Самопринятие и самооценка

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие

Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

vestishki.ru

51) Самооценка и уровень притязаний. Беседа «Расскажи о себе»(а.М.Щетинина)

Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых решаются свои диагностические цели.

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей.

Содержание и ход беседы.

1. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если беседа проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):

— Опиши свою внешность.

— Как ты думаешь — ты красивый?

— Почему ты так считаешь?

— Кто еще считает тебя красивым?

— Ты сильный, ловкий?

— Как бы ты хотел выглядеть?

— На кого ты хотел бы быть похожим?

Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка образ его Я-физического.

2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге (подруге):

— Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?

— Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?

— Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?

— А бывает, что вы ссоритесь?

— Почему это происходит?

— Кто чаще бывает виноват в ссоре — ты или он?

— Каким другом ты бы хотел стать?

3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим вопросам:

— Скажи, пожалуйста, кто ты — мальчик или девочка?

— Откуда ты знаешь это?

— Чем мальчик отличается от девочки?

Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролевого поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает ставить вопросы:

— По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?

— Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?

— Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?

— Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?

Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.

Уровень самооценки, самопринятия.Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа «Я» осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретировать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего «Я» как с собственной позиции, так и с позиций других людей.

Характер самооценки.Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и относительной. Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к любимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частного, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооценка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей. Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям («Я тоже хороший, как и Сережа», «Я хороший, меня тоже любит воспитательница»). Кроме того, выделяют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).

Уровень осознания своего «Я».Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на вопросы «почему?») те или иные качества своего «Я» или делает это с незначительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне развития образа «Я». Если же ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень осознания «Я». Низкий уровень развития образа «Я» ребенка проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь единичные качества сторон своего «Я», не объясняя их, или же аргументация повторяет характер оценки («хороший, потому что хороший»).

studfiles.net

Самопринятие связано с утверждением: «Я выбираю себя ценить, относиться к себе с уважением, отстаивать свое право на существование». Этот первичный акт само-аффирмации является той основой, на которой может развиваться самооценка.

Самопринятие — это отказ относиться к любой части себя (телу, эмоциям, чувствам, мыслям, действиям или мечтам) как к чему-то чуждому, к «не моему». Это готовность проживать, а не отвергать все то, что является фактом моего существования – думать свои мысли, иметь свои чувства, присутствовать в реальности своего поведения. Вместе с тем, принимая что-то, мы не обязаны это любить и мириться с его существованием. Я могу признать то, что есть, но принять решение это изменить. Если я отвергаю что-то в себе, что является для меня неприемлемым, и делаю все, чтобы не иметь с этим дела, я испытываю постоянное напряжение и необходимость самоконтроля, не могу быть спонтанным, и главное – не могу развиваться. Я не смогу преодолеть страх, реальность которого я отрицаю. Я не смогу изменить те черты в себе, на отсутствии которых я настаиваю.

Предположим, я делаю нечто, о чем потом сожалею, чего стыжусь и за что себя ругаю. Принимать себя – не означает сказать: «то, что плохо — на самом деле хорошо», это означает попытаться понять стоящие за моим поступком «почему?». Это не имеет отношения к рационализации, самооправданию и избеганию ответственности за свои действия. Уже после того как ответственность была принята, можно пойти глубже – к пониманию контекста. Как хороший друг спросил бы вас: «Слушай, это было подло, но расскажи, почему это показалось тебе хорошей идеей?» Надо дать себе возможность быть понятым в своих ценностях.

Посвятите несколько минут исследованию тех ваших чувств или эмоций, с которыми вам сложно иметь дело – неуверенность, боль, зависть, ярость, горечь, унижение, страх.

Выделите какое-то чувство и попробуйте на нем сфокусироваться, например, думая о том, что обычно его вызывает. Постарайтесь представить, что бы было, если бы вы перестали сопротивляться этому чувству, а полностью бы его приняли. Исследуйте это опыт. Вы можете говорить себе: «Я чувствую…, и я полностью это принимаю». Поначалу это может быть крайне сложно, в теле будет появляться много напряжения. Но продолжайте, сосредоточьтесь на дыхании, позвольте своим мышцам напрягаться так, как им это нужно, напоминайте себе: если чувство есть, оно есть. Позволяйте чувству быть, а не старайтесь заставить его уйти и перестать существовать. Вы можете сказать себе: «Сейчас я исследую мир страха (боли, тревоги, ревности, обиды. )»

Если я буду отвергать свое тело,….

