Рекомендации на повышение самооценки у детей

Методические рекомендации по формированию самооценки у младших школьников

по формированию самооценки

у младшего школьника

Как формировать самооценку у первоклассников.

Приходя в школу, дети с первых дней ждут от учителя отметок. Они хорошо знают, что «5»- это очень хорошо, а «2» — очень плохо, значимость других отметок относительно размыта. И важно с первых уроков полностью изменить представления детей об оценивании. Детей приучаем к мысли, что они пришли учиться новому, а это неизбежно ведет к ошибкам. Разве можно сказать сразу, что у тебя все получится? Этот мотив создает установку на то, что не нужно спешить сразу получить что-то за работу. Процесс обучения самоконтролю в первом классе полностью строится на мотивации. В качестве мотива могут выступать такие моменты: -создание игровой ситуации, где правильность выполнения заданий (а они должны соответствовать образцу, эталону) поможет какому-либо герою выйти из трудного положения или попасть в желаемое место; — создание ситуации «Порадуй своих родителей или учителя»; -ученик получает одобрение или похвалу героя, учащихся или учителя; -изредка возможен как вариант поощрения сюрприз – подарок: картинка, открытка. Следующим этапом работы является обговаривание критериев выполненной работы, причем обязательно по образцу в учебнике, прописях или эталону, предложенному учителем. Каждому ученику дается возможность сравнить себя с эталоном, увидеть свои погрешности, продвижения. Особо фиксируются удачи. Перед учителем встает проблема, каким образом фиксировать успех или неуспех. Отметка с первого класса заменяется оценочными высказываниями: «Молодец», «Умница», «Ты старался, но не все получилось», «Я огорчена», « Я рада»…. Результат деятельности учеников оценивался не только учителем, но и учащимися с помощью символов, значков и оценочных суждений. Сигналом успешности может явиться цвет, причем дети сами выбирают цвет и обосновывают, почему его выбрали. Например, красный цвет – получилось не все, дальше нужно постараться; зеленый цвет – путь к дальнейшим знаниям открыт, всё получилось хорошо, синий цвет – у меня пока получается плохо. Значками «+» и «- » также можно определить прибавление знаний. Выполнив работу ученик проводит самооценку, затем рядом может поставить оценочный символ сосед по парте или любой ученик( оценку которого желает получить ребенок), только затем оценивает учитель.

Формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Уже с первого класса необходимо воспитать у школьников внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); формировать положительные мотивы самоконтроля (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе. Но и здесь нужна подготовительная работа, которая будет способствовать правильному применению навыков самоконтроля.

Для этого учащимся необходимы следующие умения:

осмысленно воспринимать указания учителя, инструкцию и план предстоящей работы ( графические диктанты);

определять составные части заданий и выделять из них главное; (нарисуй ниточку , на ней 5 бусинок, раскрась так, чтобы по середине была красная);

выполнять задания по аналогии;

анализировать типичные ошибки и устанавливать причину их возникновения;

вырабатывать требования к заданиям;

формировать навыки рефлексивного опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сначала необходимо научить самоконтролю ,затем на этой основе формировать самооценку

Основные пути формирования самооценки младшего школьника

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребёнка. Первоначально оценка себя и своих поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием: родителей, знакомых, педагогов. По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, ( Нпр., первые дни ребенка в школе: учимся работать по цепочке, не получается, уже здесь можно предложить проанализировать причины сбоя в работе, оценить каждому ученику себя и поставить цель: быть внимательнее, следить за действиями одноклассников)подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

— отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);

— осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Исследования психологов показывают, что относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем работы учителя, глубоким знанием педагогом как жизни класса, межличностных отношений в нём, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося. Важную роль при этом играет владение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих функций педагогической оценки.

Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.

Работа в направлении изменения отношений со сверстниками является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.

Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может задействовать различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку( МОЙ ПОРТФОЛИО). Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, в виде ласкового касания или лёгкого удара. Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает, чувствует эти обратные связи. Используя их, он строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

Для того, чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками. ( Рисование на общем огромном листе )Даже простое растирание ладоней способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, еще и родителей нужно научить быть уверенными в себе, в своих успехах и в успехах своего ребенка.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

— игра;( организация и проведение игр в ГПД)

— разнообразные действия с предметами;

— исследование и экспериментирование;

— слушание музыки и сказок;

— беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

— возможность задавать вопросы и делать выбор.

