже необходимо.

        Дополнительно можно сказать, что подростки, увлеченные спортом, обычно не дружат с вредными привычками.

        Почему не все хотят этим заниматься?

        Многие подростки, особенно увлеченные каким-либо спортом с детства, с удовольствием занимаются им. Других же, наоборот, в спортзал затянуть невозможно. Почему?

        1. Ребенок пасует перед трудностями, боится неудач. Такое происходит с детьми, не уверенными в своих силах, не умеющими концентрироваться и преодолевать трудности. Поражения и неудачи больно ранят их самолюбие. Иной раз родители сами подливают масла в огонь, давая понять, что юный спортсмен не оправдал их ожидания.
        2. Плохо чувствуют себя после тренировок. Обычно дети быстрее восстанавливают силы после тренировки, но и устают они быстрее. В подростковом возрасте организм и так перегружен, поэтому плохое самочувствие, вплоть до появления болевых ощущений, из-за большой физической нагрузки вполне возможны. Особенно тяжело приходится ребятам, которые начали заниматься спортом уже в подростковом возрасте, то есть физически не подготовлены.
        3. Устает в школе. Если занятия в школе заканчиваются поздно, на дом много задают, а тут еще нужно успеть построить крепость в «Варкрафте», сразить кучу врагов в другой компьютерной игре, поймать парочку покемонов, ответить на новые сообщение, разместить в «Инстаграме» парочку новых фоток, то на занятия спортом не останется ни сил, ни времени.
        4. Выбранный родителями вид спорта ребенку не подходит. Отдавая свое чадо в спортивную секцию, родители не всегда считаются с его мнением. Не будет девочка, мечтающая стать гимнасткой, заниматься теннисом, а юноша, предпочитающий борьбу, ставить рекорды в прыжках в высоту. Помимо мнения самого ребенка, необходимо учитывать тип его телосложения, характер и темперамент. Для одних подходят командные виды спорта, для других – индивидуальные. Девушка крупного телосложения навряд ли станет выдающейся гимнасткой. Из коренастых юношей редко получаются успешные легкоатлеты.
        5. Иногда мальчики и девочки отказываются заниматься спортом всего лишь из-за того, что не хотят, считают это не нужным. В этом случае задача родителей – правильно их мотивировать.

          Как убедить подростка полюбить спорт?

          Во многих случаях сделать спорт привлекательным помогает устранение причины нелюбви к нему.

          1. Неуверенность в своих силах лечится маленькими победами и достижениями. Хвалите свое чадо даже за мизерные свершения. Никогда не сравнивайте его с другими спортсменами – его ровесниками. В случае неудачного выступления на соревнованиях – похвалите своего ребенка за то, что он нашел в себе мужество бороться до последнего и сделал все, что мог, продемонстрировав целеустремленность и волю к победе, скажите, что гордитесь им за это, и что в спорте главное – победить себя.
          2. Прежде чем отдать подростка в секцию, отведите его к врачам, чтобы они дали свое заключение. Делать это нужно ежегодно, а если ребенок стал жаловаться на боли и плохое самочувствие – сразу же. Подбирайте виды спорта, соответствующие возрасту подростка. Учтите, что травмоопасными видами спорта и тяжелой атлетикой до 13-14 лет заниматься не рекомендуют.
          3. При большой загруженности ребенка в школе, занятиями в других кружках, общественной деятельностью, надо его или разгрузить, или предложить заменить занятия спортом простыми оздоравливающими упражнениями: занятиями на тренажерах дома или во дворе, ближайшем фитнес-центре, утренней гимнастикой, плаванием в бассейне.
          4. Выбирайте вид спорта, которым будет заниматься подросток, с учетом его желаний, комплекции, темперамента.
          5. Разумеется, необходимо правильно мотивировать подростка. Подскажите ему, что представителям противоположного пола нравятся те, кто обладает спортивной фигурой. Опишите, каким уважением он будет пользоваться в своем коллективе, если добьется успехов в спорте. Напомните, что выпускники, сдавшие нормы ГТО, получают дополнительные баллы при поступлении в вуз.

            9psy.ru

            Консультация по теме:

            Консультация "Что делать если ребёнок не хочет ходить в кружки"

            Родителям не стоит тревожиться, даже если ребенок совсем не хочет идти ни в какой кружок.

