Как научить ребенка общаться со сверстниками

Как научить ребёнка общаться со сверстниками?

Как приятно наблюдать за детьми, которые охотно вступают в контакт со своими сверстниками, умеют общаться со взрослыми. Однако, как показывают наши наблюдения, а также современные исследования, нынешнее поколение детей менее коммуникабельно, чем их сверстники десять лет тому назад. Почему это происходит? Как научить ребёнка общаться со сверстниками и повлиять на развитие коммуникативных умений ребенка? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Наиболее частые причины, препятствующие общению

Многие родители сетуют, что их малыши очень поздно начинают говорить, не умеют играть с другими детьми, боятся общаться со взрослыми. Большинство мам и пап зачастую винят в этом всех, но только не себя. Однако, они совершенно не правы. Вспомните, как часто вы проводите вечера с ребенком за рассматриванием иллюстраций или чтением книг? А когда вы последний раз посещали все вместе зоопарк или цирк? Скорее всего, многие из родителей и не смогут точно вспомнить, когда активно включались в развитие своего ребенка. В этом-то и состоит проблема. Интернет и работа полностью поглотили современных родителей, которым не до детей. Но такого не должно быть.

Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности?

Для того, чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса. Во-первых, хочет ли малыш общаться? Во-вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог? И, в-третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях? Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей.

Учим ребенка общаться в семье

В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие попытки неуважения.

Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми

Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.

Принимайте малыша таким, какой он есть, помогайте ему справляться с трудностями общения, учите его выслушивать людей, адекватно реагировать на похвалы и замечания, действовать в соответствии с правилами.

signorina.ru

Проблемные формы общения ребенка со сверстниками

Тема о формах общения ребенка со сверстниками крайне важна. Ведь самое важное качество, отличающее человека от животных, — это потребность в общении. В общении люди передают друг другу опыт прошлого, строят планы и делятся впечатлениями о настоящем. Именно с раннего детства начинают формироваться коммуникативные навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Дети имеют свои особенности общения, отличающиеся от взрослых. Необходимо знать об этих специфических чертах, чтобы помочь ребенку наладить отношения со сверстниками. В данном случае речь идет об искусстве направлять своих детей в русло конструктивного взаимодействия с другими ребятами, чтобы потом не пришлось проводить коррекцию поведения с психологом.

Особенности общения детей со сверстниками

Социальная жизнь ребенка включает в себя общение с ровесниками. Данный вид общения детей несколько отличается от коммуникации людей старшего возраста. Но следует помнить, что законы общения едины для любой возрастной категории. Поэтому важно проанализировать, как складывались взаимоотношения между ребенком и взрослым, ведь во многом это станет решающим фактором взаимодействия со сверстниками.

Когда ребенку 1,5 года, то у него уже появляется интерес к взаимодействию с другими малышами. Это выражается в следующих проявлениях к сверстнику:

  • внимание и интерес;
  • отношения эмоционально окрашены;
  • привлечение внимания к себе;
  • чувствительность к поступкам сверстника.
  • В данном возрасте дети еще не умеют договариваться друг с другом о совместной деятельности, учитывая обоюдные интересы. Поэтому их взаимодействие возникает спонтанно и точно таким же образом быстро заканчивается.

    В возрасте 3 лет можно наблюдать совместную игровую деятельность среди детей. Игра доставляет им много радости и удовольствия. Общение приобретает яркую эмоциональную окраску. Дети начинают подражать друг другу в игре.

    В возрасте 4-6 лет детям свойственна ситуативно-деловая форма общения: они учитывают активность и способности сверстника для максимально возможного достижения результата в игре.

    К 7 годам формируется внеситуативное общение. Тогда оценивается уже личностный потенциал ровесников, а не только ситуативная составляющая совместных действий. Впервые ярко проявляется взаимопомощь и доброжелательность по отношению к другому. Появляется соперничество в общении со сверстниками, но и способность оценить по достоинству своего конкурента тоже становится актуальной в младшем школьном возрасте.

    Ниже будут рассмотрены проблемные формы общения, являющиеся показателями того, что ребенок не умеет общаться со сверстниками: дерется, смущается, обижается.

    Если ребенок очень агрессивен

    Даже когда дети начинают нуждаться в общении с ровесниками гораздо больше, чем в контакте со взрослыми, это вовсе не означает, что теперь они полностью самостоятельны и независимы от попечительства старших. Наоборот, они еще больше нуждаются в помощи родителей для установления и поддержания контактов с другими детьми, для разрешения возникающих конфликтов. Если ваш ребенок не умеет продуктивно общаться с ровесниками, вы можете ему в этом помочь.