Когда я не признаю свои конфликты (трудности),…

Когда я не признаю свои чувства,…

(то же самое про мысли и действия)

Когда я выбираю не иметь дела со своими страхами,…

Когда я отрицаю свою боль…

(то же самое про злость, сексуальность, радость)

Если я признаю нечто в качестве факта, независимо от того, нравится мне это или нет, я начинаю понимать, что…

existenza.livejournal.com

Самооценка (стр. 1 из 8)

Глава I . Теоретические основы изучения самооценки

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных

авторов к изучению самооценки

1.2. Этапы становления самооценки

Глава II . Основные факторы, влияющие на становление

и развитие самооценки.

2.1. Семейный фактор – основной фактор развития

2.2. Социальные факторы

2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступ­ков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении по­стоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоян­ное самопознание и саморазвитие являются инструментарием от­крытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потен­циала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало слу­чаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись опре­деленных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что та­кое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жиз­ни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно по­знавать себя, и о многом-многом другом.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определе­ние довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих по­тенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуаль­ных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о зна­чении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского ора­кула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.

Глава I . Теоретические основы изучения самооценки.

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем раз­граничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и про­цесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представ­лением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая опреде­ленность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотно­шение.

За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.

Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соот­ветствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых эле­мента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенчес­кий) применительно к Я-концепции конкретизируются следую­щим образом:

1. Образ «Я» — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой.

При этом самооценка как аффективная составляющая уста­новки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а про­буждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит о г контекста и от самого когнитивного содержания.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережи­вшие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.

Так, Куперсмит называет самооценкой отноше­ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность инди­вида в своей самоценности, значимости [11].

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности .

Обобщая пред­ставления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, поло­жительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [5].

Но если обобщенная самооценка есть производная от отдель­ных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же инди­вид берет эту производную, какие особенности функционирова­ния и строения эмоционально-оценочной системы делают воз­можной интеграцию частных самооценок в общее чувство поло­жительности или отрицательности отношения индивида к соб­ственной лихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении си­стемы самоотношения.

Наиболее простое из решений этих вопросов исходит из того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка мо­жет быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.

Гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности лич­ности, которые могут выступать в качестве объектов самооце­нок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки дан­ных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса , который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало вли­яет на общую самооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывает , что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].

mirznanii.com

Самопринятие и самооценка

Самооценка является частью самосознания, наряду с самопознанием и саморегуляцией. И если самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения, то самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей.[12, 38, 46]

Самооценка — наиболее поверхностное проявление самоотношения, общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако одним знаком самоотношение не опишешь. Различается самоуважение как отношение к себе со стороны, обусловленное реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от наличия или отсутствия каких-либо черт, объясняющие это отношение. Таким образом, может встречаться высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении и наоборот. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. [23, 48, 38]

Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. По Леонтьеву, главная функция самоотношения — это сигнализация о том, что в жизни все в порядке или, наоборот, не в порядке. И если самоотношение находится не на должном уровне — это сигнал о том, что нужно что-то менять — но не в самоотношении, а в жизни, в отношениях с миром. Высокая самооценка сама по себе не должна быть целью человека, только побочным результатом его активности. Если же сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной становятся целью, то самоощущение перестает отражать состояние реальных жизненных процессов и заслоняет от человека мир, а порой даже искажает его. [12, 23, 41]

При этом самооценка — это не то, насколько объективно хорошо или плохо человек умеет что-то делать, а то, какое значение он придает этому умению, считает ли его хорошим или плохим. Таким образом, высокую самооценку определяет восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность. Когда навыки, способности, знания или личные качества успешно используются для достижения цели, самооценка повышается. Когда все навыки, способности, знания, компетентность и личные качества не могут помочь в достижении цели, или когда они используются для того, что сам человек считает неправильным, аморальным, самооценка понижается. [10, 12]

Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру, и при этом ему в структуре личности принадлежит особенно важное место. Фактически все особенности самоотношения формируются родительским воспитанием. По Леоньтьеву, позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная самооценка, ведущая к несвободе, — нелюбовью; целостное, интегрированное самоотношение, лежащее в основе ответственности, формируется личностно-пристрастным воспитанием, а мозаичное, противоречивое самоотношение, порождающее несамостоятельность, — безлично-формальным воспитанием. [23, 41]

Различают текущую и личностную самооценки. Текущая самооценка — это оценка человеком своих действий, являющаяся основой для саморегуляции деятельности и поведения. Личностная самооценка — это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой. [12, 45]

Самооценка так же может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Конечно, вполне адекватная самооценка характерна для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития. [12]

Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой. [12]

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих. Встречается как неадекватно завышенная, так и неадекватно заниженная самооценка. [12]

studwood.ru

11.2. Самопознание и самооценка личности.

Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело-веком самого себя является очень сложным и длительным про-цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол-жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

Сначала человек познает свои внешние особенности, срав-нивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. За-тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название “образа — Я”.

В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком-

понента: когнитивный ( познавательный), поведенческий и эмоциональ-ный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В поведенческий компонент входят представления и знания об особен-ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени-ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич-ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен-чивость, совестливость, стыдливость и т.п.

В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт-роль и саморегуляцию поведения среди людей.

Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на-зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя-зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притяга-тельными.

Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи-сано особое образование, получившее название “Я” — схемы или “Я” — концепции. В “Я” — концепцию входят такие значимые све-дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз-ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб-ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” — концепция может изме-няться по мере того как личность заново осознает себя в насто-ящее время и какой она может стать в будущем.

На основе образа “Я” и “Я” — концепции формируется са-мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от-ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

Самооценка личности, как и оценка личности другого че-

ловека, по мнению Дж. Келли ( основоположника когнитивного п од ход а к изучению личности) осуществляется на основе познания “конст рук-тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты — это мо-дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст-рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход-ные и контрастные черты личности. Например: “ум н ы й — гл упый”, “хо-роший — плохой”, “дружелюбный — враждебный”.

Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать.

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож-ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель-ности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватны-ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор-мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос-ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.

При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при-тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы-шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож-ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз-можностей у личности начинает проявляться или комплекс не-полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком-плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре-

восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель-ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован-ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе-дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка-ется и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже-ние.

Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в.

предложил формулу сохранения самоуважения.

притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус-пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ-ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя-заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен-ствоваться и развиваться.

studfiles.net

Принятие себя, по определению С.Л.Братченко и М.Р.Мироновой 84 , означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

По мнению Д.А.Леонтьева 85 , самопринятие является частью более широкого понятия – самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых, следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во-вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Иная трактовка структуры самоотношения предлагается В.Ф.Сафиным 86 .

Исходя из концепции целостной самооценки (а не соотношения) субъекта, он выделяет целый ряд аспектов, среди которых особенно выделяется самоуважение. Этот вид самооценки – результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его «значимыми другими».

Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если «я-образы» больше когнитивные образования, то самоуважение – целостное эмоционально-ценностное отношение. Хотя В.Ф.Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально-когнитивно-ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй – самооценкой сферы мотивационно-потребностных сил, третий – самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств (физических, психофизиологических, характерологических).

Осознание своей значимости для ближайшего окружения может включаться как элемент самоуважения, но может и не совпадать с ним. Поэтому можно предположить, что самоуважение – это отношение к своей значимости для других, исходя из своего идеала, которое обеспечивает самоутверждение и удовлетворенность субъекта самим собой. Получается, что самоудовлетворенность результат глобального, целостного самоотношения, включающего в себя «я-образы» – всякие формы самооценок, обобщающие самооценивание. (Как предполагает И.И.Чеснокова 87 , здесь наибольшую роль играет не столько ситуативный приспособительный образ самого себя (хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека), сколько то истинное отношение к себе, когда он в наибольшей степени является самим собой, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольшей степени является самим собой.)

В целом, кроме трактовки самоуважения, видимых разногласий нет. Стоит отметить, что иной механизм самоуважения предлагает В.М.Раева 88 , согласно которой самоуважение эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. Иными словами, самоуважение не зависит от мнения референтной группы, от достоинств и недостатков, а только от совпадения желаемого и достигнутого. Исходя из этого, можно сказать, что высокое самоуважение будет у человека, ставящего реальные цели, но низкое – у человека с «Наполеоновскими планами», но не достигшими всего. С этим трудно согласиться.

