Психологический словарь самооценка

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «Самооценка» в других словарях:

самооценка — самооценка … Орфографический словарь-справочник

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система… … Википедия

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности … Большой Энциклопедический словарь

САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, и, жен. Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. Трезвая с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

самооценка — (напр. действий оператора в аварийной ситуации на ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN self assessment … Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

Самооценка – о ценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. Самооценка является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

У ребенка переходный возраст. Что нужно знать родителям?

  • Станислава Стариковская
  • 16.07.2016
  • 3818
  • Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям Продолжить чтение

    Я. Эгоизм | Цитаты, афоризмы – Часть 1

  • 04.12.2015
  • 1621
  • Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя. Вольтер Когда природа оставляет прореху в чьем-нибудь уме, она обычно замазывает ее толстым слоем самодовольства. Генри Лонгфелло Разве кто не имеет права любить самого себя? Разве поступок будет менее хорош только потому, что мы делаем его с удовольствием? Вовенарг Аскетизм – это предельный Продолжить чтение

    Я. Эгоизм | Цитаты, афоризмы – Часть 2

  • 1642
  • Кто себялюбью лишь послушен, А к пользе общей равнодушен, Тот – неразумная свинья: Есть в общей пользе и своя Себастьян Брант Влюбленный в себя соперников не имеет Цицерон Человек должен любоваться самим собой: лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим. Эразм Роттердамский Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, Продолжить чтение

    Я. Эгоизм | Цитаты, афоризмы – Часть 3

    • vikont
    • 1733
    • Больше всех мы льстим себе сами Фрэнсис Бэкон Во мне два человека – актер и зритель. Часто зритель недоволен актером Генрик Сенкевич Меняем реки, страны, города Иные двери… Новые года… А никуда нам от себя не деться А если деться – только в никуда. Омар Хайям Помогает и тот, кто не хочет повредить, хотя и Продолжить чтение

      Формирование самооценки

    • 23.11.2013
    • 1561
    • 0 Комментариев
    • Формирование самооценки чуть ли не самый важный процесс в жизни каждого человека. Именно от самооценки зависит поведение и ощущения себя любого из нас. Многие видят у себя в окружении таких людей, которые часто отмалчиваются, боияся слово сказать, свое мнение. Или наоборот, есть люди, которые нарочито показывают себя, перекрикивают, демонстрируют – это и называется заниженной самооценкой. Продолжить чтение

      Напряжение для ребенка

    • 15.10.2013
    • 1428
    • Людям, работающим большую часть времени и приносящим в семью двойной доход, оставлять стресс на работе очень тяжело. Но они должны это делать ради своих детей. Родители, которые испытывают большое давление на работе и чувствуют себя перегруженными в целом, более склонны к конфликтам со своими детьми. В свою очередь, их дети чувствуют себя менее хорошо, находятся Продолжить чтение

      Влияние отказов на самооценку

    • 02.10.2013
    • 1627
    • Самоуважение, оказывается, очень похоже на любовь. Мы часто ищем его в очень неправильных местах. Мы пытаемся поддержать наше самоощущение изнутри. Мы даже можем прибегать к повторению простого самоутверждения. Но на самом деле, чувство собственного достоинства является скорее отражением нашего отношения к другим. В смелой новой теории, которая выворачивает наизнанку обычную, психолог Марк Р. Лири, доктор Продолжить чтение

      Самооценка и самоуважение

    • 29.09.2013
    • 1695
    • Проблемы с самооценкой? Конечно, никто не хочет чувствовать себя хуже других, но вы когда-нибудь задумывались о том, что собственное поведение как раз и может быть причиной низкого мнения о себе? Люди, которые жалуются на низкую самооценку, часто делают это так же, как люди, которые боятся, что они страдают болезнью Альцгеймера и жалуются на плохую память. Продолжить чтение

      Борясь за обычное физическое выживание, мы порой вынуждены решать сложные мучительные проблемы, нередко отдавая в ж.

      ourmind.ru

      Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

      Смотреть что такое «САМООЦЕНКА» в других словарях:

      самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к… … Большая психологическая энциклопедия

      Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, регуляторная, на основе… … Психологический словарь

      САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, самооценки, жен. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. «Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку.» Максим Горький. «Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе,… … Толковый словарь Ушакова

      самооценка — сущ., кол во синонимов: 1 • оценка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      САМООЦЕНКА — англ. self rating/ evaluation; нем. Selbsteinschatzung. l. Оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и соц. позиции. 2. Самоуважение, вера в себя, гордость. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА. Оценка самого себя как личности; важный регулятор поведения. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также сопоставления образа реального с образом идеальным (каким человек желает себя видеть) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      dic.academic.ru

      Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

      Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и Развитие Личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

      Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

      Самооценка характеризуется по след. параметрам:

      1. уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.;
      2. реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.;
      3. особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.;
      4. временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.;
      5. устойчивости и др.

      Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

      Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См . также Зеркальное Я. (А.М. Прихожан)

      Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т.д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «Самооценка» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

      Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

      Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она — важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее Развитие Личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой:

    • регуляторная — на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
    • защитная — обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
    • Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).

      Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным — возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

      В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

      Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

      Самооценка — оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. Самооценка является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

      Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

      Самооценка — оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершаемых поступков. Самооценка может меняться в зависимости от настроения. При психических заболеваниях такие изменения могут приобретать особенно выраженный характер. Особенно значительны нарушения самооценки при депрессии и маниакальном состоянии.

      www.persev.ru

      Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные -достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

      Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может 1, снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. 1 Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление ‘ образа реального с образом идеального , т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный , тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

      Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом в структуру общества.

      Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

      azps.ru

      Психологический Словарь А В Петровского М Г Ярошевского Онлайн

      Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь DJVU психологические термины, встречающиеся в общественно-политической литературе. Постоянно обновляемый Психологический словарь на сайте Центра практической А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского /ред.-составитель Л. А.Карпенко. — М.: Политиздат, 1985. — 431с.

      Литература по психологии. Lе Bon, Gustav. Psychologie des Foules. — Paris, 1898.

      Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.

      • Введение в психологию Петровский А.В. Соавтор: Ярошевский М.Г. Словарь включает свыше 1000 терминов, содержит персоналии видных.
      • Скачать книгу / учебник · Читать текст оnline. Вы можете узнать стоимость Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г. 17.
      • А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. Психологический словарь для родителей [Текст] : научно-популярная литература / С. С.
      • — М. 1991. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М. Мир, 1972. Ананьев Бы.

        Г. О проблемах современного человекознания. — М. Наука, 1977. Ананьев Бы.

        Г. Психология чувственного познания. — М.

        1960. Ананьев Бы. Г. Теория ощущений.

        — М. 1966. Ананьев Бы. Г.

        Человек как предмет познания. — Л. 1968. Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд.

        — М. 1998. Ануфриева Н. М. Михалевич Т. Н. Зелинский Н.

        Е. Социальная психология. Курс лекций.

        — 3-е изд. перераб. и доп. — К.

        МАУП, 2000. Асмолов Бы. Г. О проблемах современного человекознания. — М. «Наука», 1077.

        Балабанова Л. М. Категория нормы в психологии студенческого возраста. — Харьков: Консум, 1999. Бассин Ф. В. Сознание, «бессознательное» и болезнь.

        //Вопросы философии. — 1971. — №9. — С. 90-102.

        Бассин Ф. В. Бурлакова М. К.

        Волков В. Н. Проблемы психологической защиты //Психол. журнал, Т.

        78-86. Белоус В. В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности Вопросы психологии. — 1986. — №3. Божович Л.

        И. Психологический анализ условия формирования и строение гармонично развитой личности. / / Психология формирования и развития личности. М. 1981-С.

        257-289. Боришевский М. И. Ведущие функции личностной саморегуляции проведения. Психологическая наука: проблемы перспективы.

        Киев, 1990. Бородкин Ф. М. Коряк Н.

        М. Внимание: Конфликт! — 2-е изд. перераб. и доп. — Новосибирск: Наука, 1989.

        Брунер Д. С. Психология познания. — М.

        1997. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.

        — М: Знание, 1983. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю. М.

        Петровской Л. А. Соловьевой О.

