Рост развитие общение самооценка творчество

Внеурочная деятельность «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. В-Авзян

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

«Рассмотрена и принята»

___________ /Волкова С.Г. /

Зам. директора по УВР

Директор МОБУ СОШ

___________ Серегина В.А.

«28 » августа 2015 г.

вид деятельности: игровой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» ,

уровень: начальное общее образование

1 класс, УМК «Школа России»

Авдеевой Натальи Васильевны ,

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории

2015 – 2016 учебный год

Программа составлена на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Курс внеурочной деятельности (ФГОС) 1класс Допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.2009.

Направление программы — общекультурное. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она созда­ет условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во вне­урочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игро­вой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.

• создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;

• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

1. Формировать у обучающихся первого класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

2. Формировать положительную «Я — концепцию».

infourok.ru

Рост развитие общение самооценка творчество

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

П. Хаббард — амер. писатель

Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов, как отмечают психологи, играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей детей.

Рабочая программа к курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана учителем начальных классов Седовой Т.В. на основе программ Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» и О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  • создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
  1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я — концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие навыков рефлексивных действий.
  5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
  6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

— укрепление здоровья школьников.

Планируемые личностные результаты

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

— принятие образа «хорошего ученика»;

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

— уважительное отношение к иному мнению;

— навыки сотрудничества в разных ситуаций;

— эстетические потребности, ценности и чувства.

Универсальные учебные действия. Структура занятий

Занятия курса предполагают развитие надпредметных универсальных учебных действий (УУД).

Для формирования личностных УУД предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).

Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.

Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы. »)

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни. », «аргументируй своё мнение. », задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.

Назовём основные этапы занятия в 1 классе.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

2) Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве.

3) «Поиграем с пальчиками»

Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение. В этом пособии приведены примеры, как можно выполнить данные задания, но необходимо помнить, что предпочтительнее, если ребёнок сам придумает и воплотит предлагаемый образ. Единственное ограничение — в упражнении должны быть преимущественно задействованы ладони и пальцы.

4) «Графический диктант. Штриховка»

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется ус­тойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолю­бие, усидчивость.

Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение встать на позицию другого, то есть «войти в образ». Следует поощрять во время этих упражнений фантазию — как моторную, так и речевую, разрешать и даже приветствовать громкие звуки (имитирующие крики животных или звуки механизмов).

6) «Нестандартные задачи»

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные связи и ориентироваться в пространстве.

7) Логопедические упражнения

Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук. Учитель должен сначала 2—3 раза прочитать скороговорку, соблюдая ударения и чётко произнося выделяемый звук. После этого 2—3 раза дети произносят её хором и после этого в паре произносят её по очереди. Это упражнение развивает коммуникативные способности (умение слушать партнёра).

8) Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей.

Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.

По завершении каждого занятия ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями этой системы являются:

— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

sedova.ucoz.net

Елена Коннова: РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Пособие для учителя. ФГОС

Аннотация к книге «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Пособие для учителя. ФГОС»

Универсальный курс внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Цель курса — разностороннее развитие второклассника и формирование жизненно необходимых компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий — иногда простых, а порой требующих размышления. Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе. Курс разделён на 34 дня (по одному занятию в неделю), не требует наличия дополнительного оборудования и материалов (кроме самых простых — цветная и белая бумага, клей, карандаши и т.п.). Пособие для педагога включает программу внеурочной деятельности и поурочные.

Универсальный курс внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Цель курса — разностороннее развитие второклассника и формирование жизненно необходимых компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий — иногда простых, а порой требующих размышления. Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе. Курс разделён на 34 дня (по одному занятию в неделю), не требует наличия дополнительного оборудования и материалов (кроме самых простых — цветная и белая бумага, клей, карандаши и т.п.). Пособие для педагога включает программу внеурочной деятельности и поурочные методические комментарии к занятиям. Издание адресовано учителю, но может быть полезным для родителей, организующих развивающие занятия дома. Комплекс для проведения занятий состоит из двух изданий — пособия для учителей и индивидуальной тетради школьника, которую рекомендуем использовать на внеурочных занятиях каждому обучающемуся в классе. Весь комплекс изданий курса «РОСТ» для начальной школы включает пособия для учителей и индивидуальные тетради с 1-го по 4-й класс.

Учебные пособия издательства «Легион» допущены к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России № 729 от 14.12.2009.

www.labirint.ru

Елена Коннова: РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс. Индивидуальная тетрадь школьника. ФГОС

Аннотация к книге «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс. Индивидуальная тетрадь школьника. ФГОС»

Универсальный курс внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-й класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Цель курса — всестороннее развитие первоклассника и формирование разнообразных компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий — иногда простых, а порой требующих размышления. Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе. Курс разделён на 33 дня (по одному занятию в неделю), не требует наличия дополнительного оборудования и материалов (кроме самых простых — цветная и белая бумага, клей, карандаши и т.п.).

Занятия включают загадки, лабиринты, логические задачки, задания на рисование и раскрашивание.

Занятия включают загадки, лабиринты, логические задачки, задания на рисование и раскрашивание, физкультминутки, творческие задания по изготовлению поделок из бумаги, скороговорки, чистоговорки, фонетическую зарядку, упражнения на самооценку.

Комплекс для проведения занятий состоит из двух изданий — индивидуальной тетради школьника, которую рекомендуем использовать на внеурочных занятиях каждому обучающемуся в классе, и пособия для учителей и родителей.

Данное пособие — индивидуальная тетрадь школьника — адресовано каждому первокласснику для занятий по программе «РОСТ».

Весь комплекс изданий курса «РОСТ» для начальной школы включает пособия для учителей и индивидуальные тетради с 1-го по 4-й класс.

www.labirint.ru

Короткий перессказ книги РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс. Индивидуальная тетрадь школьника. ФГОС. 3-е издание. Цель курса — всестороннее развитие первоклассника и формирование разнообразных компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий — иногда простых, а порой требующих размышления. 1-й класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Комплекс для проведения занятий состоит из двух изданий — индивидуальной тетради школьника, которую рекомендуем использовать на внеурочных занятиях каждому обучающемуся в классе, и пособия для учителей и родителей. Курс разделён на 33 дня (по одному занятию в неделю), не требует наличия дополнительного оборудования и материалов (кроме самых простых — цветная и белая бумага, клей, карандаши и т.п.). Занятия включают загадки, лабиринты, логические задачки, задания на рисование и раскрашивание, физкультминутки, творческие задания по изготовлению поделок из бумаги, скороговорки, чистоговорки, фонетическую зарядку, упражнения на самооценку. Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе. Данное пособие — индивидуальная тетрадь школьника — адресовано каждому первокласснику для занятий по программе РОСТ. Весь комплекс изданий курса РОСТ для начальной школы включает пособия для учителей и индивидуальные тетради с 1-го по 4-й класс. Универсальный курс внеурочной деятельности РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество.

Учебное пособие включает современные системные знания по одному из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатики -.

В книге рассмотрена новая модель пространства Вселенной, которое не является пустым вместилищем для тел, а плотно заполнено мельчайшими частицами — максимонами. Все объекты.

Предлагаем вашему вниманию раскраску Учим цвета. В раскраске вы найдете стишки для лучшего запоминания цветов.Для занятий родителей с детьми дошкольного возраста.

Тот факт, что о Джонни Деппе написано много биографий, говорит о том, что он не просто талантливый артист, но и харизматичный человек. Однако.

www.omega-tula.ru

РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Индивидуальная тетрадь школьника

Автор книги: Коннова Елена Генриевна

[ для заказа по телефону ]

24 Апреля (Вторник, после 15:30)

Универсальный курс внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 3-й класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Цель курса — всестороннее развитие первоклассника и формирование разнообразных компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий — иногда простых, а порой требующих размышления. Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе. Курс разделен на 34 дня (по одному занятию в неделю), не требует наличия дополнительного оборудования и материалов (кроме самых простых — цветная и белая бумага, клей, карандаши и т.п.). Занятия включают загадки, лабиринты, логические задачки, задания на рисования и раскрашивание, физкультминутки, творческие задания по изготовлению поделок из бумаги, скороговорки, чистоговорки, фонетическую зарядку, упражнения на самооценку. Комплекс для проведения занятий состоит из двух изданий — индивидуальной тетради школьника, которую рекомендуем использовать на внеурочных занятиях каждому обучающемуся в классе, и пособия для учителей и родителей. Данное пособие — индивидуальная тетрадь школьника — адресовано каждому первокласснику для занятий по программе «РОСТ». Весь комплекс изданий курса «РОСТ» для начальной школы включает пособия для учителей и индивидуальные тетради с 1-го по 4-й класс.

или Самовывоз из нашего офиса.

В идеальном случае: 25 Апреля (Среда) (с 10:00 до 21:00) этот товар может быть доставлен КУРЬЕРОМ.

Дополнительную информацию о способах доставки и оплаты товаров Вы можете узнать на странице «Доставка товаров».

www.ukazka.ru

Программа кружка внеурочной деятельности «РОСТ; развитие, общение, самооценка, творчество

Предлагаемая программа «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» подготовлена для учеников 7-11 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников. Курс «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» является интегрированным по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково — информационных, интеллектуальных, коммуникативных.

Необходимость введения курса «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Содержимое разработки

Предлагаемая программа «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» подготовлена для учеников 7-11 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников. Курс «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» является интегрированным по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково — информационных, интеллектуальных, коммуникативных.

Необходимость введения курса «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.

Место курса в базисном учебном плане

Курс «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»» изучается в 7-11 классах и является курсом во внеурочной деятельности.

Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Цели и задачи курса

Основная цель курса — познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Группы умений, которые формирует курс:

исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Общая характеристика курса

Содержание курса разбито на две части:

Первая часть курса, 7-8 классы, составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах. Метатема проекта: «История одной вещи» дает широкий спектр возможностей для создания проекта.

Вторая часть курса – 9-11классы, предполагает самостоятельное создание учащимися групповых, индивидуальных, коллективных проектов. Учителя выступают лишь в роли консультантов, помощников, а классные руководители – в роли координаторов проектной деятельности.