    Когда ребенок агрессивен, он наносит вред не только окружающим, но и самому себе. Существуют следующие причины развития детской агрессивности:

  • стиль воспитания в семье (либо попустительство, либо чрезмерное ограничение);
  • примеры жестокости (из телепередач и фильмов);
  • жестокие компьютерные игры.
  • Однако не каждый ребенок, пребывая в вышеперечисленных условиях воспитания, становится жестоким и агрессивным. Дети часто бьют и дразнят друг друга, но у некоторых агрессивность становится устойчивым качеством личности. И многие родители даже гордятся поведением своих детей вместо того, чтобы понять, как помочь ребенку наладить контакт со сверстниками. Ведь агрессия — это часто не вопрос самооценки, а проблема внутренней изоляции и слабая способность к эмпатии.

    Существуют следующие формы проявления агрессии в общении:

  • агрессия носит импульсивный характер, не отличаясь особой жестокостью (демонстративный стиль поведения);
  • целенаправленная агрессия — способ отвоевать интересующую игрушку, например;
  • намеренное причинение вреда сверстнику без какой-либо подоплеки, а ради удовольствия (жестокая форма насилия).
  • Но объединяет агрессивных детей одно качество — неспособность понять другого. Поэтому родителям важно объяснять то, насколько важно взаимопонимание и взаимовыручка в жизни.

    Можно привести пример из жизни. Молодой отец гулял со своим сыном по парку. И тут мальчик увидел маленького котенка. Он ударил беззащитное животное ногой. Тогда отец присел возле сына и сказал ему, что тот, наверное, настолько сильный и большой, раз ударил маленького котенка. А потом добавил, что и он мог бы ударить своего маленького сына, но это не дает ему права бить и обижать того, кто не может дать ему сдачи. И в качестве вывода указал на то, что сильные должны защищать слабых, а не унижать и обижать их. Поэтому проанализируйте свое поведение в отношении детей. Есть вероятность, они просто вас копируют. Если вы хотите знать, как научить ребенка дружить со сверстниками, то узнайте в первую очередь, воспринимает ли ребенок вас в качестве друга.

    Если ребенок очень застенчивый

    Застенчивость — это сложная проблема межличностных отношений. Ниже приведены проблемы, с которыми сталкивается застенчивый ребенок:

  • невозможность завести новые знакомства;
  • эмоциональное напряжение в ходе общения;
  • трудности самовыражения;
  • излишняя сдержанность;
  • скованность в присутствии других людей.
  • Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками без стеснения, нужно разобраться в психологической природе застенчивого поведения:

  • Застенчивые дети отличаются повышенной чувствительностью к оценке взрослых. Ситуацию неуспеха переживают очень болезненно. Поэтому взрослым стоит больше поощрять своих детей за проделанную ими работу, мотивируя их к самовыражению.
  • Дети сомневаются в положительном настрое окружающих по отношению к ним. Если взрослые сами находят людей для общения, то в детстве родители отвечают за окружение детей. Поэтому старайтесь делать так, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и у малыша не оставалось сомнений, что его любят и ценят.
  • Все силы тратятся на то, чтобы заслужить признание и уважение. А процессы познавания мира отходят на задний план, что негативно сказывается на реализации своих целей и открытому общению с другими.
  • Вся проблема заключается в том, что еще с раннего детства в ребенке закладывалась тенденция к застенчивому поведению. Возможно, вы сами не отдаете себе отчета в том, что ваше поведение послужило примером стилю общения ребенка со сверстниками. Поэтому стоит набраться мужества и пойти к психологу на консультацию. Ведь вашему ребенку предстоит жить в социуме, где важно уметь налаживать контакты с окружающими. Еще в древности считали, что общительность — это уже 80% успеха в вашем деле. Поэтому разговор по душам с психологом может оказать благоприятное воздействие на формирование коммуникативных навыков ребенка.

    roditeliz.ru

    Вы знаете, как научить ребенка общаться со сверстниками?

    В обществе общение является естественным процессом, но даже у взрослых нередко возникают проблемы общения при осмысленных контактах между собой. Каковы же проблемы при контактах между детьми. Дети в процессе знакомства могут проявить растерянность, а во время разговоров со сверстниками могут бояться показаться смешным и слабым. Нужен опыт общения и проводник для получения этого опыта. И этим проводником должны выступить родители, которые должны показать ребенку что значит дружба и как действовать в той или иной ситуации в ходе общения со сверстниками. Не придавая значения неправильному общению своего ребенка со сверстниками, родители заведомо создают ему проблемы в будущем.

