Высокая самооценка я

Высокая самооценка или фальшивое Я? Здоровый и патологический нарциссизм

Когда говорят слово «нарциссизм», то многие его воспринимают как что-то плохое, какой-то диагноз или дисфункцию. Наверное, в силу того, что сейчас и правда много информации о патологическом нарциссизме и его проявлениях, поэтому кажется, что при хорошем исходе, нарциссизма в человеке быть как бы и не должно.

Здоровый (продуктивный) нарциссизм

Нет. Нарциссическая часть личности есть в каждом человеке, она необходима для нормальной жизни в обществе людей. Потому как она отвечает за наше развитие, результаты деятельности, идентичность — за то, кем мы являемся и на что способны. И именно за счет опоры на нарциссическую часть мы можем чувствовать себя достаточно весомыми людьми, уважаемыми, имеющими какую-то уникальность и неповторимость, выраженную в конкретных действиях и результатах работы. За это нас хвалят и уважают другие.

Когда мы внедряем в жизнь какую-то идею, делаем проект и это получается успешно, мы радуемся этому достижению — выделяется нейромедиатор дофамин, мы получаем особое удовольствие. Вау, я крут! Я смог (смогла)!

Мы тестируем границы своих способностей и возможностей. И если следующий проект не очень удался (картина не очень красивая, танец не очень нас устроил), то память о прошлых достижениях все равно греет и не дает «скатиться» вниз — в чувство беспомощности и ничтожности. И это здоровый нарциссизм. Он позволяет пережить неудачу, учесть «прорехи» и пойти дальше.

Патологический (токсический) нарциссизм

Чего не скажешь о тех людях, для которых их нарциссическая часть приобрела патологическую или токсическую форму.

Есть две конкурирующих теории — Х. Кохута и О. Кернберга — по поводу патологического нарциссизма. Кохут считал, что человеку с нарциссической патологией просто не хватило чего-то в развитии, как растению — его недополивали и недоудобряли, и оно осталось маленькое, не выросло. Кернберг же считает, что это растение превратилось в гибрид, мутировало. Таким образом, описывая формирование «фальшивого Я» нарциссической личности.

Как формируется нарциссическая личность

В общем, можно описать довольно просто. Если вас много лет в детстве воспринимают не как человека, а как вещь, функцию, например, как стиральную машинку или холодильник. Вот представьте. Вспомните, как Вы относитесь к своему холодильнику? Вы же не говорите ему «мой хороший, я тебя люблю», не гладите его по дверце и т.д. Ну, бывают, конечно, такие случаи, но это, скорее, из-за наделения вещей человеческими свойствами. В общем и целом, мы просто подходим к холодильнику, открываем, берем что нужно, закрываем. Если он сильно шумит — раздражаемся. Если ломается — злимся. Своим друзьям говорим: это хороший холодильник. Или говорим: нет, плохой холодильник, потек вчера. И в таком духе.

Представьте теперь на месте холодильника ребенка. И умножьте такое отношение на много лет его развития. Что должен чувствовать человек при таком отношении? Ужас, конечно.

Но ужас он чувствует только вначале. Потом просто невыносимо постоянно этот ужас переносить, и формируются защитные механизмы психики.

Вот именно благодаря им нарциссическая личность и становится таковой. И все беды и несчастья ее потом от этого же.

Какие же защитные механизмы формируются?

Чтобы «холодильнику» продлить свое существование — надо убеждать его хозяина, что он красивый, удобный, хорошо работает. Так и ребенку. Он все время пытается казаться хорошим — и именно таким хорошим, как этого будет ждать от него родитель. Плюс, нужно быть не только хорошим, но и неоднообразным — а то родитель может заскучать и захотеть поменять «холодильник» на новый, более функциональный и современный. Это очень страшно для ребенка (вспомним, что мы говорим на самом деле о человеке, а не о холодильнике), поэтому фальшивое Я — это защита, маска, как у клоуна, которая все время нравится и удовлетворяет.

Поскольку к ребенку не проявляли эмоций как к человеку, не видели его настоящим — целостным — не интересовались, кто он такой на самом деле, у него не формируется навыка эмпатии. Он не может сочувствовать другим людям, также как не может сочувствовать и себе. И поэтому в разговоре с нарциссической личностью не формируется ничего «душевного», а чувствуется тревога, скука, одиночество.

3. Нарциссическое расширение

Патологический нарцисс все «свое» воспринимает как собственное расширение — то есть то, за счет чего его же становится больше. Часто они так воспринимают друзей, детей и т.д. Не как отдельных людей со своими потребностями и желаниями, а продолжение меня, которые должны (и это важное слово) быть такими, как нравится мне.

4. Идеализация и обесценивание

Основной защитный механизм, в котором живет нарциссическая личность. Он может «раздувать» свое самомнение, то есть переживать себя как грандиозного (при этом, без объективных на то оснований), а весь мир и остальных людей — обесценивать, воспринимать как ничтожных.

Или наоборот, себя помещать в ничтожный континуум, а других делать грандиозными и идеальными. В обоих случаях этот защитный механизм лишает возможности формирования человеческих взаимоотношений, погружая в некоторый «туман», через который не видно никого и ничего, кроме собственных искривленных представлений о реальности.

Основные эмоции, присущи нарциссической личности — это зависть, стыд и разочарование. И часто они плохо осознаются.

Особенно стыд — вся жизнь построена вокруг того, чтобы скрыть от себя и других свой стыд. Подробнее о стыде и его разновидностях можно прочитать в моих статьях:

Основные маркеры, по которым можно определить, что Вам свойственен патологический нарциссизм

→ Вы большую часть времени размышляете о том, хороший Вы или плохой. Вы всегда оцениваете себя

→ Вы склонны слышать критику и обвинения там, где не было намерения вас критиковать и обвинять. Вы не верите

→ Вы большую часть времени пытаетесь что-то кому-то доказать. Особенно так, чтобы превзойти другого

→ Вы большую часть времени не испытываете сочувствия к другим людям. Если кто-то рассказывает что-то грустное или обидное — вам странно, что все реагируют, а вас это «не цепляет»

→ Иерархическое мышление. Вы склонны оценивать людей по их статусу, иерархии, количеству денег и какими либо еще ценным для вас социальным критериям

→ Вы часто сравниваете что-то с чем-то или себя с кем-то

→ Вы не можете вспомнить, когда Вы обижались на кого-то

→ Вы склонны осознавать только свою точку зрения и наличие другой воспринимаете так, будто на Вас нападают и с Вами спорят

→ Если Вы чувствуете боль, то практически всегда думаете, что это кто-то специально решил Вам ее причинить. Вам сложно вернуть себе ответственность за свои переживания

→ Вы можете прийти в ярость из-за, казалось бы, незначительного случая — необходимости ждать 10 минут на автомойке или Ваш друг опоздал на встречу. Вам сложно контролировать гнев. Кажется, что Вас грубо унизили

→ Жестокое описание людей, событий. «Самый худший», «самый отвратительный в мире», «самая ужасная, которую я когда-либо видел»

→ Склонность преувеличивать. «Я бы сделал это за два счета, не то что этот идиот-официант!».

