Как общаться с детьми в переходный возраст

Какой он, переходный возраст. Принято считать, что это переход из детства во взрослую жизнь. И проявляется это в прыщиках, в капризах, в обидчивости, в желании бороться с ветряными мельницами. И тогда родители начинают недоумевать, что произошло с ребенком? Из ласкового, послушного, приветливого он резко превратился в упрямого, грубого, своенравного. И вместо того, чтобы слушать и подчинятся родительским советам, наставлениям, он делает все наоборот. В этом нет ничего страшного, просто ребенок становиться взрослым. Пройдет время, тот переходной период, и все станет на свои места.

Для каждого ребенка его переходной период начинается по-разному. Это индивидуально. Одни дети развиваются очень быстро и достигают половой зрелости, для других для этого нужно больше времени, по третьим можно изучать закономерное развитие ребенка. Начиная с десяти лет, ребенку родительская опека становится в тягость. А вот мнение сверстников воспринимается чувствительно, и появляется стремление соответствовать их ожиданию. Это и есть период интенсивного роста и взросления. Многие семьи переживают его с волнением и эмоциональным напряжением. Но, лучше всего, как советую психологи, в этот период родителям, принять позицию наблюдателя. Так лучше можно понять сына или дочь, а главное остаться для ребенка хорошим другом.

Если всегда покладистая отличница-дочка или примерный подросток-сын стали резко грубыми, и начали проявлять не лучшие свои качества, о которых раньше никто и не догадывался, не стоит списывать это на неправильное воспитание. Как утверждают психологи, желание делать все наоборот, черствость и максимализм у детей подросткового возраста, это не ошибка воспитания, а особенность, связанная с возрастом. И происходит все это из-за перестройки гормонального фона в организме. Проявляется это в резком перепаде настроения, то бесконтрольное веселье, то беспричинная депрессия, и мнительность о своей внешности. Всем этим правят гормоны. Это можно сравнить с критическими днями. Женщина испытывает такие ощущения несколько дней на месяц, а для подростков «критические дни» тянутся до восемнадцати-двадцати лет. Можно им только посочувствовать.

Переходный возраст — это процесс, который готовит детей и взрослых к жизни друг без друга. Ребенок учится отстаивать свои интересы и мнения, быть самостоятельным, уметь общаться с другими людьми. А родители в то же время учатся воспринимать повзрослевшего ребенка как личность, которая имеет право на свою точку зрения. Вот в этом и вся трудность – признать ребенка равного себе, имеющего право на собственные решения, взгляды на жизнь.

Чаще всего, что родители оказываются совсем не готовыми к такому превращению послушного ребенка в независимого реформатора, который отстаивает свою точку зрения любой ценой. Освободится от родительского контроля, означает поднять бунт против самих родителей.

Как избежать таких ситуаций

Родители, в первую очередь должны проанализировать, не слишком ли велика их опека сына или дочери. Всегда ли они выслушивают своего ребенка до конца. Нормально ли воспринимается тот факт, что мнение ребенка не совпадает с мнением родителей. Именно осознание такой проблемы – первый шаг к пониманию подростка. Любому взрослому человеку мы высказываем свои просьбы и пожелания в корректной форме, а с подростком считаем, что церемонится не обязательно. Это неправильно. Ведь то, что мы воспринимаем его как личность, дает ему больше права на самоуважение, а взрослым умение решать проблемы тактично и здраво. Избегать семейных ссор большое искусство, и владеть им должны в первую очередь взрослые. Но бывает что, общаясь с подростком в учтивой форме, но, не дождавшись от него удобной реакции, родители начинают давить на ребенка. И именно отрицательная реакция это есть не что иное, как защитная реакция против чужого влияния и гиперопеки, даже со стороны родителей.

В подростковом возрасте дети очень зависимы от мнения большинства. Поэтому необходимо с помощью откровенных разговоров донести до подростка то, что за свои действия и поведение человек всегда отвечает сам.

expirience.ru

У ребенка переходный возраст. Что нужно знать родителям?

Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям ребенка, у которого переходный возраст?

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – период в онтогенезе (индивидуальное развитие организма с момента зарождения до смерти) между детством и взрослостью. Понятие «подростковый возраст» появилось в ХІХ веке, до того его называли «отрочество». В наше время это название сохранилось, но употребляется редко.

Хронологические границы подросткового возраста точно не определены, но чаще всего его относят к периоду:

  • от 11 до 16 лет у девочек,
  • от 12 до 18 лет у мальчиков.
  • Некоторые ученые называют весь подростковый возраст периодом кризиса, другие же говорят о «кризисе 14 лет», так как именно в этом возрасте чаще всего наблюдается пик кризиса. Одно можно сказать точно: наверняка предсказать начало и конец трудного периода невозможно.

