Влияние самооценки на жизнь человека

Влияние самооценки на здоровье человека

Особенностисамооценки, которые влияют на поведение

Представьте на мгновенье человека, неуверенного в себе, которыйпостоянно боится ошибиться, абсолютно не готов к критике и любым другимсложностям. По мнению психологов, такой человек слаб не толькоэмоционально, но и физически. Люди, которые всеми способами пытаются избегатьситуаций, где их будут критиковать или иных ситуаций, где они будутчувствовать себя не в своей тарелке, болеют чаще остальных. Это связано с тем,что болезнь на подсознании воспринимается такими людьми как возможность спрятаться,переждать бурю, отсидеться, чтобы в очередной раз не совершить ошибку. Такимобразом, у людей с заниженной самооценкой, которые пребывают в постояннойтревоге, в трудных жизненных ситуациях частенько проявляются физическиесимптомы: воспалительные процессы носоглотки, повышение температуры и тому подобное.Дополнительная сложность также в том, что болезни, вызванные психологическиминарушениями, поддаются лечению намного сложнее и достаточно часто болезнь переходит в повторную стадию, поскольку бороться с причиной появления болезни всегда труднее, чем с самойболезнью.

Неуверенность снижает иммунитет, человек также становитсязаметно зависимым от мнения окружающих его людей. Их мнению он доверяет намногочаще, чем своему.

Боясь принять неправильное решение, неуверенный в себечеловек попросту снимает с себя ответственность, перекладывая все проблемы наплечи других людей. Зачастую такие люди предпочитают вообще не предприниматьникаких действий, надеясь на то, что все пройдет и успокоится само собой.Однако отказ от решения проблем часто влечет за собой другие, не менее опасныепоследствия. У таких людей начинаются проблемы со здоровьем. Такие люди всегдапренебрегают профилактическими мерами, поскольку считают это неэффективным.Вместо этого они начинают лечиться в тот момент, когда болезнь дала о себезнать в полной мере.

У людей с заниженной самооценкой меньше сил и жизненнойэнергии, поскольку у них очень мало положительных эмоций. Более того, человек,испытывающий неуверенность, все время сдерживающий себя и избегая проявлениялюбой активности, не дает вырваться своей энергии наружу. В результатеэнергетического обмена не происходит, а постоянный застой энергии приводит кпроблемам со здоровьем, в результате чего человек оказывается в зоне риска.

Особенности самооценки,которые влияют на эмоциональное состояние человека

Люди с заниженной самооценкой намного чаще завидуют, азависть – чувство плохое. Оно несет в себе довольно разрушительную энергетику. Согласноданным исследований, проведенных психологами, именно завистники чаще другихиспытывают трудности с селезенкой, печенью и желудком. Отсюда и пошло выражениежелчный человек.

Неуверенные в себе люди страдают от лишнего веса. На фонепостоянных переживаний они либо сильно худеют, либо наоборот, набирают многолишнего веса.

Страх, присущий всем людям, а людям, с заниженнойсамооценкой особенно, приводит к таким распространенным заболеваниям, как заболевание пищеварительного тракта исердечно-сосудистой системы.

У таких людей снижаются защитные функции организма. Причина слабого иммунитета в низкойактивности, ведь человек, который лишнийраз боится сделать шаг, не развивается активно, в результате чего иммунитетсо временем снижается. Такие люди предпочтутотсидеться в стороне, чем принять активное участие в решении проблемы.

Постоянное ожидание неизвестности или любых ситуаций, вкоторых придется принимать самостоятельные решения, не дает расслабитьсячеловеку. Человек находится в постоянномпсихологическом напряжении. Это в свою очередь, приводит к проблемам ссуставами и позвоночником, врезультате чего развивается артроз,артрит, менисцит хондроз.

У неуверенности есть еще один большой минус. Такими людьмилегко манипулировать, поскольку им легче выполнять чужие распоряжения, чем своисобственные. В это же время, люди с низкой самооценкой, которые догадываются,что ими манипулируют, начинают чувствовать себя подавленно, вследствие чеговозникают различные заболевания, психические расстройства и наступает чувстводепрессии.

Социологами доказано, что неуверенные люди частонеудовлетворены своим местом работы и зарплатой, которую они получают. Как следствие, их жизненный уровень понижается,поскольку финансовое состояние сказывается на качестве отдыха, питания, досуга, и такдалее.

