Пониженная самооценка ребенка

Действуй чётко — живи в кайф!

Воспитание детей: советы психолога Ольги Юрковской

Текстовая версия видеозаписи:

У многих людей есть плохая привычка, которая опускает самооценку до нуля. Они из-за единственного недостатка или одной неудачи теряют веру в себя. Например, ребенок говорит «У меня никогда это не получится», «Я неудачник», «Я некрасивый».

Предлагаю вам выполнить упражнение «100 черт характера», которое формирует адекватную самооценку, а не заниженную или завышенную.

Напишите 100 пунктов — понятные критерии для оценки вас и вашего ребенка.

— голос, умение петь или интересно говорить,

— спортивные и другие навыки,

Только пишите не размыто, а расписывайте, конкретизируйте. Например, не общее ВНЕШНОСТЬ, а конкретно: волосы, глаза, брови, нос, щёки, подбородок, шея, для девочки добавьте грудь, ноги, попа и т.д. Всё, что касается фигуры. Это уже не меньше 10 пунктов. И т.д. по списку, пока не напишете 100 пунктов.

2. Попросите ребёнка по каждому пункту оценить себя по десятибалльной шкале.

Пока он ставит баллы по каждому пункту, вы оцениваете себя по этим же пунктам. В результате выполнения первой части упражнения вы и ребенок оценили себя по 100 пунктам.

3. Поменяйтесь листками и обсудите проставленные оценки.

К примеру. Дочка поставила себе пять напротив пункта ВОЛОСЫ. Вы говорите: «А я бы тебе поставила восемь. Волосы красивые, приятные, мягкие, переливаются на солнце, цвет натуральный. Странно, что ты на пять оценила, мне кажется, что твои волосы заслуживают крепкой восьмерки!».

Или сын напротив пункта ИГРА В ФУТБОЛ ставит тройку. Но вы видели, как ловко он обводит соперника, как носится без устали по полю, как выручает защитников. Скажите ему об этом: «ТЫ один из лучших в команде и противников как орешки колешь. Да ты железная девятка! Тренируйся, чтобы стать десяткой!»

Так проработайте каждый пункт.

Как поможет упражнение вам и вашему ребенку

Упражнение приводит к адекватной модели оценки самого себя, и ребенок из-за одного минуса не сводит все свои достоинства к нулю.

— Пусть я стройная на пять, зато успехи в школе на десять.

— Пусть бегаю я на четверку, зато рисую на восемь.

— Пусть я в очках — зато круто танцую на девятку.

Вы поймете, что и как можно улучшить, на какие пробелы стоит сделать упор, а какие совсем отпустить.

Человек не может быть идеален во всём. Невозможно во всех сферах прокачаться до 10 баллов.

Посмотрите внимательно на проставленные баллы и, возможно, вы придёте к выводу, что какие-то знания, навыки, умения ребенку не нужны.

— Поёт ребёнок на четыре — к чёрту это пение, зато играет в футбол на десять — навык, который восхищает одноклассников, друзей, физкультурника.

Обязательно проделайте упражнение. Оно лишь малая часть воспитания ребенка, как лидера. Если вам интересно развить лидерские качества вашего ребенка со всех сторон, то приобретите мой курс «Как сделать ребёнка лидером».

Из курса вы узнаете:

— Кто и почему становится альфа-лидером в детском коллективе.

— Как научить ребенка влиять на других.

— Как воспитывать в детях лидерские качества.

— Как сформировать адекватно высокую самооценку у ребенка.

— Как научить ребенка управлять своими эмоциями.

— Как избежать дурного влияния и плохих компаний.

— Как научить ребенка эффективно действовать, достигать поставленные цели и быть успешным.

stressa.net

Как повысить самооценку ребенка?

Вы замечали, что некоторые детки обладают просто удивительной способностью общаться со всеми окружающими – сверстниками, подростками, взрослыми? Такие детки счастливые и веселые, они всегда находятся в хорошем настроении и притягивают к себе внимание всех без исключения окружающих. А некоторые – угрюмые одиночки, с которыми и поговорить-то не о чем. Это грустное зрелище. Но это означает только одно – у такого угрюмого человечка пониженная самооценка и в этом виноваты исключительно родители. Ведь семья – это основа будущего характера и нрава ребенка. Именно мама с папой формируют внутреннюю оценку малыша своему поведению, умению и даже уму.

