Программа формирование адекватной самооценки

Формирование адекватной самооценки

Консультанты клиники «IsraClinic» будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

Цели и задачи терапии

Используемые методы формирования самооценки

План занятий по формированию самооценки

Особенности курса формирования самооценки

Оценка эффективности программы

Благотворное влияние водных процедур на организм доказано на практике, гидротерапия активно применяется для лечения физиологических заболеваний и в целях психотерапии. Она используется в рамках реабилитации после неврологических нарушений и для стабилизации состояния при психических отклонениях – после черепно-мозговой травмы, инфарктов, повреждений позвоночника, при тревожных расстройствах, шизофрении. Специалисты назначают специальные ванны, контрастный душ, плавание в бассейнах – виды процедур зависят от показаний.

Психиатрические тесты оказывают незаменимую помощь специалистам для выявления различных отклонений в психике пациентов. Применяются тесты комплексно, часто назначаются дополнительные исследования – КТ, МРТ, лабораторные анализы. Наиболее известными являются шкала депрессии Бэка, тест Роршаха, Бендера, шкала Цунга. На основании полученных результатов определяется диагноз, подбирается лечение.

Агрессия у маленьких пациентов – это способ выразить чувства, эмоции, гнев. Задача профессионального психотерапевта заключается в умении наладить контакт с агрессивным ребенком, научить его выражать эмоции вербальными способами, не прибегая к физическому насилию. В рамках психотерапии применяются индивидуальные и групповые занятия по арт-терапии. С каждым ребенком устанавливают доверительные отношения и взаимодействие, направленные на обучение выражать агрессию правильным способом.

Расстройства соматического характера могут иметь различные формы, наиболее распространенными являются анорексия, депрессивное, конверсионное, сексуальное расстройство, астенический синдром. Пациенты жалуются на боли в груди, тошноту, отвращение от пищи, онемение конечностей. Причины соматических расстройств заключаются в психических отклонениях. Лечение зависит от вида расстройства, его формы и степени тяжести.

www.israclinic.com

Программа «Формирование адекватной самооценки у слабоуспевающих подростков»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

^ Доверительный стиль общения.

Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на ?ты?. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, не зависимо от возраста, социального положения, жизненного опыта.

^ Общение по принципу ?здесь и теперь?.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает “механизм психологической защиты”. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из нас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрыть собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: “Большинство людей считают, что…” на такое: “Я считаю, что…” отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяя фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

^ Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том , что никто не расскажет о переживаниях человека, о том о чем он поделился во время занятий. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме члена группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

^ Определение сильных сторон личности.

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.

^ Недопустимость непосредственных оценок человека.

^ Разнообразие контактов и общения с различными людьми.

^ Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.

«Мои слабые стороны «.

“Сформулируйте основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее вре­мя. Что вас ждет в перспективе? К чему стре­мится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших це­лей:

dmee.ru

Программа по формированию адекватной самооценке младших школьников

В программе основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избрана игротерапия. Основная форма работы – групповая, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

Просмотр содержимого документа

«Программа по формированию адекватной самооценке младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников [Текст] / составили Е. В. Воробьева, Т. Е. Трифанюк. – Новокузнецк: ГОУ СПО НПК №2, 2015. – 33с.

Программа создана в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Пути формирования адекватной самооценки младших школьников как средство успешного обучения» под руководством Е. В. Воробьевой, преподавателя ГОУ СПО НПК №2

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят, их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.

Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Я лучше знаю, как будет лучше тебе». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия ребёнка наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции неадекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.

В программе основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избрана игротерапия. Основная форма работы – групповая, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

Предполагаемый результат: Дети должны осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

Цель: формирование адекватной самооценки у младших школьников.

1. Снизить уровень эмоционального напряжения.

2. Повысить уверенность детей в себе.

3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».

4. Формировать коммуникативные навыки.

5. Развивать способность позитивного отношения к людям.

Средства развития: этюды, игры, упражнения.

Форма работы групповая.

Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 16 занятий, при этом длительность занятия 30 минут.

multiurok.ru

Программа «Формирование адекватной самооценки у слабоуспевающих подростков»

«Формирование адекватной самооценки

у слабоуспевающих подростков»

На протяжении всей жизни человека, на каждом этапе его социокультурного развития самооценка играет очень большую роль. И семья, и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих. Так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований ( Бернс Р. Божович Е. и др.) говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Это особенно характерно для детей, живущих в неблагоприятных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своих возможностей, бросают школу, наконец, для тех из них, кто становится малолетними правонарушителями .