Причем и родители должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе.

Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут и учителям и родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности. Очень часто ребенку покупают не то, что ему нравится, а то, что по мнению родителей лучше, но это палка о двух концах: у ребенка развивается низкая самооценка). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.

Выбор помогает детям:

— почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

— развить положительное отношение к себе;

— учиться выражать свой выбор;

— понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

— как можно чаще называть ребёнка по имени;

— хвалить ребёнка в присутствии других детей;

— отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;

— избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;

— не подгонять и торопить ребёнка.

Занятия физической культурой повышают не только функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, но и эмоционально-волевую сферу школьника. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Данная внутренняя борьба ребенка с собственными желаниями только закаляет его и придает ему большей уверенности в себе.

Формирование в человеке адекватной самооценки требует постоянного и сознательно организованного совершенствования системы общественного воспитания.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы учитель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.

При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребёнка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей со сверстниками и со взрослыми.

Иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Правильное формирование самооценки – это один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Для поддержания планки на достойной высоте следует методически заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащихся своих действий. Однако роль родителей в формировании адекватной самооценки ребёнка младшего школьного возраста не менее важна, чем роль педагога, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В сущности, самооценка – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже силу набирает стиль семейного воспитания, и самооценка начинает дифференцироваться. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

— педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

— и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

— работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

— педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

— педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

— обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

— проводить с детьми релаксационные игры;

— предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

— предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

— предоставлять детям возможность делать выбор.

-создать условия для формирования самоконтроля и самооценки.

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков взрослых. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

В дошкольном возрасте ребенок уже научился элементарным навыкам самостоятельности, может проявлять инициативу в организации своей игры. Первоклассник, входя в новую деятельность – учебную, где предметом становится знание и способы взаимодействия с ним, должен научиться теперь в новой деятельности быть самостоятельным и инициативным, поэтому должен осознать границы своей учебной самостоятельности, т.е. что я уже могу, а чего нет, чего знаю, а чего еще не знаю. Тогда инициативный шаг ребенка по освоению учебных форм поведения, исходящих из его познавательных потребностей, позволяет ему выходить за границы своих знаний, умений, навыков и возможностей. Инициатива – это претензия на новый социальный статус, социальный, культурный горизонт, который заявляется и который хочется удерживать. Поэтому мобилизуются уже имеющиеся знания, умения, навыки и формулируется заказ на новые. Если инициатива – это проектный шаг, то он в себя включает анализ, выстраивание идеального будущего, планирование, реализацию задуманного и анализ реализуемого, как и любой проект.

Приходя, ребенок не знает ни норм, ни традиций школы, не пробовал нового учебного действия, поэтому для успешного вхождения в учебную деятельность он должен получить полноценный действенный опыт учебного действия. Этот опыт складывается, на наш взгляд, из создания для ребенка возможности

При ориентировке ученик осваивает устройство класса, типы взаимоотношений с учителем и детьми, формы работы с предметным материалом. Здесь видна неустойчивость вхождения в формы работы (попадание в них чаще случайное). Дети легко начинают (сиюминутно загораются чем-то новым) и могут так же быстро выйти из этой работы, пробовать дальше все новое и новое. Этот период очень важен для детей, так как в нем складывается представление об устройстве учебного мира. Здесь важно не торопить ребенка, не порицать его за отказ от работы и за не доведение начатой работы до конца. На этом этапе, на наш взгляд, ребенок ищет в себе свой личный смысл в учении, своего пребывания здесь в школе, как ученика.

в опробовании нового,

При опробовании у ребенка появляются свои мотивы и цели для выполнения каких-то заданий. Здесь при ориентировке ребенок попадает в учебное чаще случайно, то здесь ребенок уже говорит: “ Я хочу делать это”. Это сигнализирует учителю, что ребенок из многообразия форм и типов работ уже выделяет что-то и оно наполнено каким-то личным смыслом. Здесь дети дольше сами удерживают задание. Здесь важно поддерживать ребенка, как ученика, который самостоятельно делает задание. Перейдя к опробованию, ребенок сделал выбор в сторону учения, тогда как на этапе ориентировки он еще “болтается” между игрой и учением.