Как распознать, что у ребенка пониженная самооценка?

Вероятность, что понижение самооценки у ребенка происходит независимо от влияния родителей, велика. То есть, мама с папой, сами того не замечая, искусственно приводят малыша к решению: «Я не такой, как все». Чтобы выявить эту проблему, психологи советуют, прежде всего, поговорить с малышом.

Сначала прислушайтесь к тому, что ребенок говорит сам о себе. Если в его наборе фраз для характеристики присутствуют «ленивая», «жадная», «неумеха», «некрасивая», «глупая», то пора бить тревогу. Такие детки считают, что просто не имеют право на ошибку – в противном случае, ими будут недовольны. Если малыш постоянно спрашивает о правильности своих действий (даже банального умывания), то поинтересуйтесь – зачем он это делает? Наверняка, малыш насупится и ответит: «не знаю».

Каждое движение ребенка неуверенное. Вы просто обратите внимание на то, как малыш откликается на вашу просьбу, например, помыть сапожки. Он будет это делать медленно и весьма странно: руки дрожат, много суетливых движений. Это тоже признак низкой самооценки ребенка – таким образом, малыш старается не допустить ошибки в исполнении просьбы.

Очень часто такое состояние заходит слишком далеко, и тогда из ребенка с пониженной самооценкой вырастает неуверенный в себе неудачник. Такие люди:

  • Всегда являются объектом насмешек, ухмылок и измывательств;
  • Обычно одиноки – ни друзей, ни подруг, ни просто хороших знакомых;
  • Не принимают собственных самостоятельных решений и готовы следовать за любым человеком;
  • При накоплении неудач, человек может совсем сникнуть и «удариться во все тяжкие» – алкоголизм, наркомания, воровство.
  • Страх, одиночество и сплошные неудачи – это постоянные спутники людей с пониженной самооценкой. Вряд ли кто-то из родителей мечтает видеть таким своего ребенка. Надо принимать меры сразу же, как только замечены первые признаки возникновения таких проблем. И ни в коем случае ни в чем не упрекать ребенка — от ваших упреков самооценка уж точно не повышается.

    Прежде всего, относитесь к своему ребенку, как к личности, сформировавшемуся человеку. Если вы что-то там себе придумываете, то это не значит, что ваш малыш думает так же, как и вы. Яркий пример: Ребенок говорит: «Я пойду гулять». Что он подразумевает под этим, о чем думает? Да все просто: «Я устал и хочу просто проветрить мозги, немного побегать с друзьями и пообщаться вот с той девочкой из соседнего подъезда». А что думает мать – он лентяй, не хочет мне помогать и думает только о гульках! Отсюда идут запреты, слезы, обиды и скандалы. Взаимопонимание ухудшается, и ребенок сразу ощущает себя каким-то рабом, которого просто не выпускают погулять.

    Разговаривать со своим чадом надо только «на равных», иначе он так и не станет самостоятельной личностью. Сами убедитесь в этом – попробуйте вести себя как с взрослым родственником. Сразу же увидите ответную реакцию – ребенок начнет осознавать свою значимость, он будет более откровенным и перестанет воспринимать советы родителей, как излишнюю опеку.

    Постарайтесь хвалить его за все. Даже если что-то получилось неправильно, ваш малыш заслуживает похвалы только за то, что отважился сделать полезное дело. Обязательно мягко и аккуратно покажите ребенку, как сделать все правильно – только именно ненавязчиво и не с претензиями. «Добро всегда побеждает зло» — это не сказка, а реальность.

    Ищите подход к своему ребенку. Все дети разные – они ведь индивидуальности! Естественно, то, что хорошо для воспитания одного может совсем не подойти для другого. Можно попробовать разные варианты, но самый действенный – это диалог в форме «вопрос-ответ». Причем, ответ должен дать именно ребенок. А ведь часто бывает и такой диалог:

    -Как ты мог разбить чашку?

    -Ты же неумеха и обалдуй – ничего нормально сделать не можешь!