→ Вы никогда либо очень редко извиняетесь. Любые извинения воспринимаете как унижение, потерю чувства собственного достоинства.

Пока я писала эту статью, мне много раз хотелось спать, перестать писать, было скучно, иногда раздражительно. И это как раз те чувства, которые можно испытать в общении с нарциссическими личностями. Скука, сонливость, одиночество. В процессе психотерапии люди с таким характером хотят самосовершенствоваться, и совсем не хотят замечать себя и другого человека рядом, входить в живой контакт. Они его боятся и стесняются. Им кажется странным и неуместным осознавать, что, к примеру, у терапевта тоже есть чувства, он живой. Работа с нарциссически организованными людьми — кропотливая, требующая терпения. По сути, необходимо доделать работу родителей, которые не смогли, в силу каких-то причин, познакомить своего ребенка с миром людей, тепла и эмпатии.

Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.

elenamitina.com.ua

Михаил Лабковский: Высокая самооценка бьёт всё!

Самооценка бьёт всё: красоту – внешнюю и особенно внутреннюю; широкую образованность; недюжинный ум; таланты и способности; мускулы и деньги.

Самооценка компенсирует всё: если особой красоты, образования и талантов не наблюдается, но человек бесконечно влюблён в себя и не сомневается (причём абсолютно справедливо) в своей уникальности и обаянии – он точно будет счастливее и сильнее умных, красивых и даже богатых.

Высокая самооценка бьёт всё!

Например, вы – сногсшибательная блондинка. Ноги, ресницы – как полагается. Но если при этом вы, пусть даже в глубине души, уверены, что нос у вас великоват, а зад маловат – вы заранее проиграли длинноносой, кривоногой, но уверенной в себе шатенке с микроскопической грудью. Потому что и фигура, и шмотки имеют смысл только в том случае, если прилагаются к хорошим отношениям с собой.

Или вы у нас ума палата, но чувствуете, что второе, а то и третье образование вам необходимо, чтобы кое в чём там ещё разобраться (и утереть нос работодателю, да и первому мужу, который однажды назвал вас тупой), – вы заранее проиграли любому бывшему троечнику, который безо всяких сомнений и зазрения совести презентует себя как высокого специалиста.

Если вы печёте детям вкуснейшее в мире печенье, возите детей на моря, читаете им вслух, по вторникам разговариваете с ними на английском, по средам на китайском, а по субботам на французском, но при этом почему-то считаете себя плохой матерью (например, вам свекровь об этом сообщила) и живёте с постоянным чувством вины за невыглаженные трусы, вы очень проигрываете сильно (зато в своё удовольствие) пьющей мамашке, которая первый раз за полгода выкроила время, чтобы отвести дочку в зоопарк и купила ей мороженное в вафельном стаканчике. И дети, кстати, это чувствуют – что мама подавлена, всё время будто в чём-то виновата и недовольна.

Любите себя, в конце-то концов. Тренируйтесь в этом, одобряйте, прощайте, балуйте и ни с кем себя не сравнивайте. Никогда.

yaamilliarder.ru

Высокая самооценка я

Вопросы теста довольно простые, но на них надо отвечать максимально искренне и не задумываясь.

Деньги, работа и отношения. Репортаж с лекции в Минске

2 апреля в минском Prime Hall прошла моя публичная консультация о внутренних страхах и о том, что поможет преуспеть в жизни и бизнесе. Портал Афиша TUT.BY подготовил репортаж о встрече.

Какая у тебя самооценка на самом деле?

Как обстоят дела с твоей самооценкой? Какая она — заниженная, завышенная или нормальная?

«Вы недостойны того, что имеете? Откуда берется синдром самозванца»

Посещало ли вас чувство, что какого-то успеха вы добились случайно? Что какие-то ваши достижения — всего лишь стечение обстоятельств, а окружающие преувеличивают ваши заслуги? Если да, то у вас классические проявления синдрома самозванца. Это не смертельно: согласно исследованиям, время от времени он проявляется у 70% людей. Но поговорить об этом надо.

Формулы здоровой самооценки и счастливой жизни

1. Никогда не надо общаться с женатыми мужчинами. Рыбой торгуют в рыбном магазине, мясом — в мясном. Не теряйте времени. Женатому мужчине не нужна жена, у него дома одна уже есть.

«Раньше мне нравились те девушки, что в гробу меня видеть хотели»

Если вы родились у здоровых родителей: с устоявшейся психикой, доброжелательных, счастливых, которые любят себя и вас, тогда вы живете, а не проживаете жизнь, знаете, что такое счастье, что его не нужно его искать. Оно само находится (от него можно даже устать!). Однако 90% людей родились или росли в неблагополучных семьях.

Как стать лучшей версией себя?

У меня для вас две хорошие новости и одна неприятная. Начну с плохой. Вы никогда не будете самой красивой на земле. Самой стройной, самой яркой, с самыми блестящими волосами… Ни-ко-гда. Хотя бы потому, что на планете 7 млрд человек, и примерно половина из них — женщины. Всегда найдется кто-то более привлекательный, умный, харизматичный. Это неизбежно.

«Какой стыд. » Еще раз о чувствах вины и стыда

Друзья мои, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что заставляет нас испытывать вину и стыд, почему на душе бывает тяжело, откуда это чувство берется и как с этим жить.

«Это кот или кошка в мешке. Надо вживую на людей смотреть»

Как найти себе пару и не стать жертвой мошенников на сайтах знакомств

В сети открывается все больше сервисов для знакомств. На смену популярной в середине 2000-х годов «Мамбе» пришли многочисленные клоны приложения Tinder. Психолог Михаил Лабковский рассказал «Ленте.ру», реально ли найти пару через интернет и какие опасности подстерегают искателей сетевой любви.

Запись от 04.12.2016 г.

Сексуальность – это не молодость и красота!

Когда девушке 20 лет, ей море по колено, она себе нравится, она никого не боится, она сама выбирает, кого хочет, она посылает мужиков направо и налево. Вопрос, что с ней такое случается через 15 лет, что ее просто не узнать? Появляется какая-то убогость, она сама себе не нравится, она начинает бегать по косметическим салонам и пластическим хирургам, и всему этому одна причина — патологическое желание удержать молодость и наконец понравиться.

labkovskiy.ru

Высокая самооценка или комплекс уверенности в себе

Современную молодёжь часто упрекают в избыточной самонадеянности, эгоцентризме, самолюбовании и в наличии неадекватно завышенной самооценки.