Самооценка и здоровье

Эмоциональное состояние и физиологическое состояние тесносвязаны. Избегая ответственности, принятия решений в различных сложныхситуациях, мы, в свою очередь, начинаем ограничивать себя в двигательнойактивности, провоцируя застои в суставах, легких, общую вялость и снижениетонуса.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно с полнойуверенностью сказать, что неуверенность – одна из причин старения организма. Иследует понимать, что заставляя двигаться свое тело, вырабатывая в себеуверенность, повышая общее физическое состояние организма, мы делаем себя болееустойчивыми к стрессам и становимся активными участниками общественной жизни.

Возможно, именно сейчас настало время, когда нужновоспрянуть духом, пойти в спортзал, начать заботиться о себе и развиватьуверенность. Это верный способ сохранить жизненную энергию и всегда оставатьсямолодым.

www.allwomens.ru

Влияние самооценки на социометрический статус личности в старшем школьном возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Допущена к защите

педагогики и психологии

_________ Л.В. Адащик

Влияние самооценки на

социометрический статус личности

в старшем школьном возрасте

Учащаяся гр. 45 М. В. Брич

Руководитель ________ Л. В. Адащик

Понятие социометрического статуса………………………………………..4

Проблема самооценки в современной психологии…………………………8

Понятие самооценки и ее виды………………………………………………8

1.2.2 Самоуважение. Механизмы формирования самооценки………………….10

1.2.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах…….….13

Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни……….13

1.2.3.2 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………14

1.2.3.3 Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте…….14

Особенности самооценки в старшем школьном возрасте…………….16

1.2.4 Причины обращения к самооценке…………………………………….……17

1.3 Влияние самооценки на социометрический статус личности……………….18

2.1.2 Метод социометрических измерений (социометрия)……………………. 20

2.1.2.1 Социометрическая процедура……………………………………………..21

2.1.2.2 Способы обработки материала…………………………………………….22

2.3 Практические рекомендации по формированию положительной самооценки………………………………………………………………………….25

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние самооценки на жизнь личности и конкретно – на социометрический статус личности в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности в социальной психологии так как ее актуальность для современников велика. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Объект данного исследования – самооценка, предмет – влияние самооценки на социометрический статус личности.

За основу мы брали следующую рабочую гипотезу:

Люди с высокой самооценкой более общительны, они быстрее сходятся с людьми и ярче проявляют качества своей личности, однако индивиды с завышенной самооценкой впоследствии могут потерять свой первоначальный статус ввиду того, что редко считаются с чужим мнением.

Попутно планировалось проверить предположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.

Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности в коллективе.

Задачи исследования: 1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме. 2) Проведение эксперимента по изучаемой проблеме. 3) Выявление зависимости социометрического статуса личности в группе от самооценки. 4) Разработка некоторых практических рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию в детях правильного к себе отношения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Понятие социометрического статуса

Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды[9]. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды[12]. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами[9]. Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков (Р. С. Немов). Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяю по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей. Непосредственным же проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшие объединения людей (отт 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямой взаимосвязи друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, представляющих для человека наибольшее значение являются семья (первая группа, которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием[9]. Общность может быть внешней (по территориальному признаку – соседи) и внутренней, глубокой (семья). В малых группах легко идентифицируется членство, ясно определена центральная деятельность и члены связаны друг с другом хорошо установленными взаимоотношениями. Мера психологической общности определяет сплоченность группы, то есть уровень ее социально психологического развития. Основными параметрами деления малой группы на виды являются каналы коммуникаций, психологический климат группы, групповые нормы.

Каналами коммуникаций именуют структуру межличностных отношений в группе, психологическим климатом группы — нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.

Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (что есть на данный момент) и динамике (изменении и развитии).

Общие правила поведения в группе называются групповыми нормами.

Принятые в группе ценности и нормы являются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся в группе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую функции[9]

В группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация – это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция – сплочение и объединение группы.

Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Роль – нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним — положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться[9]

Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядок рангов, как в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы[16]. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы[7]. Лидеры – это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия[7]. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей[16].