    Возможные проблемы в общении

    Конечно же, ребенок в возрасте 2-х – 3-х лет еще не готов к пониманию термина “общение”. Его больше волнует, во что же играют дети, которых он видит. Яркие картинки, необычные движения зачаровывают и заставляют даже “открыть рот” от впечатлений. По мере взросления ребята начинают сближаться с товарищами по игровой площадке/детскому саду и в какой-то момент могут найти своих первых друзей. Не всегда процесс сближения проходит гладко, и малыши нередко испытывают трудности в общении. Принято делить эти трудности на следующие категории:

  • конфликты ребенка с другими членами коллектива;
  • личностные конфликты;
  • повышенная застенчивость ребенка.
  • Дети есть дети, и полностью устранить возможность появления разногласий со сверстниками не удастся. Однако стоит приложить максимум усилий, чтобы объяснить своему ребенку правила поведения и причины, по которым не следует их нарушать.

    Как научить ребенка общаться со сверстниками? Общие правила общения в юном возрасте

    Обучение ребенка правилам общения задача не из простых. Особенно это касается возраста 2-х — 3-х летних, которые впитывают как губка и плохое и хорошее. Более того, в данном случае невозможно применить какую-то универсальную методику (да и нет такой), поскольку каждый малыш требует особого, индивидуального подхода.

    Не смотря на сложность темы, детские психологи отмечают несколько важных правил, которые родители должны донести своему ребенку:

  • Сопереживание и соучастие. Это правило является залогом хороших отношений. Следует втолковать своему ребенку непреложную истину – упал товарищ – помоги ему подняться, поцарапался – посочувствуй, поддержи его, поскольку товарищу больно. Друг получил в подарок интересную игрушку – порадуйся за него или вместе с ним. Урок важный, но жизнь показывает, что не все нынешние взрослые усвоили его.

    Важная тема для понимания – ребенок и коллектив. Родители не всегда понимают, что ребенок дома и в коллективе (особенно в отсутствии родителей – в детском саду) это два разных малыша. Дома ваш малыш спокоен и приветлив, поскольку нет раздражителей. А в среде сверстников он превращается в суперподвижного. Это касается как мальчиков, так и девочек.

    Появился в группе новый малыш. Мама вполне понимающая, расположенная к диалогу. Однако уже через неделю начала задавать вопросы, связанные с тем, что ребенок приходит из детского сада весь в песке. Но ведь дома он очень спокойный.

    Родителям малышей лучше всего понимать, что воспитатель детского сада в меру своего жизненного опыта пытается помочь вашему ребенку безболезненно вписаться в коллектив и помогать воспитателю, а не становиться в позу обиженных.

    Как помочь робкому ребенку найти друзей?

    Так случилось, что у вас робкий ребенок. Это не нечто из ряда вон выходящее, поэтому не стоит думать, что ваш ребенок будет изгоем. Ситуация достаточно распространенная. В ней нет ничего плохого. Не зря говорят: ”Скромность украшает человека”. Конечно же робкому ребенку сложно присоединиться к компании сверстников по причине стеснительности. Завести новое знакомство? Нет, такие малыши лучше себя чувствуют в привычном окружении, например, рядом с родителями.

    Однако со временем врожденная робость может перерасти в комплекс. Это родители должны понимать и помочь ребенку с социальной адаптацией, то есть устранить дискомфорт при общении со сверстниками.

    Помощь родителей может заключаться в следующем:

  • Содействуйте в знакомстве своего малыша хотя бы с одним из сверстников. Приобретение такого опыта поможет понять ребенку процесс знакомства и в следующий раз новое знакомство пройдет менее болезненно.

    Но следует помнить, что малыши часто копируют поведение взрослых. По этой причине при возникновении сложных ситуаций нужно посмотреть все ли вы делаете правильно.

    Как научить малыша 2-3 лет общаться со сверстниками

    Важно учить малыша общаться с самого раннего детства. Тогда, по мере взросления, в детском саду и в школе, у него будет гораздо меньше проблем в налаживании контакта со сверстниками.

    Маленькие дети дружить еще не умеют. Они играют с другими детьми, интересуются общением с ними, но в этом общении пока нет элемента совместности. Для них это больше нахождение бок о бок на общей территории, где у каждого малыша своя роль. Поэтому ребенок возмущен, когда его сосед делает что-то не так, как ему хочется, например, отбирает игрушку, ломает построенный песочный замок или долго катается на качелях, не уступая очередь, толкается на лестнице на горку. Вам предстоит помочь малышу разобраться в сложившейся ситуации и научить его правильно общаться в коллективе.