Когда психолог Уильям Джеймс не так давно, в 1890 году, придумал термин «самооценка», то прямо подразумевал под ним: как соотносятся реальные достижения человека и поставленные теоретически цели.

Мне кажется, что то, что имел в виду Джеймс, употребляя термин «самооценка», — неактуально для современного общества, потому что большинство людей понимает самооценку как уважение к себе, а большинство представителей поколения конца 80-х только как уважение к себе и понимает, и его же, уважения, требует))).

В результате, — преподаватели ВУЗов, например, ссылаются на то, что их раздражает повышенная критичность студентов, отсутствие у них (студентов) нужной субординации и духовных ценностей.

Менеджеры по персоналу жалуются на завышенные зарплатные ожидания тех претендентов на вакансию, которые буквально недавно покинули студенческую скамью.

В чём причина такого поведения?

Считается, что адекватный взрослый человек может и должен постоянно «питать» самооценку своего родного ребёнка, и только при этом условии способности ребёнка реализуются в полной мере.

Весь вопрос в том, насколько объективно это мнение?

Или, наоборот, субъективно, и породило плеяду эгоистичных детей?

Результаты исследований, конечно же, не наших учёных, а, например, американских, показали, что студенты, действительно, трепетно относятся к тому, что повышает их самооценку (отличная отметка, комплимент), и, более того, для многих их них это намного более ценно, чем еда, секс, алкоголь, и даже зарплата! (то есть простые человеческие радости их не радуют, а комплимент — пожалуйста).

Американские учёные отмечают, что уровень самооценки у рождённых между 80-ми и 2000-ми годами существенно вырос по сравнению с теми, кто родился, соответственно до 80-х.

Что отличает самооценку нынешнего поколения? Психолог из Государственного Университета Сан-Диего (США), автор книги «Поколение Я» Джин Твендж считает, что самооценка у очень многих сегодня — суть гордыня и тщеславие.

И она же предупреждает, что завышенные претензии к окружающему миру, под которыми ныне принято понимать высокую самооценку, чреваты депрессиями, в случае неспособности удовлетворить в реальном мире свои амбиции.

Не это ли причина возросшего уровня депрессии в цивилизованном мире?

Признаки опасно завышенной самооценки, согласно Трендж:

1. Неоправданно высокое мнение о себе;

Так, утверждает Твендж, уровень проявлений нарциссизма вырос в 2 раза на 2006 год по сравнению с началом 1980-х. (Нарциссы отличаются гиперболизированным представлением о своих достоинствах, агрессивной реакцией на критику, склонностью к обману): «Для человека желание сохранить самооценку и относиться к себе хорошо является совершенно естественным, но некоторые – нарциссы – переходят на другой уровень и начинают думать, что они лучше, чем есть на самом деле. Такие люди не могут реально оценить себя и свои возможности. Нарциссы сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях, потому что считают, что они замечательные, и что мир вращается вокруг них».

Современных нарциссов, по Твендж, кроме постоянного желания водрузить себя, гипервеликого, на самый высокий пьедестал, одолевает желание иметь идеальную внешность. Поэтому, согласно Джин, на сегодняшний день приходится пик обращения американцев к пластическим хирургам. Или ещё такой факт: некоторые граждане Америки не гнушаются нанимать фальшивых папарацци, чтобы казаться знаменитостью. В общем, для популяции с возросшим уровнем нарциссизма, если верить Твендж, — «цель оправдывает средства».

Кроме того, Джин Твендж провела совместное исследование с психологом Нейтаном ДеУолла из Университета Кентукки — думаете, что они исследовали?

Частоту употребления слова «Я» , которое с 1980 по 2007 годы стало использоваться в музыкальных хитах чаще, а вот те слова, которые можно отнести к социальным взаимодействиям с другими людьми, понятно, стали использовать реже.

В чём причина таких акцентов завышенной самооценки?

1) Изменении методов родительского воспитания;

Если первые четыре причины понятны, то на движении за повышение самооценки хочу остановиться подробнее :

Психологическое движение за повышение самооценки зародилось в 1980-х гг. в Калифорнии (США, конечно).

А что, так сказать, послужило толчком для зарождения?

Несколько исследований, которые показали корреляцию между высокой самооценкой и некими положительными событиями в жизни людей.

Но корреляция, то есть, связь между двумя фактами, демонстрирует только статистический показатель, но не причинно-следственную связь — это знают все, поэтому и случились определённые перекосы, по поводу которых Марк Лири , профессор психологии и нейронауки в Университете Дьюк, высказался так: «Люди сделали неверный вывод, решив, что высокая самооценка не просто связана с этими событиями, а является их причиной. Но это не так.»

Так или не так, но в течение 30 лет психологи плодотворно работали, создавая различные программы, тренинги, техники по повышению самооценки.

Некоторое время массы думали, что самое лучшее для подрастающего поколения — непрерывная похвала по поводу и без.

Но жизнь, как всегда, показала, что однобокий подход, даже самый позитивный — не панацея.

Согласно исследованиям команды Роя Баумейстера из Университета штата Флорида (США), высокая самооценка провоцировала у девочек и мальчиков чувство беспомощности при столкновении с трудностями, у обладателей же низкой самооценки адаптивность к трудностям была намного выше (привыкли они к ним потому что);высокая самооценка помогала предотвратить булимию у девочек, но никак не влияла на курение, употребление алкоголя или наркотиков, так же не влияла она и на раннее начало половой жизни.

Ещё что интересно: высокая самооценка не влияла на длительность или качество отношений между девушками и юношами.

Судя по всему, Рой Баумейстер и его команда так и не поняли, а нужна ли она вообще — эта самая самооценка, и на что конкретно она влияет.

И, самое интересное, на сегодняшний день психологи (по крайней мере, в Америке) меняют свой взгляд на высокую самооценку.

Точка зрения их такова: первопричина высокой самооценки — положительные события в жизни человека, а не наоборот. И я с ними согласна. Ну не может ребёнок осознанно организовать события своей жизни с явной перспективной пользой для себя, хотя уникальное сочетание качеств характера помогает ему справляться со сложной ситуацией в большей или меньшей степени. Почему ребёнок? Да потому что «все мы родом из детства»- на своём опыте и опыте своих клиентов я в этом убедилась.

А если к тому же самооценка завышена, ребёнок «захвален», в совокупности с теми ценностями, которые он может усвоить в своей среде (культ известности, например), то такая самооценка, которая практически не связана с достижениями человека, не соответствует реальности, — и не имеет никакой ценности. И в этом я согласна с Марком Лири.

