Ислам муж не дает развод

Если муж не дает развод

Муж не дает развода, что делать

Бывает так, что вроде бы все нормально, уедет из дому, без скандала, в хорошем настроении. А потом пропадает или трубку не берет, или телефон отключает.

Приезжает домой поздно, пьяный, и начинает доставать. Я понимаю, что лучшая защита — нападение, но я ведь не железная, ну 30 минут, ну час, а потом я срываюсь, мало того, что он все время врет, пьет, уже столько раз обещал и мне, и детям, что бросит, так еще и цепляется ко мне, даже если я молчу и не начинаю скандал.

Первый муж не дает развода.

идете в суд по месту вашего жительства и подаете заявление на развод, в заявлении так и пишите что давно совместно не проживаете и где ваш муж сейчас вы понятия не имеете (или как вариант пишите тот адрес где он раньше жил) В суд естественно он не явится и вас спокойно разведут.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.

Какие документы нужны при разводе?

Если муж отказывается давать развод? Могут ли нас развести без согласия мужа

1 ответ. Москва Просмотрен 453 раза. Задан 2011-07-28 09:51:21 +0400 в тематике «Семейное право» Если муж не даёт развод могут ли без его согласия развести?

хочу развестись а он не хочет даже слушать — Если муж не даёт развод могут ли без его согласия развести?

хочу развестись а он не хочет даже слушать. далее 1 ответ. Москва Просмотрен 507 раз. Задан 2012-08-19 08:16:59 +0400 в тематике «Семейное право» Развод без согласия одного из супругов — Развод без согласия одного из супругов.

«…Если Вы мне не поможете, видит Бог, я что-нибудь с собой сделаю. Вот уже двадцать лет я бита и клята.

Муж дважды ломал мне руку, пробивал голову, пинал в живот, когда я носила ребенка. Ушла бы от него, да уйти мне некуда. Это дом от мамы остался, она умерла от инфаркта, видя, как он надо мной издевался.

И ее он бил не раз, пока она была жива.

Милиция им не занимается, говорит: дело семейное, разбирайтесь как хотите. В лучшем случае брали в вытрезвитель и отпускали, а платить приходилось мне.

На коленях я стояла и просила:

А он смеется в лицо, говорит: схороню тебя и другую найду, попокладистей.

По ночам, ирод, спать не дает, скандалит. Ухожу на работу не выспавшись и вся больная».

Семейным кодексом РФ предусмотрено, что развод может осуществляться, как в судебном, так и во внесудебном порядке. Дело о разводе рассматривает мировой судья, если у супругов есть несовершеннолетние дети, и нет спора относительно порядка их воспитания.

Если сторонам не удалось договориться относительно судьбы своих чад, то дело рассматривается судом общей юрисдикции, то есть в районном суде (городском).

Если муж не дает согласие на развод произнесения

на страницу в интернете.

Они подают бракоразводному процессу письменной форме совместное заявление о расторжении брака в орган записи актов гражданского состояния. Жить стало легче, но пришла новая беда.

У нас сын 5 лет. И он отказался идти.

У нас двое несовершеннолетних детей.

А я сама актриса и замужем за актером. Наверняка там можете найти ответы.

Щенятник же, даже очень скромный, потянет не меньше, чем на 20000рублей.

Ислам в Азербайджане

По исламу, право развода (талак) принадлежит в семье мужчине.

Но если женщина по какой-то причине захочет развестись, она может потребовать талак у мужа. Самый приемлемый путь этого заключается в мирном решении вопроса путем переговоров. То есть женщина, подарив установленную во время брака мехрие (приданое, выплата которого является обязанностью жениха, а не невесты), может попросить взамен талак.

Причем не имеет значение, выплачивалась ли мехрие женщине до этого.

Муж грозится не дать развод

При подаче заявления о разводе Вы должны определиться, с кем будет проживать ребёнок.

Если спора по этому вопросу нет, то исковое заявление подаётся в мировой суд и в заявлении указывается, что ребёнок будет проживать с матерью. В отсутствие возражений отца о месте проживания ребёнка Ваше заявление может быть рассмотрено в срок не ранее, чем через месяц после подачи. Если отец будет возражать против развода, то суд даст вам на примирение может месяц, может два, но в совокупности не более трёх и потом независимо от его возражений разведёт.

msk-zalog.ru

Ислам муж не дает развод

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула.

Развод — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может продолжать супружеские отношения с ней, то он вправе дать ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

1.Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.

2.Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет.

Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет. Сказал Всевышний Аллах:

О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок…(Сура Развод, 65:1)

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими): "Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо когда вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте развод, когда у нее менструации завершатся".

Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Например говорить: "Ты — разведена два раза", или: "Ты — разведена три раза", или: "Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена". Повторять трижды "Ты — разведена" запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: "Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас".

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: "Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя". (Сура "Развод", 65:1)

Он также сказал: "А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный". (Сура "Корова", 2:229)

Поскольку развод — это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1.Необходимость соблюдения периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы. (Сура Сонмы, 33:49)

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет менструаций;

время до рождения ребенка, если она беременна.

