Материалы для самооценки учащихся

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Методические материалы для учащихся 10–11 классов

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

В пособии содержатся дополнительные материалы и рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий на всех этапах обучения азам финансовой грамотности в старших классах. Особое место занимают тематические задания, головоломки, лабиринты, сценарии обучающих игр, позволяющие мотивировать школьников к обучению финансовой грамотности и помогающие находить решения финансовых задач.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai

содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности

Методические материалы для учащихся 5–7 классов

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, их история, виды, функции;
  • Семейный бюджет;
  • Экономические отношения семьи и государства;
  • Семья и финансовый бизнес;
  • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

В пособии рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособие написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

Пособие призвано помочь родителям учащихся оказать содействие своим детям в освоении курса «Финансовая грамотность». С этой целью в пособие включены материалы по каждой теме, с которой учащихся будут знакомить на занятиях в школе. Знание этих материалов поможет родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по тематике финансовой грамотности, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai

Методический материал «Формирование самооценки учащихся»

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Воткинска

Волковой Ольги Владимировны .

Формирование самооценки учащихся.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий — влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении.

Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

Основные функции самооценки :

— мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

— проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Таким образом , главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы:

1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания;

2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов;

3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

4. составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

Для формирования адекватной самооценки первоклассников используются следующие формы: «Светофор», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов», «Карточка сомнений» .

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

Эти формы хорошо прописаны в методической литературе.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Во 2 — 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Примеры листов самооценки учащихся на уроке.

Ф.И. ученика _____________________________________

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

могу похвалить одноклассников за то, что .

больше всего мне понравилось .

особенно хорошо мне удалось.

свой результат могу оценить как.

1. На уроке я работал

2. своей работой на уроке я …

3. урок для меня показался

5. мое настроение

6. материал урока мне был

7. домашнее задание мне кажется

По русскому языку и математике учащиеся могут оценивать по образцу учителя, ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

infourok.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ

Просмотр содержимого документа

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ »

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ

Одной из важных задач школьного образовательного процесса является диагностика достижений учащихся. Рост эффективности обучения напрямую связан с изменением качества оценки успехов детей.

В своей работе я использую различные методы, формы, способы измерения, и самый "видимый" показатель этого — портфолио, в который и попадают все работы ребенка. Портфолио — это способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в различных видах деятельности (учебной, творческой, социально-коммуникативной) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Систематическая работа с детскими портфолио в начальной школе помогает мне, родителями и младшими школьниками решать важные задачи:

— своевременно отмечать успехи каждого учащегося;

— проследить индивидуальный рост успешности учащегося;

— формировать самооценку учащегося; — учить ребёнка добиваться решения поставленных задач.

Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно, и о назначении и функциях проверки. В образовательной системе сейчас происходит смещение акцентов с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими.

При составлении контрольно-диагностических заданий я учитываю ряд дидактических требований:

— задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников;

— построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности;

— ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения, а также содержать отсылки к изученному ранее материалу.

Работа с контрольно-измерительными материалами является для меня хорошим инструментом для диагностики причин затруднений каждого ученика, позволяет эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредотачиваться.

Рассмотрим систему работы с контрольно-измерительными материалами в 3 классе на примере изучения предметной области "Математика". Класс работает по программе "Школа России".

В начале года, 10 сентября, проводится входящая проверочная работа (итоговая для 2 класса). Результаты работы заносятся в сводную таблицу и в "Таблицу индивидуальных достижений по математике" (хранится в портфолио ребенка). На основании сводной таблицы по классу я определяю темы, требующие более глубокого повторения.

В процессе изучения темы я регулярно наблюдаю за усвоением учащимися изучаемого материала. Только систематически осуществляя проверку понимания детьми объяснений, проводимых учителем, усвоения новых знаний, уме­ний применять полученные знания в разных условиях. Постоянно отсле­живая ход формирования необходимых навыков, я смогу вовремя внести соответствующие коррективы в работу и устранить про­белы, обнаруженные в подготовке детей. Начиная изучать новую тему, дети ставят себе цели, которых достигнут, изучив тему. Цели записываем в "Тетрадь правил". Усвоение материала я контролирую в основном с помощью "Проверочных работ" автора С.И. Волковой. Дети выполняют работу за 5-7 минут в тетрадях на печатной основе. Проверка идет сразу же на уроке. Работу может проверять как сам автор, так и другой учащийся. Ребенок проверяет работу с помощью красного карандаша и оценивает работу, но не баллом, а цветом: зеленый — работа удалась, желтый — есть ошибки, красный — работа не выполнена. Результаты работ заносятся в "Таблицу индивидуальных достижений по математике". Так же пишутся самостоятельные и проверочные работы, которые проверяет учитель. Результаты вносятся в "Таблицу индивидуальных достижений по математике" и сравниваются с результатами самопроверки.

