Самооценка ребенка с овз

This article is about features of formation and correction self-concept of younger students with disabilities.

Библиографическая ссылка на статью:

Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Современная педагогика. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2012/12/815 (дата обращения: 01.10.2017).

Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.

Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.

Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ОВЗ может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке.

Известный ученый А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки». Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.» [1].

У младших школьников с ОВЗ, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний. Л.С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [2] Ребенок обычно высоко оценивает только то, что ему приятнее и ближе по его переживаниям, ответные чувства на воздействия окружающего мира у него бывают часто неадекватны

По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость». [3]

Для правильного развития самооценки младших школьников необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил.

Безусловно, опираться в этой работе нужно на ведущую для данного возраста деятельность – учебную. Именно от благополучности ее протекания, от успеваемости, от успехов в учении зависит уровень самооценки. Процесс обучение имеет колоссальные возможности коррекции, начиная с первых дней попадания ребенка в школу.

Обучение таких детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Х.С. Замский считает, что воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. [4] Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно-развивающий характер.

Среди педагогических условий развития адекватной самооценки необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться – умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия. Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно. Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К таким детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход.

Так как самооценка младших школьников практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки. Как подчеркивает Виноградова А.Д., «в формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся» [1]. При этом оценки должны быть и положительными, и отрицательными. Если отдавать предпочтение только положительным оценкам, то в сознании учащегося может произойти перекос в сторону переоценивания себя. И.В. Коротенко исследуя самооценку у младших школьников с ЗПР, объясняла это тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком». Такие психозащитные механизмы начинают возникать, по мнению Коротенко И.В, в результате прессинга «детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. [5]

Среди методических приемов организации процесса обучения большое значение в формировании самооценки школьников с ОВЗ отводится игровым приемам. При этом игровые приемы должны не отвлекать от учебы, а привлекать еще больше внимания к программному материалу. Игровую оболочку можно придать не только учебному процессу, но и трудовой, и художественной деятельности.

В силу своих возрастных особенностей приглашение к игре младшие школьники воспринимают с радостью. Игры должны обеспечивать ребенку активность, возможность самонаблюдения и самоконтроля. В игре ребенку легче оценить свои возможности, соотнести их с возможностями других учащихся, подчиниться определенным требованиям, проявить индивидуальные личностные качества.

Большой воспитательный потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль педагога. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки.

Большой простор для организации полезных для развития самооценки игр предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации необходимого взаимодействия и взаимопомощи, сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность для фантазии, импровизации, проявления личностных качеств, демонстрации таких собственных умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений учащегося, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих.

Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание ребенком особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить школьников умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды.

Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки.

У хорошо успевающих школьников важно развивать самокритичность, умение ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и находить пути их решения. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки. Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Вторая направлена на прогнозирование и предвосхищение необходимых операций, оценку своих возможностей еще до совершения реальных действий. Целью использования этих двух самооценок является пониманием самими учащимся характера происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений.

Сам школьник, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.

Таким образом, развитие и коррекция самооценки младших школьников с ОВЗ обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил и норм.

  1. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. [Текст]//под ред. А.Д. Виноградовой, 1985.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2004.
  3. Дудковская О.А., Шельшакова Н.Н. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
  4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
  5. Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития /И.В.Коротенко.- Дис…канд. псих. наук.- Н.Новгород,2005.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

pedagogika.snauka.ru

Изучение самооценки детей с ОВЗ и их отношения к дистанционному обучению

Определение, виды самооценки

Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется у человека в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому о самооценке человек судит как о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя [18].

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки. Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен [5].

Изучение самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение в процессе обследования. У большинства детей с ОВЗ, как правило, бывает заниженная самооценка из-за понимания ими своего дефекта. Зачастую такие дети думают, что они непригодны для общества. Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. Вследствие этого ребенок становится зависимым от родителей, у него может сформироваться эгоцентризм, а так же заниженная самооценка. Все это приводит к невозможности реализовать свои способности, к чувству своей неполноценности и как следствие к дезадаптации в обществе. Поэтому нужно изучать самооценку таких детей и способствовать ее адекватному формированию. Причиной же заниженной самооценки детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий, может быть отсутствие педагога, так как ребенок может сомневаться в правильности выполнения задания. Также неумение самостоятельно пользоваться компьютером, работать мышкой играет роль в формировании низкой самооценки. При изучении самооценки детей с ОВЗ, обучающихся с помощью дистанционных технологий, использовались следующие методики:

— методика «Тест самооценки» (см. приложение 1);

— методика самооценки Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина (см. приложение 2).

studbooks.net

Самооценка ребенка с овз

сфере связи, информационных технологий

и массовых коммуникаций. «>

Войти через uID

Мы в социальных сетях:

Характеристика ученика с ОВЗ

Работа учителя — это не только творчество, но и бумажная рутина. Каждому классному руководителю рано или поздно приходится оформлять характеристики на своих учеников. Если в классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог должен быть особо внимательным. Ему надо изучить особенности написания педагогической характеристики ученика с ОВЗ. Читать далее >>>

С программным материалом специальной (коррекционной) школы справляется хорошо.

Характеристика ученицы 7 класса коррекционной школы

Педагогическая характеристика учащихся предназначается воспитателю ГПД. Для отчёта на МО при переводе воспитанников из начального звена в среднее звено.

Педагогическая характеристика учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы

Характеристика составлялась на учащуюся класса, имеющую проблемы со здоровьем, для оформления документов на группу инвалидности.

Характеристика ученицы, имеющей успехи в обучении

В характеристике указан год поступления в школу, диагноз, рекомендации, дата постановки на учет, причина появления заболевания; отношение к учебе; особое внимание обращается на внятность речи и ее коммуникативные функции;участие в различных конкурсах и олимпиадах; отношения с одноклассниками.

Характеристика обучающейся школы-интерната с ОВЗ

Характеристика выпускника школы подготовлена для поступления в учебное заведение. Хотя она не играет никакой роли при поступлении, но в дальнейшем может помочь педагогам в работе со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Характеристика выпускника школы (ребенок с ОВЗ)

Характеристика составлена на ученика 3 класса коррекции 4 вида (класс коррекции по зрению); предназначалась для зачисления ребенка в специализированную школу. В характеристике содержатся общие сведения об учащемся, информация о состоянии здоровья, общие сведения о семье, описание особенностей познавательной деятельности, уровень развития мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.

Характеристика ученика 3 класса коррекционной школы IV вида

С программой речевой школы справляется удовлетворительно. Обращенную речь воспринимает. В контакт вступает сразу. Звукопроизношение нарушено. В моторной сфере наблюдаются недостатки динамической организации движений, саливация.

Удовлетворительная характеристика на учащегося 1 класса школы V вида

Материал будет полезен учителям-логопедам, учителям- дефектологам, студентам дефектологических ВУЗов а также воспитателям коррекционных учреждений.

Характеристика учащейся 3 класса специальной коррекционной школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи

С программой речевой школы не справляется. Обращенную речь воспринимает не всегда. В контакт вступает не сразу. Звукопроизношение нарушено. Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слов не выполняет.

Неудовлетворительная характеристика на учащихся 1 класса школы V вида

Данный материал содержит педагогическую характеристику на воспитанника социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и отражает динамику состояния ребёнка за период в 21 день.

Педагогическая характеристика на воспитанника социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Данная характеристика представлена для медико-санитарной экспертизы об установлении инвалидности.

Характеристика на ученика 5 класса

Девочка со сложным, конфликтным характером, неуживчива, эмоционально неустойчива, со слабой учебной мотивацией.

Характеристика эмоционально неустойчивой и конфликтной ученицы 5 класса коррекционной школы

Педагогическая характеристика пишется по запросу из военкомата. В ней необходимо отметить физическое и психическое состояние ученика, умственные и коммуникативные способности, интересы и увлечения.

Педагогическая характеристика ученика с ОВЗ в военкомат

Характеристика составлена на ученика с ослабленным здоровьем. Может быть использована для предоставления в медицинскую комиссию для определения дальнейшей формы обучения. В характеристике указываются особенности физического, умственного развития.

Характеристика ученика с ослабленным здоровьем (обучающемся на дому) для предоставления на медицинскую комиссию

Учащийся обучается по адаптированным учебным программам для детей с интеллектуальной недостаточностью, до этого посещал детский сад.

Характеристика ученика 2 класса с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика на учеников 7 класса.

Характеристика мальчиков-учеников коррекционной школы VIII вида

С программой речевой школы справляется с индивидуальной помощью. Обращенную речь воспринимает. В контакт вступает не сразу. Звукопроизношение нарушено.

