Как общаться с будущим ребенком

4 способа общаться с ребёнком во время беременности

Исследования показали, что дети, с которыми общаются еще до их рождения, вырастают более коммуникабельными и уверенными в себе. Также они начинают говорить раньше своих ровесников, легче осваивают иностранные языки и демонстрируют более высокий IQ. Как же общаться с ребенком, пока он еще находится в утробе? Мы расскажем вам о 4 способах, как это можно делать с пользой для себя и малыша.

Практически каждая беременная разговаривает со своим будущим ребенком – это самый простой способ поддержать коммуникацию с ним. Не стесняйтесь общаться с малышом, отбросьте мысли о том, что беседуете сама с собой – кроха правда все слышит, запоминает мамин голос и успокаивается.

Начинать разговаривать можно уже с самого зачатия. В таком случае вы привыкните общаться с малышом, и это станет для вас естественным процессом. Только учтите, что в первые недели зарождаются жизненно важные системы крохи, поэтому он еще ничего не слышит. Зато с 8 недели внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на звуки и различать их.

Разговоры приносят пользу, когда они разнообразные. Поэтому будущей маме нужно не просто комментировать что-то, но также читать детские стихи, возможно, даже рассказывать какие-то вещи на другом языке – по мнению ученых, так еще в утробе матери у ребенка закладывается способность усваивать иностранные языки. Будет неплохо, если общаться с крохой станет не только мама, но и папа, братья и сестры, если они есть.

Беременные любят поглаживать себя по животу, щекотать его, легонько толкать в местах, где чувствуется шевеление ребенка. Так действительно нужно делать – вербальное общение сильно помогает наладить контакт.

Движения можно разнообразить:

  • Рисуйте на животе пальцем разные фигуры и поясняйте: «Это цветочек, это солнышко, это дом, а вот и ты, мой дорогой, вот твои глазки, носик и ротик».
  • Массируйте живот – только очень мягко, не допуская боли и дискомфорта. Тогда карапузу это точно понравится.
  • Предлагайте папе ребенка, старшим детям и другим членам семьи тоже пообщаться с ребенком, прикасаясь к вашему животу.
  • Прослушивание классической музыки

    Классическая музыка полезна всем людям. Она повышает стрессоустойчивость, укрепляет нервы и даже повышает IQ на 8-9 единиц – для этого нужно каждый день всего минут по 10 слушать Моцарта или другого композитора. Еще ученые доказали, что малыши, слушающие классику еще до своего рождения, в 4 раза опережают ровесников в речевом и умственном развитии. Кроме того, так ребенок может научиться сопереживать мелодии, грустить под нее и радоваться. Слышит кроха неплохо – на 8 месяце внутриутробного развития его слух уже такой же, как и у будущей мамы, разве что громкость звуков для него в 3 раза меньше.

    В зависимости от ситуации малышу нужно ставить разную музыку:

  • композиции Вивальди успокаивают разбушевавшегося в животе малыша и помогают уложить его спать;
  • классика от Брамса и Баха способна, наоборот, взбодрить;
  • музыка Шопена успокаивает ребенка, когда что-то заставляет его понервничать;
  • мелодии Моцарта стимулируют развитие интеллекта и активизируют деятельность головного мозга.
  • Есть также способ пообщаться с ребенком, которым пользовались еще наши прабабушки, — напевать крохе песенки, уделяя особое внимание колыбельным. У пения есть множество плюсов:

    • Таким способом будущая мама делится с ребенком эмоциями и чувствами, которые она сама испытывает во время исполнения песни.
    • Наряду с прослушиванием классики пение положительно влияет не только на эмоциональное, но и на умственное развитие крохи. Этому есть даже научное объяснение: просто музыка задействует большое количество нейронов головного мозга.
    • Кроху, который еще не родился, песни знакомят с музыкальным творчеством, развивая у него музыкальный вкус.
    • У будущей мамы появляется возможность настроить биологический ритм ребенка: если петь ему колыбельную перед сном, он привыкнет засыпать под эту песенку. Сейчас, кстати, есть разные методики пения для беременных – например, «Сонатал», предложенная профессором Лазаревым. Она основана на том, что существует больше тысячи песен, которые будущей маме нужно исполнять, исходя из времени суток, режима, настроения и поведения малыша в утробе. В итоге кроха научится понимать, что медленная песенка означает «пора отдыхать», быстрая – «кушать» и т. д.
    • Пение приносит пользу и самой будущей маме – это и тренировка дыхания, и отличный способ релаксации, и упражнение для обезболивания.
    • Таким образом, существует достаточно способов способов пообщаться с малышом в утробе. Они не только помогают воспитывать еще не родившегося кроху, но также дают шанс развивать его интеллектуально и эмоционально, прививать ему основы режима и налаживать контакт.

      razvitie-krohi.ru

      Как общаться с будущим ребенком

      Хотите, чтобы Ваш ребенок рос талантливым, внимательным, заботливым и был наделен многими другими положительными качествами? Секрет прост — во время ожидания его появления на свет слушайте вместе с ним хорошую музыку, разговаривайте и учитесь.

