Самооценка на уроках 1 класс

Мастер-класс на тему «Использование проектной технологии на уроках математики»

Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование проектной технологии на уроках математики»

познакомить слушателей с особенностями организации и проведения проектного занятия по математике

(слайд№3) Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

— осветить современные подходы к организации проектной деятельности школьников;

— систематизировать информацию об отличительных характеристиках и о формах представления результатов проектной деятельности учащихся;

— научить в общих чертах методике постановки проектной деятельности школьников.

(слайд№4) Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии, одной из которых является метод проектов.

(слайд№5) В начале урока «открытия» знаний я организую включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.

Такой способ учения становится для детей привычным и радостным: позволяет усвоить знания, пережить свой личный успех в познавательной деятельности, найти и исправить собственные ошибки.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

— 10% от того, что они читают;

— 26% от того, что они слышат;

— 70% от того, что они обсуждают с другими;

— 80% от того, что основано на личном опыте;

— 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями. !О том же говорил и Л. В. Занков: «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».

Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.

— Скажите пожалуйста, есть ли у вас любимые праздники?

— А какой праздник вы любите больше всех?

Да все мы любим праздники, любим получать и дарить подарки

Скоро майские праздники. Все мы любим получать подарки, но еще приятнее по — моему дарить. Ваши коллеги решили сделать вам сюрприз. Выполнив ряд заданий, вы сможете, определить что-же подарят вам ваши коллеги. Так же вам нужно помочь, где же выгоднее приобрести данный подарок. Желаю вам удачи!

(слайд№6) -А сегодня

Итак, задание участникам – в течение 15 вы должны выполнить задания и сделать выволы.

(слайд№8) Напоминаю, что этапы работы над проектом могут быть следующими:

1. Определение темы, цели проекта.

3. Исследование проблемы на основе распределения труда.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

(слайд№1)Мастер-класс «Использование проектной технологии на уроках математики»

Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование проектной технологии на уроках математики»

познакомить слушателей с особенностями организации и проведения проектного занятия по математике

(слайд№3)Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи :

(слайд№4)Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии, одной из которых является метод проектов.

(слайд№5)В начале урока «открытия» знаний я организую включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.

— 30% от того, что они видят;

— 50% от того, что они видят и слышат;

— 95% от того, чему они обучаются сами.

Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями. !О том же говорил и Л. В. Занков: «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».

2.Имитационная игра « Проектное занятие»

— Скажит,е пожалуйста , есть ли у вас любимые праздники?

Скоро майские праздники. Все мы любим получать подарки, но еще приятнее по — моему дарить. Ваши коллеги решили сделать вам сюрприз. Выполнив ряд заданий, вы сможете, определить что-же подарят вам ваши коллеги. Так же вам нужно помочь, где же выгоднее приобрести данный подарок. Желаю вам удачи!

Итак, задание участникам – в течение 15 вы должны выполнить задания и сделать выволы.

(слайд№8)Напоминаю, что этапы работы над проектом могут быть следующими:

1.Определение темы, цели проекта.

2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).

4. Оформление проектных материалов.

5. Презентация (защита) проекта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

2. Теоретическая часть.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Когда речь идет о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход ограничено сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов.

Какие бывают типы проектов?

а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.

д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

На таких уроках у учащихся развивается умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий, а также развивается воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширяется кругозор и словарный запас.

Пока наши группы работают, уважаемые коллеги,

Наши группы готовы, и мы приступаем к

4. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия).

А сейчас мы подведем итоги нашего мастер-класса. Я предлагаю Вам на выбор одно из неоконченных предложений. Продолжите его пожалуйста:

(слайд№12)— В сегодняшнем путешествии мне понравилось…

— Изучая южные материки, я узнал…

— Работа в нашей турфирме была…

— Я хочу пожелать…

(слайд№13)Спасибо всем за работу! До встречи!

При использовании проектной технологии задача учителя многократно усложняется. Теперь он не просто объясняет новый материал, а создает ситуацию, когда дети сами его «откроют» для себя. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. У учащихся формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез, оценка и рефлексия. Учитель перестает выполнять просто информационные функции, а становится управленцем, организующим самостоятельную познавательную деятельность детей.

videouroki.net

Презентация на тему: Творческий проект «Юбка» 6 класс

Творческий проект: «Юбка». Подготовила Сакипова Камилла 6е.