Следующий момент – тренировка, возникает тогда, когда ученик начинает видеть смысл своего действия и образ идеального той работы, которую он делает, а также выделять операционно-техническую сторону той работы, которую он собирается делать. Образ идеального начинает видеться из действий учителя и других детей.

Тренировка обязательно параллельно востребует рядом этап презентации своей работы. Представление своей работы всему классу обозначает это как ответственный момент. Это место, в котором автор работы держит ответ за свою работу, т.к. другие дети класса и учитель как-то к ней относятся. Здесь возникает представление ребенка о полноте культурной формы. Чтоб отнестись к чужой работе на этапе представления, должны выделяться критерии оценки работы. Выделение критериев оценки особая, отдельная работа учителя с детьми.

После представления своей работы ребенок может вернуться в поле подготовки (доработки) своей работы (может вернуться на этап тренировки и там доделать, ещё потренироваться; может заново выбрать что-то из выделенных работ; или вновь вернуться на этап ориентировки, чтобы почувствовать свой интерес, свои формы учебы). У ребенка постепенно возникает разделение на два пространства – ответственное и подготовки.

в представлении результата работы.

При работе с вывешиванием детских работ учителю важно представлять как работы, в которых еще не выделены в этом коллективе критерии оценивания, так и работы с выделенными критериями. Первые создают эмоциональный настрой и отношения к работе, ощущение единого мира, целостности, а так же этап к расчленению – выделению критериев. Тогда как вторые работы выделенные критерии доводятся до инструмента, который потом используется в других работах и осознается в уместности использования, и становятся этапом к эмоциональному отношению и возвращению к целостности.

Мы рассмотрели оценивание в начальной школе, как этап начала становления самооценки. Тогда домашнее задание нами вводится как одна из форм становления самооценки. При выполнении домашнего задания ребенку необходимо удержать само задание, критерии оценивания такого типа задания, которое он выполняет, сформировать для себя и удержать свои претензии на оценку его работы. (Например, ребенок сделал работу правильно, но неаккуратно, но он не претендует на “5”, в которой учитывается и аккуратность). Чтоб сформировалась адекватная самооценка, необходимо осмысленное отношение ребенка к учебной работе, т.е. он мог ставить учебные цели, пусть небольшие, но для него осмысленные и важные. (Например, хочу научиться писать, чтоб написать письмо маме). Мог выбрать формы работы под свою цель, мог пробовать разные виды работ для формирования новой цели.

Таким образом, в 1-м классе для ребенка должны выделяться формы и типы работ, которые ему интересны и за которые он отвечает, т.е. оцениваются. Начинают формироваться критерии оценивания выделенных работ. В следующих классах расширяются формы и типы работ, а также критерии оценивания.

Вывешивание детских работ, как одна из форм оценивания в 1-м классе.

Этапы формирования оценочных умений

№п/пэтапы учитель ученик

1. диагностический — оценивает начальный уровень подготовки учащихся и создает информационный банк данных на каждого ученика по итогам педагогической и психологической диагностики. — участвует в определении «стартовых» возможностей.

2. подготовительный — организует усвоение норм поведения в школе. Задает образцы и критерии оценки работы. — овладевает условными знаками устного оценивания «+» — правильно, «-» — неправильно, «?» — не знаю как выполнять;

— знакомится с оценочной шкалой, с самооценкой, взаимооценкой;

— учится оценивать результаты своей работы по средствам сравнения с образцом.

3. основной — организует работу по формированию ретроспективной оценки:

а) проверяет работы учащихся, исправляет ошибки, ставит оценочные шкалы и предоставляет право на оценку самому ученику;

б) оценивает работу сам ученик сразу после выполнения задания по заранее выбранным критериям;

— дает готовые критерии для оценивания или совместно разрабатывает с учащимися;

— использует алгоритмы, памятки, схемы. — выполняет упражнения: на сопоставление, сравнение с образцом, с недостающими данными, на нахождение ошибок, выполнение роли «учителя», поэтапное выполнение действий, работа по готовым или самостоятельно разработанным алгоритмам, контрольным вопросам, таблицам, схемам, памяткам;- изучает пооперационный способ оценивания с помощью «Листа достижений»; -осуществляет оценивание индивидуальной, парной, групповой работы по содержанию или по виду деятельности.