    Вы думаете, именно это собирался сказать ребенок? Вряд ли! А вы, решив все за него, поставили его на место – маленький, ничего не значащий член семьи. Это грубейшая ошибка многих родителей, потом мама с папой сами удивляются, когда слышат такие рассказы из уст ребенка.

    Обязательно создайте малышу его собственный мирок. В идеале это должна быть отдельная комната с низкими полочками, большим зеркалом и личными вещами. Если это физически невозможно осуществить, то хотя бы отделите уголок в комнате ширмой – пусть хоть минимум личного пространства у него все-таки будет. Это приучит его к самостоятельности: низкие полочки позволят вам привлекать ребенка к уборке, зеркало научит его следить за своим внешним видом. Такие мелочи составляют основу формирования дисциплинированного и ответственного человека.

    Постоянно подчеркивайте ребенку, что полностью ему доверяете. Это очень сильно подстегивает к свершению обдуманных поступков. И, между прочим, дети, к которым относятся с уважением и доверием гораздо реже превращаются в алкоголиков, наркоманов и преступников – им просто непонятно, как можно подвести своих родных. Не надо постоянно подсказывать и контролировать его действия. Надо обязательно рассказать о возможных негативных пристрастиях и уточнить: «Ты взрослый человек и должен сам все понимать. Мы тебе доверяем»

    Кстати, повысить самооценку ребенка тоже можно таким методом – постарайтесь ему больше доверять и сами не заметите, как малыш начнет преображаться.

    Как найти подход к своему ребенку?

    Да, тяжело быть родителем. Таким, чтобы и спокойный был, и уравновешенный, и справедливый, и добрый, и мудрый. Никто и не обещал легких путей, вам предстоит воспитать человека, и именно от мамы с папой зависит все.

    Прежде всего, запомните – родители являются эталоном для ребенка. Если мама сказала, что сын неумеха – значит, так и есть. Если дочка вдруг стала лентяйкой, то задумайтесь, не называли ли вы ее так? Дети, как губки, впитывают абсолютно всю информацию, и не думайте, что после вчерашнего наказания в голове у чада ничего не происходит. Совсем наоборот! Он думает, переживает, сомневается и принимает одно верное (как кажется ему) решение: как мама говорит, так и есть.

    Психологи часто советуют родителям разговаривать с малышом в ласкательной форме. Совсем необязательно 15-летнего подростка называть уменьшительно-ласковым прозвищем из детства, но вот в маленьком возрасте это очень полезно. Даже в этих словах малыш будет чувствовать добро, любовь и внимание. Сами посудите: Дмитрий – Димочка, Владислав – Владюша, Николай – Коленька. Вам же и самим приятно, когда близкие люди обращаются к вам уменьшительными именами.

    Никогда не ругайте своего ребенка в присутствии других людей и детей. Даже если это бабушки или дяди, соседи или племянники. Ни в коем случае нельзя унижать малыша! А поучения и наказания в присутствии посторонних – это самое настоящее унижение. Вы просто не представляете, сколько людей вспоминает этот свой детский «позор» всю жизнь.

    Именно с этого момента могут начаться проблемы с взаимопониманием. Еще один момент: если вы нашли у подростка дневник с личными записями, то никогда и ни при каких обстоятельствах не упоминайте об этом. Вы можете прочитать – там ведь будут сокровенные мысли вашего дитяти (мало ли, что там происходит в его жизни), но цитировать строчки, ругать его за что-то или рекламировать сие произведение перед отцом, бабушкой или подругой ни в коем случае нельзя.

    Чаще гуляйте со своим ребенком и играйте с ним в игры. Не стоит заменять общение компьютерными играми – это не самое лучшее увлечение. А вот поиграть в кубики, сделать аппликацию, смастерить какую-то поделку будет очень полезно! В конце концов, разукрасьте какую-то картинку – это очень нужно и вам, и малышу.

    Будьте добры к своему ребенку. Никакие неприятности и проблемы не должны отображаться на отношении к нему – помните, что как раз он совсем тут не причем. Свои обиды и злость выплескивайте на чем угодно, только не на нем. Лучше пройдитесь по улице, приведите свои мысли в порядок и успокойтесь. Или попросите ребенка выйти из комнаты на несколько минут, скажите, что у вас болит голова и хотите отдохнуть. Найдите любой вариант, но к общению со своим самым родным человеком приступайте только в хорошем расположении духа.

