Завышенная самооценка говорит о том что

Завышенная самооценка. Почему нашу сборную разгромили

При оценке матча с бразильцами на первый план у многих выходит эмоциональная составляющая, где плохой второй тайм и три издевательских пропущенных мяча с уймой нереализованных соперником возможностей полностью затмили достойную первую половину. Стартовые 45 минут, в течение которых бразильцы создали лишь полтора момента, из памяти вылетели. В лучшем случае на эту часть игры наклеят ярлык "Соперник даже не включал скорости и не старался", после чего отправят в утиль.

Тогда как звездные латиноамериканцы до перерыва играли ровно так же, как и после него: активно задействовали фланги, искали свободные зоны, пытались растянуть нашу оборону, а как секретное оружие использовали рывки в штрафную в исполнении Паулинью. Почему же сборной России сначала удавалось сдерживать натиск, а потом она вдруг рассыпалась? Конкретно в данной встрече на результате прямым образом сказалось несколько проблем. Главных же причин две. Во-первых, у нашей команды откуда-то взялась странная самоуверенность, граничащая с безумием. Во-вторых, и чисто спортивных недостатков у сборной России – выше крыши, спорить с этим глупо.

СМОЛОВ – НЕ ТОТ, ЧТО ПРОТИВ ИСПАНИИ

Форвард "Краснодара" провел удивительно слабый матч. Он неважно двигался, плохо открывался, принимал неверные решения и, что очень расстроило, допускал результативные ошибки.

Согласно данным WyScout, Федор коснулся мяча лишь 20 раз – из всех игроков, вышедших в старте, меньше только у Алексея Миранчука, но он и покинул поле на 18 минут раньше. У Смолова ни одного удачного дриблинга, три выигранных единоборства из 21, один ключевой пас (под удар Миранчуку в первом тайме после разыгранной "стенки") и несколько заторможенных из-за передержки мяча атак.

Было несколько эпизодов, когда нападающий мог соорудить опасный момент. Например, в первом тайме после отбора Головина в центре поля – тогда хавбек сборной России обокрал Дани Алвеса и предпринял рывок к штрафной. Но Смолов открылся в ширину поля, за спину защитникам забежать не решился – и потенциально опасная атака безнадежно испортилась.

Также Смолов напрямую причастен к третьему пропущенному голу – в той ситуации, раз уж оказался в своей штрафной, он обязан был увидеть, что Паулинью стоит в одиночестве прямо напротив него. Но для начала Федор посмотрел на мяч, а потом, когда попытался помешать, было уже поздно.

Нападающего высокого класса, игра которого восхитила всех в матче со сборной Испании в ноябре, в этот раз на поле, к сожалению, в составе сборной России не оказалось.

На излишней вере в оборонительные способности Дениса в "Спартаке" обжигались и Мурат Якин, и Дмитрий Аленичев, и Массимо Каррера в начале нынешнего сезона. Рядом с Глушаковым всегда должен находиться страхующий и работоспособный партнер, поскольку со своей "взрывной" манерой игры и склонностью к побегам с позиции он постоянно оголяет зоны и подставляет под удар центральных защитников.

Особенно болезненно все слабости спартаковского капитана проявляются в моменты, когда он пребывает в плохой форме. К большому несчастью, сейчас, видимо, как раз настал этот период. Неповоротливость, медленные решения, опоздания – все это сильно испортило футбол сборной России, и уровню матча Денис совсем не соответствовал. В отличие от партнеров по средней линии – Головина и Зобнина. Только они действовали выше и страховать не успевали.

С 71 процентом точных передач Денис стал вторым с конца по этому показателю в команде (хуже на процент – у оттянутого нападающего Алексея Миранчука). В первом тайме Глушаков отдавал безадресные пасы пять раз, из них три – на своей половине поля. Еще дважды он долго возился с мячом, позволяя сопернику набежать со спины и совершить перехват. Вторую половину Денис также начал с потери, закончившейся опаснейшей контратакой с ударом Паулинью в упор.

Даже Станислав Черчесов на пресс-конференции признал, пусть и мягко: "Глушаков провел не лучший матч". Наверное, в игре с Францией тренерскому штабу стоит попробовать другой вариант в полузащите.

СИГНАЛЫ SOS ОТ ЦЕНТРА ОБОРОНЫ

Глупо было ожидать идеальных действий от тройки центра защиты ГранатКутеповКудряшов, несмотря на казанскую прописку двух ее представителей. Если бы оборонительный блок "Рубина" перенесли в сборную целиком, тогда о сыгранности еще можно было бы рассуждать, да и то – с оговорками. А сейчас же мы увидели конструкцию, которая рушится при любом повышенном давлении.

Грустно осознавать, что без Васина даже статичные атаки соперника теперь будут наверняка отражаться хуже. Защитник ЦСКА входит в пятерку лучших по верховым единоборствам в премьер-лиге с показателем побед в 73,28 процента. Тогда как у Кутепова – 54,11, у Граната – 56,72, у Кудряшова – 55,36. За 90 минут пятничного матча в нашей штрафной состоялись две дуэли на втором этаже. Обе оказались проиграны. В том числе и перед первым голом, когда Кутепова перевисел в воздухе Тиагу Силва.

Слабее центр обороны будет и в агрессии, ведь теперь, после травмы Джикии, у нас остался только один защитник, умеющий стабильно и грамотно вылетать на соперников в момент приема мяча и вступать в прессинг – это Кудряшов. Кутепов и Гранат действуют в более мягкой и позиционной манере.

Плюс совсем не ясно, кто в доме хозяин. Такое ощущение, что лидера у этой обороны нет, действуют все футболисты в разнобой и друг друга пока не понимают. Дублируют партнеров, а не дополняют.

ОБЩАЯ БОЛЕЗНЬ: СМОТРИМ НА МЯЧ, А НЕ НА СОПЕРНИКОВ

Этот недуг проявляется не только у представителей обороны, но и у остальных. В средней линии он приводит к чрезмерному смещению к одному из флангов и оголенному пространству на противоположном. А непосредственно в штрафной заканчивается такими неловкими ситуациями, как при третьем голе: четыре человека сторожат ближнюю штангу и пытаются прервать навес Виллиана, а на дальнем углу вратарской находится свободный Паулинью. Смолов мог бы быть рядом с ним, но он также оказался занят просмотром футбола.

С КЕМ РОССИЯ НЕ СПРАВИЛАСЬ ОСОБЕННО?

Футболист, чья игра доставила наибольшие сложности для нашей команды, – Паулинью. Его одинаковые по манере неожиданные рывки в штрафную раз за разом становились для российской сборной неприятным сюрпризом. На результат они напрямую повлияли во втором тайме, когда для начала хавбек "Барселоны" дважды пробил с нескольких метров в Акинфеева, затем заработал пенальти, а потом еще и забил третий гол.