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. Сура "Корова", 2:229

Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим. Сура "Корова", 2:230

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: "Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой".

"Как это?" — спросила жена.

"Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока". Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал следующее: "Развод — двукратен. ", ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы" (Коран, 2:229).

Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: "Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?" И она сказала: "Да". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).

В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего" (Абу Дауд).

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее:

"Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое" (Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) давал такие указания: "Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго" (Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто — лучший для своих жен. "Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам" (Тирмизи).

Однако Ислам — это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах:

"Мужья — попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах" (Коран, 4:34-35).

Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать "искать пути против" жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее.

www.razvod4you.narod.ru

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

m.islam-today.ru

Last update 11:39:31 AM

Мусульмане превратили похоронное бюро в мечеть

В американском городе Дэйтон диаспора турков-месхетинцев открывает первую мечеть, которая получила название Усман Гази. Мусульмане приобрели здание еще в 2014 году. До этого здесь располагалась похоронная служба, и здание много лет пустовало.

Полученный от розы урок

Розы всегда были моими любимыми цветами. Я всегда поражалась, сколь они совершенны – но лишь на мгновение. В этот краткий миг розы преподали мне бесценный урок, и то не было занятие по ботанике или садоводству. Это был подлинный урок жизни.

Дуа против беспечности сердца

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) очень часто повторял одно дуа и советовал сахабам постоянно читать его. Эта молитва помогает мусульманам оградить свое сердце от беспечности и глухоты.

Мусульмане названы самыми здоровыми жителями России

Мусульманские регионы признаны самыми «здоровыми» в России, так как уровень смертности в этих республиках оказался наиболее низким в стране. Об этом свидетельствуют данные рейтинга Министерства здравоохранения в соответствии с показателями убыли населения.

О воде Зам-зам сняли фильм

В Саудовской Аравии при поддержке президиума по делам двух Священных мечетей сняли документальный фильм под названием «Благословенная вода Зам-зам». Его презентация состоится на следующей неделе на конференции с участием советника хранителя двух Священных мечетей принца Халида Аль-Фейсала.

Мусульмане и мечети пострадали от сильного землетрясения

Два человека погибли, более 20 получили ранения различной степени тяжести в результате землетрясения в провинции Центральная Ява в Индонезии. Об этом говорится в сообщении национального Агентства по предотвращению стихийных бедствий.

В Татарстане откроется мусульманский пансионат

В начале нового учебного года в Балтасинском районе Татарстана откроется мусульманский пансионат «Ярдэм», рассчитанный на 30 мест. Он предназначен для мальчиков школьного возраста из малообеспеченных и многодетных семей региона.

Имамы Узбекистана получат жилье и зарплату

Президент Узбекистана подписал указ о совершенствовании деятельности религиозных организаций. Согласно этому распоряжению, все имамы и сотрудники Духовного управления мусульман страны будут обеспечены жильем за счет государства.

Сказка о капризной Тайтериш

Жили в давние времена старик со старухой. Они коче.

Богослужения в месяц Шабан

Шабан – второй из трех благословенных месяцев в му.

Уровень бедности в Газе стал критическим

Степень бедности в Секторе Газа достигла критическ.

Президент Франции признал право мусульманок носить хиджаб

Президент Франции Эммануэль Макрон высказался на т.

Пострадавшие от паводка семьи получили новые дома

Республиканский имам обрадовал жителей Казахстана.

Школьники Узбекистана наденут новую форму

В двух школах Узбекистана началось тестирование но.

В аэропорту Симферополя появилась комната для намаза

Помощник муфтия Крыма Раим Гафаров принял участие .

Амир Шахид: «Аллах привел меня к Истине»

Ассаламу алейкум ва рахматуллах ва баракатух. Меня.

Допустим ли тайный никах?

Что такое тайный никах? Может ли считаться дозволе.

Мусульмане превратили похоронное бюро в мечеть

Мусульмане названы самыми здоровыми жителями России

О воде Зам-зам сняли фильм

Мусульмане и мечети пострадали от сильного землетрясения

В Татарстане откроется мусульманский пансионат

Имамы Узбекистана получат жилье и зарплату

Уровень бедности в Газе стал критическим

Может ли женщина в одностороннем порядке расторгнуть брак?

Если женщину унижают и угнетают физически, то она имеет право на развод в одностороннем порядке. Это действие называется «фасх» (расторжение). Ислам защищает женщин от неугодного супружества. Есть и другое действие, которое называется «хульг» (освобождение).

Фасх совершается, если нарушаются права женщины в никахе или не выполняются условия, оговоренные попечителями (вали) невесты , а также в случае физических или умственных недостатков мужа, о которых попечители не знали до заключения брака.