4. заключительный — выстраивает процесс формирования оценочных умений, согласно трех стадий: первая стадия – подобное рассуждение, вторая стадия – частичное свертывание, третья стадия – максимальное сжатие;

— содействует повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности и развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

— формирует прогностическую и рефлексивную оценку. — выполняет оценивание предстоящей или законченной работы;

— производит соотнесение допущенных ошибок с образцом и планирует работу по их исправлению;

— пользуется различными видами оценки;

— умеет оценивать по критериям, данным учителем или самостоятельно выделенным, с учетом изучаемого материала.

schoolfiles.net

Как повысить самооценку ребенку: полезные рекомендации

Узнай особенности самооценки детей разных возрастов и способы ее повышения

Самооценка ребенка – это его отношение к самому себе, своим качествам, удачам, недочетам и примеривание своего места в жизни, среди людей. Очень важно, чтобы самооценка малыша соответствовала действительности, а не падала ниже плинтуса, повергая его в состояние апатии, страха, неуверенности в себе и даже депрессии.

Как происходит формирование и развитие самооценки ребенка, как помочь ему полюбить себя и заставить окружающих уважать его мнение, на что стоит обратить внимание в процессе воспитания и как поднять самооценку ребенку, читай на tochka.net.

Родители должны понимать, что самооценка ребенка чрезвычайно важна в процессе формирования его личности. Адекватное и правильное оценивание себя показывает, что малыш отдает полный отчет своим достоинствам и готов бороться с недостатками. А значит, делает первый уверенный шаг в социум, который его окружает, и свое успешное будущее.

Кто же из родителей не стремится вырастить самодостаточного, счастливого и уверенного в себе ребенка! Но тут важно понимать, что развитие самооценки ребенка на разных этапах его взросления происходит по-разному, и одинаковый метод помощи и воздействия не сработает.

Как же происходит формирование самооценки у детей на каждом возрастном промежутке?

  • Самооценка детей старшего дошкольного возраста, как правило, немного завышена. Такой ребенок только учится сопоставлять себя и мир, а потому такое положение дел вполне нормально. В этом возрасте родителям важно сформировать у малыша позитивное и достаточно высокое мнение о себе. Для этого старайся чаще хвалить ребенка, избегать в разговоре с ним частицы «не», давать малышу задания в соответствии с его возрастом, чтобы он мог их выполнить и обрадоваться, что у него все получилось.
  • Самооценка детей младшего школьного возраста уже больше приближена к нормальной. Становясь взрослее, детки учатся сравнивать себя со сверстниками и давать более объективную оценку своему поведению, реакции, способностям. К тому же, на этом этапе в их мировоззрение вносит свои коррективы система баллов, существующая в школе. А потому и родителям, и педагогам на этом этапе важно давать поступкам детей объективную оценку, не впадая в крайности, например, превознося слабого ученика и, наоборот, нивелируя талант одаренного малыша.
  • Чем занять ребенка в плохую погоду: 5 простых идей
  • Самооценка детей среднего школьного возраста уже вполне адекватна и соответствует действительности. Ребята в этом возрасте способны разобраться в своих успехах и неудачах, правильно охарактеризовать качества свои и одноклассников. У них происходит переоценка ценностей, авторитетным становится мнение сверстников, а не взрослых, появляется желание поспорить и отстоять свое мнение. Здесь взрослому важно не давить авторитетом, не конфликтовать с ребенком, не читать нравоучения, а удержаться в роли безусловного друга, готового прийти на помощь, подсказать и посоветовать. Также важно помочь ребенку раскрыть способности и таланты, найти любимое занятие, приобщиться к спорту, музыке, творчеству.
  • Особенности самооценки детей старшего школьного возраста характеризуются неуверенностью в своих силах. Это период преобразования из ребенка во взрослую личность, и далеко не у всех он проходит безболезненно. Любая критика в его адрес может быть воспринята в штыки или же принята близко к сердцу. Психика старшеклассников очень ранима, чувства обострены, самооценка либо зашкаливает, либо стремится к нулю. Именно этот период опасен уходом подростка в себя, он подвержен влиянию разнообразных течений, сект, опасных групп в соцсетях. Родителям следует очень аккуратно и бережно общаться с подросшими детьми. Не отталкивать их и не уходить от решения проблем. Не стоит сравнивать тинейджера с другими. Чаще говори ребенку том, что проблемы, которые кажутся ему непереносимыми, на самом деле ему по силам. Не запрещай самовыражаться, даже если ради этого он захочет покрасить волосы, сделать татуаж и т.п. Это явление временное, и если не усугублять ситуацию, она вскоре сама рассосется. Зато его самооценка не пострадает.
  • lady.tochka.net