    Чаще всего малыши ссорятся из-за игрушек. Ребенок может не давать играть своими куклами или машинками другим детям или отнимать их игрушки. Но не нужно говорить карапузу о том, что нехорошо быть жадным. Личная вещь для ребенка это его продолжение. И если он не хочет отдавать свое богатство, то это абсолютно нормально.

    Важно, чтобы сначала малыш понял и почувствовал, что такое “мое” и “чужое”. Попробуйте предложить детям поменяться игрушками. Пусть кроха поймет, что он снова получит свою вещь обратно, а делиться очень выгодно.

    Детская площадка место столкновений. Заметьте, что если в стычку вмешиваются родители, то шуму становится еще больше. Чувствуя поддержку взрослых, обиженный поднимет рев, а обидчик ни за что не станет просить прощения и раскаиваться. Дайте детям возможность самостоятельно навести порядок.

    Понаблюдайте со стороны за играми детей, за тем, как поступает ваш малыш, умеет ли он защитить себя, наладить контакт с другими детьми. Посмотрите на сильные и слабые стороны малыша. Разработайте план занятий с ребенком и приступайте к его выполнению.

    Ребенок чаще всего злится тогда, когда он устал, перевозбудился или не знает границ дозволенного. Если вы сделали малышу замечание, а он продолжает кричать и вести себя агрессивно, немедленно уводите его домой. Объясните ему, почему он подвергается такому наказанию. При всех его обещаниях так себя больше не вести, не меняйте своего решения. Ребенок должен раз и навсегда понять, что раздражаться и кричать недопустимо.

    Некоторые вопросы можно решить, применив какой-нибудь забавный метод. Например, если кто-то дразнит вашего ребенка, не спешите осаждать обидчика. Поиграйте с детьми, постройте рожицы. Пусть карапузы присоединятся к вам. Похвалите того, у кого это лучше всех получилось. Увлекшись игрой, дети помирятся.

    tvoiyapravda.ru

    Учимся общаться со сверстниками

    Как правило, вопрос: «Как научить ребенка общаться со сверстниками?» , до его 3-хлетнего возраста, не актуален, особенно, если речь идёт о единственном ребёнке в семье.

    В многодетных семьях всё происходит раньше.

    Стремление дружить появляется у детей только ближе к 3-м годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!

    Так, как научить ребенка общаться со сверстниками?

    Условия социального успеха

    Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.

    Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

    Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

    Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками

    Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:

    • Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

    • Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

    • При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

    • Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

    • Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

    • Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде: «Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

    • Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите малышу возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

    • Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.

    • Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

    Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками

    Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам. В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.

    Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?

    • Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.

    • Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.

    • Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

    • Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.

    • Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.

    • Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т.д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона. А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку. Чтобы не допустить потасовки – тихо произнесите: «Помнишь?», что будет означать: «Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».

    • Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.

    • Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.

    • Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права. А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому. А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.

    • Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.

    • Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.

    • Ребенок должен усвоить «правила дружбы»: не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.

    Упражнения на развитие навыков общения

    Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

    — Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

    — Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать?

    — Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления?

    — Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

    — Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь?

    — Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь?

    Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

    Научить ребенка общаться со сверстниками можно и с помощью групповых игр. Например, игра «Иностранцы».

    В ходе этой игры все дети, участвующие в ней, должны придумать себе «тарабарский» язык и представлять собой гостей из разных стран, разговаривающих на разных языках. Сначала ведущий просит каждого участника рассказать о себе на тарабарском языке, сопровождая рассказ жестами (около 30 секунд).

    Затем каждый ребенок «переквалифицируется» в продавца магазина, а остальные «иностранцы» приходят к нему в магазин и пытаются объяснить с помощью непонятных продавцу звуков и жестов, что конкретно им нужно. Это продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «продавцом».

    После окончания игры спросите у детей, понравилось ли им, пусть они расскажут Вам, легко ли им было понимать друг друга.

    Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?

    www.baby.ru

    Как научить ребенка общаться со сверстниками

    Трудности в общение у современных подростков — это актуальная проблема для многих родителей. Живое взаимодействие со сверстниками заменили чаты, боты, социальные сети, видео игры и приставки.

    Для многих подростков характерна замкнутость и скудность круга общения. А ведь без умения налаживать связи в современном мире очень трудно добиться высот. С развитыми технологиями надо быть на шаг впереди всех, знать чуть больше чем все, уметь налаживать связи с нужными людьми, чтобы хоть как-то добиться желаемого положения в обществе.

