Отношение к женщине в иране

2200 лет назад китайский император Цинь Шихуан провозгласил лозунг, который мы все знаем как Мао Цзэдуновский — «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Посмотрите на мир глазами китайского императора. Попытайтесь понять красоту иранских традиций, познать их школу, полюбуйтесь одним из ста прекрасных цветков мира — красотой персидских женщин.

В европейской традиции есть такое понятие дресс-код. Когда мы идем на званный ужин или официальное мероприятие, то вместе с пригласительным получаем листок с дресс-кодом. Такой же дресс-код есть в Иране (и большинстве исламских стран). Все женщины в Иране (в том числе иностранные туристы и дипломаты, представителей любых религий, все) в ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ обязаны носить хиджаб — любую одежду, соответствующую нормам шариата. Что это такое: обязательно покрытая голова, ничего облегающего, с глубокими вырезами, прозрачного. Может быть открыто лицо, кисти рук и ступни ног. Все остальное обязано быть прикрыто. Категорически запрещены короткие юбки, шорты и джинсы, если попа не прикрыта платьем или жакетом. Прошу еще раз обратить внимание — ношение хиджаба обязательно только в общественных местах.

Сейчас мы привыкли к открытой, сексуальной одежде и считаем это нашим завоеванием, а всего сто лет назад русская женщина, итальянка, француженка, американка ходила по улице исключительно в хиджабе — платья, юбки, рукава были длинными, а с непокрытой головой выйти на улицу было верхом неприличия. Даже сейчас английская королева всегда появляется в свет в головном уборе. В хиджабе мы ходим и сейчас в России — в православный храм ходят (должны ходить) в хиджабе. Если вы одели длинное непрозрачное платье и повязали на голову платок, то в таком виде вам будут рады и в православном храме в России и в мечете в Иране.

1) Паранджа — это длинный халат с головы до ног, с закрывающей лицо сеткой чачван (изготавливается только из черного конского волоса). Паранджа надевается поверх чачвана. Вспомните "Белое солнце пустыни" — жены Абдуллы носили именно паранджу.

2) Никаб — это женский головной убор с прорезью для глаз.

3) Чадра — обычное покрывало, укутывающее всю фигуру женщины с головы до ног. Чадра выглядит очень просто, но шьется на заказ с учетом фигуры женщины.

4) Платок — это платок. Он такой же, как везде.

Ношение паранджи, никаба, чадры не является обязательным, это личное решение женщины, отца или мужа. Законы Ислама не заставляют женщину носить перечисленное, равно как и закрывать лицо. Это теория. Теперь про жизнь.

Паранджу в Иране почти не носят. За десять дней я видел только одну девушку в парандже. Паранджу носят оооочень религиозные люди. Их можно встретить возле великих духовных центров и на юге Ирана, там еще остались традиционалисты.

В общественных банях, саунах или бассейнах есть обычные кабинки для одежды. Раздеться можно только до нижнего белья. Затем отправляешься в специальную закрытую кабинку для надевания купальника. Если ребенку больше 9 лет, то он должен переодеваться только в закрытой кабинке. Родители видеть его голым не должны. Равно как и он мамочку или папу. Мать и дочь переодеваются так, чтобы не видеть друг друга. Женщина женщине может показывать все, кроме части тела от пупка до коленей. Кстати, это же правило относится к мужчинам. Точно также в бане и на пляже обязательны шорты, никаких узеньких обтягивающих плавок. Мне рассказывали, как один иранец приехал в Россию, пошел в русскую баню, испытал настоящий шок и впал в депрессию. Дело в том, что прожив пятьдесят лет, он впервые в жизни увидел голых мужчин. Он не знал куда деться, старался смотреть в пол и своим видом напоминал десятилетнюю девочку, впервые увидевшую голого мужчину.

Все сауны или бассейны только раздельные. Купаться мужчинам и женщинам вместе категорически запрещено.

Врачи могут видеть все. Есть врачи-мужчины в том числе по женским болезням. Но иранские женщины скоре пойдут к врачу-женщине.

Наши стюардессы в нашем самолете ходят без головных уборов, но выйдя из самолета они обязаны повязать платок на голову. Забавно: возвращаемся домой, к самолету все идут в платках с очень серьезным видом, иностранок от иранок почти не отличить. Вошли на борт и все женщины сняли платки. Ну или почти все, специально не проверял.

Более 65 процентов университетских студентов — женщины, причём в некоторых областях (науке и инженерных областях) их доля превышает 70%. До исламской революции получить образование женщине было очень затруднительно. Тем более высшее. Сейчас же есть даже специальные духовные академии для женщин-богословов.

Он всюду раздельный. Мужчины сидят в первой половине автобуса, женщины сзади. Так же и в метро: в каждом составе есть два вагона исключительно для женщин. Мужчинам категорически запрещено заходить на женскую половину. А вот женщины могут свободно входить на мужскую. Если, конечно, там не тесно. Прикосновения категорически запрещены. Даже руку женщине подавать нельзя. Любые попытки обнять или положить руку на плечо приравниваются к развратным действиям и мужчина будет наказан палками (если женщина посчитает себя оскорбленной и сможет доказать приставание).

Даже если на ваших глазах женщина упала, то вы не имеет права к ней прикасаться, чтобы поднять. Дайте палку, веревку, все что угодно, но не руку (понятно, что врачи могут поднимать). Я видел, как молодая женщина с маленькой дочкой перепрыгивала через канаву и мужчина протянул руку девочке. Она была хорошо воспитана и руку отвергла. Прикасаться нельзя. Точка.