      Общение с «животиком» — это часть внутриутробного развития ребенка, важность которой доказана пренатальными и перинатальными специалистами. Именно поэтому будущим родителям уже во время беременности важно разговаривать со своей крохой.

      Причина №1: хорошие новости улучшают настроение ребенка

      В 1983 году были представлены неожиданные результаты исследований на тему внутриутробного развития малыша. Оказалось, что кроха с 4-й недели может на гормональном уровне ощущать эмоциональное состояние мамы. Оно передается ему биохимическим путем через пуповину с помощью многих химических веществ.

      Именно поэтому специалисты рекомендуют беременным женщинам чаще рассказывать своим будущим детям о чем-то хорошем, добром и веселом. Надо сказать, что позитивные новости влияют не только на эмоциональное состояние малыша, но оказывают благотворное воздействие на формирование его психики.

      Причина №2: общение с ребенком развивает детский интеллект

      Доктор медицинских наук Михаил Лазарев, создатель метода пренатального музыкального обучения, уверен, что детский мозг формируется в период внутриутробного развития. И если во время беременности малышу читать вслух, в будущем ребенка не нужно будет уговаривать сидеть с книгой.

      Полезно и разговаривать с ребенком на иностранных языках. Существует мнение, что способность к лингвистике у будущего малыша формируется с 16 недели беременности. И чем больше иностранных слов кроха услышит в период внутриутробного развития, тем легче он в дальнейшем будет осваивать незнакомую для него речь.

      Причина №3: музыка воздействует на ребенка эмоционально и физически

      Во время беременности многие будущие мамы меняют свои музыкальные пристрастия и начинают слушать ранее нелюбимую классическую музыку или джаз с целью творческого внутриутробного развития малыша. Но на самом деле, не всегда такая музыка будет нравиться ребенку. Существует немало мамочек, которые столкнулись с тем, что малышу были больше по душе рок, хэйви метал и другие виды альтернативной музыки. Поэтому прислушивайтесь к себе и к поведению крохи во время звучания той или иной композиции. Если ребенок спокоен, то, скорее всего, она ему нравится. Если ведет себя беспокойно, пинается, переворачивается и активно движется– поиск того, что понравится малышу, стоит продолжить.

      Практика показывает, что уже родившиеся дети лучше засыпают именно под ту мелодию, которая им нравилась еще в период внутриутробного развития.

      Причина №4:ребенок узнает голоса тех, кого часто слышал во время жизни «в животике»

      После своего рождения кроха лучше всего узнает голос мамы, так как именно его он постоянно слышал в течение 9 месяцев. Поэтому папам также очень важно разговаривать с малышом, еще растущим в мамином животике. Это позволит родителям быстрее наладить контакт с малышом.

      Причина №5: общение с ребенком улучшает течение беременности

      К сожалению, не каждая будущая мама может похвастаться тем, что ее беременность протекала идеально. Токсикоз, гестоз, перепады настроения, неправильное прилегание плода, недомогания – все это распространенные проблемы среди беременных по всему миру. Но иногда нелегкое течение беременности можно улучшить и без медицинской помощи. Известны случаи, когда дети перед родами меняли положение с неправильного на правильное после того, как мамы-роженицы просили их об этом.

      Ребенку очень важно знать, что вы его ждете и готовитесь ко встрече с ним. Поэтому он постарается облегчить маме процесс его появления на свет, насколько это возможно.

      Причина №6: беседа с «животиком» укрепляет будущее взаимопонимание между ребенком и родителями

      Вопреки распространенным заблуждениям, духовная связь между ребенком и будущими родителями возникает не в момент рождения малыша, а в период его внутриутробного развития. Поэтому тех пап и мам, которые разговаривали с крохой, делились с ним своими мыслями, хорошим настроением, планами на будущее, отличает умение находить взаимопонимание с ребенком во время его взросления.

      Причина №7: ребенок запомнит свое имя еще до рождения

      Если Вы еще не уверены, кто родится – девочка или мальчик, придумайте нейтральное ласковое обращение к ребенку: кроша, кроха, малыш, карапузик… Разговаривая с будущим малышом, называйте его так. Не удивляйтесь, но ребенок хорошо запомнит то имя, которым вы будете его называть. И когда вы будете разговаривать с ним, обращаясь по привычному имени, малыш непременно будет как-то реагировать, например, шевелением, пинком внутри животика, осторожными движениями ручек и ножек.

