Понимание любви в психологии

3.5. Проблема любви в современной философии и психологии

В культуре 20-го века к теме любви стали обращаться не только философы и писатели, но и ученые, прежде всего, психологи. Любовь стала предметом эмпирического изучения – про неё пишут в учебниках по психологии личности и социальной психологии, проводят эмпирические исследования, защищают диссертации и т.п.

На мой взгляд, наиболее интересной, продуктивной сегодня выглядит концепция бытийной любви, созданная сторонниками гуманистической психологии, в частности, А. Маслоу, В. Франклом, Э. Фроммом. И именно на ней я и хотел бы остановиться.

Бытийная любовь сегодня считается наиболее близкой к любви подлинной, настоящей. Её характерные признаки обобщены мной в статье, посвященной творчеству греческой поэтессы Сафо:

любимый выступает в качестве цели, а не средства… такая любовь бескорыстна;

уважение свободы любимого, полное доверие к нему, в результате — отсутствие ревности;

любовное отношение ко всему миру, включая природу и других людей;

конгруэнтность, искренность в выражении чувств по отношению к любимому;

цельность как любовь ко всему существу любимого;

приоритетная направленность на душевные и духовные качества любимого… 47 .

Антиподом бытийной любви выступает любовь собственническая, главное в которой – желание владеть, распоряжаться другим существом, на основе чего вырастает такое чувство, как ревность. Вот как об этой любви пишет Эрих Фромм (1900-1980) в работе «Иметь или быть?» (1976): «Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её» 48 .

Однако, 20-й век обогатил наши представления о любви не только введением концепта «бытийной любви» как единственно подлинной, достойной человека формы отношения не только к людям, но и ко всему, что нас окружает – природе, обществу, Космосу. Можно отметить и ряд других достижений в понимании любви.

Тот же Фромм выступил с критикой устоявшегося мнения о том, что любовь – это чувство, «волнение души» (Декарт). По Фромму, любовь хоть и связана с чувством влюбленности, но все же является не чувством, а чем-то более глубоким и ответственным. В работе «Искусство любить» (1956) Фромм рассматривает любовь с разных сторон, раскрывая её сущность:

во-первых, как «искусство, такое же, как искусство жить», которому можно и нужно учиться 49 ;

во-вторых, как «единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности 50 ;

в-третьих, как «активную силу в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних» 51 ;

и, наконец, в-четвертых «любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство» 52 , т.е. забота о другом.

Таким образом, главное у Фромма – это понимание любви как «формы продуктивной деятельности», которая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею» 53 .

Такое видение любви, трактовка её как деятельности, а не как чувства, закономерно приводит американского ученого к критике романтической любви, которая в 20-м веке уже не считается образцовой, идеальной, «правильной» любовью. В работе «Человек для себя» Фромм настаивает: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, — ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение» 54 .

Для современной философии и науки также характерно разведение, а порой и противопоставление любви и влюбленности. Первая отличается стабильностью, долгосрочностью, вторая – недолговечна, непрочна, эфемерна. Любовь достигается трудом самого любящего, её надо холить, пестовать, взращивать, тогда как влюбленность приходит и уходит к любящему помимо его воли и усилий. В учебнике Дэвида Майерса «Социальная психология» влюбленность называется любовью-страстью, которая определяется как «физиологически переживаемое биологическое возбуждение, вызванное человеком, которого мы считаем привлекательным» 55 . Главный дефект такой любви – её краткость: «страстная влюбленность может сохраняться в течение нескольких месяцев, иногда – пару лет, но… никакая страсть не может быть вечной» 56 .

Иное дело любовь-дружба, определяемая как «нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной» 57 . Такое чувство не так «горячо», однако оно может согревать годами, десятилетиями, и именно оно является залогом крепкой семьи. Какое же чувство ближе к подлинной любви?

По-видимому, второе, хотя и роль первого нельзя отрицать, но лишь как предварительное условие. Страстно влюбленные, понимая, что страсть не вечна, что её максимальный срок жизни составляет 1,5 – 2 года, должны за это время построить здание «любви-дружбы»: страсть будет угасать, но её место будет занимать дружба.

В целом же, в центр внимания современной философии стоит проблема разграничения подлинной и суррогатной, настоящей и поддельной, глубокой и поверхностной, возвышающей и унижающей любви. Эта проблема – проблема поиска, описания, объяснения, пестования и пропаганды настоящей, бытийной любви и является, на мой взгляд, главной в современной литературе – как философской, так и научной – посвященной теме любви. И, наверное, не случайно поиски такой любви особенно обострились в наше время, ибо наш век поистине – это век «дефицита любви» 58 , не секса, не страсти, не вожделения, а именно настоящей, подлинной любви. Поэтому и остаются актуальными слова французского моралиста Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), сказанные им более 300 лет назад: «Любовь одна, но подделок под неё тысячи» 59 .

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Проблема любви – одна из центральных в истории философии, начиная с античности.

2. Первым философом, который поставил любовь в центр философии, был Эмпедокл, для которого Любовь – это универсальная космическая сила притяжения, противоположная Ненависти.

3. У Платона выделяются две основные формы любви: духовная и телесная, первую он возвышает, вторую – осуждает.

4. В христианстве любовь понимается как милосердная любовь к ближнему, любовь – главная заповедь для христианина, любовь покрывает многие грехи, и стоит выше любых других чувств и видов деятельности.

5. В современной философии главным в понимании любви является открытие психологов-гуманистов о том, что любовь – это не столько чувство, сколько искусство, мастерство, которому надо учиться, и что мера любви – это сила чувств, а мера моей заботы о любимом.

