Пример самооценки в литературе

Примеры из литературы: самовоспитание личности

Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути. Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом. Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои литературных произведений.

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи — век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя». В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию. В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ. Отличный пример про самовоспитание из литературы – книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких. В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе – привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини – Наташи Ростовой. Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой жизненный путь, позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться. Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы – русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону. В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности. Патриотизм героев былин – отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в классической литературе представлены в школьной программе. Пример для подражания ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений. Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский. Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание — тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление. На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге — абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость. В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая». Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме. Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими жизненными принципами быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям. Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание. Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает». Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве. Древнегреческий оратор Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора. Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом. Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе. Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого – прекрасный пример нравственного развития и совершенствования. Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.
  • Материал для саморазвития

    На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию. Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко. Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается. Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

    Самосовершенствование имеет определенный механизм. Сначала человек должен выбрать цели жизни, подобрать идеалы, учитывая нормы социального поведения. Далее выполняется подготовка к жизни в современном обществе, формируется умение коллективного сосуществования. Психологи убеждены в том, что для саморазвития важны противоречия. Помимо положительных героев, педагог должен рассматривать на занятиях и отрицательных персонажей, вместе с ребятами изучать их негативные качества. В книге «Организация самовоспитания школьников» А. И. Кочетов упоминает о том, что любая личность противоречива, в ее внутреннем мире постоянно происходят периоды спада, конфликты, столкновения. Но без этих процессов у ребенка нет шансов на саморазвитие, улучшение своих личностных качеств. Есть пять «надо», помогающих ребенку начать самовоспитание. Примеры из литературы учат помогать старшим, добросовестно выполнять наказы учителей, ставить коллективные интересы выше личных, быть честным, добросовестным.

    fb.ru

    10+ примеров настоящей дружбы в литературе и жизни

    Примеры настоящей дружбы вдохновляют и окрыляют. Именно ради этого мы берем в руки книгу и погружаемся в выдуманный автором мир.

    Далеко не всем посчастливилось познать, что такое настоящие дружеские отношения в жизни, но буквально каждый может увидеть дружбу на шелестящих страницах и поучиться верности и отваге, искренности и сплоченности.

    Дружба бывает самой разной, однако, независимо от обстоятельств, она всегда основывается на безоговорочной верности и товарищеской преданности.

    Примеры настоящей дружбы в русской литературе

    «Повесть о дружбе и недружбе»

    Это даже не книга, это повесть, которая с самого начала была «нежеланным ребенком» у братьев Стругацких.

    Ее опубликовали, потому что в то время ничего другого в печать не принимали.

    Однако впоследствии поучительная притча стала популярна и любима.

    Если вы откроете ее страницы, то увидите чудесный пример мужественного преодоления себя и собственных страхов ради помощи другу.

    Мальчик Андрей Т. вынужден провести Новый год в одиночестве, лежа в кровати с больным горлом.

    Семья уехала и лишь дедушка «кемарит» возле телевизора.

    Он звонит своему другу Гене-Абрикосу, тот обещает навестить его в 21:00. Но в указанное время его нет, а из динамика «Спидолы» звучит призыв о помощи.

    Писатели Аркадий и Борис Стругацкие

    Далее разворачивается сюрреалистический сюжет, где на каждом углу подстерегают опасности.

    Андрей сомневается, идти ли ему, но вспоминает, как смело бросился защищать его Генка в минуту опасности и одевается, боится спускаться в подземелье и все же идет.

    За ним никто не наблюдает, он фактически остается один, потому свернуть с дороги просто. Но Андрей смелее, чем думает.

    Малец упорно преодолевает преграды на пути к спасению друга. А их, скажем прямо, немало и при этом открыта возможность беспрепятственно свернуть назад.

    Каждый раз, хотя и не без колебания, выбирая «путь для смелых», герой доходит до самого конца. Мрачные образы вокруг твердят, что Генка просто покинул его на произвол судьбы…

    Проснувшись, он обнаруживает себя лежа в кровати, а в дверях стоящего Абрикоса.

    Гость виновато оправдывается, что опоздал на несколько часов, но жаждет загладить вину и дарит нашему герою самое дорогое, что у него есть — альбом с марками.

    Этот маленький рассказ является примером настоящей, большой дружбы в литературе .