  • Физиология. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как в это же время наступает этап полового созревания. Помимо появления вторичных половых признаков, интенсивно и неравномерно увеличивается рост и вес мальчиков и девочек. Тело подростка отличается некоторой непропорциональностью, так как сначала вырастают голова, ступки, кисти рук, затем сами руки и ноги и только потом туловище.
  • Психофизиология. В организме подростка вырабатывается огромное количество половых гормонов и гормонов роста, которые влияют на психику. Последствиями буйства гормонов могут быть: повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, негативизм, максимализм, необоснованная агрессия, категоричность мышления.
  • Подростковый возраст – время яркого проявления акцентуации характера, а также период, во время которого повышен риск возникновения психического расстройства.

  • Психология. Не достигнув возраста 11-14 лет, дети интересуется внешним миром, знакомятся с ним и практически взаимодействуют, после – начинается познание внутреннего мира и своего «Я». В подростковом возрасте повышается самосознание и окончательно формируется Я-концепция. Подросток четко осознает свою уникальность, стремится познать себя, раскрыть свои способности и потенциал, старается определиться с выбором профессии.
  • Самооценка в пубертатный период очень сильно колеблется. Отношение к себе подростка неоднозначно по причине того, что он часто сравнивает себя с другими и не делать этого не может. Все потому, что ведущая, то есть определяющая развитие, деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.

    Общение – не просто способ провести время, а возможность самоутвердиться, заслужить доверие, уважение, любовь. Чувство принадлежности к референтной (эталонной, значимой) группе сверстников играет огромную роль в развитии личности подростка.

    Не всегда осознаваемое еще половое влечение рождает новые потребности, переживания, эмоции и интересы. Личность достигает того момента в своем развитии, когда все способствует возникновению особого и неповторимого чувства – первой романтической любви.

    Две формы подросткового кризиса

    В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов (новорожденности, первого года жизни, кризиса трех лет, кризиса семи лет), подростковый кризис родители не могут непрерывно наблюдать и контролировать. Если малыш трех лет устраивает истерики, то всегда при родителях, подросток либо выскажет свое негодование и уединиться, либо замкнется в себе насколько, что может даже не здороваться с родителями.

    Нередко трудные подростки мечтают сбежать из дома и предпринимают попытки побега. Еще более тяжелая ситуация складывается когда у ребенка есть суицидальные мысли и намерения, о которых никто не знает. Чтобы подростковый кризис не превратился в трагедию, родители должны знать об его особенностях.

    К наиболее частым проявлениям кризиса подросткового возраста относится:

  • стремление к независимости, свободе, самостоятельности;
  • повышенный интерес к сексу, противоположному полу, собственному телу и внешности;
  • потребность в уединении, личном пространстве;
  • замкнутость в сочетании с потребностью в общении со сверстниками;
  • резкие перепады настроения;
  • повышенная конфликтность;
  • максималистское, строго-логическое мышление;
  • тщательно скрываемые или ярко выраженные бурные эмоции.
  • Хотя вопрос о неизбежности кризиса является дискуссионным, все же многие психологи именно этот кризис считают главным в жизни человека и отмечают, что для развития личности намного лучше чтобы этот кризис проявился во всей своей красе: лучше когда ребенок бунтует, чем когда он остается тихим и послушным, как в детстве.

    Так как не все подростки с наступлением переходного периода превращаются в бунтарей, принято различать два возможных пути развития подросткового кризиса, две его формы:

  • Кризис независимости. Эту «бунтарскую линию» поведения характеризуют: своеволие, упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, строптивость, лживость, пренебрежение правилами, обесценивание авторитета родителей, эгоизм, собственничество.
  • Кризис независимости имеет три стадии:

  • Предкритическая. Подросток начинает отстаивать свою свободу, но несмело и осторожно.
  • Кульминационная. Стадия острого конфликта. Подросток действует не задумываясь, непредсказуемо и отчаянно. Не понимает, что своим поведением и словами ранит родителей, может нанести значительный вред и самому себе. Это время когда человек «набивает шишки» и учиться на собственных ошибках.
  • Посткритическая. У подростка складываются новые принципы, ценности, мировоззрение. Отношения к родителям и стиль общения изменяются.
    1. Кризис зависимости. Это «спокойная линия», которая нравится и устраивает родителей, но является менее продуктивной в плане развития личности подростка. Наблюдаются: примерное послушание, возврат к детским моделям поведения, интересам, играм, «детское» мышление (чрезмерное фантазирование, абстрактность, алогичность), несамостоятельность, страхи, связанные с обществом, конформизм, стремление быть «как все», неуверенность в себе, тревожность.