6. Главной парой противоположностей в современном понимании любви является дихотомия бытийной и собственнической любви. Первая – это «любовь просто так», она не требует ничего взамен, просто радуется тому, что любимый есть и он прекрасен. Собственническая любовь связана со стремлением лишить объект любви свободы, контролировать и управлять им, эксклюзивно пользоваться. Главный признак собственнической любви – это ревность. Чем сильнее ревность, тем в большей степени моя любовь приближается к идеалу собственнической любви и тем дальше удаляется от любви бытийной.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 201-204, 448-464, 473-476, 488-491.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 314-332; Ч.2. С. 219-224, 247-258.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 212-221, 230-239, 284-296, 398-418.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.87-142.

Киричек А.В. Бытийная любовь в «философии сердца» Сафо / Сборник статей V международной практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». – М.: МФЮА, 2005.

Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М., 2002.

Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.

О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Русский Эрос, или Философия любви в России – М.: Прогресс, 1991.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.

Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика – М.: Искусство, 1991

Философия любви. Ч. 1. (Под общ. ред. Д.П. Горского) – М.: Политиздат, 1990.

Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин – М.: Политиздат, 1990.

Франк С.Л. Смысл жизни / Вопросы философии, 1990, № 6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990.

Фромм Э. Человек для себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Шарден Т. Феномен человека. М., 1987.

Шелер М. Положение человека в космосе. Избр. произв. М., 1994.

1 Древнегреческому софисту Протагору принадлежит мысль о том, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Сократ же свое философское кредо выразил словами: «Меня интересуют не деревья в лесу, а люди в городе, ибо первые не могут меня ничему научить, тогда как у каждого из людей я могу чему-то научиться».

2Персонализм— философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью. Сформировался в кон.XIXвека в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов), получил развитие в 30-х гг.XXвека во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер).

3Философская антропология(в узком смысле) — идеалистическое течение в западноевропейской философииXXвека, преимущественно немецкой, основанное в 1920-х гг.Максом Шелером (1874-1928)иХельмутом Плеснером (1892-1985).

4 Здесь нелишне напомнить, что родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал вопрос о сущности человека центральным для философии в целом. Именно к вопросу: что есть человек? сводятся три других основных вопроса кантовской метафизики: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

5«…человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Однако эту характеристику Аристотель счёл, видимо, недостаточной и добавил к важнейшим чертам человеческой природы также наличие речи («один только человек из всех живых существ одарен речью»), и нравственности («только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.»). По существу, Стагирит почти полностью предвосхищает классическую трактовку человеческой природы. // Цит. по: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2004 (наDVD) / статья «Аристотель».

6 См., например, фундаментальное исследование Л.В. Крушинского «Основы рассудочной деятельности у животных». М., 197 .

7 Имеется в виду работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», увидевшая свет в 1876 году.

8Классовая подоплёка этой теории сегодня очевидна: труд являлся одной из высших ценностей социализма, и названная теория вносила свою скромную лепту в поддержание идеологической стабильности в советском обществе. Сегодня эта теория не отброшена, не дискредитирована, а заняла подобающее ей место в науке в качестве одной из возможных гипотез, объясняющих появление человека.

9 Ефремов К., Ефремова Н. Эти бонобо знают английский получше нас! // Знание – сила, 2001, № 5, с. 62 – 71.

10 Отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют сознательность, деятельность и общественность в качестве трёх атрибутов, фундаментальных характеристик, «конституирующих саму человечность» человека. И хотя деятельность они не сводят к труду, а рассматривают более широко, как любую сознательную, целенаправленную, преобразовательную активность, в целом их позиция тяготеет к классической трактовке природы человека.

11 Вот что пишет по этому поводу Г.Я. Стрельцова: «Человек у него (т.е. у Паскаля) оказывается не просто «сгустком противоречий», а трагически раздвоенным и парадоксальным существом, непостижимым, по его мнению, ни для одной человеческой философии и понятным лишь с точки зрения христианской религии: грехопадение объясняет тот парадоксальный факт, что всякое совершенство в мире человеческом обременено своей противоположностью. «Какую химеру, следовательно, представляет собой человек! – восклицает Паскаль. – Какую диковинку, какое чудище, какой хаос, какой сгусток противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, глупый червь земной, хранитель истины, клоака неизвестности и заблуждений, слава и отброс вселенной! Кто распутает этот клубок?… Пойми, гордец, какой парадокс ты представляешь. Смирись, немощный разум! Молчи, глупая природа… Послушайте Бога» // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. – М.: Республика, 1994, с.195-196.

12 Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. / Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001, с.267.

13 Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990, с.323

14 Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990, с. 237.

15 Характерным симптомом невыносимого существования являются суицидальные желания и фантазии, подсчитывание дней до конца срока (тюремного заключения, службы в армии, отлучки любимого человека и пр.)

16 «Я был убеждён – размышляет герой Кундеры, — что вне сферы этого исторического руля (которого я опьяненно касался) нет жизни, а есть лишь прозябание, скука, изгнание, Сибирь. И сейчас я вдруг (после полугода Сибири) увидел совершенно новую и неожиданную возможность жизни: передо мной открылись забытые луга вседневности, сокрытые под крылом летящей истории, а на нём стояла бедненькая, жалкая, и, однако, достойная любви женщина – Люция» // Кундера М. Шутка. – СПб.: Азбука-классика, 2003, с. 99.

17 Один из фантастических способов перемещения в кажимое существование показан в фильме «Ванильное небо»: попав вследствие автомобильной аварии в «невыносимый мир», потеряв любимую девушку и лучшего друга, главный герой подписывает некий контракт и, умерев в реальности, продолжает долгую жизнь в виртуальном мире, где он полностью здоров, женат на любимой и т.п. Но в конце концов и это кажимое существование превращается в невыносимое. По-видимому, авторы фильма хотели показать, что иллюзорная жизнь никогда не сможет заменить реальную, но получилось не очень убедительно.

