Эмоция любовь в психологии

Эмоции и чувства в психологии (кратко)

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи. Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко. Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами. Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека – это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше «я», идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой – близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других – страх, у третьих – ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции – явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии – это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

www.syl.ru

Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов. Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление.

Поговорим о том, как они появляются.

Как возникают эмоции

Эмоции связаны с большими полушариями головного мозга. В человеческий мозг поступают определенные импульсы. Они зависят от внешних воздействий и обстоятельств. Один поток направлен в такие зоны мозга, где смысл этих импульсов осознается в виде ощущения. А другой поток приходит в те отделы мозга, где создается отношение этих воздействий к потребностям организма, которые переживаются в виде эмоций.

Эмоции имеют две стороны – субъективную и объективную. Субъективная сторона – это внутренние переживания. Объективная сторона – это внешние проявления (смех, слезы). Вообще проявление эмоций может быть различным, в зависимости от ситуации.

  • Коммуникативная. Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях.
  • Оценочная. Человек дает оценку событию, исходя из своих потребностей и эмоций по этому поводу. И это помогает спрогнозировать будущие события.
  • Мобилизующая. Эмоции помогают мобилизовать свои силы в чрезвычайных ситуациях.
  • Подкрепляющая. Эмоции способствуют выработке определенных рефлексов, и в результате остаются глубокие следы в памяти.
  • Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, когда некогда думать, эмоции включают стереотипное реагирование (страх – бегство).
  • Теперь давайте узнаем, какие бывают эмоции.

  • положительные;
  • негативные.
  • Отрицательные, негативные эмоции – это гнев, ярость, обида, страх. А положительные – радость, интерес. Полюс эмоции зависит от того, что вызывает эмоции.

    А также эмоции делятся на:

  • стенические;
  • астенические.
  • Стенические эмоции активизируют, то есть, вызывают восторг или гнев. Астенические — подавляют человека, то есть, вызывают тоску, печаль.

    По специфическому содержанию эмоции бывают следующими:

  • Печаль – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора.
  • Радость – положительная эмоция, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность.
  • Страдание – это отрицательная эмоция, она связана с невозможностью получения самых важных потребностей человека.
  • Гнев – это отрицательная эмоция, возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда.
  • Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств.
  • Страх – это негативная эмоция, которая возникает при опасности.
  • Отвращение – это отрицательная эмоция, которая возникает из-за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека.
  • Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих.
  • Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний.
  • Еще о разновидностях эмоций можно прочесть в статье Какие бывают эмоции.

    Сила эмоций может варьироваться от слабых до сильных. Например, человек может испытывать радость, как чувство удовлетворения, а может испытывать восторг. Или, к примеру, страх может проявляться от легкой тревоги до ужаса.

    Восторг – это высшая степень радости, положительная эмоция.

    Ужас – это негативная эмоция, высшая степень страха.

    Продолжительность эмоций

    Эмоции могут длиться от нескольких секунд до нескольких лет. Например, человек чувствует страх от того, что чуть не попал в аварию, но он тут же благополучно ее избежал. Или человек ненавидит кого-то очень сильно и эта ненависть не ослабевает годами.

    Формы проявления эмоций

    Чаще всего эмоции проявляются в следующих формах – это чувственный тон, аффект, чувство, страсть, настроение, стресс.

    • Чувственный тон. Человек некоторым своим действиям или ощущениям придает эмоциональную окраску.
    • Страсть – это очень сильное чувство, которое доминирует над другими, дает прилив сил и энергию.
    • Чувство – это эмоциональное отражение отношения человека к предмету, событию или другому человеку.
    • Настроение – это продолжительное эмоциональное состояние человека в какую-то единицу времени.
    • Стресс – это состояние крайнего напряжения человека.
    • Аффект – крайняя точка внутреннего напряжения, возникающая из-за невозможности найти решение в какой-то ситуации.
    • Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья. Конечно, чаще всего люди умеют выражать свои чувства, однако есть и такие, которые не хотят или не умеют это делать. В большей степени вышесказанное относится к мужчинам. В нашем обществе считается, что мужчина всегда должен держать себя в руках. Если вы хотите научиться сдерживать эмоции, прочтите статью Как контролировать эмоции. Однако это неправильно. Нельзя сдерживать эмоции, иначе могут возникнуть неврозы и другие психические расстройства. Если вам хочется смеяться, значит, смейтесь, а если хочется плакать – плачьте. Будьте естественны, выражайте все эмоции, которые вы хотите выразить.

      Выражение эмоций – это путь ко внутренней гармонии.