    Поднять самооценку подростку — рекомендации для родителей

    Снижение самооценки — неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

    Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

    И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны — со стороны взрослых.

    Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

    Причины заниженной самооценки у детей

    • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
    • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
    • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.
    • Что делать родителям?

      Будьте достойным примером

      В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

      Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

      Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова — просто пустой звук.

      Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

      Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы — стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

      Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

      За что хвалить? Например, когда ребенок:

      • сделал что-то, требующее усилий;
      • выполнил какую-то работу;
      • проявил качество, которое мы ценим;
      • сделал то, о чем мы просили;
      • справился с чем-то;
      • был приветлив и отзывчив;
      • проявил мужество.
      • А также во множестве других ситуаций.

        Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

        Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны — и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

      • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
      • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
      • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

      Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

      Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». — «Как на это реагировали ваши родители?» — спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», — сказал отец дрожащим голосом.

      Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

      У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

      psi-doc.ru

      Игры для повышения самооценки ребенка

      Нередко отношение посторонних к нашим деткам зависит от их… самооценки. Замечали, наверное, что в детсадовской группе «мой замечательный сыночек» Вася справляется с заданиями, выступает на утренниках и не тушуется, если вдруг что-то вышло не очень. А Наденька, которую мама «ласково» называет то «моя растеряха», то «моя замараха», постоянно на задворках – стесняется и боится даже взяться за что-нибудь: «У меня не получится!» Чтобы у вашего малыша всё получалось – надо поднять его самооценку. Как? Сейчас расскажем!

      Вашему малышу отлично удаётся играть в догонялки – он самый быстрый в группе? Или ему лучше удаются шахматы? В детстве дошколят самый лучший способ реализоваться и увидеть свои успехи – игра. И, разумеется, положительная оценка со стороны. Не смотрите, что соседский Вася опять быстрее всех едет на велосипеде, зато ваш вон самую высокую башню выстроил!

      Учитесь находить положительное в своём ребёнке, не забывайте хвалить его. И помогите ему научиться тому, чем бы он мог гордиться.

      Помогают ребёнку стать увереннее в себе различные манипуляции с предметами, исследования, эксперименты. Некоторые из экспериментов (с разрешения воспитателя, разумеется) малыш может продемонстрировать ребятам из группы или деткам во дворе. Спорим, и самооценка у наследника повысится, и друзей станет больше?!

      Отлично работает на самооценку совместное чтение и прослушивание музыки с малышом – ему наверняка будет, что обсудить в садике! Особенно, если не будете отмахиваться с недовольным: «Я занята!» Малышу важно ваше внимание и общение, разговаривайте с ним, общайтесь. Обязательно отвечайте на вопросы, которые он задаёт. Старайтесь отвечать понятными для него словами.

      Позволяйте ему сделать выбор самому. «Даниил, какой ты хочешь самокат?» — не праздный вопрос. Если вы ограничены в средствах – предложите ребёнку выбор из двух недорогих игрушек.

      Берите ребенка с собой, когда едете покупать ему одежду. Спрашивайте.ю что ему больше нравится и какой он хотел бы купить.

      Малыш должен ощущать свою значимость!

      Не забывайте поиграть с малышом. Дочка укладывает пупа спать в кукольную коляску? Отобразите зеркально её действия: «А давай-ка я медведя тоже спать положу, одеялом накрою». Сынок хочет поиграть с машинками? Отлично. Взялся за зелёную? Отреагируйте: «Я синюю машинку возьму». Демонстрируйте, что вам нравится играть с ребёнком и вы довольны ролью, которую малыш для вас выбрал. Такие действия помогут насладиться игрой и вам, и ребёнку. А малыш сможет почувствовать, что способен быть лидером, и что вам с ним не скучно.