      Если Вы уже сейчас ждете малыша, обнимите свой животик и тихо скажите: «Кроха, мы с папой очень-очень тебя любим и ждем!».

      nuppi.eu

      Как правильно общаться с будущим ребенком?

      Главной задачей всех центров матери и ребенка является подготовка родителей к рождению и воспитанию ребенка, а так же установление связи, контакта с будущим ребенком. Но отношение к такой постановке вопроса у всех будущих родителей не однозначное. Одни считают, что это бред – разговаривать с таким маленьким существом, которое еще ничего не понимает, а другие, наоборот, непроизвольно общаются с ребеночком, поглаживают живот и разговаривают с ним. А некоторые даже уверенны, что общались со своим ребеночком даже до его зачатия.

      Я предлагаю разобраться, насколько правы те, кто утверждает, что общаться можно и нужно, как правильно общаться, и как это в конечном итоге повлияет на ребенка и его отношения с вами.

      Главный вопрос – с кем общаться? Для этого давайте посмотрим, что говорят специалисты, которые проводили исследования в разных странах о том, как внутриутробно развивается малыш. И научно доказанный факт, что мозговые импульсы были зафиксированы у ребенка, которому было не более 6 недель. В 11 недель ребенок уже реагирует на внешние раздражители – свет, звук, боль, прикосновение. А если он на них реагирует – значит, он их чувствует. Уже, начиная с 5 месяца беременности, у ребенка уже формируется характер. Например, малыши по- разному реагируют на внешние раздражители. Если, к примеру, спокойный и тихий ребеночек испугается звука, то ребенок «с характером» может и рассердиться. Уже отчетливо можно разглядеть мимику ребенка. Он выражает абсолютно все эмоции – плач, крик, радость, недовольство. Ребеночек имеет прекрасный слух, соответственно хорошо запоминает музыку и фразы, и даже вырабатывает свое отношение к этому. У него появляются собственные приоритеты и привязанность. И даже свои любимые музыканты. Доказано, что детки больше любят классическую музыку – спокойную, лирическую. Уже начиная с 6 месяца, ребенок начинает активно двигаться в животике, у него развивается вестибулярный аппарат. Появляются свои вкусовые пристрастия, так как к этому времени уже развит вкус.

      Неужели нужны еще какие-нибудь доказательства того, что в животике живет действительно настоящий человечек, который способен чувствовать, понимать, переживать, любить. Но этот человечек способен не только понимать, что с ним общаются, он даже сам добивается общения. Ведь не редко бывает ситуация, когда ребенок не дает маме уснуть активными толчками, пока на животик не положит руку папа. Ребеночек может требовать разговора, прогулку, купание и много чего еще. И никогда не отказывает в общении, всегда реагируя на мамочкины слова.

      Я думаю, что итак понятно, что общаться есть с кем. И теперь давайте поговорим о том, как правильно общаться. Ну, во- первых, и это самое, наверное, главное, с ребеночком нужно разговаривать. Ведь слух развивается раньше всех чувств, и потом он будет узнавать вас по голосу, реагируя на ваши слова, и игнорируя чужаков. И разговаривать с ним нужно, как с совершенно взрослым и понятливым человеком. Это самым удивительным образом влияет на отношения после его рождения. После рождения, детки, с которыми общались до рождения, слыша знакомые голоса, замолкали, внимательно слушали, и речь развивалась намного быстрее, чем у тех деток, с которыми родители не считали нужным общаться. Ведь это так просто – сказать своему маленькому чуду, что вы его любите и очень ждете. И какое имеет значение то, что вы его еще никогда не видели, для настоящей материнской любви?

      Но, кроме того, что с ребенком можно разговаривать, ему еще можно и петь. Ведь в пении женщина передает глубже свои эмоции и вместе с ребеночком переживает их. Таким образом, вы всецело соединяетесь со своим ребеночком. Вы можете вместе петь, слушать музыку. Причем малыш сам расскажет вам о своих предпочтениях, стоит только прислушаться к нему, и вы обязательно поймете, какая музыка ему нравиться, а какая нет. Он даже может потанцевать вместе с вами.

      Был случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыку, нот которой не знал и никогда ее не слышал. Как потом оказалось, его мать так же была музыкантом, и во время беременности исполняла эту музыку, естественно, очень эмоционально. И ребенок на всю свою жизнь запомнил эту мелодию, она как-бы звучала у него внутри.

