Казаки отношение к женщине

Отношение к женщинам в казачьем обществе.(как было и как есть)

пожилая, то как к матери. Разговаривая с женщиной казак должен стоять, а если женщина пожилая – при разговоре должен снять шапку. Девушки сироты находились под покровительством Атамана, и он отвечал за них перед Богом и людьми, как будто

был их отец. Принуждать девушку или женщину к замужеству или близости силой считалось позором, виновного казака строго наказывали, могли и убить. Все это касалось и не только казачек, но и иногородних женщин и ясырок. Кстати к жене

из иногородних и ясырок казаку предписывалось относиться как можно предупредительней и с возможно большим тактом, ибо они не знали уклада жизни казаков.

Здесь уместно рассказать о казачьих обычаях по отношению к

браку. В плоть до XVIII века в казачьих землях существовал интересный брачный обычай. Казаки не венчались, а заключали брак на майдане на Кругу. Казак на кругу выводил на майдан полюбившуюся девушку (незамужнюю женщину) и объявлял всем, что она ему люба, после чего старики проводили с ними беседу, расспрашивали, особливо избранницу и оценивали, достойный ли выбор одобряли или нет. Нет, значит, нет, если старики соглашались, Круг говорил «Любо», главный старейшина вел молодых к ракитовому кусту, почитаемому казаками, обводил их три раза вокруг него под обрядовые песни и после этого считали казака мужем, его избранницу женой и играли свадьбу.

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой

определялось, согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться

уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью.Из колонны выехал казак и срубил его.Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе

(круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и

уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и

примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не

только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в

присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом

«мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор

появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к

старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

Казаки всегда жили в состоянии войны или в скором ожидании ее. Так уж распорядился Господь, но соседи казаков всегда были весьма воинственны, да и сами казаки не миролюбивый народ, на обиду всегда могли (и могут) достойно ответить – казаки народ воинский. Как следствие частые походы и весьма далекие.

Казачьи ватаги ходили на татар, турок, ляхов, нанимались на службу купцам, монархам. Часто приходя в родные места, они находили лишь пепелище. Городки, станицы разграблены, жители убиты или уведены в рабство. И приходилось начинать все заново. В этих условиях женщина приобретала большую ценность и из походов молодые казаки часто приводили живую добычу – ясырь, в основном женщин. Их брали в жены. Причем законы казаков предписывали к ним относиться с возможно большим тактом, ибо они не знали уклада жизни казаков. И женщина приобретала поистине великую ценность. Но в свете, выше сказанного, отношение было всегда подчеркнуто уважительное.

Именно по причине столь не спокойного уклада своей жизни, и даже некоторой неопределенности в своей судьбе, у казаков всегда издревле существовал развод.

Развод в допетровское время на Дону производился так же просто, как и женитьба. Если казак, по каким-то причинам уже не нуждался больше в супруге, он вел ее на войсковой Круг, где в присутствии своих сотоварищей говорил:

— Друзья! Верные товарищи мои казаки! Я некоторое время имел жену Катерину, она была мне услужливой и верной женой, но теперь она мне больше не жена, а я ей не муж! Кто из вас ее желает, пусть возьмет ее в жены. Мне ноне все едино…

После таких слов казак снимал свою руку, и недавняя супруга становилась чужой женщиной, разведенкой. Любой из присутствующих на Кругу казаков, что часто и случалось, мог тут же взять ее в жены. Для этого было достаточно только прикрыть ее полой своего кафтана, снимая позор развода, и произнести полагающиеся в подобном случае слова.

Делалось это по разным причинам. Одна из таких причин та, что казак уходил на войну и не мог рассчитывать на возвращение. Он мог быть убитым или плененным, а сведений точных возможно ни кто не даст, и не хотел обременять женщину многолетним, а может и вечным, ожиданием, возможно жизнь не

складывалась, а еще одна из причин – это вступление казака в такие общества, как Запорожская Сечь или Главное Войско Донское, которое давало казаку большие возможности и повышало его авторитет и положение, с другой стороны ставило перед

казаком условия, а именно отказ от своего родового имени и обет безбрачия, кроме того казак при вступлении должен быть не женат. Напомню, что Запорожская Сечь была создана Байдой князем Дмитрием Вишневецким и в основу устава лег устав Афонского монастыря, потому и не допускались туда женщины.