18 Чанышев А.Н. Любовь в Античной Греции // в кн.: Философия любви. Ч. 1. (Под общ. ред. Д.П. Горского) – М.: Политиздат, 1990. С. 44, 45, 53.

19 Ильин В.В. Политическая антропология. – М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 74-75.

20 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. С. 101.

21 Там же, с. 117.

22 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. С. 89-90

23 Бычков В.В. Идеал любви христианско-византийского мира // в кн.: Философия любви. Ч. 1. (Под общ. ред. Д.П. Горского) – М.: Политиздат, 1990. С. 68.

24 Цит. по: прот. Артемий Владимиров. Люта, как преисподня, ревность // www.pravmir.ru

25 Нарский И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени // Философия любви. Ч. 1. (Под общ. ред. Д.П. Горского) – М.: Политиздат, 1990. С. 111.

26 Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. I – М.: Мысль, 1989. С. 514.

27 Спиноза Б. Этика // цит. по: Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин – М.: Политиздат, 1990. С. 34.

28 Кондильяк Э. Сочинения в 3-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1982. С. 213.

29 Декарт Р. Указ. соч., с. 515-516.

30 Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика // Цит. по: Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин – М.: Политиздат, 1990. С.60.

31 Гегель Г. Лекции по философии религии // Цит. по: Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин – М.: Политиздат, 1990. С.62-63.

32 Русский Эрос, или Философия любви в России – М.: Прогресс, 1991.

33 Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика – М.: Искусство, 1991. С. 99.

34 Там же, с. 112.

35 Там же, с. 113.

36 Там же, с. 117.

37 Там же, с. 121.

38 Там же, с. 140.

39 Там же, с. 160.

40 Розанов В.В. Уединенное // Цит. по: Русский Эрос, или Философия любви в России – М.: Прогресс, 1991. С. 140.

41 Розанов В.В. Опавшие листья // Цит. по: Русский Эрос, или Философия любви в России – М.: Прогресс, 1991. С. 143.

42 Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). – М.: Прометей, 1989. С. 29.

44 Бердяев Н.А. . Эрос и личность (Философия пола и любви). – М.: Прометей, 1989. С. 96-97.

45 Там же, с. 118.

46 Там же, с. 141.

47 Киричек А.В. Бытийная любовь в «философии сердца» Сафо / Сборник статей V международной практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». – М.: МФЮА, 2005. С. 83.

48 Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. С. 53.

49 Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990. С. 20.

53 Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. С. 53.

54 Фромм. Э Человек для себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. С.107.

55 Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998. С. 562.

56 Там же, с. 565.

57 Там же, с. 566.

58 Философия любви. Ч. 1. (Под общ. ред. Д.П. Горского) – М.: Политиздат, 1990. С. 5.

59 Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин – М.: Политиздат, 1990. С. 221.

studfiles.net

понимание (англ. understanding, comprehending) — широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «понимание».

  • Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак — человек понимания. Я — человек исключительного понимания. Гете — человек всепонимания».
  • Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
  • Продукт процесса понимание — само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
  • понимание как одна из целей познания и обучения.
  • Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей. Противопоставляя понимание как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т.ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика, экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры — эта способность лежит в основе существования человека» (А.А. Брудный, 1998).

    понимание — это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов — предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку — концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.

    Для того чтобы понимание произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т.е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению. В трудах М.М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.

    понимание устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т.ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается Сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С.Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В.П. Зинченко)

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    1. Наиболее общее значение – психический процесс размышления, обдумывания или воображения.
    2. Более специальное значение – психический процесс формирования понятия.
    3. Внутреннее отношение к чему-то.

    предметная область термина

    понимание РЕЧИ (receptive language). В контексте языкового развития ребенка этим термином обозначается репертуар слов и команд, которые ребенок понимает, даже если не способен произнести их сам.

    СУБЪЕКТИВНОЕ понимание (Subjective knowing). понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намеки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.

    ТЕСТ НА понимание — любой тест, разработанный для оценки понимания ситуации, принципа или некоторого предварительно изложенного материала. Более специальное значение — тест, разработанный для оценки понимания прочитанного материала.

    www.persev.ru

    Этапы любви в психологии

    Романтически-прекрасной и бесконечной рисуют любовь только стихи и романы, в жизни же все этапы любви в психологии давно изучены, четко разграничены и «разложены по полочкам».

    Хотите знать, что будет после того, как розовые очки спадут с глаз, и вы обнаружите в своем ангелоподобном возлюбленном вполне себе человеческие (причем порой не слишком приятные) качества? Давайте попробуем вслед за психологами «препарировать» любовь.

    Как знать, что любишь

    Вы просыпаетесь на рассвете с улыбкой на устах от одной лишь мысли, что сегодня увидите Его?

    Вам не так важно, заговорит ли Он с вами, пригласит ли куда-нибудь, да и вообще – удостоит ли взглядом, главное – вы будете лицезреть предмет своей мечты хоть мимоходом (например, на утренней планерке в кабинете начальника или в общей столовой за обедом).

    Вас можно поздравить – вы влюблены! Признаками «патологического состояния» являются:

    • необъяснимая потребность любоваться объектом воздыхания снова и снова;
    • дрожь в коленках при его приближении;
    • внезапная робость при попытке обратиться к нему.

    Вспомним Пушкина — уж, казалось бы, трудно найти более опытного сердцееда! И тот признавался друзьям, что моментально теряется и не может найти слов для разговора, как только встречается в обществе со своей

    «Мадонной» — Натали Гончаровой. Обычному, простому человеку еще сложнее в такой ситуации! Но одной влюбленностью дело не ограничивается.