Но пара тревожных звонков прозвучала еще до перерыва. Например, на 27-й минуте, когда Паулинью пропустил на линии штрафной передачу Дугласа Косты. Момент завершился неприятным ударом Виллиана с острого угла.

Чаще всего за футболиста "Барселоны" отвечал Головин – и зевал его рывки он постоянно. Это немного подпортило впечатления от игры армейского полузащитника.

О целостности футболе сборной России говорить, естественно, не приходится, но отдельные отрезки она провела действительно неплохо. Начиная с середины первого тайма удавалось качественно вступать как в коллективный, так и индивидуальный прессинг. Первые два удара в створ – в исполнении Зобнина и Самедова из-за штрафной – состоялись как раз после отборов и быстрого развития атак.

Приятно было смотреть на движение Головина и Зобнина, а также Алексея Миранчука. Эта троица работала с мячом не медленнее бразильцев и со своими задачами до перерыва справлялась. Первые двое разгоняли наступления, третий – дважды придумал обостряющие действия в завершающей стадии и сам вышел на ударную позицию в чужой штрафной.

Да и оборонялась сборная России до перерыва, за исключением момента Габриэла Жезуса в самом дебюте (где Комбаров и центральные защитники не смогли организовать офсайд), без надрыва и паники.

Что же случилось потом? Стоит просто пересмотреть первые пять минут второго тайма: команда излишне поверила в себя, начала атаковать большими силами, и на ее ворота тут же полетели контратаки, разрушившие хрупкую лже-надежность. Точкой отсчета смело можно считать момент на 52-й минуте, когда Смолов зачем-то тронул не ему предназначавшийся мяч в штрафной после прострела Комбарова, потерял его – и спустя мгновения родился контрвыпад бразильцев, закончившийся срезкой Самедова и попаданием мяча в голову Акинфеева.

Все случившееся не говорит о том, что наша сборная опозорилась. Просто необходимо понимать, что игра в открытый футбол с бразильцами – мягко говоря, не совсем благоприятная для нас стихия. Сильные стороны у нынешней сборной России все-таки немного другие.

И даже в этом матче, ужасном по счету и послевкусию, она их несколько раз демонстрировала.

www.sport-express.ru

Наш Инстаграмм: www.instagram.com/astrologybusiness/

Про заниженную самооценку не рассуждает только очень далекий от психологии человек. И говорит он примерно следующее: «моя самооценка низкая, именно поэтому в моей жизни нет вот этого». Вот бы самооценку повыше, думает он и… заблуждается, так как она – и так выше нормы.

Вообще для любого из нас совершенно правильно считать себя чуть лучше, чем он есть. И так большинство и поступает. Но крайности неизбежны. Чрезмерное завышение самооценки – одна из таких крайностей.

Человек с завышенной самооценкой может быть бесконечно одинок, неуспешен и несчастлив сам с собою, но это вовсе не значит, что себя он не ценит. Вернее, как. Он ценит себя, пока он идеален. А свое несовершенство он прячет от самого себя. Поэтому самооценка его основана исключительно на том, что можно людям показать. При условии, что они будут восхищаться. Ждете восхищения? — точно самооценка высока.

Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно.

Вот ставит себе такой человек цель… и не достигает ее. (Провал! В своих глазах, в глазах других.) Но цель не достигнута не потому, что ему самооценки не досыпали, а потому что не осознавал человек себя реального. Привык он переоценивать себя, свои способности, свои возможности. И не смог подобрать правильные сроки, поступки и цену для собственных целей. Человек с завышенной самооценкой – либо победитель, либо вообще за дело не берется. Потому что проиграть – смерти подобно, узнав что-то обычное про себя. А там и до депрессии рукой подать.

Примета завышенной самооценки – ранимое самолюбие и на критику такой человек реагирует болью. В целом, критика – вещь неприятная, на нее можно злиться. Но больно от нее не будет. Так как не должно быть ощущения, что вскрылась правда про несовершенство. В норме злиться на критику – это все равно, что замахнуться на собаку, которая осмелилась зарычать. А вот если человек сам себе про себя рисует идеальные картинки, то, конечно, ему и в голову не придет, что тролли существуют и критикуют кого и как им вздумается. Для него речь о другом! О том, что его такого хорошего не заслуженно обделили любовью и теплом.

Кстати, когда у человека задрана самооценка, то задрана и планка требований к окружающим. И ему часто неочевидно, что окружающих он сам от себя отталкивает либо своим высокомерием, либо заискиванием. Последнее, кстати, тоже – от желания получить в жизнь побольше чего-то хорошего – «ведь я же этого достойна по факту-то рождения!».

Мало знать себе цену — надо ещё пользоваться спросом.

Человеку с завышенной самооценкой мало кто нравится. Мало чье мнение кажется верным, если оно не повторяет суждения самого человека. От всех такой человек ожидает хорошего поведения, вежливого тона и доброжелательности. При этом ему довольно сложно рефлексировать свой эгоцентризм, поэтому его обращение к другим сразу звучит сверху вниз. Из серии «дайте то, подайте это, докажите мне свое мнение, чтобы я в него поверила, ведите себя со мной как с королевой».

Если человек богу подобный, то он не извиняется, если был невежлив или извиняется так, словно сам прощает себе и другому. Просьбу же такой человек формулирует из позиции «я сверху», что делает саму суть просьбы похожей на приказ. На что ему обычно отказывают. А человек снова получает подтверждение тому, что люди злые. И вообще хуже его самого.

Как исправить самооценку?

Опустить ее до реальной. А значит признать свои проигрыши, поражения, неудачи. И все это выдержать с достоинством. Не сделать из своих проигрышей мемориал былой славы. А скромно признать, что до идеала — как и всем — еще целую сотню лет.

all-astrology.ru

Завышенная самооценка – залог неудачи?

Завышенная самооценка – залог неудачи? Или путь к успеху? Каждый считает по-разному, однако, судить кого-либо не в нашей компетенции, главное – разобраться, как завышенная самооценка влияет на жизнь, на отношения с людьми. И вообще, что скрывается за ней?

Начать нужно с определения, что такое самооценка вообще. Итак, это оценка человеком своих способностей, навыков и умений. Из определения вытекает то, что видение себя может различаться, ведь у каждого свой взгляд на происходящие вещи.

Исходя из трудов специалистов-психологов, сделаем вывод, что самооценка – это неотъемлемая часть формирования личности, потому что она развивается и костенеет вместе с самосознанием. Но следует отметить, что наше мнение о себе может быть, с одной стороны, адекватным – нормальная, средняя, низкая самооценка. С другой стороны, неадекватным – завышенная самооценка и заниженная. Разберем по-порядку.