    Зависимый от родителей подросток рискует так и не научиться быть взрослым, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, формировать личное мнение, адаптироваться к жизни в обществе, справляться с трудностями, быть активным, инициативным, целеустремленным, а значит, успешным и счастливым.

    Как общаться с подростком

    Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.

    Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».

    Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.

    Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения:

  • рассказать об особенностях подросткового возраста,
  • уделить время беседе о сексе, интимной стороне жизни,
  • интересоваться жизнью подростка, но не навязчиво, без расспросов и допросов,
  • снизить контроль,
  • не прибегать к запретам, ультиматумам, шантажу и другим формам управления и манипуляции,
  • не давать навязчивых советов,
  • предоставить личное время и пространство,
  • конфликты разрешать путем обсуждения во время беседы,
  • не отвечать агрессией на агрессию,
  • спокойно реагировать на обидные слова, прощать их,
  • предоставлять самостоятельность в рамках разумного,
  • относиться к ребенку как к взрослому, не унижать его,
  • доверять, верить в него,
  • не акцентировать внимание на недостатках внешности, напротив, лучше делать комплименты,
  • не отвергать и не говорить слишком резко и негативно о друзьях подростка,
  • обращаться за советом, спрашивать мнение по поводу того, что касается быта, финансов и других семейных вопросов,
  • привлекать к обсуждению семейных проблем,
  • приходить на помощь когда подросток об этом просит,
  • показывать без слов, что в случае необходимости, готовы его выслушать и поддержать,
  • не отгораживаться и не игнорировать,
  • быть терпеливыми!
  • Если подростковый кризис идет по линии зависимости, родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.

    Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу, иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.

    Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.

    Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!

    В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:

    1. Вадим Руденко “Переходный возраст. Разруливаем ситуации”
    2. Анна Зубова “Мама подростка. Как пережить переходный возраст”
    3. Александра Ходосова “Переходный возраст”
    4. Наталия Дмитриева “Кризисы детского возраста. Воспитание подростков”
    5. Татьяна Авдулова “Психология подросткового возраста”
    6. Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер “Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!”
    7. Юлия Лемеш “Общаться с подростком. Как?”
    8. А. Пономаренко “Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов”
    9. Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили”
    10. Евгений Кащенко, Анна Котенева “Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка”
    11. ourmind.ru

      Переходный возраст у подростков

      Как быстро бежит время! Кажется, что совсем недавно вы привезли из роддома драгоценный свёрток, в котором безмятежно спал ваш малыш. Ребёнок рос, менялся, развивался. И как бы нам ни хотелось этого избежать, но наступает время, когда вчерашний малыш начинает готовиться к вступлению во взрослую жизнь.

      Наши дети вступают в переходный возраст, а вместе с ним приходят и трудности переходного возраста. У детей меняется не только физическое состояние, но и происходит изменение в мироощущении и сознании. Их организм стремительно растёт, в нём происходят удивительные процессы — происходит половое созревание; меняется психика, мировоззрение. Нервная система подростка перегружена всеми этими изменениями.

      Дети становятся раздражительными, а часто даже агрессивными. Порой родители теряются и не понимают, как правильно вести себя с подростком. Для того чтобы помочь им, прежде всего необходимо разобраться в том, что же такое переходный возраст и что происходит с нашими детьми во время взросления.

      Переходной возраст – это такой промежуток времени у подростка, когда у него происходит половое созревание, сопряжённое с ускоренным ростом и физическим развитием. Все внутренние органы и системы организма в этот период окончательно формируются. В это время происходит интенсивный процесс выработки целого ряда гормонов, что является залогом всех физиологических изменений.

      Переходный возраст у мальчиков начинается на год-два позже, чем переходный возраст у девочек. Уже в пятом-шестом классе становится видна эта разница между мальчиками и девочками – все мы помним то время, когда в одном классе учились ребята, которые выглядели ещё совсем по-детски, и девочки, которые уже начинали превращаться в девушек, и выглядели уже вполне взрослыми.

      Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма есть свои индивидуальные ритмы и особенности происходящих процессов. Поэтому невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет. С оговоркой, что эти показатели варьируются как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

      Уже с самого начала переходного возраста у подростков начинают проявляться и половые различия даже в характере протекания и в разнице в возрасте, когда начинается переходный возраст и когда он заканчивается. Как уже говорилось, у девочек взросление начинается на пару лет раньше, чем у мальчиков, проходит не так остро и заканчивается быстрее. У мальчиков переходный возраст длится четыре или даже пять лет и проходит гораздо активнее.

