Как повышать самооценку у ребенка

Как повысить самооценку у ребенка

Заниженная самооценка становится первопричиной всевозможных комплексов и в дальнейшем ведет к новым и новым неудачам, тем самым замыкая круг. Человек корит себя все сильнее и сильнее, и находит все новые и новые причины для того, чтобы считать себя хуже других. Причины такого жизненного сценария кроются в детстве, поэтому задача родителей выявить склонность ребенка к заниженной самооценке и повысить уважение ребенка к себе самому.

Выявить заниженную самооценку у активного ребенка проще, чем у меланхолика, так как поведение активного ребенка меняется кардинально при осознании неудач. Он замыкается в себе, теряет «боевой настрой», хуже засыпает. Ребенок со склонностью к меланхолии впадает в такие состояния беспричинно и они не являются признаком заниженной самооценки. Предложите ребенку нарисовать человека или животное на листе бумаги. Этот тест используется психологами для глубокого изучения душевного состояния ребенка, его темперамента и наклонностей. Вам же просто нужно обратить внимание на положение и размер фигуры на бумаге. Маленькая фигура – осознание собственной ничтожности, слишком большая – избалованность малыша, ощущение им себя центром мира. Если фигура расположена ровно посередине листа – у ребенка нет проблем с самооценкой, выше середины листа – самооценка завышена, ниже – занижена.

Если Вы выявили у ребенка заниженную самооценку, постарайтесь помочь ему. Обсуждайте с ним его проблемы. Только делать это нужно деликатно, не задавая прямых вопросов: «Почему ты грустный?», «Что тебя беспокоит?». Попросите малыша рассказать о своем дне, что получалось, а что – нет. Вы поймете по разговору, о каком занятии ребенок говорит неохотно. Это значит, что именно этот процесс не получается у ребенка и ему требуется помощь. Например: у ребенка не получилось слепить из пластилина фигурку животного, у всех в группе детского сада получилось, а у него – нет. Займитесь лепкой вместе, хваля малейшие удачи ребенка. Если все совсем безнадежно, сообщите, что лошадка не получилась, потому что малышу достался кусочек пластилина, из которого мог выйти только такой замечательный динозавр, которого вылепил он. Скажите ребенку: «Лошадки есть у всех, а дракон – только у тебя. Это потому что ты лучше всех!».

Никогда не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, лучше раз за разом показывайте как надо и просите повторить. Не ставьте в пример ребенку других детей: «Маша не ходит по лужам, она хорошая девочка, а ты опять вся испачкалась!». Лучше скажите крохе, что если не ходить по лужам и стараться не пачкаться, то можно выглядеть также красиво как с утра на протяжении всего дня и, тем самым, удивлять всех своей красотой и опрятностью.

Замечайте успехи ребенка и поощряйте их. Если Вы станете воспринимать успехи как должное, но ругать малыша за промахи, то заниженная самооценка станет естественным состоянием ребенка. Заслуживая очередную похвалу родителей, ребенок бросается на новые подвиги. Он знает, что у него все получится, потому что он лучший ребенок на свете, а если и не получится, родители любят его таким, какой он есть. Но у него обязательно все получится!

Понравилась статья? Поделись с друзьями! Просто нажми на значок своей социальной сети.

godovastik.ru

Как повысить самооценку ребенку?

Каждый человек имеет образ собственного «Я». Формируется это «Я» с рождения, и в первую очередь зависит от отношения родителей к нам, и только потом окружающих людей. По мере взросления ребенка, он задумывается «Кто я?», «Какой я?». И в первую очередь его самооценка, мнение о себе складывается их совокупности мнений о нем окружающих людей, о его состоянии здоровья, внешности, недостатках, способностях, характере.

Если над ребенком насмехаются, сосредотачивают внимание на каких-то физических данных (некрасивых по мнению окружающих) , постоянно критикуют, осуждают, обзывают, обвиняют и при этом он не имеет никакой моральной поддержки со стороны родных, подтверждающих что данные действия безосновательны, то его самооценка формируется следующим образом «Я хуже других». Человек с такой самооценкой является постоянной жертвой, которая уверена, что отрицательное отношение к ней окружающих вполне заслуженное, ведь он «хуже других». А если он хуже других, значит, не достоин лучшего. Его «судьба» подбирать то, что осталось от тех, кто лучше, умнее, красивее.