    Ничего страшного не будет, если вы извинитесь перед ребенком за свою ошибку. Ведь и взрослые могут поступать неверно. И если вы накричали незаслуженно, просто «сорвались», то не стыдитесь этого. Просто поговорите с ним и попытайтесь объяснить ситуацию. Обязательно попросите прощения – искренне, с обниманием и, возможно, даже слезами. Ребенок все поймет и простит, зато вы будете с ним близки. Он будет чувствовать, что не безразличен вам. А разве не это самое главное для наших детей?

    www.jlady.ru

    Пониженная самооценка ребенка

    Самооценка — это наше отношение к самому себе или наша оценка себя, как личности. Формируется она в раннем детстве и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, а потом и окружающих людей. Неуверенным и робким ребенок не рождается, таким его воспитывают родители. Часто они критикуют ребенка, сравнивают его с другими детьми и делают замечания типа: «Какой же ты непутевый», » Почему у тебя все не как у других детей», «Как же ты никак не поймешь, а я уже устала тебе повторять» и т.д. Конечно же, такие умозаключения родители делают из хороших побуждений, желая ограничить ребенка от повторения плохих поступков.

    Но малыш этого не понимает, он принимает такие замечания в буквальном смысле и вечное недовольство родителей его поведением воспринимает как нелюбовь к себе. Маленький человечек со всех сил старается угодить своим родителям, но у них свои жизненные трудности и проблемы, что не позволяет им правильно выражать свои чувства и своевременно отреагировать на изменения поведения ребенка.

    Со временем ребенок понимает, что все его старания напрасны, родители все равно недовольны его поведением, а значит, он действительно плохой и не заслуживает к себе лучшего отношения. Нехватка в детстве родительской любви, понимания и ласки способствует формированию низкой самооценки ребенка, что оказывает негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Мнение о себе как о «недостойном хорошего» и «неудачнике» заставляет ребенка прятаться от общения с другими детьми и искать общества тех, кто примет его «несовершенного».

    Начиная с 8 лет, ребенок начинает оценивать себя в области школьной успеваемости, физических способностей, внешних данных, поведения и отношения к нему других детей и учителей. Поддержка родителей его устремлений и принятие ребенка родителями в этом возрасте имеет особое значение, от их отношения к школьнику зависит то, вырастит ли ребенок успешным человеком или неуверенным в себе неудачником. Обвинять учителей в том, что это они «затюкали» ребенка, неправильно.

    Школьные успехи и жесткое отношение учителя к ребенку значимы лишь для оценки его способностей, а общую самооценку у ребенка формируют родители. Критичное и негативное отношение к ребенку со стороны родителей приводит к тому, что он боится рисковать, отвечать на уроках, участвовать в соревнованиях и отстаивать свое мнение среди одноклассников. Педагоги уверены, что многие дети плохо учатся в школе не из-за того, что они умственно отстают от своих сверстников, а потому, что они считают себя неспособными к учебе.

    Низкая самооценка становится серьезным препятствием на жизненном пути ребенка. В подростковом возрасте он отдаляется от мира и просиживает целыми днями дома за компьютером или телевизором, чувствует себя отверженным и нелюбимым. Подростку с низкой самооценкой свойственно телесная зажатость, эмоциональная скованность, неуверенность в своих силах и робость. Недовольство собой отрицательно сказывается на его отношениях с друзьями, учителями, родителями и противоположным полом.

    Во взрослой жизни человек с низкой самооценкой ведет себя как жертва, принимая незаслуженное отношение окружающих к себе, как вполне справедливое. Он не считает себя достойным лучшего и довольствуется тем, что остается от «красивых, умных и находчивых» по его мнению людей. В итоге, он при создании семьи выбирает пару, которая «не пользовалась успехом у других» в связи с недостатками во внешности или характере. Далее все идет закономерно, неудачи в личной жизни, плохие отношения в семьи и на работе, финансовые затруднения.