Адекватная, какая бы она ни была, считается нормой, потому что человек трезво смотрит на то, что он делает, к чему стремится и на что вообще способен. Эти три уровня могут трансформироваться друг в друга, что зависит только от наших усилий. Самооценка – это индикатор наших достижений и отношений с окружающим миром.

Так, если уровень низок, то человек не уверен в своих силах, не находит себя счастливым, старается не выделяться из толпы, считая свой характер и свою жизнь скучной и неинтересной. Но такая личность все равно может прилагать усилия для того, чтобы чего-то достичь, и после успеха уровень самооценки, вероятнее всего, изменится.

Люди со средним и высоким самомнением более склонны к оптимистичному взгляду на жизнь, чаще всего уверены в своих силах, но иногда, особенно после неудач, от которых никто не застрахован, могут пребывать в унынии. В отношениях с другими индивидами они в большинстве своем не проявляют негатива, однако, не стремятся понравиться всем, потому не заискивают и не навязывают свое общение.

Если разбирать заниженную самооценку, то здесь имеет место возведенное в степень низкое самомнение, которое доходит до самобичевания. Такие индивиды склонны жалеть себя, винить во всех проблемах судьбу, не пытаясь найти причины внутри. Самоанализ для них ограничивается самокритикой, но при этом не осуществляется поиск каких-либо путей улучшения своего положения.

Завышенная самооценка, как ни парадоксально, чаще всего является лишь маской. Вообще, такая оценка себя и своего поведения, когда другие люди видятся только в худшем свете, а своя персона – на первом месте; когда уверенность в том, что все знаешь лучше даже самых грамотных специалистов – неестественна для человека.

Зачастую такие люди скрывают комплекс неполноценности. Как известно, лучшая защита – нападение, вот они и расхваливают себя всевозможными способами, чтобы никто не догадался об их истинных страхах.

Считается, что сложнее изменить человека, у которого завышенная самооценка, так как он не прислушивается ни к каким советам, считая, что знает все лучше многих. В спор вступать бессмысленно, потому что такие личности никогда не посмотрят со стороны на свое поведение. Как говорят психологи, самооценка – это то, что идет из детства. В данном случае родители переусердствовали, выставляя свое чадо самым лучшим, сравнивая с другими детьми, которые, якобы, хуже.

Победить заниженную и низкую самооценку вполне реально. Достаточно провести несколько тренингов. Например, написать на листке все свои достижения, за которые вас хотя бы ненадолго посетило чувство гордости. Обязательно прекратите все попытки сравнения с другими людьми, осознайте свою индивидуальность. И перестаньте критиковать себя по любому поводу, научитесь прощать мелкие недочеты (не сдали вовремя проект – с каждым бывает, зато, к примеру, занялись любимым делом). Кстати, хобби здорово помогает поднять самомнение – научно доказано.

Итак, мы разобрались в том, что такое самооценка, описали ее основные виды. Хочется, чтобы после прочтения статьи вы честно отнесли себя к какой-либо категории и, если это нужно, поработали над собой, ведь здоровая самооценка – залог успеха.

fb.ru

Что делать с завышенной и низкой самооценкой

ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДЫЙ ИЗ НАС В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ЗНАКОМ С ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ. ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ ПО ДОСТОИНСТВУ ПОЛУЧАЕТСЯ ДАЛЕКО НЕ У ВСЕХ. НО ЭТОМУ МОЖНО ПОУЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ С НИЗКОЙ ИЛИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ ЧИТАЙТЕ НИЖЕ.

Откуда вообще берется неадекватная самооценка? Конечно же, из детства! Слишком высокое о себе мнение имеют те, кого в детстве без устали хвалили, никогда и ни за что не ругали, позволяли творить все что душе угодно. В школьные годы такие детки выясняют, что не являются центром вселенной, как рассказывали им родители, испытывают

серьезный эмоциональный стресс, а их самооценка хотя и страдает, но остается на прежней позиции: виноваты все вокруг, но только не они сами.

Конечно, детей надо любить и хвалить. Но если похвалы не заслужены или даются авансом, со временем это может привести к серьезным проблемам. Вам наверняка встречались люди с неимоверной гордыней, высокомерные, с презрением относящиеся к окружающим?

Что касается заниженной самооценки, то она появляется у ребенка, когда он перестает быть интересен родителям как личность, они не уважают его, а общение сводится к банальному: «Ты поел? А уроки выучил? Ну иди. ». Кстати, такое отношение родителей к детям чаще встречается во внешне благополучных семьях, а не в малообеспеченных. Дети здесь имеют все, кроме главного — искреннего участия старших в их жизни.

Заниженная самооценка блокирует саморазвитие (таким людям мешают мысли: «ну куда мне, ничего не получится») и плохо влияет на личную жизнь (низкая самооценка заставляет выбирать не самых достойных партнеров).

Какие принципы воспитания помогут сформировать адекватную самооценку вашему чаду?

Не сравнивайте ребенка с другими. «Вот Маша уже читать и писать умеет, а ты балбесом растешь», «Бери пример с брата: он игрушки бережет, а ты все ломаешь, криворукая!». И с собой тоже его не сравнивайте («Я в твои годы. А ты. ») — он другой!

Присматривайтесь к его поведению. Ребенку с адекватной самооценкой свойственны активность без агрессии, находчивость без обязательного ожидания похвалы, оптимизм, чувство юмора, общительность. А при заниженной наблюдаются пассивность, мнительность, обидчивость, боязнь играть, общаться («а вдруг увидят, что я хуже других?»). Обычно у таких деток обиженное выражение лица, при любой оплошности они немедленно находят стороннего виновного, радуются чужим промахам.

Внимательно относитесь к своим детям. Те, у кого завышенная самооценка, стремятся во всем быть первыми и остро переживают неудачу (например

заболевают, получив четверку). У кого заниженная — вообще за дело не берутся и нивелируют свои достижения («у меня за контрольную 4, а у Маши -2!»). Если ребенок часто произносит: «Я не смогу этого сделать. », «У меня все равно получится хуже, чем у. », «Просто ему повезло. », «Я не виноват, что. », «Воспитательница меня не любит. », «Все против меня. » и т. д. — родителям пора бить тревогу.

ЧТО ДЕЛАТЬ С НИЗКОЙ И ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ: ИСПРАВЛЯЕМ ОШИБКИ

Если у вас или вашего ребенка проблемы с самооценкой, ее можно откорректировать с помощью специальных упражнений. Однако как по мановению волшебной палочки измениться не удастся. Необходимы кропотливая работа и большое желание измениться.