            Предварительный просмотр:

            Что делать если ребёнок не хочет ходить в кружки

            Родителям не стоит тревожиться, даже если ребенок совсем не хочет идти ни в какой кружок. Может, он просто не знает, чем там вообще занимаются и зачем это нужно. А также помочь определиться с выбором, рассказав, чем и как занимаются в том или ином кружке. При этом было бы неплохо, чтобы сами родители понимали, что дадут их чаду занятия.

            Если вы мечтаете вырастить из своего малыша чемпиона мира по боксу, именитого художника, «звезду» балета — это одно. Если конкретной цели не преследуете и просто хотите занять ребенка, познакомить его с различными искусствами — это совсем другое. В первом случае нужно учесть исходные данные крохи (рост, вес, гибкость), его наклонности. Во втором — значение имеет, каких качеств не хватает вашему малышу и чему ему полезнее всего было бы научиться. Скажем, скованным и стеснительным детям поможет театральный кружок, непоседам — спортивная секция (тут их неуемную энергию быстро направят в нужное русло).

            Футбол или танцы?

            Все кружки для удобства делят на 7 видов: спортивные, музыкальные, хореографические, прикладного творчества, научные, театральные и художественные.

            Спортивные — развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия. Ребенок приобретает навыки работы в команде.

            Хореографические— помогают обрести чувство ритма, гибкость. А так как занимающиеся здесь дети часто выступают перед зрителями, они подойдут зажатым, закомплексованным крохам.

            Художественные— развивают мелкую моторику и воображение. Они формируют усидчивость, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру.

            Музыкальные — в первую очередь развивают чувство ритма и слух. Они очень подойдут стеснительным малышам (ведь музыкотерапия — очень эффективное лекарство от излишней скромности).

            Театральные — учат говорить правильно и красиво, ясно выражать свои мысли и чувства. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом. В театральной студии ваш малыш сумеет преодолеть страх перед зрительской аудиторией и разовьет свою память.

            Прикладного творчества (лепка, вышивание, бисероплетение) — влияют на зрительно-моторную координацию. Ребенок, который сюда ходит, наверняка будет терпеливым, усидчивым, что очень пригодится в школе.

            Научные (сюда входят шахматные, компьютерные, историко-археологические кружки) — развивают логическое мышление, концентрацию внимания, ответственность,самостоятельность.

            В каком же возрасте можно и нужно записать малыша в кружок? Педагоги расходятся во мнениях. Одни считают, что, чем раньше, тем лучше, другие советуют не спешить, чтобы ненароком «не отнять у ребенка детство». Как бы там ни было, в некоторых кружках есть возрастные ограничения. Так, например, на теннис не берут детей младше 5 лет, на хор и хореографию — «моложе» 6 лет. Записаться на бокс можно с 12, на авиамоделирование — с 10 лет. Но и здесь большое значение имеет, кому принадлежит кружок (частный он либо в ведении города), платные или бесплатные занятия. Многое зависит и от педагога. Можно записать сына в секцию каратэ и в 4 года. Но только если тренер ваш друг и не боится взять на себя ответственность за такого кроху, решив сделать из него чемпиона.

            Впрочем, 4 года — далеко не рекорд. Когда родители задаются целью вырастить из своего чада гения, они отдают его на различные занятия еще раньше. Стоит поторопиться мамам и папам в случае, если у малыша серьезные проблемы (скажем, с речью). Не случайно современные центры развития набирают детей ясельного возраста. Ясное дело, выбирая кружок, стоит учесть его местонахождение.

            Вряд ли вам захочется каждый раз тащиться на другой конец города. Идти на такие жертвы стоит, только если кружок особенный, и вы возлагаете большие надежды на то, что ваш ребенок будет заниматься. Но и тут таится опасность. Некоторые родители потом давят на своих детей, постоянно напоминая, что тратят на них уйму времени и сил. Нередко можно услышать, как мама отчитывает своего «нерадивого» кроху: «Я себе ничего позволить не могу: ни в кино сходить, ни в гости. Все потому что тебя на танцы каждый день вожу. А ты плохо занимаешься!» Малыш при этом, как правило, глотает слезы с выражением глубочайшей скорби на лице. Мамина «жертва», очевидно, ни ей, ни ребенку пользу не приносит… Искать их следует в первую очередь при школах, Дворцах детского творчества, комитетах спорта или культуры. Многие располагаются на первых этажах жилых домов, так что не проходите мимо подъезда со скромной вывеской типа «Центр развития».

