Самооценка адекватная высокая

Самооценка и стиль управления у руководителей государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Менумеров Артем Валерьевич, Гребнева Арина Александровна, Мишуточкин Станислав Евгеньевич

Изучена взаимосвязь самооценки руководителя государственной службы со стилями его управления. Показано, что по мере нарастания общительности, стремления к борьбе, склонности к реализации авторитарного и демократического стилей руководства, а также уменьшения зависимого стиля поведения и снижения стремления реализовывать попустительский стиль руководства повышается самооценка руководителей государственных учреждений.

Self-estimation and management style among the heads-civil servants

The correlation of civil service managers' self-esteem and their management style was investigated. It is shown that with the growth of sociability, desire to fight, inclination to implementation of democratic and authoritarian leadership styles, as well as reducing the dependence behavior and desire to implement permissive style of leadership, the self-esteem of managers of public institutions is raised.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Менумеров Артем Валерьевич, Гребнева Арина Александровна, Мишуточкин Станислав Евгеньевич,

Текст научной работы на тему «Самооценка и стиль управления у руководителей государственных служащих»

?литиздат, 1975. — 304 с.

5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — 392 с.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — 320 с.

7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. — 443 с.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

САМООЦЕНКА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ -ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Артем Валерьевич Менумеров, аспирант,

Северо-западная академия государственной службы, г. Санкт-Петербург,

Арина Александровна Гребнева, магистр,

Станислав Евгеньевич Мишуточкин, магистр, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Ключевые слова: государственный служащий, самооценка, стиль управления, лидерские качества, межличностные отношения.

SELF-ESTIMATION AND MANAGEMENT STYLE AMONG THE HEADS-CIVIL

Artem Valerevich Menumerov, the post-graduate student,

Northwest Academy of Public Service, St.-Petersburg,

Arina Aleksandrovna Grebneva, the master,

Stanislav Evgenevich Mishutochkin, the master,

St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

The correlation of civil service managers’ self-esteem and their management style was investigated. It is shown that with the growth of sociability, desire to fight, inclination to implementation of democratic and authoritarian leadership styles, as well as reducing the dependence behavior and desire to implement permissive style of leadership, the self-esteem of managers of public institutions is raised.

Keywords: civil servant, self-esteem, management style, leadership skills, interpersonal relationships.

В последние годы в стране в условиях изменений социальной и экономической ситуации, быстро меняющихся технологиях управления производственной сферой резко возросла потребность организаций в квалифицированных управленческих кадрах [1-5].

Проблемой данного исследования является изучение личностных феноменов, связанных с характеристиками руководящей деятельности у сотрудников государственной службы. Существует множество различных факторов, оказывающих влияние на специ-

фику руководящей деятельности, однако в данной работе нас интересуют, прежде всего, психологические особенности личности руководителей-госслужащих, поскольку значение личностного фактора в любой деятельности очень велико. Как известно, формируясь и развиваясь в процессе жизнедеятельности индивида в обществе, психологические свойства его личности в свою очередь накладывают определенный отпечаток на его поведение. Это проявляется в стиле деятельности и общения с другими людьми. Специфический для данной личности стиль оказывает определенное влияние на эффективность выполняемых ею общественных функций [1-3,6,7,10].

Группа личностных характеристик достаточно многочисленна (уровень образования; характер трудовой мотивации; ценностные ориентации; уровень притязаний; само-отношение; лидерские качества; наличие профессиональной подготовки и т.д.), и охватить ее в пределах одной работы не представляется возможным. В нашем исследовании мы уделяем особое внимание самооценке как конструкту, имеющему «ядерный» статус в системе психологических феноменов, влияющих на особенности взаимодействия человека с окружающей его социальной средой и являющимся основным внутренним рычагом саморегуляции поведения и деятельности. Исследованию роли самооценки в регуляции поведения и деятельности посвящено много научных трудов [3,4,7]. В рамках данной работы нам представляется целесообразным рассмотреть самооценку как детерминанту особенностей социального, в частности управленческого взаимодействия госслужащих именно в контексте проблемы руководящей деятельности и ее характеристик.