Институты общие, обучение совместное. Еще лет 30-40 назад супругов выбирали родители. Сейчас как во всем мире — сами выбираю себе спутника жизни. Властями приветствуется свободное общение юношей и девушек до свадьбы. Считается, что нужно лучше узнать друг друга до свадьбы. Поэтому никаких ограничений в общении юноши и девушки нет. Но если они перейдут грань, начнут сексуальные отношения и это станет известным, то они обязаны будут немедленно жениться или оба сядут в тюрьму надолго. За изнасилование — виселица. Исключений не будет ни для кого.

Про семейные отношения я расскажу в следующий раз. Там тоже много интересного.

dekarmi.livejournal.com

Как живут русские женщины в Иране

Где наших только нет, и Иран не исключение. Многих наших женщин судьба занесла в далекую мусульманскую страну, но и там большинству живется довольно таки неплохо. О том, как складывается их жизнь в чужой стране, о правах женщины в Иране и их быте будет рассказано в этой статье, построенной на свидетельствах очевидцев.

Как живут в Иранерусские женщины

Русские женщины, по воле судьбы оказавшиеся в этих далекихкраях, по разному устроились. Многим удалось создать там хорошую семью, родитьдетей, и чувствовать себя даже неплохо в чуждом для нас мире. 35-летняяОксана, проживающая в Тегеране, рассказывает, что больше всего русские женщинылюбят особые вечеринки, когда собираются в тесном кругу землячки, чтобыпоболтать на родном языке, обсудить новости, доходящие к ним с Родины, попетьнаши песни и потанцевать под нашу попсу. В такие вечера женщины могутрасслабиться, снять надоевшие хиджабы и почувствовать себя снова, как на роднойземле.

На столах красуется до боли родное оливье, селедочка подшубой, которую они сами же тут и готовят и, если повезет, добытая неимовернымитрудами гречка, которой в Иране не сыщешь. Смотрят диски с записями нашихартистов, которые там, вдали от родины, особенно ностальгически воспринимаются.Сала и свинины, конечно, нет, привыкли есть баранину за многие годы жизни средимусульман.

Праздники наши отмечают в обязательном порядке – Новый Год,8 марта, посещают православную церковь, хотя почти все быливынуждены принять ислам. Оксана объясняет, что иначе нельзя. Родственники мужанастаивать не будут слишком напористо, но попреки, если не примешь ислам,будешь слышать практически до конца жизни.

Законы Ирана таковы, что почти никто из них не работает – непринято это в стране. Женщина должна с детьми дома сидеть, вести хозяйство, амуж на то и муж, чтобы семью обеспечивать. Правда, современные нравы все же позволяютженщинам работать, к тому же все деньги, ею заработанные, по закону она тратитна себя. Но муж, в таком случае, можетпротивиться тем, что не будет ей помогать по дому. Хочешь работать – тогдауспевай все остальное сама делать, упрямо заявляет иранец своей желающейработать вне дома жене.

В Иране есть такое сообщество, которое объединяет всех женщинславянского происхождения. Они поддерживают друг друга, помогают в сложныхситуациях. Притом попадают в это сообщество по-разному. Кто познакомился простона улице, кто-то через знакомых. Женщины стараются поддерживать между своимисвязь, даже если те находятся в разных уголках Ирана.

Положение женщины вИране

Все бы хорошо, откровенничает Зоя, родом из Одессы. Да вот дети наши, рожденныездесь, вырастают персами. И законы на стороне отца, а не матери. Если ты разведешься с мужем, детей у тебяотберут. Но не все женщины в Иране выходят замуж на всю жизнь. Здесь с древнихвремен разрешены так называемые временные браки (что-то по типу нашегогражданского сожительства). Только они заверяются у нотариуса. Многиеженщины устраиваются на работу или поступают в ВУЗ и живут в таком вотвременном браке. Как бы и при муже, и в то же время свободна.

Персы любят наших женщин, делится россиянка Светлана. Онисчитают, что русские более искренние и преданные. Если иранская девушка, выходязамуж, выдвигает непомерные требования к будущему супругу при составлениибрачного контракта, то наши готовы безвозмездно отдавать себя всю, желая отмужа лишь любви и верности. Если мужчина не может в достаточной мере ееобеспечить, то она и не попрекает его вовсе, а довольствуется малым, помогаяему, чем может. В общем, наши – везде такие же, как и на родине, оттого и любятих многие западные мужчины.

Когда спрашивают, как там относятся к правам женщин, онилишь усмехаются. Женщины Ирана считают себя свободными, даже несмотря настрогие законы. А на вопросы о многоженстве просто откровенно смеются.

  • Ну вы подумайте сами, — улыбается Ирина (родом с Украины),чтобы иметь несколько жен – это сколько же мужчине денег нужно? Особенно, еслиэто иранские женщины, а не наши, которые малым довольствуются. Некоторые персыи жениться то до лет 30 не могут, потому что свадьба полностью ложится на ихплечи, а затраты могут составлять до 5тысяч долларов. Пока то жених их насобирает, дабы ввести хоть одну жену в дом!Куда уж там 2 или тем более три жены!
  • У женщин здесь много глянцевых журналов, они следят за модойи на вопрос: а как же вы умудряетесь это все на себе применять, откровенничают.
  • Женщина ведь всегда хочет быть красивой, верно? Потому истановится в таких условиях особенно изобретательной. Под чадрой прячетсямодная футболка или обтягивающие джинсы, которыми можно похвастаться навечеринке у друзей. А молодежь так и вовсе изощряется. Сняв домик на окраине,устраивают там вечеринки с выпивкой и танцами, одевшись в модные одежды ирасслабившись вдали от строгого контроля старших.