То есть, сколько ни говори «Халва», — во рту слаще не становится).

И важно понимать, что личность человека не состоит только из пресловутой самооценки. Самооценка только часть «самосознания», которое также включает в себя учебные достижения, опыт коммуникации, этническую принадлежность, представления о своём теле и пр.

Так что, высокая самооценка — не панацея от жизненных неурядиц, а лучшее, как всегда — в «золотой середине». И я согласна с Лири: «Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире».

Generation Me by Dr. Jean Twenge, Free Press 2006

Self and Identity DOI

Perspectives on Psychological Science т5 c58

The Narcissism Epidemic by Dr. Jean Twenge and W Keith Campebell, Free Press 2009

www.all-psy.com

САМООЦЕНКА: НИЗКАЯ, ВЫСОКАЯ ИЛИ… НИКАКАЯ?

Как определить, что такое самооценка? В свое время известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, представив ее в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе — ожидания, внутренние требования, притязания. Соответственно, чем выше требования к себе, тем больших успехов нужно добиваться, чтобы чувствовать себя хорошо. В свою очередь, снижение уровня притязаний может снизить зависимость от успеха.

Само слово «самооценка» отсылает нас к теме оценивания себя. Это оценивание, как правило, носит условный характер, то есть зависит от видимых достижений. Оно уходит корнями в природу так называемой условной любви, предъявляемой ребенку с детства. Заниженная или завышенная самооценка — две стороны одной медали, свидетельствующие о сильной зависимости от внешних оценок и приводящие к формированию у человека невроза. И даже если самооценка «нормальная», можно обнаружить значимое переживание «достаточно ли я хорош?», так как имеет место дефицит ценности себя.

Фокус внимания на себе, модель оценочного отношения к себе, а значит, такого же оценочного отношения к другим и, соответственно, переживания по поводу того, как меня оценивают другие, — неизбежные спутники полюса самооценки, где все друг друга как-то оценивают. Другой человек становится важен не сам по себе, а через призму того, как он ко мне относится (как меня оценивает), выполняемое дело становится ценным прямо пропорционально тому, поднимает ли оно мою самооценку и т.п.

В некотором смысле можно сказать, что низкой и высокой самооценке противоположна не высокая или низкая соответственно, а «никакая» самооценка, когда мы в принципе уходим от идеи оценивания себя к безусловному принятию и ощущению самоценности. То есть оппозицией становятся не низкая и высокая самооценка, а самооценка, где есть оценивание, с одной стороны, и самоценность, где есть безоценочное принятие, с другой.

Психолог Ольга Красникова так говорит о самоценности: «Самоценность — это ощущение ценности собственной личности, собственной жизни, причем это ощущение не связано с достижениями человека, это безусловная ценность души живой. Это безусловная ценность личности, созданной Богом. Это не то, что человек должен добиваться или каким-то образом заслуживать. Самоценность — это то, что дано человеку изначально и не зависит ни от каких условий». Вслед за выдающимся психотерапевтом Вирджинией Сатир мы можем сказать, что если человек восстановит ощущение собственной ценности, то он сможет разрешить большинство проблем в собственной жизни, ведь многие из них имеют корни именно в дефиците ценности себя — хотя это не всегда осознается.

Один из самых ярких примеров проблем подобного рода — отношения человека с другими людьми. Дефицит самоценности затрудняет возможность отношений любви как отношений, в которых есть безусловная ценность другого человека самого по себе. Иными словами, можно сказать, что пока не полюбишь себя, не примешь себя таким, какой ты есть, не сможешь полюбить других.

Когда больная самооценка — добродетель

Еще одной важной стороной человеческой жизни, на которую сильно влияет искаженная самооценка, являются отношения человека с Богом, духовная жизнь личности. Среди христиан, не так давно пришедших в Церковь, сложилось убеждение, что верующему любить себя — грех, а плохо думать о себе — хорошо. Это убеждение опирается на значимое для христианской традиции понятие смирения. Но насколько верна подобная интерпретация понятия «смирение»? Не является ли оно ошибочным? Попробуем разобраться.

По отношению практически к любой проблеме в себе или своей жизни человек может занять одну из двух противоположных позиций: либо признать, что проблема есть, либо считать, что ее нет, все в порядке, более того, то, что с ним происходит — хорошо, полезно, благо. Первый путь может иметь ряд не очень приятных последствий: если проблема есть, то придется искать способы ее решения, что-то менять, а это может быть трудно и страшно, придется жить с этим признанием проблемы, и это может быть достаточно болезненно, может ударить по самооценке. Куда приятнее думать, что у тебя все хорошо. Благодаря механизмам психологических защит (вытеснение, сопротивление) человеку может быть трудно увидеть некую правду о себе. И тогда очень удобно переназвать то, что с тобой происходит, ценностно окрашенными словами из социально одобряемого дискурса. В этом случае мы будем иметь дело с феноменом подмены — убежденности в истинности своих искаженных представлений.

На мой взгляд, именно это происходит с христианами, когда они начинают мыслить о собственной низкой самооценке как о смирении. В таком случае низкая самооценка переходит из разряда психологических проблем в разряд важнейших христианских добродетелей, с которой надо не что-то делать, а за которую надо благодарить как за ценный дар.

Восприятие избирательно. Церковное наследие богато и многообразно: в нем есть слова как о греховности человека, так и о великой и неисчерпаемой милости Божией к нему. Человеку с дефицитом ценности себя достаточно легко и выгодно сфокусироваться на таких текстах святых отцов и других авторитетных авторов, где о человеке говорится как о сосуде греха, полном болезненных страстей, и игнорировать тексты, где говорится о милосердии и любви Бога к человеку.

А раз человек таков, то ему нельзя доверять, потому что все в нем искажено грехом и имеет страстную природу, все — тьма, и нет в человеке никакого света. Такая позиция может легко интериоризироваться (присваиваться, переходить из внешнего во внутренний план), так как соответствует самоощущению. Таким образом дефицит самоценности трансформируется в подмену, когда верующий переназывает имеющиеся у себя проявления болезненной самооценки «смирением» и находит «подтверждение» правильности своего убеждения в авторитетных текстах. Логика верующего здесь примерно такова: если уж святые видели бесчисленность своих грехов и считали себя великими грешниками, то раз я чувствую себя хуже всех, ничтожеством, то я на правильном духовном пути, ведь тем самым я подражаю святым в смирении и самоуничижении.