Значение статуса для человека велико, следовательно и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть (человек не имеет права сделать ничего такого, что не соответствовало бы персонификации, которую создали о нем другие, ибо любое нарушение вызовет изменение взаимоотношений).

Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его Я-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений.

Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными психологами. Так в работе Walker (2004) описаны исследования поведения детей 4-5 лет (около 200 детей) в зависимости от их социометрического статуса. В работе Braza было показано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различия обнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, то есть быть ведомым. Косвенное подтверждение роли взрослого в установлении социометрического статуса ребенка было получено в исследованиях Krantz. Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника положительно коррелирует со степенью его участия в просоциальной деятельности. Просоциальная активность детей дошкольного возраста целиком организуется и поддерживается взрослым, поэтому данные Krantz свидетельствуют в пользу влияния оценок взрослого на социометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети, вовлеченные в социальное взаимодействие, могут предсказать свой социометрический статус точнее детей, не участвующих в просоциальной деятельности. Интересные данные были получены в исследовании Sandstrom и Coie, в котором изучалась связь между социометрическим статусом и агрессивностью.

Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков[9] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения[1]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность[7].

Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно приланает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо[16].

Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное[3].

Психиатры часто говорят о том, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя[16]

Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими[7]. Допускалось правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья (Taylor & Brayn, 1988); более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния (Solvin, Block&Funder,1995). Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. (Striumen, Lenieux& Coe,1993) С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки[3].

Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушать человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.

1.2.2 Самоуважение. Механизмы формирования самооценки

Основные механизмы формирования самооценки:

усвоение оценок других людей.

По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними[16]

б) социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя когда сравниваем себя с другими.

Как правило, мы предпочитаем сравнение себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе. «Мы находим мало удовлетворения в том, чтобы видеть себя на небесах, если не можем видеть ужасы и ад, творящиеся с другими».

Выделяют также восходящее и нисходящее социальное сравнение. Восходящее сравнение – это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение – сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у нас комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение 1 . Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценка растет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения – эффект контраста. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам, наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-то очень хорошее – эффект ассимиляции (Brown и др., 1992). Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого также следует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих (подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезной основой для повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе[3].

в) смысловая интерпретация жизненных переживаний. 6

г) теория самосознания. Состоит в том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями[1]. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. (Eisenstadt&Leippe, 1994). Также имеет значение, какие положительные и отрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широко распространены, а какие являются относительно редкими. Самая низкая самооценка обнаруживается у людей, считающих что «идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки.

Хотя люди обычно применяют один и тот же критерий для оценки себя и других, они часто более строги к самим себе. В формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком или плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным очень зависит и от того, что оно сам о себе знает, а не только от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, о которых он стыдится поведать даже самым близким своим друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и некотрые другие неприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках. Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широко распространены[16].

Самооценка – динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности[7].

Подробно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот. По мере того, как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакции других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. Как только сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его к самоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычно прикладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения – защитные механизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своих собственных глазах.

Таким образом, каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать.

У ребенка, стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу, как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием.

На протяжение первых семи лет жизни развитие потребности в общении со взрослыми, а с трех лет – и со сверстниками обуславливает формирование отношения ребенка к себе. В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление ребенка к доброжелательному вниманию других людей, а над ним надстраивается в последовательном порядке стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми. Удовлетворив эти стремления, ребенок получает возможность оценить свои успехи и недостатки с помощью сверстников и взрослых в разных сферах активности.

В контактах со взрослыми, ребенок оценивает себя путем сравнения с идеалом; в контактах со сверстниками – путем сравнения с равными себе существами. Оба способа одинаково необходимы ему для развития самопознания, хотя и обеспечивают последнее по-разному[8].

1.2.3.2 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте

Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о себе ребенку неинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости.

1.2.3.3 Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте

Интерес к себе и другим людям возникает только в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки – себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привели или приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности («Почему я такой»), выяснить свои недостатки – эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей и на свои собственные. Знать себя – непременное условие для того, чтобы достичь целей, которые ценны и важны. Именно по этому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста.

Младшие подростки особенно не размышляют о своих достоинствах. Но со временем возникает стремление разобраться в особенностях своей личности в целом – и в своих минусах, и в своих плюсах. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе – характерная особенность подростка.

