Самооценка ученика на уроке русского языка

Самооценка учащихся на уроках русского языка как фактор повышения качества знаний, умений, навыков

Но, с другой стороны, противники ЕГЭ утверждают, что он "уничтожил наше образование на корню". В газете "Московский комсомолец" за 3 ноября 2009 года, в статье Марины Лемуткиной "100 баллов за ЕГЭ — это "через-чюр", преподаватель МГУ рассказывает о результатах установочного диктанта, проведенного для выявления уровня знаний первокурсников журфака: "82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. "

Далее преподаватель пытается разобраться в причинах "национальной катастрофы": "По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик".

С особой тревогой и болью говорится об отсутствии коммуникативных умений у вчерашних школьников: “. люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество”.

После подобных высказываний просто теряешь дар речи. Действительно, страшно. Однако нелогично причину низкого уровня качества знаний школьников видеть в ЕГЭ. Тест — это всего лишь форма контроля. Кстати, там есть задания, проверяющие наличие коммуникативных умений.

Задача учителя — учить так, чтобы не было стыдно за результаты своего труда, то есть выполнять программу, но помнить, что на выходе ученик должен успешно сдать ЕГЭ. Любой урок можно и нужно строить так, чтобы дети получали новые знания, повторяли пройденное, совершенствовали коммуникативные умения и постепенно готовились к экзамену.

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью" содержит задания, формирующие умения выразительно читать, определять тему текста, проблему, главную мысль, умение подбирать аргументы, сопоставлять содержание двух текстов; есть задание, развивающее речь (подобрать слова автора, которые бы эмоционально соответствовали содержанию предложения). В качестве домашнего задания ученикам предлагается создать собственный текст-рассуждение. Кроме того, урок позволяет повторить уже изученные пунктуационные правила.

Но ключевой идеей этого урока является самооценка учащихся. Многие учителя применяют данный прием, однако мало кто доводит его использование до логического конца.

Начиная с 5-го класса нужно приучать детей оценивать себя на каждом этапе работы на уроке, в том числе и за выполнение домашнего задания (обязательное условие — коллективная проверка заданий вслух). Таким образом, в тетради за 1 урок ученик может поставить себе несколько оценок. Важно, чтобы в 5-6-х классах (а лучше и в последующих) учитель систематически проверял тетради и рядом с оценкой ученика ставил свою.

С другой стороны, если ученик ставит себе "2" ("3"), а учитель уже не находит ошибок и ставит "5" ("4"), это повод похвалить ребенка, отметить его серьезную, ответственную работу и занести хорошую оценку в журнал. Главное не то, что ошибки были допущены, а то, что они исправлены.

Что касается самостоятельных и проверочных работ, то дети, приученные контролировать себя, конечно, выполняют их лучше. И что интересно, таким ребятам бывает достаточно намекнуть (не подсказать) на способ решения орфографической или пунктуационной задачи, как они тут же видят свою ошибку.

Этот прием позволяет избавиться от двух проблем: как включить в работу всех детей в классе и как построить урок, чтобы оценку получал каждый на каждом занятии? (По разным причинам не всегда в конце урока учитель осуществляет итоговый контроль)

Качественно подготовить детей к ЕГЭ, тренируя их только "ставить галочки", невозможно. Работе с версиями ЕГЭ всегда предшествует серьезная многолетняя работа по формированию учебных умений и навыков. Дети, которые "не читали книг и не писали диктантов и сочинений", экзамен по русскому языку, в какой бы форме он ни проводился, никогда не сдадут успешно.

Урок русского языка в 8 классе

Тема: знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1) обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания;

2) закрепить умения:

выразительно читать предложения с прямой речью;

определять место слов автора и прямой речи в предложении;

правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор;

составлять схемы предложений с прямой речью;

строить устное высказывание на лингвистическую тему;

3) воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.