    С нее только все начинается. 7 или 5 стадий любви в психологии выделено на сегодняшний день. Почему цифры разные? Просто иногда ученые объединяют три последние стадии в одну, вот вместо семи и получается пять.

    Каждый период в отношениях пары имеет свои особенности. Посмотрим, каковы они.

    Какие мы проходим этапы любви в психологии

    Если кто-либо из ваших знакомых или родственников отмечает золотую свадьбу, это значит, что супруги успешно одолели соблазны всех 7 этапов и теперь благополучно пожинают плоды – переживают 7-ю стадию, которая и носит название «любовь».

    Между тем это слово нередко ошибочно используется при описании первой стадии – влюбленности.

    Влюбленность (она же: конфетно-букетный период, она же: шоколадный период)

    Влюбленность возникает под воздействием гормонов. Человек ощущает настоящую эйфорию, когда имеет возможность смотреть на потенциального партнера и говорить с ним. Когда чувство становится взаимным, радость многократно возрастает.

    Фото: схема круговорота в отношениях

    Никаких недостатков у членов пары как будто нет: они кажутся идеальными половинками целого. Они везде вместе, держатся за руки, временами так поглощены друг другом, что буквально не замечают окружающих.

    Именно в это время создается большинство удивительных по красоте стихотворений, портретов, совершаются различные подвиги во имя любимой (любимого). Этап прекрасный, но, к сожалению, не вечный: он длится примерно год-полтора. А что дальше?

    «Химия» перестает работать, буйство гормонов прекращается. Пара все еще воркует. Вопросы решаются совместно, желание уступать другому еще присутствует.

    Но приходит понимание: партнер-то, оказывается, не ангел, а просто человек. У него есть не только достоинства, но и особенности характера, проще говоря, недостатки.

    На этом этапе муж выясняет, что жена далеко не всегда бывает мила и уступчива, а жена вдруг понимает, что у супруга есть и другие интересы, кроме нее.

    Вновь важны для обоих становятся друзья и родные, партнеры словно возвращаются с облаков на грешную землю.

    Период отвержения (отвращения) – первое опасное для супружеского союза время. Психологи отмечают большое количество ссор и разногласий на этапе отвержения.

    Кто-то переживает отвращение спустя год семейной жизни, кто-то – спустя 3 года. Сроки индивидуальны. Но ни одна пара этот этап не минует.

    На первый план «вылезает» эгоизм: партнеры начинают показывать себя такими, какие они есть на самом деле.

    Муж покупает себе какую-нибудь дорогую электронную игрушку, несмотря на прежнюю договоренность откладывать деньги на совместное путешествие.

    Как признаться парню в любви, если стесняешься, смотрите в статье: как признаться парню в любви.

    Можно ли написать признание в любви девушке до слез своими словами по смс, читайте здесь.

    Что делать, если во сне мужчина признается в любви, смотрите здесь.

    Жена уходит на полночи в кафе с подругами, «забыв» приготовить ужин. Каждый живет своими интересами, мало считаясь с потребностями другого. Вот она – первая ловушка для любви! На этом этапе многие разводятся, не успев осознать ценность отношений.

    Если оба партнера понимают, что союз для них ценен, рано или поздно они умеряют требования к партнеру. Приходит осознание: нельзя «перекроить» супруга на свой лад, так, чтобы с ним было удобно.

    Можно лишь найти точки соприкосновения и на этой основе строить отношения дальше. И нужно менять себя: если хочешь добиться чего-то от партнера, необходимо учесть и его интересы.

    В этот период партнеры учатся принимать друг друга целиком, без упора на положительные или отрицательные стороны. Исчезают требования: для супруга (супруги) просто хочется что-то сделать, ничего не прося взамен.

    Есть ловушка и здесь, особенно для женщин: благодаря некоторым поведенческим особенностям своего пола они могут превратиться в неких жертвенных существ.

    Вспомните классический крик души жены во время бурной ссоры: «Я отдала тебе лучше 15 лет жизни! Я для тебя сделала все!». Если так хочется «сделать все» и «отдать лучшее», остановитесь: не надо жертвовать собой. К счастью это не приведет – лишь к разочарованию.

    Шестой этап любви носит еще название «дружба». Отношения строятся по разумному принципу: «Ты — мне, я — тебе». Каждый из партнеров умеет и отдавать, и получать.

    Количество «отданного» и «возвращенного» уже не взвешивается: нет необходимости, супруги просто знают, что каждый всегда подставит крепкое плечо в случае беды.

    Вот мы и добрались до итога: только последний этап развития отношений имеет полное право именоваться любовью. Каждый член пары принимает второго таким, какой он есть в действительности.

    Никто не пытается ничего «исправить» и «улучшить» в партнере. В ссорах в первую очередь каждый обращает внимание на свои ошибки.

    Признание своей вины – норма, а не признак слабости характера, и это теперь понимают оба партнера. Главная цель – не утвердить свое превосходство, а сохранить семью.

    Какими могут быть стадии любви в психологии по годам

    Вряд ли пары, которым удалось преодолеть соблазны всех этапов и подойти к итоговому, вспомнят, сколько месяцев (лет) продолжалась та или иная стадия.

    Видео: 7 стадий развития любви между мужчиной и женщиной

    Недаром народная мудрость «золотой» называет только дату 50-летия совместной жизни: должен пройти огромный временной отрезок, чтобы супруги стали, что называется, «не разлей вода».

    Многие отмечают, что к этому времени они даже внешне становятся похожими друг на друга.

    Зачем нам нужно знание стадий любви? Все просто: владея этой информацией, каждая молодая семья подойдет подготовленной к трудностям первых лет совместной жизни.