Изучение самооценки в руководящей деятельности имеет значение, как с теоретической, так и практической точки зрения. Теоретическая актуальность обусловлена тем, что исследований, посвященных взаимосвязи стиля руководства и самооценки, очень мало, они не систематизированы и нуждаются в более глубоком осмыслении, обобщении и анализе.

Учитывая, что эффективность руководящей деятельности связана с особенностями самооценки целью работы является исследование взаимосвязи самооценки руководителя-госслужащего со стилями его управления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследовано 160 государственных служащих, средний возраст 36,4±6,8 года, из них 55 человек — с высоким уровнем самооценки, 70 человек — со средним уровнем самооценки и 35 человек с низким уровнем самооценки; отнесение к указанным группам осуществлялось на основании методики для диагностики самооценки личности С.А. Бу-дасси, а также экспертных оценок; экспертами выступали 3 непосредственных руководителя оцениваемых лиц.

Были использованы следующие методики: методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; методика изучения лидерских качеств Л.В. Шалагиновой; методика для оценки стиля руководства В.П. Захарова; методика «Р-сортировка» В. Стефан-сона для оценки основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе [8,9].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ самооценки у руководителей-госслужащих, осуществляемый нами по методике А.С. Будасси, позволил выявить следующие особенности (табл. 1).

В дальнейший анализ нами были взяты только руководители с адекватной высокой самооценкой и адекватной средней и низкой самооценкой.

Обследование руководителей, проведенное по методике исследования личностных качеств лидера Л. В. Шалагиновой позволило выявить следующие особенности.

У 30% руководителей отмечался высокий уровень развития лидерских качеств, у 42% — средний уровень и у 28% — низкий уровень развития лидерских качеств.

Особенности самооценки у обследуемых руководителей-госслужащих

Самооценка высокая неадекватная 6

Самооценка высокая адекватная 40

Самооценка средняя адекватная 20

Самооценка низкая адекватная 16

Самооценка низкая неадекватная 8

Анализ лидерских качеств у руководителей показал, что максимальные оценки у них отмечаются по шкалам умения управлять собой, осознание цели, влияния на окружение, умения работать с группой.

В то же время у них отмечаются минимальные результаты по шкалам творческого подхода при решении управленческих задач, а также по знаниям организаторской работы.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости работы по повышению знания организаторской работы и творческого подхода при решении управленческих задач руководителями госучреждений.

Анализ результатов по методике В.П. Захарова и А. Л. Журавлева у руководителей с различным уровнем самооценки отражен в таблице 2.

Стили руководства у руководителей с различным уровнем самооценки (в %)

Показатель методики Высокая (п=55) Средняя (п=70) Низкая (п=35)

Методика оценки стиля руководства Авторитарный 17 7 5

Демократический 80 66 27

Попустительский 3 27 68

Выяснилось, что по мере нарастания лидерских качеств у руководителей увеличивается среди них доля тех, кто реализует демократический стиль руководства.

При этом у руководителей с высоким уровнем самооценки отмечается требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Для них характерно стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Они демократичны в принятии решения.

У руководителей с низким уровнем самооценки преобладают снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Руководители госучреждений со средним уровнем развития самооценки занимают промежуточное положение.

Нами также осуществлялся анализ основных тенденций поведения человека в реальной группе и его представлений о себе у руководителей с различным уровнем развития лидерских качеств на основании использования методики «Р-сортировка».

Проведенное исследование по методике Р-сортировка позволило выявить следующие особенности (табл. 3). Оценка достоверности различий показателей методики Р-сортировка в группах руководителей с высоким, средним и низким уровнем самооценки осуществлялась по 1-критерию Стъюдента.

