Методика определения самооценки у младших школьников

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.

На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.

Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

www.sites.google.com

Методика определения самооценки у младших школьников

Психодиагностика психолога в школе — Бланки и картотека для диагностики. Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе. Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). Тест «Способность к обучению в школе» Г.

Методика «Кубик Рубика»: Эта методика предназначена для диагностики для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Методы диагностики памяти. Общие замечания о психодиагностике мнемических процессов у младших школьников. Методика определения объема.

Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. Методика Н. Гуткиной «Домик » предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

Методики А. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. Методика «Образец и правило» (разработана А. Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. Методика «Графический диктант» Д.

Итак, в педагогике и психологии есть несколько методик, с помощью которых может быть проведена диагностика внимания у младших.

Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления. Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. Методика интерпретации пословиц предложенный Б.

Методы социально-психологической диагностики школьника (для обследования неуспевающих младших школьников) · Опросник копинг- стратегий. Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при.

Зейгарник предназначена для диагностики мышления. Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Оперативная память».

Методика «Образная память». Методика А.

Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости. Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л. Выготским и А.

Лурия, разработана А.

Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления. Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. Методика изучения уровня внимания (предложена П. Гальпериным и С.

Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления.

Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет. Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Замбицявичене. Вербальный тест Г. Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Тест Д.

Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю.

Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж.

Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет.

Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М.

К. Акимова, Е. М. Борисова и др. 1993).

Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К. Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3.

Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы.

7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Шкала депрессии (по Т. Балашовой, О. Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Шкала депрессии Цунга.

Тест «Определение типового состояния» Э. Эйдемиллера, В.

Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности. Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния.

Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н. Курганскому и Т.

Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Тест тревожности Ч. Спилбергера — Ю.

Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Тест тревожности по В. Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности. Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А. Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. Методика диагностики невротизма (опросник Т.

Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида. Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т. Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.

Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В. Зунгу-Т.

Балашовой). Рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево.

Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. Цветовой тест отношений (А. Эткинд).

Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент.

В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. Методика «Кактус» М.

Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»). Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.

Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Социометрическая игра «Секрет» (Т.

Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».

Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. взаимных симпатий между членами группы. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову).

Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф. Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.

Методика изучения психологического климата в коллективе А. Лутошкина. Тест «Психологический климатический круг» предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей. Методика «Стиль управления коллективом» предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).

Тест К. Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях. Методика «Конструктивная ссора» С.

Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии). Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р. Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Эйдемиллера, В.

Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований. Тест-опросник удовлетворенности браком В.

Столина, Т. Романовой, Т. Бутенко. Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком. Методика «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.

Методика «Распределение ролей в семье» предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей. Методика «Диагностика родительского отношения» А.

Варга и В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка.

2) Кооперация. 3) Симбиоз.

4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник».

Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом.

Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г.

Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла — позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда.

Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым. Личностный опросник Г.

Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм». Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания. Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.

Леонгарда. Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4.

Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Методика «Q-сортировки» предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности. Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.

Реана). Методика «Цель-средство-результат» предназначен для исследования особенностей структуры деятельности. Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.

Методика исследования эмпатических особенностей личности В. Бойко. Методика определения самооценки дошкольника (В.

Щур). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ. Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.

Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта. Тест К. Маховера «Нарисуй человека» предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста. Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого.

ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими. Проективный тест «Образ себя» предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея. Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.

Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды. Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений. Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.

Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.

Тест «Уровень удовлетворенности жизнью» Э. Голизека. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.

Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. Методика «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.

Тест Д. Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов. Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова «Я предпочту» направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта. Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации. Определение склонностей по методике Л.

bezkompromissov.weebly.com

Диагностика младших школьников

Тесты для школьников.

Диагностика младших школьников.

Изучение личности младших школьников.

  • Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
  • Методика «Цветик-семицветик»
  • Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
  • Методика «Кем быть?»
  • Методика «Мой герой»
  • Методика «Выбор»
  • Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
  • Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
  • Диагностика темперамента младших школьников.

  • Изучение темперамента школьника методом наблюдения
  • Изучение самооценки младших школьников.

  • Модификация методики Дембо-Рубинштейн
  • Диагностика познавательных процессов младших школьников.

  • Методика «Изучение переключения внимания»
  • Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
  • Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)
  • Методика «Определение типа памяти»
  • Методика «Изучение логической и механической памяти»
  • Изучение личности младших школьников.