            По теме: методические разработки, презентации и конспекты

            Если ребенок не хочет ходить в детский садНужен ли малышу детский сад?Детские сады и ясли вошли в жизнь общества вместе с женским движением за равенство прав с мужчинами и являются его достижением. Эт.

            «Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животи.

            Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду.

            Если ребенок не хочет ходить в детский сад.

            Наглядное пособие для родителей.

            Консультация для родителей»Что делать, если ребёнок не хочет убирать за собой игрушки?».

            Некоторые малыши воспринимают походы в садик буквально «в штыки» и каждый день сборы в детсад превращаются в войну – с тихим хныканьем или громкими истериками. Отказываться от детского садика не нужно.

            nsportal.ru

            Почему ребенок не хочет заниматься спортом, и что с этим делать

            Почему ребенок не хочет заниматься спортом, и что с этим делать, если для нормального физического развития просто необходимы упражнения. Как понять, что именно не нравится ребенку, может, он просто-напросто некомандный игрок, и как выбрать ему оптимальный вид спорта, в котором он будет чувстовать себя уверенно и комфортно, читайте на UAUA.info

            Почему ребенок не хочет заниматься спортом и отказывается от командных игр?

            Не все дети должны быть членом какой-то команды, есть множество других видов спорта, которые помогают быть сильным, спортивным и активным. Но попытайтесь узнать причину, почему ребенок противится именно командным видам. Возможно, причины более глубокие, чем кажутся и вообще не связаны со спортом.

            Мы расскажем о нескольких причинах, почему ребенок не хочет заниматься спортом.

            Плохо развиты базовые навыки

            Хотя и существует множество секций и для дошкольников, до 6–7 лет дети менее способны обладать достаточным физическими навыками, вниманием и концентрацией, способностью быстро понимать правила.

            Тренера и соревнования слишком давят на ребенка

            Ребенок, который не является прирожденным бойцом и спортсменом, может ощущать очень сильный стресс или давление со стороны тренера, которые криком раздает команды, или в рамках общей цели победить на соревнованиях.

            Что делать: Внимательно изучайте информацию о той или иной секции прежде, чем записать в нее ребенка. Побеседуйте с тренером и другими родителями. Есть секции, которые не выставляют команды или спортсменов на соревнования.

            По мере того, как ребенок взрослеет, он может проще смотреть на соревновательный момент, на очки и количество побед и проигрышей за соревновательный сезон. Многих детей соревнования мотивируют, но есть и те, кто не готов к такому давлению, особенно в возрасте 11–12 лет. В любой ситуации, конкуренция должна быть здоровой, а настрой — позитивным.

            Скромные, застенчивые дети могут чувствовать себя некомфортно, будучи частью команды. Более того, часто они переживают за то, что могут подвести родителей, тренера или всю команду. Так случается, если соревнования очень активные, а ребенок пока к этому не готов и только учится.

            Возможно, ребенок не хочет заниматься спортом, потому что еще не нашел именно вид спорта, который подходит именно ему. Может быть, что тот, у кого плохо получается ловить мячи в бейсболе, стал бы отличным пловцом, бегуном или велосипедистом. Многие дети, к тому же, предпочитают некомандный спорт, где ответственность за результат лежит только на тебе.

            Что делать: прислушивайтесь к интересам и желаниям ребенка. Да, это может быть тяжело для родителей, которые мечтали, чтобы их сын играл в бейсбольной лиге или стал великим футболистом. Рассматривая различные варианты, вы позволите ребенку заниматься тем, что нравится именно ему.

            Другие причины, почему ребенок не хочет заниматься спортом

            Все дети разные, и взрослеют и развиваются тоже по-разному . Дети одной возрастной группы могут быть разного роста, веса и обладать разными физическими способностями. Дети, которые либо меньше, больше, слабее или более неуклюжие, чем другие, могут стесняться и бояться тягаться с остальными.

            Что делать: Честно оцените силы, способности и характер своего ребенка, чтобы найти подходящий для него вид спорта. Многие дети боятся мячей, поэтому и не любят футбол, баскетбол, волейбол, но могут увлечься легкой атлетикой. Если у вашего ребенка есть лишний вес, ему не хватит выносливости на бег, но может понравиться плавание. Миниатюрные дети могут бояться командных игр, например баскетбол, но зато быть успешными в гимнастике или борьбе.