    Кризисы не будут заканчиваться разводом: они, наоборот, подтолкнут пару к новому витку отношений.

    Супруги, зная, что впереди их ждет высшая награда – любовь – преодолеют вместе все сложности, и их любовная лодка не наткнется на мель никогда.

    otveta.com

    Понимание любви в психологии

    Психология любви – это сфера непознанного, любимая тема тысячи поэтов, романистов и даже ученых. Поступки влюбленного человека до конца объяснить не может ни одно научное сообщество. Влюбленный – это загадка и одновременно вызов для науки. Ведь любовь существует автономно, живет сама по себе, не подчиняется законам логики и разуму. Она может оказывать на людей как разрушительное воздействие, испепеляя все внутри, так и созидательное, «вознося до небес». Большинство считает влюбленных лиц слегка сумасшедшими, а отсюда и саму любовь рассматривает как некую разновидность душевного недуга. Однако, по мнению ряда ученых, любовь является средством социализации индивида, механизмом его вовлечения в систему социальных взаимосвязей.

    Психология любви и отношений

    Взаимную любовь до смертного одра и счастливую семейную жизнь хотят иметь все люди на земле, но лишь некоторым «счастливчикам» удается реализовать эту мечту на практике. Доверительные и по-настоящему благополучные взаимоотношения сложатся исключительно в том случае, когда оба партнера приложат усилия в постижении различий психологии любви мужской и женской.

    Психология любви и отношений мужчины и прекрасного пола изрядно разнится. Так сложилось исторически, однако раньше это различие не воспринималось так остро, поскольку все отношения супругов выстраивались, в основном, на сложившемся по мере развития социума жизненном укладе. Существовали общепринятые устои, которые на протяжении нескольких тысячелетий гласили, каким образом должны вести себя супруги, также они предписывали им определенные обязанности. Современные взгляды на семейную жизнь, любовные отношения, внебрачные связи несколько изменились.

    Так, например, раньше роль жены сводилась лишь к бытовому обслуживанию семьи и заботе обо всех участниках семейных отношений. Сегодня женщины семимильными шагами отвоевывают себе право на индивидуальность, на возможность жить так, как нравится именно им, а не по указке. Резкая эмансипация представительниц ранее слабого пола привела к утрате взаимопонимания между мужской и женской частью населения. Вследствие чего, естественно психология женщин в любви, их поведение, настроение и психология мужчин в любви перетерпели довольно значительные перемены.

    Кроме того, что прекрасные фемины изначально по природе своей отличаются от представителей сильной половины, сегодня они как никогда подвержены не всегда благоприятному воздействию социума. Все это вместе делает их еще более непонятными для противоположного пола. У мужчины все направлено на конкретную минуту, организм их адаптирован к быстрому одномоментному выплеску энергии. Женщины действуют постепенно и пластичнее.

    Психология женщин в любви, в первый черед, обусловлена желанием продолжить род. Чувство любви делает дочерей Евы поистине женственными, оно раскрывает их красоту и обворожительность, делает нежными и покладистыми. Женщины гораздо слабее в физическом плане мужчин, по крайней мере, именно так изначально природой было задумано, однако новомодное повальное увлечение женщин тренажерными залами, делает спорным это утверждение для некоторого количества дам. В любом случае барышни намного выносливее сильной половины. Также у них более развито чувство ответственности, поскольку им необходимо заботиться о потомстве.

    Прекрасные фемины значительно эмоциональнее мужской части населения. Их эмоциональные проявления любви психология считает физиологической особенностью. Кроме того, эмоции являются важным составным компонентом материнского инстинкта. Ведь если у новоявленной матери не появляется с младенцем тесная эмоциональная связь, то зачастую она отказывается от него.

    В основном, вся психология женской любви связана со стремлением стать матерью. Ученые убеждены, что озабоченность прекрасных барышень внешним видом обусловлена желанием привлечь самцов, вызванным инстинктом продолжения рода. Генетически и физиологически обусловленным фактором является не склонность женщин к агрессивности. Еще одним важнейшим отличием дам от кавалеров можно считать подверженность женского настроения влиянию гормонального фона. Именно гормонами может быть вызвано, на первый взгляд, слегка неадекватное поведение избранницы.

    Психология любви и отношений, как понять, что тебя любят

    Для установления взаимопонимания в паре и доверительных отношений между партнерами, необходимо помнить всегда, что существует два абсолютно противоположных взгляда на реальность, что порождает различия в психологии влюбленного мужчины и женщины. Поэтому для успешных, счастливых и долговечных взаимоотношений необходимо изучить различия, которые заключает в себе психология любви и влюбленности, полового влечения и дружбы, а также умело совместить в семейной жизни все перечисленные четыре составляющие.

    Любовь с точки зрения психологии подразумевает под собой свободные взаимоотношения, базирующиеся на обоюдном счастье и взаимном доверии. Она в себе таит три аспекта: моральный (обязательства), эмоциональный (близость) и физический (страсть) аспекты.

    Моральная составляющая любви подразумевает готовность к принятию совместных решений проблем. Этот аспект основывается на уважении позиций и чувств партнера, нравственных устоев, интеллектуальных способностей и достоинства. Уважение является гарантом доверия и преданности в отношениях.

    Эмоциональная сторона любви заключается в близости, единении, дружбе. Любовь имеет неразрывную связь с дружбой, базисом которой являются общие взгляды, цели, устремления. У влюбленных партнеров дружба достигает своего пика вследствие внутренней близости и единства душ, когда личное превращается в общее и наоборот. Это радость за партнера, сопереживание ему, наслаждение его прикосновениями, которые заменяют слова, транслируют истинные чувства, сокрытые от других. Обычная дружба не подразумевает такой близости. Подобная интимность зарождается лишь тогда, когда помимо общих интересов в дружбе присутствует влечение.