Желаете такой участи своему ребенку? Наверное, нет. Если ребенка обижают в детском саду, школе, или он отказывается по неизвестным причинам идти в школу или сад, если у него нет друзей или он считает себя хуже других детей, необходимо срочно действовать, выяснять причину и повышать самооценку ребенка.

Благоприятная атмосфера в семье, стремление поддержать и понять ребенка, искреннее сопереживание и участие, чувство психологической защищенности — все эти составляющие формируют позитивную адекватную самооценку у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой считает, что он во всем прав. Он стремится управлять другими детьми, видит их слабости, но при этом не замечает своих, часто предвзято относится к другим, перебивает, всеми силами привлекает к себе внимание. От ребенка с завышенной самооценкой вы можете услышать «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети нередко ведут себя агрессивно, унижают достижения других детей.

Если у ребенка занижена самооценка, он, скорее всего не уверен в собственных силах, тревожен. Такой ребенок постоянно думает, что его обидят, обманут, недооценят, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия, всегда готовится к худшему. Он нерешителен, обидчив, стремится к уединению. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. При выполнении любых дел они находят непреодолимые препятствия, настроены на неудачу. Очень часто дети с заниженной самооценкой акцентируют внимание на достижениях других детей, не придавая значения собственным успехам, отказываются от новых видов деятельности из-за боязни не справиться.

Негативная, заниженная самооценка у ребенка крайне отрицательно влияет на полноценное развитие личности. У таких детей имеется опасность формирования установки «Я неудачник», «Я плохой», «У меня ничего не получится».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу любви, честности, сострадания и ответственности. Он чувствует, что его уважают и ценят. Он верит в себя, хотя способен принимать решения, просить о помощи, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а поэтому и готов достойно относиться к окружающим. У такого ребенка отсутствуют барьеры, мешающие ему испытывать различные чувства к себе и окружающим. Он является самим собой и других воспринимает такими, какими они есть.

Умейте правильно хвалить

Огромное значение в формировании самооценки ребенка имеет одобрение со стороны взрослого, его заинтересованное отношение, поддержка, похвала и поощрение — они формируют нравственные привычки поведения, стимулируют деятельность ребенка. Если ребенок в процессе деятельности не получает своевременного одобрения, он становится неуверенным в себе.

Понимая, какое огромное значение для ребенка имеет похвала, ей нужно пользоваться очень умело. Так, автор книги «Нестандартный ребенок», Владимир Леви рекомендует не хвалить ребенка в следующих случаях:

  • За достигнутое не собственным трудом — умственным, физическим или душевным;
  • Не хвалят красоту, здоровье. Все природные способности, в том числе и добрый характер.
  • Случайная находка, одежда, вещи, игрушки.
  • Не хвалят ребенка с целью понравится ему.
  • За что хвалить и поощрять ребенка?

  • Помните, что абсолютно все дети имеют талант. Родителям следует внимательнее присматриваться к ним, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке и развивать его. Поощряйте любое стремление ребенка к развитию и самовыражению.
  • Поощряйте любое стремление ребенка к развитию и самовыражению. Ни в коем случае не говорите ребенку, что ему не стать великим художником, боксером или танцором и т.д. Данными фразами вы отобьете у ребенка стремление к чему-либо, а так же занизите его самооценку, лишите уверенности в себе и снизите мотивацию.
  • Обязательно хвалите ребенка за любые достижения: за победу на спортивных олимпиадах, хорошие оценки в школе, красивый рисунок.
  • Одним из приемов похвалы может быть похвала за то, что будет или аванс. Одобрение заранее внушит ребенку веру в собственные силы и себя: «Ты почти умеешь это делать!», «У тебя все получится!», «Ты это сможешь!», «Я в тебя верю!» и т.д. Хвалите ребенка утром — это отличный аванс на весь трудный и долгий день.
  • Владимир Леви советует не забывать о внушаемости ребенка. Если вы твердите ребенку: «Из тебя не получится ничего хорошего!», «Ты не исправишься, тебе одна дорога в детдом, милицию, тюрьму и т.д.» , то не стоит удивляться, что так оно и случится. Ведь это самое что ни на есть прямое внушение, и оно действует. Ребенок может принять ваши установки.