      Но ведь если ребенок так реагирует на все внутри, то неужели это нельзя назвать внутриутробным воспитанием? Ведь совершенно ясно, что хороший вкус, манеру общаться ребенок впитывает гораздо раньше, чем с молоком матери.

      Ведь мы хорошо знаем, что ребенок хорошо развивается, когда мамочка ведет активный образ жизни. И даже выполняя упражнения или выходя на прогулку, вы общаетесь с будущим ребенком. Ведь он тоже будет реагировать на них, что-то ему будет нравиться, а что-то нет.

      А когда следует начинать общаться? Как только вы узнали о беременности. И очень часто бывает, что она еще не подтверждена, а вы уже чувствуете, что внутри вас зарождается новая жизнь, чувствуете своим сердцем маленькое сердечко. Когда вы вместе разговариваете, смотрите на природу, прекрасные вещи, ваши сердца общаются, и вот в этот момент происходит та связь, которую мы называем кровной, с которой вы всегда будете понимать своего ребенка без слов.

      Все преимущества общения для маленького человечка мы поняли, но вот что может дать такое общение для родителей? Ведь беременность длиться девять месяцев. Это период, когда вы привыкаете к тому, что уже не одни, учитесь слышать, понимать своего ребенка, и наконец, любить. Вы еще не видели его, и даже представить не можете, какие у него будут глаза или волосы, но уже научились его понимать и любить. Научились быть терпеливыми и открытыми всему новому. Научились быть настоящими родителями для маленького человечка.

      www.allwomens.ru

      Как общаться с ребенком в животике

      Общайся с будущим ребенком с первых недель беременности, чтоб он родился спокойным и здоровым.

      Ты только-только узнала, что вскоре станешь мамой. И кажется, что в твоей жизни еще ничего не изменилось. Но это только на первый взгляд. На самом деле в тебе уже живет маленький человечек, с которым даже можно поговорить.

      Сердце малыша начинается биться на 18-й день. Именно на 3-й неделе беременности кроха начинает реагировать на чувства и эмоций мамы. Кстати, многие мамочки чувствуют ребенка задолго до появления признаков беременности.

      Чтобы услышать сердцебиение крохи, узнать о движениях ручек и ножек, воспользуйся стетоскопом. Приложи его к животу и слушай реакцию ребенка на различные звуки и прикосновения.

      Начинаем общение с прикосновений

      Известно, что на 10-11-й неделе беременности малыш ощущает прикосновения, тепло, боль, давление и даже реагирует на них. Если крохе не нравится, например, действие УЗИ-аппарата, он будет отворачиваться и даже морщиться.

      Так что мамины инстинктивные поглаживания своего животика – это и есть первое общение с малышом. На папино прикосновение малыш тоже как-то особенно отреагирует. Например, толкнет ножкой или ручкой.

      Поглаживай свой животик сама и предложи сделать то же самое будущим бабушке и дедушке, и обязательно – старшему ребенку. Так малыш еще в утробе познакомится со всей семьей.

      Если ты хочешь, чтоб у тебя родился спокойный и здоровый малыш, постарайся как можно меньше нервничать.

      Когда начинать разговаривать с ребенком в животике

      Орган слуха малыша окончательно формируется к 6-7 месяцам беременности. Но различать голоса малыш начинает гораздо раньше – на 18-20 неделе беременности. В это же период у малыша проявляет характер, он может сердиться, пугаться и радоваться.

      Малыш чутко реагирует на интонации окружающих. Например, если папа или мама на что-то злятся, малыш тоже сердито толкнет маму в животик. Если ты поставишь приятную музыку, ребенок ее запомнить и после рождения будет реагировать на знакомую мелодию.

      Считается, что для будущего малыша больше всего подходит классическая спокойная музыка – Моцарт, Вивальди. Хотя, если ты фанатка рока, малышу тоже понравится что-то потяжелее. Главное, не переборщить и не напугать кроху. Очень нравятся деткам в животике песни в исполнении мамы и папы. Так малыш привыкает к родным голосам.

      Врачи утверждают: ребенок, с которым общаются в животике, растет спокойным и быстрее развивается.

      Зачем общаться с ребенком еще в животике

      Если родители общались с малышом еще в животике, им будет гораздо проще найти с ребенком общий язык и после рождения. Ведь новорожденный человечек узнает родные голоса и будет относиться к вам, как к давним знакомым.

      Общение с ребенком в животике поможет крохе быстрее адаптироваться в незнакомом мире. Кроме того, ребенок быстрее начнет понимать речь и разговаривать, малышу будет легче общаться со сверстниками.

      lady.tochka.net

      Общаться с будущим малышом — как?

