Теории любви психология

  • «ради Бога» — так добродетельный человек любит всех людей;
  • «по естеству» — любовь между родителями и родственни­ками;
  • «из тщеславия» — прославляемый любит прославляемого;
  • «из корыстолюбия» — так любят богатого за раздаваемые им дары;
  • «из сластолюбия» — плотская любовь, не имеющая целью родить ребенка.
  • Только первый вид любви в глазах христианина достоин похвалы.

    Попытки построения теоретических моделей любви стремятся охватить все возможные ситуации, и всегда упрощают феномен, что вообще свойственно моделям. Исследователи го­ворят о любви к самому себе, любви к человеку и Богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свобо­де и к власти и т. д. Выделяют любовь романтическую, рыцар­скую, платоническую, братскую, эротическую, харизматичес­кую и др. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к отсутствующему, любовь мужчины и любовь женщины.

    Различия между моделями любви могут проходить по параметру оптимизм – пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической – конструктивная сила любви.

    Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Эта модель уже рассматривалась нами в предыдущей статье, подробная характеристика такой любви представлена дальше.

  • власть – способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь;
  • статус – желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта (то есть, положительное отношение партнера).
  • В соответствии с этим подходом могут быть выделены следующие типы отношений любви в паре.

  • Романтическая любовь, при которой оба партнера обладают высоким статусом и властью (как возможностью наказывать, лишая проявлений любви).
  • Братская любовь. При этом типе отношений оба партнера имеют высокий статус и незначительную власть.
  • Влюбленность (безответная). При этих отношениях и властью и статусом обладает только одна сторона.
  • Поклонение. Тип отношений, который возникает при отсутствии реального взаимодействия, когда одна из сторон обладает статусом, а другая ничего не имеет.
  • Родитель – ребенок. Тип отношений, в котором ребенок имеет высокий статус и незначительную власть, а родитель, наоборот, высокую власть и низкий статус.
  • Э. Фромм выделяет пять типов любви: братскую, мате­ринскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви заботу, ответственность, уваже­ние друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.

    В первый «круг» он включает эротическую, или половую, любовь и любовь к самому себе. Человеческая любовь обязательно начинается с эгоизма, любви к себе, плотской любви. Любовь человека к самому себе является предпосылкой его существования как личности, а значит, условием всякой его любви. Любовь к себе – это начальная школа любви. Тот, кто пренебрежитель­но относится к самому себе, не способен ни любить, ни ценить другого. Нужно научиться понимать себя, что­бы обрести способность к пониманию других, и вместе с тем без понимания других невозможно понять и само­го себя.

    В четвертом «круге» любви Ивин выделяет любовь к роди­не, любовь к жизни, любовь к богу и т. п.

    Седьмой «круг» – любовь к свободе, любовь к творчеству, любовь к славе, любовь к власти, любовь к богатству.

    Девятый «круг» – то, что любовью уже не является, скорее пагубное пристрастие – любовь к пище, алкоголю, наркотикам.

    И. С. Кон приводит следующую классификацию:

  • эрос– страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;
  • людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;
  • сторге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;
  • прагма – совмещающая людус и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;
  • агапе – бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.
  • Для любви молодых мужчин, как показывают психологические исследования, характерны скорее «эротические» и особенно «людические» компоненты. У женщин ярче выражены «прагматические», «сторгические» и «маниакальные» черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых [4].

    По мнению В. И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик: аль­труизм, интимность, восхищение, уважение, участие, дове­рие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл. Однако ни один из эти способов не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В. И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной любви, однако она скон­центрирована на идеализации партнера, а не на сексуаль­ности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо, если партнеры находятся в длительной связи до брака, базируется на хорошей осведомленности, на «по­стоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию». Результат каждой стадии и их последователь­ность не изучены. Одна из схем следующая: страстная лю­бовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеали­зацией (романтическая любовь), затем переходящая в дли­тельную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страст­ная любовь. Изучение этих стадий — предмет дальнейших исследований [5].