  • Если у вас заниженная самооценка, никогда не сравнивайте себя с другими людьми. Всегда найдется кто-то лучше, красивее, умнее и удачливее вас. Не стоит делать из окружающих врагов и противников и настраивать себя на негатив.
  • Перестаньте ругать и осуждать себя. Говорите о себе только в положительном ключе. За фразы в свой адрес: «Как же ты глупа!» или «Что ты за неудачник!» — платите себе штраф.
  • Не придавайте значения негативным высказываниям о вас и ваших способностях чужих людей. Конечно, если вами недовольно руководство, старайтесь все же соответствовать его ожиданиям. Но если ваш бойфренд имеет вредную привычку сообщать вам: «Поменьше ешь! И так уже толстая»-пропускайте такие замечания мимо ушей или (что разумнее!) — смените мужчину.
  • Старайтесь победить мнительность. Людям с заниженной самооценкой часто мерещится вселенский заговор. Секретарша босса слегка кивнула при встрече — может быть, вами недоволен шеф? Да бросьте! Просто девушка сегодня не выспалась.
  • Составьте список из тех качеств (внешних и внутренних), которые вам нравятся («У меня красивые руки, длинная шея, чистая кожа, я хорошо фотографирую, я прекрасный друг»). Также выпишите свои социальные достижения и просматривайте список ежедневно. Например: «Я всего три года живу в столице, а уже имею хорошую работу. Считаю себя умницей, потому что села за руль, освоила велосипед, стала регулярно ходить в спортзал»).
  • Попросите близких (например в день рождения) записать хорошие слова в ваш адрес на диктофон и слушайте их, когда вам тоскливо.
  • Сделайте такое упражнение: опишите на листе бумаги свои проблемы и преобразуйте их в достижения. Например: «У меня мало друзей, зато они настоящие и верные. И это говорит о том, что я человек избирательный».
  • При заниженной самооценке помогают аффирмации (позитивные утверждения), повышающие ее. Например: «Я достойна радости и счастья. Меня создал Бог, и Он меня любит» и т. д. Повесьте листочки с этими приятными словами в спальне и каждое утро, проснувшись, перечитывайте по несколько минут.
  • Помните: ничего не отдавая, ничего не получишь! Поэтому делайте как можно больше хороших дел. Можно, как в детстве, договориться с самой собой, что за неделю вы совершите 10 хороших поступков. Потом — 20, 30. Не обращайте внимания на то, что кто-то не отблагодарил вас, даже не сказал вам спасибо. Старайтесь проявлять великодушие (но не снисходительность — это качество присуще людям с завышенной самооценкой).
  • Следите за речью и жестами. При завышенной самооценке человек ведет себя высокомерно. Слова звучат так, будто он сообщает людям: вы все идиоты! При заниженной — жесты суетливы (что недопустимо), человек произносит много лишних слов. А смех зачастую бывает неуместен. Не старайтесь нравиться людям! Ведите себя достойно, спокойно и доброжелательно.
  • Научитесь спокойно, без скандалов, дистанцироваться от людей негативных, неприятных, агрессивных. Не живите чужими мыслями и советами. Самостоятельно принятые решения, пусть и не всегда верные, повышают самооценку.
  • Учитесь принимать рискованные и смелые решения, за которые вы сможете себя уважать (без самоуважения адекватная самооценка невозможна). Все в ваших руках, и не придумывайте отговорок. Как только вы перестанете бояться отказов, ошибок и не будете обращать внимание на то, что о вас подумают другие, ваша самооценка повысится.
  • Прекратите предъявлять миру и окружающим завышенные требования. Оценивайте свои способности реалистично и адекватно, тогда вас реже постигнут неудачи. И самооценка не упадет.
  • Простите себе все свои промахи и ошибки (даже грубые и те, за которые очень стыдно). Посмейтесь над ними. Достойной самооценке всегда сопутствует душевное спокойствие, умение любить и быть любимым и испытывать радость от каждого дня прожитой жизни.

ЗАЛОГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

НА НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ ВЛИЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, НО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ. ТАК, ОЧИСТИВ СВОЙ ОРГАНИЗМ ОТ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЕ СКАПЛИВАЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, СТРЕССА, НЕПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ, МЫ УЛУЧШИМ НЕ ТОЛЬКО СОСТОЯНИЕ КОЖИ, ВОЛОС И ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, НО И СОБСТВЕННОЕ САМОЧУВСТВИЕ, НАСТРОЕНИЕ И ОЩУТИМ НАСТОЯЩИЙ ПРИЛИВ СИЛ.

Поскольку волосы способны накапливать токсичные вещества, для мытья головы стоит использовать шампуни, бальзамы, маски с пометкой detox, а также с наличием антиоксидантов в составе.

Чтобы очистить организм изнутри, следует изменить режим и рацион питания. Употребляйте больше зеленых листовых овощей, отруби, каши и хлеб грубого помола. А вот количество алкоголя, шоколада, копченостей, жирных сортов сыра и выпечки лучше минимизировать. Вместо кофе и черного чая — пейте зеленый чай и натуральные соки.

А еще эффективно очистить организм можно с помощью специальных препаратов, содержащих биологически активные вещества. Они помогут ему избавиться от токсинов, обогатят полезными витаминами и микроэлементами, а главное -вернут хорошее самочувствие.

glamlemon.ru

Конспект занятия на тему: «Самооценка»

Занятие на тему: «Самооценка»

Цель занятия: Ознакомить воспитанниц с понятиями: завышенная, адекватная и заниженная самооценка.

Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;

Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;

Формировать умение правильно оценивать себя и других

Вводимые понятия: самооценка, притязания,

Материалы к занятию:

Предварительно можно побеседовать с воспитанниками по следующим вопросам.

— Любишь ли ты, когда тебя хвалят?

— Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)

— Нравится ли товарищам общаться с тобой?

— Какие роли тебе дают ребята?

— Какую роль ты сам себе выбрал?

— Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?

— Что такое, по-вашему, самооценка?

Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Для определения самооценки используем методику “Лесенка”.

Методика «Лесенка» (приложение 1)

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Рисуем на доске лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если трудно нарисовать человечка).

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Дальше предлагается следующая методика для определения самооценки или методика «Изучение общей самооценки».

Самооценка «Опросник» (приложение 2)

Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?

По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?

Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?

Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?

Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?

Изучение общей самооценки ( приложение 3)

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Со мной большинство ребят советуются (считаются).

У меня отсутствует уверенность в себе.

Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

В любом деле я считаю себя правым.

Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

Меня мало беспокоят возможные неудачи.

Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.

Мне чаще везет, чем не везет.

Результат от +4 до +10 — высокой самооценке.

Правила поднятия самооценки:

Максимум усилий на внешний вид

Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех!