Так что, можно сказать, в Иране зачастую ведется двойнаяжизнь. С виду – строгая, пуританская, а втайне свободная и раскованная, и сухойзакон им не помеха. Сейчас времена не столь суровы к женщинам, они могут имодные вещи надевать, абы длина платья не была выше колен, да голые части теланигде не выступали. Многие учатся, работают. В институтах сейчас парни идевушки вместе в одной группе зачастую могут оказаться.

Так что не все так страшно, как рисуют некоторыежурналисты, улыбается Светлана. Ко всему привыкаешь. У меня, например, мужочень хороший и дети замечательные. Стараюсь не нарушать их традиций, и семьямужа также довольно-таки сносно ко мне относится, не обижает. Вот только тоскапо Родине, конечно, бывает такая, что просто до депрессии доводит. А так ничего,привыкли. Человек ведь ко всему привыкает…

Мужчины в Иране трудолюбивы, к женщинам относятся уважительно,очень гостеприимны. По дому женам помогают и ведут себя спокойно иуравновешено. Главное – не идти наперекор и за феминистками не гнаться, уважатьсемью и здесь вполне можно жить, — подытожили девушки.

www.allwomens.ru

Семья и брак в Иране. Положение женщины в Иране

Обзор о положении женщины в Иране, устройстве иранского института семьи и брака, подготовленный по первоисточникам.

Отметим, что в последние три-четыре года иранские власти стали меньше проводить публичных казней и порок, стараясь лучше скрывать неприглядные стороны устройства иранской семьи и брака.

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин;

Молодые женщины выдаются замуж, при отсутствии отцов, официальными опекунами, которые надзирают за надлежащим поведением мужа по отношению к жене;

Мужчина может иметь до четырех жен;

В Исламской Республике Иран все вступающие в постоянный брак должны принадлежать к одной религии;

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак;

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Для женщин установлен перечень причин, при которых она может быть разведена;

При разводе дети, как правило, остаются с отцом;

Мужчина обязан при женитьбе выплатить лично жене махр (мехр, михр) — калым, который является частью капитала жены, в том числе на случай развода. Муж обязан нести все расходы бюджета семьи и расходы по воспитанию детей, выплачивая жене финансовое содержание «нафака»;

Сексуальные отношения вне брака (временного или постоянного) в Иране запрещены под угрозой смертной казни;

Не признается право на существование сексуальных меньшинств. При доказанном наличии неподобающих отношений обвиняемые в этом могут быть казнены;

Положение женщины в Иране, а также о том, как институт семьи и брака регулируется нормами шариата.

Исламский брак называется никях.

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 для мужчин.

До 2002 года в Иране минимальный разрешенный возраст для брака был для женщин 9 лет и 14 лет для мужчин.

Исламское духовенство всегда поощряло вступление в брак как можно в более раннем возрасте, т.к. это предотвращает, на взгляд улемов, связи вне брака, за которые в Иране предусмотрены тяжкие наказания (о них ниже, в разделе «Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние»).

В Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии.

Данное ограничение не распространяется на временный брак.

Об особенностях обычного брачного союза в Иране чуть ниже, а пока о временном браке.

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак.

При этом он может быть бессрочным. На него не распространяются ряд ограничений связанных с постоянным браком. Можно в него вступать и представителям различных религий (т.е. мусульманин может брать во временные жены немусульманку). Но, видимо, подразумевается, что если муж и жена из разных религий, то перейдя в постоянный брак иноверец (иноверка) обратятся в ислам, иначе такой брак будет незаконен. Почему незаконен? Дело в том, что в Иране запрещен переход из ислама в какую-либо другую религию, поэтому в мусульманин или мусульманка не могут сменить религию на религию жены или мужа. Однако есть возможность заключить постоянный брак с иноверцем, выехав за пределы Ирана, по законам другой страны, но при этом иранский мусульманин или мусульманка должны остаться в своей вере. Тогда иранские власти постфактум, по возвращении пары в страну, признают, но без особого восторга, такой брак.

Временный брак — это очень удобный для мужчины-мусульманина институт, т.к. он позволяет одновременно без большой волокиты брать несколько жен (до четырех). Правда, если мужчина-мусульманин сможет их содержать. Женщина может вступать единовременно только в один временный брак.

Заключение временного брака является удобным способом для иранцев обмана властей, т.к. в Иране сексуальные отношения вне брака запрещены. При этом, во временном браке женщина не имеет никаких прав на детей, они всегда остаются со отцом (правда, и в иранской семье, где заключен постоянный брак, мать, по сравнению с отцом, не имеет почти никаких прав на детей).

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи Portalostranah.ru послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 25/09/2016 о временном браке в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории, в передаче оправдываются):

Радиостанция «Азаттык» (казахская служба РСЕ/РС), исследуя тему многоженства в Иране отмечала в феврале 2012 года, что согласно действующим в Иране законам шариата — свода религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на Коране, — мужчина может иметь до четырех жен. Хотя в шиитском Иране многоженство не так распространено, как у суннитов. Станция отмечает, что правительство иранского президента Ахмадинеджада с 2007 года пытается провести через иранский парламент, в дополнение к шариатскому праву, и т.н. «Закон о защите семьи», который будет требовать от жены покорно принимать следующую супругу ее мужа.