Положение изменилось после Петра Первого, когда казаки стали заниматься хлебопашеством, а соседние народы ногаи, татары и др. стали замиряться. Прекратились набеги на станицы и хутора, было введено церковное венчание. Жизнь, в общем, стала более спокойная. Правда казаки несли службу в казачьих и др. частях Российской армии и в случае войны должны в любое время выйти в поход всем способным на это мужским населением. Не которые казачьи семьи переселялись на оборонительные линии на границу Империи, где до спокойствия было очень далеко. Здесь стала, провялятся и другая черта казака верность своей семье и дому, но не в ущерб службе, которая почиталась превыше всего. Казак не принадлежал себе, а принадлежал Господу Богу

и Отечеству и им служил с самого рождения, до последнего вздоха. Так считали казаки. И понятно, что эту мысль эти понятия вкладывались в голову казака,прежде всего матерью, женщиной, которая родила, вскормила и воспитала казака.

По-прежнему в казачьем обществе было много вдов, ибо воинское дело такое. И казаки, воспитанные в таких семьях тем ни менее не становились «маменькиными сынками». Конечно, весь уклад жизни в казачьем обществе воспитывал казака и в этом принимали участие и старики и все общество и родня казака (дед, дядья

т.д.), но именно мать с самого рождения вкладывала в сознание будущего воина фундамент для дальнейшего воспитания. А ведь бывало, что и приходилось, как встарь отбываться от врагов и брать в руки оружие. Один из примеров это оборона Моздокской крепости в 1774 г., когда маленькому гарнизону пришлось отбиваться от турецкого корпуса, который поддерживали многочисленные горские отряды. Вот как описывается это событие 11 июня был Духов день. Оставшиеся в Науре казаки со своими семьями и не занятые на службе солдаты во главе с полковником Савельевым находились в церкви. Вдруг со стороны пикетов прогремели выстрелы. Уже спустя полчаса станица была окружена восьмитысячным войском. Полковник

Савельев, опытный, закаленный в военных походах офицер, еще за несколько дней до нападения приказал обнести поселение большим валом с колючим терновником, разместить на нем редут и четыре орудия, а также укрепить ров рогатинами. Когда началась атака, Савельев лично руководил обороной. На подмогу небольшому числу

солдат и казаков, не успев переодеть праздничные сарафаны и платья, на вал,вооружившись серпами, вилами и косами, высыпали казачки. Крупная, седовласая, с морщинистым, перепачканным углем и сажею лицом, Федотья напоминала былинную ведьму. Пока полковник Савельев руководил казаками и солдатами, Федотья повела «бабью рать» с косами и серпами на вал, другим приказала

перетаскивать на место, где усиливался натиск врага, чугунные пушки. Не боясь свиста пуль и гиканья нападавших, рядом со старыми, закаленными воинами сражались женщины, нередко вступая даже в рукопашную схватку. В один момент враг почти прорвал оборону. Через ров полезли горцы. Положение спасла молодая казачка. Кинувшись на врага с косой, она перерезала одному из наподавших горло, отобрала ружье и немедля открыла огонь по узкому проходу, куда рвался неприятель. Двенадцать часов шел бой.

Во время Гражданской войны казачки тоже брали в руки оружие и сражались, защищая свои семьи.

И наконец, пример не столь далекий. В 1942 г. был сформирован Добровольческий казачий кавалерийский корпус, который стал известен, потом как 4 КККК им командовали сначала Кириченко, а потом Плиев. В бою под станицей Кущевской этот корпус полностью разгромил два горнострелковых полка Вермахта, а один, «Зеленая роза», был вырезан полностью. Корпус был сформирован из казаков добровольцев, но в большинстве это были казаки нестроевых возрастов (к тому времени почти все казаки строевых возрастов были уже призваны в РККА), а именно мальчишки от 13 до 17 лет, старики от 60 до 80 лет и женщины казачки в возрасте от 14 до 50 лет. И поверьте, что женщины там были не только санинструкторами и связистками, но на равных с мужчинами воевали бойцами сабельных эскадронов, артиллеристами, разведчиками, пулеметчиками, снайперами, саперами, даже танкистами. И 4 Кубанский казачий кав. корпус был не единственным.

Вот получается такой женский вопрос по-казачьи. И для казака бабы, простите, женщины, получается далеко не последнее дело. Просто у каждого, и у мужчины-казака, и у женщины-казачки, свое предназначение и свое служение.

kazakdona.ru

Казаки и женщины. Отношение казаков к женщине

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.

В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.

Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение, или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать, и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».

При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу, снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

kazaki-marino.ru

Про отношение казаков к женщинам

В крепость Запорожской Сечи под страхом смертной казни запрещалось приводить женщин. Кроме того, запорожцы считали нежелательным казаку жениться с молодых лет.