Фасх можно совершать в одностороннем порядке, без возврата махра мужу. Как совершается этот развод? Для совершения фасха ваш попечитель должен обратиться к шариатскому судье, или к тому, кто выполняет его обязанности, или к авторитетному алиму, который имеет право отвечать на шариатские вопросы. Попечитель (вали) должен объяснить ситуацию, судья может позвать мужа для разъяснений обстоятельств. В этой ситуации судья (или алим, или имам мечети) совершает фасх, даже если супруг противится талаку. После этого женщина считается свободной от мужа. Если же у женщины нет никого, к кому можно обратиться, то попечитель (вали) совершает фасх самостоятельно. Если у женщины нет попечителей или они не разбираются в шариате и не хотят следовать закону Аллаха, а только руководствуются традициями, то, в крайнем случае, супруга может сделать фасх самостоятельно. При этом она должна быть полностью уверена, что муж нарушает её права:

— право на предоставление жилья;

— право на обеспечение едой и питьём;

— право на обеспечение одеждой;

— право на уважительное отношение к чести и достоинству;

— право на удовлетворение супружеских потребностей.

Если же нет веских причин для фасха и муж соблюдает все права женщины, но по каким-то причинам жена не выносит жизни с ним, то тогда супруга может просить хульг (освобождение) при условии возврата данного ей махра.

Женщина обязана вернуть махр , потому что является инициатором развода. Хульг может происходить только с согласия мужа, а фасх может состояться и без его согласия.

Считается ли развод в суде действительным по шариату?

После вступления в силу решения суда о разводе брак считается расторгнутым как с точки зрения светского права, так и с точки зрения закона, ниспосланного Всевышним.

Талак, произнесённый по телефону, считается действительным. Существуют разные мнения относительно SMS, но если супруг написал сообщение с твёрдым ниятом развода, то такой развод будет иметь силу.

Если бракосочетание состоялось только в ЗАГСе, как у наших родителей, то нужно посмотреть на соответствие условий. В шариате существует четыре обязательных условия, чтобы брак считался действительным:

— наличие жениха и невесты (мужчина обязательно должен быть мусульманином) во время бракосочетания в одном месте.

— выражение взаимного согласия на вступление в брак обоими молодожёнами.

— присутствие свидетелей (двоих мужчин, либо одного мужчины и двух женщин, исповедующих Ислам).

— договор о махре (брачном подарке для невесты). Это условие хотя и не является обязательным, однако имеет очень большое значение. Как правило, достаточно обручальных колец из золота, которыми брачующиеся обмениваются во время церемонии.

Если бракосочетание совершено с соблюдением всех вышеперечисленных условий, то супружеский союз считается действительным. Иначе необходимо прийти в мечеть и там совершить обряд бракосочетания.

www.islamisemya.com

Развод по Исламу. Часть 3: Правила развода

Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, —размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе? Ислам с неодобрением относится к разводу.

Варианты развода, допустимые Кораном и Сунной

Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись. Развод, инициированный мужчиной, — талак.

Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда 3 месяца , во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме. Развод, инициированный женой, — хуль.

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой.

Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

Пророк мир ему сказал: Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

unojd.ru

Подход Ислама к вопросу развода

Развод означает окончание семейной жизни. В исламском праве развод (талак) – это прекращение семейных отношений мужем или решением суда по причине невозможности наладить отношения или из-за какой-то другой проблемы.

Счастливая семейная жизнь возможна лишь при условии взаимной любви и уважении. Семья, где каждый пытается доказать собственную правоту, не признавая мнения другого, не может долго сохранять свою целостность. Всевышний Аллах создал человека наилучшим образом и наделил различными чувствами. Но человек, который умеет сильно любить, способен также ненавидеть. Таким образом, человек, который считается в обществе симпатичным и милым человеком, будь то мужчина или женщина, в семейной жизни может обнаружить такие качества как агрессивность, безжалостность или неумение делиться эмоциями, чувствами и т.д.

Всевышний Аллах не возложил на человека непосильных обязанностей. Предписания Ислама в вопросе развода исходят из особенностей человеческой природы. В Исламе нет положения, как, например, в католицизме, где после заключения брака развод невозможен. Это положение, ставящее целью укрепление семейных уз, на самом деле удерживает вместе на всю жизнь людей, не сошедшихся характерами и чуждых друг другу. Это, в свою очередь, толкает супругов, которые не в состоянии развестись, на греховные отношения с людьми, в которых они находят то, чего им не хватает в семейной жизни.

В Исламе развод разрешен, и его порядок разъясняется в аятах и хадисах. Дозволенность развода в Исламе не означает, что человек может легко развестись. Однако Ислам освобождает двух людей, чьи характеры и внутренний мир различны, и которые не могут ужиться вместе, от необходимости сохранять этот союз. Дозволенность развода есть великое благо и возможность для тех двоих найти себе подходящую пару и, вступив в новый брак, жить долго и счастливо. Ведь Ислам ставит своей целью счастье всех людей. Всевышний Аллах говорит:

?????? ???????????? ?????? ??????? ?????? ???? ???????? ??????? ??????? ???????? ????????

«Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию. Аллах – обильно дарующий, мудрый» [1] .