Характеристика ученика 1 класса школы V вида, нуждающегося в индивидуальном сопровождении

Составленная характеристика на ребенка обучающего по программе VIII вида. Программа 8 вида разработана для детей с легкой степенью умственной отсталости, которая и служит основанием для помещения ребенка в коррекционный интернат VIII вида. То есть у всех детей в школах VIII вида стоит диагноз «легкая умственная отсталость».

Характеристика ученика, обучающегося по программе VIII вида

В материале представлена характеристика ученицы специальной коррекционной школы. В материале представлена характеристика ученицы специальной коррекционной школы. В характеристике представлена информация о ребенке и его семье. Проводится анализ учебных знаний, умений и навыков по русскому языку, чтению, математике, трудовому обучению, рисованию, физической культуре и социально — бытовой ориентировке. В документе так же содержится информация об отношении ребенка с одноклассниками и преподавателями. Характеристика ученицы специальной коррекционной школы отражает общее состояние ребенка (физическое и психологическое), а так же индивидуальные особенности ребенка в учебной и внеурочной деятельности. Материал может быть использован учителями специальных коррекционных школ, воспитателями коррекционных дошкольных учреждений, психологом и воспитателями группы продленного дня.

Характеристика ученицы 9 класса специальной коррекционной школы

Данная характеристика-ходатайство о разрешении выпускнику 9 класса, получившему серьёзную травму, сдавать экзамены в форме ГВЭ в домашних условиях, предусмотренных для учащихся с ограниченными возможностями.

Характеристика ученика с ограниченными возможностями; 9 класс

Данная психолого — педагогическая характеристика написана классным руководителем на ученика 7 класса специальной школы VIII вида для дальнейшего его направления к врачу психиатру или для прохождения медикаментозного лечения. Характеристика отображает учебные навыки ученика, которые пишутся по данным учителей-предметников, его психологические особенности (память, мышление, речь) и личностные характеристики, уровень сформированности социально-бытовых навыков.

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника 7 класса школы-интерната VIII вида

Характеристика обучающегося составляется в конце каждого учебного года или для прохождения МСЭ.

Характеристика обучающегося коррекционной школы I-II вида с аутизмом

Образец педагогической характеристика на обучающегося с ОВЗ, в рамках инклюзивного обучения, на дому или индивидуально. Используется в таблице, как шаблон, изменяя только содержание по ребенку.

Педагогическая характеристика на учащегося с ОВЗ

У ребенка инвалидность, связанная с заболеванием ДЦП. Характеристика будет полезна и для педагогов обычных классов, особенно первых классов, так как трудно характеризовать ребенка в первый год обучения.

Характеристика ребенка-инвалида, ученика 1 класса коррекционной школы

Образец был подготовлен с целью предоставления на ПМПК.

Характеристика учащегося 2 класса специальной коррекционной школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи для ПМПК

В материале представлена характеристика обучающегося с ОВЗ с ЗПР для представления на психолого-педагогическую комиссию. Характеристика составлена классным руководителем. Содержит психологическую характеристику познавательных процессов, педагогическую характеристику учебной деятельности, взаимоотношения в коллективе, уровень социализации ребенка.

Характеристика обучающегося с ОВЗ

Характеристика отображает учебные навыки ученика, которые подробно прописаны по данным учителей — предметников, ее психологические особенности (память, мышление, внимание, речь) и личностные характеристики, уровень сформированности социально — бытовых навыков.

Педагогическая характеристика на ученицу 6 класса коррекционной школы-интерната VIII вида

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника первой младшей группы дошкольного отделения гимназии пишется по запросу родителей (законных представителей) для предоставления в детскую поликлинику при оформлении инвалидности ребёнка. Пишется воспитателями совместно с педагогом — психологом. В характеристике представлены результаты психодиагностического исследования познавательных процессов, а также сведения о личностных особенностях ребёнка и его взаимоотношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника ДОУ для предоставления в детскую поликлинику (оформление инвалидности)

Педагогическая характеристика ребенка-дошкольника с ОВЗ (ЗПР) с конкретным описанием проблем и трудностей ребенка 5 лет.Материал будет интресен воспитателям,дефектологам.

Педагогическая характеристика воспитанника детского сада с ОВЗ (ЗПР)

Характеристика ученика начальной школы (в данном случае второклассника), обучающегося по программе специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида на дому.

Характеристика ученика, обучающегося по программе VIII вида на дому

Работа учителя — это не только творчество, но и бумажная рутина. Каждому классному руководителю рано или поздно приходится оформлять характеристики на своих учеников. Если в классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог должен быть особо внимательным. Ему надо изучить особенности написания педагогической характеристики ученика с ОВЗ.