      Отношение к общению с нерожденным ещё малышом у людей разное — кто-то считает это абсурдом, дескать, там еще не с кем общаться, другие общаются с малышом посредством поглаживания животика и напевания чего нибудь милого.

      Попытаемся разобраться, можно ли до рождения общаться с ребенком, как это возможно, и есть ли в этом смысл.

      Сегодня достоверным является тот факт, что в 6 недель ребенок реагирует на свет. Уже на 10-11 неделе он ощущает прикосновения, тепло, боль, давление и реагирует на них. Ребенок отворачивается, если ощущение не понравилось. На 18-20 неделе малыш проявляет характер, он может сердиться, пугаться, радоваться. В это время ребенок слышит, способен различать голоса, ему может нравиться определенная музыка. У шестимесячных деток происходит развитие вестибулярного аппарата, они различают положение тела в пространстве, переворачиваются. Одновременно начинают ощущать вкус, на девятом месяце развивается обоняние.

      Нет никаких сомнений, что есть с кем общаться.

      Цель пренатального воспитания — научить маму чувствовать своего будущего ребенка. Некоторые ученые считают, что дети учатся, находясь еще в утробе матери. Вы наверняка замечали, как быстро ваши действия находят отклик у будущего малыша. Он с радостью с вами общается.

      Когда ребенок начинает слышать?

      До родов: С 16 недели беременности ребенок начинает слышать звуки извне. Самые приятные для него – это мамин и папин голос. Уже сейчас он учится разбираться в эмоциях других. Как? Например, накладывая вашу интонацию на свои ощущения. Очень скоро он усвоит, что когда мама быстро говорит и активно жестикулирует, ее мышцы напрягаются, кровообращение ускоряется. В таких ситуациях будущий человечек ограничен в пространстве, но вместе с тем получает большое количество кислорода. Он знает, что пока лучше затаиться, не шевелиться, зато глубоко дышать.

      Когда вы напеваете песню, ребенок слышит и чувствует, что вам хорошо. Так же, как и вы, он расслаблен и наслаждается гармонией вокруг. В ответ вы услышите, как ребенок толкается в животе.

      Ребенок считывает мамино состояние, используя внутриутробный опыт. Вашу походку он изучил на «отлично». Именно поэтому не может успокоиться (особенно у вас на руках), когда вы нервничаете. Ведь ваши движения порывисты и неравномерны. И наоборот, слезы быстро высыхают, когда вы медленно раскачиваетесь, думаете о приятном.

      Музыка во время беременности

      До родов: Учеными доказано, что народная, классическая музыка до рождения способна укреплять нейроны малыша, при прослушивании такой музыки у ребенка образуется тесная функциональная связь полушарий головного мозга. Такие детки более способны к обучению, чтению и изучению иностранных языков. Классическая музыка во время беременности благотворно действует на нервную систему матери и ребенка. Какую музыку вы любите? Можете не сомневаться — малышу она тоже придется по вкусу. Главное, чтоб это было не техно и не тяжелый рок. Специалисты считают их разрушительными для детской психики. Включайте любимые мелодии, причем как быстрые, так и медленные, наблюдайте за реакцией ребенка. Если прислушаетесь, то поймете, что с ним происходит. И уж точно распознаете тот момент, когда кроха попросит выключить звук. Учтите — плод находится среди постоянного шума. Это и сердцебиение, и работа внутренних органов, и фон извне. Поэтому нормируйте музыкальные сеансы.

      После родов: Если новорожденному включить диск с песнями, которые звучали во время беременности, он узнает их. У вас есть дополнительный способ успокоить ребенка или поднять ему настроение.

      Беременность – время созерцать

      До родов: У древних народов существовали целые трактаты о правилах для беременной женщины. Все девять месяцев она должна была посвятить медитации, установлению крепкой связи с будущим ребенком, созерцанию прекрасного, приведению в порядок мыслей и чувств. Тогда рождался рассудительный, умный и счастливый человек. Одно из занятий – делиться образами с ребенком. По незримым каналам вы можете сообщить ребенку о форме, цвете, фактуре предмета. Достаточно лишь сосредоточиться на этих ощущениях и визуализировать их. Следует также описывать то, что вы «посылаете». Учтите: ребенок пока не знает, что для чего нужно. Поэтому будущим мамам надо смотреть только на красивые вещи.

      После родов: У ребенка большой запас знаний об окружающем мире, ведь вы активно делились с ним информацией. Сперва он будет сравнивать реальные ощущения с полученными ранее, затем сформирует собственное мнение о каждом предмете.