            Попытайтесь прислушаться и понять ребенка, только ваше понимание и поддержка помогут ему достичь успеха, что бы он ни выбрал.

            Даже те дети, которые говорят, что ненавидят спорт, могут со временем снова полюбить даже командную игру, обретя силы и навыки, и выбрав подходящий вид спорта. Но если командные виды не привлекают ребенка, есть множество путей заниматься физической активностью в свое удовольствие, без какой-либо компании, положенный час в день.

            Свободный вид развлечений может быть очень важным для ребенка, который не хочет быть членом спортивной команды. Под свободным видом обычно подразумевают любую активность с любым оборудованием, как обручи, катание на велосипеде, игра в мяч, игра с канатом, прыжки со скакалкой или танцы.

            • плавание
            • езда верхом
            • танцы
            • dance classes
            • катание на роликовых коньках
            • катание на велосипеде
            • чирлидинг
            • скейтбординг
            • пешая ходьба
            • гольф
            • теннис
            • фехтование
            • гимнастика
            • боевые искусства
            • йога и другие фитнес-классы
            • фрисби
            • бег
            • Поддержите выбор своего ребенка

              Даже если это трудно, попытайтесь вместе найти то, что понравится вашему ребенку. Прислушивайтесь, возможно, ему нравится что-то , чего нет в списке школьных секций. Если дочка хочет заниматься хоккеем, то помогите ей найти команду или поговорите со школьным руководством о возможности запуска такой секции.

              www.uaua.info

              Kidsters Дети, люди, дети

              Текст Кати Бойдек и Маши Варанд

              Мой сын ненавидит кружки. У него много интересов, которые, я уверена, ему было бы приятно развивать: лего, рисование, шахматы, лыжи. Но когда я предлагаю ему разные занятия, он второй год категорически отказывается от всего. Так он перестал ходить на шахматы, отказался от рисования, так и не освоил горные лыжи. А кружок леготехники вообще, казалось бы, для него — одно упоминание приводит его в ярость.

              Ты говоришь, что уверена, что «ему было бы приятно развивать свои интересы». На чем основывается твоя уверенность?

              Когда он был младше, мы с ним ходили всюду на занятия и ему нравилось.

              Как занятия были связаны для него с развитием его интересов?

              Это был другой контекст, другая среда — отличная от дома.

              То есть ему нравилось, что это что-то новое, другое, не такое как дома?

              Ну, это нравилось скорее мне. Не помню вообще, чтобы он рвался сам на какие-либо занятия.

              Тебя что-то смущает в том, что он не рвется на какие-либо занятия?

              Да. Мне кажется, он упускает что-то. Можно же было бы и музыкой заниматься, и рисование развивать, и узнавать новые истории про динозавров.

              А зачем ему всем этим заниматься?

              Мне кажется, это часть жизни ребенка — познание мира. Когда он познает новое, он живет полной жизнью. И я думаю про дальнейшую его школьную жизнь — вдруг он не захочет узнавать там ничего нового?

              А тебе кажется, что он не любит узнавать новое?

              И он не познает нового?

              Он вполне доволен тем что уже знает. Так мне кажется.

              Маш, можешь вспомнить, что он узнал нового, например, за последние 3 месяца?

              Как пользоваться электронной почтой. Испанские слова узнал. Узнал новые приемы в футболе. По собственной инициативе все это.

              А ты что узнала нового? И каким образом ты сама это узнаешь?

              Читаю заметки, размышляю пока машину веду. Еще общение с людьми и обмен с ними мыслями.

              То есть чтение заметок, размышления, общение с людьми — это твой способ узнавать новое и наполнять жизнь. А причем здесь кружки?! Получается, что ни в твоем индивидуальном, ни в Эрика способах познания нового и наполнения жизни никакие кружки не фигурируют. Если так, по честному. Но это не только твоя, это очень распространенная идея про то, что чтобы ребенок развивался и узнавал новое, то он обязательно должен ходить «на кружок».

              А еще более распространенная идея вообще про то, что ребенок должен постоянно развиваться и узнавать новое. Каждую минуту. Многие родители, особенно родители школьников, очень тревожатся, когда их ребенок позволяет себе «ничего не делать». Его время обязательно должно быть забито кружками, уроками, полезными делами. Ребенок, по сути, лишен отдыха, лишен досуга как такого. Все под строгим родительским контролем, все подчинено идее пользы и развития.