Шаблон характеристики ученика-инвалида

Документ оформляется на стандартном листе А4. Заверяется подписью учителя, директора и печатью. Готовая характеристика ученика с ОВЗ состоит из пунктов:

  • Анкетные данные.
    • ФИО, дата рождения, адрес, диагноз, информация о посещении детского сада.
    • История развития.
      • Физическое здоровье родителей. Развитие ученика в раннем возрасте. Проблемы со здоровьем в дошкольный период.
      • Семья.
        • Члены семьи, работа родителей, материальное состояние, условия воспитания школьника, отношение к нему со стороны близких.
        • Физическое развитие ученика.
          • Моторика, нарушения движений, хронические недуги, особенности работы анализаторов, отклонения в развитии.
          • Познавательная деятельность.
            • Скорость, объем и полнота восприятия. Особенности памяти, речи, мышления.
          • Эмоционально-волевая сфера.
            • Подверженность частым сменам настроения, эмоциональная возбудимость, степень подчиняемости и внушаемости.
            • Учебная деятельность.
              • Умение работать с наглядными пособиями и выполнять задания учителя, действовать согласно плану. Уровень самостоятельности в учебе.
              • Успехи в изучении отдельных предметов.
                • Наличие мотивации, старательность, отношение к замечаниям педагога.
                • Характер и темперамент.
                • Дисциплина, поведение в коллективе, самостоятельность. Отношения с одноклассниками и педагогами.
                • Выводы и рекомендации.
                • Образцы характеристик учеников с ОВЗ — помощь учителям в их нелегкой работе. Используя примеры, педагоги легко составят свои документы.

                  pedsovet.su

                  Карта психологического развития ребенка с ОВЗ

                  Ф.И. ребенка: ФИО ученика, возраст, класс

                  1. Общие сведения о ребенке

                  Девочка от 4 беременности, роды 1.

                  Патология – частичная отслойка плаценты, родилась в 7 месяцев. Вес: 2.900. Сидеть начала в 8 месяцев, ходить в 1 г. 2 мес. Говорить отдельные слова начала в 2,5 года.

                  Общее физическое развитие:

                  Рост и вес соответствует возрасту, двигательная активность низкая, у девочки нет ловкости движений, медлительная.

                  Зрение: 0,6\ 0,7, астигматизм. Слух – в норме. Перенесенные заболевания: частые ОРЗ, бронхит, пневмония. Группа здоровья: специальная.

                  1.Состав и особенности семьи: девочка из неполной семьи, проживает с мамой. Отца не знает.

                  2. Особенности жизни ребенка в семье: до 2-х лет <ФИО ребенка>находилась в Доме малютки из-за плохих жилищных и материальных условий в семье. Мама девочки обучалась в С(К)ОШ VIII вида, имеет начальное-профессиональное образование, работает уборщицей. Семья малообеспеченная, проживают в настоящее время в коммунальной квартире.

                  3. Особенности учебной деятельности: девочка дублировала обучение в 1 классе массовой школы. Из характеристики 1 класса: « Неуверенная, робкая. Восприятие не адекватное возрасту. Внимание не устойчивое, память кратковременная. Мышление конкретное». После ПМПК была направлена во 2 класс С(К)ОУ VIII вида. Диагноз: F -70 по МКБ – 10.

                  Из характеристики классного руководителя 8 класса: « <ФИО ребенка>с программным материалом данной школы справляется удовлетворительно. Отношение к учителям и взрослым уважительное. Отношения со сверстниками не всегда хорошие, бывают конфликты, хотя девочка в числе «принятых» в классном коллективе. Сама <ФИО ребенка>конфликтные ситуации не провоцирует и старается их избегать. Любит заниматься рукоделием, рисовать. Работу выполняет качественно, но очень медленно, часто отвлекается, «летает в облаках», быстро утомляется. Походка не уверенная, часто спотыкается, падает. Дома все свободное время проводит у телевизора.

                  4. Работоспособность: низкая, быстро устает, отстраненно смотрит в одну точку.

                  5. Сформированность социально-бытовой ориентировки: Девочка проживает не далеко от школы, поэтому посещает её самостоятельно, но в микрорайоне и городе ориентируется плохо. Не достаточно самостоятельна и социализирована. Бытовые навыки сформированы на достаточном уровне. Легко поддается влиянию, семья состоит на учете в СОП (социально-опасное положение).