Самооценка очень сильно влияет на учебную деятельность. По результатам многочисленных исследований выяснилось, что испытуемые со средней самооценкой имеют, в основном, хорошую успеваемость и уступают первым в уровне учебной мотивации. Преподаватели характеризуют их не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, способных скорее к пересказу, чем к собственному анализу материала.

Испытуемые с низкой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных, неактивных. Иногда у них наблюдается угасание интереса к изучаемым дисциплинам. Очень важно, что это падения интереса не всегда связано с разочарованием в учебе, нередко является следствием разочарования в себе.

Подросткам с высокой оценкой свойственна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, глубина и прочность знаний, самостоятельность в анализе изучаемого материала.

Адекватная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек, особенно подросток, думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Знания об ученике, учет его психологических особенностей помогают правильно спланировать коррекционную работу с ним.

При коррекционной работе важное значение имеют продукты деятельности подростков (рассказы, рисунки и др.), игры-упражнения. Однако слабоуспевающие подростки с трудом входят в контакт , могут отказываться принимать участие в игре, отвечать на вопросы психолога. В таких случаях необходимо постараться обеспечить подростку комфортное пребывание в группе коррекции.

Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов: Лидерс А.Г.‹‹ Психологический тренинг с подростками››,Петрушкин С.В.‹‹ Психологический тренинг в многочисленной группе››, Прутченков А.С.‹‹ Социально психологический тренинг в школе›› .

Программа психологической коррекции включает три этапа:

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

• Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

• Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения к себе.

• Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем.

Программа направлена также на развитие средств самопознания подростков, на повышение представлений о собственной ценности на развитие мотивов межличностных отношений, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Подростковый возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.

Подросткам необходимо создать условия для групповых дискуссий, группового принятия решение, принятие ответственности за решение. Стимулировать проявление обратной связи в группе, проявления рефлексии.

Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 6 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать одного школьного урока, два раза в неделю. Каждому подростку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Каждое занятие построено по единой схеме:

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в ситуацию “здесь и теперь”, рефлексируя свое актуальное эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и переживаниях).

3. Основная часть (подвижные игры и пассивные упражнения — и те, и другие заканчиваются обсуждением и рефлексией)

4. , Рефлексия прошедшего занятия по схеме:

а) Как вы себя чувствуете сейчас?;

б) Выполнение, какого задания вызвало наибольшие трудности? 5. Прощание.

Традиционная схема занятий сама выполняет психотерапевтическую функцию, являясь ритуалом, оказывающим позитивное влияние в силу своей повторяемости, помогая включиться в ситуацию “здесь и теперь” и снятию эмоционального напряжения.

Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требует специальных материалов: нужны лишь звездочки-основы для визиток, тетради для рисования и записей, наборы цветных карандашей, скотч.

“ В начале работы группы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. При этом вы в праве взять себе любое имя: свое настоящее, игровое или своего друга или знакомого, реально политического деятеля или литературного героя и т.п. Представляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди, так чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, сделать свои визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача представления — подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого мы сядем в большой круг, по очереди называя себя, вы объясните, почему взяли именно это имя на время тренинга. Необходимо подчеркнуть свои особенности, которые действительно выделяют вас из окружающих, являясь стержнем вашей индивидуальности”.

? Правила нашей группы.?

После того, как мы выбрали имена и познакомились, приступим к изучению основных правил социально-психологического тренинга. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них. А затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила:

Доверительный стиль общения.

Общение по принципу ?здесь и теперь?.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Определение сильных сторон личности.

Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, а говорим: “Мне не нравится твоя манера общения”.

Разнообразие контактов и общения с различными людьми.

Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Активное участие в происходящем.

10. Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку, возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет своё имя в сочетании с именем прилагательным (например: весёлая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем своё имя так же в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя и так — вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем — себя.

? Здравствуй, я тебя помню!?

“ Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращались. Разумеется обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека”.

? Скажи мне, кто твой друг.?

“ Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок к вам. В течении 5 минут вы должны набросать ?психологический портрет? этого человека. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В ?портрете? должны быть не менее 10 – 12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет”.

«Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что — то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение:

Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так?

Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? А теперь вспомните и запишите кого и когда вы называете ласково. Что вы при этом испытываете сами? А люди, с которыми вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?».

Участникам группы предлагается вынуть из конверта вопрос, написанный на полоске бумаги, и ответить на него. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу. Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказываться о том, что волнует, интересует членов группы, узнать каковы их ценности, убеждения.

Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы вы смогли на недельку поменяться местами с кем – либо, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

Если бы добрая фея обещала выполнить три ваших желания, то чтобы вы пожелали?

Если бы вы в течении одного дня были невидимыми, то как бы вы этим воспользовались?

Ваша любимая книга?

Какого человека вы считаете великодушным?

По каким критериям вы выбираете себе друзей?

В какой стране вы хотели бы жить?

Если бы вам предложили наметить план вашей жизни, какими бы были три самые главные цели?

Чем вы любите заниматься в свободное время?

Если бы вам не мешали всевозможные жизненные обстоятельства, то в какое учебное заведение вы бы поступили?

? Мои сильные стороны.?

“ У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувства внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите ?в кавычки? слова, внутренне отказываясь от них. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. На выступление вам дается 2 минуты”.

« Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был это человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы всё время в ответ ждёте благодарность в виде, подарка или услуги? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро? « .

Вы даёте пять минут для того, чтобы участники письменно ответили на эти вопросы. Затем группа садится в круг и участники по очереди высказываются.

Доброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом начале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнять правила группы. Участники должны внимательно выслушивать выступавшего. Только научившись именно так воспринимать слова человека, участник тренинга сможет увидеть себя его глазами. А это открывает возможность для дальнейшего личностного развития.

“ Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо если есть фотография этого человека. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о ?пароле?, по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

Давайте уйдем от этого стериотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки. Время для этой работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли у вас во время выполнения этого задания”.

“ В прежние времена на воротах замка и на щите рыцаря писали девиз рода, то есть краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Сейчас мы подумаем над девизом каждого из нас. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом, к окружающим людям, е себе.

На формулировку девиза вам дается 5 минут. Вы можете спокойно поработать, вспоминая известные вам девизы, изречения, высказывания, мудрые мысли и т.д. затем вы по очереди зачитаете свои девизы другим членам тренинговой группы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения”.

“ Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверено в этом мире. Но этого мало. С помощью этого умения вы можете решать массу вопросов и проблем, которые возникают в жизни любого человека. Еще раз внимательно вдумайтесь в слова Генри Форда. Он говорит о причинах своего успеха – пойми точку зрения другого человека и посмотри на вещи с двух точек зрения: с его и со своей.

Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним. Помните, что важно понять человека, его позицию, но при этом не забывая себя, свои интересы, потребности и т.д.”.

Члены группы встают по принципу ?карусели? то есть лицом друг к другу и образуя два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. По сигналу участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером.

Каждый раз роль участника задаете вы: 1 “перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече”.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 – 3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники должны в течении 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру. Эти правила распространяются на ниже идущие ситуации.

2 “перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится”.

3 “перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот – вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его”.

4 “вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…”

5 “после длительной разлуки вы встречаете вашего любимого, вы так рады этой встрече. И вот наконец он рядом с вами”.

“ Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете вы сами. Действительно, кто лучше вас знает ваши особенности, привычки, желания. Каждый из вас в течении 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактерискику, включающую не менее 10 — 12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей.

После написания характеристик вы сдадите их мне. Перемешав листы, мы начнем зачитывать ?автопортреты?. Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.

Один из участников садится в центр круга, каждый из участников обращается к нему по следующей формуле: «Когда ты делаешь (говоришь) то — то и то — то или ведёшь себя так -то и так — то, то у меня возникают такие чувства или мне кажется, что это значит то — то и то — то».

Высказывания должны быть по возможности конкретны, используется только информация, полученная за время прохождения занятий. Следует избегать определений и оценок типа «нравится», «хорошо», «плохо». Описанную процедуру проходит каждый участник группы. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи, не помогать и не подсказывать словом, не защищаться от обратной связи.

Продолжается до тех пор, пока ни кто уже ему не сможет ничего сказать. После того, как все участники высказались, участник, относительно которого производились высказывания, расскажет, что он из этого извлёк, что принял, что отвергает.

Произвольно выбираются две пары. Им предлагается принять участие в соревновании: «кто больше скажет комплиментов». По сигналу ведущего один из партнеров в паре начинает говорить комплименты другому. Остальные участники делятся на две группы. Первая внимательно следит за тем, чтобы комплименты не повторялись, иначе будет засчитан проигрыш, вторая — за тем, чтобы комплименты были «качественными». Если упражнение затягивается, ведущий может остановить его для последующего обсуждения. Участники пытаются описать свои ощущения; испытывали ли они неловкость в явно искусственных ситуациях общения, которые к тому же усугублялись соревновательным моментом; испытывали ли они некие положительные эмоции? Почему? С чем это связано? Ведущий направляет разговор в русло серьезного анализа.

