Самооценка работы на уроке

8. Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества являются анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начата следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.

Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)

Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. В.А. Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

studfiles.net

Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. (См.Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984. С. 364).

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока.(см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

Общая структура урока: К какому типу урока может быть отне сен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли опре делена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

Реализация основной дидактической цели урока.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные опе рации (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществля лись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использо ваны средства развития творческого мышления (элементы проблем- ности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учени ками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело

ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

Воспитание в процессе урока. Были ли полностью исполь зованы воспитательные возможности содержания учебного мате риала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирова ние отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обаспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало вос питанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважи тельного отношения к труду и его результатами к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность уча щихся с позиции реализации принципов обучения? Как использова лась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и ДР-

Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Пол ностью ли были использованы возможности включения само стоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации це-

. лей? Все ли возможное взято учителем иэ демонстраций? До-Т* статочно ли разнообразными были методы и приемы примене-к’ ния знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место на-jj растание степени самостоятельности в системе заданий-задач т — (от заданий на аоспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были аыбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообща место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовал ся конспектом на уроке? Каково было соотношание его органи зующей деятельности и познавательной деятельности уча щихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, запи сывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были ис пользованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельны ми учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)

Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готов ность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими

были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещен ность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, пане лей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена пере мена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. А. В. Сухом-линский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите, чем объясняется целесообразность примене- 1ия урока как основной формы организации обучения в совре менной школе? Сформулируйте основные требования к нему.

Определите, что лежит в основании типологии современ ных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если под разделить их по основной дидактической цели?

Опишите основные типы уроков, другие формы обучения л их структуру?

Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру /рока и покажите ее связь с переменной методической подструк турой.

Посетите в школе 2-3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.

Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

Назовите основные факторы, определяющие эмоцио нальную атмосферу урока.

Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?

10. Дайте характеристику системы уроков по теме и опреде лите ее функции в активизации учения школьников.

П. Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно удовлетворяться ее проведение.

Литература для самостоятельной работы

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.

Коллективная учебно-воспитательная деятельность школьников/Под ред. И.Б. Первина. М., 1985.

Коротяев Б.И. Обучение — процесс творческий: из опыта работы. М, 1980.

Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.

Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М, 1975.

Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1985.

Педагогический поиск. М., 1987.

Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М., 1988.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.

Чередов ИМ. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988.

Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М., 1987.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.

knigi.link

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
  • …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

    Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

    Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

    Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

    II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

    Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

    Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

    Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

    Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

    В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

    Рефлексия деятельности

    Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

    Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
  • Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

    Рефлексия содержания материала

    Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

    • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
      • сегодня я узнал.
      • было трудно…
      • я понял, что…
      • я научился…
      • я смог…
      • было интересно узнать, что…
      • меня удивило…
      • мне захотелось… и т.д.

      Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

      В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

      Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

      Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

      Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

      О — олицетворяет справедливость

      Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

      А — антипод Иешуа

      Н — не абсолютное зло

      Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

      Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

      • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
      • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
      • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
      • Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

        стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

        и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

        pedsovet.su

        Самооценка работы на уроке

        Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. На уроке изобразительного. Презентация для школьников на тему ‘Приемы рефлексии на уроках математики’ по математике.

        Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных ‘смайликов’, листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно ‘лепят на доску’ в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: ‘Вам понравился урок?’ Все ученики дружно кричат: ‘Да!’ — и все довольные расходятся по домам.

        Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Оценку уроку поставили?

        В поурочном плане этап назван красивым словом ‘рефлексия’? Имеется такое! И никаких претензий. Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, ‘держать руку на пульсе’. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

        Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, ‘взгляд внутрь себя’. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

        Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; • какой вклад в общее дело он может внести; • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Когда проводить? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Виды Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

        По содержанию: символическая, устная и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

        Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

        По цели: • Эмоциональная Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории ‘понравилось / не понравилось’, ‘интересно / скучно’, ‘было весело / грустно’. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных ‘тучек’ будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

        Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем. Как и когда проводить? Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д.

        Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: ‘Что ты чувствуешь сейчас?

        Какое настроение у тебя? Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы. • Рефлексия деятельности Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов.

        Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Как проводить (примеры организации работы): • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

        • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

        Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. • ‘Знаки’ (удобно при обучении чистописанию).

        Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать. • Рефлексия содержания материала Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Как проводить: • Предложите детям облако ‘тегов’, которые необходимо дополнить.

        Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: • сегодня я узнал. • было трудно • я понял, что • я научился • я смог • было интересно узнать, что • меня удивило • мне захотелось и т.д.

        Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради). • Графическая: на доске таблица со знаками В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой. • Анкета • ‘Три М’ Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов: • Акрослово Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М.

        bookswisconsin.weebly.com

        Примеры листов самооценки учащихся на уроке (начальная школа)

        ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

        Лист самооценки работы группы

        Оцени работу своей группы:

        Все ли члены группы принимали участие в работе?

        А) Да, все работали одинаково;

        Б) Нет, работал только один;

        В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

        Дружно ли вы работали? Были ссоры?

        А) Работали дружно, ссор не было;

        Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ;

        В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

        Тебе нравится результат работы группы?

        А) Да, всё получилось хорошо;

        Б) Нравится, но можно сделать лучше;

        В) Нет, не нравится.

        4. Оцени свой вклад в работу группы.

        А) Почти всё сделали без меня;

        Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

        В) Я принимал участие в обсуждении.

        Лист самооценки работы в паре

        Оцени свою работу в паре:

        Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

        При разногласиях я принимаю другое решение

        Большинство решений предложено мной

        Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

        Работать в паре труднее, чем одному

        Мне интереснее и полезнее работать в паре

        Лист самооценки ____________________________________

        Не совсем всё получилось

        Найти информацию самостоятельно

        Выбрать самое основное для сообщения

        Оцени свой вклад в работу группы.

        Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

        всё сделали меня

        без меня работа бы не

        Маршрутный лист самооценки

        Оцените работу своей группы.

        1.Найдите родственные слова в стихотворении.

        Работали дружно, слушали друг друга

        Трудно было договориться.

        2.С каким определением согласны?

        Все работали одинаково

        Работал только один

        Кто-то работал больше, кто-то меньше других

        4. Приглашаем «родственников» в гости

        Высказывали свою точку зрения, не ссорились

        Результат работы группы.

        «Отличная работа! Молодцы!» —

        ++ у меня всё получилось

        -+ были затруднения, но я справился

        у меня не получилось работать в группе

        ++ у тебя всё получилось

        -+ у тебя возникли затруднения,

        но ты справился

        — у тебя не получилось работать в группе

        4.Оценка работы группы (поставить знак +)

        Мы работали слаженно

        и у нас всё получилось.

        У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

        У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

        Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

        (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

        Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

        Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

        Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

        Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

        Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

        Ответь на вопросы:

        1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? ) ____________________________________________

        2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? ) ____________________________________

        3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО? )

        4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? )

        5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?)

        Осталось непонятным ( ЧТО? ) _________________________________________________

        6. Сегодня на уроке я был(а) ( КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? )

        1. На уроке для меня было важно______________________________________

        2. На уроке мне было сложно_________________________________________

        3. Теперь я умею__________________________________________________

        4. На уроке у меня получилось_____________________________________

        Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

        Лист успеха _________________________________________

        себя чувствовал в процессе учения

        было ли мне комфортно

        с каким настроением я работал

        доволен ли собой

        насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

        какие у меня были затруднения в общении с группой.