Мои задачи. Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и её формулировки. Выявление основных требований к изделию. Исследования. Разработка идей, вариантов. Анализ идей и выбор лучшего варианта. Выбор ткани, инструментов, приспособлений оборудования. Последовательность изготовления изделия. Экономическое обоснование. Изготовление изделия. Контроль качества. Испытание изделия. Оформление проекта. Самооценка.

Обоснование возникшей проблемы и потребности. На уроках технологии нам задали сделать юбку. Чтобы мне было легче работать над проектом, я изложила все вопросы в виде схемы размышлений.

Определение конкретной задачи и её формулировка. Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла: моя задача- изготовить юбку.

Выявление основных требований к изделию. Какие требования, конечно, я представляю к своему будущему изделию? Юбка должна быть красивой и модной, соответствовать особенностям строения фигуры, назначению и внешнему облику. Конструкция юбки должна соответствовать выбранной модели. Юбка должна хорошо сидеть на фигуре, быть удобной в носке. Нужно, чтобы юбка была универсальной в носке и её можно было сочетать с нарядной блузкой или жакетом. Изделие должно быть недорогим, но качественно изготовленным.

Исследования. Различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический. К классическому стилю относят всё, что со временем почти не меняется, то что вне моды. Одежда спортивного стиля, как правило, свободного покроя. Она удобна для движений, для разнообразной работы, активного отдыха. Романтический стиль- это лёгкость, мечтательность. В одежде используются элементы исторического, национального(фольклорного) костюма.

Разработка идей, вариантов. Я выбрала юбку романтического стиля. Я нашла немного информации о том как выглядит юбка. Юбка двухшовная, расширенная книзу. Застёжка- молния в левом боковом шве. Верхний срез юбки обработан притачным поясом, нижний- швом вподгибку.

Выбор ткани, инструментов, приспособлений оборудования. Выбор ткани. Теперь, когда я определилась с моделью юбки, мне ещё предстоит выбрать подходящую ткань для её изготовления. Я решила, что для моей юбки больше подойдёт костюмно- платьевая ткань. Этот материал хорошо драпируется, образуя мягкие красивые складки.

Продолжение. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений. Швейная машинка. Утюжильная доска, утюг, пульверизатор. Ручная игла №3, булавки, ножницы, напёрсток. Нитки хлопчатобумажные №50- для машинных работ, №60- для ручных. Сантиметровая лента, линейка, мелок. Дополнительные материалы: бумага для построения чертежей и изготовления лекал, учебник, рабочая тетрадь для повторения.

Последовательность изготовления изделия. Сниму с себя мерки и построю чертёж прямой юбки. По основному чертежу прямой юбки выполню моделирование в соответствии с выбранной моделью. Изготовлю выкройку и выполню раскрой юбки. Подготовлю ткань к раскрою и выполню раскрой юбки. Подготовлю детали юбки к смётыванию и юбку к примерке. Проведу примерку юбки и исправлю дефекты, если они возникнут. Обработаю вытачки. Обработаю боковые срезы. Обработаю застёжку в левом боковом шве юбки тесьмой- молнией. Обработаю пояс, обработаю верхний срез юбки притачным поясом. Обработаю нижний срез юбки швом вподгибку с закрытым срезом. Обработаю петлю и пришью пуговицу.

Экономическое обоснование. Расчёт затрат на материалы для изготовления юбки я представила в виде таблицы. Наименование материала Условная цена (руб.) Расход материала (шт.) Затраты на материалы (руб.) Костюмно- платьевая ткань 150 за 1м 1м 10см (ширина ткани 1м 40см) 165 Нитки швейные 6 за катушку 1 катушка 6 Пуговица 50 за 1 десяток 1шт. 5 Застёжка- молния 6 за 1шт. 1шт. 6 Итого: 182руб.

Изготовление изделия. Контроль качества. Изготовлю юбку в той последовательности, которая изложена выше. Посмотрю в учебнике технологию изготовления юбки и соответствующие практические работы. Учитель рассказывал на уроках технологии об основных критериях проверки и оценки качества проекта. Я постараюсь быть самокритичной и буду контролировать свою работу.

Испытание изделия. Сделан последний стежок. Отутюжено готовое изделие. Я с улыбкой показываю учителю сделанную работу, меня хвалят и ставят пятёрку. Теперь у меня есть что надеть на дачу!

Оформление проекта. Ознакомлюсь с требованиями к оформлению проекта и выполню всё, что нужно.

Самооценка. Проанализирую этапы выполнения проекта, мысленно спрошу себя: всё ли из задуманного я сделала? Получится ли у меня проект? Довольна ли я им? Хочу ли я в нём что- нибудь исправить? Какие этапы выполнения проекта были для меня наиболее трудоёмкими? Какие знания и умения мне понадобились для изготовления проектного изделия? Объективно ответив на все вопросы, я оценю свою работу над проектом. Моя самооценка:5!

ppt4web.ru

"Самооценка младших школьников. Из опыта работы"

Тема выступления на заседании МО учителей начальной школы "Формирование самооценки младших школьников" заинтересует педагогов, работающих над этой проблемой с первого класса. Здесь автор раскрывает смысл технологии самооценки учебных успехов детьми младшего школьноно возраста, типы и виды самооценки. Не останутся без внимания и рекомендации из личного опыта педагога по данной проблеме.

Просмотр содержимого документа

«»Самооценка младших школьников. Из опыта работы»»

Доклад (выступление на МО учителей начальных классов)

ТЕМА: «Формирование самооценки младших школьников»

Смирнова Ирина Леонидовна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1 г. Грязовец»

Грязовец 2016 год

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Слайд 2 (цель и задачи)

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели необходимо начать формировать такую самооценку уже с первого класса.

Слайд 3 (самооценка)

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».

Слайд 4 (самоконтроль)

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Слайд 5 (по мнению психологов)

Основ­ными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

В возрасте семи — одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Появление самооценки – не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

Слайд № 6 (3 типа самооценки)

Различают 3 типа самооценки

Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

Обучение детей с заниженной самооценкой мне даётся труднее. Дети имеют заметные успехи в учёбе, а самооценка остаётся на том же уровне.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье?

Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:

Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).

Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).

Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

Уже в 1 классе через все учебные предметы идёт обучение учащихся самооцениванию, где выбираются такие задания, в которых есть объективный однозначный критерий оценивания.

Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным учебным ситуациям. (Начинаю с «волшебной» линеечки, лесенки успеха)

Уже в 1 классе учащиеся могут совместно с учителем выбирать те критерии, по которым они смогут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Например: деление слов на слоги, сравнение выражений.

На уроках окружающего мира и математики дети оценивают выполнение заданий по предложенным критериям, таким как, быстрота, правильность, самостоятельность. Для этого использовала с детьми на уроках цветные кружки, линеечки, предметные картинки, «радугу» и др.

При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым ребенок оценивал себя.

В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по парте и уже оценивают друг друга, очевидно, что ребенку увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у самого себя.

Проверяя тетради, можно судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя используют знаки: «+» — все знаю; «-» — не знаю; «?» — сомневаюсь. В системе оценивания учитываем следующие правила:

-обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;

-обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;

-оценивание только работы ученика, а не его самого.

Формой, позволяющей и ребенку, и родителю, и учителю отслеживать движение первоклассника в развитии самооценки, на данном этапе становится портфолио и индивидуальная карта достижений ребенка.

В своей книге «ФГОС: оценка результатов обучения в 1-6 классах «З.А.Кокарева отмечает: «В первом классе достаточно научить детей пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребёнку нужно показать смысл оценочной деятельности. Вначале он учится сверять свою работу с эталоном. Эталоном выступает образец написания букв, цифр. Несовпадение двух оценок становится предметом рефлексии. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, ученик приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, осознаёт сущность изучаемого материала».

Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4 -х классах, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:

Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).

Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).

Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).

Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).

Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Под оцениванием понимаем «процесс сравнения сегодняшних успехов (неуспехов) ребенка с его прежними успехами (неуспехами) и процесс соотнесения результатов обучения с нормами, заданными соответствующими стандартами обучения» Процесс создания критериев и форм оценивания осуществляется совместно с учащимися и его рассматриваем, как способ формирования детской самооценки.

Результаты самооценивания на устных предметах учащиеся фиксируют в листах самооценки, сравнивая проделанную работу с поставленными целями или сверяя с заранее принятыми критериями.

Если в первом и втором классе критерии оценок обучающиеся устанавливали под руководством учителя, то в третьем они это делают уже с большей степенью самостоятельности. Главное отслеживать, чтобы содержательная оценка работы была предельно ясна: ученики должны чётко знать критерии, по которым оценивается работа. И важное условие — самооценка должна предшествовать оценке учителя.

На уроках технологии, изо – своя система критериев. Их ребята определяют после составления плана работы или в соответствии с целями урока. Учитель фиксирует критерии на доске, и они являются ориентиром к достижению поставленной цели. В конце урока ребята оценивают себя сами или их оценивают одноклассники по заданным критериям.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами, второклассники, третьеклассники и четвероклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 — 4 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

В возрасте семи — одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

Для формирования адекватной оценки (на слайде)

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.

Учить слушать других.

Воспитывать чувство сопереживания.

Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

Вовлекать учащихся в коллективную работу.

При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.

Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Таким образом, для развития самооценки у младшего школьника мы используем технологии само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, которые также позволяют сформировать у учащихся ряд следующих умений: видеть границу между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их, оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, оценивать свои успехи с выделением своих трудностей, определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность, если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

1.Кокарева З.А. ФГОС: оценка результатов обучения в 1 -6 классах. Учебно-методическое пособие под научной редакцией М.М.Поташника. Педагогическое общество России. Москва. 2016

2.Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Педагогическое общество России. Москва. 2016

kopilkaurokov.ru

Компьютерная программа (1 класс) на тему:

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности

Предварительный просмотр:

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

Важнейшая задача школы на современном этапе – научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников.

Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому ее структура должна закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе. Одним из компонентов учебной деятельности, с которого, по мнению психологов, должно начинаться ее формирование, является самоконтроль.

Организованный на уроке самоконтроль приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ребенка умение рассуждать, дает возможность учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику.

Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе — с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в другом – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.

«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?» Очень близко к этому определению самоконтроля определение В.И. Страхова, который считает, что «Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исполнении ее недочетов». Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ». Образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое действие, ради которого применяется данный способ.

Г.А. Соболев считает, что «самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом».

Итак, в психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойства личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки. Наконец, есть авторы, которые считают самоконтроль методом (средством, условием) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В некоторых работах самоконтроль определяется не по одному, а по двум – трем признакам. Все эти определения не являются ошибочными.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует две причины недостаточного развития самоконтроля у младших школьников:

1) импульсивность характера ребенка, обусловленная динамическими свойствами нервной системы;

2) несформированность приемов и способов организации деятельности, отсутствие адекватных педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный индивидуальный подход.

В соответствии с этим работа педагога осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление связано с профилактикой возникновения внешних причин недостаточного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля способствуют как общие методы:

  • создание благоприятного психологического климата в классе,
  • снижение эмоционально-психологических перегрузок детей,
  • так и специальные:

  • овладение основами организации деятельности учителя и учащихся на уроке,
  • раскрытие возможностей младшего школьника;
  • работа в условиях позитивного познавательного конфликта;
  • обращение к диалогическим формам взаимодействия;
  • согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
  • Второе направление связано с предупреждением возникновения внутренних проблем становления самоконтроля. В числе субъективных условий и мер профилактики отметим актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, стимулирующих развитие самоконтроля; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности по выявлению значения самоконтроля в учебной деятельности.

    Процесс формирования у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности включает три этапа:

    а) формирование у учеников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;

    б) обучение школьников системой знаний, которые раскрывают

    сущность самоконтроля, пути его формирования;

    в) осуществление длительной тренировочной деятельности по

    выработке умений самоконтроля.

    Формирование умения самоконтроля у младших школьников имеет большую личностную значимость, поскольку:

    – содействует активизации их учебно-познавательной деятельности;

    – позволяет учащимся правильно организовать свою учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих её действий;

    – способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность и т.п.

    Самоконтроль – явление сложное и многогранное. Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.

    В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

    Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так память обеспечивает закрепление образа, чтобы можно было сравнить с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие.

    Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия.

    Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, авторы указывают на то, что без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким. Лишь на основе самоконтроля возможно регулирование деятельности при выполнении определенных операций.

    Как и понятие самоконтроля, его функция в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному.

    Отнесение к самоконтролю только функций регистрации состояния выполненной работы и оценке своей деятельности, поведения (на основе ранее усвоенного образца), без активного участия личности в их регулировании и исправлении, нельзя признать правильным. Отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки. Поэтому в самоконтроль следует включать не только оценочную функцию, но и регулирование учащимися своей деятельности и поведения, исправление и обнаружение ошибок, внесение корректив, рационализацию и усовершенствование выполняемой работы.

    Включенные в содержание самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию.

    Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

    Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде: первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяется на все более ранние фазы деятельности. Естественно, что на этой заключительной стадии для всяких наблюдений контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное использование основного действия.

    Итак, изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности.

    В соответствии с уровнем сформированности деятельности контроля выделяют несколько видов самоконтроля. Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того, чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение – вычитанием, деление – умножением и т.д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

    Контроль по результату целесообразно использовать на начальном этапе формирования самоконтроля, а затем постепенно переходить к другим его видам.

    Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он, в первую очередь, обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

    Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль , дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. Этот вид контроля несет на себе функцию «определения учащимися общей стратегии учебной деятельности».

    Классификация самоконтроля проводится также на основе других признаков. По входящим в него элементам различают:

    — самоконтроль, констатирующий и корректирующий;

    по способам получения информации о протекании выполняемой операции

    – непосредственный и опосредованный контроль;

    по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции, — мышечно-двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный. Существует также классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся. Остановимся на ней подробнее.

    Согласно этой классификации самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверку.

    При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе и дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению своих ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.

    Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищами ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предложения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия самоконтроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

    К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все элементы самоконтроля.

    Самоконтроль – это компонент учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения – задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.

    Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, мы использовали комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего СК.

    Так, в I классе дети учатся:

    – сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

    – воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

    – выполнять действия по развернутой инструкции;

    – осуществлять самопроверку по плану, включающему 1–2 пункта;

    – использовать для СК схемы- модели, составленные учителем.

    Во II классе ученикам предлагается:

    – сравнивать промежуточный результат с эталоном;

    – перечислять последовательность действий и операций контроля;

    – выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

    – осуществлять самопроверку по плану, включающему 3–4 пункта;

    – участвовать в деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

    В III классе ученики тренируются в:

    – сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

    – составлении проверочных заданий для самоконтроля;

    – коллективном составлении алгоритмов;

    – выполнении действий по инструкции с ограничениями;

    – самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

    – составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

    В IV классе школьники упражняются в:

    – сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

    – определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;

    – выполнении действий по общей инструкции;

    – самопроверке по плану с отсутствующими (недоопределенными) звеньями;

    – самостоятельном корректировании плана проверки;

    – целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

    Такое постепенное усложнение заданий от I к IV классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, труд, изо, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия СК.

    Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:

  • Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
  • Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.
  • Можно пользоваться также дополнительными критериями:

    1. Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.
    2. Оценка в баллах за выполненное задание.
    3. Опишем уровни сформированности самоконтроля.

      «Первый уровень – отсутствие контроля.

      Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.

      Не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некритически относится к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любыми исправлениями, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

      Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе.

      Ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований.

      При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки, действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

      Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания.

      Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия.

      Ученик действует импульсивно, хаотично, но за счет непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: «так неправильно», «так надо».

      Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

      Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.

      Вводимые учителем схемы действия осознает и может сличать с ними собственный опыт, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе учителя, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ученику доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе учителя.

      Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

      В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Ученик может правильно объяснить свои действия.

      Может безошибочно выполнить любое задание, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении задания.

      Однако, столкнувшись с новой учебной задачей или изменением условий действия, требующими внесения корректив в саму схему действия, ученик оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы.

      Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль.

      Столкнувшись с новым заданием, внешне похожим на решавшееся ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью учителя. Под руководством учителя может переходить к выделению принципов построения плана действий соответствующего типа..

      Задания, соответствующие применяемой схеме действий, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.

      Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль.

      Решая новую учебную задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи, и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения.

      В ряде случаев ученик может приступать к таковой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы «прокрутив» их в «уме». Помощь учителя может при этом встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно.»

      Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля:

      • умение перед началом работы спланировать ее;
      • умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
      • умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
      • умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;
      • умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
      • Можно сделать вывод, что при проведении специальной работы по формированию самоконтроля, его уровень должен повышаться от первого к шестому.

        Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

        Опыт учителей, использующих разнообразные приёмы обучения самоконтролю, доказывает необходимость дальнейшего изучения и внедрения в процесс обучения младших школьников рефлексивной деятельности.

        nsportal.ru