? Моя любимая игрушка.?

“ У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми, получив игрушку? Что это? Плюшевый мишка? Кукла? Как ее звали? И где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о своих чувствах которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями. Ведь вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. И приступайте…

“ Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем доверить друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовке. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будите по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы не искренны и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто хочет первым?”

Примерное содержание карточек:

“ Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…”

“ Мне очень трудно забыть, но я…”

“ Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…”

“ Мне бывает стыдно, когда я…”

“ Особенно меня раздражает то, что я …”

“ Мне особенно приятно, когда меня…”

“ Знаю, что это очень трудно, но я…”

“ Иногда люди не понимают меня, потому что я…”

“ Думаю, что самое важное для меня…”

“ Когда я был маленький, я часто…”

“ Вы уже многое узнали о себе и о других членах группы. Многое мы смогли и понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Не всегда все устраивало нас друг в друге. Сегодня каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. О том, что он осознает в себе как комплекс, как внутренний барьер страх или иную помеху, который в чем-то мешает. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Это может быть и положительная черта, но в ее крайнем проявлении, например, отзывчивость- вы не можете никому ни в чем отказать, хотя сами от этого страдаете. На это вам дается 3 минуты.

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить.

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры.

Выберите одного из ваших товарищей по группе и изложите ему эти контраргументы, подтвердив их примерами.

? Представьте себя ребенком?.

В каждом из нас до сих пор находиться ребенок.

Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми.

Основа нашего жизненного сценария- то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас радные и учителя.

Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

Перед студентами ставиться задача: выбрать себе иностранное имя и заявить о себе присутствующим от этого имени. Студенты по кругу выполняют задание. Затем каждый высказывается о своих ощущениях, почему он избрал это имя.

-Случаен ли выбор тех имен, которые мы себе присваиваем?

-Какую роль в жизни человека играет его имя?

-Не испытывает ли кто-нибудь из вас дискомфорт от своего имени? Принимаете ли вы его?

Один из участников садится в центр круга. Группа задает ему 5 вопросов. Это могут быть вопросы в рамках определенной социальной роли или любые другие. Например, вопросы как студенту, как будущему учителю, как сыну( дочери) и т.д.

Затем следующий желающий садиться в центр круга. Ему также задаются 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких “но”, “если” и т.д. Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пересекать каждую попытку самокритики, самоосуждения.

Другие члены группы не задают вопросы, не высказываются, они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся по очереди.

После этого преподаватель предлагает всем попытаться провести “инвентаризацию” своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

Затем студенты объединяются в группы по 2-3 человека и обсуждают, как смогли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями.

В заключение участники возвращаются в общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны.

“ Приветствуя, сегодня друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с каким животным (птицей) вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации. Участники располагаются тради­ционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например, сидящему справа, уста­навливая контакт. Таким образом, этюд приве тствия осуществляется по кругу.

Во время разговора двух участников оста­ льные члены группы должны внимательно слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта. Участник, который не может сразу сказать, какое живот­ ное или птицу напоминает собеседник, вправ е пропустить контакт, но он должен извини­ ться перед партнером и попросить разреше­ ния объяснить свою ассоциацию, но только после окончания этюда”.

“ Каждый член группы должен сейчас выбра ть себе партнера. В течение 3 минут один из вас в устной форме будет описывать состояние, настроение, чувства, желания своего партнера. Тот, чье состояние описывают, долже н или подтвердить правильность и достове рность предположений, или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментировать выска зывания друг друга. Настройтесь на пониман ие друг друга, посмотрите на человека, ко торый сидит рядом с вами. О чем он сейчас думает, что чувствует, о чем мечтает? Именно он, а не кто-то другой, и тем более — не вы! Ведь другой человек — это целый мир! Приоткройте его для себя. Как вы думаете, что вас ждет в этом путешествии в другой мир? Время на обмен информацией в одной паре — 5 ми­ нут.

Затем вы поменяетесь ролями, и тот, кто «писывал состояние партнера, будет слушать о себе”.

“ Сформулируйте основные цели, кото рых вы хотели бы достичь в ближайшее вре­ мя. Что вас ждет в перспективе? К чему стре­ мится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших це­ лей:

Мои основные цели:

А теперь главное — подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для достижения этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью?

У вас есть на это 10 минут. Успехов вам!”

? Твое лучшее качество?