Повторение: однородные члены предложения, вводные слова, обращение, обособленные определения и обстоятельства, тире между подлежащим и сказуемым; сложное предложение; стиль и тип текста, тема и главная мысль.

1. Фронтальный опрос.

— Что такое прямая речь?

— Из каких частей состоят предложения с прямой речью?

— Какую функцию выполняют слова автора?

2. Проверка домашнего задания.

На доске вперемешку записаны схемы предложений и пронумерованы.Ученик выразительно читает предложение в тетради, уточняет, где прямая речь и слова автора, а затем называет номер соответствующей схемы. Оценку за домашнее задание каждый ставит себе в тетрадь самостоятельно.

3. Вводный контроль. Схематический диктант с объяснением и самопроверкой (карточка № 1).

Предложения для диктанта напечатаны на карточке без знаков препинания. Карточки размножены и лежат на партах. Учитель читает предложения вслух. Ученики после каждого предложения пишут его схему прямо на карточке, расставляют знаки препинания.

Проверка осуществляется последовательно от предложения к предложению через кодоскоп, проектор, либо учитель постепенно записывает схемы предложений на доске. В конце работы — самооценка (оценка ставится на карточке).

Дополнительное задание: подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.

1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил смутно пишут о том что смутно себе представляют. (Фед.)

2. Защити меня Боже от фальшивых друзей сказал однажды Александр Македонский. От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить.

3. Чайковский утверждал что для творчества необходимо не только вдохновение но и труд.

4. Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.

5. Друзья важные дела в жизни нужно делать вовремя а не откладывать на потом.

6. Достойная смерть писал древнеримский историк Тацит лучше постыдной жизни.

7. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают.

4. Пунктуационный анализ предложений.

Предложения записаны на доске без знаков препинания и закрыты. Ученики воспринимают предложения на слух, записывают, самостоятельно расставляя знаки препинания; затем два человека у доски выполняют пунктуационный разбор, составляют схемы предложений. В конце работы — самооценка.

"Вы, безусловно, аристократ,"- гневно сказал один из рабочих писателю Дюма на митинге, выразив тем самым свое презрение к знатности и богатству. "Дорогой мой, руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм,- это руки рабочего,- ответил Дюма.- Не происхождение возвышает человека, а дело, которым он занимается".

Можно ли назвать эти два предложения текстом? Почему?

Какая проблема поднимается в данном небольшом тексте?

В каких словах заключена главная мысль?

Если вы согласны с Дюма, какие аргументы могли бы привести в поддержку его позиции?

5. Самостоятельная работа с творческим заданием (предложения записаны на доске).

Задание: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м — в начале предложения. (Задание и предложения взяты из книги: Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- "Просвещение", М., 1998 )

Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе. ( Проверка осуществляется в устной форме)

1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3. Тише! Слышите, как заливается соловей? 4. Ну, барин, беда: буран! (П.)

Примерные ответы учеников:

1. "Копаясь в старых бумагах,- радостно сообщил друзьям молодой историк,- я нашел интереснейшие письма". 2. "Где начинается наша река?- задумчиво произнес отец.- Надо обязательно добраться до ее истоков". 3. "Тише! Слышите, как заливается соловей?"- восторженно и удивленно воскликнул наш друг Сашка. 4. Ямщик испуганно прокричал: "Ну, барин, беда: буран!"

6. Работа с текстом. (Текст взят из книги: Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку.- "Просвещение",М.,1995)

Рассказ читает учитель, ученики воспринимают содержание на слух.

Я только что начал писать новую главу романа, как вдруг свет погас и в комнате стало темно. К счастью, мой сосед был электромонтер. Куском обыкновенной проволоки он вернул мне свет. И не только свет! Из телевизора полились чудесные звуки музыки. Монтер вернул мне Паганини!

— Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?

— Знаю,- ответил он, — композитор. А почему вы об этом спросили?

— Потому что теперь и простой монтер должен знать и любить искусство! Разве в этих звуках вы не слышите проблеск гения исполнителя?