Так же хотелось бы отметить такой вид быстрой проверки, при котором задания составляют сами учащиеся. Этот вид работы стимулирует детей к внимательности, аккуратности в оформлении и стремлении сделать задание максимально интересным. Хотелось бы отметить, что даже "слабые" ученики с удовольствием составляют задания для других детей и в процессе составления дополнительно повторяют материал, что помогает им лучше усвоить тему.

В процессе изучения темы часть учащихся выражает желание изучить данную тему более глубоко. Ребята делают проектные работы по изучаемой теме, которые защищают перед классом. Проектная деятельность помогает мне работать с "сильными" учениками, но так же помогает "слабым" достигать успеха (хорошие и отличные отметки и одобрение классом хорошо выполненной работы).

В конце изучения темы проводится контрольная работа. Лучших результатов дети достигают, если за несколько дней до контрольной работы дать им задание "Придумай свою контрольную работу". Также проводится анализ достижения целей, поставленных при изучении данной темы — достигнута ли цель или надо дополнительно поработать. В конце года, 15 мая, проводится итоговая работа за весь год. Результаты работы заносятся в сводную таблицу и в "Таблицу индивидуальных достижений по математике". В конце года в "Таблице индивидуальных достижений по математике" видны достижения ребенка при изучении предметной линии "Математика". Можно сравнить его успехи при изучении различных тем.

Работа с контрольно-измерительными материалами и портфолио неразрывно связана с самоконтролем и самооценкой. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.

Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами, — конкретно – данными или существующими в сознании.

Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом. В случае если не совпадает с образцом, ученик еще раз возвращается к условию задачи, анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления обучающихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки, обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

kopilkaurokov.ru

«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения»

«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения»

Целью проведения семинара является осознание значимости самооценки и самоконтроля- как факторы повышения качества знаний уч-ся, повышения уровня мотивации учения.

1) определения места самооценки и самоконтроля в урочной системе, функции контроля;

2) овладение способами проведения самоконтроля и самооценки в различной учебной деятельности;

3) составление модели выпускника школы.

Работая над формированием мотивации учения школьников, я провожу учение самооценки, самоконтроля учащихся с целью:

формировать представления учащихся о себе, на осмысление собственных знаний и поступков, умение осознать ход своей деятельности, анализировать свой ответ, помогать корректировать самооценку.

Центральным механизмом, регулирующим взаимоотношение личности и окружающего мира, является самооценкой человека-представление о самом себе, образ самого себя, образ «Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется во всём: в одежде, в походке, характере общение с людьми, отношениях собственным привычкам и т.д.

Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Человек, который боится результата, ещё не достигнув его. боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме.

Он в большой степени переживает, чем рассуждает.

Детям с адекватной самооценкой свойственна активность, находчивость, бодрость, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в конкурсах, не обижаются, если они оказались проигравшими не дразнят других в случае выигрыша.

Детям с заниженной самооценкой свойственно пассивность, мнительность, повышенная решимость, страх перед учителем и одноклассниками, обидчивость.

Они не хотят участвовать в мероприятиях, потому что боятся оказаться худшее других,

а если участвуют в них, то часто стараются быть не заметными. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общение с одноклассниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удаётся.

При завышенной самооценки дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «я самый лучший на свете (красивый, сильный)».

Такой ребенок порой бывает агрессивный по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидером. Результаты проведения исследований показали, что из 39 опрошенных учащихся 8 и 9 классов заниженная самооценка у 17, завышенная у 22.

Большинство педагогов единого мнения, что, чтобы осуществлять самоконтроль, школьникам с начало следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Отсюда на данном этапе обучения основным методам формирования самоконтроля и самоанализа является наблюдение и коррекция со стороны учителя. Если ученик достаточно быстро извлекает из памяти знания, которые требуются в той или иной ситуации, и осознает это, то у него развит механизм самоконтроля. Если уч-ся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Если уч-ся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которую нужно, и не осознает этого, тогда механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае, нужно помощь от учителя или учащихся.

Психологом школы было проведено исследование мотивов учения среди уч-ся 5-8 классов. В результате исследования установлено, что в пятых классах преобладает социальный мотив учения, т.е. еще и желание узнать новое, проявить себя. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится в подростковом возрасте.