“ На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Все члены группы, свободно передви­ гаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е, подчеркивать лучшее качество партнера, ко­ торое вы в нем видите и цените больше все­го. Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы”.

? Прокуроры и адвокаты?

“ Сегодня последнее занятие тренинга. Мно­ гое мы узнали друг о друге, многое успели сделать. Сейчас мы проведем серьезное и по­ лезное упражнение. Один из вас на некоторое время станет “обвиняемым”. Он садится на от­ дельный стул. С левой стороны от него в один ряд садится половина участников, которые выступают в роли “прокуроров”. Их основная задача — найти слабые стороны “обвиняемо­ го”. “Прокуроры” могут выдвигать свои обви­ нения либо коллективно, когда от имени группы выступает один представитель, выра­ жающий общее мнение после обсуждения всех поступивших предложений, либо инди видуально.

Другая половина группы (сидящая с пра­ вой стороны от “обвиняемого”) выступает в роли “адвокатов”, основная задача которых — указать присутствующим на положительные, сильные стороны “обвиняемого”. Эта группа также может работать либо коллективно, ли­ бо индивидуально. Задача участников — ак тивно отнестись к личности “обвиняемого”, помочь ему еще раз более полно осознать как свои слабые, так и сильные стороны. После высказываний “прокуроров” и “адвокатов” у “обвиняемого” есть право задать любой из сторон вопросы, если ему что-то непонятно в “обвинениях” или в “доводах защиты”.

В конце занятия проводится подведение итогов. Затем каждый участник отвечает на вопросы, возникающие у других членов груп­ пы. Активно включается и сам тренер, кото­ рый теперь может поделиться и своими впе­ чатлениями о группе (в разумных и допусти­ мых пределах).

И в заключение каждому из вас пожелание: “Мужества — изменить то, что можно изме­ нить в себе.

Смирения — принять то, что изменить в себе невозможно.

Разума — чтобы отличить одно от другого”.

Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один из участников рассказывает другому, какое хорошее впечатление тот на него произвел. Говорить следует тепло и искренне. Партнер, выслушав и поблагодарив, старается сказать в ответ как можно больше хорошего. Затем участники обмениваются впечатлениями.

В конце тренинга

Участники группы делятся впечатлениями по поводу проведенного занятия. «Что понравилось?», «Что нет?»,»Что узнали нового?» Проводится итог и анализ тренинга.

infourok.ru

Коррекционно-развивающая программа для подростков "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"

Цели программы: Помочь подросткам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение

Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2 — 3 упражнения ), рефлексию ( в рисунках ), ритуал прощания.

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
  2. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
  3. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4 .
  4. Рефлексия занятия — оценка занятия. Арттерапия, беседы.

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.

Занятие 1. «Знакомство».

Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест.

Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ведущий задаёт вопросы; подростки по кругу отвечают

-Тебе нравиться твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Подростки должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Подростки встают в ряд («друг другу в затылок»), впереди стоит один водящий, каждый подходит и что — либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу.

Участники занимают удобное положение, удобную позу.

Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас.

Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения подростки встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Цель: напомнить имена участников, настроить на рабочий лад.

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока подростки не вспомнят все имена и, не переспрашивая, будут быстро передавать мяч.

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Участники хаотично раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что — нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если подростки испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение.

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Участники, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает подростку — бросает клубок ему ещё раз. Этот приём диагностичен: можно увидеть подростков, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернётся к ведущему нить должна быть размотана и находиться у каждого подростка в руке, т.е. имитация единого целого, каждый важен и значим в этом целом.

Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий. Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды» . Давайте поплескаемся!

В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес подростков).

Цель.Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Психолог предлагает подросткам нарисовать самого себя в трёх зеркалах:

  • в зеленом — такими, какими они представляются себе сами;
  • в голубом — такими, какими они хотят быть;
  • в красном — такими, какими их видят друзья .
  • Цели. Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

    Подростки встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».

    Ритуал завершения занятия

    Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

    Занятие 3. «Настроение»

    Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразит.

    Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.

    Ведущий говорит с подростками об изменении их настроения и самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

    Рисование на тему «Моё настроение»

    Цели. Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.

    Ведущий приготавливает заранее мокрые альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили.

    Упражнение «Тренируем эмоции».

    Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

    Ведущий предлагает подросткам:

    а) нахмуриться как:

    б) позлиться, как:

    в) испугаться, как:

    • в милиции;
    • птенец, упавший из гнезда;
    • при встрече с злой собакой;
    • г) улыбнуться, как:

      Игра «Передай улыбку другому»

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai