Соотношение уровней самооценки

Влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей

Понятие «самооценка», ее соотношение с уровнем притязаний. Развитие самооценки детей младшего подросткового возраста. Анализ результатов экспериментального исследования влияния материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Познание подростками собственного тела и его потребностей. Формирование половой самоидентификации. Психосексуальные особенности подросткового возраста. Анализ межличностных взаимоотношений, социального статуса и сексуальной самооценки детей в группе.

Основные свойства, характеризующие влияние учебной деятельности на самооценку младшего школьника. Подходы к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения). Психодиагностика влияния учебной деятельности на самооценку школьников.

Психологические особенности детей подросткового возраста. Выявление очередности рождения подростка и ее влияния на развитие индивидуальных способностей ребенка. Исследование различий в уровне самооценки и притязаний единственных и младших детей в семье.

Понятие самооценки личности. Оценка социального статуса человека в обществе. Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности на различных этапах возрастного развития. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Анализ факторов формирования самооценки детей младшего школьного возраста. Организация и проведение исследования формирования самооценки и уровня притязаний мальчиков и девочек этого возраста.

Особенности развития самооценки у детей. Влияние самооценки на учебную деятельность младшего школьника. Методики исследования самооценки личности у младших школьников. Рекомендации для учителей по формированию адекватной самооценки младших школьников.

Психологические аспекты проблемы социометрического статуса, факторов и механизмов формирования самооценки младших подростков. Экспериментальное исследование статуса в группе и его влияния на уровень самооценки учеников младшего подросткового возраста.

Сущность, содержание понятия и особенности самооценки детей в дошкольном возрасте. Методы изучения самооценки и анализ результатов исследования. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Психологическая характеристика детей младшего школьников. Исследование влияния самооценки у детей младшего школьного возраста на психическое здоровье, успешность обучения, на отношения со сверстниками и взрослыми, на установку своих желаний и целей.

Развитие самооценки младшего школьника. Психологическая характеристика младшего школьника. Рассмотрение самооценки заикающихся детей младшего школьного возраста. Психологический феномен фиксированности на проблеме. Развитие мышления заикающихся детей.

knowledge.allbest.ru

Соотношение уровней самооценок и оценок женщин среднего возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович, Ксандопуло Елена Анатольевна

Рассматривается вопрос о соотношении уровней самооценок и оценок женщин среднего возраста первого периода . Самооценка понимается как специальная функция самосознания, заключающаяся в критической позиции субъекта относительно того, чем он обладает, иначе его оценка с позиций определенной системы ценностей. Отмечаются противоречия в многочисленных эмпирических исследований адекватности самооценки женщин среднего возраста. Обнаружены следующие факты: женщины среднего возраста первого периода менее довольны работой и выполнением своей родительской роли, но более удовлетворены своим браком, и характеризуются критичным отношением к своему уму и внешности, к профессиональному мастерству, позитивной установкой на будущее. Предполагается и статистически доказывается, что самооценка женщин среднего возраста первого периода в основном адекватна (2/3 от всей выборки). Неадекватность самооценки по типу занижения встречается меньше, чем в половине случаев (1/3 от выборки).

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVELS OF SELF-ASSESSMENTS AND ASSESSMENTS OF MIDDLE AGED WOMEN

The relationship between the levels of self-evaluation and the evaluation in middle-aged women (in the first period of middle age) is discussed. Self-evaluation is understood as a special feature of consciousness, consisting in a critical position of the subject towards what she/he possesses, in other words, her/his evaluation from the viewpoint of a certain system of values. There are contradictions in numerous empirical studies of the adequacy of self-evaluation in middle-aged women . The following facts have been established: middle-aged women are less satisfied with their jobs and their parental role, but are more satisfied with their marriage, exhibit a critical attitude towards their intelligence, appearance, professional skills, and display a positive attitude towards the future. It is assumed and statistically proved that in general the self-evaluation in middle-aged women is adequate (2/3 of the whole sample). Inadequate (low) self-evaluation is found in less than half the cases (1/3 of the whole sample).