Глава Комиссии исламского меджлиса (парламента Ирана) по правам человека Зохре Элахиян:

«Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин. »

«Глава Комиссии исламского меджлиса по правам человека Зохре Элахиян, выступая с речью на женевской сессии Комитета по правам человека ООН, посвященной положению прав человека в Иране, в ответ на вопросы о правах женщин и равноправии мужчин и женщин в Исламской Республике Иран, заявила:

«В основе политики Исламской Республики Иран и идей мусульманских идеологов лежит равноправие мужчин и женщин на макросоциальном уровне, но это не означает сходства в деталях, ибо мы придерживаем того мнения, что разница между мужчиной и женщиной заложена самой природой для образования семьи и воспитания поколения. Поэтому ислам предусматривает специальные права для женщин как матери и супруги».

Элахиян добавила: «У нас имеется исламское предание о том, что во главе семьи стоит женщина, причем исламская религия полностью защищает достоинство и положение женщины в семье, поэтому существуют и специальные права для женщин. Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин, а имеем в виду равенство в правах».

Иновещание Радио «Голос Исламской Республики Иран» от 20/11/2011

Как уже отмечалось, брачный возраст в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин.

Иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран» в своем выпуске в августе 2010 года так комментировало процедуру брака в Иране:

«Подросткам разрешается вступать в брак; девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования, как это показано двумя традициями Пророка (МЕИБ): «Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его)». Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга» (Бадави, стр. 23, прим. 11).

Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (приданое или выкуп) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа.

Отсутствие финансовых обязательств — результат меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским девушкам и женщинам.

Обычно сыновья получают две доли наследства, в то время как дочери — только одну.

Отец не имеет права лишать своих детей наследства в соответствии со Священным Кораном («Женщины», 4:11).

По достижении возраста половой зрелости и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены Исламом».

Таким образом, в Иране, как правило, вопрос замужества решается родителями или родственниками. При этом для слишком юной жены назначается опекун, который следит за тем, чтобы муж не обижал ее. О экономических положении иранской женщины в семье подробнее чуть ниже, а пока о главной ее функции, согласно иранским официальным воззрениям:

Из передачи «Голоса Исламской Республики Иран» от ноября 2011 года:

«В исламском воззрении, главная функция женщины — материнство. Это объясняется тем, что мать, правильно воспитывая ребенка, дарит обществу здорового и нормального человека, что очень важно для здоровья общества. Ислам обязывает мужчину обеспечивать пропитание, своевременно и без лишних напоминаний выдавать жене деньги на расходы, чтобы женщины, считающиеся символом любви, эмоции и спокойствия, имели возможность в спокойных условиях заниматься воспитанием детей. Следовательно, с точки зрения ислама, женщины не несут ответственности в связи с обеспечением расходов жизни. Их главная ответственность — выполнять материнские и супружеские функции и потом работать».

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи Portalostranah.ru послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 01/01/2016 об институте брака в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории в передаче либо оправдываются, либо смягчаются, так практически обходится вопрос о возрасте, допустимом в Иране для вступления в брак):

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Дети при разводе остаются с отцом.

В сообщении, переданном в апреле 2010 года, «Голос Исламской Республики Иран» коснулся процедуры развода:

«По исламским законам, право на развод сохраняется за мужем. Однако и жена может при особых условиях воспользоваться этим правом, например, если при заключении брака супруги договорились о праве жены на развод.

В Исламской Республике Иран жена может при замужестве потребовать для себя определенные права, которые называются брачными условиями. В брачные условия входят, например, право на развод в случае наркомании, жестокого обращения, прекращения выплаты «нафаки» (т.е. денежного содержания Прим. Portalostranah.ru), оставления мужем дома и т.п.

Конечно, даже в тех случаях, когда жена по брачным условиям лишена такого права, ее защищает исламский суд. Это значит, что, если муж будет несправедливо обращаться с женой и отклонится с правильного жизненного пути, тогда жена может обратиться в суд и востребовать свои права. Как было сказано в этом цикле передач, ислам наделяет женщину таким же человеческим достоинством, как и мужчину, и в достижении гуманных высот не видит между ними никакой разницы. Ввиду этого, все усилия исламской религии направлены на сохранение достоинства и мужчин и женщин и обеспечения их счастья у семейного очага.

Лидер исламской революции его светлость аятолла Хаменеи придерживается того мнения, что главной ролью, которую может играть каждая женщина, независимо от уровня своих знаний, своего образования, исследовательского и духовного звания, — эта роль матери и супруги».

В одном из выпусков в январе 2010 года «Голос Исламской Республики Иран», опираясь на суру из Корана «Баккара-Корова», подробно изложил некоторые обстоятельства развода в исламе:

«Разведенные (женщины) должны выжидать, (снова не выходя замуж), три срока регулы (менструальных цикла). Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют (по отношению к мужьям) права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах — великий и мудрый». (2:228)

Этот аят выступает в защиту семейного очага и детей и повелевает, что женщина не должна сразу же после развода выходить замуж. Она должна выждать как минимум три месяца, чтобы, во-первых, определить беременна ли она или нет, и если да, то чтобы можно было защитить права новорожденного. С другой стороны, может быть, появление на свет ребенка устранит разногласия, между супругами и упасет их тем самым от развода.

Во-вторых, может случится и так, что в этот период разводящиеся передумают и вновь вернутся к совместной семейной жизни.

Заключительный фрагмент аята для устранения неприятностей и обид и примирения супругов сосредоточивает внимание каждого из них на очень важном моменте. Вначале, обращаясь к мужчинам, он повелевает: «Не смотря на то, что на женщинах лежат обязанности по дому и семейные дела, мужчины в той же мере обязаны достойно выполнять свои обязательства в отношении женщин, которые обладают юридическими и гуманными правами».

Затем, обращаясь к женщинам, этот аят повелевает:

«Мужчина должен командовать и управлять семейными делами и в этой связи мужчины более достойны этого занятия».

