Психология проблемы любви

Психология проблемы любви

В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для нее еще стоит жить и которая, несомненно, сильна как смерть: это любовь. Сенкевич Введение Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество. О любви сказано очень много — частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. Любовь — непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость 1. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности 2.

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего. Любовь — не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы 3. А может ли любовь быть чувством нравственным? • Любовь.Какая она?

В любви особенно поражает её многообразие видов и форм. Мы говорим о любви к самому себе и любви к человеку, любви к жизни и к Родине, любви к истине и добру, любви к свободе, к власти, к Богу и т.д. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская и т.п. Существует любовь-страсть, любовь-нужда, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины и т.д. Что соединяет до крайности разнородные страсти, влечения, привязанности в единство, именуемое «любовью»? Вопрос о взаимных отношениях любви не проще, чем вопрос о её смысле. Т.Кемпер в основу своей классификации кладёт два независимых фактора: власть и статус 4.

Власть — это способность силой заставить партнёра сделать то, что ты хочешь; статус — способность вызывать желание партнёра, идти навстречу твоим требованиям. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего. Любовь — не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы3. А может ли любовь быть чувством нравственным?

? Министерство образования и науки РФ Первый профессиональный университет Профессиональный институт психологии Кафедра ‘ Психологии ‘ Реферат По дисциплине ‘ Общая психология ‘ ‘ Психология любви ‘. Выполнила: Студентка группы ППВА-31/10Д-1 Юркина Анна Васильевна Проверил: д.п.н. Кулешова Людмила Николаевна Москва,2011. Понятие любви. Любовь с точки зрения психологов. Триангулярная теория любви Стернберга..

Структура любви по Э.Фромму. Типы любовных отношений по Т. Потребность в любви. Версии любви с первого взгляда. Любовь и брак.

Было время, когда я, приезжая в гости к своему другу отцу протодиакону, постоянно спорил с его супругой о том, возможна ли любовь с первого взгляда. И хотя я не являюсь любителем споров, в этом вопросе твердо стоял на своем: «Нет, невозможна». Матушка же имела противоположное мнение,. ОглавлениеВведение 4§ 1 Понятие любви в психологии 5§ 2 Потребность в любви в психологическом аспекте 9Заключение 13Список литературы 15СодержаниеВыдержка. Реферат Психология любви. Содержание Введение 3. Понятие любви 4 2. Типы любви 6 3. Цвета любви 17. Заключение 21. Список используемой литературы 22 >>Заказать эту работу, задать вопрос, заказать доработку данной работы.

Любовь — дружба. 24 Заключение. 25 Список литературы. Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его жизни. Любовь была и злом, и благом; и счастьем, и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

О любви сказаны миллионы слог и написаны горы книг. Даже беглый взгляд на литературу, кинофильм и на наши собственные ощущения обнаруживает, что жажда любви и удовлетворенных отношений является одной из наиболее сильных и неопределенных сил, формулирующих нашу жизнь. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность — это, пожалуй, одна из наименее познанный наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является — ЛЮБОВЬ.

Понятие любви. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство — эта часть жизни любого из нас. Любовь – термин, выражающий несколько разных психических явлений: любовь к детям; любовь к матери и Родине; половая любовь; любовь как предпочтение; условно-рефлекторная любовь.

Общее у этих психических явлений – их эмоциональная основа, переходящая у человека в чувство, и отнесенность к конкретному объекту, вызывающему стремление общаться с ним или воспринимать его. В высшем проявлении любовь связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта любви. Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённое на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. Д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин ‘любовь’ употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т.

Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены. Вот некоторые определения, взятые из научного словаря: ЛЮБОВЬ—1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. Д.); 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. В любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю.

Если принять эту точку зрения, то слова ‘эгоистическая любовь’ становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений. Любовь это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. И, тем не менее, многие считают, что любовь состоит именно в наличии объекта, а не в способности любить. Более того, некоторые полагают даже, что, если человек любит лишь свою «возлюбленную» («возлюбленного), это доказывает силу его (ее) любви.

Не понимая, что любовь – это активность, энергия души, многие полагают, что необходимо лишь найти правильный объект любви, а дальше все пойдет само собой. Любовь с точки зрения психологов. Вопрос о том, что же такое ‘любовь’ волновал умы человечества во все века. К концу ХХ века практикующие психологи и психотерапевты тоже принялись исследовать этот феномен. И многим показалось, что многовековая проблема человечества стала потихоньку решаться.

К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа. И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, но и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание — родительское внимание, здоровье — болезни, творчество — застои, жизнелюбие — фатализм. И великая любовная загадка стала раскрываться с других сторон, на которые ранее не обращалось внимания. Было выявлено, что любовь, влюбленность и хуже всего, болезненные около любовные страсти были ошибочно объединены в одно светлое понятие и усиленно возводились на пьедестал. Существует несколько типов любви.

Канадскому психологу и социологу Джону Алану Ли, удалось создать наиболее известную систематизацию типов любви. Он описал шесть типов, обозначив их греческими терминами. Они отчасти зависят от темперамента человека, хотя имеют значение и уровень его духовной зрелости и воспитание.

Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как и чистые виды темпераментов) не встречаются в жизни никогда. Чаще любовь бывает смешенной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других видов. Так же, как не бывает одинаковых личностей, не бывает и одинаковой любви у разных личностей. Главным оказалось то, что шесть типов любви — это достаточно разные чувства, похожие лишь внешне.

Если агапэ, сторгэ и прагма — это любовь, по всем признакам, то остальные типы: мания, людус и эрос — это любви подобные чувства. ? Агапэ — она сосредоточена на «ты», полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все.

Агапэ — основана на традиционных христианских взглядах, согласно которому любовь не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Для влюбленных не существует быта, им нравиться обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они глубоко доверяют друг другу, они не бояться неверности. ? Сторгэ — это любовь, похожая на родительскую нежность, понимание, любовь-опека, покровительство. Она развивается постепенно — не как «удар стрелы», а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину. Сторгэ — прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания.

? Прагма — уравновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему, когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более глубокое и сильное чувство.

Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или не ценность человека. Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она имеет особенность делаться теплее, душевнее, желаннее.

Прагма — совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции. ? Мания — бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением «требовать знаков любви и внимания со стороны любимого». Такое чувство подобно «американским горкам»: крутые подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию. ? Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга, каких бы то ни было серьезных обязательств.