    А все из-за того, что человек с низкой самооценкой не может принимать важные решения, отстаивать свои интересы и бороться за свою любовь. С годами низкая самооценка все больше сопровождается переживаниями и стрессами. Человек чувствует себя одиноким, нелюбимым и никому не нужным. Он постоянно недоволен собой, критикует себя и обвиняет в своих несчастьях других людей. Конечно, в первую очередь в своих неудачах в жизни он обвиняет родителей, супруга и руководителей предприятия, где он работает. Мол, не так воспитали, не на том женился или вышла замуж, не так относятся к нему на работе начальство.

    На самом деле обвинять родителей, учителей и всех тех, кто с вами был или есть сегодня рядом, в своих несчастьях не следует. Лучше посмотрите на свое поведение со стороны и примите решение измениться самому. Ваши родители жили в советское время, тогда не было столько информации и возможностей, чтобы они могли прочитать о методах правильного воспитания детей. Вот и копировали они модель поведения своих родителей, которые также не были знакомы с педагогикой. Поэтому не стоит обвинять своих родителей, они любили вас так же, как к ним относились их родители.

    Они не умели выражать свои чувства и просто пытались реализовать в вас свои мечты. Но при этом они не знали, что их желание воспитать из вас успешного и обеспеченного человека может способствовать развитию у вас низкой самооценки. Для того чтобы разорвать порочный круг ошибочного воспитания детей и повысить свою самооценку, перестаньте обвинять других людей в своих бедах и жалеть себя. Скажите, наконец, себе: » Я ничем не хуже других людей и я не допущу, чтобы мой ребенок сомневался в своих способностях». А для этого при его воспитании следуйте следующим советам:

    1. Не ставьте задачу, воспитать его самым хорошим и умным человеком. Любите ребенка со всеми его недостатками, просто потому, что он у вас есть.

    2. Не ругайте его за каждую провинность, тем более не обзывайте. Хвалите за те поступки, которые у него действительно хорошо получаются.

    3. Не сравнивайте его с другими детьми.

    4. Дайте ему больше самостоятельности, не опекайте его без надобности.

    5. Признайте право ребенка иметь свое мнение и разговаривайте с ним, как с взрослым.

    6. Поддерживайте все начинания ребенка и вселите в него уверенность, что у него все получится.

    Ну и конечно, не забывайте о том, что дети — это наше отражение в зеркале. Родители, которые вечно ругаются друг с другом, недовольны своей жизнью, работой и достижениями, настраивают своих детей на ту же волну неудач. Поэтому, если вы считаете, что вам не везет в жизни, то постарайтесь найти способы повысить свою самооценку и полюбите себя.

    — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

    meduniver.com

    Что делать, когда у ребенка низкая самооценка? взять на заметку!

    Здоровая самооценка – это как броня ребёнка для вызовов, которые бросает ему мир. Дети, которые знают свои сильные и слабые стороны и хорошо себя при этом чувствуют, легче справляются с конфликтами и сопротивляются негативному влиянию. Они, как правило, легко и с готовностью отвечают улыбкой на улыбку и наслаждаются жизнью. Они реалисты и, в целом, оптимисты.

    В отличие от этого, дети с низкой самооценкой могут относиться к проблемам как к источникам больших тревог и разочарований. Те, кто думает о себе плохо, с трудом находят выход из проблемных ситуаций. Если они предаются самокритичным мыслям, таким как «Я не умею» или «Я ничего не могу сделать правильно», это приводит к пассивности, замкнутости или депрессии. Когда такие дети сталкиваются с новой проблемой, их первичная реакция — «Я не могу.»

    Что такое самооценка?

    Самоуважение похоже на понятие «собственное достоинство» (то, насколько человек ценит самого себя). Оно может меняться со дня на день или из года в год, но в целом самооценка имеет тенденцию развиваться с младенчества и продолжать развитие до тех пор, пока мы не повзрослеем.

    Ещё одно определение самооценки – уверенность в том, что вы способны сделать что-то, и в то же время, что вас любят. Ребёнок, который доволен достижениями, но не чувствует, что его любят, в конечном итоге может приобрести низкую самооценку. Кроме того, у ребёнка, который чувствует себя любимым, но у которого нет уверенности в собственных способностях, может также развиться низкая самооценка. Здоровая самооценка наблюдается при наличии здравого баланса между этими двумя понятиями – любовью и уверенностью в своих способностях.

    Модели самооценки устанавливаются в самом начале жизни. Понятие успеха, следующее за усилиями и настойчивостью, формируется в раннем возрасте. Как только люди достигают совершеннолетия, становится труднее изменить их восприятие себя.