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович, Ксандопуло Елена Анатольевна,

Текст научной работы на тему «Соотношение уровней самооценок и оценок женщин среднего возраста»

?68_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2015. Т. 25, вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.072 (045)

К.Р. Сидоров, Е.А. Ксандопуло

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ САМООЦЕНОК И ОЦЕНОК ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Рассматривается вопрос о соотношении уровней самооценок и оценок женщин среднего возраста первого периода. Самооценка понимается как специальная функция самосознания, заключающаяся в критической позиции субъекта относительно того, чем он обладает, иначе — его оценка с позиций определенной системы ценностей. Отмечаются противоречия в многочисленных эмпирических исследований адекватности самооценки женщин среднего возраста. Обнаружены следующие факты: женщины среднего возраста первого периода менее довольны работой и выполнением своей родительской роли, но более удовлетворены своим браком, и характеризуются критичным отношением к своему уму и внешности, к профессиональному мастерству, позитивной установкой на будущее. Предполагается и статистически доказывается, что самооценка женщин среднего возраста первого периода в основном адекватна (2/3 от всей выборки). Неадекватность самооценки по типу занижения встречается меньше, чем в половине случаев (1/3 от выборки).

Ключевые слова: самооценка, оценка, женщины среднего возраста первого периода.

В психологии глубоко и всесторонне освещены теоретические аспекты самооценки. Наиболее перспективной представляется позиция Л.В. Бороздиной: самооценка (СО) — специальная функция самосознания, заключающаяся в наличии критической позиции индивида относительно того, чем он обладает; его оценка с позиции определенной системы ценностей. СО отвечает на вопрос: «что это значит», «что это стоит для меня» [1]. Проведено большое количество исследований в области изучения самооценки [2-10]. Однако некоторые ее аспекты, в частности, адекватность, на сегодня остаются слабо изученными. В частности, это касается особенностей СО в период первой зрелости, характеризуемый как переходный от юности к взрослости. В этот период человек принимает ряд важных для себя решений. Они касаются общего стиля жизни и конкретных задач на будущее; коррекции ценностных ориентаций в соотношении их с новым, «взрослым» статусом и новыми жизненными планами, связанными с профессией и семьей: на это время приходится окончание вуза, приобщение к трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Очевидно, что на выбор столь существенных решений влияет СО субъекта, ее тип или качество [6]. Согласно эмпирическим наблюдениям у лиц данного возраста не обязательно обнаруживается пик удовлетворенности жизнью. По сравнению со средней и поздней взрослостью молодые женщины менее довольны работой и выполнением своей родительской роли, хотя и более удовлетворены браком. Оценка себя имеет тенденцию к неадекватности по типу занижения [7]. Современная молодая женщина стремится быть самодостаточной, независимой, максимально реализовать себя в личной жизни и профессии. Отсюда критичное отношение к своему внешнему виду, уму, профессионализму. Наряду с этим присутствует вера в благоприятное будущее и в исполнение замыслов.

Анализируя результаты исследований, совокупно именуемых изучением СО, Л.В. Бороздина и О.Н. Молчанова говорят об их расхождении: по отдельным параметрам СО женщин возраста первой зрелости преимущественно адекватна; по другим — неадекватна по типу занижения. Однако в исследовании прослеживаются и некоторые закономерности: самооценка женщин данного возраста заметно выше середины по большинству шкал. Подъемы отмечаются на шкалах «здоровье», «будущее» и «межличностные отношения», а спады — на шкалах «внешность» и «успех в работе». Отмечается наименьшая удовлетворенность работой по сравнению с другими возрастными группами, а также неудовлетворенность собой в целом и отдельными своими чертами. Присутствует позитивный прогноз собственного будущего, уверенность в осуществлении жизненных планов [6; 7].

Поскольку в экспериментальных данных прослеживаются явные закономерности, касающиеся занижения самооценок испытуемых по определенным шкалам, то изучение соотношения уровней СО и оценок (Оц) женщин среднего возраста представляется весьма важным, что позволит понять, насколько адекватна СО в целом. Особенно актуально настоящее исследование в современных условиях в связи со все возрастающей коммуникацией между людьми, информатизацией общества. Несомненно, воздействия на СО во многом определяются и этими условиями.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Гипотеза исследования: СО женщин среднего возраста неадекватна по типу занижения примерно в половине случаев.