Оказалось, что для руководителей с высоким уровнем самооценки свойственны независимость, активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

Основные тенденции поведения руководителя в реальной группе и представлений о ____________________себе у лиц с различным уровнем самооценки_______________________

Высокая (п=55) Средняя (п=70) Низкая (п=35)

Зависимость 4,1±0,4* 7,2±0,4 5,9±1,7

Независимость 13Д±0,4* 11,2±0,3*** 12,4±0,6

Общительность 6,3±0,6 5,4±0,4*** 10,5±0,5**

Необщительность 13,2±0,4 13,2±0,5*** 9,5±0,5**

Борьба 12,4±0,5* 7,4±0,5*** 9,6±0,4**

Избегание 7,5±0,6* 11,2±0,4*** 9,2±1,2**

Примечание: * различия между высоким и средним уровнями самооценки р<0.05; ** различия между высоким и низким уровнями самооценки р<0.05; *** различия между средним и низким уровнями самооценки р<0.05.

Для руководителей с низким уровнем самооценки характерны низкие показатели общительности, избегание «борьбы», стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Руководители же со средним уровнем самооценки занимают промежуточное положение между этими двумя группами. То есть они характеризуются как в меру общительные, контактные, стремящиеся образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами, независимые, склонны к борьбе только в критических ситуациях, избегают конфронтации в межличностных отношениях, им свойственно внутреннее стремление к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и моральноэтических.

Результаты проведения корреляционного анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь психологических характеристик у руководителей с самооценкой

Оказалось, что самооценка у руководителей-госслужащих имеет достоверные прямые связи с показателями общительности, борьбы, авторитарным и демократическими стилями руководства, а также достоверные умеренные обратные связи с показателями зависимости и попустительским стилем руководства (р<0.05).

Это свидетельствует о том, что по мере нарастания общительности, стремления к борьбе, склонности к реализации авторитарного и демократического стилей руководства, а также уменьшения зависимого стиля поведения и снижения стремления реализовывать попустительский стиль руководства повышается самооценка руководителей государственных учреждений.

1. Неадекватная высокая самооценка отмечалась у 6% руководителей, адекватная высокая — у 40%, адекватная средняя — у 20%, адекватная низкая — у 16% и неадекватная низкая — у 8%. Следовательно, у большинства обследуемых руководителей была выявлена адекватная высокая и адекватная средняя самооценка.

2. Руководители с высоким уровнем самооценки в основном используют демократический стиль руководства (80%), меньше — авторитарный (17%) и на последнем месте у них располагается попустительский стиль руководства (3%).

3. Анализ лидерских качеств у руководителей показал, что максимальные оценки у них отмечаются по шкалам умения управлять собой, осознание цели, влияния на окружение, умения работать с группой. В то же время у них отмечаются минимальные результаты по шкалам творческого подхода при решении управленческих задач, а также по знаниям организаторской работы.

4. Руководители со средним уровнем самооценки в основном также используют демократический стиль руководства (66%), на втором месте у них — попустительский стиль (27%) и на последнем месте у них располагается авторитарный стиль руководства (7%).

5. Руководители с низким уровнем самооценки в основном используют попустительский стиль руководства (68%), на втором месте у них — демократический стиль (27%) и на последнем месте у них располагается авторитарный стиль руководства (5%).

6. Для руководителей с высоким уровнем самооценки свойственны независимость, активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

1. Аверченко, Л.К. Управление общением / Л.К. Аверченко. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 216 с.

2. Бойков, Б.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащих / Б.Э. Бойков // Социология власти : информ.-аналит. бюллетень. — 1997. — Вып. 4. — С. 3545.

3. Горелов, С. А. Саморазвитие как важнейшее условие эффективности деятельности руководителя ОВД / С. А. Горелов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. — 2011. — № 3 (73). — С. 41-44.

4. Каразеева, Ж.В. Оценка успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих / Ж.В. Каразеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2010. — № 2 (60). -С. 62-67.

5. Кибанов, И.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учебное пособие / И.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 301 с.

6. Лукичева, Л.И. Управление персоналом : курс лекций. Практ. зад.; учеб. пособие / Л.И. Лукичева ; под ред. Ю.П. Анискина. — 2-е изд. — М. : Омега-Л, 2006. — 264 с.

7. Муртазина, Г.Х. Оценка профессионально значимых свойств специалистов по связям с общественностью / Г. Х. Муртазина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2009. — № 7 (53). — С. 77-80.

8. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. — Самара : Летопись, 2010. — 458 с.

9. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2007. — 350 с.