Преобладающие образцы для подростков – реальные люди, а не литературные герои. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожи, на первом месте стоят нравственные качества, затем качества мужественности. Сверстника подростков привлекают в общем те же качества, что и в образцах-взрослых. Однако очень важно, что именно со сверстником подросток сравнивает себя, именно его избирает образцом на который стоит равняться, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником, чем со взрослым. Привлекательные качества взрослый обнаруживает во взрослых делах и во взрослых отношениях, и поставить себя на его место подростку еще трудно. И вообще взрослый – это образец, практически трудно досягаемый для подростка, а сверстник, особенно одноклассник, близок ему во многих отношениях. Сверстник – это своего рода мерка, которая позволяет подростку оценить себя с учетом вполне реальных возможностей: ведь у другого, его сверстника, возможности такие же, только он лучше использует их, значит, на него можно прямо равняться. Это очень важно, так как равняться прямо на взрослого подросток часто не в состоянии.

Таким образом, самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых.

С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе – ниже того, что есть на самом деле. Это особенность ярко видна при решении разного рода математических задач. Сообразительность – важный показатель в глазах подростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Было обнаружено, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим было обнаружено, что взрослые – учителя и родители – склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков.

Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Для самооценки десятиклассников характерны типично юношеские особенности — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожны.

В XI, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был доста­точно абстрактным, становится реальностью. Часть старшекласс­ников и в этой

xreferat.com

Влияет ли самооценка на поведение человека?

На поведение человека влияет его самооценка?

Да, конечно же, влияет. Для людей с заниженной самооценкой характерна робость, неуверенность в себе, замкнутость. А те, у кого она завышена, нередко ведут себя с апломбом, какой-то высокомерностью и снисходительностью по отношению к другим. А вот люди с адекватной самооценкой как раз придерживаются золотой середины, в них нет ни той наглости, напора и излишней самоуверенности, которая присуща незаслуженно высоко себя оцениваемым индивидуумам, ни той робости, боязни провала и ожидания неудач, к которым склонны личности с заниженной самооценкой.

И кроме того, наша собственная самооценка влияет и на отношение к нам окружающих. Наверное многие замечали, что уверенных в себе людей принимают в обществе гораздо лучше, чем застенчивых и неуверенных. То есть наша самооценка влияет и на поведение других людей из нашего окружения.

Самооценка оказывает большое влияние на поведение человека:

Заниженная самооценка делает человека неуверенным;

  • не даёт ему продвигаться вперёд по карьерной лестнице;
  • не даёт ему находить новых друзей и помощников в работе;
  • мешает общению даже с родными и близкими друзьями.
  • Завышенная самооценка делает из человека "зазнайку", с которым общаться не хочется никому. Считать себя лучше и выше того, кто ты есть на самом деле — это завышенная самооценка и замечают её быстро все окружающие тебя люди. Поэтому такой человек становится причиной насмешек и шуток в коллективе и он из-за этого вскоре начинает злится на всех людей.

    Я бы даже сказала, что самооценка не то чтобы влияет на поведение, она определяет поведение человека. Существует минимум три варианта самооценки. Заниженная, при которой человек становится робким и безответным, приводит к появлению вечного неудачника, который тяготится обществом и ищет уединения. Завышенная самооценка заставляет человека совершать безумства и глупости, которые вредят его имиджу, и приводит к появлению беззастенчивых эгоистов и нахалов. Наконец объективная самооценка позволяет человеку быть самим собой, не зазнаваться и не робеть, жить полноценной жизнью и при этом не мешать жить другим. Такой человек уверен в себе, но допускает возможности личной ошибки, не делая из такого случая трагедии. Он знает, что не является совершенством и непререкаемым авторитетом, но стремиться стать лучше и не переживает по поводу, что идеал недостижим в принципе. Такой человек принимает себя таким как он есть.

    www.bolshoyvopros.ru

    Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности (стр. 1 из 15)

    Проблемой деятельностного подхода, структуры деятельности, её разновидностей и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались такие авторы как С.Л. Рубинштейн (55,56,57), А.Н. Леонтьев (33), К.А. Альбуханова-Славская (1,2), Е.М. Борисова (11), Е.А. Климов (22,23,24), Л.А. Коростылёва (29), И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий (31), Н.А. Лаврова (32), А.К. Маркова (35,36), Р.С. Немов (40), Н.С. Пряжников (52), О.Н Родина (53), Н.В. Самоукина (59), С.В. Славнов (62), Х. Хекхаузен (69), А.Е. Чирикова (74), П.А. Шавир (75) и др..

    Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на жизнедеятельность индивида работали следующие авторы: Б.Г. Ананьев (3,4), Н.Е. Анкудинова (5), Р. Бернс (7,8), Л.И. Божович (9), Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев (10), Н.А. Гульянова (16), У. Джемс (17), Ф. Зимбардо (20), В. Квинн (21), И.С. Кон (26,27), Л.Н. Корнеева (28), Р. Мейли (37), И.Н. Михеева (39), В.В. Овсянникова (43), С.Л. Рубинштейн (55,56,57), Е.Т. Соколова, В.В. Столин (64,66), А.Г. Спиркин (65), П.Р. Чамата (70), И.И. Чеснокова (71,72,73) , Н.Е. Шафажинская (76), Т. Шибутани (77) и проч..

    Но аспект влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности освещён слабо, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется нам наиболее интересной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога. Кроме этого особенностью нашего исследования является то, что мы провели его на выборке студентов 5 курса МГОПУ им. М.А. Шолохова, взяв за критерий успешности профессиональной деятельности (в нашем случае учебной деятельности, как квазипрофессиональной) оценки студентов за 4 и 5 курсы, так как именно они являются наиболее показательными для будующей профессиональной деятельности. В качестве методик исследования самооценки мы отобрали две из них: методику С.А. Будасси и методику Дембо – С.Л. Рубинштейна, это будет отражено более подробно в ходе нашего исследования.

    Объектом данного исследования является профессиональная деятельность.

    Предмет исследования — влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности.

    Гипотеза: при адекватной либо высокой самооценке профессиональная деятельность будет успешна.

    Цель данной работы — проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.

    1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;

    2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;

    3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;

    4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;

    5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.

    Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности.

    1.1. Подход к понятию деятельности в психологии.

    В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: «Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» (47,с.95); это "специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (40, с.147) "… в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной, какой была у животных – становится сознательной" (С.Л.Рубинштейн, 57, с.465).

    Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признаётся деятельность, опосредствующая все психические процессы (91). Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20 – е гг. ХХ в. В 1930 – е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии – С.Л.Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности — один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, в его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего – то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство; и А.Н.Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы (неформальной организацией психологов, которые работали в 30 – е гг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин и др. (90)), разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности (47).

    Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном, — реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать "внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате свёртывания "внешней" практической. В его формулировке принципа детерменированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство (92).

    В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях (82).

    Важнейшая особенность концепции А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, связанные друг с другом в рамках одной целостной системы: " Функционально же их связи взаимны – деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама управляет им».

    А.Н.Леонтьев говорил, что С.Л. Рубинштейн развил мысль о том, что психическое и физическое – это одна и таже, а именно рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях и что её психологическое исследование является продолжением её физиологического исследования. Леонтьев же, напротив, считал, что исследование движется от психологии к физиологии (33). Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчётливо формулируются в 40-50 гг. и затрагивают в основном два круга проблем (47):

    1) Проблема предмета психологической науки. С точки зрения С.Л.Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда через раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в том числе через исследование деятельности. А.Н.Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих её элементов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

    2) Споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С.Л.Рубинштейну, нельзя говорить о формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней" практической путём интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н.Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что С.Л.Рубинштейн при решении проблемы единства сознания и деятельности, не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в "деятельностном ключе", а как "переживания", "явления", как "внутреннее", а деятельность предстаёт как нечто принципиально "внешнее", и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А.Н. Леонтьев предлагал свой вариант "снятия" этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (например, обобщения формируются в процессе реального практического "переноса" одного способа действий в другие условия, 47).

    В нашем исследовании мы руководствуемся теорией деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым.