      Если вы хотите узнать об эмоциях еще больше и подробнее, изучите раздел на нашем сайте — Эмоции.

      elhow.ru

      Классификация эмоций и чувств в психологии

      Вряд ли есть что-то более потаенное и трудноуловимое, чем чувства и эмоции. Человек не всегда сам в состоянии осознать их в полной мере. Кажется, что такая эфемерная материя плохо пригодна для изучения. И тем не менее ученые давно и тщательно исследовали этот вопрос, разрабатывая теории и проводя эксперименты. Классификация эмоций и чувств уже давно разработана, и даже не в единственном варианте – по этому поводу существует несколько равно аргументированных точек зрения.

      Прежде всего нужно определиться с терминами. Чем же эмоции отличаются от чувств? Обычно в разговорной речи люди редко путают эти два определения. Гнев – это эмоция, а ненависть – это чувство. Умиление – эмоция, любовь – чувство. Так в чем же отличие? Классификация эмоций и чувств невозможна без четкого разделения терминов. Любая работа исследователей начинается именно с этого.

      Чувства по сравнению с эмоциями длительны, стабильны. Они существуют длительные время и практически не подвержены влиянию извне. Эмоции же, наоборот, сиюминутны, связаны только с конкретной ситуаций, с конкретным промежутком времени. Они редко влияют на принимаемые решения, а если все же влияют – то обычно в худшую сторону. Чувства трудновыразимы, человеку требуется время на их осознание. Нельзя вот так сразу понять, что кого-то любишь или ненавидишь. Нужно прислушаться к себе, отследить первые ростки чувств. При этом возмущение или обида ощущаются сразу, они очевидны, как лесной пожар – и противостоять им так же трудно. Классификация эмоций должна проанализировать эти эфемерные материи, привести их к общему знаменателю.

      Эмоции и социальный фактор

      Можно любить человека, но при этом обижаться на него, злиться, в определенные моменты испытывать разочарование. Эмоции рано или поздно схлынут, а глубокая привязанность останется. Именно они во многом определяют, какие именно решения принимает человек, как он строит свою жизнь. Поэтому классификация эмоций в психологии играет важную роль.

      Люди испытывают огромное количество эмоций. Любой телефонный разговор, любая телепередача вызовут и раздражение, и удивление, и веселье. Всегда ли люди действительно испытывают те эмоции, которые они испытывают? Точнее, испытывают ли они собственные эмоции или привнесенные извне, навязанные социумом? Классификация эмоций человека в первую очередь предполагает деление на врожденные и приобретенные.

      Приобретенные эмоции

      Часто родители полагают, что любое проявление эмоций ребенка неприкосновенно. Подавлять их, одергивать малыша – это ограничивать его самовыражение, загонять в рамки. Но ведь часто бывает, что ребенок с помощью симуляции гнева или горя попросту манипулирует родителями. Истерика в магазине игрушек – типичный пример. Единственная ее причина – уверенность малыша в том, что в результате он получит желаемое. Если бы он точно знал, что истерика не получит положительного подкрепления в виде покупки, то не кричал бы и не топал.

      В данном случае ребенок просто отрабатывает эффективный сценарий поведения, в процессе действительно втягиваясь в происходящее. Он чувствует гнев и обиду – но не потому что это естественные эмоции, а потому что он полагает, что должен их чувствовать. Сначала он думает о них, и только потом мысли превращаются в переживания. Классификация эмоций относит такие проявления к приобретенным.

      Существует еще один вариант такой же сепарации. Эмоции разделаются на натуральные – врожденные и культурные – привнесенные социумом, либо на базовые – опять-таки врожденные, у всех людей проявляющиеся абсолютно одинаково, и вариативные – различающие в зависимости от страны, народности, общества, в котором вырос ребенок.

      Если продолжить этот пример, ребенок, у которого отобрали любимую игрушку, рыдает абсолютно искренно. Он не думает о том, что должен обидеться или разозлиться. Он сразу испытывает именно эти эмоции, без предварительного буфера в виде оценки ситуации. Они непосредственные, мгновенные и практически не требуют осознания и анализа происходящего. Гнев или страх в ответ на удар, радость в ответ на улыбку.

      Классификация эмоций определяет такие реакции как врожденные. Эти реакции может демонстрировать даже ребенок, еще не имеющий никакого социального опыта. Радость, недовольство, гнев, удивление, страх. Все эти эмоции входят в «предустановленное программное обеспечение», ребенка не нужно учить, что приходу мамы нужно радоваться, а из-за кислого яблочного пюре – огорчаться.