    Как правильно наказывать ребенка?

    Формируя нормальную самооценку, очень важно не только поощрять ребенка, но и наказывать. Наказывая ребенка, необходимо придерживаться ряда правил.

    1. Наказание не должно быть во вред здоровью — ни психологическому, ни физическому. Более того, оно должно приносить только пользу.
    2. Если вы сомневаетесь, наказывать ребенка или нет — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно нерешительны и мягки. Никаких «профилактик».
    3. Одно наказание за один раз. Наказание может быть строгим, но только одно за все сразу.
    4. Наказание не должно быть за счет любви. Не отнимайте у ребенка ваше тепло, что бы ни случилось.
    5. В случае проступка, никогда не отнимайте вещи, которые вы дарили.
    6. В отдельных случаях вы можете отменить наказание. Даже если повысил на вас голос или набезобразничал хуже некуда, но при этом сегодня защитил слабого или помог больному. Только обязательно объясните ребенку, почему вы поступили таким образом.
    7. Лучше вообще не наказывать, чем наказывать с опозданием. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, не дают ему измениться в лучшую сторону.
    8. Наказан, значит прощен. Если случай исчерпан, не вспоминайте о «былых грехах». Не мешайте начинать новую жизнь. Вспоминая прошлое, вы сформируете у ребенка чувство «вечно виноватого».
    9. Никогда не унижайте. Если ребенок считает, что вы несправедливо поступили по отношению к нему, наказание может подействовать в обратную сторону.
    10. Ребенка не наказывают в следующих случаях:

    11. Если он болеет или плохо чувствует себя.
    12. Перед сном, после сна, когда он кушает, во время работы или игры.
    13. Сразу после физической или душевной травмы.
    14. Когда ребенок, прилагая искренние старания не справляется с невнимательностью, страхом, раздражительностью, подвижностью и любым другим недостатком.
    15. Когда вам не понятны внутренние мотивы поступка.Когда мы устали, раздражены по каким-то определенным причинам или сами не в себе.
    16. Советы, которые помогут развить адекватную самооценку у ребенка.

      1. Не пытайтесь оберегать ребенка от домашних дел, не решайте за него все проблемы, но в то же время не перегружайте его. Пусть ребенок поможет убрать квартиру, получит удовольствие от сделанной работы, а после чего и заслуженную похвалу. Чтобы ребенок чувствовал себя умелым, ставьте перед ним посильные задачи.
      2. Не стоит перехваливать ребенка, но и когда он этого заслуживает, не забывайте поощрять.
      3. Помните, что для того, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка, как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
      4. Поощряйте инициативу в ребенке.
      5. На своем примере показывайте ребенку адекватность отношения к успехам и неудачам. Ведь согласитесь, есть разница: «У мамы не получился торт — ну ничего страшного, в следующий раз положим большее количество муки». Или «Ужас! Пирог получился не вкусным. Больше никогда не будем его печь».
      6. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравните его с самим собой (тем, каким он был недавно, и какой он сейчас).
      7. Ругать нужно за конкретные проступки, а не, в общем.
      8. Помните, что негативная оценка – враг творчества и интереса.
      9. Рассматривайте с ребенком его неудачи, делая из этого правильные выводы. Расскажите ему что-то на личном примере, так ребенок ощутит атмосферу доверия и поймет, что вы близки к нему.
      10. Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть.
      11. Далее рассмотрим варианты игр и тестов, которые помогут сформировать и поддержать у ребенка адекватный уровень самооценки, а так же определить ее тип.