? Эрос подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении. Ли считает, что этот тип любви подобен искре: легко вспыхивает и тут же гаснет. Она редко приводит к глубоким и прочным отношениям. Влюбленные по типу мания, людус и эрос чаще других болели, их жизнь нередко заканчивалась преждевременно, даже насильственно.

У таких людей сниженная, в чем-то болезненная самооценка, ими часто правит ощущение неполноценности, скрытое или осознанное. Они повышенно тревожны, ранимы, и от этого у них бывают психологические срывы и сексуальные трудности. Их неуверенность в себе может быть воинственной, ими может править болезненный я-центризм. Неврастеничность рождает в них изломанную влюбленность — ненависть, болезненное тяготение — отталкивание — лихорадку несовместимых чувств. А вот любящие по типу агапэ, сторгэ и прагма наоборот болели реже обычного, жизнь их была дольше, счастливее, гармоничнее, было здоровое потомство. Переживающие любовь агапэ, сторгэ и прагма с самого рождения воспитывались в благоприятных условиях, под такими условиями подразумеваются любящие отец и мать, теплая и надежная атмосфера в родительской семье.

А вот испытывающие чувство мания, людус, эрос при воспитании недополучили душевного внимания, тепла, заботы, пережили излишне строгое или наоборот безразличное, другие виды осложненного, отклоняющегося воспитания. Из этого был сделан вывод — первая группа чувств является видовой, врожденной, вторая — следствие нерадивого, осложненного воспитания. Позже были разработаны методики, позволяющие избавляться от недоброкачественных, болезненных влюбленностей. Триангулярная теория любви Стернберга. На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника.

Эти компоненты — интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника). Под компонентом ‘интимность’ подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при любовных отношениях. Таким образом, этот компонент включает в себя те чувства, которые создают теплоту в любовных отношениях.

Под компонентом ‘страсть’ подразумевается романтическая сторона любви, физическое влечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений. Таким образом, компонент ‘страсть’ включает в себя мотивационные и другие источники возбуждения, которыми обусловлены страстные чувства в любовных отношениях. Под компонентом ‘решение/обязательство’ подразумевается принятое одним человеком решение любить другого и обязательство сохранить эту любовь. Таким образом, компонент ‘решение/обязательство’ включает в себя когнитивные элементы, участвующие в принятии решения о вступлении в любовные отношения и о сохранении их в течение длительного времени. Существует восемь возможных сочетаний различных компонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживания различного вида.

Отсутствие любви. Отсутствием любви называется отсутствие всех трех ее компонентов. Отсутствие любви характерно для подавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневными взаимодействиями, нисколько не похожими на любовь.

Если в отношениях присутствует только компонент ‘интимность’, а компоненты ‘страсть’ и ‘решение/обязательство’ отсутствуют, то возникает приязнь. Под этим термином подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях, которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Иногда в дружеских отношениях присутствуют элементы страстного возбуждения или долгосрочных обязательств, но в таких случаях дружба уже не является просто приязнью и относится к одной из категорий, которые будут рассматриваться далее. Понятие любви.

Любовь с точки зрения психологов. Триангулярная теория любви Стернберга.. Структура любви по Э.Фромму.

Типы любовных отношений по Т. Потребность в любви. Версии любви с первого взгляда.

cardiospisok.weebly.com

Одного литературоведа однажды спросили, как соотносится литература и наука о ней. Он подумал и ответил: «Литература есть то, что о ней может сказать филология, плюс некий икс. Героизм нашей профессии состоит в том, чтобы делать вид, что этого икса не существует». Примерно то же самое можно сказать и о нуклеарной семье. Психология упорно делает вид, что точно знает все составляющие счастья и икса не существует. Но, увы, он есть. Более того возможность этого икса обнаружила именно нуклеарная семья. Именно она привела нас к той двери, за которой лежит этот самый таинственный икс, то есть счастье. Увы, она только ставит нас перед ней и говорит — ищите ключ. Поиск ключа по-прежнему наша личная забота. Но до появления нуклеарной семьи, мы даже не предполагали, что эта дверь вообще существует.

Однако, все по порядку. Начнем издалека, то есть не с нуклеарной семьи, а с патриархальной.

12 февраля 1871 года Софья Андреевна Толстая до срока родила четвертого ребенка — дочь Машеньку. Роды были тяжелыми и закончились для матери родильной горячкой. Врачи настоятельно советовали истощенной Софье Андреевне прекратить бурный процесс деторождения и подумать о себе. Та встретила совет докторов с радостью. Бедную женщину давно тяготила роль плодовитой матки при муже-гении. Буквально раздавленная болезнью и тяжким бременем супружества, она объявила любимому Левушке, что сил ее больше нет и рожать она не будет. Толстой отреагировал категорично, если не сказать истерично. Это подрывает основы брака, делает бессмысленной семью и половые отношения и вообще никак невозможно — таков был ответ великого гуманиста.

Незадолго до этих событий в России вышел перевод книги английского социолога Джона Милля «О подчиненности женщины». В этой замечательной книге убежденного утилитариста Милля были заложены основы мирового феминизма, которые Европа встретила если не на ура, то с большим интересом. Милль со свойственной ему практичностью утверждал, что пленение женщины в патриархальной семье и ее социальное бесправие отнимает у общества половину интеллектуальных и физических ресурсов. Свобода женщины, соответственно, приведет к удвоению этих самых ресурсов и увеличит уровень общественного счастья.

Милль знал, о чем говорил. Эту книгу он писал в соавторстве со своей женой, миссис Тейлор, замужней женщиной, роман с которой длился 20 лет вплоть до смерти ее законного супруга. Сам супруг роману не мешал и соглашался с идеей женской эмансипации.

Книга Милля в России произвела что-то вроде потрясения основ. Идея эмансипации уже носилась в воздухе, но до Милля стихию легко можно было усмирить простым и эффективным унижением «глупых баб». После Милля сказать, что женщина, желающая получить образование, проститутка, становилось проблематично.

Английская ересь заставила отечественных консерваторов сплотиться и дать бой. С категорическим опровержением Милля выступил еще один русский гуманист, известный критик Николай Страхов — убежденный холостяк, всю жизнь пользовавшийся услугами проституток. Его основной тезис состоял в том, что женщина, как воплощение красоты и гармонии, есть высшее и лучшее творение Божье. Но только при одном условии — если она не изменяет своей природе. Отказываясь от своих традиционных семейных функций, женщина, с точки зрения Страхова, теряет пол, женственность и превращается неизвестно во что. Гуманный Страхов, правда, оставлял женщине шанс на социальную самореализацию в том случае, если она уже вышла из детородного возраста или физически неспособна рожать.