    А что делать, если ваш ребенок испытывает затруднения в общении со сверстниками и очень застенчив? Как ему помочь?

    К счастью, вы современный родитель. Вы следите за современными тенденциями и можете с высоты своего прожитого опыта помочь молодому члену общества.

    Все начинается с семьи. Начните интересоваться жизнью ребенка, узнайте больше об его чувствах и переживаниях. Не критикуйте его чувства и суждения, это для вас они «пустая глупость», а для него это комок подростковых переживаний, с которыми нужно помочь справиться. Задавайте больше наводящих вопросов на темы, которые интересны ребенку. Если вы не знаете, о чем говорит вас ребенок — интернет вам в помощь! По изучайте интересующие его темы, а за ужином продемонстрируйте, что вам интересно было бы узнать поподробнее от него про это. Ребенок будет приятно удивлен, что родители так глубоко заинтересовались его увлечениями.

    Главное в этом не перегнуть палку, и не заставлять силком ребенка разговаривать. Все на добровольных началах.

    Как развить навыки общения у ребенка от 3-7 лет

    Если вашему чаду от 3 до 7 лет, в налаживании контактов и развитии навыков взаимодействия в группе вам поможет игра. В этом возрасте дети все усваивают через игру. Играйте больше с ребенком, примеряя разные роли. Покажите ему, через игру, различные модели поведения в той или иной ситуации.

    Например, можно поиграть с ребенком в игру «Что будет, если…». Для этого предложите ребенку ответить на вопросы и обсудите с ним его ответы:

    • Если тебя кто-то нечаянно толкнул, что ты сделаешь?
    • Если тебя дразнят, как ты поступишь?
    • Если твоему другу подарили новую игрушку, ты порадуешься за него?
    • Если твой друг поделился с тобой секретом, но тебе очень хочется рассказать его, как ты поступишь?
    • Если тебя угостили чем-то очень вкусным, поделишься ли ты с кем-то? С кем?
    • Очень важно подводить ребенка к правильному ответу, тогда у него сложится впечатление, что он сам пришел к этой мысли. Это формирует положительную самооценку у ребенка, придает ему уверенности.

      Очень важно, в этом возрасте, научить ребенка распознавать различные чувства и эмоции. Поиграйте с ребенком в игру, где ему нужно будет демонстрировать различные эмоции. Например, когда кому-то грустно, или очень радостно, когда человек съел что-то очень кислое или очень сильно разозлился и т .д.

      Сами познакомьте малыша с кем-то из сверстников. Имея одного друга, придаст ребенку уверенности и дальше он сможет знакомится самостоятельно.

      В этом возрасте очень важна похвала. Хвалите чаще ребенка, это также придаст ему уверенности. А если критики будет в вашем лексиконе больше, чем похвалы, то к 7 годам, пожимайте плоды в виде застенчивого и робкого ребенка.

      Также, прочитайте нашу статью про 5 способов остановить истерики ребенка. Эта статья подойдет для возрастной группы до 5 лет.

      Как развить навыки общения у подростка

      В подростковом возрасте важно выстраивать контакты со сверстниками, при этом не в ущерб учебе.

      Главное правило для всех возрастов — это надо больше общаться с ребенком. Интересуйтесь, чем увлекаются его сверстники. Помогите своему ребенку вписаться в компании (сменить имидж, сделайте сумасшедшую прическу, купите ему скейтборд, отправьте на какие-нибудь курсы). Ведь, если ребенок будет чувствовать себя комфортно среди сверстников, ему будет легче завести дружеские отношения. При положительном эффекте (правильной постановки приоритетных целей, положительном влиянии сверстников), ребенок станет более уверен в себе, станет больше отвечать на уроках и брать дополнительные задания, а значить улучшит свою успеваемость.

      Вы также можете дать некоторые советы своему ребенку по налаживанию дружеских связей среди сверстников. Мы сделали небольшую подборку таких советов для вас, опираясь на советы детского психолога, социолога Т.Армстронга, из его книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь». Рецензию на эту книгу вы можете прочитать у нас на сайте.