    Физический аспект любви, базируется на страсти, характерном для этого поведения и возбуждении. Половое влечение такой силы, когда партнер – это единственный источник физического удовлетворения. Объект любви является самым желанным, и другие партнеры не привлекают уже.

    Все перечисленные аспекты психологии любви в равной мере важны для выстраивания и развития взаимоотношений. В различных парах могут существовать их разные комбинации, характерные для каждой разновидности любви. Но так называемая «настоящая любовь» базируется на этих трех аспектах, взятых в одинаковых пропорциях.

    Психология любви и влюбленности имеет свои отличительные признаки. Для партнеров, находящихся в состоянии влюбленности, важен интимный подтекст отношений, для любви интим не является приоритетным. Люди во влюбленности тянуться один к другому для избегания чувства одиночества, партнеры по-настоящему любящие друг друга самодостаточны, их внутренний мир характеризуется независимостью от партнера. Влюбленность характеризуется появлением восторженного состояния лишь в присутствии объекта, в любви же счастье непрерывно. Влюбленность – это желание обладать, а любовь – стремление давать. Первую можно сравнить с поведением малыша, которым управляет единственное желание «хочу», вторую – с поведением взрослого, умудренного прожитым опытом. Первая – опустошает, вторая – наполняет. Влюбленность требует наличия внешних атрибутов и подтверждений, любовь – это стремление пары двигаться в одном направлении.

    Поэтому, если волнует тема: «психология любви и отношений, как понять, что тебя любят», то в первый черед нужно научиться слушать собственное сердце, подмечать знаки вербального и невербального характера, а также понять, какое желание доминирует: брать или дарить.

    Психология мужчин в любви

    Сыны Адама женщинам видятся существами полными секретов и загадок, впрочем, аналогичного мнения и представители сильной половины о прекрасных феминах. Женский мозг постоянно терзают мысли: «о чем он думает», «как понять его действия», «что вообще творится в голове у него». Нередко мужское поведение просто ставит в тупик дочерей Евы. Как найти точки соприкосновения, когда нередко мужчины и женщины не хотят их находить? А если и хотят, то просто не знаю как.

    Психология мужчин в любви именно в этом призвана помочь. В первый черед, нужно понять один простой факт: все люди стремятся к счастью, однако представление об этом состоянии у каждого свое. Одному достаточно вкусно поесть для ощущения себя удовлетворенным собственным бытием, другой пройдет всю жизнь до конца, так и не познав счастья. Кто-то может увидеть прекрасное в привычных вещах и получать от этого удовольствия, другой после достижения очередной цели на пути к счастью, будет чувствовать себя опустошенным и несчастным, намечая перед собой следующую планку. При этом большинство людей испытывает аналогичные потребности – в безопасности, продолжении рода, уважении, любви. Это неотъемлемые человеческие стремления, порожденные инстинктами. Большинство мужчин неустанно повторяют, что при выборе дамы сердца они руководствуются следующими критериями: богатым внутреннем миром и умением вкусно готовить.

    Психология влюбленного мужчины такова, что представители сильного пола, сильно лукавят, называя эти критерии превалирующими при выборе второй половинки. В первый черед, сыны Адама в любовных отношениях основываются на соответствии барышни его стандартам красоты. Мужчина на подсознательном уровне делает свой выбор в пользу определенной девушки, основываясь, главным образом, на ее внешнем виде. Лишь значительно позже, в процессе коммуникативного взаимодействия, мужчина начинает оценивать внутренний мир избранницы и ее хозяйственность. Поэтому не нужно на первом рандеву расписывать парню все свои кулинарные достижения.

    Психология мужчин в любви обусловлена древними инстинктами. Следовательно, в мужчину вселяет уверенность собственная успешность. Отсюда можно вывести главные составляющие поведения сильной половины и их психологию любви:

    — непримиримое стремление покорить понравившуюся девушку;

    — склонность всегда доминировать во взаимоотношениях;

    — желание чувствовать собственное превосходство;

    — стремление нравиться другим дамам, и привлекать их взгляды;

    — потребность в любви и внимании.

    Психология мужчин в любви изначально базируется на банальном инстинкте покорять и завоевывать. Многие барышни замечали, что влюбленные парни способны на многое ради завоевания сердца любимой. Поэтому, если кавалер «поет» о любви и постоянно откладывает встречи, прикрываясь отсутствием времени, не отвечает на просьбы девушки, редко звонит, то это свидетельствует, что все его слова пусты.

    Инстинкт толкает представителей сильного пола на безрассудные, а порой даже слегка неадекватные поступки, ради восхищенного взора любимых глаз. При этом девушкам не стоит думать, что подобное бесшабашное поведение будет длиться вечно. Процесс покорения возлюбленной продолжается обычно недолго. Как только мужчина удостоверится, что в сердце избранницы он прочно воцарился, он все реже начнет дарить внезапные подарки и делать сюрпризы. Редкие представители сильного пола способны ухаживать за своей избранницей на протяжении жизни. Итак, красавица покорена, гордый завоеватель женских сердец уходит отдыхать, а на передний план выходит доминантный самец.

    Мужская психология в любви такова, что для представителей сильного пола очень важно доминировать в отношениях, быть главным в семье. Нередко женщины слышат высказывание из уст любимых, что они всегда правы, что все решения остаются за ними, и единственным аргументом в пользу таких фраз является их принадлежность к мужскому роду. Такое стремление главенствовать не обусловлено инстинктом, скорее оно зависит от воспитания, а также от модели взаимоотношений, принятой в семье мальчика. Адекватное стремление мужчины доминировать, не нужно воспринимать в качестве недостатка, бороться с ним и искоренять. Ведь женщины – это все же слабый пол, которому природой предназначено быть хранительницей очага, но никак не его защитницей. Хуже, когда супруге приходится тянуть на собственных хрупких плечах и мужа «добытчика» и детей.