      Классификация Додонова

      Впрочем, это не единственная описывающая эмоции ребенка классификация. Схема, наиболее распространенная в психологии, предполагает разделение по функциональным критериям. Многие ведущие психологи придерживаются именно такой точки зрения. Скажем, классификация эмоций по Додонову выглядит следующим образом:

    • Коммуникативные – испытываемые при общении.
    • Романтические – тяга к новому и необычному.
    • Альтруистические – потребность помогать людям.
    • Глорические – желание самоутвердиться.
    • Пугнические – тяга к риску.
    • Праксические – вызванные успешной реализацией запланированного.
    • Эстетические – обусловленные взаимодействием с произведениями искусства.
    • Гедонистические – тяга к удовольствиям.
    • Гностические – испытываемые в процессе познания.
    • Акизитивные – тяга к собирательству, накоплению.

    Классификация Леонтьева

    Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:

  • презрением;
  • личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
  • сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
  • чужими потребностями и отношением к их реализации;
  • сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
  • социальными взаимоотношениями.
  • Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта. Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами. Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.

    Когнитивное наполнение эмоций

    Классификация эмоций разделяет их по когнитивной насыщенности как простые и сложные.

    Простейшие когнитивные раздражители вызывают быстрые и сильные эмоции. Наступили на ногу – гнев, подарили букет – радость. Но вот если, порадовавшись букету, девушка начинает планировать будущее, предвкушать свидание, анализировать свое отношение к молодому человеку, сомневаться, а стоит ли завязывать отношения или он не совсем подходит для таких целей – эмоции становятся когнитивно сложными, часто даже противоречивыми.

    Эмоциональные реакции

    В ряде случаев поведение носит сугубо демонстративный характер, это определяют его социальные функции. И классификация эмоций это учитывает, выделяя в отдельную категорию. К примеру, коллеги, собравшиеся на корпоративном фуршете, вовсе не обязательно действительно веселятся. Но ситуация предписывает соответствующие ситуации эмоции, и люди их изображают – причем часто в какой-то мере даже начинают испытывать.

    Конечно, искренняя радость намного ярче, но и такой искусственный подъем тоже может улучшить настроение. Так же и горе, которое принято демонстрировать при рассказе о несчастье, случившемся с малознакомым человеком, большей частью наиграно, мало кто действительно в этом случае огорчается. Но осадок все же остается. Такие демонстративные проявления с частичной вовлеченностью носят название эмоциональные акции — в противоположность искренним эмоциональным реакциям.

    Эмоции простые и сложные

    Существует еще одна классификация, и виды эмоций, которые она описывает, различаются по степени сложности. Они могут быть простыми или составными. Обида, если проанализировать эмоцию, включает в себя гнев, разочарование, грусть. Значит, она относится к сложным. При этом уже гнев разложить на составные элементы нельзя, это простая эмоция.

    Сложные эмоции могут подразделяться на смешанные, динамичные и «матрешки». Скажем, когда двое людей ссорятся, то вряд ли они смогут описать свои ощущения. И гнев, и обида, и бессилие от невозможности доказать свою правоту, и удивление поведением оппонента. Это и есть смешанные эмоции.

    В то же время, когда человек злится на кого-то, вполне может оказаться, что за гневом стоит страх, именно он заставляет искать способы защиты, а атака, агрессия – всего лишь один из них. Это – типичная эмоция-матрешка.

    Испытывая восхищение, человек последовательно проходит стадии удивления, неверия, принятия и радости. Они мелькают так быстро, что вычленить их, осознать как самостоятельные, невозможно. И вот эта быстрая смена эмоций в совокупности рождает одну, динамичную – восхищение.

    www.syl.ru

    Любовь. Эмоции и чувства

    Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. Философы, психологи, физиологи посвятили ей много страниц в своих работах. Уже в Древней Греции была разработана типология любви: эрос — стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность; филия — любовь-дружба, приязнь одного человека к другому; сторге — привязанность, особенно семейная; агапе — жертвенная любовь, любовь к ближнему. В настоящее время Д. Ли (Lee, 1977) разработал более детальную типологию любви:

    1) эрос — страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

    2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и срав-

    нительно легко допускающая возможность измены;

    3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

    4) прагма — возникает из сочетания людуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

    5) мания — появляется как сочетание эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

    6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

    Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь.

    В древних философских учениях любовь выступает как космическая сила, подобная силе тяготения. Она строящая, сплачивающая, движущая энергия мироздания. Даже движение планет приписывалось любви (спустя несколько столетий Данте писал по этому поводу: «Любовь, что движет солнце и светила»). Было создано учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил. Этот взгляд существовал вплоть до времен Гете.