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроках, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовое решение с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, характер их мышления, тяга к самостоятельности, готовности их включаться в разные виды деятельности на уроке.

Прежде чем попытаться сформировать или воспитать в наших учащихся что-либо, мне пришлось проанализировать свою работу.

Оказалось, что работа над постепенным формированием у учеников навыков самоконтроля и самоанализа ведётся давно и всеми. Возможно, иногда не до конца осознано, недостаточно систематически, или не слишком методически разнообразно, не всегда хватает теоретической базы, но важность и необходимость подобной работы очевидна.

Поэтому приглашаю вас к активному участию, предлагаю работу в группах по проблеме: внести предложение по формированию навыков самоконтроль и самоанализа в соответствии с предложенными методами:

I г руппа – на самоподготовке (дом.задание)

II группа – во внеурочной деятельности.

III группа – на уроках

(подведение итогов работы групп. Выступление представителей групп)

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на самоподготовку.

Цель: формирование навыков осознанной и самопроверки домашнего задания.

— приход на самоподготовку с чётно формированным и записанным в дневнике домашним заданием;

— выполнение дом задания по памятке, или по алгоритму выполнения работы;

(применения схем, графиков. ответов на контрольные вопросы )

— Распределение времени на выполнение домашнего задания;

а) проверка по образцу (фиксирование в таблице результатов выполнения )

б) самостоятельно нахождение ошибок;

в) указание на ошибку учителем;

г) взаимопроверка работ.

Фиксирование в таблице результатов выполнение своей работы (на листке самоконтроля, самооценки ) или (на оценочном листе)

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля в свободной деятельности.

( В каждой школе имеют место свои традиции, законы, которые способствуют формированию навыков самоанализа и самоконтроля, это работа совета старшеклассников, дни самоуправления, дежурство, тематические классные часы, проведения совместных конкурсов и т.д.)

Использование различных форм деятельности в первую очередь наверно создать условия для активной деятельности учащихся, заинтересовать их работой, активно включить их во все формы занятий, с использованием подвижных игр, Командных форм деятельности, с использованием интервью, соревнований, выпуском стен газет, брошюр и т.д. Главное в этой среде, что бы каждый ученик реализовался как участник. Необходимо создать условие для психической разрядки учащихся.

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на уроке.

— извлечение основного содержания темы самим учеником

— точная формировка мыслей

— уметь строить логическую последовательность при решение примеров и задач (т.е. соблюдать ход решения с использованием формул, правил, понятий т.д.)

— решение примеров и задач разными способами, методами (составление таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

-решение разно уровневых задач (от простого к сложному)

-выявление типичных ошибок, работа над ними в рамках изучения новой темы, самостоятельная формулировка вопросов которые интересуют ученика, коррекция и контроль в ходе проведения итоговой работы на уроке.

Для того, чтобы чётко представлять позицию учителя и ученика по форм. Самооценке и самоконтроля предлагаю вашему вниманию следующий алгоритм №1.

Важную роль в системе оценки учебных навыков играют следующие критерии ; которые отражают основные цели обучения математике.

Такие критерии являются:

— развитие математического мышления (оригинальность мышления, рациональность)

— формирование умение решать задачи и доказывать теорему

— формирование умение исследовать проблемы, применять разные способы решения

— формирование умение четко и аргументировано излагать свою мысль

— развитие коммуникативных умений ( уметь работать в малых группах, умение выступать в группе )

— формирование письменного математического языка (грамотное оформления задач и доказательств теорем, умело использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.)

— формирование умение самоконтроля и самооценки (умение работать над ошибками самокритичность, правдивость в оценке своих способностей)

Контроль и проверка задания, умений и навыков уч-ся выполнять три основные функции, контролировать обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция связана с выявлением состояние знаний, умений и навыков учащихся. Обучающая функция состоит в повышением качества их знаний. Все надо организовать так, чтобы проверка знаний была полезна для всего класса. это значит, что для основной массы уч-ся получены знания должны быть включены в новые связи и исследования, а слабым ученикам создаются условия для дополнительной проработки материала с целью его условия. Воспитывающая функция проверки заключается в приучении учащихся к систематической работе, а также в развитии навыков самоконтроля и самооценки, без которых успешное продвижение ученика в познавательной сфере едва ли возможно. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, который способствовал повышению качества знаний школьников и укреплению их веры в свои силы.

Допустим по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 классе я использовала следующий лист самоподготовки за ЗУНами. (см. приложение)

По данной таблице видно что западает у учащихся, критерии сформированности знаний и умений навыков и степень их усвоения.