Люди не замечают вещей, столь очевидных для вас.

Не будьте излишне критичны к другим.

Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания.

Стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными.

Человек способен к различным вариантам самонастроя – он может настраиваться как на успех, так и на неудачу.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2 кн., М: Просвещение, 1994.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2003.

Под ред. Чернышева А.С. Психологические основы педагогической практики студентов, М., 2000.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.

Лошкарёва Нина Александровна «Изучение самооценки учащихся», Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)

Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?

Вы всегда и везде стремитесь быть первым?

Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?

В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?

Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Подсчитайте количество “да” (+).

6-7 положительных ответов (+) — завышенная самооценка;

3-5 (+) — адекватная (правильная);

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.

Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

Временами я чувствую себя никому не нужным.

Я все делаю хорошо (любое дело).

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

Я редко жалею о том, что уже сделал.

Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

В жизни я всегда чего-то боюсь.

Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 — о средней самооценке

infourok.ru

«Неуверенность в себе — это следствие завышенной самооценки»

Что такое самооценка? Почему у одних людей она здоровая, а у других — нет? Как сформировать адекватную самооценку? Об этом мы поговорили с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова.

Наталия Владимировна, что такое самооценка, и в чем причины того, что у одних людей самооценка завышена, а у других занижена?

Само слово отражает его значение: самооценка — это способность человека оценивать самого себя. Это крайне важное свойство психики человека. Мы постоянно находимся в процессе соотнесения своих возможностей с теми задачами, которые мы ставим перед собой. Речь идет не только о чем-то значимом, сложном, требующем внимания. Такие элементарные действия, как перепрыгнуть лужу или отрезать кусок хлеба, также требуют от нас способности оценить свое физическое состояние, глазомер и прочее. Иными словами, самооценка сопровождает нас всегда – это способ построения нашего контроля, измерения, эталона поведения.

Основные проблемы самооценки состоят в соотнесении себя, того образа Я, который мы строим в своей голове, и той реальности, которая нас окружает. Самооценку можно назвать камертоном взаимодействия «Я» и реального мира. Самооценка бывает адекватной — то есть мое «Я» не стоит в центре мира, мир не обязан обслуживать мои потребности. Я являюсь частью этого мира и учусь говорить с ним на одном языке. Я — живой соучастник реального бытия, а это значит, что со мной происходят такие же вещи, которые могут происходить и с другими людьми. Я могу ошибаться, как и другие люди, я могу чего-то не знать, и это не делает меня глупым, могу чего-то не мочь, но это не значит, что я не могу научиться. Такое адекватное отношение к себе, такой здоровый взгляд на себя я проецирую и на других людей. Их жизнь, их поступки, их поведение совершаются рядом со мной, а не ради меня. Они, так же как и я, имеют право на всю полноту жизни с ее удачами и падениями, достижениями и промахами.

Неадекватная самооценка всегда будет сопровождать внутреннее неблагополучие человека, его внутриличностный конфликт. В свою очередь, такая самооценка будет поводом и источником внешних проблем, таких как трудности общения, проблемы самореализации и так далее. Неадекватная самооценка бывает «завышенной» или «заниженной». Человек с завышенной самооценкой строит свой идеальный образ, не соотносясь с реальным опытом, реальными обстоятельствами, реальными реакциями людей. Такой человек всегда идеализирует себя, он воспринимает себя как подарок человечеству, он ощущает себя лучше, умнее, талантливее других. Такая оценка себя позволяет ему вести себя самоуверенно, безапелляционно, часто просто нагло и бесцеремонно. Это, в свою очередь, отталкивает других людей, мешает построению открытых, доброжелательных отношений. В результате человек с высокой самооценкой часто становится подозрительным, мнительным, агрессивным, обидчивым и уже сам начинает отталкивать любые ситуации и других людей, которые не совпадают с его представлением о себе.

Человек с низкой самооценкой — это робкий, неуверенный, закомплексованный человек, который не ставит перед собой ярких целей, довольствуясь обыденными задачами. Он склонен к самообвинению, к повышенной тревожности. Такой человек, как правило, крайне застенчив, чрезмерно скромен, боится принимать решения, предпочитает быть в тени. Печально, если человек с низкой самооценкой наделен талантами — неуверенность и комплексы могут оказаться непреодолимым препятствием на пути реализации его талантов. В результате все богатство его натуры может остаться так и не осуществленным.

Самооценка человека формируется в детстве, по сути дела, рождается из отношения родителей к ребенку. Очень важно то, как родители относятся к малышу: хвалят или не хвалят, поддерживают или не очень, восхищаются какими-то его поступками или дают более спокойные комментарии к его действиям. Отношение родителей закладывает кирпичики в базовую самооценку ребенка. Позже спектр расширяется, к формированию самооценки подключаются другие значимые взрослые, детский сад, школа, и уже в относительно взрослом состоянии, примерно ко времени окончания школы, начинается процесс само-оценки, то есть самостоятельного оценивания себя.

Стоит обратить внимание на очень интересный парадокс. Мы привычно употребляем именно понятия «заниженная самооценка» и «завышенная самооценка». Люди приходят к психологу и говорят: «У меня заниженная самооценка, я не уверен в себе, я не могу говорить на людях, теряюсь, стесняюсь. Что с этим делать?». Но если присмотреться внимательнее, то выясняется, что у этих людей в действительности скрыто присутствует завышенная самооценка: им кажется, что если уж они выступают на людях, то они должны говорить очень умные вещи; если что-то делают, то должны сделать это очень хорошо. Люди с заниженной самооценкой часто бывают перфекционистами.

И, наоборот, люди с завышенной самооценкой на подсознательном уровне крайне уязвимы, неуверенны в себе. Можно сказать, что их внешняя презентация не соответствует их внутреннему, глубинному ощущению себя. При более внимательном общении с таким самоуверенным человеком, вдруг оказывается, что он чувствителен, раним, сентиментален, в глубине души чувствует себя иногда потерянным, никому не нужным и одиноким.

Получается интересная вещь: у человека с неадекватной самооценкой одновременно присутствует обе эти крайности. Правда, если на сознательном уровне предъявлена завышенная самооценка, то заниженная будет скрыта не только от посторонних глаз, но и от самого человека. И, наоборот, если человек не уверен в себе, если ему присуща заниженная самооценка, то в глубинах бессознательного он будет считать себя лучше других, только осознать и выразить этого он не сможет. К примеру, людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, свойственна заниженная самооценка, хотя на самом деле они очень часто требовательны к себе и считают, что должны делать все на пять баллов. Противоположная крайность — самоуверенные, самодовольные, наглые люди, которым кажется, что они все делают прекрасно, лучше других. Но если опять же немного копнуть, мы можем увидеть довольно большую зону неуверенности, которую такие люди просто вытесняют. Таким образом, и те, и другие вытесняют противоположную крайность самооценки: неуверенные вытесняют высокую самооценку, а самоуверенные — низкую.