        Тест «Десять ступенек» или «Лесенка»

        Данный тест можно использовать с трех лет. Вырежьте из листа бумаги лесенку или просто нарисуйте ее. Затем покажите ее крохе, и объясните, что на нижней ступеньке стоят самые злые (плохие, завистливые и т.д.) девочки и мальчики, на второй – чуть послушнее, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самом верху стоят самые воспитанные, добрые и хорошие мальчики и девочки. Удостоверьтесь, переспросив малыша, что он понял расположение на ступеньках.

        А теперь задайте ему вопрос, на какой ступеньке он хотел бы стоять. Пусть поставит куколку на эту ступеньку или нарисует себя на ней. Задание выполнено, осталось сделать выводы.

        Если ребенок ставит себя от первой до третьей ступеньки, то у него заниженный уровень самооценки.

        Если от четвертой до седьмой ступени, то самооценка средняя.

        А если малыш выбрал ступеньку от восьмой до десятой по счету, то самооценка завышенная.

        Обратите внимание, если дошкольник постоянно ставит себя на десятую ступеньку, у него завышенная самооценка.

        Данная игра даст дополнительную информацию о самооценке ребенка.

        Спросите ребенка, хотел ли он иметь другое имя или ему больше нравится свое. Поинтересуйтесь, почему ему не нравится собственное имя, и почему бы он хотел, чтобы его назвали по-другому. Как правило, отказ от своего имени означает то, что он недоволен собой или желает быть лучше, чем есть сейчас.

        Проигрывайте ситуации

        Предложите ребенку ситуации, в которых он должен изображать себя. Ситуации могут быть разные: взятые из жизни или придуманные. Дополнительные роли при разыгрывании могут выполнять родители или другие дети. Иногда стоит меняться ролями.

        Примеры ситуаций могут быть следующими:

      12. В соревнованиях принимали участие ты и твой друг. Первое место занял ты, а друг был почти последним. Помоги успокоить его.
      13. Мама принесла три яблока тебе и братику (или сестричке). Каким образом можно поделить их? Почему?
      14. Дети из твоей группы в детском садике увлечены интересной игрой, ты опоздал. Попроси их принять в игру. Твои действия, если они откажутся принимать тебя.
      15. Такая игра поможет малышу освоить действенные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

        Будьте внимательны к своим детям, хвалите и поощряйте их, проводите вместе с ними больше времени и вы поможете малышу наполнить его жизнь яркими красками и сделать его счастливее.

        СодержаниеКрещение ребенка: в каком возрасте лучше это делать?Если жизнь малыша находится в опасности…Почему разрешается крестить младенцев, если у них еще нет самостоятельной веры?Разрешается ли крестить ребенка в дни поста?Можно ли крестить ребенка зимой?Нужно ли платить за крещение?Обязательно ли называть ребенка по святцам?Где крестить ребенка?Можно ли фотографировать в церкви?Кого брать в крестные?С какого возраста можно стать. . . .

        СодержаниеФизиологические особенности детского снаЭмоциональная перегрузка ребенкаПроблемы со здоровьемПоведенческая бессонницаПерепутал день с ночьюПатологические нарушения снаЧто делать, чтобы ребенок лучше спал? Основные рекомендации Спокойный, хороший сон малыша свидетельствует о его здоровье, и если кроха спит тревожно, часто плачет, просыпается, это настораживает родителей. Особо часто беспокоятся мамы и папы деток, ведь не будучи педиатрами, они не могут быть. . . .

        К сожалению, иногда случается так, что наши детки болеют. И не всегда с тем, что им нездоровится, получается, справиться дома. Приходится идти к педиатрам в поликлинику, а иногда даже проводить с ребенком время в стационаре. Плюс откладывают отпечаток профилактические меры для борьбы с некоторыми болезнями, имеющими эпидемиологический характер — туберкулез, паротит, гепатит, краснуха, корь. Иными. . . .

        СодержаниеПо каким причинам возникает ангина у детей?Когда необходима госпитализация ребенка?Разновидности ангины у детей: По каким симптомам распознать ангину у детей?Как лечить катаральную ангину у детей?Как лечить лакунарную и фолликулярную ангину у детей?Как лечить ангину у детей?Полоскание горла при ангинеМестные средства от ангины детям до трех лет – что нужно учитывать?Жаропонижающие препаратыКогда необходимо сбивать температуру?Какой антибиотик. . . .