Но если указанные концепции можно было привести к некоторому «общему знаменателю», взяв в его качестве терминологию, то это удается не всегда. Например, В.В.Столин 89 практически не употребляет терминов самоуважение и самоудовлетворенность. В структуре самоотношения предлагается как минимум три типа отношений: к себе, к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих позволяет выделить уровни самоприятия субъекта. У наиболее развитой личности предполагается симпатия и уважение к себе и другому, и ожидание взаимной симпатии. В менее развитом варианте к другому уважения нет, ожидается враждебность. Далее, сознательное отсутствие уважения к себе, антипатия к другому, ожидается презрение. Наконец, бессознательное неприятие себя может сочетаться с преувеличенным пиететом к другому.

Второй вариант, судя по наблюдениям Д.Шапиро 90 , свойственен параноикам. Он приводит примеры, когда человек, считающий себя лучше всех, ожидает критической оценки, и может относиться к другим с презрением.

Однако, относительно механизмов консенсуса нет. Э.А.Орлова 91 приводит механизм формирования самоидентификации при взаимодействие таких значимых для этого процесса личностных характеристик, как самоуважение и самооценка.

Личность может испытывать самоуважение, когда проявляет конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам, и когда эта конформность вознаграждается. Самоуважение – это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций личности. В отличие от самоуважения самооценка переживается и формируется, когда личность нарушает ожидания других, проявляет способность к дистанцированию и автономии по отношению к другим и к их требованиям, а не конформность или причастность к ним. Самоуважение проверяется консенсусом; самооценка потенций – конфронтацией. Такая самооценка переживается, когда личность может реализовать свои намерения вопреки сопротивлению других. Проверка в конфронтации обостряет ощущение личностных границ, индивидуальной специфичности, выдвигает на передний план личностную идентичность.

Однако, социальные феномены притязания на интраиндивидуальное признание входят не во все концепции самосознания, или не выражены. Так, В.С.Мухина 92 считает, что реализуя притязание на признание в сфере обыденной жизни, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности, одновременно выступая как социальный индивид, но роль «социальности» не уточняется.

А.А.Налчаджян 93 хотя и признает роль социальных факторов, но говорит и о том, что для сохранения положительной Я-концепции и высокого самоуважения некоторые личности не нуждаются в одобрении других. В его трактовке интраиндивидуальное «Я» обозначается как настоящее (актуальнее) Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности г данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный «момент» ее жизни качеств. Подчеркивается, что могут приписываться себе даже полностью отсутствующие качества.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский 94 используют термин образ Я – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего.

Как видно даже из относительно короткого обзора только отечественных авторов, в психологической литературе, посвященной данной проблеме, нет однозначного определения содержания, строения, механизмов, генезиса этого феномена. Одни обозначают феномен личного (личностного и т.д.) самосознания в структурных терминах, другие – с точки зрения их функций, механизмов, одни рассматривают формирование, становление, другие – как субстанцию и т.д.

Данные подходы, конечно, вносят вклад в создание общей теории самосознания личности, но затрудняют понимание места и роли частных феноменов. Специально ограничивая дальнейшее рассмотрение концепций отечественных авторов, можно лишь привести некоторые термины, с помощью которых (соотнося которые друг с другом) авторы выводят понятия само-уважение, само-принятие, самооценка и др. Многие из них заимствованы из работ зарубежных авторов, основные теории которых представлены ниже.

Различные формы представлений человека о себе дифференцированны либо по сфере проявлений («социальное Я», «публичное Я», «семейное Я»), либо как реальность и идеал («реальное Я» – «идеальное Я»), реальность и ожидаемое («реальное Я» – «ожидаемое Я (глазами других, рефлексивное)»), реальное и прогнозируемое («в будущем, прогнозируемое, желательное, идеальное, фантастическое»).

В зарубежной психологии при разных теоретических подходах к самосознанию личности также используется различный понятийный аппарат, который затрудняет приведение этих теорий к общему знаменателю.

У.Джемс 95 , автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я – чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах – в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.