Этот парадоксальный механизм присущ нашей психике. Не уходя в подробности, скажем лишь, что наличие неадекватной самооценки всегда связано с ситуацией невротического расщепления личности. Речь не идет о клинических диагнозах, а всего лишь о типичном состоянии современного человека, который плохо коммуницирует с самим собой. Если вспомнить Эрика Фромма и его блестящую книгу «Быть или иметь?», то современный человек все больше скатывается в «иметь» и все меньше способен «быть». Иными словами, человек все больше превращается в набор наилучших самопрезентаций, все более теряя связь со своим подлинным «Я». И чем больше будет этот разрыв, этот личностный зазор между реальностью человека и его самопрезентацией, тем более неадекватной будет его самооценка.

Такому невротическому состоянию посвящено много замечательных книг. Я уже привела пример Фромма, но можно вспомнить и классическую для психологии книгу «Невротическая личность нашего времени» Карен Хорни. Автор описывает такое невротическое состояние и его причины и связывает эти проблемы с неадекватной самооценкой. Это довольно мучительное состояние, потому что человек зациклен на себе. Если он что-то делает, ему очень важно, как он при этом выглядит, как его оценивают другие, какое место он занимает среди остальных — первый он, второй или пятнадцатый. Или вообще последний. То есть он для себя важнее всего остального, и мир, как, впрочем, и другие люди, начинает быть для него фоном. Именно такое состояние называется невротическим.

Невроз формируется в детстве или бывает также и во взрослом возрасте?

Взрослые тоже подвержены влиянию невротических механизмов, но все же основные причины закладываются в детстве. Представим себе щупленького мальчика с плохим зрением, очкарика, которого дразнят и задирают в школе. Если этот умненький мальчик воспитывается в здоровой семье, то он выберет здоровую стратегию поведения. Сначала он попытается себя отстоять каким-то образом. Это может быть попытка договориться, а может быть и вполне понятная для такого возраста попытка дать сдачи. Если это не удастся, то он начнет искать какие-то иные опоры для себя в коллективе сверстников, но в любом случае это будет открытое, честное по отношению к другим и к себе поведение.

Но представим себе, что дома его ждут обеспокоенные родители, которые каждый день возмущаются поведением его одноклассников, взвинчивают и без того расстроенного ребенка, начинают звонить родителям обидчиков или учителю и жалуются или возмущаются — то есть, ведут себя не конструктивно, а эмоционально и обиженно. В этом случае ребенок начнет приспосабливаться к ситуации другим способом. Напомню, мы говорим об умненьком мальчике, который соображает лучше других в классе. Он может замкнуться в себе и назначить окружающих глупцами, не давать им списывать, вести себя высокомерно, мол, «вы все дураки, и мне наплевать, как вы ко мне относитесь». Это будет началом завышенной самооценки в будущем. А может быть, он уйдет в себя, начнет бояться, заискивать, искать сильного друга, который сможет его защитить — тогда мы имеем модель, которая разовьется в заниженную самооценку.

Таким образом формируется невротическая защита, когда человек придумывает себе в детстве простые, а во взрослом возрасте более сложные защиты от внутренней ранимости, уязвимости, неуверенности или каких-то травм. Формируется своеобразный кокон, броня. И, конечно, неадекватная самооценка — мощная часть этой брони, ее инструмент.

Человек не осознает все эти процессы, происходящие с ним?

Да, эти механизмы работают на бессознательном уровне. Понимаете, когда мы говорим «защита», мы подразумеваем, что человек защищается от того, что ранит его, заставляет чувствовать себя плохо. Строго говоря, так и происходит: нам в детстве бывает плохо, страшно, мы переживаем одиночество, боль. Это не всегда связано с прямой угрозой, прямым негативным отношением к ребенку. Он чаще всего просто присутствует при разных сложных обстоятельствах жизни родителей: это может быть развод, ссоры, потеря близкого человека, болезнь. Но особенности психики ребенка состоят в том, что он все переживает только через самого себя, поскольку детское сознание эгоцентрично. Дети часто говорят: «Это из-за меня папа ушел», «Это из-за меня мама заболела». Когда в нашем детстве что-то происходит, мы цепляемся за эту идею: «это случилось из-за меня». Дальше мы начинаем от этого как-то защищаться, оправдываться, объяснять себе все это, и возникает пласт защитных механизмов, формируется невротический способ взаимодействия с миром и с собой.

Если говорить о христианском понимании этой темы, то я бы обратила внимание на такое болезненное переживание или страсть, как гордость. Гордость как раз связана с неадекватной самооценкой. Это всегда попадание мимо цели (по-гречески грех и означает промах, попадание мимо цели): либо «перелет», то есть я невероятно замечательный, необыкновенный и прекрасный, либо «недолет», то есть я ужасный и несчастный, но зато мое несчастье ужаснее всех несчастий, и хуже быть не может. Это все попытка быть этаким.

Недавно услышала одну интересную фразу: «И у шовиниста, и у человека, который осуждает свое Отечество, один и тот же диагноз. Один говорит, что моя страна лучше всех, другой — что хуже всех. Но главное тут — что она «самая». То есть личные психологические особенности проецируются даже на отношение к стране…

Это очень красивая аналогия, на которую мы тоже можем опереться. Смотрите, что происходит, когда мы говорим о стране таким образом: мы ее выделяем из всех остальных. То есть наша страна не такая же, как все другие: в чем-то хорошая, в чем-то плохая, в чем-то достойная, в чем-то не очень, а она особенная. И мы это делаем для того, чтобы обособиться от других стран и подчеркнуть свою отдельность, необыкновенность.

То же самое человек делает с самим собой. Если у него неадекватная самооценка, он как бы обосабливается от других людей. Ему важно быть не таким, как все, выделить себя из этого общего поля: либо я самый лучший, либо я самый несчастный — но зато такого несчастного, как я, вы не видели никогда. И попробуйте ему оказать помощь — он ее не примет! Ему важно оставаться в своем замке из слоновой кости.

К чему это приводит? К тому, что человек становится одиноким. Ведь ему очень трудно взаимодействовать с другими людьми, потому что между ним и другими находится этот защитный пласт неверной самооценки и гордости.

Почему человеку важно быть именно исключительным? Как это помогает облегчить жизнь, создать защиту в ситуации травмы?