Статья Страхова привела Толстого в восторг. Он был не согласен только с последним пунктом рассуждений коллеги. Гуманизм Толстого развивался в другом направлении и предлагал иную версию устроения женского вопроса. Бесплодных и пожилых Толстой рекомендовал пристраивать в помощь к молодым и плодовитым. Толстой, как и Милль, знал, о чем говорил. Он только что закончил «Войну и мир», где женский вопрос был решен окончательно и навсегда. Наташу Толстой выдал за Безухова, а княжну Марью за Николая. В его воображаемой вселенной все было расставлено по местам. Разница между Толстым и Миллем состояла в том, что Милль опирался на жизненный опыт и общую логику социального развития, а Толстой — на собственное воображение.

Впрочем, сила Толстовского воображения, подкрепленная его литературным даром и супружеской властью, умела творить чудеса. Сопротивление Софьи Андреевны было сломлено. После Маши она родила еще восьмерых детей. Толстой же пережил глубочайший кризис, который имел для мировой культуры значительные последствия. Среди последствий можно назвать, во-первых, «Анну Каренину», во-вторых, «Крейцерову сонату», в-третьих, толстовство и, наконец, в-четвертых, сломанную жизнь Софьи Андреевны и миллионов несчастных женщин, павших жертвами патриархального семейного угнетения.

Миллю исторически повезло больше. Кроме счастливого брака среди прямых последствий его книги можно назвать волну женской эмансипации, уравнение женщин в политических и юридических правах, и наконец, изменение формы семьи с патриархальной на так называемую городскую или нуклеарную.

Впрочем, на судьбу российской нуклеарной семьи куда большее впечатление произвели не столько опыт заморского Милля, сколько воображение еще одного писателя земли русской — Николая Чернышевского.

psy.systems

Любовь. Проблемы и решения. Психология любви.

Любовь и отношения. Несчастная любовь. Любовь и зависимость. Измена. Безответная любовь. Развод. Счастливые отношения. Реальные любовные истории.

воскресенье, 9 марта 2008 г.

Любовь побеждает страх

Американский психолог Джеральд Джампольски в своей книге «Любовь побеждает страх» рассказывает: к 1975 году внутренний мир его был в состоянии хаоса. Джеральд был опустошен и несчастлив. Его 21-летний брак завершился тяжелым разводом. Он много пил, у него появились постоянные боли в спине. “Тогда, — пишет Дж. Джампольски, — мне и попалось сочинение, озаглавленное «Курс чудес». Его можно охарактеризовать как «Самоучитель по душевной психотерапии». Чтобы узнать, что произошло с личностью Дж. Джампольски, лучше всего обратиться к его книге. Мы же хотим извлечь из его уроков то ценное, на наш взгляд, что поможет нам справиться с теми превратностями судьбы, которые, увы, не редки.

Урок первый. Все, что я ожидаю, возвращается мне же

В мире, в котором мы живем, существует правило, что, отдавая, мы теряем, да еще остро переживаем утрату отданного. Это правило основывается на нашей уверенности, что нам чего-то должно не хватать. И жизненный опыт подтверждает это правило: людям с низким и средним достатком действительно многого не хватает. Однако спросите у очень богатых людей, всего ли им хватает, полностью ли они удовлетворены, и вы получите отрицательный ответ. Никогда не бывает полностью удовлетворенных, и мы все чаще ощущаем внутреннюю пустоту вместо любви и покоя.Главная проблема состоит в том, что в окружающем мире никто и ничто не может полностью нас удовлетворить. Ситуация усугубляется, если мы вынуждены изменить привычный образ жизни: смена места работы, учебы, места проживания. Зачастую мы полагаем, что наши внутренние ресурсы исчерпаны и нуждаются в пополнении. И эту воображаемую потребность мы стремимся ликвидировать за счет других. Однако окружающие нас люди не должны и не могут выполнять все наши желания. А мы испытываем страдания, страдания приводят к разочарованности, депрессии, чувству безысходности и страха — вплоть до болезни. В результате мы чувствуем, что нас обманули, что мы попали в ловушку, нас отвергли.

Итак, нас отвергли — или нам кажется, что нас отвергли. Что делаем мы обычно в такой ситуации? Мы занимаемся поисками того, кто бы нас пожалел, полюбил, приласкал, кто мог бы отдать нам свою любовь. Но такое поведение не решает проблемы: вас трудно полюбить, когда вы в состоянии депрессии, разочарования, испуга. Единственное, что может помочь, — это попытка полюбить кого-либо, отдаться этому чувству полностью и ничего не ожидать взамен.

Дж. Джампольски предлагает нам понять и почувствовать закон любви в следующей формулировке.

Я ошибочно полагал, что мог бы дать окружающим что-то, отличное от того, чего желаю сам. Так как я хочу испытать покой, любовь и ничего ни от кого не требовать, то это и есть те единственные подарки, которые я мог бы предложить окружающим. То, что я, вместо агрессии, отказываюсь от требований к вам и предлагаю любовь, — это не акт милосердия с моей стороны: только отдав свою любовь, я смогу получить любовь сам.

Урок 2. Отказ от требовательности и умение прощать — ключи к счастью

Состояние дезадаптации нередко сопровождается чувствами гнева и страха, а с такими чувствами трудно ожидать счастливой жизни.

Внутренний покой, считает Дж. Джампольски, может быть достигнут только тогда, когда мы откажемся от требовательности и научимся прощать. Такой отказ является инструментом, с помощью которого мы можем изменять свои ощущения и избавиться от страхов, переживаний, обвиняющих суждений.

Отказ от требовательности означает, что мы избавляемся от мыслей о том, что другие люди могли бы сделать для нас, или же о том, что мы сделали для них. Когда же мы храним в памяти сожаления о несделанном, мы переполняем свой разум страхом, мы сами становимся рабами искаженных восприятий.

Отказ от требовательности заключается не в том, чтобы смотреть свысока на тех, кто нам не нравится, проявляя к ним терпимость. Отказ от требовательности означает, что мы сами должны изменить свое восприятие тех, кто обидел нас.