    Ро­берт Дж. Стернберг предложил свою теорию любви – тре­угольную. «Она называется так потому, что подтверждает, что любовь может быть понята при наличии трех компонен­тов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника» [3]. Три вершины – это:

    • интимный компонент (наличие близких взаимоотноше­ний): желание повысить благополучие любимого чело­века, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, возможность рассчитывать на люби­мого человека, когда это необходимо, взаимопонимание, умение делиться своей собственностью с любимым человеком, получение и оказание духовной поддержки, значимость любимого в жизни;

    Если проанализировать все возможные комбинации вы­шеперечисленных компонентов, получится семь подгрупп, образующих классификацию любви, по Р. Стернбергу:

    1. Симпатия, в которой присутствует только интимность.
    2. Страстная любовь характеризуется только страстью.
    3. Придуманная любовь, которая является только решением любить.
    4. Романтическая любовь, основанная на интимности и страсти.
    5. Любовь-товарищество – чувство, в котором присутствуют интимность и обязательства.
    6. Слепая любовь, в которой много страсти и воли (третий компонент), но нет интимности.
    7. В некотором смысле любовь может быть определена как паттерн эмоций и когнитивных процессов. «Любовь включа­ет в себя как чувственный, так и мыслительный компонент и, кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают в себя сексуальное влечение» [2], биологический драйв, по К. Э. Изарду. Весь этот комплекс он называет любовью и потому говорит о ее сложности и даже загадочности.

      Кэрролл Э. Изард, один из ведущих специалистов в области исследования эмоций, полагает, что любовь скла­дывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и удо­вольствие-радость. Эти базовые эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющими по­ведение в любви. Любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль, т. е. понятие любви нельзя рассмат­ривать только с точки зрения эмоционального процесса. Любовь – слишком сложное и многогранное понятие, кото­рое включает в себя помимо эмоционального компонента со­циальные отношения, личностный фактор и многое другое. Любовь как эмоцию можно представлять себе как сочетание интереса и радости, а лю­бовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

      www.b17.ru

      Мы привыкли считать, что определение любви дать невозможно. Действительно, будучи влюбленными – это невозможно, ведь нас переполняет слишком многогранная гамма чувств, чтобы суметь в них разобраться. А вот серьезные и озабоченные этой неопределенностью ученые еще 24 века назад начали создавать теории любви. Первым, был Платон.

      Теория любви Платона

      Теория любви Платона изложена в диалогах «Пир». Основа любви по Платону – тяга к прекрасному. С другой стороны, идеалист Платон не отрицает и двойственности любви – это и тяга к прекрасному, и осознание своей ущербности.

      Он считал, что это можно объяснить нашим происхождением. Наши души принесли с собой любовь из бестелесного, идеального мира, а земное чувство целиком и полностью не может восполнять гаммы небесной любви, становясь ее блеклым подобием. Поэтому по Платону, любовь – это и вред, и польза. Все хорошее, что есть в любви, имеет неземное происхождение, все плохое – материальное.

      Эту позицию Платона часто называют теорией свободной любви. Для того чтобы раскрыть значение термина необходимо привести цитату из его «Пира»:

      «… поднимаясь ради самого прекрасного вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам …».

      Он был уверен, что, когда мы по-настоящему любим, мы возвышаемся над своими пороками.

      Теория Зигмунда Фрейда о любви традиционно основывается на детских переживаниях, которые взрослым человеком хоть и забыты, но всячески влияют на наше поведение. Они (детские воспоминания) – засели глубоко в мозге каждого человека, оттуда руководят и приводят к самым разным проявлениям.

      Прежде всего, Фрейд создал, практически, «словарь» замены ранних желаний детства более взрослыми. То есть, он дал определение и смысл множества наших взрослых действий.

      Начинает Фрейд свою теорию любви в психологии с того, что с детства нам постоянно запрещают то, что мы любим. 2-месячный младенец любит отправлять свои нужды, когда ему заблагорассудится, но затем его вынуждают приучаться к горшку. Ребенок в 4 года любит протестовать, выражая это слезами, но ему говорят, что слезы – это для маленьких детей. А в 5 лет мальчики больше всего любят играть своими половыми органами, ему же вновь запрет.