    • Внимательно слушать все, что говорят другие. Дай своим друзьям высказаться и сосредоточься на том, что они говорят. Не перетягивай все внимание на себя и не перебивай. Научись активному слушанью (подростку уже по силам овладеть данной методикой). Сообщи собеседнику, что ты внимательно его слушаешь посредством улыбки, кивков головы, «ага» и «угу» и наводящих вопросов.
    • Будь собой! Застенчивость и немногословность не помешают окружающим думать, что ты умеешь общаться. Человека можно расположить к себе, если задавать правильные вопросы и внимательно слушать ответы.
    • Найди общие интересы. В разговоре постарайся найти общие темы, которые интересы и тебе и собеседнику. Обсуждай с друзьями прочитанную книгу или просмотренный новый фильм или последний хоккейный матч или новую видеоигру.
    • Общайся с людьми со схожими интересами. Например ты спортсмен и давно хотел познакомиться с ребятами из команды старше тебя по возрасту. Дерзай!
    • Поставь себе цель — каждый день, неделю или месяц знакомиться с новыми людьми.
    • Учувствуй в школьной жизни. Запишись в какой-нибудь кружок или секцию, принимай участие в различных программах и конкурсах, чаше выступай с рефератом и презентацией и т.д.
    • Если ваш ребенок испытывает трудности выступления перед большой аудиторией, помогите ему советом, например:

    • Постараться каждый день говорить в слух чуть больше, чем вчера.
    • Пока ты говоришь, пусть тебя не волнует, что думают о тебе другие.
    • Отвечая с докладом, говори громко, четко и не торопясь. И помни, если в это время тебе захочется говорить шепотом, бормотать или выпалить все и сразу, то в итоге придется повторить все с начала. Так лучше сделать все правильно сразу.
    • Глубоко дыши — это совет изъезженный, но действенный. Глубокое дыхание успокаивает.
    • Тренируйся выступать дома перед родителями или кем-то из друзей.
    • Ищи возможности чему-то научиться. Каждый человек, которого ты встретишь:
    • * знает что-то, чего не знаешь ты;

      ** знаком с людьми, с которыми ты пока не знаком;

      *** делал что-то, чего ты никогда не делал.

      Подумай, как много нового ты можешь узнать от каждого, кого встречаешь!

    • Не спеши вешать ярлыки. Очень легко назвать человека ботаником, неудачником, умником, даже не постаравшись узнать его поближе. Лучше выясни, что общего у тебя может быть с этими людьми и чему можно у них научиться.
    • Добавь всех одноклассников в социальных сетях. Так если кто-то заболел, ему будет приятно получить сообщение о скорейшем выздоровлении или о последних новостях в классе/школе за тот день, что он пропустил.
    • Впрочем, вы можете подобрать методы, как помочь своему ребенку завязать дружеские отношения со сверстниками с учетом его особенностей (психологических, нравственных и физических).

      story-woman.ru

      КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ: ВЫХОДИМ В БОЛЬШОЙ МИР

      Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? Как научить ребенка общаться, вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

      Как научить ребенка общаться: побеждаем страх перед окружающими

      Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, это страх, который испытывает ребенок при посторонних, приходящих в дом, страх выйти на улицу, в магазин, ко врачу, несмотря на то, что всюду он бывает с мамой. Малыш не просто отказывается общаться, он старается спрятаться, начинает плакать и успокаивается только дома в окружении хорошо знакомых людей.

      Такое поведение говорит о том, что ребенок обладает зрительным вектором. Этому типу психики характерна повышенная эмоциональность. Они очень остро воспринимают любые внешние воздействия, и реакция зрительного ребенка оказывается во сто раз ярче, чем у любого другого малыша.

      — Леночка, пора ложиться. Уже поздно, — уговаривает мама капризную дочку. — Если ты вовремя спать не ляжешь, придет доктор и поставит укольчик. Ой, как будет больно. Поэтому лучше слушайся маму и засыпай.

      — Лена, доктор только посмотрит горлышко. Больно совсем не будет. Плакать не надо. Он выпишет рецепт, и мы сразу уйдем. Не плачь, моя хорошая.

      Маленькие страшилки, которыми родители частенько пытаются заставить своих детей слушаться влияют на них гораздо сильнее, чем можно было бы предположить.

      Такое же сильное впечатление производят на детей со зрительным вектором самые разные случаи. Возможно, ребенок услышал разговор взрослых о каком-либо потрясшем их событии или он со страхом пережил необходимость поставить прививку, может быть, он наблюдал жестокость на улице или в собственной семье.

      Вызвать страх у такого чувствительного ребенка, как зрительник, очень легко. И это может создать серьезные проблемы в его восприятии окружающего мира.

      Как научить ребенка общаться, если он панически всего боится и не желает идти ни с кем на контакт? Во-первых, необходимо усилить его связь с мамой. Именно от эмоционального контакта с человеком, благодаря которому ребенок испытывает чувство безопасности и защищенности, зависит его поведение и состояние.