    Поэтому мудро подумать о развитии и продвижении собственного достоинства ещё в детстве. Когда дети делают попытки сделать что-то, у них не получается, и пробуют снова и снова, а затем, наконец, добиваются успеха, они получают представление о собственных возможностях. В то же время они формируют самооценку, взаимодействуя с другими людьми. Именно поэтому участие родителей в этом процессе – ключевой фактор, чтобы помочь детям сформировать правильное и здоровое самовосприятие.

    Родители и воспитатели могут способствовать приобретению здоровой самооценки, поощряя и показывая удовольствие от деятельности ребёнка во многих областях. Избегайте фокусировки внимания на одной конкретной области; например, на успехах на тесте по правописанию, что может дать детям ощущение, что их ценят только за хорошие отметки.

    Признаки нездоровой и здоровой самооценки

    Самоуважение колеблется по мере взросления детей. Оно часто меняется, оттачивается, потому что зависит от опыта ребёнка и его новых ощущений. Самоуважение — это фактор, по которому можно судить состояние самооценки.

    Дети с низкой самооценкой могут не захотеть научиться чему-то новому и могут негативно говорить о себе: «Я глуп», «Я никогда не научусь, как это сделать» или «В чём дело? Никто никаким образом не заботится обо мне». Они могут проявлять небольшую терпимость к тому, что их расстраивает, легко сдавшись или ожидая, что кто-то другой возьмёт все на себя. Такие дети, как правило, чрезмерно критичны и легко разочаровываются в себе.

    Дети с низкой самооценкой воспринимают временные неудачи как постоянные, невыносимые условия, в них преобладает чувство пессимизма. Это может привести детей к опасности стресса и проблемам с психическим здоровьем, а также к реальным трудностям в решении различных проблем и задач, с которыми они сталкиваются.

    Детям со здоровой самооценкой, как правило, нравится общаться с другими людьми. Они легко чувствуют себя в общественных местах, им нравятся групповые мероприятия, а также самостоятельные занятия. Когда возникают проблемы, они работают над поиском решений и устранением недовольства, не унижая себя или других. Например, вместо того чтобы сказать: «Я тупица», ребёнок со здоровой самооценкой говорит: «Я не понимаю этого.» Они знают свои сильные и слабые стороны, и принимают их. В них преобладает чувство оптимизма.

    Как могут помочь родители

    Что делать родителям для развития здоровой самооценки у ребёнка? Для этого нужно руководствоваться некоторыми принципами при воспитании. Эти советы помогут вам:

    Будьте осторожны в своих словах. Дети могут быть чувствительны к словам родителей и к тому, что говорят другие. Не забудьте похвалить вашего ребёнка не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия. Но будьте правдивы. Например, если ваш ребёнок не попал в футбольную команду, не говорите что-то вроде: «Ну, в следующий раз ты лучше потренируешься и у тебя все получится». Вместо этого скажите: «Хоть ты и не попал в команду, но я действительно горжусь усилиями, приложенными тобой для этого». Наградите усилия ребёнка и то, чего он достиг.

    Иногда просто не существует уровня квалификации ребёнка – поэтому ваша помощь детям в преодолении разочарования действительно может помочь им понять, что у них получается хорошо и над чем им ещё необходимо потрудиться. Как взрослым, нам будет нормально использовать юмор, чтобы помочь нашим детям понять себя и ценить то, что делает их уникальными.

    Будьте образцом для подражания. Если вы чрезмерно суровы к себе, пессимистичны или не до конца уверены в своих способностях и ограничениях, ваши дети в конечном итоге будут наследовать вас. Воспитывайте собственную самооценку, и это будет прекрасным примером для подражания.

    Выявляйте и направляйте в нужное русло неверные убеждения. Для родителей важно определить неправильные представления детей о себе касательно их удачливости, привлекательности, способностей или чего-нибудь ещё. Помогая детям установить чёткие стандарты и быть более реалистичными в самовосприятии, поможет им иметь здоровую самооценку.

    Неправильное самовосприятие может укорениться и стать реальностью для детей. Например, ребёнок, который очень хорошо учится в школе, но у которого трудности с математикой, может сказать: «Я не могу решить математику. Я плохой ученик». Это не только ложное утверждение, это также убеждение, которое программирует ребёнка на неудачу. Поощряйте детей воспринимать ситуацию более объективно. Полезный ответ в этом случае: «Ты хороший ученик. Ты неплохо учишься в школе. Просто математика – это предмет, на который нужно потратить больше времени. Мы займёмся этим вместе».

    Будьте естественны и ласковы. Любовь поможет повысить самооценку вашего ребёнка. Обнимите их и скажите, что гордитесь ими, когда видите, как они прилагают усилие к чему-то или пытаются сделать что-то, что им ранее не удавалось. Положите записку в коробку для завтрака ребёнка со словами вроде «Я думаю, ты супер!».

    Хвалите часто и честно, но не переусердствуйте. Завышенное самовосприятие может сказаться в том, что дети и подростки будут подавлять других или чувствовать, что они лучше, чем все остальные, и это может привести к тому, что они будут изолированы социально.

    Давайте позитивные и чёткие советы. Комментарии вроде «Ты всегда ведёшь себя как ненормальный!» заставит детей чувствовать, что они абсолютно не контролируют вспышки своего гнева. Лучше сказать: «Я вижу, что ты очень рассердился на брата, но было бы хорошо сказать ему об этом, а не кричать на него или ударить». Этим вы признаете чувства ребёнка, вознаградите сделанный им выбор и побудите его правильно поступить в следующий раз.

    Создайте безопасную, уютную и любящую домашнюю атмосферу. Дети, которые не чувствуют себя в безопасности или подвергаются насилию дома, подвергаются наибольшему риску развития низкой самооценки. Ребёнку, который постоянно видит спорящих и сражающихся родителей, кажется, что он совсем не контролирует своё окружение и становится беспомощным или испытывает депрессию.

    Также следите за признаками злоупотребления другими, проблемами в школе, неприятностями со сверстниками и другими факторами, которые могут повлиять на самооценку детей. Поощряйте их поговорить с вами или с другими людьми, которым они доверяют, как решить слишком большую проблему, которую им сложно разрешить самостоятельно.

    Помогите детям участвовать в действиях, которые станут полезны им в будущем. Мероприятия, поощряющие сотрудничество, а не конкуренцию, особенно полезны для развития самооценки. Например, программы наставничества, в которых ребёнок старшего возраста помогает младшему научиться читать, могут творить чудеса для обоих. Волонтёрство и вклад в деятельность вашего местного общества может иметь положительное влияние на самооценку для всех её участников.

    При формировании здоровой самооценки важно не переусердствовать и не дать слишком мало, все должно быть в меру. Убедитесь, чтобы в конце концов у ваших детей не возникло чувство посредственности, если у них ничего не будет получаться хорошо или по-особенному.

    Семья — уникальное место развития личности. Большую часть своего времени ребёнок проводит именно с родителями. Не жалейте усилий для закладывания крепкого позитивного фундамента в личности вашего ребёнка! Это требует много работы и над собой тоже.

    Будем рады обсудить с вами эту тему в комментариях. Пишите нам и лично с помощью формы обратной связи на сайте, если у вас возникли вопросы.

    Если вам трудно справиться самим, задавайте вопросы и мы вместе попробуем найти ответы.

    otnoshenij.net

    Низкая личностная самооценка — низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств. В первую очередь — это то, что человек сам о себе думает, во вторую — как он себя ведет и на что решается.

    С внешним поведением могут быть варианты: иногда человек ведет себя излишне самоуверенно как раз вследствие собственной внутренней неуверенности.

    Низкая самооценка бывает стабильной, бывает плавающей — зависящей от ситуации или настроения.

    Маленькие дети часто трусят, когда одни, и действуют вполне уверенно и смело, когда мама рядом. Мама – поможет!

    Перед экзаменом девушки начинают дрожать и понижать себе самооценку: «Я вообще ничего не знаю!»