То есть, человеку запрещено разводиться с женой без веской причины. Большая часть исламский ученых не одобряет разводы без серьезных оснований. Также же и желание женщины развестись, не обусловленное реальными причинами, заслуживает порицания. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Женщина, желающая развестись со своим мужем без серьезных причин, не почувствует даже запаха рая» [2] . Хотя развод в Исламе разрешен, к этому вопросу лучше обращаться как к последнему средству. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод (талак)» [3] .

Как происходит развод в Исламе?

Для развода достаточно одного или нескольких слов мужчины, поэтому он должен быть внимательным к своим словам.

Слова, означающие конец семейной жизни, могут быть прямыми и явными или иносказательными и косвенными. То есть, в зависимости от культуры и традиций общества любые слова, выражения, намеки, обозначающие разрыв отношений, приводят к разводу. Например, выражение: «Я с тобой развелся» есть прямая фраза, означающая развод. Хотя в некоторых культурах формулировка может быть несколько завуалирована и использовано иносказание. Такие выражения как: «Ты свободна, ступай куда хочешь; теперь ты сама себе голова», хотя прямо и не означают развод, но в случае, если они выражают желание порвать отношения, то развод будет действительным.

Кроме того, если муж объявит о разводе посредством телефона или интернета, то развод будет считаться состоявшимся. Правда, мужчина должен убедиться, что на том конце провода – действительно его жена. Иначе развод, данный по телефону или интернету женщине, не являющейся его супругой, не имеет силы.

В Исламе существует два вида развода: развод с правом возврата (талак ар-радж`и) и развод без права возврата (талак баин).

1. Развод с правом возврата (талак ар-радж`и).

Это вид развода, который дает право мужчине вернуть жену до окончания идды. Если мужчина один или два раза развелся с женой (сказав, например, «ты мне не жена!»), он может вернуть ее, не дожидаясь окончания идды. В таком случае не требуется нового заключения брака и выплаты махра. Желание или нежелание женщины в этом случае также роли не играет, достаточно желания мужчины. О том, что мужчина, совершивший развод с возвратом (талак ар-радж`и), может вернуть жену в течении идды, говорится в аяте:

????????????????? ????????????? ??????????????? ???????? ???????? ????? ??????? ??????? ???? ?????????? ??? ?????? ??????? ???? ?????????????? ???? ????? ????????? ????????? ??????????? ????????? ???????????????? ??????? ???????????? ??? ?????? ???? ?????????? ??????????

«Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения» [4] .

Еще одним доказательством на эту тему является пример из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В риваяте от Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) развелся со своей женой Хафсой, но пришел Джибрил и сказал: «Верни Хафсу, потому что она совершает много намазов и часто держит пост», после этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернул Хафсу [5] .

Развод, входящий в категорию талак ар-радж`и, должен соответствовать некоторым условиям.

1) Мужчина ясно и четко сформулировал развод. Например: «Ты разведена».

2) Мужчина может использовать другие, завуалированные формулировки, обозначающие в данном обществе разрыв отношений, но не употребляя при этом частиц усиления и фраз, означающих окончательный разрыв отношений. Например: «Ты теперь сама за себя отвечаешь».

3) Мужчина не имел в виду окончательного развода. Усилительные частицы речи и преувеличения приводят к безвозвратному разводу (талак баин).

4) Мужчина не должен произносить число «три» и более, потому что развод с возвратом (талак ар-радж`и) – максимум двукратный, а трехкратный и более – уже безвозвратный развод (талак баин).

Если развод соответствует этим условиям, то это – развод с возвратом (талак ар-радж`и), и мужчина может вернуть жену без повторного заключения брака и выплаты махра.

Положения, связанные с разводом с правом возврата (талак ар-радж`и):

а) Право на развод у мужчины уменьшится. То есть, если мужчина дал жене развод единожды, то у него остается еще два неиспользованных права. Если же он дал ей развод дважды, то остается лишь одно неиспользованное право.

Кратность права на развод и итоги развода:

Семейная жизнь продолжается

Может вернуть жену

Талак ар-радж`и превращается в талак баин

б) Мужчина может вернуть жену в течении идды. В этом случае ему не нужно заключать брак еще раз и выплачивать махр. Желание или нежелание женщины здесь роли не играет. Мужчина может сказать жене: «Я вернул тебя», прикоснуться к ней или иметь интимную близость.

в) При таком разводе в случае смерти одной из сторон другая сторона имеет право наследования.

г) Пока идда не завершена, махр аль муадджаль не превращается в махр аль му`адджаль, если подобная договоренность имела место во время заключения брака.

Сокровенный смысл развода с правом возврата (талака ар-радж`и):

Мудрость этого развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу.

2. Развод без права возврата (талак баин)

Развод, которой не позволяет продолжать семейную жизнь без повторного заключения брака и выплаты нового махра, называется разводом без возврата (талак баин).

Развод без возврата (талак баин) бывает двух видов: позволяющий мужчине вернуть супругу с повторным заключением брака и выплатой нового махра и не позволяющий это сделать. Эти два вида талака баин следующие.