      Так, ребенок привыкает, что если он хочет сохранить любовь своей мамы, родителей, он должен отказаться от того, что любит сам. А сила влияния этих угасших в воспоминаниях желаний, о которых взрослые уже и не помнят, зависит от того, насколько благоприятно складывается жизнь человека. Поэтому некоторые вырастают в психологически зрелую личность, иные ищут способ восполнить свои детские желания всю жизнь.

      womanadvice.ru

      1.2. Теории любви

      В психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена любви. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны.

      Биологизаторские теории ориентируются на поиск объективно существующей, материальной основы любви и на рассмотрение феномена любви в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий являются отрицание собственно психологического аспекта любви и рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами.

      Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект-субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур.

      Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений.

      Гештальттеории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальтпсихологии просто переносятся в область психологии любви.

      Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви.

      Социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными, а проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Так, теория Л. Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, лишь вписывает любовь как аттракцию[5] в социальный контекст.

      Гуманистические теории любви ориентированы на человека, верят в его возможности, однако носят чисто гипотетический, философско-описательный характер.

      Первые попытки определить стержневые характеристики (компоненты) любви с помощью факторного анализа привели к выделению двух: 1) эмоциональная поддержка объекта любви и 2) толерантность к его недостаткам и требованиям (Swensen, Gilner, 1964). 3. Рубин (Rubin, 1970) включил в любовь заботу, потребность и доверие к другому. Однако эти составляющие присущи и дружбе. Динер и Пышчинский (Diener, Pyszczynski, 1978) упростили любовь до высокой симпатии и сексуального влечения, а Педерсен и Шумейкер (Pederson, Shoemaker, 1993) понимают любовь как пятикомпонентное явление, в которое входят: 1) совместность — активность, осуществляемая только с романтическим партнером; 2) выражение — вербальное и невербальное выражение (проявление) склонности и привязанности; 3) намерение и коммуникация — осознание проблем партнера по любви и способность обсуждать и решать эти проблемы; 4) романтичность — наличие идеализированных установок по отношению к любовным взаимоотношениям, подчеркивающих волнение в присутствии любимого человека; 5) сензитивность и спонтанность — готовность отвечать на спонтанные желания партнера.

      Ангелы зовут это небесной отрадой, черти — адской мукой, а люди — любовью.

      Р. Стернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви — интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

      Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

      Вторая составляющая любви — страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

      Между интимностью и страстью соотношения неоднозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

      Ортега-и-Гассет считает, что страсть — это не высшее проявление любовного порыва, а, наоборот, его проявление в самых заурядных душах. В ней нет, точнее, не должно быть ни очарованности, ни самозабвенности. В крайних случаях любви-страсти страсть непомерна, а любовь попросту отсутствует.

      Третья составляющая любви — решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек полюбил другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

      И эта составляющая неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1.1).

      Таблица 1.1. Систематика видов любви Р. Стернберга

      Примечание: + компонент присутствует, — компонент отсутствует.

      Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

      Другой подход к составляющим любви имеется у Р. Хаттиса (Hattis, 1969). Он выделил шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности (из-за возникающих время от времени размолвок и ссор).

      psy.wikireading.ru

      12. Теории и виды любви. Психологические особенности и закономерности супружеской любви.

      По мнению Э. Фромма, любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека. По мнению Э. Фромма здесь скрыто заблуждение, состоящее в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным пребыванием в любви. Эти люди не понимают, что любовь это активность, сила духа, и считают что, главное – это найти правильный объект, а дальше все пойдет само собой. Эту установку можно сравнивать с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен дождаться правильного объекта; и когда найдет его, то будет рисовать великолепно. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

      Любовь – это деятельность, где главное – давать, а не получать. Именно когда человек отдает без мыслей о награде, он ощущает себя живущим. «Богат лишь тот, кто умеет отдавать» с психологической точки зрения.

      Если нет в обществе любви, то такое общество – разобщенное. Отсутствие любви – вот источник чувства стыда, а также вины и тревоги.

      «Помешательство» друг на друге, по мнению Э. Фромма не всегда является доказательством силы любви, скорее оно свидетельствует о степени предшествующего одиночества.