      Обсуждаем услышанное

      Хорошо помогают повышать самооценку и игры, связанные со звуком. Для таких игр лучше выбрать спокойное время. Когда вам не нужно срочно спешить на работу. Садитесь с малышом рядышком, вам должно быть комфортно. Предлагаете закрыть глаза и послушать, что там происходит на улице. Машин проехала? А какая машина?

      Птицы запели? Обсудите, какие это птички.

      Более взрослым ребяткам можно ставить диски с детскими песенками или классиков. Но угадывать такие мелодии малыш сможет, если вы ставили эти диски регулярно и он к ним привык. Такие игры помогут ребёнку научиться концентрироваться на слухе, больше узнать о мире. Детки легко научатся различать звуки, заодно – улучшат речевые навыки. И, наконец, вы получите отличную возможность пообщаться.

      Под музыку можно ещё и потанцевать. Быстрая музыка? Стараемся танцевать в ритме. Медленная? Сбавляем темп. Танцуем вместе с малышом, ему важно ваше участие. Музыка замолкла? Становимся неподвижно. Малыш уяснил смысл игры? Предложите ему самому включать и выключать магнитофон, выбирать музыку. Малыш пополнит словарный запас, станет более эрудированным, пластичным, ощутит свою значимость: он ведь сам выбирает, под какую музыку вы будете танцевать!

      Под музыку можно поиграть и в игру зеркало. Постарайтесь изобразить на лице музыкальное настроение. И обсудить музыку. «Лицо у тебя грустное? Почему? Потому что музыка грустная? Почему ты решил, что у музыки такое настроение?» Предлагайте ребенку самому выбрать диски с музыкой. Вообще, чаще предоставляйте ребёнку выбор. «Ты хочешь вот эту футболку? Или тебе больше нравится вот эта?» «А какой ты бутерброд больше хочешь?» Просите ребёнка обосновывать свой выбор. Так ваш ребенок ощутить свою значимость, научится делать выбор и обосновывать его, научится слушать и отстаивать свою точку зрения. Сами не заметите, как у него вырастет самооценка.

      А можете… что-нибудь сделать вместе! Можно купить готовый набор гончара или ткача, нарисовать специальной краской очаровательный рисунок на чашке.

      А можете создать что-нибудь оригинальное из подручных средств. К примеру, возьмите кусок старых или ненужных обоев. И на белой стороне (которую предварительно можно выкрасить в белый) вместе нарисуйте чудесный луг, на котором можно «гулять с куклами». Или город со знаками и дорогами, в котором можно «гонять на авто». Такой город или луг «проживут» куда дольше, если наклеить их на картон.

      Такие занятия помогут малышу научиться планировать свою работу, разовьют воображение, умение генерировать идеи, наконец, разовьют мелкую моторику, умение работать с бумагой и фломастерами. И конечно будут способствовать развитию речи – не забывайте общаться с малышом во время создания ковра.

      Впрочем, повышать самооценку чада – труд не одного дня. Важно помнить, что каковы бы ни были результаты вашей работы – не стоит срываться и вести себя непоследовательно. Низкая самооценка вашего малыша может быть связана с вашей низкой самооценкой. Или с трудной ситуацией в семье. И в том, и в другом случае может понадобиться консультация у семейного психолога.

      Не забывайте, что малыш нуждается в вашем внимании, терпении, заботе и понимании.

      Воспринимайте вашего ребенка как УНИКАЛЬНУЮ личность со СВОИМ мнением, собственными недостатками и особенностями. А наградой за ваши старания будет счастливый и успешный ребенок, который знает, что он хочет и умеет этого добиваться. Удачи вам!

      mama12.ru

      Программа Психокоррекции Самооценки Подростков

      Программа коррекции застенчивости и самооценки в подростковом психических состояний и некоторых особенностей личности подростков с.

      Целью нашего исследования является изучение изменения самооценки в Программа психолого-педагогической коррекции самооценки подростков.

      Пути формирования и способы коррекции самооценки дошкольников, младших школьников и подростков. Программа тренинга.