В основе этих обычаев было, во-первых, желание иметь регулярное войско с высокой боевой готовностью. Это достигалось за счет отречения запорожцев от семей, женщин вообще, и концентрации всех своих умственных и физических сил на военном деле. Во-вторых, у казака была очень опасная жизнь, над ним всегда кружила смерть, поэтому иметь жену и детей при таких обстоятельствах значило сознательно обрекать их на сиротство. Как сообщает Д. Яворницкий, на одном из запорожских флагов был изображен казак на коне, а под ним — надпись: «Козак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет». Но, к сожалению, очень ошибались казаки, потому что у каждого была мать, были и сестры, возлюбленные, невесты, были и жены с детьми. Они плакали, провожая казака на Сечь, в поход, ждали годами их возвращения, а не дождавшись, снова ждали … Вели без мужчин домашнее хозяйство, растили и воспитывали сыновей и снова их провожали вслед за родителями …

По поведению женщины (будь то мать, сестра или жена) оценивался сам казак в той же степени, как и сам относился к ним.

Следуя христианской доктрины, казаки помнили: «Да убоится жена мужа своего». При этом сохранялись возрастные устои: человек не вмешивался в дела женщины, а женщина — в дела мужа. Обязанности были строго разграничены, и заниматься мужчине женским делом было позором.

Женщина независимо от своего статуса в семье была персоной № 1 для защиты, так как она — будущее казацкого рода. Хотя у женщин того времени было не так много прав, чем у современниц (например, женщины не могли присутствовать на собрании, их «голосом» выступали отец, старший брат, атаман или крестный отец), но они пользовались таким уважением, что права мужчин им не очень-то и были нужны. Глава семейства не так часто появлялся дома — большую часть жизни он проводил на войне, на военной службе или на границе. Конечно, его слово было в семье законом, но в его отсутствие главой оставалась мать, ответственная за воспитание детей. Интересно, что даже случайный прохожий мог легко «надрать уши» сорванцу, просто сделать ему замечание и отвести ребенка домой, где родители «накажут» за недостойное поведение.

Кроме того мать и отец никогда не выясняли отношения при детях — они берегли их от несчастий во всем. Интересно, что казачка мужу обращалась по имени и отчеству, а к незнакомому казаку — только «чоловіче». Она не появлялась на людях без покрытой головы, не носила мужской одежды, а стрижка волос считалась позором.

К своей жене казаки обращались по имени (в пожилом возрасте — «мать» или даже по имени и отчеству). К женщине-незнакомке казаки обращались в соответствии с возрастом: «мать», «сестра», «дочка» («внучка»).

Как писалось ранее, первые казацкие объединения состояли, в том числе, из татар, которые сначала исповедовали мусульманскую веру а потом приняли православие. Поэтому до XVI века власть мужчины над женщиной была неограниченной. Но уже к концу XVII века женщины получили ряд вольностей, особенно ближе к старости.

Смесь различных кровей делала женщин особенно красивыми. Отмечается и поныне — Украинки считаются одними из самых красивых женщин мира. Такими были и казачки, что отмечено рядом писателей, в т.ч. Львом Толстым. До сих пор, с казацких времен тянется отличительная особенность хозяйки дома: опрятный вид, красивая одежда и постоянный уход за домашним уютом.

Чувство достоинства и уважения, которые окружали украинскую женщину в казацкие времена, способствовали тому, что она поднималась до высокого понимания интересов народа и Отечества.

При гайдамаках городская беднота городка Лысянка Черкасской области, помогла в 1768 году гайдамацким отрядам получить Лысянскую крепость. Это событие Тарас Шевченко в поэме «Гайдамаки» пишет:

Смеркалося. Із Лисянки

Ото Ґонта з Залізняком

Подавив восстание польская шляхта совершила в Лысянке жестокую расправу, зарубив насмерть 600 повстанцев. В знак траура по убитым гайдамакам Лисянские девушки более ста лет заплетали в косы черные ленты наряду с лентами других цветов.

Итак запрет появления женщины на Сечи и пропаганды безбрачия среди запорожцев был вызван не пренебрежением к женщине, а наоборот — высоким уважением к ней и ответственностью казака за свои мужские обязанности перед девушкой, женой, матерью. Да это и закономерно: сильные духом люди — мы имеем в виду прежде всего мужчин — никогда не обидят женщину, не проявят к ней пренебрежения. Там, где рыцарство — там мужество и нежность идут рядом.

getmanat.org

11 презентаций на тему «Казаки»

11 презентаций на тему «Казаки». Для просмотра слайд-шоу наведите мышку на иконку презентации. Щёлкните по иконке, чтобы увидеть все слайды на одной странице. Нажмите кнопку «Скачать», чтобы скачать презентацию.