— Это, извините, должен сказать кто-то другой, но не я.

"Ну этот еще не на высоте",- подумал я. И вслух спросил:

— Может быть, вы скажете, какой это инструмент?

— Отлично. А знаете, кто так прекрасно играет?

В это время диктор объявил: "Вы слушали концерт художественной самодеятельности".

Монтер пожал мне на прощание руку и сказал:

— Не забудьте послушать завтра.

— Будут передавать Паганини. Сегодня был Моцарт.

Беседа по содержанию.

Что объединяет данный рассказ и небольшой текст о писателе Дюма?

Как вы поняли основную мысль этого рассказа?

Назовите стиль речи и тип текста.

Что придает сюжету динамику, эмоциональность, способствует легкости восприятия содержания? (Предложения с прямой речью и диалог)

7. Итоговый контроль (карточка № 2; обе карточки печатаются на одном листе бумаги индивидуально для каждого ученика).

Задание: расставить знаки препинания в предложениях на карточке, записать схемы (работа проверяется учителем).

1. Я только что начал писать новую главу романа но вдруг свет погас и в комнате стало темно.

2. К счастью мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.

3. Я спросил его между прочим вы знаете кто такой Паганини?

4. Знаю ответил он композитор. А почему вы об этом спросили?

5. Может быть вы скажете продолжал я какой это инструмент?

6. Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини сказал на прощание монтер. Сегодня был Моцарт.

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему "Моя будущая профессия", включив в него предложения с прямой речью.

Все ученики в верхней части листа с карточками, который сдают учителю на проверку, записывают оценки, полученные ими на уроке: за домашнее задание, пунктуационный разбор предложений в тетради, за самостоятельную работу с творческим заданием; на этом же листе есть самооценка за вводный контроль. После того как учитель проверит и оценит итоговое задание, перепроверит правильность выполнения задания на карточке №1, интересно будет сравнить, насколько самооценка учеников совпадает с оценкой учителя. Кроме того, два ученика получают оценки за работу у доски.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме:

Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Мастер -класс, проводимый на муниципалном уровне для учителей начальных классов. Моё выступление и презентация.

Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий — влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.

Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность для самооценивания я предоставляю детям, начиная с первых недель обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

На первых уроках в 1 классе обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась.

Выполнив задание, ребенок оценивает правильность его выполнения. Во время проверки работы я либо соглашаюсь с поставленной оценкой, обводя ее в кружок, либо располагаю кружок выше или ниже оценки. Это особенно важно для тех детей, которые завышают или занижают самооценку. Озвучивая результаты работы на уроке, я особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с моей. В результате такой работы самооценка моих детей становится адекватной

С 1 класса ученикам предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

Предлагаю вашему вниманию оценочный лист к работе.

В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею находить безударную гласную в слове; знаю правило о проверке безударной гласной в корне слова; смогу правильно написать безударную гласную в корне слова. Во втором столбике проставлены номера заданий. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, работает с данной орфограммой.

Внизу страницы ученики рисуют два круга . Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Очень продуктивно работает на уроке русского языка комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.

Решая примеры или задачу, ученик рассуждает вслух и ведет за собой весь класс. Такое комментирование не просто размышление вслух, оно выполняет функцию управления деятельностью всех учащихся, заставляет ученика, комментирующего решение, самому более осмысленно подходить к выполняемой работе и в тоже время способствует воспитанию самоконтроля и у учащихся, слушающих его. Систематически проводимое комментирование постепенно становится более доказательным и переходит в рассуждение при выполнении более сложных задач.

В 3 классе ученики тренируются в:

— сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

— составлении проверочных заданий для самоконтроля;

— коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

— выполнении действий по инструкции с ограничениями;

— самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

— составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя

Для развития самоконтроля и самооценки в 3 классе я часто задаю вопросы: — Что ты узнал на уроке?

-Чему научился? За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

— Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?

Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.

Практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» — 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).