      Теория любви В.И. Мустейна

      По мнению автора, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:

      Г) здравый смысл.

      Однако, ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:

      А) страстная любовь;

      В) супружеская любовь.

      Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь.

      Теория любви А.Афанасьева («синтаксис любви»)

      «Любовь – это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций. Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

      Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть – ненависть.

      Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счета оказываются перед своим отражением в зеркале.

      Агапе – любовь – эволюция, движущая партнеров от противоположной к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.

      Существуют чистые и много переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. «Любовь исчезает, когда перестает надеяться или бояться», — говорил Ларошфуко. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной или продолжение отношений на ином уровне. Так, познание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.

      Любовь это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

      Трехкомпонентная теория любви Стернберга

      Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих.

      Первая – это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.

      Вторая составляющая любви в теории Стернберга – страсть. Страсть приводит к половому влечению и сексуальному возбуждению.

      Третья компонента – решение/обязательство. Эта составляющая имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект – обязательство сохранять эту любовь. Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

      Результаты сочетания компонент любви по Стенбергу

      1. Симпатия (только интимность) – один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

      2. Безрассудная любовь (только страсть) — объект любви, как правило, идеализируется;

      3. Пустая (придуманная) любовь (только компонент решения/обязательства) — в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком;

      4. Романтическая любовь (интимность и страсть) — любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

      5. Любовь в браке (интимность и решение / обязательства) — длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечения на стороне);

      6. Бессмысленная любовь (страсть и обязательства) — «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

      7. Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства) — «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее».

      8. Нелюбовь (отсутствие всех компонентов) — деловые отношения.

      И.С. Кон [1989] выделяет шесть видов любви:

      эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;

      гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;

      любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. Последнее выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать;

      прагматическую любовь — любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта;

      бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли «дающего», ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей;

      любовь-манию — иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».

      Супружеский уровень любви начинается с момента, когда два человека — мужчина и женщина — создают семью и принимают решение быть вместе. Особенности этого уровня: — стержнем супружеских отношений является умение дружить. Брак тем крепче, чем успешнее супругами был пройден второй этап; — супружеская верность – основа благополучного брака. Супружеская любовь предназначена только одному человеку, в то время как дружеская – всем людям. — супружеская любовь отличается от уровня дружбы готовностью отдавать больше, большей посвященностью друг другу; — особенность этого этапа – возможность постигать особенности мужской и женской природы и учиться достигать абсолютного единства, что и является целью этапа супружеской любви.

      Каждый из нас не просто человек, он мужчина или женщина. Важно, чтобы человек смог реализовать себя как: _мужчина или женщина (мальчик – юноша – мужчина, девочка – девушка — женщина); _муж или жена; _отец или мать.

      Одна из ответственностей мужа и жены – помочь друг другу стать счастливыми, т.е. помочь реализовать свою природу, достигнуть максимума как мужчина или как женщина. Надо понимать, что мы выражаем любовь так, как сами чувствуем, а надо узнать, что ожидает от нас супруг.

      Языки любви: 1) важны слова — хвалить; — одобрять; — поддерживать; 2) конкретная работа — помогать; — находиться дома; — делать много в доме; 3) совместное времяпрепровождение — проводить много времени вместе; — общаться; — вместе что-то делать 4) подарки (в любой форме).

      Не мудро любить человека как мы хотим, надо – как он хочет. Тогда он сможет почувствовать себя счастливым. Социальная психология, определяя, что такое любовь, выделяет понятия межличностного влечения, физической близости, физической привлекательности, сходства и комплементарности (дополнительности). Каждое из этих понятий тем или иным образом определяет возможность возникновения чувств, симпатий, любви между людьми.

      Межличностное влечение Влечение, которое один человек испытывает к другому, зависит от многих факторов. Однако, как полагают некоторые психологи, взаимное влечение двух людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами

      Физическая привлекательность Коль скоро знакомство состоялось, физически привлекательный человек чаще всего начинает восприниматься как личность, превосходящая других по честности, уму, одухотворенности. Тенденция приписывать завидные личностные качества «красивому» человеку присуща даже детям дошкольного возраста; они, например, обнаруживают склонность считать маленьких мальчиков с непривлекательной внешностью агрессивными и недружелюбными.