    1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

    Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

    Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

    3. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

    Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

    2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

    3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

    4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

    Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

    Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

    Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

    Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. «Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) . рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

    Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

    7. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

    Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

    Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

    Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

    8. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

    Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

    Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

    1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

    2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

    3. Больше всего я люблю, когда учитель.

    4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

    5. Больше всего мне школа нравится за то, что.

    6. Я не люблю школу за то, что.

    7. Мне радостно, когда в школе.

    8. Я боюсь, когда в школе.

    9. Я хотел бы, чтобы в школе.

    10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

    11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

    12. Если я невнимателен на уроке, я.

    13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.

    14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.

    15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.

    16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.

    17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.

    18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.

    19. Мне всегда интересно, когда на уроках.

    20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.

    21. Если нам не задают домашнего задания, я.

    22. Если я не знаю, как решить задачу, я.

    23. Если я не знаю, как написать слово, я.

    24. Я лучше понимаю, когда на уроке.

    25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

    Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

    Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

    Диагностика темперамента младших школьников.

    Изучение темперамента школьника методом наблюдения

    Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

    1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.
  • 2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.
  • 3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

    • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
    • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
    • в) медленно, спокойно, но уверенно;
    • г) с большим волнением и сомнением.
    • 4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

    • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
    • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
    • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
    • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
    • 5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

    • а) бросает, потом опять продолжает работу;
    • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
    • в) проявляет неуверенность, растерянность.
    • 6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

    • а) быстро соглашается;
    • б) возмущается;
    • в) остается, не говорит ни слова;
    • г) проявляет неуверенность.
    • 7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

    • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
    • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
    • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
    • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
    • Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

      Схема наблюдения за темпераментом школьника.

      Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

      Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

      Изучение самооценки младших школьников.

      Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

      Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

      Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по. (название качества). В верхней точке находится самый. (максимум качест ва), в нижней — самый. (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.»

      После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются.В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

      Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

      Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

      Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

      Диагностика познавательных процессов младших школьников.

      Внимание младших школьников.

      1. Методика «Изучение переключения внимания»

      Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

      Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

      Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

      2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

      Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

      спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

      Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

      Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

      Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

      3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

      Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

      Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

      Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

      Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

      Память младших школьников.

      1. Методика «Определение типа памяти»

      Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

      Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

      Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

      Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

      Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

      Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

      Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

      Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

      Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

      2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

      Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

      Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

    • кукла – играть
    • курица – яйцо
    • ножницы – резать
    • лошадь – сани
    • книга – учитель
    • бабочка – муха
    • снег – зима
    • лампа – вечер
    • щетка – зубы
    • корова – молоко
      • жук – кресло
      • компас – клей
      • колокольчик – стрела
      • синица – сестра
      • лейка – трамвай
      • ботинки – самовар
      • спичка – графин
      • шляпа – пчела
      • рыба – пожар
      • пила – яичница
      • Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой — пять секунд).

        После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

        Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

        Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

        Объем смысловой и механической памяти

        Мышление младших школьников.

        Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

        Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

        1. Бежать Кричать

        стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

        вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

        сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

        стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

        ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

        поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

        зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

        пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

        ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

        лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

        этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

        Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

        Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

        2. Методика «Исключение лишнего»

        Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

        2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

        3. Собака, лошадь, корова, лось.

        4. Стол, стул, пол, кровать.

        5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

        6. Очки, глаза, нос, уши.

        7. Трактор, комбайн, машина, сани.

        8. Москва, Киев, Волга, Минск.

        9. Шум, свист, гром, град.

        10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

        11. Береза, сосна, дуб, роза.

        12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

        2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).

        3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

        4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

        Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

        3. Методика «Изучение скорости мышления»

        Цель: определение скорости мышления.

        Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

        4. Методика «Изучение саморегуляции»

        Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

        1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

        2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

        3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

        4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

        5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

        Воображение младших школьников.

        Методика «Дорисовывание фигур»

        Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

        Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

        Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

        Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

        1 тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

        2 тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

        3 тип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

        4 тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

        5 тип — заданная фигура используется качественно по-новому.

        Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

        Список рекомендуемой литературы

        1. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
        2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.
        3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1986. — С. 62-68. 23
        4. Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. — 1994. — N 1. — С. 16-18; N 8. — С. 4-8.
        5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М., 1978.
        6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1981.
        7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.
        8. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. — М., 1991.
        9. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. — М., 1993.
        10. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М., 1991.
        11. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. — 1988. — N 6. — С. 43-49.

        5psy.ru