      Отношения в семье влияют на будущего ребенка

      До родов: Ребенок разбирается в ваших взаимоотношениях с мужем, мамой, свекровью лучше других. От него не скрыть раздражения или нарочито вежливого тона. Равно как и предощущения ласки, ожидания объятий. Он верит вашим чувствам, не подвергая их ни малейшим сомнениям. Точно так же ребенок воспринимает родных и близких. Вы замираете, когда любимый поглаживает ваш живот? Неудивительно, что ребенок тоже не шевелится.

      После родов: То, что сын или дочка не слушают бабушку, может иметь давнюю, еще перинатальную причину: например, во время беременности вас выводили из равновесия мамины советы. Это не значит, что вы навяжете ребенку форму общения с родными. Уже после полутора лет он начнет сам строить отношения с другими людьми.

      Будущий ребенок запоминает распорядок дня во время беременности

      До родов: Психологи советуют будущей маме примерно за месяц до родов полностью посвятить себя ожиданию ребенка. Более того, постараться так организовать свою жизнь, будто в ней уже есть ребенок. Режим дня во время беременности должен быть спланирован в соответствии с потребностями будущего ребенка. Иными словами, живите так, как будто ребенок уже родился. Хотите, чтобы он засыпал в определенное время? В положенный час переходите к пассивной деятельности. Постепенно готовьтесь ко сну: примите водные процедуры (принимая душ, направляйте струю воды и на живот), затем аккуратно нанесите на кожу нежное масло. Хорошо также выпить стакан теплого молока. Теперь выключите общий свет и ложитесь в постель. Не обязательно засыпать. Вы вполне можете смотреть телевизор, читать книгу. Главное, чтобы ребенок понял: пора спать!

      Познакомив ребенка с миром еще во время беременности, выстроив соединяющий мостик, вы поможете ему быстрее адаптироваться дома.

      Медитация во время беременности формирует у ребенка уравновешенный характер

      Отличным практическим занятием для будущей мамы считают аутогенную тренировку. Выделите для сеанса полчаса хотя бы раз в неделю, купите соответствующий диск. Психологи рекомендуют остановиться на легкой классической музыке, звуках природы.

      Медитация во время беременности поможет вам сконцентрироваться на внутренних ощущениях и почувствовать будущего ребенка.

    • Перед занятием проветрите комнату, удобно устройтесь на диване (предпочтительно лежа). Поза подходит любая, та, в которой вам комфортно (на спине или боку). Можно укрыться пледом – так теплее и уютнее. Вы расслаблены, спокойны.
    • Следуйте за голосом на записи. Закройте глаза, положите руки на живот, дышите медленно, глубоко, ровно, полной грудью. Только не засыпайте.
    • Постарайтесь по звукам на диске воссоздать в своем воображении картинку природы. Представьте, как вы идете по мягкой траве в лесу, как нежные листья прикасаются к вашему лицу, а слух ласкают трели птиц. Рассмотрите их пестрые перышки, изящные лапки. Правда, красиво?
    • Даже когда закончится запись, не спешите вскакивать на ноги. Полежите еще немного, насладитесь эффектом от аутогенного сеанса. Чувство блаженства и гармонии, разлившееся по всему телу, ощущаете не только вы. Ребенок тоже испытывает нечто похожее.

    Разговаривайте с ребенком

    Будущим родителям следует разговаривать с малышом вслух, ведь раньше всего у ребенка развивается именно слух, и накануне рождения он уже может узнавать родителей по голосам, интонациям. В ходе исследований выявлено, что дети, с которыми родители общались до рождения, меньше плачут, более внимательно и долго слушают родителей, чем детки, с которыми до рождения родители не общались. Разговаривая с ребенком, расскажите ему, как Вы его ждете и любите, что ощущаете к нему теплоту и нежность, что он у Вас самый лучший, умный, талантливый и еще многое другое.

    Замечательный способ общения с ребенком до рождения – пение. Во время пения женщина сильнее переживает свои эмоции и чувства, что лучше воспринимается ребенком, поскольку он не только слышит голос мамы, но и ощущает вибрации, получает импульсы от ее тела.

    Очевидно, что при общении с ребенком до рождения начинается и его воспитание. Ведь в процессе общения ребенку передается манера разговора, музыкальный вкус.

    Каждый день ребенок расширяет сферу своего влияния. Вчера требовал, чтобы вы поскорее пообедали, а сегодня радуется прогулке в парке. Вы без труда определите, нравится ли ребенку то, что вы делаете, или нет. Прислушивайтесь к нему!

    www.baby.ru

    Общение с ребенком до его рождения

    Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

    Перинатальные психологи уполномочены заявить…

    Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

    • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
    • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
    • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
    • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.
    • Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

      Думай о хорошем — я могу исполнить!