В случае подтверждения отсутствия адекватности, будет полезным проанализировать причину этого, чтобы найти пути и способы ее поддержания/изменения.

Участники исследования. В исследовании участвовали 49 женщин в возрасте 21-35 лет (период I зрелости). Респонденты проживают в городах Сочи и Ижевске.

Процедура исследования: вначале была проведена диагностика высоты СО и Оц женщин среднего возраста. Затем сравнили СО респондентов, участвующих в исследовании, и средние значения оценок экспертов. Далее были исследованы связи между самооценками респондентов и средними значениями оценок экспертов. На следующем этапе участниц исследования разделили на 2 группы; критерием деления была «адекватность»-«неадекватность» СО. И в заключение сравнили СО и средние значения экспертов в каждой из двух групп в отдельности.

Методика. Уровень СО определялся с помощью варианта техники Дембо-Рубинштейн [2]. Участницам исследования предъявляли буклет бланков, включающий набор из 12 шкал с изображением шкал вертикальной длины (0.12 м). Были использованы следующие шкалы: здоровье, ум, характер, счастье, профессиональное мастерство, социальные контакты, внешность, общая оценка себя, будущее [2]. Шкалы подобраны в такой последовательности, чтобы между ними возникала минимальная интерференция.

Испытуемые самостоятельно отмечали свою позицию на оси, представляющей континуум возможных оценок людей по измеряемому свойству. Далее проводился сеанс клинической беседы, направленный на верификацию шкальных оценок.

Используемая методика применялась строго индивидуально, что обеспечивало понимание инструкций и задач, исключало действие побочных факторов при изучении вопроса.

ОЦ диагностировали методом экспертных оценок. Экспертами выступили индивиды по 6 человек на каждого респондента, хорошо знающие испытуемого. Эксперты оценивали респондентов по тем же шкалам, что предъявлялись самому респонденту. Далее экспертные оценки усреднялись по каждой шкале в отдельности, и по ним строился усредненный профиль экспертных оценок. Соотношение профилей реальной СО и экспертной оценки позволило сделать выводы о степени адекватности СО каждой участницы исследования.

Регистрация показателей. В варианте техники Дембо-Рубинштейн ось самооценки делилась на три равных сектора. Низкий ее уровень определялся в том случае, если отметка испытуемого располагалась до 0.04 м включительно; средний — до 0.08 м включительно; высокий — до 0.12 м включительно. Уровень СО и ОЦ устанавливался по преимущественному расположению 2/3 отметок в каком-либо из выделенных секторов или в одном из смежных с ними. За критерий адекватности СО было принято совпадение отметок испытуемых и экспертов с точностью до сектора по 2/3 комплекса шкал [2; 8].

Статистические гипотезы выводились из общей гипотезы применительно к последовательно реализуемым задачам исследования, совпадающими со статистическими действиями.

Н1: Между показателями СО и средними значениями Оц женщин существуют неслучайные различия.

Н1: Корреляция между СО и средними значениями Оц женщин достоверно отличается от нуля.

Для статистической обработки данных использовался компьютерный пакет SPSS 11.5 for Windows [11]. Для установления различий в показателях СО и средних значений оценок экспертов применялся U-критерий Манна-Уитни. Связи между самооценками респондентов и средними значениями оценок экспертов устанавливались методом ранговой корреляции Спирмена.

По результатам диагностики высоты СО и Оц испытуемых можно сделать вывод о том, что большинство графических отметок респондентов располагается в диапазоне от 40 мм до 120 мм, что говорит о средне-высокой локализации самооценочных профилей. Все средние значения экспертных оценок расположены в этом же диапазоне.

В результате деления всех респондентов по критерию «адекватность»-«неадекватность» были выделены 2 группы: в I группу (СО = Оц) вошли 37 испытуемых из 49, то есть в группе с адекватной СО; во II группу (СО < Оц) вошли 12 испытуемых из общего числа респондентов, иначе, с неадекватной СО. Для наглядности соотношение двух групп показано на рисунке.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. Численность респондентов с адекватной и неадекватной самооценкой

Верификация статистических гипотез. С целью верификации гипотез выявлялись различия в выраженности самооценки и оценки у женщин среднего возраста первого периода, исследовались взаимосвязи самооценки и оценки женщин среднего возраста.