а) Малое расставание (байнуна ас-сугра)

Вид развода, который позволяет мужчине вернуть жену, заключив повторный брак и выплатив махр. При малом расставании (байнунат ас-сугра) брак не расторгнут окончательно. То есть, мужчина, который развелся с женой одним или двумя талаками ар-радж`и и не успел вернуть жену во время идды, еще может вернуть ее, заключив повторный брак и выплатив махр. В данном случае мужчина еще не израсходовал полностью свое трехкратное право на развод.

б) Большое расставание (байнуна аль кубра)

Вид развода, при котором супруги расстаются окончательно. Это развод, при котором мужчина использует свое право на трехкратный развод. Это может быть сделано по сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда мужчина дает развод жене каждый месяц после месячных циклов или дает трехкратный развод за один раз.

Могут ли супруги после осуществления большого расставания (байнунат аль кубра), вновь вступить в брак?

Супруги, после большого расставания (байнунат аль кубра) не могут вернуться к совместной супружеской жизни. Если бывшие супруги все же хотят воссоединиться, то они обязаны выполнить условия, которые ставит Ислам в подобных случаях.

Условия, необходимые для воссоединения супругов, разведенных тройным талаком:

1. Женщина должна выйти замуж за другого.

2. Ее новый брак должен быть реальным, а не фиктивным.

3. Женщина, вступающая в брак, не должна вступать в него с намерением развестись.

4. В новом браке должны быть полноценные семейные отношения.

5. Если женщина становится незамужней в результате развода или смерти мужа, то после идды (в случае развода – 3 месяца, в случае смерти – 4 месяца и 10 дней) возможен брак с прежним мужем. То есть, если прежний муж захочет снова взять ее в жены, то ему следует заключить с ней новый брак и выплатить махр. Доказательством этому служит случай, когда бывшая жена Рифаа аль Курази, разведенная тремя талаками, захотела вернуться к прежнему мужу и обратилась к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет! Пока у тебя не будет связи с твоим нынешним мужем, и у него не будет связи с тобой!» [6] .

Как мы видим, Ислам ставит тяжелые условия для мужчины, который окончательно развелся женой, но все еще хочет вернуть свою прежнюю супругу. Тем самым Ислам дает понять людям, что брак – серьезное и святое дело. Наверное, самым тяжелым испытанием для мужчины, который окончательно развелся со своей женой и желает вернуть ее, является то, что его бывшая супруга выходит за другого и живет с ним семейной жизнью. Но Всевышний Аллах милостив к своим рабам, и Он не наложил окончательного запрета на брак для тех бывших супругов, которые хотели бы воссоединиться.

Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» говорит:

?????? ?????????? ????? ??????? ???? ???? ?????? ?????? ???????? ??????? ????????

??????? ??????? ?? ?????? ??????? ??????? ???????????? ??????? ???????????

«Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если [новый муж] разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных» [7] .

Чтобы снова вступить в брак после трехкратного талака, иногда прибегают к фиктивному браку («хулла»). Эти люди находят человека и за деньги договариваются, что он возьмет в жены разведенную женщину, с условием, что он не будет иметь с ней интимных отношений и сразу разведется. Таким образом, бывшие супруги получают возможность снова вступить в брак. Такой подход ничто иное, как издевательство над законами Всевышнего и попытка обойти существующие нормы, что недопустимо. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит по этому поводу: «Сказать вам, кто наемный козел? Это тот, кто делает женщину дозволенной при помощи договорного брака. Аллах проклял и того, кто делает женщину дозволенной, и того, кому ее делают дозволенной» [8] . Из хадиса мы видим, что Аллах проклинает мужчину, который развел жену трехкратным талаком, а потом, чтобы обойти предписание Аллаха, нашел за деньги другого мужчину для фиктивного брака и организовал этот брак. Аллах проклинает женщину, которая согласилась на подобный подлог.

Какие обязательства предполагают малое и великое расставания

а) Результаты малого расставания (байнуна ас-сугра)

u Такой развод может быть один или два раза. При нем супруги могут воссоединиться через повторный брак и выплату нового махра.

u При малом расставании женщина может жить в доме мужа, и на нем лежит ее материальное обеспечение, потому что брак еще окончательно не расторгнут.

u В малом расставании махр аль муаджаль превращается в махр аль му`аджаль и требует немедленной выплаты.

u Если в данной ситуации один из супругов умрет, то другой будет иметь право наследования.

б) Результаты большого расставания (байнунат аль кубра)

u Это окончательный развод, в котором мужчина использовал свое право на трехкратный талак.

u Такое расставание делает мужчину и женщину недозволенными друг для друга. Теперь они уже не могут воссоединиться. Для повторного воссоединения нужно, чтобы женщина вышла за другого, жила с ним семейной жизнью, развелась естественным образом или осталась вдовой и выждала идду. Только после всего этого прежние муж и жена могут вновь сойтись.

u Женщина имеет право на материальное обеспечение, пока не закончится идда. Она также может оставаться в доме прежнего мужа в течение этого времени, но не следует забывать, что она теперь ему чужая, и вести себя по отношению к нему она должна соответственно.

u Большое расставание аннулирует право наследования.

u Махр аль муаджаль превращается в махр аль му`аджаль, и мужчине надлежит выплатить его женщине.