                  Общая и тонкая моторика: тонкая моторика рук развита на уровне выше среднего. Общая моторика на среднем уровне.

                  Сенсорное развитие: на среднем уровне. При способах выполнения действий наблюдается нерациональные и непродуктивные манипулирования. Самостоятельная способность к переносу знаний в новые условия затруднена или отсутствует.

                  Восприятие: искажено и в ряде случае наблюдается отсутствие целостности восприятия.

                  Внимание: методика «Таблицы Шульте» — эффективность работы – 3 балла; врабатываемость – высокая (0,78); устойчивость – низкая (1,33). Результат: неустойчивость внимания.

                  Память: Методика «10 слов» (Лурия) – слуховая 40% — низкий уровень; зрительная (таблица с геометрическими фигурами) 7 из 9 – выше среднего.

                  Мышление: методика «Простые аналогии», «Опосредованное запоминание». Результат: конкретное мышление, ср.уровень. Связи образовывает медленно, т.е. нарушение динамической стороны мыслительных процессов.

                  Речь не выразительна, темп — медленный; в речи чаще пользуется существительными. Средний уровень самостоятельности повествования. В речи использует простые, нераспространенные предложения. Затрудняется в построении фразы. Неточность употребления некоторых слов. Словарный запас маленький.

                  Сформированность представления о пространственно- временных отношениях: может ориентироваться в пространстве, владеет понятиями «справа — слева», «ввер­ху— внизу», «ближе — дальше». Умеет оп­ределять время на часах, но понимание временной протя­женности не сформировано.

                  Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности Темперамент: (Айзенк, подростковый вариант опросника) экстраверсия -15, нейротизм – 14. Эмоционально ограниченный тип, не склонен к сопереживанию.

                  Социально – психологический статус: (социометрия) – «принятый» (5 выборов);

                  Акцентуации характера: (по Шмишеку) застревающий (20), аффективно-экзальтированный (24);

                  Самооценка: (опросник Казанцевой) –(1) адекватная.

                  Уровень притязаний: («моторные пробы» Бороздиной) – неадекватно низкий уровень притязаний.

                  Личностные особенности: (многофакторный личностный опросник Кетелла) — общительный (А-4), неуверенный в себе (С-2), низкий интеллект (В-2), заторможенный (Д-3), фрустрированный (Q -9).

                  (проективная методика «Несуществующее животное») Результат: эгоцентризм, самоутверждение, эмоциональная незрелость, зависмиость от среды, направленность «вовне».

                  Уровень школьной тревожности: (Филлипс) 25% — низкая тревожность.

                  Профессиональное самоопределение: (по Климову) «Ч-П»- 8, «Ч-Ч»- 4, «Ч-ХО»-4; (по Голланду) «К»-10. Заключение по самоопределению: информированность о мире профессий на низком уровне, профессиональный план не сформирован, выбор профессии не осознан. Рекомендуется профессия связанная с природой, в структурированной деятельности (по плану, по пунктам).

                  Мышление нарушенное, конкретное. Внимание неустойчивое. Память кратковременная, зрительная – в норме, слуховая – ниже нормы. Работоспособность средняя. Самооценка адекватная. Уровень притязаний – не адекватно низкий. Малообщительная, не уверенная в себе, зависимая от среды. Эмоционально не зрелая, склонна к фрустрации. Тревожность низкая. Социально-психологический статус — в норме. Чувствительна к обидам и огорчениям. Инертность в проявлении аффектов, в мыслительных операциях, в моторике. Достаточно ответственна, умеет уступать, робкая, аккуратная, дисциплинированная. Не может быть организатором. Профессиональный план не сформирован.

                  pedsovet.su

                  Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ. Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

                  • психические процессы,
                  • эмоциональная сфера,
                  • личностная сфера,
                  • сфера межличностных отношений.
                  • Для заполнении графы — сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1.

                    Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.

                    Теоретическая модель школьной адаптации ( Таблица 1).

                    Типы школьной адаптации

                    Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

                    Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.

                    Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник).

                    На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям.

                    На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников.

                    На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

                    Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

                    • Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
                    • Тест прогрессивных матриц Равена
                    • Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)
                    • Цветовой тест Люшера
                    • Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления
                    • Методика «Исключение лишнего»
                    • Методика » Простые аналогии»
                    • Методика «3аучuвание 10 слов»
                    • Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)
                    • Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)
                    • Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)
                    • Методика «Лесенка»
                    • Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
                    • Изучение самооценки личности старшеклассника
                    • Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
                    • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
                    • Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
                    • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
                    • Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)
                    • Опросник мотивации ( 2-5 класс)
                    • Опросник «Учебная мотивация» (5 — 8 класс)
                    • Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.)
                    • Анкета «Мои интересы»
                    • Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)
                    • Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)
                    • Карта ведется (обязательно) на учащихся (детей) коррекционно-развивающего обучения и группы риска.