      Сходство и комплементарностъ Комплементарность (от латинского complementum — дополнительность) в данном случае означает своеобразный тип взаимоотношений двух людей, когда индивидуальные особенности одного идеально дополняют индивидуальные особенности другого. Это, грубо говоря, отношения вилки и розетки. Или ключа с замком. Комплементарны говорун и слушатель, любитель покушать и любитель готовить, лидер и ведомый. Гармоничная пара наверняка комплементарна. Как правило, человек испытывает большее влечение к тем людям, которые сходны с ним самим по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам и взглядам. Люди, взаимное влечение которых основано на противоположных свойствах, встречаются реже. Тем не менее комплементарность потребностей оказывается важным фактором стабильности связей между людьми, которые первоначально выбрали друг друга по взаимному сходству. Таким образом, если сходство имеет важное значение для установления отношений, то для их продолжения, похоже, необходима комплементарность.

      studfiles.net

      Теории любви психология

      Итак, некоторые авторы (Кеслер, Фрейд, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признак неадекватности. З. Фрейд и В. Рейк рассматривали «любовь» как отраженное восприятие собственных недостигнутых идеалов в партнере. Приведем для примера разработку теории любви отечественного автора, так называемый «синтаксис любви».

      Теория любви А. Афанасьева. «Любовь» — это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»).

      Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. «Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума». Что-то в психике человека является сильным, достаточным, жизнетворящим, а что-то слабым, недостаточным, ущербным, требующим дополнения и развития. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций.

      Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

      Эрос — любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь — зависть — ненависть.

      Фея — любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете, оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.

      Агат — любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.

      Любовь — нормальное чувство адекватной личности. Однако для большинства психологов «любовь» — вполне нормальное чувство адекватной личности.

      Винч связывает это явление с воспитанием: «Индивиды могут быть овеяны такой любовью, которую им необходимо излить другим. » Гринфильд считает, что «любовь» — «поведенческий комплекс, функцией которого является, управление индивидами» в обществе, выполнение определенной социальной роли («муж-отец», «жена-мать»).

      По мнению Вальстера, «любовь» объясняется сильным физиологическим возбуждением. Источником любви могут являться также и несексуальные стимулы (темнота, опасность). Теория социальных норм рассматривает в качестве источников любви внутричеловеческую эмоциональную зависимость, которая воспитывалась у нас в обществе, «любовь и брак все еще признаются за традиционную ценность, мы программируем этот путь с рожденья и поэтому принимаем невротическую потребность в любви за естественную человеческую потребность» (любовь целесообразна ввиду продолжения рода и, соответственно, должна быть культурно подкреплена).

      Теория любви В.И. Мустейна. По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл.

      Однако ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь.

      Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров.

      Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности.

      Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности, на «постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию». Результат каждой стадии и их последовательность не изучены.

      Теория любви Дж. Ли (стили и цвета любви). Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, это встреча с партнером, который бы разделял наши представления, наши мнения, наши взгляды на жизнь.

      Теория любви Р.Дж. Стернберга (треугольная любовь). Роберт Дж. Стернберг предложил свою теорию любви — треугольную. По его словам, «она называется так потому, что подтверждает, что любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника».

      Три вершины — это:

      · Интимный компонент (наличие близких взаимоотношений): желание повысить благосостояние любимого человека, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, возможность рассчитывать на любимого человека, когда это необходимо, взаимопонимание, умение делиться своей собственностью с любимым человеком, получение и оказание духовной поддержки, сексуальные отношения, значимость любимого в жизни;

      · Компонент страсти включает романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт; как дополнительные потребности — чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореализация;

      · Компонент решения/обязательства включает два аспекта — решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать эту любовь (длительные отношения).