    Несмотря на малое количество страниц, смысл в нем заложен великий. Нужно преодолевать себя и никогда не сдаваться, если друг нуждается в твоей помощи.

    Дружба между Штольцем и Обломовым

    Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов — натуры совершенно разные и выглядят, как две противоположности, но если присмотреться повнимательней, становится понятно, что это стороны одной медали.

    Просто два влюбленных в мир, пытливых ребенка росли в совершенно разных условиях.

    Маленькому Андрею была дарована практически полная свобода действий, можно было изучать мир и готовиться к тому, ч то жизнь его «обретет другие, более широкие размеры».

    Илья же был тепличным, «залюбленным» родителями мальчиком, что и подавило всякое стремление действовать. Их дружба строилась на трепетном сопереживании, они искренне хотели помочь друг другу.

    Такие разные Штольц и Обломов

    Взрослый Штольц всячески пытался сподвигнуть Обломова действовать,

    Илья Ильич наоборот, прививал стремление к спокойной, тихой, «обломовской жизни».

    В итоге «победил» второй, но это не сделало Андрея счастливым.

    Эти два персонажа нуждались в раскрытии собственного потенциала и нового уровня гармонии.

    В идеале из двух этих личностей нужно было бы слепить одно, полноценное. Это пример настоящей дружбы из русской литературы, которая, увы, закончилась трагично .

    Каждому не хватало чего-то для полного счастья:

  • Штольцу — чувственности, любви и мира в сердце
  • Обломову — жажды к жизни и действию
  • Совет: если хотите найти примеры настоящей дружбы в произведениях русской литературы, рекомендуем присмотреться также к роману «Рыцари сорока островов» Лукьяненко.

    Примеры настоящей дружбы из зарубежной литературы

    «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

    Доктор Ватсон хотел найти дешевое жилье в «лондонской пустыне» за умеренную арендную плату.

    Потому изначально знакомство и дружба с Шерлоком Холмсом строилась на финансово-выгодных условиях. Они вместе снимали квартиру.

    Немного времени спустя завязалась дружба, а точнее сказать — мощная психологическая зависимость этих двух персонажей.

    Ватсон — жизнерадостный, но скучный человек, только что вернувшийся из Афганистана.

    Он еще не нашел себе занятие, которое компенсировало бы адреналин, к которому безоговорочно привык.

    И это его гнетет, хотя за маской «истинного джентльмена» этого почти не заметно.

    Шерлок Холмс и доктор Ватсон

    Шерлок, наоборот, склонный к депрессиям флегматик, отягощенный периодической меланхолией.

    Он то активен, то пассивен, то работает без устали и днем и ночью, то не может неделями слезть с кресла и морфия.

    В общем, это была артистическая натура с неустойчивой психикой.

    Ватсон как бы уравновешивал его, был надежным спутником и психологической «тростью».

    Он мужественно терпел все его издевки о своем «посредственном уме» и параллельно наслаждался адреналином, сопутствующим их приключениям.

    Шерлоку была очень нужна эта дружба. Порой только она объединяла его вскипевший разум с действительностью.

    При этом каждый из них был искренен и помог товарищу не один десяток раз.

    Буквально каждый из нас смотрел «Властелин колец» или читал роман. Примеров настоящей дружбы в этом произведении масса.

    В принципе, буквально вся трилогия наполнена идеей дружбы и самопожертвования. Возьмем хотя бы Фродо и Сэма.

    Из скромного, замкнутого садовника Сэм становится верным оруженосцем и спутником.

    Он старается во всем угодить и поддержать друга, наблюдая какую ношу ему приходится нести (Кольцо Всевластия).

    Это отличный пример взаимоотношений, когда только дружеские чувства Сэма спасают всю ситуацию в принципе:

  • Попав в плен к Фарамиру, он заступается за друга
  • Находит хлеб, единственную пищу, что выкинул Горлум в пропасть
  • Сражается с гигантской паучихой Шелоб
  • Вырывает Фродо из лап орков
  • Героем его никто не называет, ему этого и не нужно, он просто настоящий друг.

    Эта дружба, по сути, неравноправна, Сэм отдает намного больше, чем получает. Зато из робкого мечтателя он становится смелым и мужественным воином и неотъемлемой частью великих событий.

    Даже последние строчки романа заканчиваются словами Сэма, который как бы ставит точку в своем приключении.

    Он сделал для друга все что мог и добро победило. Примеры настоящей дружбы из литературы для сочинения с легкостью находятся на страницах этого эпика.