Психологические выгоды такой подмены связаны с успокоением, что со мной все хорошо, ведь я на верном духовном пути. Таким парадоксальным образом решается та же психологическая задача улучшения отношения к себе. Иными словами, раньше я мучился, что я такой плохой, а теперь я знаю, что чувствовать себя плохим духовно полезно и правильно, это не невроз, а подражание святым. Качели качнуло в другую сторону: то я был очень плохой, а теперь я, на самом деле, очень хороший, потому что чувствую себя плохим. Хитрый психологический перевертыш, построенный, однако, все на той же модели оценивания себя и не приближающий к самоценности, а в пределе ведущий к усилению личностной невротизации и духовно небезопасный (духовно опытные люди называют этот феномен «самоуничижением паче гордости»).

Может возникнуть вопрос о различении подлинного смирения, того самого, исходя из которого святые говорили о бесчисленности своих грехов (вспомним, к примеру, преподобного Петра Дамаскина, писавшего во второй половине XII века: «Первый признак здравия души есть видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской»), и ложного псевдосмирения, подмены, описанной выше.

Трудно однозначно сформулировать критерий, поскольку очень непросто подходить к духовному феномену с психологическим инструментарием. Однако можно сказать, что смирение связано с самоценностью и не приводит к развитию личностной невротизации. Смирение — от слов «мир» и «мера». Смиренного человека можно описать как человека мирного, то есть имеющего мир в душе, и знающего свою меру (видящего свои грехи и слабости), однако не впадающего в отчаяние по этому поводу. Трезвое видение себя (без страха встречи с собой настоящим) сочетается с внутренним спокойствием во многом благодаря диалогическому предстоянию перед Лицом безусловно любящего Ты. Смирение сочетается с безусловным принятием себя и других в противоположность болезненной оценочности, проявляющейся в том числе в осуждении себя и других.

Повторю, для меня как психолога очевидно: то, как я отношусь к себе, я проецирую на отношение к другим людям и к Богу. Опасность дефицита самоценности и описанной выше подмены состоит в том, что она мешает выйти в отношения любви (безусловного принятия) и тем самым затрудняет встречу с Богом. А зацикленность на себе (плохом, на грехах) мешает децентрации, в том числе переносу фокуса с себя на Бога.

Основные психологические причины дефицита ценности себя связаны, в первую очередь, с дефицитом безусловного принятия в детстве. Также можно выделить такие причины, как невротическое чувство вины, непрощение / непринятие себя. Еще один слой причин лежит в поле проблемы идентичности: кто я — исчадие ада, сосуд греха или любимый ребенок Бога?

Мне трудно дать какой-то удовлетворительный ответ на вопрос: что делать, чтобы повысить самоценность, чтобы принять, простить, полюбить себя? Как психолог, я, конечно, могу рекомендовать психотерапию, особенно групповые формы. Из опыта вижу, как люди меняются в процессе терапии, как отношения в группе помогают принимать себя и других.

Легко сказать: полюби себя, прими себя, осознай, что ты драгоценность в глазах Бога — и будет тебе счастье. Это долгий и непростой процесс, а не волевой акт. Однако мы можем просить Бога о Встрече с Его Любовью, можем стараться переносить фокус внимания с себя на Него и на других людей, меньше циклиться на себе, в том числе на своих грехах, стараться искать Свет, а не копаться в своем душевном мусоре бесконечно, тем более, что от наших копаний душа чище не станет.

Можем вспоминать опыт, когда нас кто-то по-настоящему любил: может быть, этого было очень мало в жизни, но если было хоть раз — это уже очень ценно и на это можно опереться. Может быть, это была бабушка, которую я толком и не помню, но знаю, что она меня очень любила и хотела, чтобы я состоялся во всей полноте, желала мне счастья для меня, а не такого, как она считает нужным… Может быть, это был какой-то важный человек, которого я встретил когда-то и который только посмотрел на меня, но это был такой взгляд, который просто поднимает тебя из небытия в бытие, возвышает твое достоинство и вселяет желание жить. Могут быть какие-то крупицы опыта любви — любви безусловной, просто потому, что ты есть — стоит опираться на них в своем отношении к себе.

И, конечно, стоит вглядываться в Христа, вслушиваться в Евангелие, пытаясь отложить свои искаженные представления в сторону и увидеть Его Самого, Его подлинное отношение ко мне, которое, будучи полным бесконечной любви, может исцелять.

bereznjaki.church

Уверенная в себе женщина всегда обладает таким прекрасным качеством, как высокая самооценка. Это – аксиома. Такая женщина искренне убеждена в высокой ценности собственной личности. А низкая самооценка – наоборот, подавляет личность и личностное развитие.

Причины и корни заниженной оценки самой женщины, как правило, кроются в семье, в том окружении в котором выросла девочка, или в травмирующем событии в отношениях с противоположным полом. Изменения в собственной ценности происходит обычно, в чрезмерно строгом не объективном воспитании, внушении постоянного чувства вины, недостойности других, отсутствия ласки и внимания, поддержки и похвалы за полученные достижения.

Надо ли смириться с этим как с данностью, или стоит предпринять определенные действия, для того что бы начать себя уважать и ценить? Обязательно работайте по повышению собственной ценности! Ведь низкая самооценка ставит нас женщин в зависимость от других людей, уменьшает нашу жизненную энергию и напрочь забивает мотивацию.

Одно из самых простых упражнений, позволяющих поднять уважение к себе самой и поднять собственную ценность в своих глазах я опишу немного ниже. Но хочу дать пояснения, важно помнить о чувстве меры и гармонии, так как любое отклонение к полюсу «+» или «-» принесет внутренний дискомфорт и напряжение.

Если вы для себя честно решили раз и навсегда, что теперь именно Вы — самая главная ценительница себя самой, самый беспристрастный и справедливый оценщик собственных поступков, умений и навыков, таким образом у вас шаг за шагом будет формироваться высокая самооценка, и никто уже не сможет внести сомнения в обратном. Как в песне, « все в твоих руках, и даже я…» или «факты вещь упрямая».

Есть один замечательный, совершенно несложный, но очень эффективный прием, который я хочу порекомендовать всем без исключения женщинам и девушкам.

Этот прием называют поглаживанием, а запись фактов о вас, сбор «банка поглаживаний».

В блокноте или тетрадке Вы записываете свои личные качества, навыки, умения. Например: у меня длинные шелковистые волосы, нежный приятный голос, сильное и гибкое тело, красивые пальчики, веселый нрав, я умею внимательно слушать, я готовлю лучше всего…, у меня получается лучше…., и так далее.

Итак пишите заголовок. Я имею, я обладаю, я есть. А в окончании списка (на последней страничке) пишете: Это моя жизнь! Я несу полную 100 процентную ответственность за нее.

Пишем обо всём, про все-все аспекты своей жизни:

Я начальница или сотрудница!