З.Фрейд 96 первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция «Оно», в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция «Я» – это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» является «той частью «Оно», которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от «Оно», «Я» руководствуется принципом реальности. Инстанция «Сверх-Я» представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. «Сверх-Я» выступает как носитель «Я-идеала», с которым «Я» соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура «Я» обеспечивает уравновешенность «Оно» и «Сверх-Я». Чтобы привести теорию З.Фрейда к рассмотренной выше терминологии, можно условно назвать «Я» – личностным Я, «Сверх-Я» – социальным.

Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З.Фрейда – К.Хорни 97 центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К.Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения. Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Э.Берн 98 . Идеал Я в его концепции определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Э.Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личность Э.Эриксон 99 рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении Эриксона «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Определенную роль в развитии представлений о самосознании, в частности, личностного Я, сыграли К.Юнг, рассматривавший «Я» как некий архетип, представляющий стремление человека к целостности и единству. У А.Адлера движущей силой является, с одной стороны, стремление к превосходству, что часто (если не всегда) приводит к чувству неполноценности. Оно определяет компенсацию и сверхкомпенсацию в иных достижениях.

Гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как «Я-образ», «Я-система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является К.Рождерс 100 видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали.

А.Маслоу 101 исходит из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самоактуализации, которую он определяет, как желание стать всем, чем возможно; это – потребность в реализации своего потенциала. Однако, эта потребность – в самореализации – является высшей потребностью, и возможна только после удовлетворения иных, более низкого уровня. Это потребности физиологического характера, в безопасности, далее в любви и уважении. Собственно, притязание на признание (если приравнивать к нему потребность в любви и уважении), занимает промежуточное положение в иерархии, хотя и не последнее. Получается, что самоактуализирующийся человек не столь нуждается в любви и уважении со стороны других. Поскольку А. Маслоу уделяет основное внимание самоактуализации, в этом разделе его взгляды подробно не рассматриваются. Феномены самоактуализации и самореализации относятся к другому аспекту самосознания, нежели самоодобрение (самоуважение) и ближе к самоосознанию себя как личности и субъекта деятельности. Эти аспекты рассматриваются ниже.

В психологии по проблемам самосознания очень немного ссылок на представителей других направлений. Это вполне объяснимо, поскольку основной вклад в развитие представлений о самосознании внесли фрейдисты и представители гуманитарной психологии. Можно лишь коротко охарактеризовать основные направления в их отношении к самосознанию. Бихевиористы этой проблемой не занимались в принципе. Экзистенциалисты отвергают объективную причинность развития личности, полагая, что психическое развивается из психического и отрицают роль социальных отношений. Высказывая положение о нерасчлененности «Я», которое поддается лишь сопереживанию, по существу нивелируют возможность специального психологического анализа.

О том, что конкретно влияет на такие феномены как самопринятие, самооценку и др., посвящено немало исследований. Н.К.Радина 102 показывает, что низкое самопринятие обусловлено воспитание в детских домах.

М.Л.Раусте фон Врихт 103 в лонгитюдном исследовании демонстрирует, что от 11 до 18 лет отношение к образу «Я» мало изменяются с возрастом и почти не зависят от характера социального окружения. Например, по отношению к образу «Я» есть лишь одна четкая разница: молодые люди, живущие в сельской местности, заметно ниже оценивают свой интеллект, чем те, которые живут в столице. Из частных характеристик самооценки можно отметить, что у тех, кто в свободное время занимается культурной деятельностью, особенно высока самооценка интеллекта, у занимающихся спортом – привлекательности. У мальчиков, пассивно проводящих свое свободное время, образы «Я» вообще менее положительны. Иная картина наблюдается у девушек. У них культурные интересы связаны прежде всего с высокой оценкой собственной инициативности и лидерства. Социальные интересы у девушек связаны с высокой самооценкой привлекательности и непринужденности.

Т.А.Никулина и Н.Е.Харламенкова 104 , однако, используя термин самоутверждение как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванным этим стремлением поведением, получили данные противоречащие результатам, полученным на выборках из других культур. В работе исследовались механизмы «защиты Я». Отрицание считается «женским» механизмом, а проекция – «мужским», но это не совсем подтвердилось. Хотя половозрастные различия все же были обнаружены.

www.psylib.ukrweb.net