10. Шаш, Н.Н. Управление персоналом : конспект лекций / Н.Н. Шаш. — М. : Юрайт-Издат, 2007. — 175 с.

cyberleninka.ru

Своеобразным личным «барометром» человека является его самооценка. Ставя отметку тем или иным своим поступкам, индивид в конечном итоге формирует комплексное представление о собственной персоне. От того, насколько адекватно личность оценивает свои потенции, зависит успешность реализации ее жизненных проектов.

Без анализирования своего «Я», его достоинств и недостатков, немыслима жизнь полноценного индивида. Истоки этой глубинной внутренней работы следует искать в детстве. Именно тогда у человека складывается представление об уровне собственного «рейтинга» в обществе.

Специалистами выделяются следующие виды самооценки:

Людям с такой самооценкой нелегко добиться чего-либо значительного в жизни. Они привыкли во всех неурядицах винить только себя, зачастую не принимая во внимание объективных причин.

Как следствие, такой человек оказывается незащищенным перед проблемами, которые встают у него на пути. Замечания начальства, разлад с другом, чужое мнение , недоразумения в семейной жизни — все это способно выбить индивида с низкой самооценкой из колеи и даже погрузить его в пучину депрессии.

Если человек ставит перед собой цели, выполнить которые вполне в его власти, это говорит об объективности его самооценки. Он трезвым взглядом смотрит на свой потенциал и не впадает в крайности: не строит «воздушных замков», но и не опускает себя до «уровня плинтуса».

Индивид, правильно оценивающий собственные возможности, имеет все шансы достичь успеха в жизни. Он никогда не позволит неудачам сбить себя с намеченного пути. Адекватная самооценка практически всегда говорит о психологической зрелости личности.

Люди-«наполеоны» смотрят на себя как на избранников судьбы. Им характерно чрезмерное упование на свои силы, не соразмерное с реальным положением вещей. Окружающим непросто иметь дело с такими гордецами, поскольку они склонны принижать чужие достоинства и демонстративно превозносить до небес свои собственные.

Бытует мнение, что переоценка личных возможностей может действовать как катализатор в деле саморазвития . Но в действительности излишняя самоуверенность приводит в большинстве случаев к непониманию и изоляции.

Психологи различают еще такие виды самооценки:

  • «плавающая» или стабильная: зависит от душевного настроя человека в тот или иной момент его жизни;
  • частная, общая или ситуативная: определяется сферой оценивания или ситуацией.

Самооценка и уверенность в себе

Человек все время находится в процессе анализа самого себя. С самого раннего возраста он склонен сравнивать свой интеллектуальный или физический потенциал с такими же параметрами окружающих. Результаты этой напряженной внутренней работы и определяют степень веры человека в себя.

Излишняя застенчивость снижает качество жизни, препятствует социализации человека, его продвижению по карьерной лестнице. Твердая убежденность в своей моральной и физической силе является надежной порукой достижения успеха.

Адекватная самооценка и уверенность в себе отличают успешных людей. Проверить, относитесь ли вы к их числу, позволят следующие критерии:

1. Пули критики вас не задевают

Вы отдаете себе отчет в том, что несмотря ни на что ваше судно пришвартуется к намеченной гавани. Конструктивные замечания будут приняты вами к сведению, злопыхание завистников проигнорировано.

2. Вы легко переносите душевные коллизии

Неприятные сюрпризы судьбы воспринимаются вами с достоинством. Вы умеете философски переживать их и извлекать из случившего правильные выводы.

3. Оптимизм — ваша неотъемлемая черта

Вы умеете находить перспективы там, где другие люди видят тупик и впадают в беспросветное отчаяние. Потенциальные трудности не могут смутить вас, они лишь укрепляют в вас стремление их преодолеть. Несгибаемая целеустремленность позволяет вам достигать всего, что вы запланировали.

В определенный момент жизни человека на его отношение к себе влияют разные факторы. Так, в детстве он испытывает сильное воздействие со стороны родителей. Ребенок подражает взрослым, подсознательно стремясь завоевать их одобрение. Заданный уровень самооценки, полученный под влиянием отца и матери, прочно усваивается маленьким человеком.