    Совет: почитайте «Три товарища» Ремарка. Это поможет возродить вашу веру в искренние чувства.

    Дружба великих людей

    Настоящим талантам всегда сложно найти себе место в реальной жизни.

    И еще сложнее — искреннего товарища, готового всегда прийти на выручку. Но некоторым из них повезло больше прочих.

    Марк Твен и Хелен Келлер

    Когда они познакомились, Хелен было четырнадцать лет, а Марку Твену — пятьдесят с небольшим.

    Девушка напоминала ему собственную дочь, поэтому они подружились и проводили много времени вместе.

    Хелен после перенесенной скарлатины была слепа и глуха, каждое социальное взаимодействие давалось ей с трудом.

    Твен всячески поддерживал, восхищался стойкостью и старался никогда не подчеркивать ее физические недостатки.

    Келлер сама признавалась, что рядом с ним чувствовала себя свободно, а не как калека.

    Благодаря его помощи , девушка получила образование в колледже и стала первым слепоглухим человеком со степенью бакалавра.

    Марк Твен и Хелен Келлер

    Это дало мощный толчок на пути к ее карьере, которая удалась на 100%.

    Она стала писательницей, политическим деятелем и активисткой. Можно сказать, даже национальной героиней для таких же людей с физическими недостатками.

    Хелен наладила процесс обучения слепоглухонемых в Америке.

    Основу своей истории она изложила в пьесе «Сотворившая чудо». Ее жизнь и вправду стала чудом, благодаря искренней дружбе с М. Твеном.

    Этот пример настоящей дружбы из истории говорит о том, что никогда не стоит унывать, если рядом надежное плечо.

    Мэрилин Монро и Элла Фитцджеральд

    Бархатно-медовый голос Фитцджеральд знает каждый меломан, но все это заслуга очаровательной Мэрилин.

    Оказывается, тот самый переломный момент, который разделил жизнь Эллы на «до и после», пришелся на выступление в клубе «Мокамбу» в 1955 году.

    Проблема заключалась в том, что хозяин заведения просто не считал подобную музыку перспективной.

    Монро стала свидетельницей разговора и заступилась за талантливую артистку: «Я сяду за центральным столиком и пресса в любом случае будет заинтересована», — предложила блондинка.

    После этого Элла проснулась звездой и сама выбирала, где ей выступать.

    Это стало началом трепетной дружбы двух талантливейших девушек своего времени.

    Мэрилин Монро и Элла Фитцджеральд

    Конан Дойль и Гудини

    Да, эти два известных джентльмена были друзьями.

    Они не могли найти единого мнения только относительно вопроса, связанного со спиритизмом.

    Гудини был ярым противником медиумов и мистических салонов, модных в то время.

    Иллюзионист сам знал множество уловок, потому спешил разрушить ореол загадочности очередной мистической дивы, связанной с миром мертвых.

    Дойль, наоборот, свято верил в подобное, после того как «смог» связаться со своим покойным сыном.

    Гудини на протяжении всей их дружбы всячески старался переубедить товарища, но, судя по всему, его попытки оказались тщетными.

    Гарри Гудини вместе со своим другом сэром Артуром Конан Дойлем и его семьёй

    Совет: возможно, вам понравится историческая литература. К примеру, про приятельские отношения Вольтера и Фридриха II Великого.

    Дружба в жизни — живые примеры верности и искренней любви

    Примером настоящей дружбы из жизни может стать невыдуманная история о семилетнем пареньке и его больном приятеле.

    Американский мальчик Дилан Сигл узнал, что его лучший друг Джона страдает от генетического заболевания печени (Гирке) и на его лечение, а точнее, изучение болезни требуется много денег.

    Недолго думая, парень нарисовал маленькую книгу, которую подписал: «Плитка Шоколада».

    Там он назвал оказание помощи лучшему другу «самой большой плиткой шоколада», выразив этой прекрасной детской метафорой свое отношение к проблеме.

    Ему удалось продать копий этой книги на 75 000 долларов!

    В итоге он собрал средств больше, чем мог любой медицинский фонд!

    Патрик Грэй и Джастин Скизук

    Они всегда были лучшими приятелями, но судьба усадила Джастина на инвалидную коляску.

    Казалось, это был конец, но на самом деле это стало лишь началом их дружбы.

    Они организовали совместный проект под названием «Я буду толкать тебя» («I ’ ll push you»), целью которого было пройти вместе по Пути Святого Иакова в Испании.

    Это на минуточку 800 километров пешей дороги, на протяжении которой Патрик толкал Джастина вперед.

    Просто в какой-то момент один почувствовал, что должен сделать это, а второй согласился ему помочь.

    Их посчитали безумцами и всячески отговаривали, но в итоге все получилось и они достигли цели.

    У ребят много планов и они верят в себя, ведь дружба способна преодолеть любое препятствие!

    Патрик Грэй и Джастин Скизук

    Мистер Петерсон и девочка Нора

    Пожилой Дэн Петерсон овдовел и утратил всякую страсть к жизни. Его мучила депрессия, и он совершенно не улыбался.

    В супермаркете американец случайно познакомился с четырехлетней девочкой Норой, у которой был день рождения.

    Она сама заговорила с ним, дружелюбно пообщалась и сфотографировалась на память.

    Благодаря этой фотографии и вездесущим социальным сетям, маме девочки стало известно о печальном самочувствии мистера Петерсона, и она пригласила его в гости.

    Мистер Петерсон и девочка Нора

    Так завязалась дружба между двумя такими разными людьми — маленькой девочкой и пожилым мужчиной.

    По сути, крошка обрела второго дедушку. Они кушают сладости и дарят друг другу подарки.

    Депрессия прошла, и, по признанию Дэна, он впервые за много дней перестал страдать от бессонницы.

    Они даже отпраздновали День Благодарения вместе. К счастью, случайная встреча обернулась в искреннюю, исцеляющую дружбу.

    Совет: никогда не отказывайтесь от новых дружеских отношений, возможно, они перевернут вашу жизнь!

    life-reactor.com

    Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам

    В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

    Сформулировав собственную позицию, надо подобрать конкретные примеры-иллюстрации, основанные на личном читательском опыте, для введения их в текст сочинения-рассуждения можно использовать следующие фразы [1]:

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / роман / пьесу … (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…/ Главную героиню этого произведения отличает…
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу …(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
  • Подтверждение тому можно найти и в художественной литературе…
  • Аналогичное отношение (поступок) встречается и в книгах (в романе, повести, рассказе)…
  • В качестве доказательства (подтверждения) можно привести примеры из…
  • Действительно (в самом деле, безусловно)…
  • Вспоминаются… из …
  • Переход ко второму аргументу:

  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает…
  • О том, как важно …, говорит в своем рассказе / романе / пьесе писатель…
  • В работе представлены примеры-иллюстрации из произведений писателей-классиков и современных авторов к аргументации собственного мнения по некоторым проблемам, встречающимся в исходных текстах ЕГЭ по русскому языку.

    Проблематика сочинений ЕГЭ и примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

    Проблемы, затронутые автором

    Литературные примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

    Роль природы в жизни человека

    Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.
  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»
  • Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

    Проблема восприятия природы

    Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.
    • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде – это праздник молодых чувств.
    • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.
    • Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)

      Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

    • Ч. Айтматов «Плаха»
      • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.
      • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
      • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.
      • Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое – сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.

        Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

      • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
      • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.
      • Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному – уничтожить этот порядок.

      • Ю. Трифонов «Обмен»
      • Рассказывая об отношениях Дмитриева и его матери Ксении Федоровны, Ю.Трифонов в повести «Обмен» говорит об отсутствии духовных связей между самыми близкими людьми. Виктор Дмитриев, постоянно стремящийся уйти от житейских вопросов, не особо задумывается над последствиями жилищного обмена, поддавшись желанию жены, предает больную мать. Для него важнее в жизни оказываются материальное благополучие и обустроенный быт. Но самое страшное в том, что Виктор не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей со своей семьей.
      • В.П. Астафьев «Царь-рыба» (глава «Уха на Боганиде»)
      • В данной главе В.Астафьев показывает отношение взрослых к детям: рыбаки не просто заботятся о детях, они относятся к ним уважительно, тактично, всерьез воспринимают помощь ребятишек, старающихся помочь вытащить сети, дают им понять, что они совершенно незаменимы при варке ухи. Дети, в свою очередь, отвечают взрослым тем же: Касьянка ухаживает за инвалидом Кирягой и за всей детворой поселка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестер мальчик Аким.
      • Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

      • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
      • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.
      • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский – доктор Борменталь – Шариков)
      • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя – ни кнутом ни пряником.
      • Проблема становления личности

        Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.