    1.2. Структура деятельности

    В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

    Среди компонентов деятельности выделяют (93):

    — мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

    — цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

    — операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации

    Действия — процесс взаимодействия с каким – либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель.

    www.mirznanii.com

    Влияет ли самооценка на поведение человека? Аспекты самооценки, влияющие на поведение людей

    Каждый человек в определенный период своей жизни начинает оценивать себя. Самооценка может меняться в зависимости от жизненных обстоятельств либо в положительную сторону, либо в отрицательную. Говоря о самооценке, все понимают, что имеется в виду, но объяснить это словами не всегда возможно. Она имеет довольно много сторон и оттенков: представление о себе, отношение к себе, чувства и прочее. Психологов всегда интересовало, влияет ли самооценка на поведение человека, поэтому они досконально разбирались в этом вопросе.

    Почему нужно верить в себя?

    Отношение людей к человеку в немалой степени зависит от того, как он сам воспринимает себя. Если он уверен в своих силах и испытывает уважение к себе, окружающие будут относиться к нему аналогично. Когда человек не любит себя, глупо и неразумно ждать любви от посторонних людей.

    Как показывает жизнь, человек с низкой самооценкой старается общаться с такими же людьми. Это дает ему иллюзию самоутверждения, но на самом деле внутренняя неуверенность и неудовлетворенность только увеличивается.

    Психологи уверены, что человек с устойчивой и положительной самооценкой может многого добиться в жизни и достичь гармонии.

    Чем опасна низкая самооценка?

    Ответ на вопрос: «Влияет ли самооценка на поведение человека?» — однозначно положительный. Между тем, как человек относится к себе, и качеством его жизни есть прямая связь. Люди, которые относятся к себе без должного уважения и считают себя ничтожествами, уверены, что их жизнь также не достойна того, чтобы делать ее лучше. Иногда ситуация меняется, если человек начинает прикладывать усилия и менять привычный уклад. Психика устроена таким образом, что, чем больше человек делает, тем сильнее он это ценит.

    Что дает внутренняя уверенность в себе?

    Человек, который уверен в себе, имеет свою позицию и умеет ее отстаивать. Он полагается только на себя, хотя и не боится доверить определенное дело окружающим. Уверенный в себе человек не боится перемен и всегда старается улучшать свою жизнь. В отличие от недовольных собой людей, он берет на себя ответственность за все свои слова и поступки.

    Люди с положительной самооценкой, как правило, достаточно четко понимают, чего они хотят. Цели и планы четко очерчены, и человек уверенно идет к их осуществлению. Неуверенные в себе люди редко могут конкретно описать, что бы они хотели поменять, а их цели зачастую невероятно завышены. У них не получается их достичь, и самооценка падает еще ниже.

    Естественно, высокая самооценка не спасет от жизненных трудностей и невзгод, но преодолевать их будет намного легче. Уверенный в своих силах человек находит новые методы их решения и воспринимает сложности как рутину. Люди с низкой самооценкой предпочитают прятаться от горестей. Для них любое переживание неуспеха очень болезненно и надолго выбивает их из колеи. Поэтому они делают вид, что у них все хорошо, и избегают принятия решения.

    Гармония и психическое здоровье

    Изучая, как самооценка влияет на здоровье, необходимо понимать, что для того чтобы человек достиг психологического комфорта, он должен доверять сам себе. Сформировать это ощущение не получится, если самооценка очень низкая и отсутствует самоуважение. Тогда человек будет вести себя непоследовательно и нарушать те обещания, которые давал сам себе.

    Люди с низкой самооценкой зачастую впадают в крайности: они или полностью игнорируют собственные переживания и поддаются влиянию окружающих, или отдаются своим эмоциям всецело, не обращая внимания на сигналы разума.

    Как влияет самооценка на отношения с людьми?

    Влияние самооценки на поведение человека в социуме недооценивать не стоит. Отношение к себе отображается и на взаимоотношениях с окружающими. Человек, который ценит себя и уважает, не связывает свои действия и поступки с мнением других людей. Он спокойно воспринимает возникающие разногласия и не боится неодобрения. В конфликтных ситуациях он не теряет уважения ни к себе, ни к тем, чье мнение отличается от его собственного.

    Влияет ли самооценка на поведение человека? Психологи настаивают, что независимость и внутренняя свобода дают возможность самостоятельно ориентироваться в своем поведении, принимать решения и нести за них ответственность. Такой человек не старается создать вымышленный образ только для того, чтобы заслужить одобрение.