        В. — М. Смысл, 1996. Виготский Л. С. Мышление и речь.

        — М. Педагогика, 1982. Виготский Л. С.

        Психология. М. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (серия «Мир психологии»). Винославская Е.

        В. Рыбаченко В. Ф. Влияние совместной деятельности на характер взаимоотношений студентов противоположного пола / / Проблемы соверщенствования нравственного воспитания студентов. — Сыктывкар, 1986. — С.

        169-176. Винославська О. В. Некоторые отличительные черты «Я»-концепции современного студенчества / / Демографическая ситуация в карпатском регионе: реальность, проблемы, прогнозы на XXI века.

        Материалы Междунар. науч. -практ. конф.

        15-18 мая 1996 г. — Черновцы, 1996. — С. 419-421.

        Винославська О. В. Мотивы трудовой активности в деятельности студентов дневной формы обучения / / Вестник НТУУ «КПИ»: Философия. Психология. Педагогика».

        — 2001. — №2 (2). — С. 91-98. Гальперин П.

        Я. Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимання.

        — М. Изд МГУ, 1974. Голубева Есть. А. Комплексное исследование способностей / / Вопросы психологии. — 1986.

        — №5. Готтсданкер Г. Основы психологического зксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ.

        — М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. Грановская Г. М.

        Элементы практической психологии. Л. 1988. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. — Л.

        Лениздат, 1990. Громыко Г. Л. Статистика. — М. Изд-во Моск.

        ун-та, 1981, с. 67-79. Гусев А. Н. Измайлов Ч. А. Михайлевская М.

        Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. 2-е изд.

        — М. Смысл, 1998. Дерябо С. Д. Ясвин В. А.

        Гроссмейстер общения. Илюстрированый самоучитель психологического мастерства. — М. 1996. Джемс В. Психология. — М.

        1991. Добрынин Н.

        Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / / Уч. записки МГПИ им. В.

        — Т. 18. Додонов Бы. И. В системе «личность» / Вопросы пси-хологии. — 1985.

        40. Домнич Т. М. Опросник на определение механизмов защиты / / Практическая психология и социальная работа. — 2001.

        Донченко Е. А. Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония.

        — 2-е изд. доп. — К. Политиздат Украины, 1989.

        Этика делового общения. Учебная программа и методические материалы к изучению дисциплины / Составители О.

        Винославська, В. Зливков. — К. 2000. Ждан А. Н.

        История психологии от античности до наших дней. — М. 1990. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность / / Хрестоматия по ощущению и восприятию.

        М. 1975, С. 200-204. Зигерт В.

        Лат Л. Руководитель без конфликтов / Сокр. пер. с нем. — М. Экономика, 1990. Зимняя И.

        А. Педагогическая психология.

        — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — С. 238-242. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования / / Хрестоматия по психологии.

        252. Зинченко П. И.

        Непроизвольное запоминание / / Советская педагогика. — 1945. — №9.

        Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М. Изд. АПН РСФСР, 1961. Зливков В.

        Л. Услышу лишь то, что захочу, или несколько слов о психологическая защита//К.

        Человек и мир — 1990- №3-С. 22-28. Казаков В. Г.

        Кондратьева Л. Л. Психология.

        — М. Высшая шк. 1989. Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов. — СПб.

        «Речь», 2002. Кара-Мурза С.

        Г. Манипуляция сознанием. — К. Оріяни, 2000. Карамушка Л.

        М. Управленческие конфликты: Словарь-справочник терминов по конфликтологии. — Киев; Черновцы: ЧГУ. 1995. — С. 285-287.

        Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. К. 1985, С.

        53-54. Климов Е. А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / / Вопросы психологии. — 1985. — №4.

        Кон И. С. «Психология юношеского возраста». Москва, 1975. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк.

        — 3-е изд. — М. Политиздат, 1989. Кон И.

        С. Открытие «Я». — М.

        «Политиздат», 1978 -365 с. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание.

        — М. Политиздат, 1984 — 335 с. Коран Л. Гурман П. Искусство торговаться или все о переговорах».

        — Минск: ООО «Родны кут», 1995. — 160 с. Корнелиус X. Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты.