В результате сравнения СО респондентов и средних значений оценок экспертов выявили следующие статистически значимые различия (табл. 1).

Оценка достоверности различий между СО и Оц по всем респондентам

и (Манна-Уитни) Р (уровень значимости)

Ум 632,5 р < 0,001

Профессиональное мастерство 793,5 р < 0,01

Внешность 895 р < 0,05

Общая оценка 768,5 р < 0,01

Будущее 800 р < 0,01

По данным исследования, представленным в табл. 1, можно видеть, что значимые различия в показателях самооценок женщин и средних значений оценок экспертов были выявлены по шкалам: «Ум», «Профессиональное мастерство», «Внешность», «Общая оценка», «Будущее»: показатели СО ниже средних значений Оц. Исключение составляет шкала «будущее», в которой среднее значение и медиана СО выше Оц. По остальным шкалам: «Здоровье» «Характер», «Счастье», «Социальные контакты» — достоверных различий не выявлено. Все расчеты подтверждает описательная статистика (среднее значение, медиана, разброс значений) по соответствующим шкалам, которая выполнена, но не указываются для простоты представления данных.

Оценка достоверности различий в диагностируемых показателях испытуемых 1-й группы (СО = Оц)

и (Манна-Уитни) р (уровень значимости)

Будущее 300,0 р<0,001

Данные табл. 2 показывают, что значимые статистические различия в самооценках женщин и средних оценках экспертов в группе, где СО = Оц, выявлены только по небольшому числу шкал: «Ум», где СО незначительно меньше Оц и «Будущее», где СО значительно выше ОЦ. Это подтверждает и описательная статистика по шкалам. В целом же никаких достоверных статистических различий по высотным характеристика СО и ОЦ не обнаруживается.

Оценка достоверности различий в диагностируемых показателях испытуемых 2-й группы (СО < Оц)

Здоровье 37,5 р<0,05

Характер 19 р<0,01

Профессиональное мастерство 21,5 р<0,01

Социальные контакты 30,5 р<0,05

Внешность 6 р<0,001

Общая оценка 4,5 р<0,001

Из табл. 3 видно, что значимые различия в показателях самооценок женщин и средних значений оценок экспертов были выявлены по шкалам: «Здоровье», «Ум», «Характер», «Профессиональное мастерство», «Социальные контакты», «Внешность», «Общая оценка». Иначе говоря, различия по высотным характеристика СО и ОЦ в большинстве шкал отчетливо видны. То есть СО меньше, чем Оц. Это подтверждает и описательная статистика.

В результате использования корреляционного анализа по всей выборке респондентов обнаружилось небольшое количество статистически значимых связей.

Результаты корреляционного анализа

Сопоставляемые параметры Коэффициент корреляции Уровень Значимости

1. СО «Здоровье» — Оц «Здоровье» 0,332 р<0,05

2. СО «Социальные контакты» — Оц «Социальные контакты» 0,313 р<0,05

Из табл. 4 следует, что показатели СО по шкалам «Здоровье» и «Социальные контакты» положительно коррелируют со средними показателями экспертных оценок по этим же шкалам. По остальным шкалам корреляции не обнаружено.

Из результатов диагностики высоты и адекватности СО можно заключить, что уровни расположения профилей СО и Оц отличаются незначительно: все они находятся в «средне-высокой зоне». Кроме того, среди испытуемых не выявлено респондентов с завышенной СО, то есть респондентам данной возрастной категории более свойственна адекватная самооценка и несколько реже — заниженная. Заниженная самооценка женщин среднего возраста первого периода встречается не в половине случаев, как предполагалось, а примерно в 1/3 случаев.