    Другая линия разрабатывалась Платоном. В диалоге «Пир» он истолковал любовь как чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом (отсюда — платоническая любовь) — с одной стороны (это низшая ступень лестницы духовного восхождения по Платону), и как абсолютное благо и абсолютная красота-с другой стороны (это высшая ступень лестницы духовного восхождения человека).

    Тема любви нашла отражение и в трудах английского философа XVIII века Д. Юма Он также рассматривал любовь как положительное отношение к человеку, вызываемое его добродетельностью, знаниями, остроумием и прочими достоинствами, но в отличие от Б. Спинозы, считал, что причиной любви является не человек, доставляющий нам удовольствие, а сам его поступок.

    На рубеже XIX—XX веков 3. Фрейд попытался перевернуть платоновскую доктрину эротической любви. Признавая в ней, как и Платон, единую причину соединения половой страсти с духовной жизнью человека, это одухотворение эроса он принимал не за конечную цель, а как обман, переряживание подавляемого полового влечения, названного им либидо.

    Э. Фромм (1990) пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово «любовь». Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженному до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они «увлечены» кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное, любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее — одна их труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа «плодотворной любовью». Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Это — забота, ответственность, уважение и знание».

    Забота и ответственность означают, что любовь — это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший» (1990, с. 82-83).

    Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

    Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1966), правильно утверждая, что любовь — это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь — это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», — пишет он (с. 10). Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (Там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии — влюбленности, присутствует влечение, которое является разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней, значит сильно упростить этот феномен.

    Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) — в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

    Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

    Вторая составляющая любви — страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

    Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

    Третья составляющая любви — решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

    Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

    Острой стадией любви является влюбленность, о которой речь уже шла выше. Однако если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна. Грузинский поэт Н. Бараташвили так написал об этом:

    Красавицы, как вы ни хороши,

    Очарованье внешности мгновенно,

    Краса лица — не красота души.

    Печать красы, как всякий отпечаток,

    Когда-нибудь сотрется и сойдет,

    Со стороны мужчины недостаток:

    Любить не сущность, а ее налет.

    Природа красоты — иного корня

    И вся насквозь божественна до дна,

    И к этой красоте, как к силе горней,

    В нас вечная любовь заронена.

    Та красота сквозит в душевном строе

    И никогда не может быть стара.

    Навек блаженны любящие двое

    Кто живы силами ее добра.

    Лишь между ними чувством все согрето,

    И если есть на свете рай земной,

    Он во взаимной преданности этой,

    В бессмертной этой красоте двойной.

    Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

    Любовь детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. А. Фрейд (Freud, 1946) связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную — «оральную» или «анальную» сексуальность. Д. Амброс (Ambrose, 1961) полагает, что, поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы (Condon, Sandier, 1974) ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной (1986), считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.

    Из книги Ильина Евгения Павловича «Эмоции и чувства»

    www.chto-takoe-lyubov.net

    Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные…

    Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно значительна. Эмоциональная сфера выполняет очень важную функцию – регулирует поведенческие реакции, помогает понять самого себя и другого. Именно по чувствам мы определяем, насколько приятна или нет нам та или иная ситуация, хотим ли мы становиться ее частью.

    Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные. Первые, как бы мы их не называли (радость, счастье, удовлетворение) всегда чувствуются хорошо, вызывают внутренний прилив сил. Позитивные эмоции наполняют нас новой энергией. Во втором случае возникает потеря энергии, чувство бессилия и нежелание что – либо делать. Негативные эмоции могут разрушить внутренний мир личности, сделать ее замкнутой или агрессивной.