    Что стоит за низкой самооценкой

    За низкой самооценкой могут стоят самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может — страх и неуверенность в себе. Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, «якобы низкая самооценка». Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осозанная игра, иногда — неосознанная психологическая защита, иногда — философия жизни. См.>

    Люди с низкой личностной самооценкой в человеческой жизни

    Взрослый человек с низкой личностной самооценкой, как правило, менее успешен. Низкая личностная самооценка тесно связана с чувством вины, стыда, страха, а порой и враждебности к окружающему миру. Связана — то есть и порождается этим, и порождает это, и выражается в этом. Людей с низкой личностной самооценкой обычно не уважают, ими трудно восхищаться, их редко любят – но любят использовать. Девушки часто выбирают себе в подруги не самых ярких и не самых уверенных в себе, чтобы на их фоне выглядеть интереснее.

    Как беречь свою самооценку

    Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас советует: дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпатичны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку. Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве случаев в нашей власти выбрать, с кем иметь дело и к чьим суждениям прислушиваться.

    Как повысить низкую самооценку

    Серия тяжелых неудач нередко порождает ситуативную низкую самооценку. Впрочем, поддержка близких и значимых окружающих в таких случаях может быть очень действенной.

    Если низкая самооценка — не ситуативная, а стабильная (личностная), то в любом случае быстро ее не повысить, не выправить. То есть ненадолго повысить — возможно, а повысить стабильно — можно, но не быстро. Как минимум, это работа на несколько месяцев. Могут помочь — качественные тренинги уверенности в себе и позитивная психотерапия.

    Ситуативную низкую самооценку повысить обычно несложно: достаточно отвлечь от переживаемой негативной ситуации, вовлечь в новое дело или другую ситуацию, где успешность вполне возможна. и просто дать мягкую или жесткую форму поддержки.

    www.psychologos.ru

    У моего ребенка низкая самооценка. Что делать?

    психолог портала «Я — родитель»

    Самооценка – это отношение человека к самому себе. Формируется она достаточно рано, ещё в дошкольном возрасте, но с взрослением претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Несмотря на то, что существует масса методик, выявляющих проблемы с отношением к себе самому, самооценка часто бывает ситуативной – любой человек в каком-то вопросе уверен в себе и своих силах, в каком-то – нет, это нормально и естественно. Как определить, адекватно ли оценивает себя ребенок, и нужно ли как-то вмешиваться в формирование детской самооценки? Давайте разбираться.

    Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

    Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.

    В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

    Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?

    Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.

    Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:

    Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.

    Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.

    Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:

    Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.

    Избегайте сравнений ребенка с другими детьми.

    «Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

    В конфликтах избегайте перехода на личности.

    Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» — такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

    Чаще просите у малыша совета или помощи.

    «Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.

    Будьте осторожны с наказаниями.

    Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

    Чаще говорите ребенку о своей любви.

    Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

    Поддерживайте инициативу ребенка.

    Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

    Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

    Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

    Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

    ezhikezhik.ru

    Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

    Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК. В разработке ИОМ участвовали все специалисты ДОУ и воспитатели группы. В разработанном материале приведена поквартальная система работы педагогов, участвующих в реализации маршрута, а также предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы и контрольно-измерительные материалы.

    Маршрут разработан в соответствии с диагнозом ребенка, который не пишется в его индивидуальном образовательном маршруте.

    • основной: Неврозоподобный синдром, задержка развития речи, резидуальные явления ЦНС (по результатам медицинского заключения)
    • сопутствующий: Задержка психического развития (по заключению ПМПК)
    • Характеристика проблем ребенка.

      Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

      Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

    • темп выполнения заданий очень низкий;
    • нуждается в постоянной помощи взрослого;
    • низкий уровень развития познавательных процессов:
      • восприятия (цвет, форма, величина);
      • внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
      • мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);
      • памяти (зрительная, слуховая);
      • низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).
      • Логопедическое обследование дало следующий результат:

      • Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,
      • Педагогическая диагностика показала, что у ребенка

      • Низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития и средний уровень физического развития.
      • Цель и задачи индивидуального образовательного маршрута

        на основе данных психолого-педагогической диагностики

        Цель освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

        Задачи деятельности ДОУ, реализующей индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) в группе комбинированной направленности:

      • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
      • формирование предпосылок учебной деятельности;
      • сохранение и укрепление здоровья;
      • коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей;
      • создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
      • формирование общей культуры.
      • Система коррекционной работы педагога-психолога

        по реализации задач АОП ДО обучающегося ____________________

        pedsovet.su