Разум тех, кто не умеет прощать, переполнен страхом. Они уверены в правильности своих представлений об окружающем, в праведности своего гнева. Они непреклонны в своей уверенности, что будущее и прошлое одинаковы, что изменить их невозможно. Для них будущее не должно отличаться от прошлого. Такие люди склонны считать всех виновными, в то же время считая себя полностью безвинными. Они стремятся к утверждению своей правоты через конфликт, рассматривают всех и все в отдельности. Внутренний покой им чужд.

Урок второй можно сформулировать так: считая кого-либо виновным, я тем самым усиливаю в себе чувство вины и неуверенности. Я не смогу отказаться от требовательности к самому себе, если не буду стремиться делать это по отношению к окружающим.

Не имеют никакого значения мысли о том, как кто-либо поступал по отношению ко мне в прошлом или поступит в будущем. Мое избавление от чувства страха и вины будет полным только тогда, когда я откажусь от требовятельности и научусь прощать.

Урок 3. Я никогда не бываю расстроенным из-за чего-то, что считаю причиной

Известно, что информацию об окружающем мире мы получаем через свои органы чувств. Может показаться, что состояние нашего разума полностью контролируется внешними впечатлениями, что именно окружающий мир служит источником плохого настроения, чувства угнетенности и страха. Данная система убеждений заставляет предположить, что окружающий мир является причиной, а мы и наши переживания — следствием. Эти убеждения соответствуют материалистическому мировоззрению, в истинности которого я вовсе не призываю никого сомневаться.

Но давайте рассмотрим другую точку зрения. Что если мы примем на веру такую мысль: все наши восприятия определяются мышлением? Возможно, эта новая и незнакомая точка зрения может показаться даже забавной, особенно то, что мысли называются причиной, а восприятие — следствием.

Отсюда: нет смысла осуждать окружающий мир и живущих в нем за те лишения и боль, которые мы испытываем, поскольку наше восприятие — только зеркальное отражение, а не реальность.

И если наш разум переполнен неприятными мыслями, этот мир и люди в нем будут тоже выглядеть в черном свете. Если же в нашем разуме царит покой, то таковым же будет выглядеть и все вокруг вас. Будет полезно решить для себя, стоит ли пытаться контролировать события внешнего мира. Ведь вместо этого мы можем следить за своим внутренним миром, выбирая только те мысли, которые для нас желанны. Спокойствие разума начинается с покоя в собственных мыслях, а затем распространяется на внешний мир. Бесконфликтное видение мира (следствие) как раз и вытекает из спокойствия разума (причина).

Итак, урок третий можно выразить следующими словами. Мы все способны к изменению содержания наших мыслей

Мы в силах заменить мысли, расстраивающие нас, угнетающие и вызывающие чувство страха, такими, которые обеспечили бы нам внутренний покой. Я привык верить, что причины моего плохого настроения кроются в поступках других людей либо в не зависящих от меня обстоятельствах и событиях. Такое настроение может проявляться в виде гнева, ревности, негодования или депрессии. Но на самом деле все эти чувства — лишь проявление постоянно терзающего меня страха. От этого можно навсегда избавиться, если понять, что всегда есть выбор между ощущением страха и чувством любви, которое возникает, если свою Любовь распространить на окружающих.

Урок 4. Я твердо намерен смотреть на вещи по-другому

Окружающий нас мир полон катастроф, и чернобыльская не единственная, хотя и уникальная. Отсюда мы привыкли к слову «мир» прибавлять эпитеты «безумный», «ужасный», «непредсказуемый». Дело в том, что мы нередко пользуемся заведомо несостоятельной системой представлений. В ней утверждается, что полное страхов прошлое распространяется на будущее, тем самым объединяя эти этапы жизни.

Именно воспоминания, о прошлых страхах и боли делают нас столь ранимыми. Это чувство незащищенности вынуждает нас к попыткам предсказать и проконтролировать будущее любой ценой. Такую философию можно выразить словами: «Прошлое ужасно, настоящее устрашает, а будущее станет еще хуже». Если вы разделяете такую точку зрения, то самые худшие опасения и предсказания оправдаются. Чувство гнева возникает в том случае, если на нас нападают; при этом оправдывается ответная контратака. Считается, что каждый обязан обеспечить защиту самому себе, не неся ответственности за причину создавшегося положения.

При желании систему представлений можно изменить, но для этого придется отказаться от культивирования в себе любых проявлений чувства страха, вины, гнева и боли. Прошлое должно отступить вместе со всеми своими страхами, которые мы продолжаем распространять на настоящее и будущее.

Итак, урок четвертый гласит: я отказываюсь от прошлого и будущего в пользу настоящего, которое существует реальноДо этого момента я действовал, как робот, реагируя на слова и поступки окружающих. Теперь же я осознал, что моя реакция предопределяется принимаемыми мной решениями. Я провозглашаю свою полную свободу в принятии таких решений, и теперь я буду судить о людях и происходящем с позиции любви, а не страха. Если еще сегодня вы почувствуете, что смотрите на окружающий мир со страхом, твердо повторяйте: «Я свободен, я твердо намерен смотреть на вещи по-другому».

Урок 5. Путем отказа от мыслей о возможном нападении я смогу обрести состояние покоя и любви

Многие из нас временами ощущают себя в ловушке, которую создает окружающий нас мир. И что бы мы ни делали, мы не можем ни изменить мир, ни выбраться из него.

Но если допустить, что этот мир создается нашими мыслями, то, изменяя их, мы в силах видоизменить и окружающий мир. Нам трудно воспринять такую концепцию, прежде всего потому, что тогда придется взять на себя ответственность за собственные мысли, чувства, реакции. Ведь мы начинаем бояться только после того, как возникает внутреннее чувство угрозы нападения. Мы забываем об этом, когда рассматриваем окружающих как потенциальных обидчиков. Мы забываем, что угроза возможного нападения — лишь плод наших мыслей. Но, осознав это, мы понимаем, что мысли о возможном нападении действуют, прежде всего, против нас самих. Прекратить это воздействие мы можем, заменив мысли об агрессии на мысли о любви. Еще раз напомним себе, что мысли об агрессии не несут спокойствия разуму. Оправдывая свой гнев, вы себя не защищаете.

