Методики на самооценку да нет

Тест на выявление уровня самооценки

говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то

оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,

хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в

которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

в) не знаю — 3 балла. 8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов 50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль. 37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

azps.ru

Тест на самооценку для подростков

Взгляды и мышление юношей и девушек в подростковом возрасте претерпевают серьезные изменения. Это касается различных аспектов – теперь молодые люди уделяют повышенное внимание своей внешности, стремятся расширить и изменить свой круг общения, начинают следить за модными тенденциями и прислушиваться к мнению тех, кого они считают своими кумирами.

В том числе, старшеклассники начинают критически относиться к своей личности. Они отмечают все, даже самые незначительные недостатки, и выделяют достоинства и преимущества, которые кажутся им важными и ценными. В силу возрастных особенностей подростки не всегда могут адекватно оценить свою личность и сделать правильные выводы.

Если ребенок начинает переоценивать себя, это очень часто приводит к грубому и бесцеремонному поведению, которое нередко становится причиной возникновения конфликтов с окружающими. Подросток с заниженной самооценкой, напротив, в большинстве случаев замыкается в себе, становится неуверенным и безынициативным, что негативно сказывается на уровне его развития.

Именно поэтому родителям и педагогам важно контролировать самооценку юношей и девушек, переживающих переходный возраст, и в случае необходимости принимать меры психологического воздействия. Нередко уровень самооценки личности подростка определяется с помощью теста Р.В. Овчаровой, о котором вы узнаете в нашей статье.

Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой

Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» — 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.

Вопросы теста на самооценку для подростков Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:

  • Мне нравится создавать фантастические проекты.
  • Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  • Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  • Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  • В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  • Мне нравится находить причины своих неудач.
  • Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  • Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  • Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  • Убедительно могу доказать правоту.
  • Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  • У меня часто рождаются интересные идеи.
  • Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  • Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  • Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  • Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
  • Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:

    • 24-32 балла – высокий уровень самооценки;
    • 12-24 балла – средний;
    • 0-12 баллов – низкий.

    С детьми, получившими в результате прохождения теста «низкий» или «высокий» результат, должен обязательно поработать школьный психолог, чтобы не совсем адекватная самооценка не повлияла на дальнейшую жизнь подростка.

    womanadvice.ru

    Какая у Тебя самооценка?

    Быть подростком — очень сложно: никак не угадаешь, что о Тебе думают другие. Может, Ты преувеличиваешь свои недостатки? А может, наоборот — слишком высокого мнения о себе? Предлагаю тест, который поможет определить, правильная ли у Тебя самооценка!

    Этот психологический тест для подростков будет интересен всем — как мальчикам, так и девочкам. Итак, бери ручку и бумагу, а я тем временем расскажу правила.

    В тесте — 32 суждения. Оцени их по следующей шкале:

    1. Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали.

    2. Я постоянно чувствую ответственность за порученную мне работу.

    3. Я переживаю за свое будущее.

    4. Многие меня ненавидят.

    5. Я владею меньшей инициативой, чем другие.

    6. Я волнуюсь за свое психическое состояние.

    7. Я боюсь выглядеть глупо.

    8. Внешний вид других намного лучше, чем мой.

    9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    10. Я допускаю ошибки.

    11. Как жаль, что я как следует не умею разговаривать с людьми!

    12. Как жаль, что мне недостает уверенности в себе!

    13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия чаще одобряли другие.

    14. Я слишком скромен (скромна).

    15. Моя жизнь бесполезна.

    16. Многие имеют неправильное представление обо мне.

    17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

    18. Люди многого от меня ждут.

    19. Люди не очень интересуются моими достижениями.

    20. Я стеснителен (стеснительна).

    21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    22. Я не чувствую себя в безопасности.

    23. Я часто волнуюсь зря.

    24. Я смущаюсь, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    25. Я постоянно чувствую себя скованным (скованной).

    26. Я думаю о том, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    27. Я уверен (уверена), что люди почти все воспринимают намного легче, чем я.

    28. Мне кажется, что со мной случится какая-то неприятность.