Первая часть курса, 7-8 классы. Проект на тему «История одной вещи»

Первая частькурса, 7-8 классы, составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. Метатема проекта «История одной вещи» дает широкий спектр возможностей создать проект: А. по любому учебному предмету, или межпредметный; Б. возможны любые результаты проектной деятельности: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.

В рамках заявленной метатемы ученик доопределяют тему работы.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания — курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания — курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в него знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания — содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы: в 5 классе – портфолио, в 6 классе — группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.

Содержание курса это сведения о различных видах проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отбираются знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично — поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Форма организации проектной деятельности учеников на подготовительном этапе имеет смешанный характер: применение образцов деятельности, вводимых учителем, может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Форма организации проектной работы ученика на практическом и заключительном этапах имеет индивидуальный характер.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Требования к уровню подготовки учащихся :

В результате изучения курса 7-8 классов учащиеся должны знать:

— понятие проектный продукт;

— типы проектов и их проектные продукты;

— понятие презентация проекта, ее назначение;

— этапы выполнения проекта;

— критерии оформления письменной части проекта;

— критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

— о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

— о ресурсах и их использовании;

— о способах презентации проекта;

— о написании отчета о ходе проекта;

— о рисках, их возникновении и предотвращении;

— об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

— определять проблему и вытекающие из неё задачи;

— составлять и реализовывать план проекта;

— отбирать материал из информационных источников;

— анализировать полученные данные;

— оценивать работу по критериям оценивания;

— выбирать соответствующую форму проектного продукта;

— создавать основные слайды для презентации проекта;

— оформлять результаты проектной деятельности;

— проводить рефлексию своей деятельности;

— работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

— работать в парах и в группах.

9-11 классы. Структура проектной деятельности варьируется и определяется типом проекта, избранным учеником.

Форма организации проектной работы ученика носит самостоятельный характер, индивидуальный или групповой . Учитель только консультирует учеников, при необходимости, по возникающим у них вопросам. Классный руководитель проводит корреляцию проектной деятельности, выполняя организационные функции (отслеживает ход выполнения проектов, помогает налаживать связи между учителями и учащимися). Практикоориентированныйпроект имеет этапы:

    осмысление интересов и выбор направления проектной работы

    определение потребности, актуализирующей проектную деятельность

    исследование информации, соответствующей теме проекта

    обозначение требований к «образу результата» проекта, формулирование цели проектной работы

    выработка первоначальных идей, их анализ, выбор одной

    планирование процесса изготовления продукта проектной работы

    составление отчета о проектной работе

    презентация результатов проектной работы

    Ожидаемый результат проектирования может быть различным: изделие, видеофильм, сценарий праздника, репортаж, литературное произведение и т.п., представление на Фестивале проектов.

    Проект исследовательского типа имеет структуру, соответствующую требованиям учебного исследования. Такой проект предполагает прохождение учеником следующих этапов:

    осмысление интересов и выбор темы работы

    осмысление актуальности темы

    определение проблемы исследования

    формулировка целей, задач, выделение предмета и объекта исследования

    осмысление методов исследования, актуальных для проверки гипотезы

    проведение экспериментальной проверки гипотезы

    оформление результатов, формулировка выводов

    Ожидаемый результат – выступление с докладом на научно-практической конференции, публикация, презентация на Фестивале проектов.

    Тематическое планирование по курсу «Проектная деятельность в 9-11 классах», 34 часа

    Вводный урок. Знакомство с целью работы, этапами работы.

    Обсуждение тем и целей проектов. Защита тем и целей.

    Сбор информации по теме проекта.

    Составление введения к проекту

    Составление обзора литературы.

    Круглый стол «Обсуждение результатов работы на подготовительном этапе».

    Коррекция недочётов, выявленных на «круглом столе».

    Работа по достижению целей проекта.

    Анализ работы на основном этапе работы.

    Круглый стол «Обсуждение результатов работы на основном этапе»

    Составление отчёта по выполнению проекта.

    Анализ работы на заключительном этапе работы.

    Подготовка к презентации.

    Пробная презентация проекта.

    Анализ проблем, пути их устранения.

    Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

    В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

    основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

    понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

    основные источники информации;

    правила оформления списка использованной литературы;

    правила классификации и сравнения,

    способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

    источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

    правила сохранения информации, приемы запоминания.

    Учащиеся должны уметь:

    выделять объект исследования;

    разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

    работать в группе;

    работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

    пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

    планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

    работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

    Личностные и метапредметные результаты

    У школьников будут сформированы:

    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

    способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    Ученик получит возможность для формирования:

    устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

    осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    различать способ и результат действия.

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

    осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

    проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

    Ученик получит возможность научиться:

    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    техническое и учебно-методическое обечпечение программы.

    Список используемой литературы

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: лособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [.В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.

    2. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.

    3. Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2006.

    4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // На-родное образование. — 2000. — №

    5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образова¬ние / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.: Просвещение, 2010.

    6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.

    videouroki.net