        СодержаниеПочему малыш боится какать?Как помочь ребенку справиться с психологическим запором?Задача первая — не допустить повторения неприятных ощущений и боли Вторая задача — дайте малышу уверенность в том, что все будет хорошоВ чем заключается дополнительная помощь при психологическом запоре?Как применять лактулозу для лечения психологического запора у детей? Процесс выздоровления К сожалению, многим родителям приходится сталкиваться с. . . .

        www.narodnaya-meditsina.com

        Самооценка в жизни любого человека играет едва ли не ключевую роль в формировании полноценной личности и в достижении успеха в будущем. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка она, как минимум, не была занижена.

        На что же влияет формирование самооценки у ребенка и как ее повысить, если вы обнаружили, что она довольно низкая?

        Очень часто уровень самооценки формируется с раннего детства и зависит от мнения окружающих, особенно от родителей. Немаловажную роль играют и друзья.

        Если взрослые регулярно указывает на недостатки ребенка, постоянно его критикуют и проявляют недовольство его поведением и способностями, то ребенок в скором времени начинает думать, что он во многом хуже других, у него нет талантов или они недостаточно яркие, а значит не стоит и высовываться с ними и сидеть тихонечко дома.

        Стоит ли говорить, что в будущем достичь существенного успеха у человека с такой самооценкой вряд ли получится.

        Что же делать родителям, если они обнаружили, что у ребенка довольно низкая самооценка?

        Если вы и хотите сделать замечание ребенку, то делайте это исключительно конструктивно. И если вы хотите отругать свое чадо, то задайте себе вопрос, какой окончательной цели я хочу добиться, повышая голос на него: просто покричать и выплеснуть агрессию или все-таки добиться того, чтобы он больше так не делал. Если последнее, то подход должен быть соответствующим. Должна быть аргументированная конструктивная критика и обоснованные замечания, а не просто слова из серии «Я так сказала», «Ты ничего не понимаешь», «Просто прекрати это делать» и т.д.

        Конечно, если только вы сами не «вбиваете» такую мысль в голову ребенка, говоря, что «Одноклассница Катя молодец», потому что она лучше учится, «А Сережа хороший мальчик, потому что помощник» и потому что постоянно ходит с мамой в магазин за покупками, а также держит в идеальной чистоте свою комнату. Для правильной самооценки ребенок должен понимать, что все люди особенные, никто не лучше и не хуже, каждый – индивидуальность со своими способностями и умениям. И важно именно на них акцентировать свое внимание и их развивать, а не зацикливаться на том, чего не умеешь или не дано от природы. Никто и не должен быть одинаковым с кем-то, даже близнецы часто имеют существенные отличие, чего уж говорить об остальных людях, и это правильно и вполне нормально.

        Занятия в спортивных и творческих кружках.

        Чтобы ребенок почувствовал уверенность в себе, стоит отдать его на какие-либо дополнительные занятия. Это могут быть как творческие, так и спортивные, и технические секции. Они помогут добиться успехов в разных областях и развить свои способности. А если ребенок еще и начнет зарабатывать первые места на каких-либо конкурсах и приносить медали, это не только повысит его самооценку, но еще и, возможно, поможет определиться с будущей профессией.

        Как уже говорилось ранее, самооценка ребенка во многом зависит от родителей. Поэтому очень важно оказывать своему чаду всевозможную поддержку, как на словах, так и в делах. Старайтесь всегда принимать сторону своего ребенка, показывайте, что вы с ним при любых обстоятельствах. А если он в чем-то не прав, то стоит объяснить, что вы его, конечно, поддерживаете, но поведение его все-таки стоит скорректировать, потому что есть другие люди, которые тоже живут в этом мире, и нам надо учитывать их интересы и не посягать на их свободу. Равно как и другие не имеют права указывать вашему ребенку, что ему делать.

        Помните, что ваши дети талантливые, особенные и самые лучшие!

        4mama.ua