Урок пятый мы сформулируем следующим образом. Сегодня я буду исходить из того, что мысли о возможной агрессии со стороны окружающих направлены против меня самого. Я не должен забывать о том, что сам всегда нападаю на себя первым, думая, что меня хотят обидеть окружающие. Я больше не буду действовать против самого себя.

Урок 6. Что бы ни случилось сегодня, я этого осуждать не буду

Многим из нас очень трудно прожить хотя бы один день, ничего не осуждая. Мы выносим свои критические суждения о чем-либо очень часто. .0 том, чтобы воздержаться от этого в течение дня, и говорить не приходится. Может показаться, что этот процесс всеобщего осуждения остановить нельзя. Однако это вполне возможно: следует только отказаться от практики осуждения, не ожидая при этом немедленного эффекта последовательности. Избавление от нежелательных привычек происходит не сразу — необходимы постоянные упражнения.

Дома и в школе нам прививали конструктивный критицизм: мы не видим окружающих в целом, а замечаем лишь отдельные черты, которые в нашем воображении окрашиваются в черный цвет.

Мы повторяем одну и ту же ошибку, оценивая себя, супруга, детей, друзей и других фрагментарно. Мы предлагаем следующий путь: успокоиться, привести в порядок собственные мысли и осознать, что поиск ошибок полностью коренится в прошлом жизненном опыте.

Привычка оценивать (и самим подвергаться оценке) исходит из прошлого. Результатом этого является страх. А надо, чтобы внутри нас зазвучали слова, обращенные и к нам самим, и к окружающим: «Я люблю всех и воспринимаю их такими, какие они есть». Отказ от осуждения окружающих — еще один путь избавления от страха. Обучаясь не осуждать окружающих и принимать их целиком, такими, какие Они есть, мы одновременно учимся воспринимать и самих себя.

Все, что мы думаем, говорим или делаем, обладает эффектом бумеранга. Так, когда мы высказываем свои суждения в виде критики, гнева или в любой другой агрессивной форме, они возвращаются к нам. Но также возвращается и любовь, если мы воздерживаемся от вынесения суждений.

Сегодня старайтесь не только никого не судить, но даже не думать об этом. Считайте, что те, кто сегодня вам встретится или вспомнится, либо несут с собой любовь, либо взывают о помощи, так как их переполняет страх. А ведь этот крик о помощи является на деле просьбой о любви.

Итак, урок шестой. Сегодня поставьте себе единственную цель — достижение внутреннего равновесия, покоя

«Сегодня я не буду осуждать ничего, что бы ни случилось, ведь все, что происходит, дает мне возможность испытывать чувство любви вместо чувства страха».

Урок 7. Существует только настоящее

Большинство из нас не подвергает ни малейшему сомнению связь прошлого, настоящего и будущего. Мы полагаем, что прошлое будет неизбежно повторяться в настоящем и будущем. Нас нередко наполняет страх, что рано или поздно нам придется встретиться со страданиями, разочарованием, конфликтами, депрессиями и болезнями.

Придерживаясь таких взглядов, культивируя взятое из прошлого чувство вины и обиды, мы предсказываем себе и соответствующее будущее. Так мы объединяем прошлое с будущим. Мы страдаем из-за постоянного ожидания повторения прошлого. И мы видим то, что ожидаем увидеть, а ожидаем то, что сами вызываем в своем сознании. Так возвращается к нам из прошлого чувство страха и вины.

Чтобы стать счастливым, надо прервать эту цепь, приковывающую нас к прошлому. «Существует только настоящее» — высказывание, которое может стать вечной истиной, эпиграфом к счастливой жизни.

Итак, сформулируем резюме седьмого урока. Достижению внутреннего покоя мешают моя сосредоточенность на прошлом и попытка проецировать его на будущее. Прошлое уже ушло, а будущее еще не наступило. Ни в прошлом, ни в будущем нельзя найти внутренний мир и покой. Они только в настоящем.

Существует только настоящее.

Урок 8. Прошлое — в прошлом. Оно больше не оказывает на меня влияния

Прошлое, переполненное страхом, вызывает аналогичное будущее.

Вспоминая о том, как кто-то причинил нам в прошлом боль, мы пытаемся обезопасить себя от этого на будущее. Таким образом, прошлое объединяется с будущим. Но, ощущая страх, мы не можем обратиться к настоящему, к покою, к любви.

Мы считаем естественным использовать опыт прошлого как отправной момент для оценки настоящего. В результате мы видим настоящее через очки, искажающие действительность и окрашивающие все в черный цвет.

Если мы намерены понять, каковы же на самом деле наши супруги, начальники или сослуживцы, то важно рассматривать-их с позиций сегодняшнего дня, не принимая во внимание ни их, ни своего прошлого. Ведь в настоящий момент это не имеет никакого значения.

Человека, который, как мы полагаем, когда-то в прошлом обидел нас, раскритиковал или просто отнесся несправедливо, мы рассматриваем как источник агрессии. Это усиливает в нас чувство страха и понуждает к контратаке. Избавление от прошлого означает отказ от осуждения всех (в том числе и самих себя), прощение обид и, восприятие всех такими, какие они есть.

Я стану рабом времени, если буду продолжать связывать прошлое с будущим. Не принимая во внимание прошлого, отказавшись от требовательности к окружающим и простив их, я освобождаюсь от тяжкого груза прошлого в настоящем. Только в этом случае я могу считать себя Свободным от искаженного восприятия, ощущать в настоящем истинную свободу.

Слова восьмого урока: сегодня я провозглашаю свое освобождение от боли и страданий прошлого и начинаю жить исключительно настоящим.

Итак, восемь уроков Дж. Джампольски преследуют единственную цель — достижение внутреннего мира и покоя. Американский психолог своими уроками призывает отказаться от требовательности и прощать, смотреть на настоящее с любовью, поскольку только в ней существует истинное знание.

love-psychology.blogspot.com

Реферат высосан из пальца ради аттестационной отметки. Прошу не судить меня строго. Что касается 20 страниц, то это я махнула. На самом деле не так уж и много трепа (20 — это 14м шрифтом с полуторным интервалом).

Если каждого жителя планеты попросить назвать пятерку любимых слов из родного языка, то будь то «love», «Liebe», «amore», слово «любовь» будет являться одним из самых популярных и уверенно войдет в первую тройку. Каждый день мы говорим «люблю» и слышим ответные слова в ответ от родителей, любимых людей, младших и старших братьев или сестер.