      Чем ближе, теплее, роднее эти отношения, чем больше ласки и внимания получает ребенок, тем стабильнее он себя чувствует, тем устойчивее он к различным стрессовым ситуациям, тем проще складываются его отношения с окружающими людьми, детьми или взрослыми.

      В своем общении со зрительным ребенком родители должны делать акцент на чувствах, говорят ли они о людях, животных, цветах или птичках. Для развития свойств зрительного вектора ребенка необходимо учить сопереживать, бездомному ли щенку, сорванному ли цветку.

      Постоянно ощущая мамину любовь и научаясь одновременно с этим направлять свои чувства на окружающих в сопереживании и участии, ребенок перестает бояться. И тогда вместо нежелания выходить на контакт с окружающими, он наоборот сам потянется за общением.

      Зрительный вектор — это постоянная потребность чувствовать, делиться своими переживаниями, радоваться и плакать. Все это возможно только во время общения. Поэтому зрительные детки, если им не мешает страх, на самом деле являются самыми общительными и эмоциональными созданиями, лучащиеся яркими эмоциями и улыбками, частенько и слезами.

      Если правильно воспитывать зрительного ребенка, вопроса как научить ребенка общаться со сверстниками просто не встанет, он сам будет тянуться в коллектив изо всех сил.

      Как научить ребенка общаться, если он стремится к одиночеству

      Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, это нежелание ребенка контактировать с другими детьми, его уход от общения, замкнутость и отстраненность.

      Это говорит о том, что ребенок обладает звуковым вектором. Мышление звуковиков сильно отличается от того, что свойственно всем остальным, это заметно с самых ранних лет.

      Причина нежелания общаться может скрываться в том, что ребенку просто неинтересны его сверстники. Там, где один с удовольствием рисует, другой бегает сломя голову, звуковому ребенку хочется поразмышлять над шахматной задачкой или просто с головой погрузиться в свои мысли. Его запросы отличаются от запросов других детей, а его игры и в целом представления о хорошо проведенном времени часто бывают непоняты другим детям.

      Ребенок со звуковым вектором – самый большой интроверт, и не всегда он готов по первому требованию выйти из своих мыслей наружу, на контакт. От природы он тихий, любящий тишину, избегающий гомона и шума. Но, как и всем, общение звуковику также необходимо.

      Учиться находить общий язык с окружающими ему надо начинать еще дома. Для этого папа и мама должны создать дома соответствующую обстановку. Звуковику не нужны шумные игры, но он с удовольствием примется изучать с папой звезды или читать с мамой книжки.

      Как научить ребенка общаться со сверстниками? Прежде всего, убедитесь, что он легко общается с вами, не стремится укрыться в темном углу или не отказывается говорить. Слишком громкая и шумная обстановка, а также неблагожелательная атмосфера в семье как раз и приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, и не только не хочет заводить друзей, но начинает терять контакт и с родителями.

      Ребенок-одиночка перестанет быть одиноким, если найдет себе соответствующую компанию. В идеальном варианте это будет такой же звуковичек или описанный выше зрительный ребенок, который бессознательно тянется в общении именно к звуковикам.

      Ребенка со звуковым вектором нередко считают странноватым из-за его молчаливой натуры, частенько рассеянного внимания (потому что он постоянно о чем-то размышляет и глубоко погружается в себя). Но он также может легко завоевать расположение сверстников благодаря своему уму.

      Как научить ребенка общаться со сверстниками: драчун и задира

      Ели одни родители изо всех сил пытаются заставить своего ребенка контактировать, другие нередко сокрушаются из-за того, что их ребенок не просто общается, но постоянно конфликтует с другими детьми.

      Как научить ребенка общаться со сверстниками без кулаков и обид? Дети ведут себя агрессивно не просто так и вовсе не оттого, что такими уж они родились. Агрессия, желание обидеть сигнализирует о том, что ребенок несчастлив, взрослые ведут себя неправильно по отношению к нему и именно их отношение рождает в нем обиду, которая выплескивается на окружающих плохим поведением.

      Такие проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у детей с анальным вектором. Для того, кто обладает этим типом психики, играет огромную роль мама. Это главный человек на свете, от нее ребенок ждет одобрения и похвалы, ее любовь и внимание для него важнее всего. Если мама не обеспечивает эти потребности, недодает тепла, не уделяет ребенку достаточно времени, не обращает внимания на его заслуги, в него закрадывается обида. Усугубляется она тогда, когда ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, заставляют спешить.