    Виды эмоций в психологии

  • Чувство радости способно окрылить человека, превратить его за короткое время в довольного и счастливого. Даже если радость будет длиться всего несколько минут, она полезна как для физического здоровья, так и для психоэмоционального состояния личности. Внезапная радость, открывшаяся особенно в период болезни или подавленного состояния, приносит облегчение, рождает чувство благополучия и уверенности в собственных силах. В случае ожидаемой радости она иногда воспринимается как должное, но даже тогда активизирует все оздоровительные процессы в организме. Вот почему иногда необходимо радовать себя покупкой желаемой вещи, чтобы поднять себе настроение.
  • Чувство удивления возникает в тот момент, когда внешний раздражитель оказывает на человека прежде незнакомое воздействие. Скажем, в магазине на глаза попалась красивая вещь, которой раньше не было. И вот тут же захотелось ее приобрести. В эмоциональной сфере происходит сцепление эмоций удивления, восторга и радости от того, что имеется возможность эту вещь купить. Личность удивляется всему незнакомому, причем данная эмоция может вызывать как положительные, так и отрицательные чувства.
  • Чувство счастья можно назвать полнотой радости и предельной положительной эмоцией человека. Испытав счастье, личность никогда не перепутает ее с другими эмоциями. Счастье может быть как мимолетным состоянием, так и сопровождать человека на протяжении довольно длительного времени. Чем более целостной является сама личность, тем проще ей самостоятельно поддерживать у себя состояние душевного подъема, энтузиазма, высшего удовлетворения.
  • Гнев является первой разрушительной эмоцией человека. Чувству гнева, безусловно, подвержен каждый из нас, и в этом нет ничего предосудительного. Гораздо опаснее держать такую эмоцию внутри – она может подчинить себе и разрушить даже самую устойчивую психическую организацию. Что делать с неконтролируемым приступом гнева? Безусловно, дать ему выход. Не обязательно выплескивать претензии оппоненту в лицо. Если вы дорожите отношениями или просто не можете выразить чувства напрямую, существует множество способов. Например, можно написать письмо воображаемому адресату, но не отправлять его. В наш век информационных технологий не составит большого труда набрать длинный текст на компьютере, а потом безболезненно его удалить. Нельзя замалчивать гнев, подавлять его длительное время, если не хотите образования нарывов на коже и любых воспалительных процессов.
  • Страх способен вывести из равновесия даже самого спокойного человека. Чувство страха, чаще всего, формируется из – за неуверенности в себе или возникающей ситуации, которую личность не может контролировать. Каковы симптомы страха? На физическом плане это влажные ладошки, учащенное сердцебиение, заикающийся голос, расширенные от ужаса зрачки. На душевном уровне человек чувствует неуверенность, которая начинает увеличиваться с нарастающей силой. Если со страхом ничего не делать, он становится неконтролируемым. Прекрасно помогает побороть это чувство признание собственных эмоций, подтверждение, что они имеют право на существование и открытое их признание. Дальнейшее выстраивание перспектив по поводу улучшения ситуации, вызывающей панику, как правило, происходит гораздо мягче и действеннее.
  • Горе характеризуется повышенной подвижностью нервной системы и ее утомляемостью от сильных, изматывающих переживаний. Состояние горе возникает при переживаниях серьезных жизненных потрясений, будь то утрата близкого человека или разочарование в собственных способностях. Горе необходимо проживать и переживать, иначе оно не пройдет само по себе. Чтобы работа горя была более эффективной, необходимо помнить о том, что свои чувства нельзя скрывать: необходимо их признавать хотя бы оставшись наедине с собой. Если имеется возможность, лучше довериться родному человеку и проговаривать ему все, что наболело в душе до полного облегчения.
  • Уныние часто возникает от скуки или от кажущейся невозможности исправить тревожащую ситуацию. Находясь в этом чувстве, человек не ощущает сильной боли, однако, не может прийти в состояние радости, гармонии. Уныние часто сопровождается разочарованием и частичной потерей интереса к жизни.
  • Вина характеризуется осознанием своей неправоты и желанием исправить былую картину прошлого. Так как это не всегда возможно по объективным причинам, человек впадает в сильную тоску и нередко начинает избегать всего, что связано с напоминанием ему этого события.
  • Зависть связана с ложным чувством превосходства над другими людьми и сильной обидой из – за кажущейся невозможности иметь то, что есть у других. На самом же деле личность просто подавляет в себе конструктивные способы к тому, чтобы почувствовать себя лучше. Как победить зависть? Нужно научиться быть честным с собой, радоваться удачам близких и друзей.
  • Обида является самой разрушительной из всех вышеперечисленных эмоций. Это чувство способно длительное время накапливаться внутри человека и в какой – то момент давать эффект эмоционального «взрыва». Чтобы избавиться от обиды, необходимо осознавать ее истоки и иметь искреннее желание простить своего обидчика.
  • Функции эмоций в психологии

    Эмоции человека выполняют ряд важных функций, которые помогают вести полноценную жизнь и своевременно реагировать на происходящие события.