    Неуверенность в себе заставляет людей искать одобрение у окружающих. Им кажется, что так они станут востребованы, и их оценят по достоинству. Но выработать уважение к себе за счет других невозможно. Это достигается внутренней работой, которая не связана с действиями и мнением окружающих.

    Размышляя о том, влияет ли самооценка на поведение человека, стоит отметить, что люди с низкой самооценкой очень болезненно реагируют на любую критику и неодобрение. Они стараются всячески оградить себя от осуждения. Специалисты выделяют четыре основных метода отстранения.

  • Обвинение. Если используется этот способ, человек постоянно ищет виноватых и, естественно, находит. Он придирается по мелочам и всегда всем недоволен.
  • Заискивание. В этом случае неуверенный в себе человек готов сделать для других буквально все только для того, чтобы им остались довольны. Он никогда не спорит и всегда ждет указаний.
  • Расчет. Выбирая этот путь, люди полностью блокируют свои эмоции и никогда не показывают то, что чувствуют. Они говорят монотонным голосом, а слова зачастую носят абстрактный характер.
  • Отстранение. Человек никогда не реагирует на то, что делают окружающие. Он беседует на нейтральные темы и не отвечает на вопросы. Всем своим видом человек демонстрирует, что он ничего не слышит, и вообще его здесь нет.
  • Все эти типы могут иметь различные вариации, но цель преследуется одна: защитить себя от нападок и критики.

    Что поможет повысить самооценку?

    Уровень самооценки влияет на все поступки человека, но поднять его можно благодаря внутренней работе. Самоуважение не должно зависеть от мнения других. Чем больше человек заботится о себе и своей жизни, тем выше его самооценка. Забота может иметь разные направления.

    Нужно трепетно относиться к собственным эмоциям, нельзя их полностью игнорировать. Тогда внутренний дискомфорт увеличивается, и достичь гармонии будет очень сложно. Полезно задавать себе вопросы о том, какие чувства испытываются в данный момент, какая реакция на происходящее, и какова оценка собственной реакции. Они помогут разобраться и понять, что вызывает внутреннее чувство гордости, а что, наоборот, неуверенность и самоосуждение.

    Факторы, влияющие на развитие самооценки, заключаются и в собственном отношении к другим людям. Когда человек принимает окружающих такими, какие они есть, и ведет себя по отношению к ним честно и искренне, он начинает больше уважать себя и гордиться собой.

    Что понижает самооценку?

    Психологи выделяют основные ошибки, которые снижают самооценку и не дают человеку по достоинству оценить себя.

    • Жалость к себе. Человек, который постоянно вспоминает свои неудачи, чувствует себя несчастным и ощущает беспомощность, потому что уже не может ничего изменить. Люди, которые неспособны самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, зачастую жалеют себя. Они отдаются на милость окружающих и со стороны наблюдают за тем, как сами «плывут» по течению. Человек, который привык испытывать к себе жалость, позволяет критиковать себя, обижать и ранить.
    • Обвинения и жалобы. Неуверенному в себе человеку сложно взять ответственность на себя. Ему намного удобнее винить в собственных неудачах кого-то другого. Принижая других, он в собственных глазах возвышается и реабилитируется. Зачастую человек обвиняет других в своих слабостях и наделяет их теми качествами, которые не любит в себе.
    • Привычка считать себя безнадежным человеком. Аспекты самооценки, влияющие на поведение людей, заключаются в анализе собственных изъянов. Отрицательное отношение к себе проявляется и внешне: скованные движения, опущенная голова, потухшие глаза. Человек с высокой самооценкой физически расслаблен и спокоен.

    Проявление неуверенности

    Определить людей с низкой самооценкой помогут два главных критерия их поведения.

  • Реакция на критику. Неуверенные в себе люди очень болезненно воспринимают даже конструктивную критику, и все замечания принимают на свой счет. Низкая самооценка не позволяет человеку адекватно оценить ситуацию, признать и исправить собственные ошибки.
  • Использование масок. Люди, которые надевают различные маски, считают себя хуже всех и пытаются играть чужую роль. Задумываясь над вопросом: «Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека», — они стараются скрыть свои истинные чувства и демонстрировать уверенность в себе. Это может выражаться хвастовством, громким смехом или фамильярностью.
  • fb.ru