Проследив все человеческое творчество, можно смело сказать, что большинство произведений искусства, песен, поэм, книг так или иначе связаны с любовью.

С точки зрения психологии любовь можно рассматривать как некую внутреннюю ситуацию, существующую в конкретном субъекте, в личности, и, вместе с тем, ситуацию межличностную, создавшуюся между женщиной и мужчиной. Во внешнем и во внутреннем планах, эта ситуация конкретная, ибо возникает она между конкретными мужчиной и женщиной, тем самым являясь единственной и неповторимой.

Актуальность любви многомерна, ибо любовь пронизывает все слои человеческих взаимоотношений, способна изменить человека и спасти заблудшую душу. Она изменяет человека как личность, а вместе с ним влияет на все общество в целом.

В данной работе приведен психологический анализ любви, а также самые популярные теории и классификации любви.

В древнегреческом языке использовались разные термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос – стихийная, страстная, иррациональная любовь – одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа – любовь – дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге – спокойная, надежная любовь – нежность, особенно семейная; агапе – любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.

Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения любви, за исходное принимают физиологическое влечение. Романтическая любовь интерпретируется как сильное возбуждение, которое может быть результатом чего угодно, но нередко соседствует с опасностью, смертью, страхом. Склонность к интерпретации может оказаться выше, чем само возбуждение. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как

1. причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают;

2. связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают;

3. ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом.

Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, – распад.

Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, постольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именного с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.

Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и т.д.). То, что в понятии «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Однако «индивидуальная» любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием «человек». Вряд ли найдется человека в летах, утверждающий, что никогда не любил и даже не влюблялся. Любить хотят многие, а чтобы любили их самих – все. Любовь, чтобы за ней не скрылось, является значимым событием, состоянием, процессом для включения в ее поле людей. «По описаниям очевидцев и участников, заинтересованных и отвергающих, любовь для человека несет невозможную в другом месте и времени возможность как бесконечного блаженства и счастья, так и не иссыхающей тоски, неумолимой боли и неутомимой муки» .

Каждый человек любит по-своему, и, возможно, именно способность к любви делает человека человеком, отличных от людей. Каков человек – таковы его выборы, его большие и малые «начала» и «концы». Так любовь открывает человеку его сущность.

Как и тысячи лет назад, любовь остается для человека откровением.

Любовь возникает на почве сексуального импульса. Это непосредственно отражается в переживании, которое сосредотачивается как у женщины, так и у мужчины, вокруг сексуальной ценности. Ценность эта связана с человеком другого пола. Если она связана прежде всего в «телом» этого человека и обнаруживает характерную ориентацию на использование, то в переживании доминирует чувственное вожделение. Если же сексуальная ценность как сущность переживания не привязана прежде всего к «телу», то доминанта переживания переносится к чувствам – вожделение не выдвигается на первый план. Существует множество возможных вариантов переживания в зависимости от того, какое отношение к сексуальной ценности перевешивает. Каждый такой вариант сугубо индивидуален, ибо является принадлежностью конкретной личности и формируется в конкретном человеческом образе, а также в конкретных внешних условиях. В зависимости от того, какая психическая энергия одерживает верх, мы имеем либо сильное эмоциональное увлечение, либо страстное вожделение.

Характерной особенностью сексуальной любви является большая ее интенсивность, а косвенно это свидетельствует о силе сексуального импульса и о его важности в человеческой жизни. Интенсивная концентрация жизненных психических сил настолько поглощает сознание, что иные переживания в сравнении с сексуальной любовью порой меркнут и утрачивают свой удельный вес. Достаточно приглядеться к людям, охваченной такой любовью, чтобы убедиться в этом. Мысль Платона о мощи Эроса продолжает получать подтверждение. В данной ситуации человек находит много сил и энергии, о существовании которой в себе до этого переживания не подозревал. Еще потому что это переживание связано для него с удовольствием, с радостью существования, жизни и действия, даже если оно бывает несвободно от неприятных моментов, печали или подавленности.

Так вырисовывается субъективный профиль любви, именно в этом профиле она представляет конкретную ситуацию человеческого нутра – единственную и неповторимую. Вместе с тем, любовь стремится к интеграции, как «в» личности, так и «между» личностями. Латинское integer означает «целый», таким образом, интеграция означает объединение в единое целое, стремление к целостности. В основе процесса интеграции любви – духовные в человеке: свобода и истина.

Свобода вместе с истиной, истина вместе со свободой ставят это духовное клеймо, которым отмечены различные проявления жизни и деятельности человека. Они проникают порой во все закоулки человеческих поступков и переживаний, наполняя их таким содержанием, и намека на которое мы не найдем в жизни животных. Именно этому содержанию обязана своей истинной прочностью любовь между личностями разного пола. Хотя и опирается она в значительной мере на плоть и чувство, однако не плоть и не чувства сами по себе создают подлинную ее основу, подлинный профиль. Любовь всегда – некий фактор человеческой натуры, его духа; если любовь перестает быть фактором натуры и духа, она перестает быть любовью. То что остается от нее в чувствах и сексуальном витализме человеческого тела, не есть настоящая ее сущность. Воля – так последняя инстанция личности, без участия которой ни одно переживание не обладает полной личностной ценностью, не представляется полный удельный вес личности. Любовь особенно нуждается в свободе, участие свободы порой определяет ее психологическую сущность. То, что проистекает не из свободы, что не имеет признаков свободного участия, а напротив, отмечено печатью пассивности и насилия, не может быть признано любовью, ибо лишено ее сути.

Любовь требует объективной истины. Только благодаря ей может происходить интеграция любви.

Попытки построения моделей любви отличались претензией на большую глобальность. Различия между моделями любви происходят по оценочному параметру: оптимизм – пессимизм. В пессимистической модели постулирует слабость и несовершенство человека, в оптимистической – конструктивная сила любви.

Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:

1. потребность в признании;

2. удовлетворение сексуальных потребностей;

3. конформистская реакция (так принято).

Любовь по Каслеру – это сплав совокупности эмоций, ради которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, переходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.

Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддерживанию равноправных отношений.

И.С. Кон (Введение в сексологию. М. 1989) приводит типологию любви Д.А. Ли, экспериментально обоснованную К. Хендриком:

1. эрос – страстная любовь-увлечение;

2. людус – гедонистическая любовь – игра с изменами;

(эти два типа по мнению автора, наиболее присущи мужчинам.)