229 аят суры Бакара-Корова:

«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Вам недозволенно удерживать что-либо из дарованного (в качестве калыма), если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом. А если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (за счет оговоренного при замужестве калыма). Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха, — нечестивцы». (2:229)

Вслед за предыдущим аятом, в котором говорится, что женщина должна выждать три месяца после развода, в случае если она захочет вновь выйти замуж, этот аят отмечает что мужчина имеет право два раза давать развод своей жене и после каждого развода возвращаться к ней, и если мужчина в третий раз даст развод своей жене, то он уже не сможет вернуть ее как прежде.

Далее в аяте дается общий принцип, необходимый для управления семьей для мужчин, отмечая, что мужчина должен либо серьезно отнестись к жизни и провести ее достойно со своей супругой, либо, если он по определенным причинам не в состоянии управлять семьей он должен по хорошему отпустить ее и естественно уплатить ей ее мехр — сумму денег, которая оговаривается перед свадьбой и выплачивается женихом невесте. Если же развода требует женщина, то она может простить мехр, — т.е. выплату мужем денег, причитающихся ей и развестись.

Итак, подчеркнем главные моменты из этого аята:

1. Кроме гуманных прав, должны соблюдаться также и финансовые права супруги и мужчина не имеет права присваивать себе что-либо из имущества женщины или ее мехра.

2. Если все-таки развод становится неизбежным, то он должен сопровождаться благими деяниями, а не ненавистью и местью.

3. Счастливая семья — это семья, отношения в которой основаны на божественных законах. Если же отношения основаны на греховных поступках, то для такой семьи лучше развод, чем продолжение существования.

230, 231, 232 аяты Священного Корана, суры Бакара:

«Если же муж дал жене развод (в третий раз), то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если (новый муж) разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться (к супружеской жизни) при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это -законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных». (2:230)

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их (у себя), согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая (закон). А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем». (2:231)

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с (прежними) мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так (будет) благороднее и чище для вас. Аллах ведает (о том), а вы не ведаете». (2:232)

Исходя из того, что Ислам уважает законные и естественные желания людей и поддерживает любую возможность с тем, чтобы воссоединить разорванные брачные союзы и чтобы дети могли воспитываться и расти под сенью своих родителей, если женщина вышла замуж во второй раз и развелась, то она может вернуться к первому мужу, в случае если они оба захотят начать новую жизнь. Очевидно, что опекуны со стороны девушки и или кто-либо другой не в праве помешать им в этом благом деле и для заключения законного брака достаточно согласие разведенных супругов.

Выделим наиболее важные моменты из этих аятов:

Нельзя игнорировать выбор девушки во время брачного союза и следует уважать его. В принципе сам брак основывается на согласии обоих сторон.

Мы надеемся, что верующие мужчины и женщины будут уважать права семьи и каждый из супругов, уважая права другого, не позволит охладить теплый очаг семьи ваших детей. Да поможет нам всем и вам, в частности, в этом Бог».

Махр, иначе Мехр или Михр, содержание — «нафака», наследование женщиной семейного имущества и финансово-экономическое положение женщины в семье в Иране

В передаче от апреля 2010 года иранское иновещание пояснило вопросы выплаты михра (махра, мехра), т.е. калыма, который жених должен уплатить будущей жене (но не ее семье!), вступая в брак. А также вопросы финансового содержания — «нафака»:

«В правовой системе ислама ответственность за управление бытовыми и экономическими делами семьи возложена на мужчину. Таким образом, женщины, не несущие ответственности за обеспечение семьи средствами к пропитанию, имеют в своем распоряжении удобные средства для выполнения семейных обязательств и воспитания детей. После бракосочетания женщина получает право на признательность мужчины, т.е. мужчина дарует жене часть своего имущества, денежных или финансовых средств, которая называется «михром». Конечно, количество михра определяется в зависимости от реальных материальных возможностей мужа.

Всевышний Аллах в аяте 4 Суры «Женщины» обязывает мужчин к выплате михра:

«Даруйте женам их михр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо из михра, то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».

С точки зрения экспертов, михр свидетельствует об искреннем отношении мужчины к жене. Мусульманский мыслитель мученик Мутаххари в ответ на тех, кто выдвигают вопрос о равенстве женщины и мужчины и выступают за отмену михра для женщины, пишет: «Михр в действительности согласован с законом природы, будучи признаком того, что любовь была предложена со стороны мужчины, и женщина отвечает на его любовь. Мужчина в знак уважения к жене делает ей подарок. Поэтому нельзя под предлогом равенства прав женщин и мужчин отменять закон михра, введенный Творцом бытия».

До ислама михр считался ценой за покупку женщины. В эпоху невежества, когда никакого права за женщиной не признавалось, михр получали отец или брат женщины. Ислам поставил крест на этих невежественных убеждениях, объявив михр достоянием женщины, которой муж преподносит с крайней душевной искренностью.

Другим правом женщины в семье является «нафака» или расходы на существование. После бракосочетания и начала супружеской жизни, женщинам выделяется право на обычные расходы. А это в современном мире касается существенных потребностей женщины в жилье, питании, одежде, личной гигиене, медицинском лечении, товарах первой необходимости. Мужчина обязан удовлетворять потребности жены в соответствии с ее значением и престижем в обществе.

В современном мире феминисты и некоторые западные идеологии расценивают финансовую зависимость женщины от мужчины, в том числе михр и нафака, как дискриминацию и неравенство прав мужчин и женщин. Тогда как михр и «нафака»были установлены с учётом разницы в физических особенностях и функциях мужчины и женщины. Изнурительная задача рождения потомства и беременности от природы возложена на женщину. Это обстоятельство само по себе делает женщину уязвимой с физической и психической точек зрения. Если же женщина и мужчина будут нести равную ответственность за обеспечение семьи средствами к существованию и закон не будет поддерживать женщину, перед ней возникнут сверхтяжелые проблемы.