      • Л.Н. Толстой «Война и мир»
      • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, – он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
      • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
      • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.
      • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
      • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.
      • Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.

      • А.Т. Твардовский
      • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.
      • В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:
      • Забудь, откуда вышел родом,

        И осознай, не прикословь:

        В ущерб любви к отцу народов –

        Любая прочая любовь,

        предупреждает своих современников:

        Кто прячет прошлое ревниво,

        Тот вряд ли с будущим в ладу.

        Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память – это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.

      • А. Вознесенский «Ров»
      • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.
      • Истинная любовь – высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.

      • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
      • Огромное счастье – любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.
      • Проблема истинной дружбы

        Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.

      • В.Л. Кондратьев «Сашка»
    • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше ставшего привычным «передка не пошлют».
    • Проблема ревности (Что такое ревность?)

      Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.

    • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
    • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.
    • Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.

    • А.П. Чехов «Тоска»
    • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.
    • Проблема чести и достоинства

      Честь, достоинство – истинные ценности, которые утверждаются поступками.

      «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    • «Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
    • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    • В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников – купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.
    • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
    • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.
    • Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.

    • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
    • Глеб Мехед «Скрипач»
    • Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».
    • 1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.

      2. Астафьев В.П. Царь-рыба: Роман-газета №5, март 1977.

      4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.

      5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

      5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

      6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).

      7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

      8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.

      9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.

      10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

      11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

      12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

      13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

      14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.

      15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

      16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

      17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

      18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

      18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.

      Источники информации

      1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

      2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. – М.: «Высшая школа», 1965.

      3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. – Изд. 3-е. – Л.: Детская литература, 1989.

      4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2015.

      5. Золотусский И.П. Там, на войне. – Литература в школе № 2, 1995.

      6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. – Литература №15, 2004.

      7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – Литература в школе № 2, 1995.

      8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. – Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.

      9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. – Литература №15, 2000.

      10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. – М.: «Просвещение», 1975.

      11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. – Литература в школе № 6, 1995.

      12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. – Литература в школе № 4, 1998.

      13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». – Литература №17, 2004.

      14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). – Литература №17, 2004

      15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». – Литература в школе № 2, 1998.

      Об авторе: Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      pedsovet.su

      Что такое гипербола — это в литературе особый художественный прием: примеры предложений

      Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина.

      Использование в литературе

      Гиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.

      И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.

      Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в русском языке? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.

      Для чего нужна гипербола?

      Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

      Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

      Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

      Как найти гиперболу в тексте?

      Выполнить задание «найдите в тексте гиперболы » достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».

      Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности, ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.

      Что такое гипербола в Русском языке?

      Лингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке.

      В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.

      Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:

    • «реки крови»;
    • «вечно опаздываете»;
    • «горы трупов»;
    • «сто лет не виделись»;
    • «напугать до смерти»;
    • «сто раз говорила»;
    • «миллион извинений»;
    • «море поспевшей пшеницы»;
    • «жду уже целую вечность»;
    • «целый день простояла»;
    • «хоть залейся»;
    • «дом за тысячу километров»;
    • «извечно опаздывает».
    • Примеры в художественной литературе

      Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами:

      1. «В сто сорок солнц закат пылал» – Маяковский.
      2. «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» – Лермонтов.
      3. «Шаровары, шириной с Черное море» – Гоголь.
      4. Примеры предложений с употреблением гиперболы в литературе можно перечислять практически бесконечно, ведь в ней их находится великое множество. Чтобы проверить себя, возьмите любую книгу и найдите в тексте гиперболы.

        ЕГЭ 2017. Рус. яз. Гипербола (Вопрос 24)

        Что такое гипербола

        Что же такое гиперболизация? Для чего этот прием нужен? Это процесс создания гиперболы. При этом происходит намеренное, чрезмерное преувеличение каких-либо качеств и свойств предмета, понятия или же явления. Важным моментом также является то, что после процесса гиперболизации предмет, на который было направленно её действие, приобретает качественно совершенно новый образ.

        Замечательным примером могут послужить многие сказочные персонажи, например, такие как Мальчик-с-пальчик или великан Гулливер. Роль гиперболы в русском языке неоценима, это неотделимая часть нашего богатого на эмоции русского языка.

        uchim.guru