  • Оценочная функция призвана обеспечить формирование впечатления от общения с другим человеком или в результате наблюдения за каким – либо явлением. Хотим мы того или нет, но всегда подсознательно даем субъективную оценку всему, что с нами происходит. Иногда бывает довольно сложно заставить себя обойтись без «наклеивания ярлыков».
  • Мобилизационная функция эмоций заключается в возможности активизировать внутренние силы организма для того, чтобы преодолеть преграду или решить важную задачу. Известно, что при сильном стрессе человек мобилизует свои внутренние ресурсы. В этот момент кажется, что открывается «второе дыхание». На самом деле, организм человека перестаивается и начинает работать в режиме стрессовой ситуации. В эти минуты мы можем сделать гораздо больше, чем в обычной повседневной жизни. Однако такой повышенный расход энергии имеет и обратную сторону: после разрешения всех трудностей, нередко ощущается сильная усталость, которую уже невозможно игнорировать и не замечать.
  • Компенсирующая функция представляет собой способность человека опираться на собственные чувства в тех ситуациях, когда он не может составить полноценный прогноз будущих событий. Так, в стрессовых моментах мы способны сами себя успокаивать, мотивируя это тем, что «сегодня удачный день и поэтому все сложится хорошо»
  • Коммуникативная функция проявляется в том, что окружающие люди обладают способностью без труда различать и замечать эмоции тех, кто находится с ними рядом. Только человек умеет сопереживать своему близкому настолько, что начинает чувствовать его боль, примерять на себя ситуацию, которая вызвала состояние дисбаланса и морального угнетения.
  • Функция дезорганизации находит проявление в том, что под влиянием стресса у человека может ухудшиться работоспособность, снизиться качество удовлетворения жизнью. Любой стресс вносит свой вклад в душевное состояние личности, отнимает много энергии. В малом количестве состояние внутренней мобилизации помогает справиться с трудностями, а в больших объемах выбивает человека из привычной колеи.
  • Эмоции в психологии занимают одно из основных мест. Без них любое взаимодействие между людьми сделалось бы невозможным.

    Проявление эмоций на самом деле отнимает много сил: и физических, и моральных. Поэтому так важно уметь управлять собственными чувствами и даже уметь их контролировать. Это не значит, что нужно учиться подавлять негативные чувства и не давать им выход. Дело в том, что в жизни каждого из нас время от времени возникают ситуации, когда требуется собрать волю в кулак и действовать, несмотря на эмоции. Тогда и могут пригодиться следующие советы.

    Отделяйте себя от ситуации

    Нередко человек настолько погружается в собственные переживания, что начинает чувствовать себя источником своей внутренней боли. Ему кажется, словно он с ней «сроднился», сделался частью происходящего. На самом деле это состояние означает, что эмоции накрыли личность с головой и их слишком много. Он попросту не справляется с ними. В такие моменты крайне важно уметь отвлекаться от происходящего, переключать свое внимание. Как это сделать? Можно выполнить несколько физических упражнений, которые вам нравятся больше всего или побеседовать со знакомым. Но здесь необходимо помнить следующее: кому – то во время стрессовой ситуации хочется делиться своими мыслями, а другому крайне необходимо находиться в тишине. Возможно, вашего спутника будут раздражать разговоры в тот момент, когда он сам нервничает.

    Что бы ни происходило, знайте, что вы от этого не перестаете существовать как личность. Ваше внутреннее «я» останется целостным, не будет потеряно, если вы сможете абстрагироваться от случившегося и начнете искать ресурсы внутри себя. А эти силы всегда имеются.

    Сохраняйте спокойствие

    У каждого из нас время от времени возникают случаи, когда события меняют привычный ритм жизни. Нам кажется, что происходит что – то из ряда вон выходящее, с чем мы не в состоянии адекватно справиться. Между тем, это ошибочное предположение и оно является большим заблуждением. Сложно сохранять разумный взгляд на вещи, когда ситуация выходит из – под контроля. Несданный экзамен, незапланированные расходы, болезнь близкого человека — все это лишает нас моральных и физических сил. Как же справиться с этим напряжением?

    В любом случае нужно стараться сохранять спокойствие и удерживать возле себя позитив. Как вариант, можно постараться подумать о чем – то приятном и светлом. Что приносит вам радость? Вспомните вашего домашнего питомца, какой он забавный и ласковый. Мысленно погладьте мягкую шубку вашего кота или собаки. Через какое – то время вы неизменно почувствуете заметное облегчение.

    Позвольте себе побыть слабым

    Сегодня множество людей опасаются показывать окружающим свои истинные чувства, полагая, что тем самым продемонстрируют всем свою слабость. Но роль эмоций как раз и заключается в том, чтобы снижать разрушительное действие негативных установок и освобождаться от накопленных обид, гнева, разочарований, неудач. Иногда нужно позволять себе проявлять чувства. Если стесняетесь делать это на людях, то хотя бы отбросьте всякие предубеждения по поводу близких людей. Чем естественнее вы будете себя вести в окружении домашних, тем проще и легче вам будет с незнакомыми людьми и сослуживцами. Запомните, слезы не есть синоним слабости. Скорее, они означают, что у вас имеются невысказанные чувства и слова, которые хотят быть озвучены.