Мутаххари считает женщину заслуживающей получения «нафака» за то, что она выполняет трудную и ответственную задачу рождения и воспитания детей. Женщины и мужчины не равны по своей физической возможности выполнения тяжелой работы и трудной экономической деятельности. Всевышний Господь при распределении жизненных функций возложил обеспечение экономических способностей женщины на мужчину, который с эмоциональной и душевной точек зрения врожденною нуждается в сосуществовании с женщиной.

Женщины для реализации своего законного права «нафака» должны соблюдать некоторые условия, в том числе повиноваться мужу. Под повиновением мужу подразумевается послушание мужу в супружеской жизни.

С правовой точки зрения, в супружеских отношениях имеется два аспекта: общий и конкретный. Общий аспект состоит в том, что женщина, наряду с выполнением своих обязанностей по отношению к супругу, соглашается с управлением финансовыми делами семьи на традиционном уровне. Также женщина должна согласовывать с мужем свои общения с другими и выходы из дома. Супружеские отношения в их конкретном аспекте заключаются в удовлетворении естественных потребностей мужа. Важный факт, который надо принимать во внимание, что обычные домашние работы женщины делают из своей супружеской и материнской любви, и они не входят в ее главные задачи.

Некоторые идеологии, и в частности феминизм, считают повиновение жены мужу половой дискриминацией. Они считают, что женщина в роли секс-рабыни находится во владении и распоряжении мужа. Разумеется, что между правами и задачами женщины и мужчины есть некоторая разница. Дискриминация приобретает смысл только тогда, когда два или несколько человек при равных условиях не пользуются равными правами и привилегиями. Ислам с гуманистической точки зрения считает женщин и мужчин равноправными и не согласен ни с какой-либо дискриминацией между ними. Однако в силу физической, физиологической и психической разницы между мужчиной и женщиной предполагает для них разные права и обязанности.

С точки зрения ислама, ответственность за содержание, опека над детьми по закону и шариату возлагается на отца. Отец обязан оплачивать расходы на жизнь и «нафаку» за содержание детей с тем, чтобы мать со спокойной душой воспитывала детей. Ввиду этого, роль матери в жизни и воспитании детей весьма существенна. Семейный очаг похож на плодородную землю, на которой дети растут подобно весенним цветам. По мнению ряда мыслителей, счастье или несчастье детей скорее всего исходит из семейных условий и воспитательных методов. Разумеется, что при изучении значения семьи, матери отводится существенная роль».

Из передачи «Голоса Исламской Республики Иран» от февраля 2010 по вопросу наследования женщиной семейного имущества:

«Одним из главных прав женщины в семье является право наследования. Законы наследования в исламе были введены с учетом большой значимости семьи и ее сохранения. Поборники равенства прав женщин и мужчин утверждают, что ислам в вопросах наследования игнорирует личность и человеческое достоинство женщины.

Ислам как правовая система впервые в мире предоставил женщинам право наследства и отменил все несправедливые законы эпохи невежества. Ислам привёл законы о наследовании в соответствие с финансовой ответственностью и функциями жены и мужа в рамках семьи и общества. У ислама закон о наследстве как финансово-экономический вопрос вытекает из принципа социальной справедливости. Женщины пользуются экономическим правом на получение михра, «нафаки» и т.п. и может даже накоплять всю свою долю в наследстве, ибо она не имеет никакой обязанности расходовать из своей доли, тогда как на муже лежит обязанность выплачивать жене михр и «нафаку» и обеспечивать другими средствами существования, и при желании жены он обязан выдавать ей пособие за кормление грудью и воспитание детей. Таким образом, значительная часть доходов мужа фактически расходуется на содержание семьи, супруги и детей.

Представьте себе брата и сестру, каждый из которых получил свою долю из наследства. Доля брата вдвое больше доли сестры. Сестра выходит замуж, но ответственность за покрытие семейных расходов возлагается на мужа. Она накопляет унаследованное ей имущество, а домашним хозяйством управляет на средства мужа. Однако брат, получивший бόльшую долю наследства, обязан содержать свою семью, обеспечивать пропитание и одевать супругу и детей, и на эти цели он вполне может израсходовать наследственные деньги. Вот поэтому, получая бόльшую долю наследства, мужчина с более спокойной душой выполняет свои финансово-экономические задачи в семье. К тому же, мужчины как правило чаще женщин пускают свой капитал в экономический оборот.

Конечно, не во всех случаях женщина наследует меньше мужчины. Есть случаи, когда размеры наследства женщины и мужчины равны. Например, когда сын умирает, родители наследуют имущество в равной доле и отец не получает больше матери. В редких случаях, даже доля женщины превышает долю мужчины. Например, когда у покойного нет наследника, кроме отца и дочери. Естественно, что дочь получает в наследство больше своего отца».

Положение иранских женщин: другие аспекты существования

Необходимо отметить, что в Исламской Республики Иран в отличие, например от Саудовской Аравии, женщины экономически и политически довольно активны. В парламенте есть депутаты-женщины; иранские женщины довольно активно участвуют во всевозможных политических исламских обществах и манифестациях.

Согласно особому закону меджлиса (парламента), иранские женщины служат в полиции. Также иранские женщины служат и в особых воинских частях.