РАЗВОД, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СУННЕ И ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ ЕЙ

1. Развод, соответствующий сунне (талак ас-сунни).

Талак ас-сунни – это развод, который соответствует Корану и сунне.

Чтобы развод соответствовал сунне, следует давать однократный талак женщине после окончания каждого месячного цикла, не вступая с ней в интимную связь. Таким образом, трехкратный талак будет израсходован не за один раз, а в течение трех месяцев. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел, чтобы происходило именно так. В риваяте от Махмуда ибн Забида (радыйаллаху анху) говорится, что, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал, что человек развелся со своей женой трехкратным разводом за один раз, он в гневе вскочил на ноги и сказал: «Я еще среди вас, а вы уже играете с писанием Аллаха?!» [9] .

В другом хадисе говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Умару, отцу Абдуллаха ибн Умара (радыйаллаху анхума), который дал талак своей жене во время месячных: «Скажи ему, пусть вернется к жене, ждет, пока пройдут месячные, потом ждет, пока пройдут еще одни месячные и тогда, если еще захочет (развестись), пусть даст ей талак, не прикасаясь к ней» [10] . Из хадисов следует, что будет неправильным для мужчины разводиться с женой трехкратным талаком за один раз или давать талак во время месячных.

О том, почему не следует разводиться во время месячных.

Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод. Мужчина, пылающий гневом и готовый в этом состоянии развестись со своей женой, не в состоянии думать ни о жене, ни о детях, ни о будущем своей семьи. Торопливость мужчины, который готов за один раз использовать трехкратный талак, будет означать для него вступление на путь, с которого уже нет возврата, и итогом будет лишь раскаяние. Рекомендация разводиться не во время месячных имеет цель отсрочить расставание супругов. В состоянии чистоты женщина более привлекательна, поэтому мужчина может вновь воспылать чувствами и вернуться в семью. Тогда как к супруге, разведенной трехкратным талаком, он не сможет вернуться, даже если сильно раскается. Но, если мужчина твердо настроен развестись и дает после каждого месячного цикла один талак, не прикасаясь при этом к женщине, то это будет означать, что семейной жизни пришел конец, и мужчина настолько непреклонен в своем решении, что никто его уже не переубедит.

2. Развод, противоречащий сунне (талак аль бид`и)

Это развод, который противоречит принципам Корана и Сунны.

Развод, противоречащий сунне (талак аль бид`и) возникает в следующих случаях:

а) Когда мужчина за один раз использует трехкратный талак;

б) Когда мужчина разводится с женой в чистый период, но после интимной близости;

в) Когда мужчина дает талак во время месячных.

Все эти случаи – пример развода, не соответствующего сунне (талак аль бид`и)

Является ли действительным развод, противоречащий сунне?

Несмотря на то, что практика подобного развода противоречит сунне, такой развод, по мнению большинства ученых, действителен. Но человек, осуществивший развод, противоречащий сунне, теряет возможность обрести благоволение Аллаха и Его Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Лучшим доказательством тому, что такой развод все же действителен, является риваят от Махмуда бин Лабида, в котором говорится, что один из сподвижников осуществил трехкратный талак за один раз, и Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) это не понравилось, но он все же посчитал его действительным [11] .

Почему право развода принадлежит мужу?

На то, что право развода принадлежит мужчине, есть весомые причины. Женщина по своей природе более эмоциональна, тогда как мужчина сильнее и имеет более рациональный подход к жизни.

Развод – это очень серьезный вопрос, и ошибка, сделанная под влиянием эмоций, может испортить жизнь и супругов, и детей. Хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод» действительно отражает те неприятные вещи, которые следуют после развода. Когда развод становится неизбежностью, принятие решения будет за мужчиной, потому что он способен подойти к этому вопросу взвешенно. Кроме того, на плечах мужчины лежит материальное обеспечение, выплата махра, алиментов, то есть мужчина несет еще и материальную ответственность, поэтому он не станет без веских причин разводиться с супругой. Тогда как женщина, может пойти на развод в порыве эмоций, если наделить ее этим правом.

Но по Исламу женщина все же имеет право получить развод. Просто это право, в отличие от права на развод у мужчин, ограничено некоторыми условиями. Ислам принимает требование развода женщины в тех случаях, когда это действительно необходимо. Например, в тех случаях, когда муж пропал без вести, не обеспечивает материально, не выполняет своих супружеских обязанностей или до заключения брака скрыл какие-то свои недостатки и болезни, а после женитьбы они выявились и т. д., женщина может подать в суд на развод. Также женщина может быть наделена правом на развод самим мужем. Это называется «тафуид».

Передача права развода супруге

Несмотря на то, что по Исламу право на развод принадлежит мужчине, он может по своей воле или по просьбе супруги перепоручить свое право ей, причем он уже не сможет отменить это решение.

Может ли мужчина, как обладатель права на развод, в любой момент воспользоваться этим правом и будет ли развод считаться действительным в том случае, когда мужчина использует свое право в чрезвычайных и критических ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос, перечислим сначала эти чрезвычайные ситуации.