Здесь же по таблице можно выявить степень подготовленности класса по теме, по разделу, можно поставить задачу на самоподготовку.

По такой же таблице можно представить картину по подготовке к контрольной работе.

Дети делают вывод о том, что нужно повторить, просматривают соответствующие задания в учебнике, в тетради и ставят задачу на самоподготовку, вместе с учителем делают вывод о возможности выхода на контрольную работу.

А учитель по такой таблице может прогнозировать результат контрольной работы, владея информацией, и имеет возможность влиять на уровень обученности более эффективно, а ученику представляется возможность увидеть себя со стороны, сделать выбор и влиять на процессе саморазвития.

В целом данная работа позволяет сформировать желаемый модель выпускника школы.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ1 ЭТАП. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.Для этого учитель должен:– показать учащимся, что любое обучение – единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени его усвоения, т.е. контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения;– ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки, знаний, умений и навыков;– сообщать учащимся после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;– выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;– просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;– просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;– научить учащихся пользоваться различными видами проверки

.2 ЭТАП. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищейДля этого учителю необходимо:– практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ;– в процессе взаимопроверки учить сверять ответы, искать ошибки, объяснять их друг другу;– сориентировать обучающихся на то, что цель работ по взаимопроверке не только в получении отметки,сколько в выяснении насколько правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно в нейориентироваться, анализировать чужую работу;– необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками, с последующим совместным обсуждением всем классом;– предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, высказать свои соображения по поводу ответа и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант;– стимулировать постановку вопросов учителю, контроль за деятельностью учителя.

3 ЭТАП. Ученик должен научиться освоению навыков самоанализа и самоконтроля, осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекциюДля этого учитель должен:– приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, находить ответы на вопросы в учебнике;– вырабатывать привычку проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы;– не торопиться с выставлением отметки, если решение неверно, а дать возможность найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то можно и не снижать оценку;– предлагать работать по карточкам, где с одной стороны задан вопрос, а с другой – записан правильный ответ. Ученик самостоятельно сверяет свою работу с предложенным эталоном, фиксирует свои ошибки;– вывешивать в классе таблицу сдачи зачетных и письменных работ и приучать решать проблемы на консультациях;– приучать самостоятельно оценивать трудность работы, находить объекты, в которых допускаются ошибки, анализировать свои затруднения и решать, что необходимо сделать, чтобы повысить свой уровень;– формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, правильно выбирать свой уровень сложности работы. Предварительно следует сообщать критерии оценки и требования к выполнению задания.

predmet.kz

Презентация к уроку на тему:

Формирование самооценки учащихся

Приемы и методы выработки самоанализа учащихся

на тему: «Выработка самооценки учащихся начальных классов»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик . Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

— констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

(4 слайд) Приёмы выработки самооценки.

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор» .Одной из его разновидностей является применение трёхцветных сигнальных карточек.

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

3. «Экран настроения»

Ещё одной разновидностью говорящих рисунков является экран настроения Каждый ребёнок в конце урока или рабочего дня помещает свою фотографию под смайликом, который соответствует его успешности. Под пустым смайликом помещают фотографии те дети, которые не смогли оценить своё настроение.

4. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил .

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок : яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь .

7. «Карточка сомнений»

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

8. Пометки при работе с текстом.

9.Алгоритмы устной самооценки

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

10. Листы индивидуальных достижений.

— заполняется самими учащимися и находится в «Портфолио», в ней учащиеся помечают разными цветами уровень своей успешности по каждому предмету

Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».

Использование перечисленных приёмов и методов даёт положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

— осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

— повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

самооценка и самоконтроль постепенно переходят во вне учебную деятельность;

— в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

— дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

— уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

— умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я».

Следовательно, обучение с формированием самооценки оказывает положительное влияние на личностное развитие учащихся

Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

nsportal.ru

Презентация к уроку (1 класс) по теме:

Формирование самооценки учащихся

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников

Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

Традиционная «пятибалльная» система:

не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.

затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

Необходима новая система оценивания, которая:

не имеет травмирующего характера;

сохраняет интерес к обучению;

снижает психологический дискомфорт, тревожность;

создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Новая система оценивания должна:

развивать у школьников умение

1) проверять и контролировать себя,

2)критически оценивать свою деятельность,

3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

II. 11 лет назад в нашей школе начался эксперимент по безотметочному обучению в начальных классах.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Основные принципы безотметочного обучения

Критериальность — содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. (Критерий – это признак, на основании которого производится оценка чего-либо).

Приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценки предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Самооценка должна предшествовать учительской оценке

Гибкость и вариативность – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика.

Естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

1) Учебная задача — это то, что ученик должен был освоить.

2) Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3) Действие контроля — это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4) Действие оценки — определение того достиг ли ученик результата или нет.

Ю.К. Бабанский определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к одному из методов развивающего контроля. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля. К приемам самоконтроля известный педагог относит:

-умение составлять самостоятельно краткий план текста после прочтения учебника

-пользуясь этим планом пересказывать основные мысли текста

-уметь составлять план ответа в виде контрольных вопросов по тексту

-уметь проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних математических действий другими (обратными)

-уметь оценивать жизненность полученного результата

Уметь подходить к решению результата различными способами

-уметь с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания слов, постановку ударения и т. д.

-производить самопроверку и взаимопроверку письменных работ

А.В. Захарова определяет самооценку «как оценку человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности».

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.

Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.

При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Обучающая функция — заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция — стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция — связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной — залог успешности ученика.

Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

что нужно оценивать,

какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Для контроля необходимо знать алгоритм действия, прием работы при выполнении задания. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

-обеспечить произвольность внимания

-оперативное видение ошибки

Обеспечить качество усвоения

1.Проверка (сличение с образцом (орфографическое прочтение, выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.)

Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания букв (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке таблицы сложения (реши, а потом проверь себя по таблице)

2.Вернуться к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.

6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

7. В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»

В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

-Какие цели были реально достигнуты?

-Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

— Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя?

-Как ты сможешь проверить себя сейчас?

-На что будешь опираться?

-Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

-Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

-Какую задачу можно для себя поставить?

-Как бы вы оценили свою работу?

-Как справился с этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Остановимся подробнее на критериальном оценивании.

Содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1.оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2.работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы, поэтому вы можете использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании).

эталон известен учащимся заранее;

разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

Критерии не должны быть спущены сверху

Они должны быть четкими, ясными, понятными

На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

-Что будем оценивать?

-Как будем оценивать?

-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

-Кто смог себя оценить?

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирует оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.

«Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Сережи был правильным: он верно дал определение прилагательного, сказал, как оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном числе. Ответ был неполным: Сережа не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не приводил свои примеры».

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Критерии оценки ответа на тему:

Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или орфографической задачи или вида языкового разбора)

Критерии оценки «ответа-действий» (т. е. ответы, в которых важна последовательность действий)

1.Правильность выполнения каждого действия

2.Соблюдение нужного порядка действий

Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову лес»

Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес

Количество подобранных слов.

Таким образом для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.

Инструментом оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:

-оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;

соотносить свою оценку с оценкой учителя;

договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

— красный – я не знаю, прошу помощи,

— синий – сомневаюсь, не уверен,

— -зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Контрольная работа оценивается уровневой отметкой: в, с, н. Если ребенок желает исправить оценку, он имеет право переписать контрольную работу.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

— позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;

— носит информативный характер;

— способствует формированию позитивной самооценки.

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе

1. Смотреть на говорящего.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

Умение прочитать стихотворение

1.Все слова должны быть понятны.

2. Выделение голосом знаков препинания.

3.Должно быть все слышно.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

3. Можно ли считать ответ убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Предлагаем вам составить в группах критерии для оценки группы.

Критерии оценки работы в группе

Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение

Наша школа работает по УМК «Школа 2100». Авторы уМК разработали правила формирования с/о, которые пришлись нам по душе, и мы начали использовать их в работе.

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ «САМООЦЕНКА»

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки

1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения с/о (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).

2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма с/о легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Формирование умения самооценки (окончание)

3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.

Использование сформированного умения самооценки (начало)

1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Использование сформированного умения самооценки (окончание)

3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Мы занимаемся на уроках формированием с/к и с/о. Помогают ли нам в этом учебники? И способствуют ли задания в контрольных и проверочных работах самоконтролю и самооценке выполняемых детьми заданий?

Если такие задания есть, то это, конечно, большая помощь для учителя. А если нет, то учителю приходится дорабатывать задания учебника и проверочных работ.

Предлагаем задания по группам, посмотреть учебники и тетради, есть ли в них задания для с/к и с/о. Если есть, привести примеры, если нет, на примере одного задания составить такие вопросы.

Формирование мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе нашей методики и с использованием рабочей тетради самоконтроля и самооценки способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности. Во-вторых, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности

учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.

nsportal.ru