        смог ли я помочь товарищам

        смогли ли они мне помочь

        я достиг цели учения

        учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

        в чем я затруднялся, почему

        как мне преодолеть свои проблемы

        Ф. И. ___________________________________________________________________

        ТЕМА УРОКА ( Впишите, когда тема будет определена) : _______________________________________________________________________

        ЦЕЛЬ УРОКА ( Впишите, когда тема будет определена) : ___________________________________________________________________________

        Моё участие на данном этапе

        (Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

        включился с желанием узнать новое

        включился с интересом

        включился, так как надо

        получил правильный результат, работая индивидуально и в паре

        получил правильный результат, работая индивидуально

        передал инициативу партнеру, работая в паре

        Выполнение пробного задания — действия

        попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

        попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

        не попробовал выполнить задание

        активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта

        с интересом участвовал в обсуждении построения проекта

        согласился с большинством при обсуждении построения проекта

        успешно работал в группе

        работа в группе принесла удовлетворение

        передал инициативу партнерам в группе

        отвечал у доски , применяя новое знание

        получил результат схожий с образцом , работая на месте

        списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

        Самостоятельная работа с самопроверкой

        выполнил самостоятельно задание без ошибок

        выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

        не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

        принял активное участие в работе

        участвовал в работе по мере своих возможностей

        созерцал происходящее на данном этапе

        Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

        мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

        мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

        мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

        На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

        Выполнил с ошибками

        Испытывал большие затруднения

        Повторение пройденного материала

        Построение проекта выхода из затруднения

        Реализация проекта выхода из затруднения

        Применение нового материала в системе знаний

        Я доволен своей работой.

        Я старался, но не всё получилось.

        Я недоволен своей работой.

        Оценочный лист ученика класса __________________

        + могу\ знаю +\- сомневаюсь — не могу\ не знаю

        На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

        Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

        Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

        Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

        У каждого ученика лист с двумя шкалами

        Интересный урок Моё участие

        — Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

        А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

        Работал активно, результатом доволен.

        Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

        результатов в тетради

        6-7 баллов – оценка «3»

        8-9 баллов – оценка «4»

        Более 10 баллов – оценка «5»

        Ф.И. ученика ____________________________________

        — Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.

        — Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв.

        — А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.

        Ф.И. ученика _____________________________________

        «Дерево роста» есть у каждого ученика.

        Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.

        Например, «Устная нумерация в пределах 100».

        Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке — закрашивает человечка.

        Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.

        И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ.

        А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.

        СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

        могу похвалить себя за то, что .

        могу похвалить одноклассников за то, что .

        больше всего мне понравилось .

        мне показалось важным .

        для меня было открытием то, что .

        Ф.И. ученика _____________________________________ Класс __________

        У каждого ученика листок с двумя шкалами.

        Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

        — Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

        — Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

        Номер материала: ДБ-003568

        Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Вы первый можете оставить свой комментарий

        Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

        Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

        Сертификат о создании сайта

        Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

        Грамота за использование ИКТ в работе педагога

        Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

        Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

        Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

        infourok.ru

        Правила работы в группе

        Текстовые материалы для учителя

        Раздел включает следующие тексты:

        Правила работы в группе;

        Примерная памятка по оцениванию работы в группе. Самооценка работы в группе (заполняется членами в группе);

        Как провести рефлексию на уроке?

        Памятка для работы с текстом документа.

        Характеристика основных внутренних и внешних функций Российского государства.

        Тесты с ответами к уроку «Государство и его основные функции».

        Правила работы в группе

        1. Выберите лидера группы.

        Так как состав группы неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

        2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

        3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

        4. Учитесь находить контакты в группе.

        Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.

        5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

        Обычно в группу входят люди, имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Для достижения согласия необходим компромисс. Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.

        6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

        7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

        8. Лидер группы следит за временем.

        Использованный источник: http://sgg7sgg.blogspot.de/p/blog-page_4414.html

        Примерная памятка по оцениванию работы в группе

        Самооценка работы в группе (заполняется членами группы)

        gigabaza.ru