    29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    30. Как жаль, что я не такой коммуникабельный (такая коммуникабельная)!

    31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.

    32. Я думаю о том, чего ждут от меня друзья.

    Посчитай сумму баллов и определи уровень своей самооценки.

    0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к окружающим и пытаться лучше их понимать.

    26-45: средний уровень самооценки. Ты редко страдаешь от «комплекса неполноценности» и время от времени пытаешься подстраиваться под мнение других. Продолжай в том же духе — Ты хорошо чувствуешь, чего стоишь!

    46-128: низкий уровень самооценки. Ты болезненно воспринимаешь критические замечания в свой адрес, стараешься всегда считаться с чужим мнением и часто страдаешь от «комплекса неполноценности». Веселее — на самом деле Ты круче, чем думаешь! 😉

    pustunchik.ua

    Эмпирическое исследование влияния темперамента на самооценку личности

    Организация и методики исследования

    Методика диагностики темперамента Я. Стреляу

    Тест — опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

    Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции. Данный тест было предложено пройти 25 испытуемым. Им было заданно 134 вопроса (прил.1). Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы было необходимо в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос давали один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» давали тогда, когда трудно остановиться на ответах «да» или «нет».

    После получения ответов я начала обработку тестов. Оценку степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности проводила путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ соответствует ключу (прил. 2) — 2 балла. Если ответ не соответствует ключу — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл.

    Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.

    Уровень процессов возбуждения — норма от 25 до 49, 62 — выше среднего. Уровень процессов торможения — норма от 21 до 43, 61 — выше среднего

    Подвижность нервных процессов — норма от 24 до 48, 58 — выше среднего

    Уровень процессов возбуждения:

    — высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения;

    — низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения.

    Уровень процессов торможения:

    — высокий балл отражает силу процесса торможения;

    — низкий балл — слабость процесса торможения.

    Подвижность нервных процессов:

    — высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

    — низкий балл — инертность нервных процессов.

    Уровень процессов возбуждения

    Высокие баллы — сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

    Низкие баллы — слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе. Низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

    Уровень процессов торможения.

    Высокие баллы — сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

    Низкие баллы — слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

    Уровень подвижности нервных процессов

    Высокие баллы — легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях. Низкие баллы — характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

    Уравновешенность по силе

    Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

    Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

    По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 — 1,15.

    Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

    Причем если значение дроби меньше 0,85 — это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

    Если значение больше 1,15 — это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

    Метод Q-сортировки для определения самооценки

    Разработана В. Стефансоном в Университете им. Гумбольдта (Берлин) и опубликована в 1958 г. Адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева.

    Данная методика используется для изучения представлений о себе. Преимуществом методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

    Текст методики состоит из 60 высказываний (Прил. 1) и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В ис-ключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы.

    Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочти-те последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему

    Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6-ти тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции, в сопряженной паре.

    1. Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54

    2. Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

    3. Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

    4. Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

    5. Принятие «борьбы»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59

    6. Избегание «борьбы»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

    Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы) приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

    В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

    Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

    Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

    Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.

    Внутреннее и внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных, морально-этических. Для таких личностей характерно: подчиненность лидерам в группе, нерешительность в общении, покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов. В целом окружающие характеризуют эту личность как слабохарактерную и безответную.

    Внутреннее и внешнее стремление личности не принимать групповые стандарты как социальные, так и морально-этические. Личность с бойцовскими качествами, непокорный воле лидера, независимый в своих поступках, уверенный в том, что он ведет себя верно. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.

    Стремление личности образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Жизнерадостный в общении, живой и компанейский. Окружающие характеризуют его как сангвиника по типу темперамента. Личность не унывает в любых ситуациях.

    Стремление личности не образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Личность производит впечатление понурости, безразличия к делам группы, вялости в общении, молчаливости и безучастности к проблемам группы. Нелюдимость, пассивность и инертность.