Подводя итог каждого урока учащимся ставится вопрос не только "Какой вид работы понравился больше ?" или "Какие задания выполняли?", но и "Как оцениваете свое участие на уроке?", "Могли бы работать активнее?", "Чему договорились научиться в начале урока и каков результат?" и т.д.

Вопросы такого типа позволяют проанализировать свою работу и дать оценку своей деятельности, деятельности каждого ученика и класса в целом.

При подведении итога урока ученики вспоминают поставленную цель, сравнивают ее со своим представлением при постановки учебной задачи, оценивают результат.(Что хотели получить и что получили.)

Дидактическая игра «Учитель».

На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка» , которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится детям: во- первых, потому что они видят интерес ребят к своей работе, во-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание ребят к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником. Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку.

В 4 классе школьники упражняются в:

— сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

— определении состава действий и операций с анализом возможных трудностей;

— выполнении действий по общей инструкции;

— самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

— самостоятельном корректировании плана проверки;

— целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Рефлексия «Спроси себя» по теме

«Однородные члены предложения»

Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в соответствующей графе знак «+» я знаю ответ; «-» я не знаю ответ; «?» я сомневаюсь в ответе.

В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и вновь ставят соответствующие знаки. Диагностика к упражнению 554

(Определение падежа имён существительных) Проанализировав задание, я пришла к выводу, что ребята хорошо научились определять падеж имени существительного. Мне сразу видно, кому нужна моя помощь и где именно. Я увидела, что больше всего затруднений возникло у ребят при работе с местоимениями. В дальнейшем я организую повторение именно этой темы.

Вывод: В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, я убеждена, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его — обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

nsportal.ru

Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЛюдмила Маркова

Презентация на тему: » Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны.» — Транскрипт:

1 Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны.

2 В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: 1. развивать у школьников умение контролировать себя 2. критически оценивать свою деятельность 3. находить ошибки и пути их устранения.

3 У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

4 Основные функции самооценки: -констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); -мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); -проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

5 Таким образом, главный смысл самооценки заключается: в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

6 Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы: 1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания; 2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов; 3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; 4. составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

7 Привлечение родителей. К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.

8 Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

9 Для формирования адекватной самооценки первоклассников используются следующие формы: «Светофор», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов».

10 На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки: V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО + – НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС ! – ДУМАЛ ИНАЧЕ

11 «Лист индивидуальных достижений» Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

12 Во классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

13 Примеры листов самооценки учащихся на уроке. Лист самооценки Ф.И. ученика _____________________________________ Незаконченное предложение СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился было интересно было трудно могу похвалить одноклассников за то, что больше всего мне понравилось особенно хорошо мне удалось свой результат могу оценить как _________

14 Лист самооценки Ф.И. ученика__________________________________ 1. На уроке я работалактивнопассивно 2. своей работой на уроке я …доволен недоволен 3. урок для меня показалсякороткимдлинным 4. за урок я устал не устал 5. мое настроение стало лучше стало хуже 6. материал урока мне был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен 7. домашнее задание мне кажется легким интересным трудным не интересным

16 Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

17 Оценочный лист «Списывание» Ф.И. ___________________________________________ Элементы оценивания УченикУчитель Красная строка Большая буква Точка Перенос слова Грамотность Аккуратность Отметка

20 Оценочный лист «Однокоренные слова». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1Задание 2 Умею подбирать однокоренные слова Умею находить корень в слове Умею определять значение слова Умею пользоваться алгоритмом Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

21 Оценочный лист «Безударные гласные». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1Задание 2 Умею ставить ударение в словах Умею находить безударную гласную Умею находить проверочное слово Умею пользоваться алгоритмом

22 Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

23 Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________ Критерии:Да+, нет — На уроке я отвечал устно. Я решил без ошибок в тетради задачу. Я решил без ошибок примеры. Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. В тетради я работал аккуратно Отметка за урок

25 Листсамооценки Ф.И._______________________________________ Да та д/з Работа в группе Устные ответы Работа в тетради Сумма баллов Оценк а 1-2 балла 1-3 балла по 1 баллу 1-5 баллов Норма оценки: 6-7 баллов – оценка «3» 8-9 баллов – оценка «4» Более 10 баллов – оценка «5»

26 На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например: -задача – 3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), — уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), -пример – 1 балл, -нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), -решение примера графически 1 балл, -преобразования именованных чисел 1 балл, -сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее. Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или -1, 2 балла. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.