      Переходный возраст психология и медицина признают довольно сложным этапом в процессе взросления ребёнка. Причём, сколько бы ни длился переходной возраст, его условно можно разделить на три фазы.

      Первая фаза – это период подготовки организма и психики к предстоящим серьёзным изменениям. Вторая фаза – собственно переходный возраст у детей. Ещё его называют пубертатным. Третья фаза – постпереходный (или постпубертатный) возраст, во время которого происходит завершение физиологического и психологического формирования. Первую фазу переходного возраста у детей условно можно приравнять к младшему подростковому возрасту, а вот постпереходный возраст можно отнести к поре юношества. Время, когда заканчивается переходный возраст, характеризуется растущим интересом к противоположному полу, появляющейся и растущей сексуальной активностью.

      Теперь вечерние прогулки интересны из-за свиданий, а мячи и скакалки позабыты. Девочки переходного возраста возле зеркала теперь проводят большую часть своего свободного времени. Ведь не только прыщи переходный возраст приносит с собой, изменения во внешности и радуют, и пугают юных девушек. Мальчишкам тоже приходится нелегко, ведь их мировосприятие подвергается психологическим испытаниям. Они ещё не готовы самостоятельно вступить во взрослую жизнь, но и вернуться в детство тоже уже невозможно.

      В переходном возрасте психология ребёнка меняется стремительно, и одному ему очень тяжело ориентироваться в меняющейся для него действительности. Задача взрослых – подсказать своему подросшему ребёнку, как пережить переходный возраст с наименьшими потерями. Поэтому необходимо знать симптомы переходного возраста, а также быть психологически готовыми к тому, что сложности переходного возраста в той или иной степени настигают каждую семью.

      Симптомами переходного возраста становится целый ряд изменений во внешности. Причём, изменения эти у мальчиков и у девочек происходят по-разному. Поэтому и рассматривать признаки переходного возраста у мальчиков и признаки переходного возраста у девочек мы будем по отдельности.

      Признаками переходного возраста у мальчиков являются следующие физиологические изменения:

    12. примерно в 10-11 лет начинают увеличиваться в размерах яички и половой член;
    13. в 11-12 лет начинается рост волос на лобке, появляется пигментация мошонки;
    14. в 12-13 лет происходит дальнейший рост полового члена и яичек, а волосы на лобке становятся длиннее и гуще;
    15. переходный возраст 14 лет приносит «ломку» голос. Ломка голоса происходит из-за увеличения размеров голосовых связок и развития мускулатуры и хрящей горла. Голос грубеет, становится более «мужественным». Окончательное становление голоса происходит примерно за два года;
    16. появляются волосы в подмышечных областях, над верхней губой появляется первый пушок. Постепенно волосами покрываются руки, ноги, пах, лицо. Окончательно волосяной покров сформируется ко времени, когда переходной возраст закончится;
    17. в этом же возрасте – в 13-14 лет — начинает бурно развиваться мускулатура. Плечи мальчиков становятся шире, да и сами они становятся выше и сильнее.
    18. Практически у каждого мальчика-подростка появляются поллюции – так называется самопроизвольное семяизвержение во время сна. Это абсолютно нормальное явление, а появляется оно обычно в период от 10 до 14-16 лет.
    19. Физиологическими признаками переходного возраста у девочек становятся такие возрастные изменения, как:

    20. в 8-10 лет начинают расширяться кости таза, заметно округляются бёдра и ягодицы;
    21. в 9-10 лет усиливается пигментация околососкового кружка, он припухает и начинает выступать;
    22. в 10-11 лет на лобке и в подмышечных впадинах появляются первые волосы. Молочные железы продолжают расти и развиваться;
    23. уже в 11-12 лет может наступить менструация, хотя чаще она начинается позже, в 13-14 лет;
    24. в 15-16 лет менструальный цикл уже стабилизируется, месячные становятся постоянными и регулярными. Продолжается рост волос на лобке и подмышками.
    25. И у мальчиков, и у девочек во время полового созревания наступает период усиленного роста. Пик роста выпадает примерно на 12 лет и может достигать в год 9-10 сантиметров. У девушек рост останавливается в 16-18 лет, юноши продолжают расти примерно до 20-22 лет.

      В период полового созревания у большинства подростков появляются прыщи и чёрные точки на лице, спине и груди. Прыщи переходного возраста, так же как и чёрные точки и угри, появляются из-за изменения состояния кожи, которое происходит на фоне гормональных изменений в организме.