      Если проанализировать все возможные комбинации выше перечисленных компонентов, получится 8 подгрупп, образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

      · Симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

      · Безрассудная любовь (только страсть); любовь — «наваждение»; объект любви, как правило, идеализируется; всепоглощающая любовь (время, энергия, побуждения подчиняются страсти); «. эта любовь, в большей степени, — проектирование нужд любящего, а не подлинный интерес»; обычно асимметрична;

      · Пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией (асимметрия усугубляется чувством вины);

      · Романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

      · Любовь в браке (интимность и решение/обязательства); длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечений на стороне);

      · Бессмысленная любовь (страсть и обязательства); «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

      · Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;

      · Нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.

      Теория любви Р. Мея. Р. Мей указывает, что на Западе традиционно выделяют 4 типа любви:

      · Секс, вожделение, либидо;

      · Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству — высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;

      · Филея, или дружба, братская любовь;

      · Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.

      Чувство подлинной любви у любого человека является смесью (в различных пропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос (жизнетворящая смыслообразующая сила-энергия, движение, стремление вперед) спасает секс (удовлетворение физиологической потребности, затухание желания, апатия) от саморазрушения.

      Но эрос не может существовать без приязни (филии), братской любви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было бы невыносимым, если бы оно никогда не прерывалось. Приязнь — это расслабление в присутствии любимого человека, основанное на признании в другом человеке человека; это состояние, когда нам нравится быть с другим, нравится ритм его походки, голос, все существо другого. Это придает эросу широту, дает ему время для развития, время глубже пустить свои корни. Приязнь не требует от человека каких-то определенных действий ради любимого, кроме признания значимого другого, пребывания рядом с ним и переживания совместной радости. Это дружба в самом ее простейшем и непосредственном проявлении. Филия, в свою очередь, предполагает агапе.

      Автор определяет агапе как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстную любовь, подобную любви Бога к человеку. Однако агапе всегда несет в себе риск покровительственного отношения (это необходимо и можно принять).

      Любому виду любви сопутствует обнаружение смысла жизни, ведь любовь, в каком бы виде она ни предстала, и есть смысл жизни.

      Рассмотренные исследования любви и основанные на них теории любви привлекают интерес не только психологов, но актуальны для каждого человека. Причем любовь как абстрактна, так и конкретна; как бесконечна, так и мимолетна; как физиологична, так и духовна. Предмет психологии Любви для исследования многогранен, противоречив и бесконечно труден, но и манит щедрым вознаграждением для ученого и обычного человека.

      studbooks.net

      Эта статья продолжает цикл, в котором я рассказываю о том, что думают о любви психологи и другие люди. Начало — в статье «Психология о смысле и функциях любви».

      В любви особенно поражает многообразие ее видов и форм. Попытки выполнить классификацию видов любви предпринял еще один из последователей Дионисия (ученика апостола Павла) – Максим. Он выделяет пять видов любви:

      1) «ради Бога» — так добродетельный человек любит всех людей;

      2) «по естеству» — любовь между родителями и родственни­ками;

      3) «из тщеславия» — прославляемый любит прославляемого;

      4) «из корыстолюбия» — так любят богатого за раздаваемые им дары;

      5) «из сластолюбия» — плотская любовь, не имеющая целью родить ребенка.

      Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюб­ляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сек­суальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). Любовь, по Каслеру, – это совокупность эмо­ций, среди которых ведущую роль играет страх потери источ­ника удовлетворения потребностей. Влюбленность, конституируемая постоянным страхом потерять, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного Каслер связы­вает с благодарностью человека за удовлетворение по­требностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, сво­бодный человек не испытывает любви.

      Гозман приводит схему характеристики диадических моделей отношений по Т. Кемперу [1].

      Социально-интерактивная теория эмоций Т. Кемпера утверждает, что в развитии любых взаимоотношений значение имеют два фактора:

      1. власть – способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь;

      2. статус – желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта (то есть, положительное отношение партнера).