3. сторге – любовь-дружба;

4. мания – любовь – одержимость с неуверенностью и зависимостью;

5. прагма – любовь по расчету;

(эти типы любви более свойственны женщине).

6. агапе –бескорыстная любовь самоотдача.

Л.Я. Гозман приводи схему характеристики диадических отношений по Т. Кемперу (Гозман «Психология эмоциональных отношений. М., 1987). Системообразующими факторами выступают власть и статус.

Власть (P) трактуется как способность заставить кого-либо сделать что-либо. Статус (S) понимается как желание индивида идти навстречу требованиям партнера благодаря позитивным эмоциональным отношениям.

В этих координатах возможны следующие варианты:

Схема 1. Вариант детско – родительских отношений. Родитель (1) обладает большой властью, а ребенок (2) высоким статусом.

Схема 2. Вариант романтической любви. Индивиды обладают большой (равной) властью друг над другом и имеют высокий статус.

Схема 3. Вариант любви – поклонения. Индивид (2) не обладает властью над другим (1), но статус последнего в глазах первого недосягаем.

Схема 4. Измена в диаде. Партнер 1 имеет высокий статус и власть над 2, который реальный статус утратил.

Схема 5. Вариант безответной любви. Партнер 1 имеет высокий статус в глазах другого (2) и реальную власть над ним. 2 не имеет ничего.

Р. Хаттис выделяет в любви уважение, положительные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность в положительных чувствах партнера, чувство близости и интимности.

По З. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.

Отражение личностной неадекватности

Некоторые авторы (Фрейд, Кеслер, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признака неадекватности. З. Фрейд и В. Рейк рассматривали «любовь» как отраженное восприятие собственных недостигнутых идеалов в партнере. По Кеслеру «любовь» — признак наличия потребности у здорового человека, а по Фрейду и Рейку, «любовь» не является патологией, но характеризует невротическую личность. Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что «неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически». Итак, понятие неадекватности по-разному используется разными авторами. Для сравнения приведем теорию любви отечественного автора.

Фромм отмечал, что в ходе эволюции у человека появились свои потребности, на развитие которых оказывает влияние социум. Современное общество полностью подчинило себя принципу эгоизма, каждый действует исходя из собственной выгоды. Люди стремятся жить обособленно, для себя. «Неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность». Фромм пишет о том, что целью индустриального общества должно быть полноценное развитие человека, а не увеличение объема производства и потребления. «Возрастающее понимание того, какие последствия имеет для человека наш тип общественной организации и наше лишенное понимания истинных ценностей планирование, станет важнейшим фактором, способствующим выживанию нашей нации».

В современном обществе люди свободны от социальных, религиозных, расовых, политических, экономических ограничений. Получение такой свободы было скомпенсировано в виде чувства безопасности. Именно этот новый конфликт между стремлением к свободе и безопасности обуславливает мотивацию человека.

В качестве способа разрешения проблемы человеческого существования Фромм предлагает любовь. Его теория любви воистину прекрасный лучик света в теориях психоанализа. Именно любовь сочетает главные человеческие потребности – потребность в независимости и потребность в близости. «Это страстное стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений. Это самая главная страсть, это сила, которая скрепляет в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род». Результатом неудачного постижения такого единства является сумасшествие или уничтожение (себя или окружающих).

Любовь – это деятельность, где главное – давать, а не получать. Именно когда человек отдает без мыслей о награде, он ощущает себя живущим. «Богат лишь тот, кто умеет отдавать» с психологической точки зрения.

Если нет в обществе любви, то такое общество – разобщенное. Отсутствие любви – вот источник чувства стыда, а также вины и тревоги.

Фромм в своих трудах говорит о самой высокой ценности: о любви. Любовь, по его мнению, ключ к решению проблемы существования человека в мире. Эта мысль близка людям, которые стремятся хоть чуточку улучшить этот мир и избавить его от царящего в нем эгоизма.

«Любовь – это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций. Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть – ненависть.

Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счета оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.

Агапе – любовь – эволюция, движущая партнеров от противоположной к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.

Существуют чистые и много переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. «Любовь исчезает, когда перестает надеяться или бояться», — говорил Ларошфуко. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной или продолжение отношений на ином уровне. Так, познание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.

Любовь – нормальное чувство адекватной личности. Однако для большинства психологов «любовь» — впоне нормальное чувство адекватной личности. Винч связывает это явление с воспитанием: «Индивиды могу быть овеяны такой любовью, которую им необходимо излить другим…» Гринфильд считает, что «любовь» — «поведенческий комплекс, функцией которого является управление индивидами» в обществе, выполнение определенной социальной роли («муж – жена», «жена – мать»). По мнению Вальстера, «любовь объясняется сильным физиологическими возбуждением. Источником любви могут является также и несексуальные стимулы (темнота, опасность и т.д.). Теория социальных норм рассматривает в качестве источников любви внутричеловеческую эмоциональную зависимость, которая воспитывалась у нас в обществе, «любовь и брак все еще признаются за традиционную семейную ценность, мы программируем этот путь с рожденья и поэтому принимаем невротическую потребность в любви за естественную человеческую потребность» (любовь целесообразна ввиду продолжения рода и, соответственно, должна быть культурно подкреплена).

По мнению автора, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:

Г) здравый смысл.

Однако, ни одни из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:

А) страстная любовь;

В) супружеская любовь.

Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. Изучение этих стадий – предмет дальнейшего исследования.

Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, то встреча с партнером, которые бы разделял наши представления, наши мнения, наши взгляды на жизнь. Исследования показали, что большинство женатых людей испытывают неприятности из-за того, что они выбрали не того человека, которого хотели. Чтобы сделать правильный выбор, автор советует изучать «любовь», ее стили – цвета. Стили любви (присущие каждому человеку взгляды на любовь) не подобны зодиаку, они могу меняться. Остановимся на характеристиках стилей.

Эротический стиль (Эрос) начинается с сильного физического притяжения. Любовник воспринимает партнера как идеального и не замечает его недостатков. Именно приверженцы такого стиля влюбляются с первого взгляда, любят страстно и порой живут душа в душу долгое время, несмотря на мнение скептиков, не верящих в серьезность такой любви.

Сторге – любовь притворства. Этот стиль любви возникает среди людей, живущих по соседству, затем они симпатизируют друг другу и решают не расставаться и создать семью.