Очень хороший вопрос. Зачем это вообще нужно? Дело в том, что гордость или неадекватная самооценка формируется как раз в детский период и являет собой, как мы уже сказали, защиту. Тот мальчик-очкарик защищается своим необыкновенным интеллектом. Но от чего он защищается? От того, что он не может дать сдачи, что слабоват, что немножко трусоват. Защищается умом, вместо того чтобы честно сказать себе: «Я трусоват. Мне надо походить на тренировки в какой-нибудь боксерский клуб и наконец дать сдачи этому дураку Васе, который на меня нападает». И таким образом восстановить свой статус-кво. Или сказать себе: «Не могу я дать ему сдачи, и я вообще не хочу тратить на это свое время и силы. Ну Бог с ним, с этим Васей, буду стараться не обращать на это внимания». Но по-настоящему, честно сказать. И тогда он будет реальным, будет предъявлять себя миру таким, каков он есть. А когда он натягивает на себя какие-то защитные одежды, то он презентирует себя, а не является самим собой.

Ведь люди, которые считают себя несчастными, нереализованными, не могут сказать себе: «Вообще-то я ленива, инертна, неохота мне делать все то, что необходимо делать, чтобы как-то состояться. Хочу, но не могу. Ну и ладно, в конце концов, буду домохозяйкой». Нет, обычно говорят совсем другое: «У меня не сложились обстоятельства», «Я слишком рано родила ребенка», «У меня муж слишком требовательный». То есть кто-то другой всегда виноват, но не она.

Это очень удобно, потому что ты не предъявляешь то, что есть на самом деле. Ты как бы пытаешься выглядеть лучше, чем ты есть. И в этом плане неадекватная самооценка и гордость в ее разнообразных проявлениях являются броней от реальности. Человек при этом постоянно живет в режиме самопрезентации, все время играет в какую-то игру, изображает что-то, но не может быть самим собой.

Реальность для него настолько ужасна, что он не может ее выносить?

Да, именно так. Либо реальность ужасна, потому что она агрессивна, либо она ужасна, потому что она равнодушна, жестока ко мне. Картины этой ужасной реальности могут быть какими угодно. Главное от этой реальности как следует отгородиться, отойти, максимально с ней не соприкасаться. Я хочу играть в такую игру, которую сам себе придумал. И, конечно, такая ложная стратегия обрекает человека на одиночество, потому что ему очень трудно сказать себе: я такой же, как другие. Я обычный. Для невротика это просто немыслимая фраза.

У одной женщины, с которой мне довелось работать, была как раз сильно завышенная самооценка, много гордости, из-за этого страдали ее отношения с молодым человеком, поскольку она хотела все время быть для него на первом месте, все остальное не могло быть важнее нее. В определенный момент разговора я предложила ей мысленно использовать девиз: «Я вторая!». Хотя бы вторая… Ведь у ее друга были родители, любимая работа, друзья, он не мог быть сосредоточен только на своей девушке. «Я не могу так думать», — воспротивилась она, — «Это невозможно!». Даже с ролью «второй» она не могла примириться, она хотела быть только «первой»!

Другой вариант — быть «последней». Есть страдальцы, которые все время жалуются, мучаются, их жизнь полна самоуничижения. К такому стилю чаще прибегают женщины, и это самые настоящие манипуляторши. Они постоянно манипулируют болезнью, плохим самочувствием, плохим состоянием. Вокруг них все должны бегать, суетиться, чувствовать вину: «Ну как же, ей надо помочь, она ведь так страдает и мучается!».

Это та же самая картина, просто завуалированная до неузнаваемости. А механизм точно такой же: ну как я скажу всем, что я ленюсь, чего-то не могу, чего-то не хочу? Признать это невозможно. Поэтому я начинаю изображать, играть. Обычно это истероидные типы характера, артистические, демонстративные натуры, им нужно привлекать к себе внимание, изображать какую-то особенную роль. Эти женщины все время болеют неизвестными заболеваниями, которые на завтра вылечиваются, а потом опять возникают. Им ведь надо чем-то манипулировать, и, как правило, это либо физические недуги, либо эмоциональные.

И все это тоже про самооценку, потому что это невозможность оценить себя по-настоящему, увидеть то, что есть, заметить бревно в собственном глазу.

Внутри человека боится ребенок, или это смесь страхов взрослого и реакции ребенка?

Это всегда смесь, взаимодействие разных уровней. Ребенок может не только бояться, он может еще, например, обижаться. Чем больше мы игнорируем свое детство, тем больше детство нас захватывает на подсознательном уровне. И мы можем вырастить себе такого монстра-ребенка, который будет диктатором, требовательным, капризным, постоянно обиженным и обижающим. Но сам человек не будет осознавать, откуда рождается импульс такого деструктивного поведения. Он просто будет нанизывать на это поведение различные детали взрослой жизни, уже взрослые обиды, претензии, реакции.

Для того чтобы помочь разобраться с этим клубком проблем, надо, конечно, одновременно работать и с детским, и со взрослым уровнями, особенно с ценностно-смысловой сферой. Кто у меня на первом месте: я или кто-то, кроме меня, все же существует на этом свете? Гордец или человек с неадекватной самооценкой всегда у себя на первом месте. Он в центре всего.

Если отталкиваться от христианской идеи о том, что гордость — это корень всех грехов и вообще бич человечества со времен грехопадения, получается, что описываемая Вами картина характерна для всех людей. Или все-таки нет?

В большой степени. Ведь человека формирует не только детский опыт, но и школа, и социум в широком смысле, социокультурный контекст. А среда обитания, массовая культура вносит огромный вклад в отчуждение человека от самого себя. Акцент делается именно на самопрезентацию, а вовсе не на бытие человека. Журнал «Эгоист», книжки для женщин «Я у себя одна» и так далее и тому подобное. Социум предлагает бесконечное кручение вокруг собственной персоны.

Конечно, нужно заботиться о себе. Но должен же быть какой-то здравый баланс между любовью к себе и любовью к другому. Об этом сказано еще в Евангелии: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Может быть, если у человека внутри гражданская война, то у него попросту нет ресурсов, чтобы перестать зацикливаться на себе и посмотреть по сторонам?

Да, бывают моменты, когда человек в очень плачевном положении, когда на него наваливается очень много проблем. Иногда ко мне приходят люди с очень тяжелой депрессией, причем не с эндогенной, внутренней, а экзогенной, связанной с какими-то жизненными обстоятельствами. То одно падает на них, то другое, то третье. Муж ушел, дом сгорел, дочь уехала — понятно, что в такой ситуации предлагать женщине реалистично посмотреть на себя слишком рано. Сначала нужно помочь ей просто «встать» с колен, посмотреть в будущее с надеждой, а уж потом только говорить о более глубокой и серьезной работе с собой, в которой обязательно будет присутствовать построение более адекватного критического взгляда на себя.