Казачество. Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Земля для казака и казачьей семьи — решающий фактор. Войсковые земли представляли для казаков среду обитания. Казачество владело огромными земельными наделами от Тихого Дона до Тихого океана. Казачество имело управление отличное от управления других губерний России. Имело казачество и самобытное местное самоуправление. Много говорят о привилегиях и льготах казачества. Все русское общество делилось на сословия. С одной стороны государство всячески насаждало казачеству сословность. С другой стороны столь же сильными были этнические процессы. — Казачество.pptx

Культура и быт казачества Дона. Происхождение казачества. Литература. Происхождение донского казачества. Этнос бродников. Гордеев. Писатель В.Б. Броневский. Концепция миграционного происхождения. Казаки любили носить военную форму. Мужской костюм донских казаков. Верхняя одежда донских казаков. Головной убор донских казаков. Обувь казаков. Костюм донских казачек. Кубелек. Костюм казачки. Зимняя одежда донской казачки. Головные уборы. Национальная и религиозная терпимость. Обряды. Казачий фольклор. Церковь. Формирование городской культуры. Литература, искусство и архитектура на Дону. — История казачества.ppt

Особенности труда и быта, традиции родного края. Цель. Помни брат, что у казаков дружба – обычай. Быт казаков. Быт казаков. Быт казаков. Ты был на Кубани. Быт казаков. Рассказы о великолепном памятнике императрице Екатерине II. Возвращение легенды. Екатерина II. Из истории возникновения города Краснодара. Головатый Антон Андреевич. Чепега Захарий Алексеевич. Быть здесь граду. Быт казаков. Жилище казака. Быт казаков. Быт казаков. Казачье подворье. Хата бедного казака. Убранство хаты. Святой угол — божница. Рушники. Быт казаков. Казачья справа. Рубахи. Бешмет, архалук, черкеска. Брюки, ичиги, газыри. — Быт казаков.ppt

Казак. Духовное и культурное наследие. Традиции казаков. Православие. Казак и вера в Бога. Под сенью храма. Богослужение. Святой уголок. Время службы казака. Вера казаков. России верно мы служили. Границы матушки-России. Братцы. — Вера казаков.pptx

Традиции и воспитание казаков. Воспитание казака. Воспитание казака. Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам. Костюм казака. Воспитание казака. Казака всегда видно было издалека. Рождение казака. Воспитание казака. Все было подчиненно воспитанию воина. В культуре казаков 3 правила. Казаки и родители. Отношение к старшим. Казаки и гости. Воспитание казака. — Воспитание казака.pptx

Кубань в XX веке. Черноморские казаки. Османская империя. Кубанские казаки. Линейные казаки. Организация. Кубанские казаки на первомайском параде. Войско. XX век. Кубанские казаки на стороне Германии. Репрессивные меры. Кубанские казаки на стороне Германии. XXI век. Население. Казаки Кубани. — Казаки Кубани.pptx

Культура и традиции кубанского казачества. А.Н.Ткачев. Губернатор Краснодарского края. Карта Казакии. Русы – «каста» управленцев и воинов. Панцерник (Рыцарь) Картина Юзефа Брандта из серии. «Запорожцы и жизнь Сечи». Стрельба из лука Картина Юзефа Брандта. По штандартам. Схватка со шведами. Атака. Богородица. На турецком фронте. Турецкие знамена захваченные в Эрзеруме на Кавказском фронте. Схватка за флаг. На коне. Казаку и поход не в тягость и хлеборобить не маята, а радость. В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья». Благодарим императрицу, молимся богу, що вона нам показала на Тамань дорогу. — Кубанские казаки.pptx

Кубанское казачество

Переселение казаков-запорожцев на Таманский полуостров. Создание памятного обелиска. Кубанское казачье войско. Советская семья. Памятник Кубанскому казачеству. 300 лет Кубанскому казачьему войску. Молебен. Молебен по случаю возвращения регалий. Традиционный парад. Кубанское казачество. Сооружение памятника. Памятник Екатерине II в Краснодаре. Вид памятника с разных сторон. Памятник Екатерине II. Музеи Краснодара. Краснодарский краевой выставочный зал. Краевой выставочный зал. Краснодарский государственный историко-археологический музей. Головной музей объединения. Кубанское казачество. — Кубанское казачество.ppt

Особенности семейного быта казаков Кубани. Казаки Кубани. Истоки культуры. Турлучные дома. Обряд при строительстве жилья. Красный угол. Распространенная деталь интерьера. Форменная одежда. Отец. Юбки. Сало и жир. Семейный и общественный быт. Дети рано приобщались к труду. Женщины. Обряды и праздники. Свадьбы. Календарные праздники. Пасхальный «натюрморт». Устная разговорная кубанская речь. Речь кубанских казаков. Гончарное производство. Ковань. Очевидцы. Российское общество. Воздействие. — Быт казаков Кубани.ppt