      Психолого-педагогическая коррекция самооценки. Другие документы, подобные Психологическая коррекция низкого уровня самооценки в подростковом возрасте. . 2.2 Задача Программа по аналогии коррекции с ритуалом застенчивости приветствия. и самооценки Объект психокоррекции: в подростковом возрасте. дети 6 лет с низкой самооценкой Объ?м . Комплекс упражнений составлялся на основе программ: 1. Моралова В.Г., Фролова Л.П. «Психологические основы коррекции личностного. программа психологической коррекции самооценки Данная позиция человека связана с низкой самооценкой. Люди, имеющие низкий уровень самооценки, склонны приуменьшать свои качества и свои . Данную задачу могут выполнить только различные методы психологической коррекции. 3.1 Программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с учетом их гендерных . в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. . реализация программы психолого-педагогической коррекции самооценки студентов . 3

      Серкова А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших . – 229 с. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и. 1.3 Средства коррекции самооценки. 1.4. Психологические особенности женщин 30. . Разработана программа коррекции образа тела и самооценки, которая рекомендована к использованию в работе тренеров по шейпингу. Программа коррекции застенчивости и самооценки. . совета Протокол № ___ от « . __ 2011г Программа психологической коррекции неблагоприятных психических состояний и некоторых особенностей личности подростков с . Направлено на коррекцию самооценки и уровня притязаний. Программа коррекции застенчивости и самооценки в младшем школьном возрасте. . Программа психологической коррекции состоящей из занятий, направленных на сплочение коллектива, выработку навыков сотрудничества и навыков общения, с. Программа «Коррекция самооценки» | The Solution Шпаргалки по психологической коррекции психологический факультет. Выпускная квалификационная работа. Психолого – педагогические условия коррекции самооценки учащихся 9-х классов. . Разработать и реализовать программу коррекции самооценки учащихся 9-го класса. Программа психологической коррекции Психокоррекция Программа психологической коррекции и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллектуального развития (для . 2-й блок: Формирование адекватной самооценки повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка. [Психокоррекция] АПК-программа «Уверенность». | Форум ТОГУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная. . коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение активности и самостоятельности детей. . ребенка, выявление конкретных страхов, формирование индивидуальной программы психологической коррекции. . психологической работы по развитию и коррекции. Разработана программа коррекции образа тела и самооценки, которая рекомендована к использованию в . * ления самооценки. Психологи определяют самооценку как психологический процесс, имеющий в своей основе сравнение. . пособие к программе «Развитие адекватной самооценки. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции». . Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций . Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Программа психологической работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет (групповая форма) . Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я. Индивидуальная программа коррекции страхов — Скачать Коррекционной программа уровня самооценки детей. Программа «Коррекция самооценки». Проблемная самооценка может быть заниженной, завышенной и плавающей. . понимание, почему Вы считаете себя недостойной (счастья, хорошего отношения, денег) и психологические упражнения. *К ВКР приложена Программа психолого-педагогической коррекции самооценки подростков. . Отчет предназначен для студентов — психологов, проходивших психологическую практику в школах. — снижение тревожности. — развитие «образа Я» (повышение самооценки, самопринятие . Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет: Метод. пособие для студ. по . Руководство практического психолога: Психологические программы развития. 27 марта 2013 Психологическая коррекция низкого уровня самооценки. . педагогические условия коррекции самооценки. Программа психокоррекции эмоциональной сферы детей. Поэтому организации учебно-воспитательного процесса необходима целенаправленная работа по коррекции самооценки младших школьников. Цель коррекционной программы для этой группы детей: создание. 9. Программа коррекции неадекватной самооценки подростков. . 1. 2. 3. Разработать программу психологической коррекции своей личности и выполнить ее. Психолого — педагогическая коррекция самооценки. Реферат на тему: Формирование и коррекция самооценки по предмету Психология. . Содержание 1. Роль самооценки 2. Неуверенность и низкая самооценка 3. Как преодолеть неуверенность 4. Положительная самооценка 5. Содействие. Формирование и коррекция самооценки — Психология.

      Особенности консультирования подростков. Характеристика Программа коррекции застенчивости и самооценки в подростковом возрасте. Описание.

      2) коррекционная программа по коррекции заниженной самооценки у подростка посредством арт-терапии позволит нивелировать.

      Данная позиция человека связана с низкой самооценкой. Люди, имеющие низкий уровень самооценки, склонны

      По повышению самооценки подростка;; по обучению ребенка способам снятия. На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце.

      scotex.weebly.com