      На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

      Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

      Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

      Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

      Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

      Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

      Осваиваем азбуку общения

      Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

      С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

      Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

      Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

      Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

      В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

      Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

      Обучение до рождения возможно?!

      Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

      Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

      Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок­музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок­музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

      Родная речь и иностранные языки

      Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

      Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

      Татьяна Виниченко, Инструктор Центра «Рождение»

      s-meridian.com

      Общение родителей с будущим ребенком

      Долгое время бытовало представление, что ребенок в утро­бе ничего не чувствует, не видит, не слышит, а следовательно, и не запоминает. В связи с этим и общение до рождения пред­ставлялось чем-то излишним. Но медицинские исследования говорят о том, что уже в первой половине беременности функ­ционируют важнейшие органы чувств ребенка: слух, зрение, вкус и осязание.

      Так, 10-недельный эмбрион обладает высоким порогом чув­ствительности . У него еще нет кожи, нервные окончания ого­лены, и поэтому способность ощущать внешние воздействия очень высока. В возрасте всего двух месяцев, величиной не­сколько сантиметров, зародыш уже реагирует на прикоснове­ние. К третьему месяцу беременности у плода уже в основном развиты органы , ответственные за восприятие различных ощу­щений, появляется вкусовое восприятие. Развивается обоняние, слух, чувство равновесия. В последнюю очередь появляются зрительные ощущения. С третьего месяца беременности у бу­дущего ребенка начинают функционировать анализаторы — биологические системы, воспринимающие и анализирующие действие внешних раздражителей. Картина чувствительности эмбриона становится намного сложнее.

      Если беременность протекает нормально, малыш чувствует себя в мамином лоне комфортно и безмятежно. Он ощущает отсутствие границ и препятствий, и некоторые исследователи полагают, что такие ощущения могут сопровождаться вполне конкретными видениями реального мира, в котором он еще ни разу не был: он может видеть радугу после дождя, весенний сад, картины космоса или подводный мир. Эти образы возни­кают у него под влиянием информации, поступающей из моз­га матери.

      У народов лао (Лаос) воспитание ребенка начинается уже тогда, когда зародыш находится в чреве матери. Хорошее самочувствие женщины во время беременно­сти свидетельствует о том, что будущему ребенку предстоит долгая жизнь, и, напротив, различные не­домогания и тревожные сны предвещают опасности в его жизни. Во время беременности женщина должна удержи­ваться от некоторых действий, которые могут на­нести вред будущему ребенку: порицается стремле­ние женщины уделять слишком много времени причес­ке и одежде — ребенок вырастет гордецом, в пищу запрещается употреблять личинки пчел — ребенок бу­дет беспокойным, как пчела. По вечерам после омове­ния тела рекомендуется массировать живот и про­водить по нему хвостами угрей, чтобы ребенок, как угорь, без труда вышел на свет.

      Неродившийся ребенок обладает и своеобразной памятью: эмбриональные клетки, в отличие от клеток взрослого, способны фиксировать и сохранять на долгое время информацию обо всех происходящих с мамой и малышом событиях, и объем этой па­мяти просто фантастический. Эмбриональные клетки запомина­ют травмы, ощущения испуга, стресса, к счастью, долго помнят они и все хорошее — пережитые радости и удовольствия.

      К шестому месяцу все органы чувств более или менее хо­рошо функционируют и способны сообщить ребенку о том, что делается в окружающей среде, доброжелательна она или враждебна.

      Первые слуховые ощущения ребенка внутри утробы виб­рационные: он чувствует вокруг себя пульсирующий мир. Орган слуха формируется до 16 недель, а слышать звуки плод начинает в конце пятого — начале шестого месяца беременно­сти: сначала внутренние шумы, биение сердца мамы, шум в легких и т. д. Поэтому после родов, чтобы успокоить плачу­щего малыша, нужно прижать его к груди: ребенок слышит сердце матери и успокаивается. Также успокоительно действует на новорожденного приятная музыка, которую мама слушала во время беременности.

      С 6-го месяца беременности малыш уже хорошо дифферен­цирует звуки, и для него небезразлично, спокойно или взвол­нованно бьется сердце мамы, грустный или радостный у нее голос, тяжело или легко она дышит. При резком звуке плод вздрагивает, если звуки повторяются длительное время, насту­пает привыкание и вздрагиваний не происходит. Если мать волнуется, сбивается ритм ее дыхания, ребенок в матке зами­рает, словно предчувствуя опасность. А если мама расстроена, °н получает от нее гормоны, вызванные отрицательными эмо­циями. Тогда малыш ощущает настоящую опасность, и это Ухудшает его самочувствие.