Жизнь кубанских казаков

Our native Land. Совершенствовать речевые навыки. Казак. Кубанское казачье войско. Суворов. Казаки-черноморцы. Запорожские казаки. Первые переселенцы из Запорожской Сечи. Бронзовая фигура запорожца. Казаки стали налаживать быт. Уклад жизни казачьих семей. Великая и малая хаты. На стенах висели фотографии. Кубань встретила казаков обильными плодородными землями. Наравне с сельским хозяйством развивались и ремесла. Особое отношение было у казаков к коню. Кинжал можно было принять в дар. Казаки умели не только воевать. Семья для казака была важным духовно-нравственным институтом. — Жизнь кубанских казаков.ppt

Традиции кубанских казаков

Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков. Цель. Традиции кубанских казаков. Традиции и обычаи. Беспощадные к врагам. Философы и поэты в душе. Крепи веру Православную. Традиции кубанских казаков. Казаки и родители. Авторитет отца с матерью. Сдержанность. Традиции кубанских казаков. Отношение к старшим. Считалось непристойным обгонять старика. Слово старика. Традиции кубанских казаков. Казаки и гости. Тот, кто не оказывал уважения гостю. Казаки останавливались в редких случаях. Группа казаков. Я служил 2 года в Богуславе. Традиции кубанских казаков. Отношение к женщине. — Традиции кубанских казаков.pptx

5geografiya.net

Презентация На Тему Казаки

Муниципальное. бюджетное. учреждение. культуры. «Библиотечно- информационный. центр». представляет. 1. / 26. / 00:36. 00:00. You must complete.

Тема урока: Казаки -некрасовцы. на Кубани. Урок № 2. Почему некрасовские казаки выбрали местом поселения Кубань? Как вы расцениваете условия.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде быливсегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основехарактера казака была.

Презентация к уроку на тему: Презентация «Обычаи и традиции казаков» | скачать бесплатно | Социальная сеть работников образования

Презентация на тему : Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем.

Презентация к уроку на тему : Презентация «Обычаи и традиции казаков «. Опубликовано 29.09.2013 — 1:37 — Еранцева Светлана Викторовна.

Урок посвящен изучению нравов и традиций казачества, сложившихся в XVIII -XIX вв. Оборудование: Карта, предметы быта казаков, презентация.

Культура и быт казачества Дона в ХVII – начале ХХ вв. Тема 14. «Человек это то, во что он верит» — А.П. Чехов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам: Обычаи и традиции казаков Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы. Характер казака Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа Не убейНе украдиНе прелюбодействуйТрудись по совестиНе завидуй ближнему своему и прощай обидчиковЗаботься о детях своих и родителяхДорожи девичьим целомудрием и женской честьюПомогай бедным, не обижай сирот и вдовНе обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свёкор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями. Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой, считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось появление на людях в мужской одежде, или с короткими волосами. К незнакомой женщине обращение казаков зависело от её возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту – дочкой или внучкой. К жене — индивидуально, каждый, согласно усвоенному порядку с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана», к пожилым годам — нередко «мать», а то и по имени-отчеству. Обращение среди казаков Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ:«Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин. ». Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом. Отношения в казачьей среде Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих. В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы. Проводы казака на службу Текст присяги, перед строем призывников, зачитывал казак, назначенный для этого атаманом. Призывники повторяют зачитанное вслух. После приема присяги, будущие казаки подходят к аналою или столу, с лежащими на нем Евангелием и Крестом. После целования Креста и Евангелия, они преклоняют колена перед знаменем и целуют его край. После подписи в книге приема присяги, они становятся в строй. Священник окропляет священной водой призывников и даёт им напутствие. В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.Эталоном взаимоотношений мужа и жены являлось священное писание, а в священном писании написано следующее: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». При всём при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские. Отношение к женщине Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог представлять атаман. Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы. В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население хутора или станицы. Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в присутствии детей. По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением. Казаки и родители, отношение к старшим Обращение к родителям предусматривало только «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака. Гостеприимство казаков Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным. Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Обряды и праздники Сватовство На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным свататься. Гости говорили: — Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили? — Находили, находили… — отвечает отец невесты, — вон на шубницу повесили, нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против, на это сват мог возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: — Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас! Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз, это означало, что она за парня идти согласна. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Молодые, выходя из церкви, проходятпод тремя «воротами». Выйдя из дверей собора или церкви, были ворота из двух обнаженных клинков. Называлось это «пройти под шашками». Пройти под вторыми воротами: дваказака держали над головаминовобрачных снятые фуражки или папахи. Так это и называется — пройти под фуражками, что означало наделениесемьи и всего потомства юридической защитой, всею полнотой законных прав, которыми охранялась семья. Третьи ворота образуются от вскинутого аркой рушника, символа семейных обычаев. После, над их головами, обрушивался дождь зерна, мелких монеток и конфет в бумажках. Свадьба Казак рождался воином, и споявлением на свет младенцаначиналась его военная школа. Новорождённому все родные идрузья отца приносили в дар ружьё,патроны, порох, пули, лук и стрелы.Эти подарки развешивались на стене,где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церквидомой, отец надевал на ребенкапортупею от шашки, сажал на коня ипотом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком. Обряды, связанные с рождением ребенка По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Проводы казаков и встреча их со службы Рождество Масленица Пасха Иван купало Праздники Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями. По теме: методические разработки, презентации и конспекты Творческая работа «Детство и юность казаков» Представляю творческую работу своего ученика о том, как проходило детство и юность казачат. Буду признательна всем коллегам, которые выскажут свое мнение.