    Психология мужчин в любви также проявляется в желании быть центром внимания избранницы. Парни довольно падки на похвалу. Поэтому своего любимого нужно хвалить, подчеркивать его уникальность, говорить, какой он добрый, умный и просто замечательный. При этом похвала не должна быть неприкрытой лестью. Недостаток дифирамб толкает супруга на поиск на стороне той, которая сможет оценить его достоинства.

    У мужчин в браке немного другие проявления любви — психология так говорит. Ведь для представителей сильной половины само слово брак ассоциируется с потерей свободы, а ведь они очень страшатся любых ограничений. Кроме того, неважно, сколько зарабатывает супруг, каков его социальный статус, он стремится командовать и быть главным. Порой у мужчин семья является единственным местом, где они могут самоутвердиться и отработать командный голос. Также «самцы» мечтают о хозяйственной жене. И тут неважно, у кого из супругов больше свободного времени, удел супруги – кухня. Впрочем, далеко не все мужчины, ведут себя подобным образом. Женщинам нужно запомнить, что даже если им попался самый покладистый кавалер, не стоит перегибать палку, отстаивая право принимать решения. Если мужчина ощущает, что его свободу слишком ограничивают и постоянно давят, то он в скором будущем, сбежит на волю. Мудрая и любящая супруга, дорожащая семейными отношениями, должна постараться наладить быт так, чтобы мужчина ощущал себя главой семьи при любых раскладах. Ведь для мужской части населения не так важна фактическая власть, сколько наличие номинальной.

    Психология мужчин в любви неразрывно связана с половым влечением и интимными отношениями. Ниже описана идеальная интимная жизнь с супругой глазами мужчины. Прежде всего, сильный пол должен ощущать себя на высоте в постельной жизни. Поэтому в этой сфере совместного существования женщинам не следует экономить восторженные возгласы и похвалы. В этой области отношений супруг тоже стремится доминировать и нужно ему это позволять. При этом не лишним будет, изредка проявлять инициативу и главенствовать в постели.

    Психология в постели представителей сильной половины полностью обусловлена их инстинктами. Именно поэтому мужчины в интимных отношениях всегда хотят ощущать себя сильными, умелыми, привлекательными. Если супруг будет чувствовать себя именно таким, находясь рядом с благоверной, то искать на стороне он точно никого не станет.

    Кроме профессиональной, интимной сферы мужчинам также важно реализовываться в своих увлечениях, например, рыбалке или конструировании моделей самолетов. Поэтому занимать позицию тирана, запрещая мужу заниматься тем, что доставляет удовольствие ему, не самая лучшая стратегия. Любые запреты сильный пол воспринимает в качестве ограничения свободы, что поведет собой стремление вырваться на волю. Мужчины – свободолюбивые существа, с которыми нужно уметь договариваться, а не действовать запретами. Любые ограничения в паре, неважно с какой стороны они идут, всегда наносят лишь вред взаимоотношениям.

    Не только женщинам хочется в браке ощущать себя словно за каменной крепостью, мужчинам также нужно знать, что они в безопасности, что их не предадут, любят и ждут, что примут их любыми, что поддержат их начинанья и помогут, в случае необходимости. Кроме того, мужчина не только сам должен ощущать себя в безопасности, но и окружать защитой всех дорогих его сердцу людей. Это тоже является проявлением врожденного инстинкта, который коротко можно сформулировать следующим установками: моя территория, моя собственность, моя жена и т.п. Ответственность за семью, собственное имущество, чувство собственника – все это также очень значимо для любого представителя мужской части населения. Поэтому, женщинам рекомендуется показывать своим любимым, насколько важно им ощущать защиту и поддержку со стороны супруга. Кроме того, нужно почаще говорить мужьям, что они сильные и мужественные.

    Женщинам следует стараться не упускать из внимания любой, даже самый незначительный успех своего мужчины. Лишь восхищение в глазах любимой и восторженные слова толкнут мужчину на дальнейшие свершения. Лишь с той женщиной мужчина проживет всю жизнь, с которой будет ощущать собственную уникальность и значимость.

    Что же, по сути, являет собой психология любви и отношений, как понять, что тебя любят?

    На самом деле, знание основ мужского поведения и главных аспектов психологии – это главный помощник слабого пола в плане завоевания сердца возлюбленного. С возрастом приходит мудрость, а путь к знаниям открыт всегда, было бы желание. Лишь понимание специфики поведения влюбленного мужчины позволит построить здоровые, длительные и счастливые семейные отношения. И если любимый начал все реже делать сюрпризы, не стоит поддаваться панике, считая, что избранник разлюбил. Ведь он просто мог решить, что уже покорил любимую, следовательно, ему теперь необходимо заботиться о материальном благополучии, а подарки подождут.

    Первая любовь психология

    Редко можно встретить субъекта, который в юности либо в поздней молодости не пережил бы первой любви, чувства, когда при виде объекта воздыханий подкашивались ноги, бросало в жар, захватывало дух, потели ладошки и пересыхало во рту. Когда постоянно хотелось быть рядом с возлюбленным, видеть его, слышать. При отсутствии взаимности, часто плохое настроение, потеря сна и аппетита, взгляды, брошенные тайком, тихие вздохи, и, наоборот, при взаимной любви – эйфория, буйство красок, счастливое настроение, повышенная трудоспособность, энергия просто бьет ключом, желание обнять всех прохожих и подарить им хоть чуточку своего тепла.