      Но не только изменения во внешнем виде ребёнка говорят о том, что наступил переходный возраст. Есть симптомы и другого плана – меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.

      Эмоциональная нестабильность и максимализм, упрямство и грубость, часто переходящая в хамство – это тоже возрастная особенность, которая вызвана гормональными бурями в организме подростка. Подростковый возраст несёт изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.

      Болезни переходного возраста могут носить временный характер. Чаще всего недомогания вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растёт сам подросток, и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется. Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.

      Вегетососудистая дистония — это нарушение в работе вегетативной нервной системы, являющейся регулятором внутреннего равновесия в организме. Такие нарушения возникают из-за гормональных процессов, происходящих в организме, а так же из-за психо-эмоциональных перегрузок, которым подвержены подростки. Симптомами этого заболевания являются учащённое сердцебиение, головокружение, потливость, пониженное давление, зябкость, боли в животе непонятного происхождения, повышенная утомляемость, раздражительность. Как правило, все эти явления исчезают, когда проходит переходный возраст.

      Прыщи в переходном возрасте появляются почти у всех подростков – и у мальчиков, и у девочек. Появиться они могут на лице, спине, груди, реже – и на других участках тела. А причиной их появления является увеличившаяся выработка кожного сала вместе с закупоркой выводных протоков сальных желез.

      Подростковые прыщи – проблема временная. Она актуальна только в подростковом и юношеском возрасте, а после завершения периода полового созревания обычно самостоятельно проходит. Но в особо серьёзных случаях следы от прыщей в виде шрамов и рубцов могут остаться на всю жизнь. В таких случаях необходимо обращаться за лечением к дерматологу. Помимо лечения, необходимо также постоянное очищение кожи от загрязнения и излишнего жира. А сбалансированное питание поможет ускорить борьбу с прыщами в переходном возрасте.

      Переходный возраст у девушек вызывает дополнительные страдания не только из-за прыщей и повышенной сальности волос, но и из-за того, что вместе с обычным в этом возрасте наращиванием скелета и увеличением мышечной массы происходит увеличение жировой ткани. Для девочки – подростка это может стать настоящей трагедией. В это время они начинают придавать большое значение своей внешности, а тут – лишний вес!

      Испугавшись, что станут чересчур толстыми, девочки начинают беспощадно изнурять себя всевозможными диетами, а часто и вовсе начинают отказываться от еды. При темпах роста, характерных для этого возраста, это опасно как минимум тем, что даже если в будущем восстановится нормальный масса тела, то масса костной ткани восстановиться уже не сможет. А более грозная опасность – анорексия. Это страшное заболевание, которое даёт массу осложнений и наносит непоправимый ущерб организму подростка. Поэтому во время переходного возраста у девушки её родителям надо постараться сформировать убеждение в том, что хорошей фигуры нужно добиваться не с помощью голода (ведь худая корова – ещё не газель!), а с помощью занятий спортом.

      Основные проблемы переходного возраста у девочек заключаются в том, что у них очень завышенные требования к самим себе. Им кажется, что и сами они выглядят не хуже, чем остальные, и одежда у них не такая модная, как им того хотелось бы. Формирование комплекса мнимых недостатков — особенности переходного возраста девочек.

      В этом возрасте придаётся огромное значение внешнему виду, ведь именно сейчас отношения с мальчиками из дружбы меняются на влюблённость. Первая любовь чаще всего бывает безответной и даёт дополнительный повод искать причину несчастья в мнимых недостатках. Кроме того, растёт стремление к соперничеству между ровесницами, что часто ведёт к болезненным конфликтам.

      Девочки более чувствительно воспринимают все трудности, с которыми они сталкиваются. Они начинают чувствовать себя взрослыми, и им хочется показать всем, какие они уже самостоятельные, но в то же время у них не всегда есть для этого возможности. И им приходится перешагивать через собственную гордость, обращаясь за помощью к взрослым, и это является одной из наиболее частых причин душевных страданий девушки.

      Родители, которые столкнулись с проблемами переходного возраста у девочек, не должны считать их смешными, нелепыми и незначительными. Необходимо прислушиваться к своей дочери, помогать ей ненавязчивым советом, тактично направлять её к правильному решению. Ни в коем случае не стоит читать нотации или принуждать её что-либо сделать. И очень важно помнить – когда наступает переходный возраст у вашей дочери, все замечания по поводу её внешности вы должны делать как можно деликатней!

      Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.

      Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

      Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

      Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

      Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…

      Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.

      Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.

      Существует два вида подростковой депрессии:

    26. всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,
    27. маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.
    28. В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.

      Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:

      • глубокая депрессия;
      • семейные трудности, чаще всего – развод родителей;
      • нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.
      • Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

        О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.

        Тревожными признаками можно считать:

      • резкое снижение успеваемости без видимых причин;
      • потеря интереса к прежним увлечениям;
      • потеря аппетита и болезненное состояние;
      • появившаяся потребность в деньгах;
      • появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;
      • настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;
      • появляется асоциальное поведение;
      • сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.

      Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:

    29. полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;
    30. постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;
    31. резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;
    32. изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;
    33. состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;
    34. появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;
    35. появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.
    36. В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу. Ни в коем случае не начинайте обвинять ребёнка, наоборот, найдите слова поддержки, которые дадут ему надежду. Помните о том, что это ваша общая беда, и искать пути избавления от неё вам придётся сообща.

      С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.

      Современные технологии стремительно развиваются, и развитие это имеет и негативную сторону, которая затронула в первую очередь детей. Психотерапевты и психологи разных стран уверены, что увлечённость детей телевизором, игровыми автоматами и интернетом становятся настоящим национальным бедствием. Последствия могут быть весьма плачевными, хоть и проявятся они не сразу, а по прошествии довольно продолжительного периода.

      В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.

      В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.

      У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

      Подросток начинает стремиться к самостоятельности, отдаляясь от родителей, при этом сознавая, что всё ещё продолжает быть зависимым от них. Такая зависимость тяготит его. В свою очередь родители чувствуют, что их ребёнок взрослеет, уходит из-под их влияния. У него появляются новые интересы, в которые он не хочет их посвящать. Всё это приводит к острым конфликтам и постоянным ссорам.

      Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

      Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.

      Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть. Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.

      Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.

      Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.

      Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.

      Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.

      Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.

      Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.

      Идеальный вариант – своя комната, в которой он может установить свои порядки и поддерживать чистоту без вмешательства взрослых. Конечно, не у всех семей есть такая возможность. Но в любой квартире можно предоставить в личное распоряжение подростка полку в шкафу, свою тумбочку и стол. И ни в коем случае не вторгаться на его территорию! Безусловно, старшим очень важно знать, что происходит в жизни их ребёнка, с кем он общается, какие мысли у него в голове, что творится у него в душе. Но если вы будете рыться у него в карманах или в ящиках стола, читать его письма или дневники, подслушивать, о чём он говорит по телефону – вы навсегда потеряете доверие подростка.

      Не надо идти напролом! Намного лучше, если вы просто будете чаще общаться с вашим ребёнком, время от времени будете болтать с ним как будто ни о чём – о музыке, фильмах, о каких-то незначительных вещах, исподволь расспрашивая его о друзьях ребёнка, об их жизни. В доверительной беседе легче рассказать подростку об опасностях, которые подстерегают его вокруг, дать ему совет в затруднительной ситуации.

      Можно рассказать ему и о своих друзьях детства, вспомнить, какие казусы случались с ними или с вами, когда вы были его ровесником, как вы поступили тогда и как бы вы поступили в такой же ситуации, обладая своим сегодняшним опытом. При этом такие истории должны содержать не только нравоучительные, но и забавные детали. Ребёнок будет рад открыть для себя, что вы чувствовали тогда то же самое, что и он сам сейчас, а значит – «вы с ним одной крови!» И не сомневайтесь, что «мораль сей басни» он примет к сведению.

      Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом – как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое – то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей?

      Единственное, что можно было бы посоветовать для сохранения здоровья физического – это занятие спортом или любым другим увлечением, которое требует применения физических усилий.

      Для того чтобы осталось как можно меньше душевных травм, необходима чуткость и мудрость взрослых, которая поможет подростку узнать обо всех тайнах переходного возраста с наименьшими потерями. Но вот ускорить переходной возраст невозможно – как невозможно ускорить приход весны после надоевшей зимы!

      www.jlady.ru

      В десять-одиннадцать лет впервые можно сказать, что ваш ребенок действительно повзрослел – и это не хорошо и не плохо, а просто факт.

      Физиология ребенка десяти-одиннадцати лет

      Десять-одиннадцать лет – время, предшествующее половому созреванию. Протекает этот период у всех по-разному, у кого-то более или менее безболезненно, а кому-то этот процесс психологически дается непросто. Сопровождается он как изменениями во внешности, так и в характере. И сделать здесь ничего невозможно, ибо с природой не поспоришь. Многие дети стесняются происходящих с ними физиологических изменений, и задача родителей – подготовить ребенка к тем метаморфозам, которые вот-вот полностью изменят его тело.