1. Развод в шутку

2. Развод в пьяном виде

3. Развод под угрозой (смерти или увечья)

4. Развод в состоянии болезни.

РАЗВОДЫ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТАКИХ РАЗВОДОВ

Ислам порицает пренебрежительное отношение к заповедям Аллаха. В повседневной жизни мусульманину полагается быть серьезным и рассудительным. Шутки, касающиеся религиозных вопросов, и легкомысленное отношение к заповедям Аллаха – ничто иное, как пренебрежение самой религией. Талак – это тоже заповедь, переданная через аяты и хадисы. Шутки в серьезных вещах приводят к печальным результатам. Ислам не разрешает разводиться в шутку, но в том случае, если такая практика имела место, то развод считается действительным. В риваяте от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть три вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение супруги после развода с возвратом (талак ар-радж`и)». Из хадиса мы видим, что развод в шутку считается действительным.

Развод в шутку имеет место не только в современном мире. Подобная практика была широко распространена и среди арабов до прихода Ислама. Хасан и Катада передают, что арабы имели привычку быстро разводиться, а потом говорили: «Я пошутил», потом снова женились и вновь говорили: «Я пошутил». В связи с этим был ниспослан аят:

????? ???????????? ??????? ??????? ???????

Ибн Аббас говорит: «Один человек развелся с женой, но не всерьез, а в шутку. В связи с этим был ниспослан аят: «Не шутите с аятами Аллаха…».

2. Развод в пьяном виде.

Алкоголь застилает разум и толкает человека на необдуманные слова и поступки. Для развода достаточно одного или нескольких слов, сказанных мужчиной. Если эти слова будут произнесены в состоянии алкогольного опьянения, то развод будет действительным.

То есть, если мужчина в нетрезвом состоянии скажет жене: «Я развелся с тобой», то развод будет осуществлен, потому что Всевышний Аллах считает пьяных ответственными за свои действия и обращается к ним:

?????? ?????????? ??? ??????????

«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите» [13] .

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Любой развод действителен, кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного» [14] . Значит, недействительным считается развод лишь несовершеннолетнего и умалишенного, а во всех остальных случаях он действителен.

При этом важно, каким образом человек вошел в состояние опьянения. Если человек опьянел в результате употребления некоторых естественных и дозволенных продуктов, то, по мнению ученых всех мазхабов [15] , развод этого человека будет считаться недействительным. Развод будет считаться действительным, если он опьянел от употребления недозволенных продуктов – вина, водки, пива, виски, гашиша и т. д.

В чем сокровенный смысл того, что развод пьяного считается действительным?

На первый взгляд может быть не совсем понятно, почему человек несет ответственность за действия, совершенные им в состоянии помутнения рассудка. Но такое положение является наказанием за сознательное употребление в пищу недозволенного. Потому что заведомо дурное дело несет дурные последствия.

3. Развод под угрозой (смерти или увечья).

Развод человека под угрозой (смерти или увечья), по мнению большинства ученых, считается недействительным. Потому что человека заставляют делать то, чего он не хочет делать. В особенности, если есть угроза жизни. Приведем доказательства в пользу того, что развод человека под угрозой насилия не считается действительным.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

???? ?????? ????????? ???? ?????? ??????????? ?????? ???? ???????? ?????????? ??????????? ????????????? ???????? ???? ?????? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ???? ??????? ???????? ??????? ???????

«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но гнев падет на того], кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» [16] . В аяте содержится обещание, что будут прощены те, кто под угрозой насилия на словах отрекся от веры или сделал вид, что отрекся.

Слова, указывающие на отречение в таком важном вопросе, как вера, более серьезны, чем слова о расторжении брака. В таком случае, для человека, давшего развод или согласившегося на развод под угрозой насилия, нет препятствия в том, чтобы вернуться к своей супруге.

Другое доказательство – это хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия» [17] . Из хадиса следует, что, если человек делает что-то под угрозой насилия, то его действие не считается действительным.

Ученые приводят в доказательство еще один хадис: «Нет развода в состоянии иглака (сильного гнева, пытки, насилия, угрозы) [18] », из которого следует, что развод под угрозой насилия не имеет никаких последствий.

4. Развод в состоянии болезни.

Развод в состоянии болезни считается действительным. Однако человек должен находиться в сознании и здравом уме. Но в связи с этим возникает вопрос: если человек в состоянии болезни или при смерти даст развод жене, а потом умрет, то сможет ли женщина получить наследство? Любой развод, ставящий целью лишить женщину наследства, считается недействительным, и в случае смерти мужа женщина получит наследство. Но в этом случае требуется, чтобы ее идда не закончилась. Доказательством того, что женщина, разведенная мужем, находящимся при смерти, имеет право получить наследство, служит практика времен халифов Умара и Усмана (радыйаллаху анхума), введенная для пользы общества, чтобы подобные негативные примеры не нашли распространения.

Есть много причин разводов, но мы перечислим основные из них.