    Считается, что первое чувство самое чистое, незамутненное корыстолюбием, похотью, желанием обладать. Первая любовь – это возвышенное чувство, к которому отношение всегда только самое серьезное. Ведь стоит ей зародиться в душе, как все остальное моментально уходит на задний план – забрасывается учеба, спортивные тренировки, хобби. Все уходит, остается лишь один объект воздыхания. Но первая любовь не может длиться вечно. Она, как и все остальное в жизни проходит, но раны может оставить довольно глубокие.

    Несмотря на душевные муки, которые порой оставляет за собой первая любовь, многим приносит удовольствие вспоминать о ней, рассказывать о своих переживаниях. Некоторые люди, пережившие в глубокой юности это прекраснейшее чувство, убеждены, что это была любовь с первого взгляда, психология же говорит обратное.

    Первая любовь — психология отношений . Невозможно с первого взгляда влюбиться в чужого человека, можно лишь испытать чувство притяжение тел, которое может перерасти в нечто более глубокое, однако для этого необходимо время. Мгновенно чувство любви не зарождается. Для возникновения настоящей любви необходим опыт взаимоотношений, единство душ, устремленность в одну сторону, терпение и понимание, общность взглядов, установок, интересов и принципов, желание разделять вместе все радости и возникшие горести. С первого взгляда все перечисленное появиться просто не может.

    Любовь с первого взгляда психология отрицает, ведь любовь – это не просто чувство, не впечатление мгновения, это труд обоих партнеров, помноженный на время.

    Психология воспринимает первый опыт любовных отношений в качестве важного личностного испытания. Она утверждает, что завершающий этап формирования личности зависит именно от того, как переживет человек состояние влюбленности.

    Всякий человек являет собой социальное существо. Он живет в социуме, который диктует ему определенные условия проживания, модель поведения и т.п. Проживая очередную роль, каждый человек точно знает, как ему себя вести. Например, ребенок понимает как ему нужно вести себя, взрослые знают, что делать для семейного благополучия. А вот при появлении чувства первой любви человеку самому приходится принимать решения, думать, как поступить. В этой роли индивид оказывается одновременно и учащимся, и экзаменатором. Тут не существует прописанных правил, поскольку их просто невозможно прописать. Ведь любовь иррациональна. В ситуации первой любви человек уже не успешный студент или заботливый отец. Здесь ему приходится открываться в отношении к избраннику. Являть себя перед любимым неприкрытым, таким, каким есть в действительности.

    Переживая это высокое чувство, никто не гадает о том, какой у возлюбленного автомобиль, какая квартира, статус родителей, материальная обеспеченность. Это чувство пронизано романтикой, светом и чистотой, но нельзя к нему относиться поверхностно, поскольку первая любовь может, как одарить безвозмездно, так и сломать человека.

    Однако больший интерес вызывает тот факт, что настоящее первое чувство любви является редкостью. Можно встретить множество индивидов, которые не переживали это чувство, но есть и такие, которые по прошествии многих лет не могут забыть объект первой любви, что довольно пагубно влияет на самого человека.

    Психологи убеждены, что первое чувство любви должно быть завершено. О нем должны остаться лишь приятные легкие вспоминания, навевающие либо радость, либо грусть, но не тоску или депрессию. И уж тем более не нужно возвращаться к пережитым отношениям. Возвращение к былому обрекает человека на еще большие мучения. Так называемому «застреванию» на объекте первой любви способствует неудачному браку. Ведь неудовлетворенность сегодняшней жизнью ведет к идеализированию прошлых отношений.

    Следующим фактором, вызывающим желание вернуть объект первой любви, является структура личности человека, склонная к расщеплению чувств. Например, замужняя женщина вроде любит собственного супруга, но одновременно прокручивает в голове другие возможные варианты. И если возможность предоставляется, то дама устоять не в силах.

    Нарциссические наклонности являются третьим фактором, обуславливающим возвращение к былым отношениям. Эгоизм, самолюбование, восхищение собственной персоной не позволяет позабыть то время, когда было столько восторга, восхищения, столько нежных и приятных слов было произнесено любимым.

    Но самым значимым фактором считается предрасположенность людей существовать вне времени. Для них существует лишь одна категория «всегда». Такие люди воспринимают все ранее произошедшее, людей, былые отношения, как составляющую собственной жизни сейчас, вопреки тому, что прошло много лет, ситуация изменилась и вернуть уже ничего нельзя. Нарциссические личности воспринимают первую любовь не как прошедшее чувство, с а как нечто непреходящее.

    Но опаснее ситуация не тогда, когда люди «застопориваются» на первом чувстве, а тогда, когда люди вообще не пережили это чувство в юном возрасте, когда первая любовь наступает в сорокалетнем возрасте. Такая ситуация катастрофична, даже несмотря на возвышенность и созидательность этого чувства, на положительные эмоции, которые оно в себе несет. Катастрофичной ситуацию делает то, что в этом возрасте у каждого человека уже сложен определенный жизненный уклад, у некоторых уже есть семьи, дети, работа и все, что необходимо для дальнейшей счастливой жизни. И тут вдруг нежданно-негаданно приходит чувство, переворачивающее все в жизни, меняет привычный уклад и даже рушит семьи. Ведь жизнь без объекта воздыхания бессмысленна. В этом таится главная опасность запоздалого чувства первой любви.

    Требуется понимать, что первая любовь – психология утверждает рано или поздно настигнет каждого. Она может быть взаимной либо безответной, но запомнится на всю жизнь. Ощущения, порождаемые ею, помогают человеку заново узнать себя. Первая любовь нужна для того, чтобы научить людей любить.

    psihomed.com