        — М. Стрингер, 1992. Костюк Г. Избранные психологические труды. -М. 1988.

        Краткий психологический словарь / Ред. А. В.

        Петровский, Г. Г. Ярошевский. — М. 1985. Кречмер 3.

        Строение тела и характер / Пер. с нем. — М. 1996. Куликов В.

        И. Индивидный тест «Словесный портрет». — Владивосток, 1998.

        Лапланш Ж. Понталис Же. -Б.

        Словарь по психоанализу. — М. Высшая шк. 1996. Густав Лебон. Психология народов и масс. — С.

        -П. Изд-во Макет, 1995. Левитов Н. Д. Психология характера. — 3-является изд. — М.

        Просвещение, 1969. Левицкий С. А. Трагедия свободы.

        — М. Канон, 1992. Леонгардт К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. — К.

        Выща шк. 1982. Леонтьев А. А. Психология общения.

        — Тарту, 1973. Леонтьев А. Н.

        Проблемы развития психики. — М. 1981. Ложкин Г. В. Повякель Н.

        И. Практическая психология конфликта. — К. МАУП, 2000.

        — 256 с. Ломов Бы. Ф.

        Методологические и теоретические проблемы психологии. — М. 1984. Лурия А. Г.

        Нейропсихология памяти. — М. Педагогика, 1974. Лутошкин А. Уманский Л. Студенческая группа и групповая психология / / Студенческая группа.

        — М. «Молодая гвардия», 1975.

        Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: «Петраком», 1992. Максименко С. Д. Теория и практика психолого-педагогического исследования. — К. 1990.

        Максименко С. Д. Соловієнко В. О. Общая психология. — К.

        МАУП, 2000. Маноха И. П. Истоки свободы. Борьба мотивов и волевой акт.

        Формирование и развитие волевых процессов / / Основы психологии / Под ред. О.

        В. Киричука, В. О. Роменця.

        — К. 1995. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — М.

        1998. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ.

        М. 1999. Маслоу А. Психология бытия. — М. Рефл-бук, К.

        Сова, 1997. Мелибруда Е. Я-ТЫ — МЫ. Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. — М.

        1986. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М. Просвещение, 1964. Москаленко А.

        Т. Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. — Новосибирск, 1989.

        Мусотов С. О. Зливков В. Л. Хомутіннікова Н. Н.

        Современный учитель как субъект педагогической коммуникации. Книга для учителя. — К. Наукова думка, 2003.

        — 96 с. Мышление: процесе, деятельность, общение / Под ред. В.

        Брушлинского. — М. Наука, 1966. Мэй Г. Искусство психологического консультирования. — М. «Класс» 1994.

        Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.

        Просвещение, 1966. Небылицынн В. Д.

        Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. — М. Наука, 1976. И.

        нейрофизиологические механизмы внимання / Под ред. Е. Д.

        Хомской. — М, Изд. МГУ, 1979. Словно P. C. Психология.

        — М. Просвещение, 1990. Носков В. И. Студент в оздоровительно-воспитательном комплексе вуза. Основы психогигиенического обеспечения и гуманистически ориентированной профессиональной подготовки студентов: Монография. — Донецк: Юго-Восток, 2001.

        Образ жизни современного студента / Отв. ред. В. Т. Лисовский.

        — Л. Изд-во ЛГУ, 1981. Общая психология.

        /Под. ред. Петровского А. В. М.

        ,1986. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пединститутов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А.

        Д. Виноградова и др. — М.

        Просвещение, 1981, с. 30-48. Ольшанский Д. В.

        Психология масс. — С. -П.

        Питер, 2001. Основы психологии: Учебник /Под редакцией В. В. Киричука, В. А. Роменця). К.

        Лыбидь 1995. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.

        А. В. Петровского. — М.

        Изд-во Моск. ун-та, 1986. — С.

        67-74. Петровский А. В. Личность. Деятельность.

        Коллектив. — М. Политиздат, 1982.

        Пидкасистый П. И. Фридман Л. М. Гарунов М.

        Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М. Педагогическое об-во России, 1999. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли других людей по их жестам).

        — Н. -Новгород: СП «IQ», 1992. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М. «Наука», 1986.

        Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М. Педагогика, 1976. Почепцов Г.

        Г. Информационные войны. — М. «Рефлбук», К. «Сова», 2000. — 576 с.

        Практикум по общей, зкспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А.

        Крылова, С. А. Маничева.

        — СПб. Питер, 2000. Прохоров А. О.

        Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. / / Вопросы психологии. — №4. — 1991. Психологический словарь / Под ред.

        Зинченко, Б. Г. Мещерякова.

        — 2-е изд. пераб. и доп. — М. Педагогика-Пресс, 1996. Психологический словарь.

        В. Петровского — М. Просвещение, 1985.

        Психология и педагогика/ Сост. и отв. ред.

        Изд-во «Центр», 1996. Психология индивидуальных различий.

        Тексты. — М. Изд-во МГУ, 1982. Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000.

        Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева.

        Психология. Словарь / Под общ.

        ред. А. В. Петровского, Г.

        Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М. Политиздат, 1990.

        Психология / Под ред. Г.

        Советов. Школа, 1968. Психология: Учебник / Под ред.

        Лыбидь, 2000. Рабочая книга социолога. — М. Наука, 1983, с. 142-193, 275-383. Рибо Т.

        А. Творческое воображение. — СПб. 1901. Роговин М.

        С. Введение в психологию. — М. 1969.

        Розе И. М. Психология фантазии. — М.

        1980. Роменець В А.

        История психологии эпохи Возрождения. — К. Вища шк.

        1988. Роменець В. А. Воспитание творческих способностей у студентов. — К. 1973.

        Роменець В. А. История психологии XIX — начала XX века.

        — К. Вища шк. 1995. Роменець В.

        А. История психологии XVII века. — К. Вища шк.

        1990. Роменець В. А. История психологии эпохи Просвещения. — К.

        Роменець В. А. История психологии Древнего мира и средних веков. — К. Вища шк.

        1983. Роменець В. А. История психологии. — К.

        Роменець В. А. Психология творчества.

        — К. ; Лыбидь, 2001. Роменець В.

        А. Фантазия, познание, творчество.

        — К. Вища шк. 1965. Роменець В. А. Маноха И. П.

        История психологии XX века. — К. Лыбидь, 1998.

        Рус Д. Создайте сильную команду / Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2002. — 168 с. Рубинштейн С. Л.

        О мышлении и путях его исследования. — М. AH CCCP, 1958. Рубинштейн С. Л.

        Основы общей психологии. М.

        2000. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности / / Вопросы философии. — 1989.

        — №4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М. 1973.

        Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Том 1, М. 1989, С. 208-209, 215-216, 226, 233.

        Рубинштпейн С. Л.

        Основы общей психологии. — СПб.

        Питер, 1999. Русалов В. М.

        В природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / / Вопросы психологии. — 1985. — №11. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.

        Просвещение, 1991. Самарин Ю. А. Психология студенческого возраста и становление специалиста. — Вестник высшей школы.

        — 1969. — №8. — С. 127-130. Самооценочный тест личной зрелости /Под редакцией Ю.

        К. АПН Украины, 1993.

        Сапожникова Л. С. Самооценка, домогательства и диагностика некоторых их особенностей. Метод 36/ Психология науки. Вып.

        10. К. Образование, 1993. Семиченко В. А. Психология эмоций. — К.

        «Магистр-S», 1998. Семиченко В. А. Психология: Темперамент. — Киев-Полтава: «Формика», 2001.

        Семиченко В. А. Психология личности. — К: Издатель Ешке О. 2001.

        — Рус. языке. Сергичева В. Азы общения. Стратегия и тактика.

        Питер, 2002. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.

        центр, 1996. Симонов П. В. Тамперамент, характер, личность. — М. Наука, 1984. Скотт Дж.

        Г. Конфликты, пути их преодоления. — К. Внешторгиздатом, 1991. Словярь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф.

        Морозов С. М. ; Отв.

        ред. Крымский С. Б. — К.

        Наук, мысль, 1989. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М.

        Просвещение, 1966. Соколов Е. Н. Механизмн памяти. — М.

        Изд. МГУ, 1969. Столяренко Л.

        Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.

        — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М. Прогресс, 1982. Студент и его деятельность / Под ред.

        Давидюка и др. — Минск: Изд-во БГУ, 1978. Татенко В. А.

        Психология в субьектном измерении. — К. 1997. Ткаченко В. М. Принципы и категории психологии. — К.

        1979. Управление конфликтами, изменениями и стрессами / / М.

        Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.

        Дело, 1992. Ушинский К. Соч. — Изд-во АН РСФСР, 1948-1950. — Т.

        — С. 441-442. Фишер Р. Юри В. Путь к согласию или Переговоры без поражения / Пер.

        с англ. — М. Наука, 1992. Франкл В.

        Человек в поисках смысла: Пер. с англ.

        нем. — М. Прогресс, 1990. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: Пер.

        с нем. Книга 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. Фрейд 3. Толкование сновидений. — М. 1991.

        Фридман Л. М. Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.

        — М. Просвещение, 1991. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М. 1982.

        Ходиссон Д. Эффективное ведение переговоров / Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2002. — 252 с. Хофман И. Активная память: Зкспериментальные исследования и теории человеческой памяти.

        — М. Прогресе, 1986. Хрестоматия по вниманню. — М. Изд. МГУ, 1976. Хрестоматия по ощущению и восприятию.

        М. 1975. Хрестоматия по психологии. М.

        1977, С. 252. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX века). — М. 1980. Цуканова Е. В.

        В структурной модели межличностной коммуникации / В сб. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. — Краснодар, 1979.

        Челпанов Г. И. Учебник психологии. — Одесса: Розов, 1907. Чепцов В.

        А. Переговоры: психология, воздействие, практика. — М. Изд-во «Институт Психологии РАН», 1996.

        -136 с. Чмут Т. К. Культура общения. Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

        — Хмельницкий, 1996. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). — М. ООО «Издательство ACT», Минск. «Харвесм», 2002.

        — 848 с. Шелдон В. Анализ конституциональных различий по биографическим данным / / Психология индивидуальных различий. Тексты. — М. Изд-во МГУ, 1982.

        — с. 179-198. Шибутани Т. Социальная психология. — М, «Прогресе», 1969. — 531с. Шопенгаузр А.

        Мир как воля и представление. — М. 1992. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика и ее методы.

        Учебно-методическое пособие в 2-х частях. — К. ВЗУУП, 1992.

        Энгельмейер П. К. Эврилогия, или Всеобщая теория творчества.

        — СПб. 1910. Эриксон 3.

        Г. Идентичность: юность и кризис.

        — М. Прогресе, 1996. Юнг К. Г. Архетип и символ.

        — М. 1991. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души.

        — М. Канон, 1994. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.

        Наука, 1987, с. 110-236.

        Ярошевский М. Г. История психологии. — М.

        1985. Ярошевский М. Г.

        Психология в XX столетии. — М.

        1982. Яценко Т. С Кмит Я. М. Алексеенко Бы. М. Активное социально-психологическое обучение: теория, технология, практика: Учебное пособие.

        — Хмельницкий: Издательство НАПВУ, 2002. — 792 с. Яценко Т. С.

        Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимся; Кн. для учителя-К. «Просвещение», 1993-208с.

        Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — К, «Высшая школа», 1987 — 106 с. Яценко Т. С.

        Теоретические основы активного социально-психологического обучения учителей. — К.

        inmachines.weebly.com

        Психологический словарь (стр. 213 из 290)

        САМОВОСПИТАНИЕ (англ. self-development) — формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

        В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не имеющий предела, С. — дело всей жизни человека. См. Развитие психики.

        САМОВОСПРИЯТИЕ — см. Теория самовосприятия.

        САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ (англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

        Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

        Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

        Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

        В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

        В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

        На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

        С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

        САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ — см. Автоидентификация, Идентификация.

        САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготского, к овладению собственным поведением, самоовладению). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод С.).

        Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).

        Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

        В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.

        САМООБРАЗОВАНИЕ (англ. self-education) — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что привело его к мысли о необходимости создания «Энциклопедии». По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в М. — «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна), в СПб. — «Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее».

        Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если — общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

        mirznanii.com