27 На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.

28 Оценочный лист «Чтение по ролям» Своевременно начинал(а) читать свои слова Читал(а) без ошибок Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию Соблюдал(а) знаки препинания. Читал(а) выразительно

29 Оценочный лист «Пересказ» Назвал(а) автора и произведение Пересказывал(а) самостоятельно, без помощи учителя Содержание излагал(а) последовательно Искажения при пересказе Точное употребление слов, выражений Выразительность пересказа Правильно ответил(а) на все вопросы Вывод:У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

30 Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть» Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроение стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Вывод:У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

31 Одноклассники также оценивают чтение наизусть, ставя +/- Лист оценивания одноклассников Критерии Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроения стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Слушал(а) с интересом

34 Ученику оценочный лист дает возможность: -научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; -фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; — планировать собственные действия по коррекции работы.

35 Использование оценочных листов позволяет учителю: получить информацию о достижениях и проблемах учащихся делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время; выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно- тематическое планирование, рабочую программу); заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

36 Использованная литература: 1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, 15, Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.

www.myshared.ru

ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

1 ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: Вариант 1. работы группы Оцени работу своей группы: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других. 2. Дружно ли вы работали? Были ссоры? А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3. Тебе нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится. 4. Оцени свой вклад в работу группы. А) Почти всё сделали без меня; Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении. Вариант 2. работы в паре Оцени свою работу в паре: Утверждение Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий При разногласиях я принимаю другое решение Большинство решений предложено мной Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение Работать в паре труднее, чем одному Полностью согласен Частично согласен Не согласен Затрудняюсь ответить Мне интереснее и полезнее работать в паре Вариант 3. п\п Критерии оценивания 1 Найти информацию самостоятельно 2 Выбрать самое основное для сообщения 3 Оформить работу 4 Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. Всё получилось Почти Без всё сделали меня без меня работа бы не Оценка Не совсем всё получилось Не получилось (почему) получилась

2 заданий 1.Найдите родственные слова в стихотворении. 2.С каким определением согласны? 3.Составляем модель 4. Приглашаем «родственников» в гости Результат работы группы. Вариант 4. Маршрутный лист самооценки Оцените работу своей группы. Показатель Работали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться. Работали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться. Все работали одинаково Работал только один Кто-то работал больше, кто-то меньше других Работали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться. За весь урок Самооценка «Отличная работа! Молодцы!» — «Хорошая работа!» — «Не очень получилось» — Вариант 5. Оценочный лист Критерии оценки Оцениваю себя сам Оценка товарища 1. Активно работал в группе 2. Выполнял свои обязанности 3. Соблюдал культуру общения 4.Оценка работы группы (поставить знак +) Мы работали слаженно и у нас всё получилось. ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился — у меня не получилось работать в группе У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился — у тебя не получилось работать в группе У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

3 Вариант 6. и взаимооценки в работе над проектом Критерий (за каждый критерий от 0 до 5 баллов) Моя оценка Оценка группы Комментарий учителя Я внес (-ла) большой вклад в работу группы Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения Вариант 7. Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) 2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) — 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) 6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) — Вариант 8. Закончите предложения: 1. На уроке для меня было важно 2. На уроке мне было сложно 3. Теперь я умею 4. На уроке у меня получилось Оцени сегодняшний урок знаком «+»: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Вариант 9.