Презентация к уроку по окружающему миру по теме : На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть.

suhodolsk.weebly.com

При внимательном же рассмотрении окажется, что «антагонисты» очень похожи, как по своей сути, так и исторической судьбой.

Начнем с того, что же собой представляли «янычары».

Янычары – ровесники Османской империи. Появились они при султане Мураде I (он правил с 1359 по 1389 гг.) Мурад стал первым османским правителем принявшем титул «султан». Рассказ об «отце-основателе» Оттоманской Порты – крупнейшей империи Средневековья, может быть долгим и интересным. Но, это не касается темы нашего исследования. Стоит отметить, что путь султана к власти и последующее ее удержание были ой как не просты и кровавы. Впрочем, это относится к любому великому правителю. Бороться султану приходилось, как с «чужими», так и со «своими». В частности, на пути к престолу, ему пришлось «разобраться» со своими братьями Халилем и Ибрагимом (впоследствии оба были убиты по его приказу). Позже, против Мурада I выступил Савджи — его родной сын. Мятеж был подавлен, а сын – казнен. Здесь султан очень похож на московского царя Петра – тот тоже боролся за власть с сестрой Софьей, казнил сына-мятежника и основал империю.

Мурад, зная и понимая, что опираясь исключительно на довольно шаткую знать, он может повторить судьбу братьев и сына, остро нуждался в вооруженной опоре, преданной исключительно ему и никому более. Так и появились «новые воины» — по-турецки: «yeniçeri». Корпус янычар был создан в1365 г., как альтернатива и противовес феодальным воинским формированиям осман. Подчинение лично султану символизировал «бёрк» (он же «юскюф») — своеобразный головной убор «новых воинов», выполненный в виде рукава султанского халата, — мол, янычары находятся под рукой султана.

Сначала корпус формировался с пленных христианских подростков и юношей 12-16 лет. Позже за счет «девширме» — налога «кровью». Им облагали христианское население империи. Его суть была в том, что из христианской общины в рабы султана брался каждый пятый неполовозрелый мальчик. Здесь следует заметить, что это рабство ничего общего с общепринятым понятием «раб» не имело. Это были вовсе не невольники в цепях, выполняющие тяжелую и грязную работу. В перспективе такое рабство означало государственную службу (вплоть до самых высоких должностей) в администрации или военных и полицейских формированиях.

В основном корпус янычар состоял из представителей балканских народов. А вот вопреки расхожему мнению, украинцев там было чрезвычайно мало. Да и те, в очень незначительном количестве, появились только после того, как в состав Османской империи вошли этнические украинские земли Приднестовья и Подолья. Последнее же находилось под рукой султана довольно недолго да и больше номинально, чем по факту. К тому же, следует заметить, что к концу XVII века (а именно в это время Подолье вошло в состав Турции) корпус янычар уже формировался преимущественно по наследственному, сословному принципу и нужды тащить «рекрутов» с Украины у султана попросту не было.

Естественно, оружие новым рабам султана выдавали не сразу. Сначала 5-7 лет они жили в турецких семьях, где изучали язык, быт, азы ислама и так далее. В это время будущие янычары и принимали ислам. Естественно не насильно – а под влиянием проповедей. Ислам можно принять только осознанно.

С приемных семей молодых людей переводили в корпус «аджеми» — т. е. новичков. Там они служили 7-8 лет. Если сравнивать с современностью – то корпус «аджеми» представлял своеобразную смесь нынешнего стройбата, элитной военной «учебки», богословского училища и университета. Будущие янычары изучали исламское и христианское (sic!) богословие, каллиграфию, право, литературу, языки, разные науки и, конечно же, военное дело. В свободное от учебы время «новичков» использовали на строительных работах – главным образом на возведении и ремонте многочисленных крепостей.

Идеология янычар базировалась на учении и проповедях известного исламского проповедника и богослова Ходжи Бекташа. Поэтому в турецких документах янычар еще часто называли «товарищество Бекташа», а янычарских же командиров «ага бекташи». Учение Бекташи несколько упрощало основные постулаты и требования ислама. Например, делало необязательной пятиразовую ежедневную молитву. Что было вполне разумно – для воинов в походе, да еще во время военных действий, когда от скорости маневра или передвижения зависел успех — любая задержка грозила поражением.