    Таким образом, эмоции и чувства в психологии занимают ведущую позицию среди всех систем и позволяют человеку своевременно избавляться от пережитых мгновений. Эмоциональная сфера участвует в процессе проживания всего, что происходит с личностью, поэтому ее никак нельзя игнорировать. Если постоянно «замалчивать» свои чувства, то в один прекрасный момент произойдет «взрыв» и тогда человек наговорит много больше, чем мог бы сказать.

    psyh.info

    Эмоции и чувства в психологии

    Эмоции человека — это огромный сложный мир, в котором рациональное спорит с нерациональным, где мелочи становятся важны, а действительно важные вещи остаются незамеченными. Каждый человек видит мир необъективно именно из-за особенностей его чувственного пространства в воображении. Он искажает существующие факты. Взамен их он вкладывает свое понимание происходящего, которое уже окрашено в палитру его эмоций. Чем же они являются на самом деле?

    Сложность изучения эмоций

    Эмоции в психологии — это один из основных объектов ее изучения. Мы не можем достоверно знать, существует ли душа и биополе, мы не можем осязать внутренний мир человека, не можем заснять его на экран или записать на аудио. Все что нам известно, это то, что говорит о себе этот человек. Однако, о существовании неизведанного в нем свидетельствуют его эмоции. Они каждому событию дают свою оценку, которая будет независима от оценки разума. Они заставляют отдельных людей и целые общности предпринимать какие-то поступки, хотя разум может приказывать совсем другое.

    Однако, проблемой изучения эмоций является то, что большинство людей их скрывает. На то много разных причин, но вопросом остается одно – если эмоции так значительны в нашей жизни, что часто диктуют разуму, как ему поступить, то как же узнать достоверно, что они существуют, и как узнать каковы они у конкретных личностей в определенных моментах их жизни?

    Эмоции и чувства в психологии изучаются разными методами. Первый источник этой информации для науки — это люди, которые готовы рассказать о себе. Но даже тогда, когда человек, посетивший психолога, искренне верит, что говорит ему правду, он все равно очень многое недоговаривает о своих чувствах. Увы, это правда. Люди обманывают самих себя чаще, чем хотят в это верить.

    Как рождаются эмоции

    Книга Пол Экман «Психология эмоций» была создана, чтоб найти ответ на часто возникающие вопросы. Мир эмоций до сих пор остается очень мало изученным. Свою работу автор начал за 40 лет до того, как ее результаты начали издаваться. Писатель начал свои исследования с изучения чувственной сферы людей и ее проявления в разных культурах. Что общего можно найти между всеми народами на земле, когда они проявляют свои эмоции? Каковы различия? Дело в том, что различия в проявлении чувств могут пролить свет на то, которые из них поддаются воспитанию и влиянию окружающих, а какие неизменны для всех людей на всех континентах?

    Книга тем более интересна, что автор не ограничился одним лишь этническим признаком при изучении, но провел наблюдение психически-больных людей, неуравновешенных и тех, кто выглядит абсолютно нормальными.

    Кому доступно испытывать эмоции

    Издание Изард «Психология эмоций» дарит читателю много интересной информации для размышления. Так именно тут можно узнать о провокационном факте: даже вирусы могут обладать эмоциями. По мнению некоторых специалистов, они способны испытывать отвращение, если рядом находится отравляющая среда. По мнению автора, эмоция — это необходимый компонент эволюции живого существа, без которого невозможно его выживание. Ведь чувства мотивируют все виды животных бороться за свое существование. Такие проявления эмоций называют базовыми. Это более сложное явление, чем то, что мы относим к сфере физических ощущений и потребностей.

    Когда животное хочет есть или испытывает боль, холод, в нем работают физические ощущения, которые являются мотивом к действию. Однако, даже в комфортных условиях любопытное животное готово лезть в темную нору, где неизвестно что его ждет. Это эмоция любопытства. Те звери, которые не погибли на этом пути, нашли для себя новые места обитания и источники пищи. Любого зверя можно разозлить, и это тоже будет только эмоцией. Эмоции испытывает самка, которая бережет своих детенышей от бед, эмоции испытывает самец, когда борется за свое лидерство в стае.

    Социальная психология личности зарождается с того момента, когда маленький ребенок обнаруживает, что он живет не один в этом мире. Уже с первых дней жизни он гневно кричит, если хочет есть, или если у него болит животик. Таковы его самые первые эмоции. Через два месяца он улыбнется впервые. Это свидетельство тех чувств, которые возникли уже сами по себе, а не из-за чувства голода или дискомфорта. Это радость видеть близкого человека, радость существовать.