При этом везде, по возможности, применяется принцип — отделения служебных мест мужчин от служебных мест женщин (Политика отделения практикуется и в общественном транспорте, салоны которых разделены на мужской и женский, на пляжах, где существуют отдельные пляжи для мужчин и женщин, и как принято в исламе, в мечетях). При этом иранские женщины должны всегда быть правильно, согласно исламу, экипированы. Неизменным атрибутом правильной одежды для женщин являются платок, длинное пальто и брюки. Интересно, что более миллиона мусульман-иранцев (в основном женщины) были задержаны религиозными патрулями gasht-e ershâd в 2007-2008 года, согласно имеющейся на Западе статистике, за нарушения дресс-кода в одежде и подвергнуты наказаниям — штрафам, или тюремному заключению от десяти дней.

Несмотря на то, что иранские женщины, согласно законам шариата, должны получать одобрение на свою работу, общественную деятельность у мужа, в Исламской Республике Иран, в отличие от соседней Саудовской Аравии, нет, например, запрета на вождение женщинами автомобиля. Иранские женщины также, в отличие от саудовских женщин, пользуются избирательными правами (правда, необходимо отметить, что избирательными правами женщины в исламских странах теперь пользуются повсеместно, за исключением Саудовской Аравии, где объявлено о их введении с 2015 года).

Отставание Саудовской Аравии в вопросах прав женщин от Ирана, а Саудовская Аравия, ныне главный конкурент Ирана за влияние на мусульман, вызывает усмешку у иранских медиа. Иранский государственный спутниковый телеканал на английском языке Press TV некоторое время назад гордо заметил:

«Женщины в Саудовской Аравии лишены элементарных прав — им не разрешается даже водить машину. Тогда как иранские женщины активно участвуют в общественной и политической жизни страны».

Из передачи «Голоса Исламской Республики Иран» от января 2010 года:

«222 и 223 аяты суры «Бакара-Корова»:

Они спрашивают тебя о (сношениях при) регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся. (2:222)

Ваши жены — Ваша пашня (где вы сеете семена потомства) Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя (грядущее добрыми деяниями), бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой вестью верующих. (2:223)

Одной из целей, которую преследует брак, является продолжение рода человеческого. Мужчина и женщина играют важную роль в этом деле, однако, Творец всего сущего возложил на плечи матери главную обязанность — воспитание ребенка с момента, когда он находится еще в утробе. Коран неописуемым красноречием и выразительностью делает сравнение между женщиной и готовой пашней, которая берет от мужчины семя будущего ребенка и взращивает его в себе в течении 9 месяцев, а по истечении срока дает цветущему саду общества еще один росток . Однако эта пашня прежде должна быть подготовлена для принятия семени, чему способствует месячный цикл женщин. Поэтому Бог повелел не приближаться к женщинам в определенные дни месяца, чтобы не нанести им вреда, как в физическом, так и в духовном плане, и не заставлять их мучиться, ибо в этот период они неспособны зачать».

Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние

Основатель Исламской Республики Иран имам Хомейни о побивании камнями, и своем несогласии с тем, что эта традиция не является частью исламского правосудия:

«Дела, которые разрешались в суде шариата за один два дня, (при шахе, принявшем западную судебную систему, — книга была написана в 1970-м году, еще до исламской революции 1979 г.). растягиваются на двадцать лет.

Агенты империализма иногда пишут в своих книгах и газетах, что судебная система Ислама слишком жестокая. Один даже додумался написать, что законы Ислама так жестоки потому, что заимствованы у арабов!

Я поражаюсь ходу мыслей этих людей (шахского правосудия). Они убивают человека за хранение 10 граммов героина и говорят: « Таков Закон!» .

но наказание должно соответствовать преступлению.

Но когда Ислам препятствует употреблению алкоголя, предписывая пьянице 80 плетей, или когда за прелюбодеяние виновный приговаривается к 100 плетям или побиванию камнями, если виновный — женатый мужчина или замужняя женщина, они начинают вопить и жаловаться: « Что это за жестокий закон, отражающий жестокость арабов!»

Они не понимают, что судебная система Ислама сохраняет великую нацию от разрушения и развращения. Прелюбодеяние приобрело сегодня такой размах, что разрушает нынешнее поколение, развращает юношество и является причиной безобразного отношения к любой работе. Они предпочитают предаваться всевозможным порокам, привлекательным и все более доступным. Почему жестоко — выпороть виновного публично, чтобы он не развращал молодых людей, чтобы уберечь юношей от порока.

Во времена Пророка (мир Ему) законы не только разъяснялись и распространялись, они и выполнялись. Посланник Бога сам и был исполнителем закона. Например, Он приводил в исполнение постановления по уголовным делам: отсечение руки вору, наказание плетьми и побивание камнями. Преемник Пророка делал тоже самое; его задача не законотворчество, а исполнение священных законов, которые предложены Пророком».

(Хомейни. Из книги «Исламское правление»)

Если мужчина или женщина в Иране не находятся в браке, включая временный), но при этом практикуют секс между собой в любом виде, то они могут быть наказаны за прелюбодеяние поркой или смертной казнью.

Иновещание Радио «Голос Исламской Республики Иран» отмечало в феврале 2010, заявляя о том, что в настоящее время в Иране прелюбодеев больше не забивают до смерти камнями:

«Прелюбодеяние считается большим грехом с точки зрения всех божественных религий, в том числе ислама, однако доказать этот грех весьма сложно и если обвинителю не удастся доказать предъявленное обвинение, то он сам будет наказан.

Поскольку разврат угрожает здоровью семьи, в частности, и общества, в целом, коранические аяты предостерегают мусульман, мужчин и женщин, от блуда и уподобляют его многобожию (За ересь многобожия, а иначе говоря вероотступничества, для мусульманина по законам шариата полагается смертная казнь. Прим. Portalostranah.ru).