Дервишский орден «бекташей» имел огромное влияние на корпус янычар, а монахи-дервиши в частях последних играли роль войсковых капелланов.

Исходя из вышесказанного, к янычарам вряд ли стоит применять термин «предатели». Хотя сегодня в общественном сознании эти понятия давно стали синонимами. Мальчик, вырванный со своей семьи и оторванный от дома, априори не мог кого либо, или что либо «предать». Его воспитывали так, что вскоре в качестве единственного отца он уже воспринимал исключительно султана. Ему, этому единственному Отцу, они и служили. С предательством соплеменников – тоже преувеличение. Многие из янычар, особенно попавшие на службу в более зрелом возрасте, не забывали о своем народе. Очень часто достигнув высокого положения, вплоть до Великого визиря (служба в корпусе открывала широкие карьерные перспективы после «демобилизации») они выступали в роли своеобразных «лоббистов» интересов своего народа.

Предателем может стать только осознавший себя человек, имеющий возможность выбора. У потенциальных янычар не было ни того ни другого.

Собственно связка «янчары-предатели», стараниями пропагандистов, появилась только в XIX веке, во время Русско-Турецких войн. Постарались здесь и украинские писатели, и поэты романтического направления.

Опять же – понятие народ и нация в современной трактовке возникли только в конце XVIII — начале XIX веков. В эпоху Средневековья и Ренессанса таких понятий не было. Те же запорожцы воевали прежде всего за себя и за свои казачьи вольности. Романтический флер «народных защитников» у них появился только постфактум, — в ХIХ веке. Запорожец же (в лучшем случае) рассмеялся бы в лицо любому, кто поставил бы его в один ряд с презренным гречкосеем, а то мог бы и шаблюкой… Достаточно вспомнить, что во времена Хмельницкого ясырем с этих самых «гречкосеев» казаки щедро расплачивались с крымским ханом за военную помощь.

Если в XIX веке, стараниями пропагандистов, понятия «предатели» и «янычары» стали синонимами (к тому времени, кстати, последних уже давно не было), то столетием ранее отношение к янычарам было совсем другое. К ним относились с большим уважением, исключительно как к храбрым и умелым воинам. Малоизвестный факт – в армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части. А у короля Августа II была даже своя личная янычарская гвардия! Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, отличаясь, разве что цветом. Даже их войсковые барабаны были турецкого образца.

В отличии от янычар точная дата зарождения запорожского казачества – неизвестна. В первую очередь по причине того, что казачество возникло и организовалось не по приказу «свыше». Процесс возникновения казачества растянулся едва ли не на полвека – со второй половины XV ст. до начала XVI ст. Процесс этот был не централизованный, а стихийный.

Итак, рассмотрим, что же общего у этих извечных антагонистов?

В первую очередь и у казаков и у янычар общей была суть. И те, и другие представляли собой военно-религиозные рыцарские ордена, только один был христианским, а другой – исламским. И у казаков, и у янычар основной его «семьей» были боевые побратимы. Как и казаки на Сечи в куренях, так и янычары жили все вместе в больших монастырях-казармах. Ели янычары из одного котла. Последний у них почитался, как святыня и символ их военной части. Янычарские бунты начинались с того, что они переворачивали свои котлы.

Казаки, кстати, тоже с пиететом относились к своим казанам. В курене они стояли на самом почетном месте и были всегда надраены до блеска. Они тоже играли роль символа воинского единства куреня.

Похожим у янычар и казаков было отношение к женщинам. Казаки, как известно, женщин на Сечь не пускали, а у янычар, до 1566 г. брак был вообще под запретом.

Самым существенным отличием было отношение этих религиозно-военных орденов к «центральной» власти. Для янычар султан был неоспоримым лидером, как сказано выше, — Большим Отцом. А вот казачество, в первую очередь, исходило из своих «корпоративных» интересов. Если это было выгодно, казаки могли признавать своим сюзереном и польского короля, и московского царя и того же турецкого султана.

Впрочем, со временем янычары тоже поняли, что «своя рубашка ближе к телу» и после уже не султаны указывали янычарам, что делать, а наоборот. Янычарская верхушка превратила султанов в марионеток, а если кто начинал артачиться – его быстро смещали. Подобное ранее имело место в Риме, когда преторианцы, изначально созданные как императорская стража, начали этих самых императоров назначать.

Запорожцев и янычар объединяет и то, что главной ударной силой у них была великолепно вышколенная легкая пехота, сражающаяся почти без доспехов. Применялись (да и то редко) – разве что кольчуги. Последнее, в сравнении с закованными латниками, увеличивало мобильность. Это сказывалось и на общей тактике янычар и запорожцев, как в нападении, так и обороне. Например, и те и другие успешно использовали кольцевое оборонительное построение из обозных телег – «табор».