Не стесняемся ни в коем случае! Искренне ХВАЛИМ себя и ВОСХИЩАЕМСЯ собой. О каждой из нас, можно сказать много хороших слов, и найти много хороших личностных качеств. Важно помнить в каждой из женщин есть много особенных личностных качеств, и сплетение этих качеств, которые и делаю женщину яркой и неповторимой.

Завистники скажут: бабу понесло. И пусть! Пусть могучие крылья поднимают вас к самому солнцу! Ведь Вы достойны только самого лучшего. Потому, что вы – настоящее ЧУДО. Вы – совершенство, единственная и неповторимая.

Обязательно записывайте и проговаривайте и те качества, которых у вас нет сейчас, но Вы хотите, чтобы они появились.

Задайте себе вопрос, что для этого нужно сделать, осознайте и запишите свой ответ. Он станет частью Вашего перспективного плана развития. Обрисуйте этот план и начинайте претворять его в жизнь. Запишите самые первые три действия, которые вы можете сделать, и как только вы их выполните, снова сделайте оценку ситуации и себя, посмотрите что изменилось, на что еще стоит уделить свое внимание.

В такие моменты все женщины, вне зависимости от возраста, внешности и того, как сложилась их жизнь, прекрасны.

Позволяйте себе делать такие «поглаживания» каждый день, если того требует сложившаяся ситуация, можно делать по не скольку раз в день. Почаще вносите в свой блокнотик дополнения. И становитесь лучше с каждым днем.

И как только загрустите, начнете себя жалеть – берите свою заветную тетрадочку, читайте факты своих качеств, умений. навыков, а еще можно откупорить бутылочку благородного вина, включайте хорошую музыку, отпускайте свои мысли и фантазии почувствуйте свое тело, позвольте ему совершать свободные танцевальные движения, это позволит вам зарядить себя огромным количеством отличного настроения, и убрать определенные мышечные блоки из тела – и так вперед, за высокой самооценкой!

Таких уверенных, знающих себе цену женщин мужчины никогда не пропускают. Женщина как будто несет за собой «шлейф силы и уверенности» и причем эта сила не разрушает, а созидает, и хочется рядом как можно долго находиться рядом. И работать хотят вместе, и не только работать. И теперь выбирать будете Вы. Кого из упавших к Вашим ногам поклонников, взять на работу… А кого взять, но не на работу. Выбирать только Вам!

И дело вовсе не в сексуальной привлекательности! Женщина с высокой самооценкой источает вокруг себя счастье, как солнце – тепло и свет. И к Вам потянутся самые разные люди: мужчины, женщины, дети… Для того, чтобы попасть в лучи Вашего счастья, согреться в них.

melchukova.ru

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

Инструкция к тесту

На примере шкалы «Здоровье».

«…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самыйчеловек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самыелюди» («люди» – множественное число).

На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.

Схема анализа результатов теста

Высота самооценки (фон настроения);

чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка находится в третьем интервале.

повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале.

пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.

выраженно низкая (низкий фон настрония) – актуальная самооценка находится внижнем интервале.

Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.

эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);

нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.

Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.

прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.

интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.

Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).

Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.

механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.

вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.

дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки – несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.

инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.

неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

Характер и содержание проблем и их компенсаций

Самооценка и защитные механизмы личности

Возможность сознательного и неосознанного искажения результата в субъективных методах, к которым относится и данная процедура, традиционно считается их слабым местом, поскольку различить исследуемое качество личности и привносимые защитными механизмами произвольные и непроизвольные его искажения, как правило, весьма сложно. Но, как показывает наш опыт, это не всегда так. Предлагаемая в методическом пособии концепция позволяет ответить на эти вопросы.

Хотя данная процедура исследования самооценки основана на прямом самоотчете испытуемого, способности сознательной рефлексии, целый ряд диагностических параметров относится к мало осознаваемым аспектам Я-концепции. Как следует из теории защитных механизмов Я-концепции, традиционно относящихся к неосознаваемым аспектам Эго, с большой долей вероятности можно полагать, что именно искажения самооценки в наименьшей степени доступны осознанию со стороны испытуемого.

Мы исходим из предположения, что в ходе обследования мы фиксируем не столько готовый, сформированный образ самооценки, сколько сам процесс его «здесь-и-сейчас» формирования. Следует также понимать, что предлагаемая испытуемому процедура самооценивания не является для него ни привычной, ни естественной. Ведь в повседневной жизни мы редко столь явно используем свою способность к самооценке. Задаваемые испытуемому в процессе диагностики вопросы для него неожиданны, а сама внутренняя работа, требующаяся для ответа на них, – непривычна. Помимо этого, следует учитывать ситуацию обследования, накладывающую свои ограничения на результат. Таким образом, диагностическая процедура отражает процесс самооценивания, а не «домашнюю заготовку» самооценки, и это делает возможным изучение самого этого процесса.

Сопоставление большого числа рисунков самооценки позволило выявить ряд характерных паттернов соотношения ее основных показателей. Эти паттерны, на наш взгляд, доступны логичной психологической интерпретации. Основой интерпретации служит феноменологическая теория К.Роджерса в той ее части, где характер «Я-концепции» прямо связывается с участвующими в ее формировании защитными механизмами личности. В настоящее время у нас нет достаточных оснований связывать выявленные паттерны самооценки с известными защитными механизмами.

Типичные сочетания признаков самооценки позволяют выявлять шесть вариантов работы защитных компенсаторных механизмов в процессе самооценивания:

компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале («парциальная компенсаторная потеря критичности»);

компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке («механизм борьбы с депрессией»);

компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке (гипотетически соответствует вытесняемой неудовлетворенности собой);

несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой («дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки»);

смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей («инфляция мечты»);

неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности.

Таким образом, в предлагаемой интерпретации результатом исследования самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько оценка степени и способа ее искажения со стороны защитных механизмов Эго.

Интерпретация и анализ результатов теста

Основные параметры самооценки

Любая психологическая интерпретация несет на себе оттенок гадательности. Именно по этому бихевиористы вообще отказались высказывать суждения о душе и личности.

Мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.

Основные параметры самооценки – это высота, устойчивость, реалистичность.

Иногда термин «реалистичность» заменяют термином «адекватность». «Адекватность» содержит более мощный оценочный компонент. Термин «неадекватность», хотя и может отражать точную характеристику, но иногда нежелателен, так как позволяет трактовку и в смысле психопатологии. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа:

оценка своих возможностей;

Работа с очередной шкалой начинается с отметки актуальной самооценки – это «черточка» (–). Это ответ вашего испытуемого на вопрос: «Как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?» Испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами – это невербальный ответ на ваш вопрос о его самооценке. Когда говорят о высоте самооценки, главным образом имеют в виду высоту актуальной самооценки. Хотя остальные параметры тоже располагаются по вертикали, к ним параметры высоты относятся уже в меньшей степени.