Те, кто совершает этот грех, подвергаются наказанию для того, чтобы остальные усвоили урок.

Но в священном Коране ничего не сказано о побивании блудниц камнями. В иранском законодательстве доказательства этой вины и наказание за нее требуют крайне точной и сложной процедуры, что свидетельствует об уважении прав людей, в том числе грешника.

Однако заслуживает внимания тот факт, что в Иране с 2003 года были запрещены даже немногочисленные случаи побивания камнями. Иногда фанатические жители небольших городов и сел подвергают блудниц этому наказанию, что правительство считает незаконным».

Необходимо отметить, что соответствующие статьи о побивании за прелюбодеяние камнями в Исламском уголовном кодексе Ирана (аналог Уголовного Кодекса), введенные в качестве наказания на четвертый год после исламской революции 1979 года, насколько известно, сохранены.

В принципе и иранское иновещание в приведенном выше сообщении и не отрицает этого. Оно утверждает, что процедура доказывания так сложна, что процессы забивания камнями крайне редки, а сейчас и вовсе приостановлены. Причина свертывания практики побивания камнями прямо не называется, но явно это происходит из-за негативного отношения в мире.

Чтобы изменение позиции не выглядело отступлением, иранские власти заявляют, что нормы попали в исламский кодекс из обычного права, и не освящены исламом.

Однако, как бы то ни было, и в 2011 году, пришло несколько сообщений из Ирана о вполне официальных процедурах побивания камнями за прелюбодейство (это при том, что смертная казнь за это преступление сохраняется без обсуждения, власти просто колеблются — нужно ли побивать камнями или просто расстреливать и вешать, а при учете смягчающих обстоятельств лишь подвергать порке).

Вот что, в частности гласит: Исламский уголовный кодекс Ирана на тему прелюбодеяний:

«Прелюбодеяние наказывается либо поркой или забрасыванием камнями, если доказано свидетельскими показаниями четырех мужчин, или только трех мужчин и двух женщин» (Ст.74).

«Прелюбодеяние карается только поркой, если может доказано показаниями только двоих мужчин или четверых женщин» (Ст.75).

Забавно, что в Исламском уголовном кодексе Ирана ценность показаний мужчины намного превышают ценность показания женщины, как мы видим и в приведенных выше статьях. Это штрих к положению иранской женщины.

Необходимо отметить, иранский уголовный кодекс «милостиво» делает некоторое послабления для заподозренных в прелюбодеянии.

«Беременность незамужней женщины не должна сама по себе стать причиной наказания. » (Ст. 73);

«Прелюбодеяние замужней женщины с несовершеннолетним наказывается поркой.»(Ст.83)

». если замужняя женщина не имеет доступа к своему супругу, в связи с поездками, заключением в тюрьму или аналогичные препятствиями, то это не требуют побивания камнями. «(Ст. 84)

«Если прелюбодей или прелюбодейка кается до раскрытия акта прелюбодеяния, он или она не должны быть наказаны. » (Ст.85),

Также предусмотрены отсрочки для прелюбодеев от наказания на период болезни, а также для женщин на период беременности и если мать кормит ребенка грудью и.т.п..

Исламский уголовный кодекс Ирана в нескольких статьях «заботливо» расписывает процедуру побивания камнями прелюбодеев, как и их порки.

«забивание камнями прелюбодея или прелюбодейки осуществляется в то время как каждый из них помещается в отверстие и засыпается землей, он по пояс, и она до линии выше груди.» (ст.102).

Положение сексуальных меньшинств в Иране

Фотография, опубликованная несколько лет назад на Западе:

На ней изображена казнь двух молодых людей в Иране, как утверждается, за нетрадиционные сексуальные отношения.

В современном Иране запрещено принадлежать к нетрадиционной сексуальной ориентации.

До недавнего времени осуществлялись смертные казни мужчин, начиная с 16 лет, путем повешения за это т.н. называемое «преступление», или, как иногда говорят, «преступление без жертв». Однако, учитывая мировое возмущение, Исламская Республика Иран, согласно сообщениям, позднее стала казнить за это псевдопреступление, начиная только с 18 лет, или, всего лишь, ограничиваться наказанием плетьми.

Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран в статье 110 указывает «сексуальные отношения между мужчинами караются убийством, и судья сам принимает решение каким образом произвести убийство за это». Статьи 112 и 113 данного кодекса гласят о семидесяти четырех ударах плетью для каждого, если партнеры незрелы (возраст не уточняется, но, видимо, подразумевается до 18 лет).

Также законодательство Исламской Республики Иран позаботилось и о том, что «поцелуй между друзьями с вожделением наказывается шестидесятью ударами плетью» (ст.124) и если было «совместное обнажение без веской причины двумя мужчинами, то (это) наказывается девяносто девятью ударами плетью» (ст.123).

Похожие статьи в Уголовном кодексе Ирана предусмотрены и за отношения между двумя женщинами.

Иранский посол в Москве Резе Саджади, пытаясь смягчить варварство Исламской Республики Иран, комментирует в интервью, данном в 2011 году, преследование лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в Иране следующим образом:

«Это преступление, но за него не казнят, только в начале революции было несколько случаев. Но это радикальная позиция, она пришла из других религиозных школ. Сейчас гомосексуалистов считают больными людьми, их консультируют, лечат — некоторых сменой пола, в исламе это не запрещено».

Возможно, действительно, Исламская Республика Иран постепенно движется к прогрессу, когда отказывая людям в праве выбора своей ориентации и праве на личную жизнь, больше не казнит их, а всего лишь ограничивается плетью.

www.portalostranah.ru