Больше всего бросается в глаза внешняя схожесть казаков и янычар. И не только потому, что янычары преимущественно тоже были славянами, пусть и балканскими. Янычары, в отличие от этнических турок брили бороду и отращивали длинные усы, как у запорожцев. Откуда взялась эта «мода», можно только предполагать. Не исключено, что казацкие и янычарские усы имеют общий исторический корень — и те и другие символизировали причастность «усоносителя» к воинскому сословию.

Даже при поверхностном взгляде видно и схожесть в одежде. Взять те же шаровары. Их тюркское происхождение не у кого не вызывает сомнение. О чем красноречиво говорит само название шаровары – т. е. шальвары. Очень похожа на янычарсий «бёрк» и традиционная запорожская шапка со шлыком. Замечу, что настоящий шлык намного отличался от того, что шьют сейчас. Тот шлык ничем не напоминал сегодняшнюю легкомысленную висюльку из красного шелка или атласа. Он был побольше и помассивнее. А во время войны еще и набивался конским волосом. Такой, набитый конским волосом шлык прекрасно защищал шею его обладателя от рубящего удара саблей. Похожи были и клейноды, что у янычар, что у казаков – те же бунчуки и булавы.

Благодаря «киношникам» в общественном сознании сложился стереотип, что достаточно было прибыть на Сечь, выпить перед товарыством чарку горилки, перекреститься по-православному – и ты казак. На самом деле все было гораздо сложнее. Кандидат должен был пройти полное обучение — изучить войсковые порядки (научиться «сечевому лыцарству»). А это занимало не менее 7 лет! Точно так же, как и «аджеми» у янычар. Только после такого обучения кандидата записывали в «испытанные товарищи».

Общее находим и в этапах развития корпуса янычар и казачества.

Изначально и те и другие формировались из низших слоев общества. Казаки – из сбежавших от гнета феодалов крестьян, а янычары – сначала из пленных, а после из «дани крови». В дальнейшем, что показачиться, что «заянычариться» стало престижно и для высших слоев. В казаки начала записываться шляхта и, даже, высшие сановники Российской империи. Здесь наиболее известен хрестоматийный пример Григория Потемкина, ставшего запорожцем Грыцьком Нечосою.

Те же процессы происходили в Османской империи. Уже c ХVI века в корпус янычар начинают набирать и турок. Это произошло из-за довольно сильного давления со стороны подданных. Как говорилось выше, — все янычары получали прекрасное и разностороннее образование да, к тому же, после окончания службы, могли сделать блестящую карьеру. Многие турецкие родители даже давали громадные взятки сановникам за зачисление в корпус их чада.

На завершающем этапе своей истории янычары, как и казаки превратились в замкнутую касту. Служба в корпусе становится наследственной. Сами же янычары предпочитают заниматься торговлей или ремеслами, чем воевать (последнее наблюдалось и у запорожцев).

История и запорожцев, и янычар завершилась тоже практически идентично.

С присоединением северного Причерноморья к России, ранее приграничные казачьи земли оказались внутренней территорией. Наличие же внутри государства мощной вооруженной силы, к тому же обладающей значительной автономией, стало не только бессмысленно, но и опасно для империи. Тем более, что со стороны запорожцев было немало попыток противодействия колонизации новых земель вплоть до погрома колонистов. Более того – казачья верхушка, прекрасно понимающая чем все это грозит, начала тайные переговоры с той же Турцией. В итоге 5 июня 1775 г. царские войска разгромили Сечь. Часть казаков перешла в регулярные воинские формирования, часть сбежала к турецкому султану и осела в дельте Дуная образовав Задунайскую Сечь…

Янычары ненадолго пережили своих «антагонистов». Уже к началу XIX века ранее непобедимый корпус янычар превратился в никому не нужный рудимент Средневековья. Как воинское формирование он не представлял из себя никакой реальной силы. Толпа слабоуправляемых, но вооруженных до зубов янычар угрожала исключительно самому султану.

В июне 1826 г. недовольные военной реформой янычары подняли мятеж. Султан Махмуд II решил проблему радикально. Янычары, базировавшиеся в Стамбуле, были истреблены едва ли не поголовно. Даже на само слово «янычар» был введен запрет.

Сегодня и казаки и янычары – уже история. История яркая, мужественная и героическая. А еще они – легенда. Вечные антагонисты и вечные близнецы. С одной стороны — противостояние, с другой взаимное дополнение. Их оценка кардинально отличается (в зависимости от позиции «оценщика»). Одно неоспоримо. И те и другие были храбрыми и умелыми воинами, честно исполнявшими свой долг.

mikul-a.livejournal.com