Людус – от слова «игра». Приверженцы такого стиля любви не посвящают свою жизнь одному партнеру. Они – бродяги, коллекционеры любовных переживаний. Людистическая любовь – любовь без обещаний.

Вспомнив цветовую аналогию, автор предлагает соотнести три главных любовных стиля – Эрос, Сторге и Людус – с тремя основными цветами, соответственно с красным, желтым и голубым. Однако основные стили, сочетаясь друг с другом, дают второстепенный цвета любви:

Мания. Это весьма противоречивая любовь, которая образуется в результате сочетания Эроса и Людоса. Последователь такого стиля скорее требует любви от партнера, чем любит сам. Он часто зависим от объекта своей привязанности, лишен самоуверенности и поэтому имеет слабую позицию.

Прагма. Сознательная любовь, которая образуется в сочетании Людуса и Сторге. Партнер такого стиля выбирает возлюбленную одной религии, социального происхождения, учитывая даже хобби. Поиски партнера превращаются в сортировку.

Агапе или каритас- забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку. Агапе – самоотверженная любовь человека, готового на самопожертвование. Этот стиль – сочетание Эроса и Сторге. Такой любовник чувствует обязанность заботиться о своей возлюбленной, но его отношения схожи с отношением к человеку, в чем-то нуждающемся.

Людический эрос – такие люди довольны жизнью и уверенно справляются с проблемами, не хотят любовных переживаний, не имеют глубоких чувств, но способны помочь партнеру наслаждаться любовью и прекращают отношения, если не испытывают наслаждения.

Сторгический людус. Любовники данного стиля считают свою жизнь длинным перечнем любовных историй; как правило, имеют супруга; осмотрительные, сдержанные, не высказывают своих чувств и эмоций, не мечтательны; проводят время с партнером, не нарушая обычный ход жизни, если отношения взаимоудобны; не терпят сцен ревности.

Определив свой стиль, человек может выбрать подходящий стиль для своего партнера. Соответствие стилей обеспечивает эффективные отношения партнеров. Также подходящим для брака будет выбор партнеров с близкими стилями, например Сторге и Прагма, которые постараются превратить свои отношения в дружбу. Обратный пример – чем больше манический любовник будет требовать любви от людистического, тем меньше счастья будет в их жизни. Манический и сторгический любовники «заполнят свои дни взаимным непонимание» точно так же, как Мания и Людус придерживаются разных определений любви. Однако стиль любви может меняться с течением времени и опытом переживаний.

По мнению автора, «любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника». Три вершины – это:

Интимный компонент (наличие близких взаимоотношений): желание повысить благосостояние любимого человека, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, взаимопонимание, получение и оказание духовной поддержки, сексуальные отношения, значимость любимого в жизни;

Компонент страсти – романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт; как дополнительные потребности – чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореализация;

Компонент решения / обязательства включает два аспекта – решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать это любовь (длительные отношения).

Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

Симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

Безрассудная любовь (только страсть); любовь – «наваждение»; объект любви, как правило, идеализируется.

Пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией;

Романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

Любовь в браке (интимность и решение / обязательства); длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечения на стороне);

Бессмысленная любовь (страсть и обязательства); «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;

Нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.

Треугольная теория любви объясняет причины отсутствия равновесия в любви. Графически акцентированный компонент можно изобразить острым углом. Несовпадение треугольников партнеров ведет к разрыву отношений. Однако человеческие отношения более сложная вещь, чем аналитическая геометрия.

Автор указывает, что на Западе традиционно выделают 4 типа любви:

• Секс, вожделение, либидо;

• Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;

• Филия, или дружба, братская любовь;

• Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.

Чувство подлинной любви у каждого человека является смесью (в различных пропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос спасает секс от саморазрушения. Но эрос не может существовать без приязни (филии), братской любви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было бы невыносимым, если бы оно никогда не прерывалось. Приязнь – это расслабление в присутствии любимого человека, основанное на признании в другом человеке человека; это состояние, когда нам нравится быть в другим, нравится ритм его походки, голос, все существо другого. Это придает эросу широту, дает ему время для развития, время глубже пустить свои корни. Приязнь не требует от человека каких-то определенных действий ради любимого, кроме признания значимого другого, пребывания рядом с ним и переживания совместной радости. Это дружба в самом ее простейшем и непосредственном проявлении. Филия, в свою очередь, предполагает агапе. Автор определяет агапе как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстную любовь, подобную любви Бога человеку. Однако агапе всегда несет в себе риск покровительственного отношения (это необходимо и можно принять).

Любому виду любви сопутствует обнаружение смысла жизни, ведь любовь, в каком бы она виде ни предстала, и есть смысл жизни.

Что же такое Любовь? Физиологическое возбуждение? Чувство? Отношение? Незабываемый опыт? Знание о себе и другом? Смысл жизни? Конец жизни или ее начало?

Рассмотренные исследования любви и основанные на них теории любви привлекают интерес не только психологов, но актуальны для каждого человека. Так же стоит отметить, что все классификации любви очень похожи и включают в себя ее различные грани. Это Эрос – страстная любовь-увлечение; Людус – гедонистическая любовь – игра с изменами; Сторге – любовь-дружба; Мания – любовь – одержимость с неуверенностью и зависимостью; Прагма – любовь по расчету; Агапе –бескорыстная любовь самоотдача.

Точек зрения на любовь много, как и плоскостей жизненного опыта, образующих единое поле любви. Причем специфика жизненного опыта отдельной личности накладывает свой отпечаток и на аспекты переживаемой им любви. Любовь как абстрактна, так и конкретна; так бесконечна, так и мимолетна; так физиологична, так и духовна. Предмет психологии Любви для исследования многогранен, противоречив и бесконечно труден, но и манит щедрым вознаграждением для ученого и обычного человека.

Любовь как явление подобна науке психологии – она имеет очень древнюю природу, но в то же время очень молода, ибо каждое поколение человечества создает себе свой «идеал» данного чувства. И не нам судить то, как понимали любовь древние греки и римляне, и какие составляющие вкладываем вы с это слово. В сообществе людей нет вещи более важной, чем любовь, ибо когда каждый человек любит ближнего как самого себя, любовь является всеобщим благом, несущим людям только добро и взаимное уважение. Недаром, христианство, как мировая религия, основано исключительно на любви. И покуда у человечества будет вера в это светлое чувство, наши мир никогда не погибнет.

natalie-devlin.livejournal.com