      Он не успел закончить одно занятие, его поторапливают начинать делать что-то другое. Он старательно складывает игрушки, его уже гонять чистить зубы, не сказав ни слова о том, какой он молодец. А ведь он ждет, он послушный, он старался, он жаждет одобрения и похвалы. Не слыша их, ребенок обижается, в следующий раз ему будет необходимо повторить дважды, в другой раз трижды, прежде чем он послушается. Родители сердятся, ребенок не слушается и копит обиды. А потом начнет появляться агрессия, желание что-нибудь сломать, разбить, ударить. И если против родителей ребенок не в силах ничего предпринять, не в силах защитить себя, то все его обиды будут выливаться в общении со сверстниками, заключаясь в агрессивности, задиристости, драчливости и жестокости.

      Ругать за такое поведение, значит только увеличивать его обиду. Родителям нужно посмотреть на мир глазами ребенка, изменить в целом подход к общению с ним, иначе ставить требования, не забывать заслуженно хвалить. Только это может изменить состояние драчуна. Постепенно оно нормализуется, ребенок не только научится спокойно общаться с другими детьми, но и заведет друзей, с которыми будет дружить и во взрослой жизни.

      Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, прежде всего всегда необходимо понять, что же представляет собой ваш ребенок, в чем он нуждается и какова причина, по которой у него не заладились отношения с окружающими. С помощью системно-векторной психологии понять это не составит труда. А пользуясь предложенными методами, вы не только найдете способ помочь ребенку адаптироваться в коллективе, но и параллельно устраните немало других проблем в его поведении, с которыми вам приходилось мириться прежде.

      Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

      epsychology.ru

      Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

      Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»

      Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.

      Наиболее активное развитие речи ребенка происходит в два года — он оставляет позади детский лепет, переходя к полноценным словам и предложениям. В этот период очень важно помочь крохе и как можно больше заниматься с ним

      Среднестатистические нормы

      Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.

      По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.

      Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.

      Условия для развития речи

      Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

    • У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
    • Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
    • Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
      • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
      • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
      • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
      • Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» — ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
      • Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
      • Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
      • Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.

        Принципы для развития правильной речи

        Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

        1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
        2. Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
        3. Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
        4. Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
        5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
        6. Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами. (Упражнения для этого вы найдете ниже).
        7. Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
        8. Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
        9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.
        10. Художественное чтение «с выражением» преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь

          Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.

          Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

          Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

          Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

          Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

        11. Заборчик (артикуляционная гимнастика)
        12. «Зубы ровно мы смыкаем

          И заборчик получаем,

          А сейчас раздвинем губы –

          Посчитаем наши зубы»

        13. Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)
        14. Даже если я устану,

          Их тянуть не перестану.

          Буду долго так держать,

          Свои губы укреплять»

          Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.

          Игры на развитие моторики

        15. Игры по развитию общей моторики
        16. Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.

          «Мы идем по кругу, посмотри,

          И шагаем дружно: раз, два, три.

          Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

          Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

          А потом, как аисты встали – и молчок.»

          Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

        17. Логопедические и ритмические игры с самомассажем
        18. Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.

          «Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

          Выгибают спинки, спинки – тростинки

          Ножками затопали, ручками захлопали,

          Постучим ладошкой по ручкам немножко,

          А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

          Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

          Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

          Погладили ладошки и ручки и ножки.

          Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья»

          Ритмические активные игры с обязательным проговариванием фраз и движениями — отличный вариант для развития речи. Их можно использовать для детишек любого возраста, просто совсем маленьким понадобится больше помощи

          Игры со звукоподражанием

          Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

          Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

          Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

          Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

          Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

          А наш Петя-петушок рано-рано поутру

        19. Возьмем тренировку гласных звуков:
          • а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
          • о-о-о (удивление, восхищение);
          • у-у-у (летит самолет);
          • и-и-и (ржет лошадка).
          • Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

            Самое популярное и любимое всеми детками занятие — помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.

            «На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).

            Игры с различными предметами и материалами

            Используйте различные игрушки и предметы круглой формы, которые можно катать в ладонях. Для этой цели отлично подойдут специальные массажные мячики, клубочки ниток.

          • «Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками)
          • Маленькая птичка принесла яичко,

            Мы с яичком поиграем,

            Мы яичко покатаем,

            Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

            • «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.
            • Подобные занятия будут нелишними и в более старшем возрасте, поэтому смело играйте в них с детками 4 и 5 лет. Набраться опыта вам помогутвидео уроки, на которых представлены занятия для формирования правильной речи у детей с 2 до 5 лет, они быстро помогут научить вашего ребенка разговаривать.

              Чтобы помочь заговорить малышу, можно пользоваться обучающими мультиками, направленными на формирование умения общаться друг с другом. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научите своего ребенка разговаривать и общаться со сверстниками.

              vseprorebenka.ru