Самооценка и самореализация личности

Самореализация личности

Вы когда-нибудь задумывались, как известные люди добились успеха? Чего им это стоило? И что на самом деле послужило причиной их успеха? Если да, то эта статья однозначно для вас.

Самореализация в жизни играет важную роль. Ведь она является механизмом раскрытия скрытых способностей и возможностей человека, ведущим его к успешной и счастливой жизни в достатке. Конечно деньги не главная цель самореализации, ведь удовлетворение, которое личность получает, реализовывая свой потенциал в полной мере, значит гораздо больше, нежели простой достаток.

Проблемы самореализации встречаются человеку с детства и сопровождают его постоянно. К сожалению, сами собой они не решаются и чтобы их преодолеть, необходимо усиленно работать.

На практике существует множество способов самореализации, однако в жизни применяются несколько, считающихся основными, о них то мы сейчас и расскажем.

  • Профессиональная самореализация – наивысшая стадия развития человека в профессиональной деятельности. Профессиональная самореализация личности позволит вам определиться, что именно в этой жизни «ваше» и поможет максимально полезно вкладывать усилия в определенный вид деятельности.
  • Творческая самореализация – возможность открыть себя миру с новой, никому не известной стороны, раскрыться как творческая личность и ощутить свободу, увидев себя изнутри. Как правило, данный вид самореализации является наиболее простым и доступным, однако это не все его плюсы. Считается, что с помощью творчества можно стать более счастливым и наладить отношения со своим внутренним Я.
  • Как ни странно проблема профессиональной самореализации гораздо чаще встает перед слабой половиной человечества, так как в нашем обществе с давних времен женщина считается хранительницей очага, а не добытчиком. Однако самореализация женщины куда более сложный и долгий процесс, нежели мужчины. Дело в том, что социальная самореализация дамам дается сложнее и порой им легче отказаться от нее вовсе, нежели «тащить» на себе домашний очаг и карьеру одновременно.

    Потребность в самореализации присуща каждому из нас. Мы все каждую секунду своей жизни мечтаем открыть в себе все больше талантов и стать еще более интересными обществу. Кому-то удается воплотить желания в жизнь, а кто-то теряется в своих страхах и сомнениях, тем самым строя преграды, пересечь которые порой бывает невозможно. Стоит помнить что стереотипы, выстроенные социумом – главный враг самореализации и чтобы быть счастливым необходимо забыть про них раз и навсегда.

    womanadvice.ru

    Самореализация: применение существующего потенциала

    Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации?

    Недостаточно знать себе цену — надо еще уметь себя реализовать (Евгений Сагаловский).

    Каждая психологически зрелая личность по-своему уникальна и имеет неповторимые индивидуальные черты. И пусть длина жизненного пути предопределена высшими силами, лишь от личности зависит ее ширина и глубина. Именно в последних критериях зачастую кроются проблемы личности, суть которых сводится к вопросу самореализации человека. Некоторые люди успешно проходят путь самопознания и самопринятия, находят свою нишу, в которой им удается раскрыть свои возможности, задействовать потенциал и получить удовлетворение от действий. Другие большую часть жизни проводят в поисках представления о себе – образа «Я» и, не достигнув зрелой идентичности, теряются в океане жизни, не сумев реализовать себя. Третья категория людей вовсе не пытаются раскрыть природные таланты и прожигают свою жизнь впустую.

    Самореализация личности в психологии означает два явления:

  • сам процесс реализации имеющихся природных способностей человека и потенциала, приобретенного в результате целенаправленной деятельности личности;
  • результат, достигнутый персоной при претворении в жизнь талантов, способностей, навыков, знаний, который воспринимается личностью как важное составляющее его существования.
  • Самореализация: процесс познания, развития, самосовершенствования

    Человека, который смогразвить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные ресурсы, общество оценивает как состоявшуюся личность. Чтобы произошла такая оценка социумом,свершилось самопризнание личностью достигнутых высот, несомненно, персона должна:

  • интеллектуально познать себя,
  • принять свою индивидуальность,
  • осознать свою устойчивость и цельность во времени,
  • сформировать верную самооценку,
  • непрерывно развивать и расширять структуру таланта.
  • То есть процесс самореализации требует от особы, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

    Проблемы самореализации личности

    Вопрос самореализации интересовал выдающиеся умы древности. В работах Аристотеля присутствует много рассуждений о значимости этого явления, например: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».

    Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении). По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

    Не все ученые разделяют точку зрения автора «Иерархии потребностей» касательно такого распределения по значимости нужд личности. Однако не подлежит сомнению факт: реализация человеком имеющегося потенциала, успешное применение на практике знаний и навыков в значимых для персоны сферах деятельность – неизменная составляющая для счастливой жизни личности.

    На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности. В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности. Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни особы приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

    Резкое прекращение перспективы воплотить существующие умения в жизнь является для человека сильным стрессовым фактором. Например: талантливый и целеустремленный спортсмен в результате аварии вынужден довольствоваться передвижением в инвалидной коляске, и естественное следствие возникшей невозможности проявить себя на спортивном поприще – формирование тяжелой и затяжной депрессии. Еще одним примером внешнего вмешательства может быть крах многолетней работы перспективного ученого в результате прекращения финансирования проекта. Наглядно демонстрирует следующее негативное развитие событий: хотя первичное по сути заболевание – алкогольная депрессия (зависимость), однако недуг отяготился на фоне одиночества женщины климактерического возраста, которая не смогла реализовать себя в жизни в желаемом качестве – в роли супруги и матери.

    Самореализация: составляющие успеха

    С. Мадди в результате многолетних исследований в своей теории личности привел характеристики полноценно функционирующего человека. Он описывает личность, способную на самореализацию как особу:

  • обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
  • ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
  • подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
  • действующую спонтанно в принятии решений;
  • имеющую творческий потенциал.
  • Не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Однако очевидно: для достижения успеха необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства: целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, решительность, трудолюбие, жизненный азарт. Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия.

    Самореализация: движущие силы

    Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации? Как правило, человеком движут естественные потребности и общечеловеческие ценности, среди которых:

  • необходимость в признании как члена социума;
  • потребность в уважении;
  • жажда развить и продемонстрировать интеллект;
  • стремление создать семью и обзавестись потомством;
  • мечта установить спортивные рекорды;
  • стремление занять достойную нишу в обществе;
  • необходимость избавиться от вредных привычек и стать физически здоровым человеком.
  • Движущие силы для самореализации – понятны и просты, идеалы человечества – незыблемы и многообразны, поэтому процесс воплощения в жизнь своих стремлений не имеет временных рамок.

    Самореализации личности: жизненные стратегии

    Значимым условием для самореализации является умение оперативно избирать, корректировать и видоизменять стратегии, быстро адаптироваться к новым требованиям, сохраняя при этом спокойствие и здравый рассудок.

    Жизненные цели человека – понятия относительно нестабильные и непостоянные. Это объясняется тем, что с изменением возраста, социального статуса, состояния здоровья, уровня доходов меняются потребности личности, а значит, формируются новые цели, требующие кардинальной перемены стратегий. Например: подросток-старшеклассник выбрал интересующую профессию и стремится поступить в престижный университет. Его стратегия действий и сфера прилагаемых усилий будет сосредоточена в области приобретения достаточных знаний. Достигнув первой ступени самореализации, человек озадачен потребностью в получении должности в привлекательной для него отрасли, дальнейшей адаптации в новой роли, стремлении достигнуть профессиональных высот, соответственно корректируется его жизненная стратегия. Нетрудно предвидеть, как изменятся цели молодого мужчины, когда он встретит свою любовь и ощутит потребность самореализации в качестве супруга и отца.

    Самореализация: сферы воплощения способностей

    Личность использует различные инструменты, чтобы занять свою нишу в жизни,достичь результатов самореализации и получить общественное признание. Человек раскрывает свои способности через профессиональную деятельность, творчество, занятия спортом, научные изыскания, реализовывает себя в семье и детях.Существуют различные сферы самореализации, и проявить себя в наилучшем свете во всех ипостасях – не совсем реальная, хотя выполнимая некоторыми особами, задача.

    Профессиональная самореализация – достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. В частности может выражаться в занимании желаемой должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей. Термин может включать, однако не является идентичным понятию, профессиональную успешность, означающую в большей мере высокий уровень заработной платы, занимание престижной должности.

    Социальная самореализация – достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Например, персона может испытывать глубочайшее удовлетворение от своих действий, оказывая добровольную помощь сиротам в детском доме. В тоже время, такая волонтерская деятельность для некоторых членов общества может казаться бесполезной тратой времени и сил.

    Самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешное осуществление женщиной потенциала: встретить свою любовь, сознать семью, состояться как мать, для большинства дам – необходимый компонент для ощущения себя счастливой личностью.

    Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусств и творчестве, но и успешное применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Достигнуть видимых успехов, сделать выдающее открытие, создать гениальный шедевр – жизненно важная цель творческих натур.

    psyh.info

    Самосознание и самореализация личности

    Сознание и самосознание. Психика человека имеет два уровня: сознательный и бессознательный. Высший уровень развития психики называется – сознанием. Сознание связано с самосознанием. Сознание – сложное, интегративное явление, представляющее собой систему сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов направленных на отражение человеком окружающего мира и его преобразования. Сознание включает в себя знания об окружающем мире. Сознание, обращенное на самого человека называется самосознание. Самосознание – это та часть, которая группируется вокруг «Я». Самосознание является регулятивным механизмом личности. Самосознание как отражение реального бытия личности.

    Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

    I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы;
  • II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

    Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

    Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание:

    Происхождение, структура, функции и развитие самосознания. «Я» имеет множество граней:

  • Телесное или физическое «Я». Это переживание своего тела как воплощения «Я»;
  • Социально-ролевое «Я»;
  • Психологическое «Я»;
  • Экзистенциальное «Я»;
  • Смысл «Я» или самоотношение.
  • Выделяют разные уровни развития самосознания в онтогенезе: — осознание себя, как субъекта деятельности ( с 3-х лет: «это Оля сделала..»); — осознание себя, как члена коллектива (до 12-13 лет, как сверстники относятся к этому?); — осознание себя как гражданина (к 18 годам). Самосознание выполняет функцию саморегуляции, самовоспитания и т. д.

    Самосознание и рефлексия. В формировании самосознания особую роль играют рефлексные процессы и самооценка. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде. Образы собственного «Я» и Я-концепция. Самопознание исходит из какой-то концепции жизни, которую имеет человек. Именно в концепции жизни концентрируются смыслообразующие переживания. Главные составляющие концепции жизни:

    В психологии личности прежде всего рассматривается «Я-концепция». В нее входят представления индивида о себе, сопряженные с их оценкой. «Я-концепция» — это система установок относительно собственной личности. Это теория самого себя. Значительная часть «Я-концепции» остается на подсознательном уровне. Именно «Я-концепция» содержит сценарий нашего поведения. Существуют как культурные различия «Я-концепции» людей, так и гендерные различия. Важнейшие компоненты «Я-концепции» — это образы «Я». «образ «Я» — это совокупный продукт информации, полученной в общении и через личный опыт, представляющий сложное единство представляемого и не представляемого, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого. Существует образ собственного тела. Наиболее сложным является образ настоящего или реального «Я». Настоящее «Я» — это «Я», каким я себя представляю в данный жизненный момент. Помимо настоящего «Я» существует эталонное «Я». Две его формы:

  • Динамическое «Я» — каким я поставил цель себе стать;
  • Идеальное «Я» — каким я должен быть, исходя из моральных норм и образцов.
  • Будущее «Я» или возможное «Я» — это образ того, каким я становлюсь. Ретроспективные «Я» — каким я был на различных предшествующих ступенях жизни. В «Я-концепцию» входят представляемые «Я» или демонстрируемые «Я» (ролевые «Я»). Одна из разновидностей – это временное или актерское «Я». Помимо вышеприведенных в «Я-концепции» содержится зеркальное «Я». Это образ того, каким человека (как ему представляется) воспринимают окружающие. При психических нарушениях возможен образ «бредовых Я». Все эти образы «Я» имеют следующие параметры:

  • Степень когнитивной сложности и дифференцированности образа «Я»;
  • Степень отчетливости, выпуклости образа «Я». Степень его субъективной значимости в поведении;
  • Степень внутренней согласованности различных компонентов образа «Я»;
  • Степень устойчивости образа «Я» во времени;
  • Уровень самопринятия.
  • Таким образом, все эти разнообразные образы являются отражением человека самого себя в пространстве и времени своих различных жизненных ситуаций. Эти образы сосуществуют в самосознании, взаимно проникая друг в друга. Наиболее оформленным является настоящее «Я». В нем выделяют следующие компоненты:

  • Базальный. Его называют схема тела. Это отражение характеристик и координат собственно тела. В основе схемы тела лежит механизм физиологической регуляции. Он обеспечивает сохранение равновесия тела в движении и первичную ориентировку в окружении.
  • Собственно «Я» или самость. Собственно «Я» — это более или менее осознанное понимание себя. Самость начинает складываться с того момента, когда человек начинает узнавать себя в зеркале. В самость входят: воспринятые, представляемые и воображаемые свойства самого себя. Эти свойства включают субъективную идентичность. В самость входит также и приписываемая идентичность.
  • «Мое» — это предметный мир, включаемый как элемент в структуру я. Это то, без чего человек не представляет своего полного существования – идентичного. В мое может входить и другой человек.
  • Основные компоненты образа «Я»: когнитивный, эмоциональный, оценочный, регуляторный. В структуре образа «Я» можно выделить три основных компонента:

  • Когнитивный – (познавательный) это представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах личности;
  • Поведенческий – входят представления и знания об особенностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умениях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т. д.;
  • Эмоциональный – входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритичность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, стыдливость и.т.д.
  • Самооценка личности и ее роль в становлении самосознания. На основе образа «Я» и «Я-концепции» формируется самооценка личностью своих качеств, которая определяет ее отношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ёё поведение наедине с собой и в обществе. Самооценка – это результат соотнесения себя, своих качеств с некоторым эталоном. Это личностное суждение о своей ценности. Это мнение человека о своих качествах, о себе в целом. Самооценки различаются своим знаменателем:

  • Самооценка 1-го рода – это результат соотнесения «Я»реального с «Я» идеальным.
  • Самооценка 2-го рода – это соотнесение «Я» реального с образом «они».
  • Итог частных самооценок определяется как обобщенная самооценка, от которой зависит степень приятия или неприятия человеком самого себя, т. е. самоуважение.

    Постулат Джеймса: самооценка прямо пропорциональная успеху и обратно пропорциональна притязанию.

    Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка бывает завышенная и заниженная. Патологически завышенная самооценка наблюдается при мании величия. Патологически заниженная самооценка определяется как комплекс неполноценности.

    Для низкой самооценки характерно: беспокойство, нерешительность, зависимость от одобрения окружающих, неуверенность, поглощенность стыдом, воображаемой виной, угрызения совестью и т. д. Для завышенной самооценки характерно: самоуверенность, перекладывание ответственности за неудачу на обстоятельства или других людей, отчуждение от окружения и т. д. Именно оценочная работа лежит в основе самопонимания.

    С особенностью самооценки связаны следующие качества личности: чувство собственного достоинства; гордость; тщеславие; хвастливость; скромность. К проявлениям самооценки личности относятся и робость и деффинзивность (тягостное переживание своей неполноценности). Существуют различия в самооценке в гендерном отношении. Диагностика самосознания.

    1. УСК (уровень субъективного контроля). Методика УСК содержит 44 утверждения. Выявляется либо интернальный, либо экстернальный локус контроля.

    2. САТ (самоактуализирующийся тест).

    Самоактуализация и самореализация личности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде) и т. д. В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация — это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность.

    Актуализация — имеет значение деятельности как процесса, трату сил, имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность. Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией — «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи. Психологическая защита личности. Психологические защиты — специфические «маневры», удерживающие неприятные эмоциональные состояния (тревога, стресс, фрустрация) и бессознательные конфликты вне сознания, т.е. психологическая защита – это неосознаваемые психические процессы, направленные на уменьшение действия психического напряжения, дискомфорта, травмы, тревоги.

    Функциями защитных механизмов являются:

  • Смягчение чувства неудачи;
  • Ослабление когнитивного диссонанса, ослабление функции восприятия не желаемой действительности;
  • Устранение тревожности;
  • Защита от психических травм;
  • Поддержание чувства адекватности и чувства собственного достоинства.
  • В целом защитные механизмы – это система стабилизации личности. Выделяют несколько десятков защитных механизмов:

  • Отрицание реальности – это защита себя от неприятной информации, путем отказа от нее.
  • Подавление – неприятная информация блокируется.
  • Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое и не противоречащее объективной реальности.
  • Катарсис – это защита, связанная с изменением системы ценностей и направленная на ослабление влияния травмирующего фактора.
  • Вытеснение – связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания, т. е. путем забывания истинного, неприемлемого мотива.
  • проекция – это бессознательный перенос неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на другое лицо.
  • идентификация – это обратная проекция, т. е. перенос на себя качеств желаемых, но недоступных.
  • Отчуждение – изоляция, обособление внутри сознания травмирующих факторов.
  • Замещение – это перенос действия с недоступного предмета, объекта на доступный.
  • Сублимация – это переориентация сексуального или агрессивного мотива в приемлемые или даже поощряемые формы творческой деятельности.
  • Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика. Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе (биография). Жизненный путь в своей свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненного пути есть в каком-то смысле материализованная часть личности человека, и следовательно выступает для него как объективная основа для переживания удовлетворенности или неудовлетворенности от собственной жизни.