              Я когда 4 года назад искала для Паши детский сад, я смотрела разные сады, в том числе частные. И мне поразил один детский сад, частный, очень дорогой даже по меркам частного, в который очередь желающих была. Я спрашивала, как устроен у детей день. И они мне показывают расписание, в котором идут занятия одно за другим: английский, музыка, рисование, еще и еще. Я интересуюсь: «А у них есть время для игры, просто играть друг с другом, без занятий?». «У нас высокие требования, важно, чтоб дети много успели, мы стараемся много дать».

              Вот так. Хотя свободная игра — это самая важная деятельность для развития дошкольника. Не игровое занятие, а именно игра со сверстниками, организованная детьми самостоятельно.

              Если вернуться к кружкам. Я вовсе не против кружков. Кружки — это прекрасно, тем более сейчас есть столько всяких интересных, которые дают возможность узнавать про все на свете. При этом для того, чтобы все-таки оставаться в связи с реальностью, а не только со своими идеями о незаменимости кружков в развитии, важно помнить как минимум о двух вещах.

              Во-первых, это то, что кружок — далеко не единственный способ познания мира, обучения и развития. И если мы немножко отодвинем нашу тревогу на тему «какой ужас, он не хочет ходить в кружки, и, значит, он ничего не узнает, не разовьется, его жизнь будет пуста и никчемна!» — то нас ждет немало открытий про нашего реального ребенка, про то, сколько нового он ежедневно узнает, чему учится и какими способами.

              А во-вторых, кружок — это то, что помогает ребенку развить его интерес, его задатки и способности, помогает познавать себя и мир. Но! Только в тот момент, когда ребенок ХОЧЕТ туда ходить, ему самому там что-то интересно. В противном случае кружок — это зачастую то, что, наоборот, отбивает охоту познавать мир. Могу сказать про свой опыт. Я десять лет ходила в музыкальную школу по классу фортепьяно.

              Когда я была маленькая, я хотела учиться играть, наверное, даже с удовольствием ходила. Но это было первые год или два. А дальше я ходить не хотела, это было целиком идеей родителей и бабушек-дедушек. И результат от такого посещения кружка для меня лично отрицательный: мало того, что я не умею играть на пианино, так у меня ни разу за прошедшие больше чем 20 лет не возникло желание сесть за инструмент. И мой пример не единичный, к сожалению. Когда желания ребенка подменяется давлением извне — не до познания нового, не до наполненности жизни.

              Получается, что кружки — это всего лишь один из путей познания, развития, наполнения жизни. И этот же путь может отрезать ребенка от познания, развития и смысла — если выбран не им или на этом пути ему очень много навязывается извне.

              При этом в основном все «нормальные» дети в кружки ходят! Они там тусуют, что-то делают! И чтобы чувствовать себя нормальной мамой, без заковырок — мне было бы спокойней, если бы мой ребенок тоже ходил в кружок.

              Ты поднимаешь важную тему: тему родительского стыда. Очень тяжело чувствовать себя «не такой», не «нормальной» мамой. Мамой — панком, мамой — «белой вороной». И чтобы избежать этого чувства, для того, чтобы самим себя чувствовать лучше, мы начинаем пропихивать, навязывать ребенку то, что ему не надо. Начинаем «воспитывать», начинаем «развивать». Удовольствия в этом нет никакого никому.

              Стыд никуда не девается, потому что остается ощущение, что «я обманываю»: «нормальные»-то дети ходят по собственному желанию, с удовольствием, а мой — только потому что его заставили. А ребенку тоже не до удовольствия: львиная доля его энергии уходит на защиту от навязываемого.

              Самое печальное в этом, что у ребенка не остается энергии на то, чтобы познавать что-то. Чтобы вообще узнать, а кто я и чего хочу? Сейчас самая распространенная жалоба у родителей подростков: «мой ребенок ничего не хочет». А у него и не было шанса узнать, что он хочет, потому что ему всегда говорили, чем и сколько он должен заниматься.