Высота актуальной самооценки

Поговорим о высоте, абстрагируясь от других параметров.

Что мы делаем для того, чтобы определить общую высоту самооценки?

Высота определяется для всей самооценки «усредненно». Когда говорится обо всей самооценке, предполагается, что это нечто более-менее однородное, хотя есть различия в высоте по разным шкалам (но это уже параметр устойчивости).

Характеризуя самооценку, мы переводим количественные характеристики в качественные. В клинических методиках, как правило, нет чисто количественных показателей. Здесь любой термин, определяемый через количество, является качественным. Например, «высокая» или «низкая» самооценка, – это не количество самооценки, а ее качество, хотя метафорически ваш испытуемый и вы сами выражаете эту самооценку высотой шкал.

Другая особенность клинических методик – специфическое понимание «нормы». «Норма» определяется здесь не относительно какого-то внешнего критерия (статистическая или социальная норма), как в психометрических тестах. В клинических методиках исходят из того, что человек, его личность – это некое закономерное и относительно гармоничное целое. В методике Дембо-Рубинштейннорму и отклонения от нее мы будем определять относительно некой эмпирически обоснованной модели (из этой модели исходили такие корифеи отечественной клинической психологии, как С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, М.3.Дукаревич).

Эта модель определяет, как должны располагаться отметки основных параметров для того, чтобы субъект мог нормально функционировать. Согласно этой модели, нормальная актуальная самооценка должна располагаться чуть выше середины; идеальная (кружок) несколько ниже полюса, а оценка своих возможностей (галочка) – между ними. Их высота определяется приблизительно, сообразуясь с интервалами между ними (см. Рис. №1).

Первый интервал – нормальная самооценка (обратите внимание на то, что отметка середины шкалы не входит в этот интервал). Выше – повышенная самооценка; третий интервал, включая верхний полюс, – чрезмерно высокая самооценка. Аналогично для нижних интервалов. Можно условно принять, что оценка своих возможностей (галочка) в норме располагается в границах интервала повышенной актуальной самооценки, а идеальная самооценка (кружок) – в границах интервала чрезмерно повышенной актуальной самооценки.

Как определить высоту самооценки в целом по всем шкалам? Здесь следует учитывать признак устойчивости. Рассмотрим сочетание двух показателей: устойчивости и высоты.

Устойчиво повышенная самооценка

Начнем с устойчиво повышенной самооценки. О самооценке можно говорить, что она устойчиво повышена, когда она колеблется в пределах 1-1,5 интервалов (см. Рис. №2) и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

Чем выше самооценка в целом, тем в большей степени можно предполагать повышение эмоционального фона настроения. Настроение оказывает влияние на все остальное поведение. Оно является неким фоном общего самочувствия, поэтому оно должно отражаться на показателях по всем шкалам.

Если вся самооценка повышена, мы предполагаем наличие повышенного фона настроения. Однако при наблюдении и беседе может оказаться, что испытуемый вовсе не будет выглядеть таким радостным, хотя самооценка у него и повышена. Это следует принимать в расчет при формулировке окончательных выводов.

Если устойчивое повышение доходит до уровня верхнего интервала, то, скорее всего, мы можем говорить о нереалистичности самооценки или даже еенеадекватности. Это, как правило, сочетается с понижением критичности. Подобное повышение встречается у больных в гипоманиакальном состоянии (но не только, поскольку для некоторых форм психической патологии снижение критичности является патогномоничным. Например, при незрелости личности у девиантных подростков; на второй-третьей стадии алкоголизма; при последствиях сифилиса; при последствиях черепно-мозговых травм передних областей мозга; при опьянении или наркотической интоксикации. ).

Дополнительные признаки нереалистичности самооценки

Чрезмерная высота актуальной самооценки является лишь одним из признаков нереалистичности. Необходимо проверить, насколько вы имеете право говорить об этом (о снижении критики или о неадекватности, может быть о «неадекватном снижении критики», может даже – о «нарушении критичности»; тяжесть симптоматики идет по нарастающей: нереалистичность, выраженная нереалистичность, снижение критичности, выраженное снижение критичности, нарушенная критичность (это уже серьезно и, скорее всего, надолго).

В случае серьезных отклонений это, скорее всего, должно выйти из субъективной сферы и каким-то образом выразиться в поведении и сказаться на судьбе испытуемого (для подтверждения диагноза следует обратиться к объективномуанамнезу).

Как можно убедиться в наличии нереалистичности?

Например, видя очень высокую самооценку по какой-либо шкале, можно косвенноподвергнуть ее сомнению в форме уточняющего вопроса. Предположим, что самооценка находится около верхнего полюса шкалы «характер», тогда вы можете задать вопрос: «Правильно ли я понял, что вас можно отнести к 5% людей с самым хорошим характером?» Поставленный таким образом вопрос дает испытуемому шанс еще раз подумать, правильно ли он себя оценил. Если он говорит «Да» и при этом искренне верит в это, скорее всего критичность понижена. Если вы наблюдаете эту реакцию неоднократно, то критичность испытуемого снижена или нарушена. В этом случае нарушение критичности обязательно проявится в нарушении контакта в ходе обследования.

Равномерное снижение самооценки

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки (см. Рис. №3). В этом случае говорят о повышенной либо чрезмерной критичности, или чрезмерном повышении требовательности к себе, а не о нереалистичности или неадекватности.

Середина (точка середины шкалы) может интерпретироваться двумя способами:

середина шкалы отличается еще тем, что это – своеобразный «домик», в который можно спрятаться от вашего назойливого любопытства. То есть, для других (не для себя) мы вполне можем «сказаться» средними. Зачастую испытуемые «ставят» себя в середину, потому что не хотят показать, какие они на самом деле. Нередко – это признак формального отношения к обследованию.

Несмотря на то, что методика позволяет выявить некоторые психологические компоненты депрессии, вы должны избегать использования психиатрических терминов в психологических заключениях. Психолог не может поставить на основании исследования самооценки диагноз «Депрессия» (потому что в депрессивный синдром входят и цикличные изменения настроения в течение дня, а также запоры).

Вы можете лишь описать ряд симптомов, например – повышение требовательности к себе, неудовлетворенность собой, ощущение себя несчастным, пониженный оптимизм и снижение настроения.