На этапе переходного периода главным ориентиром становится мнение сверстников. Способность к адекватной самооценке в это время невысока. Из-за юношеского максимализма собственная значимость в глазах человека может быть неоправданно завышенной.

При вступлении во взрослую жизнь развитие самооценки начинает входить в более спокойную колею. Индивид уже имеет опыт межличностных отношений и может составить свой собственный психологический портрет. Будет ли он со знаком «плюс» или «минус», зависит от результата внутреннего самоанализа личности.

Что же предпринять для того, чтобы выглядеть в своих глазах достойно? Используйте для этого следующие рекомендации.

1. Удивите себя сами

Мы часто тратим немалые усилия на то, чтобы произвести на кого-нибудь выгодное впечатление. А что, если попытаться заработать уважение у самого себя? Достичь этого можно постоянной работой над своими недостатками и саморазвитием.

2. Намечайте цели и реализуйте их

Поднятие самооценки не всегда требует постановки недосягаемых планок и титанических усилий для их преодоления. Можете начать с небольших личных проектов. Маленькие победы могут стать прологом к большому успеху.

3. Найдите себе хобби

На досуге поразмышляйте о том, в чем вы бы смогли стать настоящим профи. Это может быть интеллектуальное творчество или спортивная стезя — на ваше усмотрение. Главное, чтобы нашлось дело, которое было бы вам по душе.

4. Взаимодействуйте с другими

Старайтесь быть полезным окружающим вам людям. Можете записаться волонтером в какую-нибудь местную организацию или начать передавать свой багаж знаний тем, кто в этом нуждается. Осознавая свою значимость, вы скоро почувствуете, как к вам возвращается уверенность в собственных силах.

Поднятие самооценки до адекватного уровня — серьезный труд. Но ничего в жизни не дается легко. Хотите заслужить уважение в глазах других людей и в своих собственных? Тогда развивайте в себе достоинства, работайте над «минусами» — и успех вам обеспечен.

rostduha.ru

daarija.ru-Высокая самооценка.wav 302.91 MB

daarija.ru-Высокая самооценка.mp3 68.69 MB

1 — Психика и психотерапия.mp4 206.75 MB

2 — Эмоции и отношения.mp4 167.1 MB

Oppitc_Samoocenka-Povyshay-svoyu-uverennost-.436521.fb2.mobi 4.32 MB

Oppitc_Samoocenka-Povyshay-svoyu-uverennost-.436521.fb2 2.47 MB

Самооценка. Повышай свою уверенность. Томас Лоренц, Штефан Оппитц.fb2 2.47 MB

4. Мозг. Инструкция по применению/02. МОЗГ день 2 (запись с камеры).mp4 1.53 GB

0. Самооценка/01. Самооценка.mp4 1.48 GB

005. Аудио — Мысли — 8 способов перестать бояться принятия неправильных решений.mp3 7.22 MB

019. Аудио — Мысли — Самосовершенствование и личностный рост.mp3 6.4 MB

021. Аудио — Мысли — Эгоизм и самооценка.mp3 4.71 MB

07. Трансперсоналка и экзистенционалка/Психодуховный кризис (2015)/Аудиовырезка/Психодуховный кризис.ogg 208.58 MB

01. Новинки/Синдром хронической усталости (2016)/Синдром хронической усталости.ogg 134.68 MB

2.1 — Внутренняя игра — Лайфстайл Люка.mp4 599.1 MB

И.Удилова, А.Уступалов. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.fb2 974.26 KB

И.Удилова, А.Уступалов. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.EPUB 452.18 KB