    Жизненный путь содержит в себе ряд аспектов, исключительно ценных для поддержания психологической устойчивости целостной личности. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В этом ключ к пониманию развития и формирования личности. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. Биография является своего рода историей «жизненного пути». В историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всего то, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения – как он включился в преемственную связь исторического развития.

    Личность и время. В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т. е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, — в историю самой науки – она становится исторической личностью. Сложившиеся в мировой психологии теории развития позволяют дифференцировать в целях научного исследования следующие его специфические направления:

  • Возрастное, включающее его общую для всех личностей периодизацию;
  • Развитие личности как индивидуальности, представленное как развитие способностей, с одной стороны, и как развитие интегральной индивидуальности, неповторимости, вплоть до уникальности личности, с другой. Но здесь развитие не рассматривается во времени;
  • Развитие личности как члена общества, ее социализация, включающая освоение, потребление и созидание культурных ценностей и социальных норм, требований и условий, а также опыта социального взаимодействия;
  • Развитие личности в деятельности, труде, профессии. Развитие и творчество;
  • Развитие личности как субъекта жизненного пути;
  • Биография как история личности (Ш. Бюлер);
  • Нравственно-духовное развитие и совершенствование личности, развитие «по восходящей» (С. Л. Рубинштейн).
  • Психологическая история личности. Личность не только развивается но имеет и свою историю. Человечество имеет свою историю, а не просто повторяющийся цикл развития. Через деятельность людей, продукты материальной и духовной культуры идет передача от поколения к поколению. Через это все возникает преемственность между поколениями. Каждый человек является участником истории человечества, и сам имеет историю. Онтогенез личности и его основные этапы. Процесс социального развития в онтогенезе носит многоступенчатый характер и осуществляется в течение всей жизни в различных направлениях. Принято выделять такие периоды онтогенеза:

    1. период новорожденности,
    2. младенчество,
    3. преддошкольный период,
    4. дошкольный период,
    5. школьный период,
    6. период взрослости,
    7. старость.

    Существует еще одна распространенная периодизация развития по Эльконину:

    • младенчество (ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение);
    • раннее детство (предметно-манипулятивные действия),
    • дошкольное детство (ролевая игра),
    • младшее школьное детство (учебная деятельность),
    • подростничество (интимно-личное общение),
    • юность (учебно-профессиональная деятельность).
    • Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути: преддошкольная, дошкольная, детство, школьная. Перспективные линии и жизненные планы личности. Активность любой модальности, будь то адаптивная или преобразовательная деятельность человека, может иметь в качестве интенционального объекта (1) внешний мир и (2) «Я» личности, что отражается в четырех исходных динамических тенденциях: (1) адаптация к среде, (2) самоадаптация, (3) преобразование среды и (4) самопреобразование. Соотносясь между собой, а также с контрадикторными им полюсами, они образуют конкретно-возможные паттерны взаимодействия личности с социальным миром и самой собой.

      psychology-konspect.org

      Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

      Самореализация личности

      Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

      Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

      Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

      Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

      Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

      Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

      Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

      Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

      Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

      Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

      Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

    • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
      • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
      • социально-психологических характеристик самой личности.
      • Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

        Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

        Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

        Творческая самореализация

        Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

        Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

        Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

        Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

        Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

        Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

        В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

        Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

        Профессиональная самореализация

        Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

        Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

        Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

        Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

        В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

      • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
      • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
      • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
      • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
    • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.
    • По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

      Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

      Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

      Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

      Социальная самореализация

      Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

      Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

      Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

      Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

      Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

      Условия самореализации личности

      Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

      Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

      Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

      Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

      В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

      Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

    • потребность в признании в коллективе;
    • в развитии интеллекта;
    • стремление обзавестись семьей;
    • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
    • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
    • стремление постоянно совершенствовать себя;
    • стремление к социальному статусу.
    • Процесс самореализации

      Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

      Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

      В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

    • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
    • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
    • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
    • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
    • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.
    • Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

      Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

      Проблемы самореализации

      К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

      В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

      Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

      После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

      Способы самореализации

      Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

      С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

      Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

      vseopsycho.ru