      Психология ребенка в десять-одиннадцать лет

      Психологически к десяти годам ребенок заметно взрослеет. Вот-вот он начнет бунтовать против родительского контроля в любых его проявлениях. Утратить авторитет очень легко. Стоит где-то дать слабину или, наоборот, перегнуть палку – и та тонкая психологическая ниточка, которая связывает вас с ребенком, порвется. Парадокс этого возраста заключается в том, что подросток лучше поддается влиянию чужих людей, чем собственных родителей. А влияют на него очень многие и очень многое.

      Как правило, в десять-одиннадцать лет ребенку становится интереснее в компании сверстников, чем в вашей. Не стоит запрещать ребенку общаться с тем, кто вам не нравится, критиковать друзей и вообще чрезмерно выражать негативные эмоции в отношении тех, кто окружает вашего отпрыска. Можете быть уверены, все будет сделано с точностью наоборот – просто из чувства противоречия. Если даже вам не нравится кто-то из компании вашего ребенка, постарайтесь спокойно ему об этом сказать. Формулировка «Я тебе запрещаю с ним общаться» категорически не подходит. Наоборот, подчеркните, что вы уважаете его выбор, но просите обратить внимание на какие-то качества характера, которые, на ваш взгляд, не очень соответствуют статусу друга или подруги.

      10 лет – самое время отправить ребенка в летний лагерь или на спортивные сборы. Этот вариант (при условии, что место, куда вы собираетесь отправить сына или дочь, проверенное и достойное) близок к идеальному. В лагере ваш ребенок одновременно и самостоятелен, и находится под присмотром. Можно совместить приятное с полезным, и отправить ребенка в специализированный лагерь – спортивный или такой, который специализируется на изучении иностранных языков.

      Советы родителям десяти-одиннадцатилетнего ребенка

      Постарайтесь смириться с тем, что ваш ребенок постепенно отдаляется от вас, не пытайтесь привязывать его к себе силой. Определенная степень контроля, безусловно, нужна. Но отвечать агрессией на агрессию не стоит. В чем-либо убедить ребенка, который активно утверждает собственное «Я», можно только путем переговоров. Советуйте, но не будьте навязчивыми. Проявляйте настойчивость, но не давите слишком сильно – эффект будет прямо противоположным. Придумывайте какие-то совместные занятия, которые будут интересны и для вас, и для вашего ребенка. Бывает, что родители друга или подруги пользуются у ребенка большим уважением, чем его собственные. Причины могут быть самые разные: от личных качеств чужих родителей до страха, который ребенок испытывает перед своими. В десять-одиннадцать лет человек уже достаточно взрослый, и отношения с ним во многом зависят от способности тех, кто старше, сотрудничать.

      deti.mail.ru

      Как родителям пережить переходный возраст ребенка

      Ваш 12-14-летний ребенок вдруг стал дерзить, редко бывать дома, перестал делиться с вами сокровенным, а то и вовсе стал насмешливым и жестокосердным? Возможно, он переживает кризис подросткового возраста. Как вместе с ребенком преодолеть кризис, нам рассказал врач-психотерапевт, сексолог, Международный тренер-консультант по вопросам сохранения здоровья тренингового центра «Инновация и развитие», член правления Всеукраинской благотворительной ассоциации «Равный – равному» Елена Голоцван.

      Смотрите также: Как лечить кашель у ребенка

      Простуда, грипп, бронхит, другие заболевания дыхательной системы — в детстве не редкость. Ведь иммунная система ребенка только развивается, а дыхательная система в таком возрасте имеет анатомо — физиологические особенности. Кашель — распространенный симптом недомогания у ребенка. Родителям ни в коем случае нельзя игнорировать его. Кашель требует своевременного лечения, иначе он может перейти в хронический.

      Существуют нормативные и ненормативные кризисы. Ненормативные не запланированы ходом развития и связаны с какой-то тяжелой ситуацией в семье: развод родителей, смерть близкого человека и т.д. Нормативный кризис – это кризис закономерный, связанный с периодами развития личности, он так или иначе затрагивает каждого человека. Кризис подросткового возраста по-другому называют еще реакцией эмансипации, или ухода из семьи. Физически ребенок еще продолжает жить с родителями, любит их, но он психологически уже отделается от них, сепарируется, смотрит в сторону взрослой жизни. Ребенку необходимо идентифицировать свое Я, отделенное от родительского, понять, что он может в этой жизни, что он из себя представляет. Такой кризис возникает на стыке между средним подростковым и старшим подростковым возрастом, в 15-18 лет.