                      Рекомендуем ведение карты на учащегося (ребенка), чьи родители или педагоги впервые обратились за педагогической поддержкой.

                      Фамилия_______________ Имя_____________________ Отчество_____________________

                      Учреждение образования_____________________________ Класс_______________________

                      ФИО родителей _______________________________________________________________

                      Семейное положение (состав семьи, жилищные условия)__________________________________

                      Тип семейного воспитания________________________________________________________

                      Совместные занятия дома с ребенком________________________________________________

                      Взаимоотношения родителей с ОУ__________________________________________________

                      Состояние здоровья ребенка______________________________________________________

                      Общее развитие, отклонения______________________________________________________

                      Причины постановки на индивидуальный психологический учет____________________________

                      Сфера нарушения школьной адаптации______________________________________________

                      Сложности в обучении___________________________________________________________

                      Сложности в воспитании_________________________________________________________

                      Трудности в освоении норм поведения_______________________________________________

                      Взаимоотношения ребенка с педагогами______________________________________________

                      Взаимоотношения ребенка со сверстниками___________________________________________

                      Представления о будущем________________________________________________________

                      Посещение коррекционных занятий_________________________________________________

                      Результаты проведенных исследований_______________________________________________

                      Результаты индивидуальных консультаций____________________________________________

                      Результаты коррекционной работы__________________________________________________

                      Дата заполнения карты___________________________________________________________

                      sites.google.com

                      Доклад Психологические особенности детей с ОВЗ

                      Выбранный для просмотра документ Доклад психологические особенности детей с ОВЗ.doc

                      Выступление педагога психолога на семинаре педагогов-психологов г.Юрги

                      Психологические особенности детей с ОВЗ

                      На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

                      Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

                      Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

                      Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения:

                      Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

                      Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

                      Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

                      Выгодский ввел понятие «Структура дефекта».

                      Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

                      При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

                      Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

                      По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

                      1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

                      2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

                      3) дети с нарушениями речи;

                      6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

                      7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

                      8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

                      Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

                      1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

                      — пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

                      — натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

                      — постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

                      2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

                      Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

                      1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

                      2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

                      3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

                      4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

                      5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

                      6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

                      7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

                      8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

                      9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

                      10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

                      11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

                      Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

                      Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

                      Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

                      2. Темп выполнения заданий очень низкий;

                      3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

                      4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

                      5. Низкий уровень развития речи, мышления;

                      6. Трудности в понимании инструкций;

                      8. Нарушение координации движений;

                      9. Низкая самооценка;

                      10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

                      11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

                      12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

                      13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

                      14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

                      Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.

                      Дети с нарушением слуха

                      Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

                      Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.

                      Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

                      Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

                      Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

                      Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.

                      У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

                      Дети с нарушением зрения

                      Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

                      Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

                      Дети с тяжелыми нарушениями речи

                      Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

                      Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

                      Дети с соматическими заболеваниями

                      Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

                      Дети с умственной отсталостью

                      Среди детей и подростков, имею­щих психическую патологию развития, наиболее многочис­ленную группу составляют умственно отсталые дети. Боль­шинство из них — олигофрены.

                      Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении яв­ляются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

                      Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечают­ся задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематическо­го слуха. По-иному у них складываются соотношения в раз­витии наглядно-действенного и словесно-логического мышле­ния. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не вы­полняет своей основной функции — коммуникативной.

                      Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

                      Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются

                      Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

                      Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

                      Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

                      У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.

                      Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.

                      Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

                      Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

                      Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

                      При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

                      Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП

                      Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.

                      Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.

                      Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

                      Дети с расстройствами раннего детского аутизма

                      Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

                      Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

                      — полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;

                      — обособленность от окружающего мира;

                      — слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

                      — дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

                      — однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

                      — речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;

                      — характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

                      Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

                      Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

                      Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

                      — Принимать ребенка таким, какой он есть.

                      — Как можно чаще общаться с ребенком.

                      — Использовать упражнения на релаксацию.

                      — Не сравнивать ребенка с окружающими.

                      — Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

                      — Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

                      — Обращаться к ребенку по имени.

                      — Не предъявлять ребенку повышенных требований.

                      — Стараться делать замечания как можно реже.

                      infourok.ru