              Я буду таким попугаем, буду повторять во всех наших с тобой разговорах, что важно разделять свои чувства и реального ребенка. Потому что когда мы из своего стыда бежим что-то делать с ребенком — это, как минимум, чревато взаимным неудовольствием. Что не так страшно. Гораздо хуже, что действуя из стыда, мы не замечаем реального ребенка, его желаний, его особенностей. И тогда мы не даем ему возможности самому познать себя. По крайней мере процесс самопознания для него сильно усложниться и будет гораздо более болезненным. Если он когда-то его начнет вообще.

              Кроме стыда за свое несоответствие модным нормам, тому, как принято у «нормальных», у «всех», есть еще несколько таких опасных «пунктиков» у нас, у родителей, которые могут привести к тому, что ребенок в итоге не просто не захочет познавать мир, а вообще будет испытывать сложности с пониманием, чего он хочет.

              И один из таких «пунктиков» — это наши ожидания от ребенка. Ребенок еще не успевает родиться, а у родителей уже готовы планы на то, чем он будет заниматься, и куда будет ходить. «В 3 года дочка пойдет на танцы, в 5 лет — сын пойдет на каратэ, и оба встанут на горные лыжи в 4 года. Ах да, английский лучше сразу, куда же сейчас без английского!» И дети превращаются в проекты. Мы планируем их развитие, их образование, их жизнь. Из лучших побуждений! Потому что мы знаем, что им будет полезно. И мы бы хотели, чтоб у них все было хорошо. Только в этом опять очень мало реальных детей.

              Дети — становятся такими функциями: оправдания наших ожиданий, удовлетворения нашего тщеславия, доказательства нашей родительской состоятельности. А последствия для таких детей во взрослом возрасте, поскольку я сталкиваюсь с такими в психотерапии, и знаю изнутри по своему опыту — очень мучительные. Ощущение внутренней пустоты, стыд как почти постоянный спутник, незнание своих желаний, невозможность чувствовать себя «достаточно хорошим» без доказательств и внешних оценок, постоянное стремление показать свою нужность миру, страх оценки, постоянный контроль и тревога. В общем — большой и тяжелый груз от родительских ожиданий.

              Не знаю ни одного родителя, который бы был свободен от ожиданий чего-то от своих детей. И в самих ожиданиях нет ничего плохого. Вопрос только в том, чтобы отделять свои ожидания от ребенка. Говорить себе «МНЕ очень хочется, чтоб мой сын занимался боксом». Но при этом как-то поглядывать хотя бы на сына — ему-то хочется? И если не хочется — как-то находить способы справляться со своим разочарованием, тревогой, грустью от несбывшихся надежд. А не вешать их на сына.

              Но есть же взрослые, которые уже выросли и говорят: «А я жалею, что меня родители в свое время не заставили играть на пианино».

              Да. И иногда эти взрослые выбирают такой кривой путь: «Я жалею, я хотел бы играть на пианино, и поэтому ты будешь играть». И к чему этот путь приводит? Взрослый сожалеет, что чего-то не умеет, но ничего с этим неумением не делает, а делает ребенка таким своим придатком, который должен за него чему-то научиться. Это такая отдельная разновидность ожиданий, которую я называю «реализуй мою мечту».

              Все ожидания, в принципе, про то, чтобы ребенок для нас что-то сделал. Но это именно про то, что «я бы хотела сама танцевать, но меня не „отдали“ — пусть дочка танцует!». Так вот опять же, возвращаясь к реальности. Сейчас столько возможностей для взрослых: петь, танцевать, рисовать, играть на сцене, заниматься спортом. Столько кружков для взрослых! И если есть желание — так может научиться? Да, если вас не отдали в 4 года на фигурное катание, Плющенко или Липницкой уже не стать, но встать на коньки можно в любом возрасте. И тем более начать рисовать, играть на пианино, петь, танцевать, получать новое образование и осуществлять другие свои желания.

              По себе знаю, что когда начинаешь реализовывать свои мечты напрямую, не через ребенка, очень снижается тревога на тему того «ему уже 1,5 года, а он еще не занимается рисованием!». Потому что знаешь, что не поздно и в 30, и в 50, и в 80 идти в «кружок». И ребенок видит тогда перед собой не уставшего, раздраженного родителя, который стоит над ним и нудит про то, что «ты ничего не делаешь», «тебе ничего не интересно», «тебе надо делать то-то, а не это», а видит взрослого, которого много чего интересует, который чем-то увлечен. И это лучшее, что может дать родитель ребенку для того, чтобы тому было интересно познавать мир и себя самого: быть интересным самому себе и интересоваться миром. Через профессию ли, кружок, путешествия, общение — не так важно. Ну и, конечно, интересоваться ребенком. Реальным. Вот уж где открытий будет каждый день. И про него, и про себя.