4 Вариант 10. Лист успеха Пример по теме «Безличные глаголы» Значения Формы Личные глаголы в значении безличных Употребление в речи Нахождение в тексте Вывод Мои достижения Сомневаюсь Планирую Знаю Умею «Я» Вариант 11. Критерии Показатели Оценка успешности себя чувствовал в было ли мне процессе учения комфортно «Мы» насколько мне было комфортно работать в составе малой группы какие у меня были затруднения в общении с группой. с каким настроением я работал смог ли я помочь товарищам доволен ли 5 собой смогли ли они 5 мне помочь «Дело» я достиг цели учения учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен в чем я затруднялся, почему как мне преодолеть свои проблемы

5 Вариант 12. Маршрутный лист Ф. И. ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): Этап Начало урока Учебная деятельность Настрой на урок Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг 7 шаг Повторение пройденного материала Выполнение пробного задания — действия Построение проекта выхода из затруднения Реализация проекта выхода из затруднения Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой Применение нового материала в системе знаний получил правильный результат, работая индивидуально и в паре получил правильный результат, работая индивидуально передал инициативу партнеру, работая в паре попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не попробовал выполнить задание активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта с интересом участвовал в обсуждении построения проекта согласился с большинством при обсуждении построения проекта успешно работал в группе работа в группе принесла удовлетворение передал инициативу партнерам в группе отвечал у доски, применяя новое знание получил результат схожий с образцом, работая на месте списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе

6 8-9 шаги Инструктаж по домашнему заданию и итог урока мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. Вариант 13. Этап Начало урока 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг 7 шаг 8-9 шаги Лист самоконтроля На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+». Учебная деятельность Настрой на урок Повторение пройденного материала Выполнение пробного задания — действия Построение проекта выхода из затруднения Реализация проекта выхода из затруднения Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой Применение нового материала в системе знаний Инструктаж по домашнему заданию и итог урока Выполнил безошибочно Выполнил с ошибками Испытывал большие затруднения

7 Деятельность Я доволен своей работой. Вариант 14. Карта самонаблюдения. Я старался, но не всё получилось. Я недоволен своей работой. — Вариант 15. Оценочный лист ученика класса + могу\ знаю +\- сомневаюсь — не могу\ не знаю п\п Критерии Сам Учитель 1 Знаю тему урока 2 Знаю цель урока 3 Знаю план достижения цели 4 Могу работать по плану 5 Могу хорошо читать текст 6 Умею отвечать на вопросы по тексту 7 Сам могу составить вопрос к тексту 8 Умею работать в группе 9 Могу доказать свои высказывания 10 Могу оценить свою работу на уроке 11 Могу оценить работу своих товарищей 12 Могу сказать что урок прошел с пользой Вариант 16.. Критерии: Да + нет — На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу. Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

8 Вариант 17. У каждого ученика лист с двумя шкалами Интересный урок Моё участие — Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. Работал активно, результатом доволен. Работал не в полную силу, хочу улучшить результат. Вариант 18. Деятельность за урок Сумма баллов Оценка Пример д/з Работа в группах Устные ответы Фиксирование результатов в тетради 1-4 балла 1-3 балла По 1 баллу 1-4 баллов Сумма баллов Оценка Норма оценки: 6-7 баллов оценка «3» 8-9 баллов оценка «4» Более 10 баллов оценка «5»

9 Вариант 19. Ф.И. ученика

10 Вариант 20. Ф.И. ученика

11 Ф.И. ученика Вариант 21. У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма). ПРАВИЛЬНОСТЬ Я У КРАСОТА Я У — Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками. — Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв. — А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.

12 Вариант 22. Ф.И. ученика «Дерево роста» есть у каждого ученика. Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы. Например, «Устная нумерация в пределах 100». Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке — закрашивает человечка. Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично половину человечка, плохо только ножки. И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.

13 Вариант 23. Ф.И. ученика СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился. было интересно было трудно. могу похвалить себя за то, что. могу похвалить одноклассников за то, что. больше всего мне понравилось. мне показалось важным. для меня было открытием то, что.