    Активное стремление личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в группе. Стремление к борьбе, упорство в достижении своей цели, настойчивость в отстаивании своих взглядов. Требовательность к окружающим и несгибаемость воли. Принципиальность в оценках. Работоспособность и целеустремленность.

    Личность стремится уйти от взаимодействия, старается сохранить «нейтралитет» в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Проявляется зависимость, нерешительность и подчиненность чужой воле, безынициативность.

    Внутренний конфликт личности между стремлением к принятию групповых стандартов и ценностей и одновременно — отрицание их. В поведении проявляются противоречивые черты: нерешительность в общении с проявлением самостоятельности в некоторых случаях.

    Внутренний конфликт личности между стремлением личности образовывать эмоциональные связи как внутри группы, так и за ее пределами, и порой безразличия к делам группы, вялости в общении и безучастности к проблемам группы.

    Принятие «борьбы» — избегание «борьбы»

    Внутренний конфликт личности между активным стремлением участвовать в групповой жизни, стремлением достичь высокого социального статуса в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.

    Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) (модификация методики Б.А. Сосновского).

    Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

    В представленном здесь варианте № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности (Прил.1), которые входят, по мнению О.И. Моткова, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).

    Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

    1. Подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики, т.е. на 24. Получаем показатель общей самооценки позитивности развития личности.

    2. Соотносим получившиеся результаты с табличными уровнями самооценки (табл.1) и определяем уровни выраженности Общей самооценки и ее отдельных факторов.

    Наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень их выраженности. Психологически здоровый человек имеет такой уровень Общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности.

    Псевдовысокий уровень Общей самооценки указывает на неадекватно завышенную самооценку, низкий уровень — на заниженную самооценку (может быть как неадекватным уровнем, так и адекватно низким).

    Примечание: При ранжировании данных по фактору Общей самооценки с учетом уровня их выраженности результаты псевдовысокого уровня следует ставить сразу после рангов данных высокого уровня. Затем идут ранги данных соответственно среднего и низкого уровней. Перевод средних баллов в проценты не обязателен.

    Таблица 2.1 Примерные уровни выраженности общей самооценки личности (при средних в группе по фактору в районе 3,30 баллов: 3,2 Хср 3,4)

    studwood.ru

    Исследование самооценки личности.

    Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

    Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

    Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

    Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

    Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

    I. Межличностные отношения, общение.

  • Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  • Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  • Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  • Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  • Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  • Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  • Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  • Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  • Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  • Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  • Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  • Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  • Общительность – способность легко входить в общение.
  • Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  • Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  • Откровенность – открытость, доступность для людей.
  • Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  • Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  • Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
    1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
    2. Гордость – чувство собственного достоинства.
    3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
    4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
    5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
    6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
    7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
    8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
    9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
    10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
    11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
    12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
    13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
    14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
    15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
    16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
    17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
    18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
    19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
    20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
    21. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
    22. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
    23. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
    24. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
    25. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
    26. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
    27. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
    28. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
    29. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    30. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
    31. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
    32. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
    33. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
    34. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
    35. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
    36. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
    37. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
    38. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
    39. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
    40. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
  • Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  • Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  • Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  • Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  • Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  • Нежность – проявление любви, ласки.
  • Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  • Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  • Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  • Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  • Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  • Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  • Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  • Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  • Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  • Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  • Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  • Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  • Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  • Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
  • Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

    Обработка результатов теста

    Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

    Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

    vsetesti.ru

    Самооценка младшего школьника

    Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

    Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека.

    Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных качеств, поступков и умений; их осознание и оценочное к ним отношение.

    Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

    Прежде, чем определить форму самооценки детей младшего школьного возраста, необходимо обозначить основные факторы её формирования. Ребёнок стал школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к его жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить своё отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха, и боязнь оказаться неуспешным. Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Ребёнка волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было.

    Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.

    У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.

    В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.

    Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.

    Для определения формы самооценки у младшего школьника мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в одной из московских школ; был выбран второй класс, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 20 учащихся.