    8. Харизматическая любовь. При этом типе отношений один из партнеров обладает статусом и властью, а другой имеет только статус. Таковы, например, отношения учителя и ученика.
    9. Измена. Тип отношений, при котором один из партнеров имеет власть и статус, а другой – только власть.
    10. На основании этой модели конкретные отношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи указанных типов, поскольку реальные отношения носят комплексный характер. Эта типология любви, отличающаяся ясностью, является, тем не менее, довольно абстрактной и неполной. Два элементарных фактора, власть и статус очевидно, недостаточны для выявления и разграничения всех тех многообразных отношений, которые принято называть любовью. Пара власть – статус весьма при­близительно характеризует отношение любви, а иногда даже отождествляет его с какими-то иными отношениями людей.

      А. А. Ивин приводит концепцию девяти ступеней, или форм, любви. Две особенности – широкое истолкование любви и про­тивопоставление конкретных, противоположно направлен­ных влечений – положены Ивиным в основу типологии любви. Автор представляет любовь в виде ступеней, или «кругов». Каждый из кругов включает в чем-то близкие виды любви, а движение от ядра к периферии подчиняете определенным принципам.

      Второй «круг» любви – это любовь к ближнему. Она включает любовь к детям, к родителям, к братьям и сест­рам, членам семьи и т. д. Принцип «люби ближнего свое­го как самого себя» говорит о справедливости, взаимном уважении прав и интересов близких людей. Любовь к ближнему – лучшая проверка любви к человеку. В люб­ви к ближнему особое место занимает родительская лю­бовь и любовь детей к родителям.

      Третий «круг» любви – любовь к человеку, по поводу ко­торой еще в древности было сказано, что она бывает толь­ко большая, нет маленькой любви. Такая любовь включа­ет отношения к каждому иному человеку, независимо от каких-либо дальнейших его определений. Это, в частно­сти, любовь к будущим поколениям и связанная с нею от­ветственность перед ними. Ведущий принцип такой люб­ви прост – нужды будущих людей столь же важны, как и нужды современных.

      В пятом «круге» – любовь к природе, в частности «кос­мическая любовь». Ивин понимает под космической любовью чувство, направленное на мир как целое, оно говорит о единстве человека и мира, об их слитности и даже взаимовлиянии.

      Шестой «круг» – любовь к истине, любовь к добру, любовь к прекрасному, любовь к справедливости.

      Восьмой «круг» – любовь к игре, любовь к общению, любовь к собирательству, любовь к развлечениям, к постоянной новизне.

      В этом движении от первого «круга» любви к ее последнему «кругу», от ее центра к периферии достаточно отчетливо обнаруживается некоторая направленность. Прежде всего, по мере удаления от центра уменьшается эмоциональная со­ставляющая любви, непосредственность и конкретность этого чувства. От «круга» к «кругу» падает также интенсив­ность любви, охват ею всей души человека. Эротическая лю­бовь и любовь к детям могут заполнить всю эмоциональную жизнь индивида. Любовь к славе чаще всего составляет только часть такой жизни. Уменьша­ется от «круга» к «кругу» и количество любви, охватываемое ею множество людей. Эротическая любовь захватывает каж­дого или почти каждого. Бога, истину или справедливость любят уже не все. С уменьшением непосредственности и конкретности любви растет социальная составляющая этого чувства. Она присутствует и в любви к себе, и в любви к де­тям, но она гораздо заметнее в любви к власти, любви к сво­боде или к богатству [5].

    11. эрос – страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;
    12. мания – иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;
    13. интимный компонент (наличие близких взаимоотноше­ний): желание повысить благополучие любимого чело­века, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, возможность рассчитывать на люби­мого человека, когда это необходимо, взаимопонимание, умение делиться своей собственностью с любимым человеком, получение и оказание духовной поддержки, значимость любимого в жизни;
    14. компонент страсти включает романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт; как дополнительные потребности – чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореа­лизация;
    15. компонент решения/обязательства включает два аспекта – решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать эту любовь (длительные отношения).
    16. Совершенная любовь, содержащая все три составляющие.

    Одним из фундамен­тальных является вопрос об источнике любви. Любовь как чувство существенно отличается от остальных эмоций. Радость, печаль, гнев, страх – это базовые, дискретные эмоции, потому что они имеют собственные способы выражения, собственные специфические переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством, но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное, более комплексное звучание.

    www.all-psy.com