1. Ошибка при выборе будущей супруги (будущего супруга).

Возможно, основной причиной разводов являются ошибки, совершенные при выборе будущей супруги (супруга). Нужно быть особенно внимательным в этом вопросе, обращая больше внимания на внутреннюю красоту, чем на внешнюю. Потому что любая красота тленна, кроме красоты души. Выбор невесты с чистой душой и красивой нравственностью сулит мужчине благоденствие и в этом, и в вечном мире. Иначе, когда физическая красота начнет увядать, семейная жизнь тоже начнет испытывать потрясения.

Подбирая себе пару, нужно исходить из своего характера, нрава, учитывать образ жизни и состояние души. Это одинаково важно и для мужчины, и для женщины.

Например, будет совершенно неправильным, если девушка, совершающая пятикратный намаз, только из-за богатства выйдет замуж за пьющего и разгульного мужчину. Из-за несоответствия внутренних миров и вкусов такому браку придет скорый конец.

2. Несоответствие молодоженов друг другу.

Продолжая предыдущий пункт, следует сказать, что будущим молодоженам нужно хорошо проанализировать различия и сходства друг с другом. Например, хотя Ислам позволяет очень бедному парню жениться на очень богатой девушке, такая партия, скорее всего, принесет больше проблем, потому что мужчина будет не в состоянии обеспечивать жену так, как она привыкла, и между ними появится несоответствие. Поэтому жениху и невесте следует рационально подойти к этому вопросу и тщательно взвесить все материальные и психологические факторы соответствия и несоответствия. Кроме того, различия в уровне образованности также могут время от времени служить источником проблем.

3. Вмешательство родителей и родственников в дела молодоженов.

Еще одной причиной распада семей является вмешательство родителей и родственников во внутрисемейные дела молодоженов. Поэтому родителям не следует вмешиваться в семейные дела своих детей без веской причины. Это их жизнь со счастливыми и печальными моментами. Не следует забывать, что молодые сами способны решить свои проблемы лучше других. Бывает так, что родители своими попытками уладить семейные неурядицы детей делают только хуже. Другими словами, выбивают глаз, поправляя бровь, как сказано в поговорке.

Если вмешательство родителей действительно необходимо, то это можно сделать надлежащим образом, не обижая ни жениха, ни невесту. Иначе, вмешиваясь в дела молодоженов по пустякам, родители часто способствуют разрушению семьи.

4. Невыполнение супругами своих обязанностей.

Создание счастливого семейного очага возможно лишь в случае выполнения супругами своих обязанностей в атмосфере взаимной любви и уважения. Женщина должна заниматься своими домашними делами, тогда как мужчина должен проводить время на работе, зарабатывая деньги на обеспечение семьи. Невыполнение одним или обоими супругами своих обязанностей, пренебрежение ими или вмешательство в дела супруга приводят к разладу в семье, и, если ситуация не меняется в лучшую сторону, происходит развод.

5. Бедственное материальное положение и расточительство.

Несомненно, для семейной жизни нужны средства, и крайняя бедность иногда становится причиной того, что фундамент семейной жизни начинает разрушаться. В подобной ситуации расточительство одного из супругов еще больше усугубляет проблему. Главное, что должны делать супруги в кризисные моменты жизни – это постараться понять друг друга. Иначе презрение жены к мужу, ее излишние запросы или расточительство становятся причиной развода. Кроме того, излишние свадебные расходы и возникшие при этом долги непосильным грузом ложатся на плечи молодоженов и, становясь еще одним фактором разлада в семье, приводят к разводу.

6. Потеря взаимного доверия у супругов.

Честность и взаимное доверие – основы любой семьи, и пока супруги доверяют друг другу, эта семья по воле Аллаха не разрушится. Появление факторов, подрывающих доверие, автоматически приводят к разладу. Например, ложь одного из супругов, растрата семейных средств ради своей прихоти, неадекватное поведение, общение с неадекватными людьми и, что хуже всего, супружеские измены не только подрывают доверие, но и готовят конец семейной жизни. Поэтому супругам прежде всего нужно стремиться к внутренней чистоте и честности. Человек, честный с самим собой, будет честным и с другими.

[2] . Абу Дауд, Талак 3.

[3] . Абу Дауд, Талак 3; Ибн Маджа, Талак 1.

[5] . Абу Дауд, Талак 38; Насаи, Талак 86; Ибн Маджа, Талак 1.

[6] . Бухари, Либас 23-7; Абу Дауд, Талак 49; Насаи, Талак 9.

[8] . Ибн Маджа, Никах 33.

[14] . Бухари, Талак 11; Ибн Маджа, Талак 15.

[15] . Мазхаб – в Исламском праве: правовая школа – прим. перевод.

[17] . Бухари, Талак 44; Ибн Маджа, Талак 16, 20.

[18] . Абу Дауд, Талак 8; Ибн Маджа, Талак 16.

Самые популярные материалы

Мы переехали на новый сайт:

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. «Тимирязевская», м. «Марьина Роща» или ж.д. станция «Останкино» ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!

www.fondihlas.ru