Неравномерность самооценки. Неравномерное повышение и снижение самооценки

Представим себе, что имеется более-менее устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по какой-либо другой шкале – подъем. «Западение» самооценки – это, как правило, признак проблемы, неблагополучия. Обычно – это то, что вы ищете. Также можно сказать, что «западение» – это признак того, что на фоне более-менее устойчивого настроения наблюдается его понижение в связи с ситуативной актуализацией негативных воспоминаний. Пик по другой шкале в такой ситуации можно рассматривать как признак компенсации (см. Рис. №4). Компенсация – это то, чем человек пытается затушевать, спрятать от самого себя и окружающих отрицательные переживания, которые возникают, когда он не свободен в выборе поведения. (Здесь всегда как бы звучит: «Но вот зато…».) Компенсаторная оценка будет находиться в третьем, самом верхнем интервале, что сигнализирует о парциальной потере критичности в этой сфере.

Дополнительные признаки компенсаций и проблем

Если вы продолжите беседу по поводу «западения» самооценки и если оно в самом деле сигнализирует о проблеме, то, вероятно, испытуемый начнет жаловаться на затруднения в данной сфере. Если вы попытаетесь его переубедить, то это не приведет к желаемому результату. Но, по крайней мере, если человек поверит, что психолог искренне пытается ему помочь, ссора маловероятна. Но если вы начнете его разубеждать по поводу пика (компенсации), то рискуете спровоцировать конфликт. Представьте, что психолог говорит: «Да какой же ты счастливый (умный, красивый, добрый и т. п.)? Посмотри, как ты живешь, – разве в этом счастье?» И не только потому, что тема счастья весьма субъективна и значима, а просто в проблемной сфере у человека нет «опоры под ногами», и он пытается себя «подвесить», как на крючке, на непомерно завышенной самооценке по другой шкале, а вы его с этого «крючка» пытаетесь «сбросить». Естественно, что в ответ получите агрессию.

Если психолог получает в ответ на высказанное сомнение агрессию, то это – действительно сфера компенсации.

Общая неравномерность самооценки

При неравномерной самооценке очень сложно однозначно определить ее высоту. Термины «достаточно неравномерна», «относительно неравномерна», «заметно неустойчива», «выраженно неустойчива» – отражают различные нюансы ее неравномерности.

Выражено неравномерная самооценка

Если самооценка колеблется в пределах трех интервалов и более того это «выраженно неравномерная самооценка» (см. Рис. №5).

Неравномерная самооценка свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, но какого рода? Предлагается исходить из следующего допущения. Любая шкала представляет собой некий жизненный контекст. Когда речь заходит о том, насколько мы здоровы, умны и т.п., то мы автоматически «погружаемся» в этот контекст. Переходя из контекста в контекст, мы как бы переходим из ситуации в ситуацию, несколько изменяя состояние сознания. Если самооценка неустойчива, то при этих переходах меняется эмоциональное состояние. Вот в этом смысле нужно понимать эмоциональную неустойчивость, которую выражает самооценка. Подобная неустойчивость самооценки характерна, например, для женщин в состоянии беременности.

Повышение /понижение самооценки в течение обследования

Следующий тип неустойчивости проявляется в определенных тенденциях, например, в понижении или повышении самооценки в течение обследования. Если повышенная (пониженная) самооценка к концу обследования нормализуется, на это нужно обращать внимание, потому что это – результат коррекционной работы. Существует понятие «курабельность», определяющее насколько пациент готов к изменениям (или излечим, если речь идет о терапии). То же самое можно сказать и о психологических проблемах. Если какой-то психологический параметр самооценки нормализуется в процессе общения с вами, то это благоприятный признак, можно продолжать работать с испытуемым как с клиентом (Если этого не происходит, то это еще не означает обратного).

Еще одно правило. Вы тенденциозны, когда работаете с испытуемым. Тенденциозность состоит не столько в нормализации самооценки испытуемого, сколько в ее понижении. Вас должно радовать понижение самооценки (точнее – обнаружение такового понижения в эксперименте). Вы ищете проблему, выискиваете в ответах признак неблагополучия. Индикатор неблагополучия – «западение» самооценки. За эту тему специалист должен «зацепиться» и выяснять с испытуемым, в чем тут дело. После этого, скорее всего, появится еще парочка шкал, которые тоже будут понижены. В результате суммарная самооценка испытуемого будет ниже чем «обычно». Эта тенденция должна быть вами осознана.

Высота идеальной самооценки

«Кружок» – это отметка идеальной самооценки. Это – невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?» Это отметка мечты. В структуре «Я-образа», «Я-концепции» идеальной самооценке отведена особая роль. Факт заключается в том, что у любого человека есть идеальная самооценка. Для определения общей высоты самооценки высота идеальной самооценки играет меньшую роль, чем высота актуальной самооценки.

Что нам позволяет выяснить этот показатель?

Первым делом следует посмотреть, как соотносится высота «кружков» с верхними полюсами шкал. «Кружки» должны стоять несколько ниже полюса. Если «кружок» стоит на полюсе, то можно предполагать незрелое отношение к ценностям как один из признаков незрелости личности. Взрослый человек не мечтает быть «самым-самым».

Как это можно объяснить?

Испытуемый с незрелым отношением к ценностям еще не понимает, что абсолют недостижим, а способ задания шкал как абсолютных величин – условность.

Взрослея, «социализируясь», мы не придумываем ценности, а берем их в готовом виде из культуры. Но мы вырабатываем свое отношение к ним. Если эти ценности заимствованы, но еще не «переработаны», сознательно не присвоены, то для нас естественно желание быть самыми лучшими во всем. Но когда переработка произошла, человек перестает желать быть «самым-самым» везде, о чем бы он ни подумал. Вы ведь не хотите быть самым красивым и самым сильным, но хотите быть «самими собой». Если бы хотели, то обязаны были бы что-то делать для этого, двигаться в избранном направлении. Это и есть взрослое, зрелое отношение к ценностям. Не только цели, но и ценности накладывают ответственность и ограничения. Если ты не делаешь чего-то, значит, ты этого не хочешь. Незрелое отношение к ценностям – это когда нет четкого осознания своих возможностей и ограничений и субъект не научился сам себя ограничивать в том, что лежит в стороне от его сознательно выбранного пути развития. Последнее и может выражаться в нереалистичной идеальной самооценке.

Итак, если вы видите более трех кружков на полюсах, то ценности еще заимствованы и не прочувствованны. Но обратное неверно. Почему? Идеальная самооценка может снижаться совсем не потому, что отношение к ценностям зрелое. Здесь важно проанализировать соотношение между «кружком» и «черточкой».

Соотношение между высотой актуальной и идеальной самооценки

Рассмотрим это соотношение. Оно дает нам представление об удовлетворенности собой (см. Рис. №6). Чем меньше расстояние между актуальной и идеальной самооценкой, тем больше удовлетворенность собой. Многие специалисты (см.: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.) даже считают, что именно удовлетворенность собой и есть главное содержание самооценки.

studfiles.net