      К подростковому относят еще и так называемый гормональный кризис, связанный с гормональной перестройкой организма. Он начинается на втором десятилетии, когда половые гормоны уже начинают свою бурную деятельность, а в 12 лет проявляется как реакция взросления. Ребенку тяжело справиться с происходящими изменениями в организме.

      Как кризис влияет на подростка:

      Выброс половых гормонов влияет на настроение. У мальчиков выброс тестостерона приводит к вспышкам агрессивности, раздражительности, его настроение колеблется на протяжении дня. У девочек колебания настроения связаны с наступлением месячных и, как правило, оно меняется в зависимости от цикла. Девочки становятся плаксивыми, тревожными, появляются депрессивные тенденции.

      Подростки начинают больше ориентироваться на сверстников, а родители уходят на второй план. В этом возрасте дети учатся дружить, возникают первые влюбленности, первые серьезные конфликты со сверстниками, переживания верности и предательства.

      Дети становятся очень ранимыми к словам и поступкам взрослых. Это говорит о том, что взрослеющий ребенок ищет свой язык общения с миром, он на собственном опыте должен познать, что хорошо и что плохо, а родительские догмы ему в этом мешают. Поэтому любые попытки взрослых наставить, «научить жизни» ребенок может воспринимать в штыки.

      В период кризиса обостряется юношеский максимализм. Для подростков не существует полутонов, есть только крайности. Это также необходимо молодому человеку для самоидентификации – чтобы понять, чего я хочу, нужно научиться формировать и отстаивать свое Я. Как проявления максимализма могут быть фразы: «Не буду этого делать! Вы плохие родители! Я вас не люблю!»

      Родители начинают замечать, что дети стали бездушными, нечуткими, насмешливыми по отношению к взрослым и к своим друзьям. Эту стадию им тоже нужно пережить, чтобы через свое Я выработать свой опыт, познать мир.

      Кризис – это очень важное явление в жизни подростка. Он помогает вырасти, приобрести определенные жизненные навыки. Если кризис адекватно пройден, подросток учится понимать и отстаивать свое Я, познавать мир на своем опыте. Если же родители в силу своей тревожности, гиперопеки или авторитарности мешают этому закономерному процессу, ребенок остается «маменькиным сынком» или дочкой, трутнем и т.д. Есть люди, которые и в 40 лет продолжают быть максималистами, продолжают кому-то что-то доказывать, с кем-то постоянно борются. У такого человека сепарация, отделение от родителей, не произошла, его Я отождествляется с родительским. Находясь в созависимости с родителями, такой человек не может построить длительные отношения, удержаться в браке.

      » ребенок отражает лишь то, что в него вкладывают родители «

      Уважение, а не власть

      Далеко не все родители заранее интересуются информацией, читают книги о подростковом кризисе, могут доступно объяснить ребенку, что с ним происходит, вспомнить, какими сами были. Многие родители не придают кризису большого значения: «Нам никто не помогал, выжили же». Очень часто в ответ на грубость подростка или на попытку отстоять свое мнение родители еще туже закручивают гайки, нередко даже прибегают к физическим наказаниям, этим только увеличивая дистанцию с ребенком. Другая крайность – гипоопека, при которой подростком не занимаются, дают полную волю. Если с ним что-то происходит, обвиняют его же. Такое попустительство также разрушительно для ребенка, как и тотальный контроль. Не зря по статистике самое большое количество суицидов приходится на подростковый возраст.

      Задача родителей – не давить авторитетом и опытом, а разговаривать с подростком на равных. Если вы запрещаете сыну или дочери гулять с друзьями допоздна, объясняете, почему вы это делаете. Вместо того чтобы наказывать «загулявшего» подростка, критиковать его друзей или пытаться манипулировать чувством вины («Ты ужасно поступил, мама из-за тебя ночь не спала!»), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, почему вы нервничаете, почему так нельзя поступать.

      Помните, что ребенок отражает лишь то, что в него вкладывают родители. И если вы допускаете в общении с ним ругань, критику, насмешки или рукоприкладство, не удивляйтесь, что ребенок будет платить вам той же монетой. Иначе ребенок почувствует себя отверженным, и, конечно же, начнет защищаться, «скалить зубы»: уходить из дома, совершать противоправные действия, оскорблять или унижать родителей.

      Нельзя прожить жизнь за своих детей. Им нужно научиться существовать самостоятельно во взрослом мире, переживать неприятности, выстраивать отношения, которые могут быть ранящими и конфликтными. Обойти кризис не удастся, важно помочь подростку пройти его с наименьшими потерями.

      odnako.su