              Мой сын кроме того, что не хочет занятий, учителей, заданий не хочет никуда вообще ходить и что-то новое открывать даже без учителей: музеи, выставки он ненавидит. Меня как маму это бесит.

              Как мы и говорили в начале, ты можешь не всегда замечать, что он открывает что-то новое постоянно, фокусируясь на идее, каким образом и что именно новое он должен узнавать. Читала у тебя в фейсбуке, что Эрик спрашивал, что такое стартап и даже придумал два своих стартапа. Это ли не открытие? И как он узнал про стартапы? Не в музее, не на кружке, не на уроках. Он слышал ваши, его родителей, увлеченные разговоры. И это самый простой путь, чтобы увлечь ребенка — быть увлеченным чем-то самой, не для него, а для себя. Если ты любишь музеи и выставки — ходи туда в свое удовольствие.

              Рассказывай ему, как тебе там было, интересно же делиться с близкими тем, что любишь сам. Может, ему тоже станет интересно. Может — нет. Главное, что перед ним будет пример родителя, которому что-то в жизни интересно, и он следует этому интересу. А если в родительской жизни нет интереса: ни к работе, ни к чему-то еще вне ее — то бесполезно читать нотации про «надо интересоваться» и «надо чем-то заниматься».

              И еще пару слов про то, почему ребенок может не хотеть «никуда» и «ничего». Как правило, потому, что его «закормили». Он не просил, не был голоден — а ему заботливые родители ложку пихали в рот. И тогда, пока его не сломали еще совсем, здоровый ребенок будет отплевываться. А если перестать пихать — он проголодается и когда-то неизбежно попросит есть. Только в промежутке родителю надо выдержать самостоятельно свою тревогу, что ребенок умрет с голоду. Или не разовьется. Или будет жить бессмысленной пустой жизнью.

              Приведу пример из своей родительской жизни. Когда Паше было 3 года мне было очень важно, чтобы он ходил на кружки. «Все» же ходили! Он с удовольствием начинал куда-то ходить, но его интереса хватало на три раза. И мне было очень непросто принять его отказ ходить, и тоже был страх и стыд: «Как это он никуда не будет ходить? Что же делать? Как людям в глаза смотреть?». Я тогда выдержала свою тревогу и стыд с помощью терапии, и Паша со всех кружков ушел.

              Еще год после этого, когда я предлагала ему куда-то сходить, он спрашивал первым делом: «А что если я потом не захочу?». И я научилась выдерживать, что он может что-то захотеть, а потом перехотеть. И у себя, кстати, выдерживать, что я могу захотеть и перехотеть, начинать и не заканчивать, не брать себя «в кулак», не быть «волевой» и так далее. Оказалось, что когда нет такого внутреннего насилия, а есть много разрешения делать, что хочешь, появляется гораздо больше энергии и удовольствия в жизни. И ребенку тоже позволяешь жить в его удовольствие. И к Пашиным шести годам, когда у меня впервые не было к началу учебного года даже идей про кружки, он стал сам теребить нас, что он хочет на театр, хочет на робототехнику, хочет петь, в бассейн, на скалолазание и еще сто кружков. Скорее теперь мы его ограничиваем только несколькими кружками, потому что нам хочется спать подольше в выходные, а не мчаться на какие-то кружки.

              Так что у меня даже, что не очень мне свойственно, есть один совет про кружки. Даже два совета. Первый, самый важный — сделать свою взрослую жизнь интересной. Любым способом, не обязательно через кружки. Без этого «воспитательный зуд» будет лишь следствием собственных нерешенных проблем и результата не принесет. И когда уже вы счастливы, ваша жизнь полна интереса и удовольствий — второй совет выполнится легко. Дайте ребенку время, пространство, возможность «проголодаться», а не кормите его всеми «развивалками», не забивайте все его время. Это необходимо для того, чтобы он понял, что он хочет, что ему интересно. Тем, что ему интересно, он сам с удовольствием заполнит свое время.

              Предыдущие колонки Кати можно прочитать здесь:

              kidsters.ru