    К врожденным базовым эмоциям специалисты относят и интерес. Даже существует предположение, что именно любопытство каждый человек испытывает постоянно и большую часть жизни по сравнению с другими эмоциями. Исключением можно назвать только состояние гнева, а также другие очень сильные чувства, когда интерес на время потерян. Именно на изучение всех форм любознательности направлены многие исследования психологов, так как сегодня привлечь внимание потребителя — это основа маркетинга, завоевать внимание зрителей — это цель политики и искусства. Весь мир постоянно изучает, как завоевать и определенным образом удержать внимание большого числа людей. Те, кто ищут вторую половинку, не устают набирать в поисковике запрос, как привлечь внимание девушки или парня.

    На что влияют эмоции

    Психологические особенности личности целиком зависят от ее эмоций. Мы знаем об одних людях, что они часто раздражительны и неприветливы. Другие наоборот, очень милы. Кто-то очень позитивно относится к своей работе, потому что любит ее, или потому что его устраивают условия. Кто-то планирует оставить свое рабочее место потому, что ему больше нравится другое. Выбор друга и невесты, предпочтения в цвете, музыке, кулинарии, все это имеет одну причину – эмоции.

    Примечательно, но до 1980-х годов психология, как наука, пыталась развиваться без пристального изучения чувственной сферы мышления человека, но уделяла больше внимания рациональной. Как показали практические выводы, это было ошибкой. Такой же грубой ошибкой, как изучать разум не учитывая значения подсознания. Наше сознание часто говорит нам одно, и мы что-то приказываем ему, но на деле происходит другое. Чувства и разум находится в постоянном противоречии между собой, что иногда создает очень сложно разрешимые конфликты.

    Теории личности в психологии сегодня непременно учитывают всю гамму эмоций, которые может испытывать человек касательно той или иной темы. Иначе будет упущен огромный пласт факторов, которые влияют на его принятие решений.

    Дело в том, что сознанием мы охватываем лишь очень незначительную часть информации, которая поступает к нам из окружающего мира. Большая часть зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных сигналов остается вне поля нашей памяти, но все это фиксирует наш мозг. Он оставляет нашу реакцию на определенные раздражители глубоко в подсознании. Мы порой сами не сможем себе объяснить, почему нам глубоко неприятен именно тот оттенок желтого, или почему так хочется съесть именно этот продукт.

    Эмоции как фактор, влияющий на здоровье и жизнь

    Психологическая характеристика личности неотъемлема от ее эмоций. Даже то же чувство интереса учащает мышечные сокращения сердца у маленьких детей в возрасте от двух месяцев. Внутренний мир человека эволюционировал таким образом, что эмоции постоянно помогают нам жить и развиваться. Всем известное и неприятное чувство страха помогает быть осторожнее, что влияет вы выживаемость. Любопытство ведет к исследованию новых возможностей человека и окружающей природы, делает нас защищенными. Ведь еще пару столетий тому назад никто и думать не думал, что те болезни, которые раньше скитались неизлечимыми, могут быть устранены порой за очень короткое время.

    Человечество познает этот огромный мир и его устройство не только ради интереса. Когда кто-то кого-то любит и дорожит этим человеком, то стремится что-то для него сделать. Так рождается то, что поначалу кажется ненужным и нерациональным – искусство. Эстетическое чувство позитивно воспитывает людей, оно преображает этот мир, и он кажется нам лучше. Во всем этом огромную роль играют наши чувства. Однако, как их воспитать таким образом, чтоб они приносили только позитив и их владельцу, и окружающим близким людям?

    Уже давно открыта взаимосвязь между эмоциями и гормональным составом крови. Она может быть как прямой, так и обратной. Есть люди, которые генетически склонны часто быть сердитыми, или веселыми. Однако, любая сильная личность может повлиять на свой внутренний мир и приучить себя испытывать определенные чувства.

    Первый метод, как отвлечь себя от негатива, это чувство прекрасного. Красивые предметы искусства захватывают внимание человека, увлекают его. Особенно это проявляется тогда, когда он является не только зрителем, но и художником. Особенностью эстетики является то, что чувство красоты может развиваться день ото дня, расти, усложняться.

    Яркий позитив вызывают в людях маленькие дети и животные. Людям, которые склонны к депрессии, специалисты рекомендуют завести котенка. На эту тему постоянно проводятся новые исследования, и они снова и снова подтверждают, что пушистые существа способны изменить настроение их хозяина и вывести его даже из очень сложных состояний психологических расстройств.

    Чтоб удостовериться в важности эмоций и в том, что они способны менять жизнь, стоит набрать в поисковике: «психология личности книги» и изучить работы авторов. Современные писатели стремятся изложить свои знания максимально популярным языком, чтоб читатель ощущал себя не студентом на занятии, а человеком, у которого есть хороший собеседник, способный дать полезный совет.

    dizzwizz.ru