1.0 — Преодоление страхов — Принцип FOMO.mp4 599.02 MB

Social Circle Blueprint /2.1 — Внутренняя игра — Лайфстайл Люка.mp4 599.1 MB

Social Circle Blueprint_/2.1 — Внутренняя игра — Лайфстайл Люка.mp4 599.1 MB

day2/day2-part1.mp4 315.64 MB

day1/Day1-Part1.mp4 188.98 MB

Осозанные сновидения.rar 183.68 MB

Внутреннее Тело.rar 175.55 MB

Внутренний стержень и самооценка.rar 156.09 MB

059.Все лучшее что не купишь за деньги.mp3 174.68 MB

060.Часто задаваемые вопросы.mp3 95.96 MB

2002 Все лучшее что не купишь за деньги.mp3 174.68 MB

2012 Часто задаваемые вопросы.mp3 95.96 MB

2011 Депрессия и самооценка.mp3 12.85 MB

Адекватная самооценка. Как обрести уверенность в себе.mp4 1.7 GB

Мастер-группа Арины Полях Самооценка Занятие 4.mp4 378.72 MB

Мастер-группа Арины Полях Самооценка Занятие 1.mp4 339.76 MB

AST production — Самооценка. Продвинутый уровень.wav 65.95 MB

AST production — Самооценка. Продвинутый уровень.mp3 13.76 MB

Сексуальный магнетизм (мужская версия).wav 30.3 MB

zhongzifuli.ws

Самооценка адекватная высокая

В некоторых случаях человек не видит своих достоинств и циклится на пороках. Тогда ему точно необходим тренинг повышения самооценки. Но бывает несколько иначе, когда самооценка занижается по вполне объективным причинам…

Самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние. Расчет может быть или правильным, или неправильным. Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, а высокая самооценка – следствие правильных расчетов.

Вокруг сейчас только и слышишь: низкая самооценка, высокая самооценка, завышенная самооценка и заниженная самооценка. Такое ощущение, что люди только и заняты тем, что с утра до вечера себя «самооценивают» и «самоуверяются» в собственных силах. А самое интересное, что мало кто может дать простой и понятный ответ на вопрос: а зачем она вообще нужна, эта самооценка? Измерить, или же, правильнее сказать, оценить вашу самооценку, – это пожалуйста, уж извините за тавтологию. У вас низкая. А у вас — повыше. А вот у вас, батенька, чрезмерно завышенная! А теперь все бегом на тренинг по улучшению самооценки!

Тренинг — дело хорошее, но прежде чем что-то улучшать, не плохо бы понять, а что именно улучшать будем?

— Доктор, меня все называют козлом, и поэтому у меня низкая самооценка, что мне делать.

— Конечно, идти на тренинг по улучшению своей самооценки! Там вам сто раз скажут, какой вы хороший и замечательный человек, и ваша самооценка возрастет со страшной силой.

Самооценка помогает достичь цели

Есть три вида оценочного суждения, два из которых мы уже затронули. Перечислим их все: это смотреть на мир (оценка и реакции), это смотреть на себя самого (самооценка и перераспределение ресурсов), и, наконец, смотреть на себя и ситуацию в целом глазами третьего (прогноз и действие).

Это наша способность видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, и выстраивать свои реакции в зависимости от того, что воспринимают органы чувств. Так как в первооснове оценки лежит выживание, то первейшая ее задача – видеть опасность и угрозу, и реагировать на нее тем или иным образом.

Самооценка: что такое и зачем?

Два оппозиционно настроенных козлика столкнулись на узкой тропке, чтобы раз и навсегда разрешить весенний вопрос о любовном интересе к козочке. Так как козочка просто подчинится выбору более сильного, то козлики решают выяснить, кто из них сильнее, в честной козлиной схватке. Они угрожающе направляют рога, бьют землю копытцами и всячески дают понять друг другу, что сейчас они как следует покажут друг дружке козью морду.

Иногда бывает так, что они бьются долго и упрямо, а иногда и так, что стоит лишь одному с кличем, – мочить козлов! – бросится в атаку, как его противник перепугается и сбежит с поля боя. Может быть, бывает и еще как-нибудь, но в нашем рассказе это совершенно не важно.

А важно, например, то, что козлики хорошо видят рога друг у друга, но совершенно при этом не знают, какие рога есть у них самих. И, может быть, там совсем не рога воина, а маленькие и чахлые рожки? А мужики и не знают, как говорится! Зеркала нет, посмотреть и прикинуть, – а хватит ли рогов для честного боя? Да и ума нет, чтобы приобрести какое-то понимание собственной силы и значимости.

umapalata.ru