Что же можно сделать, чтобы вернуть себе адекватное представление о себе, адекватную самооценку?

Есть очень красивая фраза из книги митрополита Антония Сурожского «Человек»: «Ставьте себя под вопрос». Что это значит? Владыка говорит о том, чтобы мы пытались критически рассматривать себя, с любовью, но критически. Честно задавать себе вопрос: в чем я не прав? Допустим, складывается какая-то непростая ситуация. Что делает среднестатистический человек? Он обвиняет окружающих. Близких, дальних, среду, погоду — но не себя.

Да, близкие, дальние и погода влияют на меня, но ведь я живой человек и тоже мог где-то промахнуться. И тут мы подходим к очень важной и опорной теме — праве на ошибку.

Почему в детстве мы начинаем так бояться быть собой? Очень часто это связано с отсутствием права на ошибку. Потому что ребенку не дают этого права, его сразу бичуют за любой промах. А право на ошибку — это бесценное право, потому что если я живу, я неизбежно ошибаюсь. И если я правильно отношусь к своим ошибкам, если я даю себе право быть несовершенным, то падая, я совершенно спокойно поднимаюсь. Я думаю о том, где я промахнулся, в чем я переоценил или недооценил свои возможности, какие внешние и внутренние факторы на меня повлияли. И этот внутренний мониторинг и анализ я провожу, с одной стороны, с принятием себя, а с другой — с готовностью признать, что я сделал не так.

Если говорить о коррекции самооценки, то очень важен опыт принятия.

Другими людьми или самим собой?

Если мы говорим о какой-то психологической патологии, то в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с детством. И это значит, что в детстве был опыт непринятия. А если он был в детстве, то я должен сначала научиться принимать себя сам.

Мне, конечно, нужна поддержка — это может быть священник или психолог, может быть близкий человек, который меня поддерживает и в меня верит. Но этого недостаточно, потому что если я не принимаю себя сам, не учусь это делать, то у меня будет срабатывать механизм так называемой ненасыщаемой потребности. То есть меня все будут поддерживать, а мне все время будет мало. И это тупик. Это как черная дыра, в которую все проваливается, а наполнения не происходит. У близких людей порой кончается терпение: ну сколько уже можно давать ему поддержку, чтобы он, наконец, успокоился?!

Дело в том, что если человек сам себя не поддерживает, то поддержка других людей будет падать в бездонную пропасть. А если человек начинает поддерживать себя сам, то он как бы замыкает свой детский травматический опыт, и тогда его поддержка самим себя и поддержка его другими людьми будут давать эффект синергии. Начнется процесс выхода из этого психологического состояния.

Верно ли, что поддержка себя предполагает не только похвалу, но какую-то реалистичную оценку своих поступков, своих достоинств и недостатков?

Да, совершенно верно. Когда ко мне обращаются люди, оказавшиеся в конфликтной ситуации, то я частенько даю одно задание. Предлагаю: давайте рассмотрим вашу ситуацию с разных сторон. Напишите, пожалуйста, все, что вы сделали положительного, чтобы разрешить ваш конфликт с другим человеком, но и что вы не сделали и, более того, что вы сделали плохого, ошибочного, усиливающего этот конфликт. И тот же подход примените к оценке поведения другого человека, с которым вы не можете договориться. Это очень простой и наглядный способ перестать обвинять другого и оценить самого себя в данной ситуации.

В результате человек приносит два листочка, в одном из которых он оценивает себя, и там сплошные плюсы и почти нет минусов, а в другом — оценивает того, с кем у него конфликт, и там одни минусы («и то он не сделал, и тут провинился, и там не прав») и всего пара плюсов. И тогда человек сам видит, что тут что-то не так, какой-то диссонанс. Моя задача помочь ему увидеть этот диссонанс, но при этом не осуждая его, не оценивая. Я просто спрашиваю: «А вы не задумывались, почему у вас 15 пунктов «за» себя и 2 «против», а про другого человека вы написали 15 пунктов «против» и всего 2 «за»? Любопытная у вас арифметика. Может все-таки что-то неладно в этом Датском королевстве?». Очень важно помочь человеку увидеть эту реальность спокойно, критично или даже с юмором.

Иногда я предлагаю людям с подобными проблемами попробовать каждый вечер поблагодарить себя за что-то хорошее, что удалось сделать в течение дня. Это оказывается довольно сложным заданием. Дело в том, что благодарность — это не про самооценку, это скорее форма выражения любви, поддержки, принятия. Порой человек с неадекватной самооценкой может быть самоуверенным, гордиться собой, но вот поблагодарить себя за что-то ему трудно. Это другая реальность. Человек постепенно начинает понимать разницу между этой благодарностью, поддержкой, любовью и защитой, которая сидит в нем намертво и мешает встретиться с самим собой.

Процесс реалистичной оценки себя, как Вы его описываете, напоминает в каком-то смысле путь покаяния в христианстве. Есть ли тут точки пересечения?

Замечательный вопрос. Когда начинается настоящая и глубокая психологическая работа, то начинается и движение к настоящему покаянию, потому что человек погружается в глубины своего внутреннего мира. Если он этого не делает, то его покаяние зачастую совершенно формально. Он берет какой-нибудь сборник грехов и начинает перебирать и подчеркивать, что он сделал, а чего не сделал, и идет с этим листочком на исповедь. Но это несерьезно, это не настоящее покаяние, потому что настоящее покаяние — это попытка заглянуть в себя, и то неприглядное, что ты там увидел, вынести на исповедь, на свет.

Такая аналитическая, рефлексивная работа, такое честное вглядывание в себя постепенно помогает сделать покаяние более глубоким и подлинным.

Насколько я понимаю, если человек занимается этой внутренней работой, он становится, с одной стороны, более независимым от мнения окружающих, а с другой стороны, больше любит других людей, относится к ним с большим теплом и пониманием. Так ли это?

Совершенно справедливо, потому что человек выходит из невротической замкнутости, начинает высвобождать какие-то здоровые части своего внутреннего пространства. У него возникает более адекватная самооценка, более глубокие отношения с самим собой. И тогда он может строить отношения с другими людьми на совершенно других основаниях — на основаниях принятия, любви, на понимании того, что я могу ошибаться, и другой может ошибаться. Но ведь я стараюсь, и другой тоже старается. И тогда, конечно, мы значительно ближе к другим, потому что мы начинаем быть такими же, как они. Тогда расстояние между нами сокращается, уходит ненужный невротический страх, уходит фантомная тревога. Человек более сердечно, более душевно открывается навстречу другим людям. В каком-то плане, можно сказать, открывается и Богу тоже, потому что он меняется глубинно. Его отношения с собой и с Богом качественно меняются.

Человек становится более настоящим?

www.matrony.ru