      К седьмому месяцу малыш уже становится меломаном. Считается, что на многих малышей музыка Бетховена и Брамса действует возбуждающе, Вивальди успокаивает, а Шопен на­страивает на романтический лад. Некоторые младенцы в этом возрасте даже «выбирают» любимые мелодии: начинают ак­тивно двигаться, повторяя определенный ритм движений. Большинство малышей предпочитают классическую музыку, старинные романсы и народные песни. Не стоит часто слу­шать рок и поп-музыку во время беременности. Четкий и од­нообразный ритм, низкочастотные колебания звука, большая громкость пугают будущего ребенка. А резкие звуки и силь­ные вибрации могут даже вызвать патологии в развитии плода.

      Ни в один из моментов своей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клет­ки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершен­ное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

      Мать является посредником между внешним миром и ре­бенком: он непрерывно улавливает ощущения, чувства и мыс­ли, которые вызывает у матери окружающий мир, и регистри­рует первые сведения, способные определенным образом вли­ять на будущую личность, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

      В Древнем Китае существовала одна интересная тра­диция. На первых месяцах беременности жены буду­щий отец должен был пройти через церемонию зна­комства с будущим ребенком. Он представлялся ему, рассказывал о себе, своей профессии, взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребенок оста­вался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерыва­лась, это считалось знаком протеста против роди­теля и нежеланием быть его отпрыском.

      Для возникновения общения между ребенком и взрослым решающее значение имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Родители чувствуют и учатся диффе­ренцировать различные типы реакций ребенка. Это помогает им составить о растущем ребенке представление, как о чув­ствующем и способном общаться человеке. Родители часто на­чинают больше общаться с ребенком как вербально, так и с помощью различных движений. Отец и мать могут назна­чать свидание плоду в определенное время: по животу посту­кивают пальцами — так устанавливается связь. Ребенок не только перемещается к этому месту, он просыпается и отвеча­ет. Отец начинает беседу, так как плоду слышнее низкие зву­ки, нежели высокие, и он лучше слышит отца, чем мать. Мате­ринский же голос он воспринимает как свой собственный.

      Таким образом, родители еще до рождения начинают отно­ситься к младенцу как к субъекту и вести себя с ним как парт­неры по общению. Врачи утверждают, что дети, родившиеся в тех семьях, где до рождения с ними «играли в разговор», луч­ше развиты физически — например, они значительно раньше, чем другие, садятся. И они гораздо меньше подвержены тре­воге. Их человеческий потенциал не был травмирован беспо­койством родителей. Эти дети уже на стадии созревания стали участниками диалога с взрослыми. И много позже, вырастая, они осознают себя полноправными людьми, такими же значи­тельными личностно, как и их родители. Но «играя в разго­вор», нужно быть осторожным. У ребенка складывается опре­деленный ритм, и если разговоры происходили поздно, то, родившись, ребенок не будет засыпать до этого времени. Не нужно возводить такие разговоры в некую методу, ведь неви­димая связь, которая возникает, вовсе не является игрой. Но­ворожденный не игрушка, это полноценный человек, заняв­ший место рядом со своими родителями.

      Кроме того, общение и самопознание тесно связаны между собой. Общение — наилучший способ для того, чтобы познать себя. А более глубокое представление о себе, в свою очередь, влияет на общение, помогая его углублению и упрочению.

      Общение с ребенком в утробе помогает родителям узнать их младенца прежде, чем он родится, поэтому после рожде­ния ребенок — не чужой и посторонний, а человек, которого уже знают. Помимо всего прочего, в результате таких разгово­ров роды проходят быстрее, с наименьшим вмешательством, успешнее проходит грудное вскармливание, меньше рождает­ся гипоксичных детей.

      Качество эмоциональной связи между родителями и ребен­ком, любовь, мысли, связанные с его появлением; богатство общения с ним оказывают влияние на развивающуюся психи­ку плода и его клеточную память, формируя основные каче­ства личности, сохраняющиеся на протяжении всей последу­ющей жизни.

      Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие дру­гие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

      Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут его появления на свет и каким здо­ровым и красивым, великодушным и сильным хотят его ви­деть. Природа отблагодарит родителей за их сознательные уси­лия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

      Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото­рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помога­ют достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начина­ет играть и отец. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рожде­ния ребенок будет узнавать его голос. Отношение к жене, к ее беременности и ожидаемому ребенку — важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, ко­торое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать. Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую кар­тину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы. Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Многие женщины разговаривают с ребенком, объясняют ему происхо­дящее, успокаивают его в необходимых случаях. В это время ребенок «записывает» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа для развития сильного, выносливого человека.

      по материалам «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой

      rybelm.ru