Методика дерево самооценка

Методика №1. Самооценка личности

Цель: определение уровня самооценки учащегося.

Материал: бланк для самооценки личности.

Ход проведения: учащийся получает бланк для самооценки личности и выполняет задание соответственно инструкции.

Первая инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» поставьте в графе N бланка слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повторяться.

Когда выполните 1-е задание, загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны».

Вторая инструкция: «В графе N справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой «1»- качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».

1. Отогните левую часть бланка.

2. Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d; возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе D.

3. Сложите все значения в графе D и запишите внизу полученную сумму.

Помножьте эту сумму на 0,00075.

Из единицы вычтите полученное произведение.

Формула для вычисления коэффициента корреляции:

Интерпретация: в конечном итоге вы определите коэффициент ранговой корреляции г, который может иметь значение от +1 до –1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем выше самооценка личности.

Коэффициент корреляции от –1 до 0,3 свидетельствует о заниженной самооценке.

Если же коэффициент корреляции находится в интервале от 0,3 до 0,85, то это свидетельствует об адекватной самооценке.

Значения коэффициента корреляции, превышающие 0,85, могут свидетельствовать о завышенной самооценке, о некритичном отношении к себе.

Вывод: так как коэффициент корреляции принимает значение из интервала от 0,3 до 0,85, то это свидетельствует о том, что у Юлии адекватная самооценка.

Методика №2. Выделение существенных признаков

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений и несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от наиболее легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ход проведения. Испытуемые действуют в соответствии со следующей инструкцией: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – пять слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками — «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и без растений сад быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова — «земля» и «растение».

studfiles.net

Блог практикующего психолога

Тест “Дерево” (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)

Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики (её ещё называют “Дерево с человечками”):

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).

Инструкция дается в следующей форме:

“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

www.stotestov.ru

Предлагаю Вашему вниманию простой, но тем не менее, довольно точный тест самооценки. Он позволит Вам буквально в течении нескольких секунд оценить представления о самом себе по различным критериям. При чем, эти критерии Вы сможете выбрать сами.

Инструкция: Представьте себе, что перед Вами находится лестница из 10 огромных ступеней, на каждой из которых расположены все люди мира. При чем, стоят они так, что на самой нижней, первой ступени расположены самые плохие, нехорошие люди, в то время, как на самой верхней, десятой ступени стоят самые лучшие представители рода человеческого, обладающие массой положительных черт. Вам тоже нужно занять место на одной из ступеней. Какая из них Ваша?

Теперь ответьте самому себе на несколько вопросов:

  1. Почему Вы выбрали именно это место?
  2. Каких людей Вы относите к самым лучшим, хорошим?
  3. Что Вам помешало отнести себя к ним (если помешало)?
  4. Каких людей Вы считаете плохими?
  5. Почему Вы не отнесли себя к ним?

Точно также Вы можете оценить в себя по другим характеристикам: ум, здоровье, успех, счастье, удовлетворенность работой и т.д.

Теперь, когда Вы определились и с местом, и с теми причинами, почему именно это место Вы себе отвели, давайте приступим к анализу ситуации.

Адекватному уровню самооценки соответствуют ступени 6 и 7. Именно эти места, находящиеся чуть выше середины, отводят себе большинство людей.

Восьмую ступень тоже можно отнести к уровню адекватной самооценки, хотя принято считать, что в этом случае самооценка слегка завышена.

Цифры 9 и 10 соответствуют завышенной самооценке. Такие позиции выбирают себе люди, считающие себя значительно лучше других. Они полагают, что по своим качествам приближаются к идеалу.

Степени 4 и 5 выбирают люди, которые не вполне удовлетворены текущим положением вещей, их самооценка занижена.

И наконец, с 1-й по 3-ю ступени выбирают люди с крайне низкой самооценкой, либо те, кто находится в кризисном состоянии.

Дело в том, что на выбор своего места на лестнице самооценки может влиять не только сложившиеся на протяжении жизни представления о себе, но и текущее душевное состояние, предшествовавшее прохождению теста. Какие-то негативные события и тяжелые переживания вполне могут заставить человека опустить себя на 1-2, а то и 3 пункта ниже. В то время как головокружительный успех способствует самовозвеличиванию и перемещению вверх по лестнице самооценки.

Именно поэтому я рекомендую проходить этот тест в состоянии покоя. А лучше проделать его несколько раз в разное время, чтобы сравнить результаты. При этом, промежутки должны быть достаточно большими, чтобы выбор сделанный ранее, не был для Вас столь памятно свеж.

Конечно, эта методика определения самооценки достаточно проста и очевидна. Есть и другие, гораздо более точные методы. Но они требуют больших временных затрат, как на свое проведение, так и обработку результатов. Если Вы заинтересованы в более глубоком изучении этого вопроса, пишите, и я постараюсь Вам помочь.

Подробнее узнать о том, что такое самооценка и какой она бывает Вы можете в моей статье с одноименным названием.

psyholog-praktik.ru

Методика 4 Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности;

Методика 3 Оценка ситуативной тревожности

Инструкция. Зачеркните цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент:

Обработка результатов — по ключу: из суммы баллов по вопросам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1, 3 и 4, затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4 для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к универсальной шкале 20-80 баллов. По этой шкале низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45 баллам и высокий уровень СТ2 — 46 и более баллов.

Поскольку тревожность имеет не только специальный, но и универсальный психологический смысл, полезно рассмотреть этот параметр в связи с дополняющими его свойствами, а именно: по ЛТ2 (см. методику 4).

По всем четырем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1,2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. Градации низкого, среднего и высокого остаются такими же, как и для CT1 и ЛТ1: 20—30; 31—45; 46 и выше.

Пояснение:Показатели СТ и Л Т чаще всего не совпадают; и так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности, агрессивности и ригидности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной, — (ЛТ2).

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

Когнитивная, мотивационная и аффективная ригидность нейтрализуется изменением характера активности личности, когда ситуация кажущаяся безвыходной и неизменной, воспринимается как вполне разрешимая при соответствующем изменении представлений, мотивов, эмоций.

studopedia.su

Проективная методика «Три дерева»

Инструкция по проведению теста “три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”. Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения . Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования — принцип амбивалентности — предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.

свобода, слава, сила

вытесняет другие цвета

страсть борьбы и войны

мистика, колдовские чары

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему “больше всего нравится”. Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок — это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

— Какое дерево самое большое?

— Какое дерево самое маленькое?

— Какое дерево самое молодое?

— Какое дерево самое старое?

— Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на “высокое дерево” отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к “более маленькому дереву” воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о “более молодом дереве”, а лишь затем о “более старом”.

Вопросы “Какое дерево тебе больше всего нравится” и “Какое дерево самое красивое?” специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. Тем временем, “больше всего нравится” не обязательно “самое красивое” дерево.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.” Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. К примеру, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

azps.ru

Достижение целей программы эксперимента в соответствии с установленными в ней показателями результативности Результаты реализации экспериментального проекта. 59

Методика самооценки личности (С.А. Будасси)

Методика С.А.Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Приложение 2.6.4. Описание методик входящей диагностики (учителя).

«Тест Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой

Представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

^ Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (Козлов, Фетискин)

Данная методика позволяет диагностировать выраженность компонентов готовности к саморазвитию личности в педагогической деятельности.

«Опросник Самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой

Данный опросник отражает степень самоорганизации и саморегуляции деятельности посредством структурирования личного времени, построения планов, целеполагания. Также опросник описывает степень сформированности способностей к тактическому планированию и стратегическому целеполаганию.

^ Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД) Е.Б. Фанталовой

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями “сознания”, а именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в “обозримом психологическом поле”, в зоне “легкой досягаемости”. Соотношению таких психологических параметров, как “Ценность” (Ц) и “Доступность” (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Приложение 2.7.1. Аналитическая справка по итогам входящего психодиагностического обследования учащихся 1 ступени

тест на выявление уровня школьной тревожности Филипса;

«Самооценка личности младшего школьника»;

тест на выявление креативности мышления Е.Туник (модифицированный вариант теста интеллекта Вильямса);

методика на выявление направленности личности «Три желания» Е.Б.Весна, М.А.Фризен.

^ Анализ и интерпретация полученных данных

Планировать и осуществлять мероприятия, способствующие успешному вхождению ребенка в процесс школьного обучения, предупреждающие развитие у них школьной дезадаптации и школьной тревожности.

Проводить просветительскую работу для учителей и родителей об основных принципах и приемах корректного оценивания успехов школьников, их личностных особенностей, организовывать деятельность учащихся по взаимооцениванию и самооцениванию.

Работать над гармонизацией ценностной сферы школьников, формировать у них ценности здоровья и познания, развивать учебную мотивацию.

Создавать условия в контексте урока и внеурочной деятельности для формирования у школьников креативности мышления, толерантности к неопределенности.

rudocs.exdat.com

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Анализ рисунков к тесту «Мое дерево»

Представленные рисунки деревьев были выполнены клиентами самого разного возраста при проведении психологических консультаций с целью диагностики и выявления душевного, эмоционального состояния человека.

Рис. 1 Если внимательно посмотреть на рисунки, то можно отметить одну общую особенность, которая связывает их: нарисованное дерево рассказывает о самом сокровенном – об одиночестве и переживаниях, о любви и желании любить, о надеждах на самое лучшее. Это служит достаточным доказательством того, что любое переживание человека, оставляя в его сознании след, так или иначе будет обозначено в рисунке.

Андрей очень ранимый и склонен переживать по любому поводу, испытывает постоянное чувство тревоги и беспокойства за свои действия и поступки.

Свой рисунок (рис. 1) он поясняет следующим образом:

Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют.

Михаил сильно переживает из-за расставания с любимой девушкой, которая предложила больше не жить вместе. Девушка из другого города, поэтому Михаилу пришлось уехать к себе домой, восстановиться на прежней работе, но все мысли у него связаны с девушкой. Он, по его словам, не видит других, кроме нее, и желает только одного – быть вместе и не расставаться.

Рисунок (рис. 2) Михаила имеет следующее пояснение:

Я вижу себя тополем. Хочу пустить корни глубоко. Хочу, чтобы всегда светило солнце и влаги хватало. Хочу, чтобы рядом было другое дерево и не было зимы.

Ирина замужем, но с мужем не живет, поэтому испытывает большую потребность в тепле и заботе. Имеет отзывчивый характер. Много лет мучается бессонницей, что отражено как в рисунке (рис. 3) – ствол словно выгрызен посередине, – так и в описании к нему:

Я яблоня. Я хочу, чтобы меня любили, ухаживали за мной, а я дарила бы свои яблоки. Хочу, чтобы зайцы не грызли мою кору. Хочу, чтобы ко мне прилетали бабочки и птицы, чтобы светило солнышко.

Желание, чтобы не грызли «мою кору», – это как раз те муки, которые Ирина испытывает каждую ночь в бессоннице.

Екатерина влюблена в мужчину своего возраста, их роман очень затягивается, а она мечтает выйти замуж и очень переживает из-за неопределенности отношений.

Ее лаконичное пояснение к рисунку (рис. 4) совершенно согласуется с ее тоской:

Я березка с зелеными листьями, хочу расти рядом с могучим и сильным дубом, который обвивал бы меня своими ветвями, наклонясь ко мне.

Женщина уже очень долго живет одна. Есть взрослая дочь, которая выпивает, поэтому их отношения очень сложны. Конечно, такая ситуация угнетает женщину, ее не покидает страх перед будущим своей дочери, а также чувство одиночества. Рисунок (рис. 5) и пояснение к нему отражают это:

Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще.

Надежда прожила в первом браке двадцать два года, похоронила мужа. Спустя какое-то время вышла замуж во второй раз. Замужем находится уже более двенадцати лет.

Живет с мужем и свекровью, которой 89 лет. Помогает 85-летнему отцу. Очень любит цветы, разводит их на даче. Недавно там посадила иву и тщательно за ней ухаживает. И с образом этого дерева женщина себя ассоциирует (рис. 6), точно объясняя почему:

Я вижу себя ивой. Дерево поражает своим жизнелюбием. Я также люблю жизнь. После обрезки оно быстро восстанавливается. Я также стремлюсь быстрей восстановиться после всех ударов судьбы. Очень люблю ветви этого дерева, которые как бы тянутся к кому-нибудь. Я тоже получаю удовлетворение, если кому-нибудь помогу.

Молодая женщина более четырнадцати лет замужем, есть сын. Работает в очень крупной компании, занимается бизнесом, который складывается успешно. По характеру очень доброжелательна, ей свойственна твердость духа. Желает дальше расти в профессиональном смысле, добиваться более высокой должности и успехов. Мечтает о втором ребенке.

Позитивная настроенность на жизнь и на собственное развитие Татьяны хорошо отражена в ее рисунке (рис. 7) и в рассказе о нем:

Я березка – крепкая, стройная, гибкая, в свежей зелени. Расту в окружении других берез, цветов, травы, птиц, на поляне с ручейком под солнечными лучами. В моей густой кроне – гнездо птиц. Над лесом также летают птицы, слышно их пение и щебет. На поляне – густая, ярко-зеленая трава и быстрый ручеек.

Хотелось бы еще вырасти, окрепнуть, зацвести, опылиться с рядом стоящей березой и дать семена, из которых рядом с нами вырастут новые деревья.

Светлана уже долгое время является директором одного крупного исследовательского института. Замужем, есть сын. В настоящее время стоит вопрос о переселении коллектива в другое помещение. Вокруг здания института ведется строительство, что вызывает сильное беспокойство как руководителя, так и всего коллектива. Рисунок (рис. 8) и комментарий к нему подтверждают это беспокойство:

Я молодая зеленая березка, расту на зеленой солнечной поляне. Ощущаю себя комфортно, поскольку солнышко светит мне нежно и тепло, дождик вовремя поливает землю, которой я насыщаюсь. Мои пожелания: чтобы долгие годы продлилось это состояние, чтобы никто не изменял назначение этой поляны, не вырубал деревьев, не строил никаких строений.

Людмила – человек, очень сильный духом. Пять лет назад перенесла инсульт. Восстановила себя. Занимает очень ответственную должность на одном из крупных предприятий. Вполне логично, что она себя ощущает одним из самых могучих деревьев (рис. 9) и готова свою силу передавать другим:

Я – дуб. Я должна быть сильной, крепкой духом. Защищать от непогоды, укрывать от зноя. Корни мои – сильные и долголетние. Укрою всех своих родных, близких, друзей и сотрудников своей кроной.

5psy.ru