    Задачи были поставлены следующие:

    • Подобрать диагностические методики
    • Провести диагностику
    • Обработать полученные результаты
    • Разработать рекомендации для родителей и учителей
    • Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска мною использовались следующие методики:

      1. Методика А.И.Липкиной “Три оценки”
      2. Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки
      3. Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.
      4. Первая диагностика. Дети на уроке математики (10 минут) выполнили задание, которое называлось “Математический диктант вида Да/Нет”. Оно состояло из 12 пунктов и включало следующие задания:

        • 6 уменьшить на 1, получится 7.
        • Сумма чисел 5 и 3 равна 2.
        • Число 4 называют при счете сразу после числа 3.
        • 9- это 6 и 3.
        • Из 7 вычесть 3, получится 5.
        • Число 83 меньше числа 79.
        • 59 плюс 23, получится 87.
        • Если число 80 увеличить на 1, то получится 90.
        • Число 68 называют при счёте между числами 71 и 72.
        • Первый множитель равен 4, второй множитель равен первому. Произведение равно 16.
        • Первый множитель равен 2, второй равен 3. Произведение равно 8.
        • Первый множитель равен 3, второй равен 3. Произведение равно 10.
        • На следующем уроке дети увидели свои работы. Каждая работа была оценена тремя балльными показателями (5,4,3 или 2). Дети выбрали ту оценку, которую, по их мнению, они заслужили. Выбранные детьми оценки сравнивались с адекватными оценками учителя. На основе данной методики были получены следующие результаты:

          У 15% учащихся данного класса заниженная самооценка, ещё у 15% – адекватная и у 70% учащихся завышенная самооценка.

          Вторая методика. Учащимся было предложено из перечисленных личностных качеств выбрать 5, которые, по мнению каждого из учащихся, характеризуют идеальную личность. Перечень качеств был следующий: аккуратность, настойчивость, ум, доброта, красота, вежливость, энергичность, справедливость, воспитанность, хитрость.

          Затем учащиеся ранжировали выбранные качества по степени значимости идеала, а потом по степени значимости для себя. После ранжирования был подсчитан коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и сделан вывод о количественном уровне самооценки учащихся данного класса.

          Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в спокойной обстановке. Перед тестированием на уроке русского языка была проведена подготовительная лексическая работа, где в ходе беседы было рассмотрено лексическое значение каждого данного имени прилагательного.

          Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 55% учащихся данного класса высокий уровень самооценки, у 35% – средний, у 10% – низкий.

          Третья методика. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:

          • При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или чувствовали гордость за себя (x);
          • Как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны в данный момент (–).
          • Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. Согласно данной методике у 60% уровень самооценки высокий, у 20% – средний, и ещё у 20% – низкий.

            Мною был проведён и анализ уровня успеваемости учащихся. Было выявлено: 4 человека характеризуются как “отличники”, 11 человек характеризуются как “хорошисты”, 5 человек характеризуются как “слабоуспевающие”.

            Сопоставляя эти данные с полученными результатами в ходе исследования можно сделать вывод, что уровень самооценки и успеваемости связаны между собой. Чаще всего низкий уровень самооценки наблюдается у учащихся с низкой успеваемостью, а высокий уровень самооценки – у детей, которые характеризуются как “отличники” или “хорошисты”.

            В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

            Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

            1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
            2. Учить слушать других.
            3. Воспитывать чувство сопереживания.
            4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
            5. Аргументировать оценки.
            6. Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

              1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
              2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
              3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
              4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
              5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
              6. Обобщая изложенное выше, можно сказать, что у 60% учащихся выбранного мной класса, самооценка завышенная.

                Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

                Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                Методики на самооценку да нет

                Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно рас положить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

                Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспи­тательница?

                Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого за­дают вопросы, ответы записывают.

                Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на сту­пеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как по­ложение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отри­цательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Эта очень серьезное на­рушение структуры личности, которое может привести к деп­рессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношени­ем к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспи­танием, при котором обесцени­вается сам ребенок, который приходит к выводу, что его лю­бят только тогда, когда он хо­рошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими посто­янно и уж тем более не могут

                соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, по­стоянная опека и контроль, приводят к сходным рез ультатам.

                sites.google.com