14 Вариант Я составил вопросы к проекту 2. Я проводил исследования 3. Я подбирал нужные задачи и картинки 4. Я работал на ПК 5. Я активно работал с участниками проекта и взаимооценки в работе над проектом Ф.И. ученика Критерии Моя оценка Оценка группы Оценка учителя 6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно 7. Я решал проблемные ситуации 8. Я помогал своим одноклассником при решении задач 9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться Критерии оценивания от 0 до 5 баллов

15 Вариант 25. Ф.И. ученика Класс У каждого ученика листок с двумя шкалами. Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ. — Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке. — Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

docplayer.ru

Статья по русскому языку (5 класс) по теме:

Статья "Самооценка учащихся на уроках русского языка"

Автор статьи делится опытом применения приема самооценки на уроках русского языка.

Предварительный просмотр:

Самооценка учащихся на уроках русского языка

Введение ЕГЭ поставило учителей русского языка в трудное положение. С одной стороны, большинство моих коллег приветствует ЕГЭ, поскольку впервые за долгое время все школьники оказались напрямую заинтересованы в результатах своего учебного труда. Психологический климат в школе резко изменился к лучшему: учителя и ученики стали единомышленниками. Добросовестным учителям работать стало легче, так как их труд востребован.

Но, с другой стороны, противники ЕГЭ утверждают, что он "уничтожил наше образование на корню". Однажды прочитала статью в газете "Московский комсомолец", где преподаватель МГУ рассказывает о результатах установочного диктанта, проведенного для выявления уровня знаний первокурсников журфака: "82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. "

Задача учителя — учить так, чтобы не было стыдно за результаты своего труда, то есть реализовывать программу, но помнить, что на выходе ученик должен успешно сдать ЕГЭ. Любой урок можно и нужно строить так, чтобы дети получали новые знания, повторяли пройденное, совершенствовали коммуникативные умения и постепенно готовились к экзамену.

Но ключевой идеей каждого урока, на мой взгляд, должна быть самооценка учащихся. Многие учителя применяют данный прием, однако мало кто доводит его использование до логического конца.

Начиная с 5 класса нужно приучать детей оценивать себя на каждом этапе работы на уроке, в том числе и за выполнение домашнего задания (обязательное условие — коллективная проверка заданий вслух). Таким образом, в тетради за 1 урок ученик может поставить себе несколько оценок. Важно, чтобы в 5-6 классах (а лучше и в последующих) учитель систематически проверял тетради и рядом с оценкой ученика ставил свою.

Если после самопроверки, выполненной школьником, учитель находит в тетради массу ошибок и ставит "2" ("3") рядом с оценкой "4" ("5") ученика, то это серьезный повод поговорить об отсутствии внимания, нежелании работать, формальном присутствии на уроке (ведь все задания проверяются коллективно вслух).

Прием самооценки позволяет довольно быстро научить детей вчитываться, всматриваться в то, что они пишут, вслушиваться в то, о чем говорят на уроке учитель и другие дети, понимать сказанное. К 8-му, а то и к 7-му классу ошибок в классных и домашних работах практически не бывает, оценки учителя и ученика, как правило, совпадают, что вызывает появление гордых улыбок на лицах детей. А редкие случаи получения плохой оценки за работу в тетради воспринимаются довольно болезненно.

Этот прием позволяет избавиться от двух проблем: как включить в работу всех детей в классе и как построить урок, чтобы оценку получал каждый на каждом занятии? (По разным причинам не всегда в конце урока учитель осуществляет итоговый контроль.)

Кроме того, родители имеют возможность, сопоставив оценки ученика и учителя, сделать выводы о том, как их ребенок работает на уроках.

В заключение необходимо заметить, что если начинать эту работу не с 5 класса, то обязательно найдутся ребята, которые либо не будут сами себя оценивать, либо не будут обращать внимания на оценку учителя.

nsportal.ru