Далее не будет лишним проанализировать обе группы испытуемых на предмет самооценивания. Испытуемые I группы, в которой СО = Оц (37 человек), выражают, как правило, удовлетворенность собой и своим положением, хотя сознают имеющиеся негативные стороны. В комментариях они подчеркивают свое превосходство над абстрактным «средним человеком», что подтверждается следующими фразами: «Я считаю, что немного умнее среднего»; «Здоровье хорошее, в целом — замечательное, но есть некоторые нюансы. В общем — выше среднего»; «Я чуть выше среднего: есть опыт, есть умения, знания, личные качества, но этого далеко не достаточно».

Испытуемые II группы, в которой СО < Оц (12 человек), выделяют свою позицию как среднюю, отмечая у себя и положительные, и отрицательные свойства: «Во мне есть как плохое, так и хорошее. Плохое: могу быть грубой, не всегда получается сдерживать плохие эмоции. Хорошее: ненавижу ругаться, сердце начинает стучать, мне самой становится плохо, редко ругаюсь. Хочется дружно с близким окружением жить»; «У меня есть определенные недостатки, как у каждого. Я вспыльчивая, говорю правду, когда она никому не нужна. В общем, есть над чем работать».

В оценке своего ума испытуемые 2-й группы чаще критично отзываются о себе: «Я здесь, так не читаю достаточно книг, не сильна в каком-то направлении»; «Я ниже, чем середина. Если я раньше думала, что могу любой разговор поддержать, то сейчас нет. Сейчас промолчу, если чувствую, что тема умнее, чем мой интеллект. Сейчас он снизился, из-за того, что раньше круг общения был другой, сейчас я читаю в основном детские сказки».

Здесь заметим, что в период первой зрелости (21-35 лет) женщины зачастую находятся в декретном отпуске и подобные высказывания (о снижении уровня интеллекта) в процессе диагностических бесед довольно часты. По той же причине (декретный отпуск) испытуемые критически оценивают себя и по шкале «Профессиональное мастерство»: «Я давно не работаю, я не "ас" в своей профессии, надо заново все вспоминать»; «Хочу быть профессионалом: больше знаний, больше умений, больше работать, делать больше, чем я делаю сейчас». Высказывания работающих женщин 2-й группы по шкале «профессиональное мастерство» также отличаются критической оценкой в свой адрес: «У меня новая должность. Мало времени прошло, надо еще всему учиться. Мне еще мало лет, опыта мало»; «Значительно ниже среднего, так как у меня новая работа и я только учусь».

Таким образом, в процессе диагностических бесед с женщинами среднего возраста, периода первой зрелости, ярко прослеживалось стремление к некому «идеалу» в профессиональной сфере, во внешности и в оценивании своего будущего. Поэтому закономерно их критичное отношение к себе и по параметру «Внешность». Результаты бесед показали, что в данном возрастном периоде внешность имеет большое значение. Женщины в основном не довольны своим весом, часто ссылаются также на нехватку времени, чтобы ухаживать за собой, как хотелось бы; есть и другие причины: «Я здесь, потому что у меня есть комплекс с детского сада — это небольшой рост»; «Посредственная (внешность), если бы не лень, было бы получше»; «Хотелось бы быть более стройной, изменить форму носа, иметь другие волосы. ».

Далее рассмотрим результаты корреляционного анализа (табл. 4), показавшие, что совпадения между самооценками женщин среднего возраста и средними значениями оценок экспертов немногочисленны. Зафиксировано, что показатели самооценки респондентов по шкале «Здоровье» положительно коррелируют со средними показателями экспертных оценок по этой же шкале. Показатели самооценки по шкале «Социальные контакты» также положительно коррелируют с показателями экспертных оценок по этой же шкале. По остальным шкалам корреляции не обнаружены. Результаты можно объяснить следующим образом: высокий уровень социальных контактов означает коммуникабельность человека -качество, которое внешне вполне наблюдаемо. Чем более коммуникативнее человек, тем выше по этой шкале его оценивают и эксперты. Чем более он замкнут человек — тем ниже экспертные оценки по данному критерию. То же можно сказать по критерию «здоровье»: существует расхожее выражение «человек пышет здоровьем», то есть у него не только самочувствие хорошее, но и настроение: он весел, открыт. Эта информация также внешне считываема и отражается в экспертных оценках.

Шкалы, между которыми корреляционной связи не обнаружено (внешность, ум, характер, счастье, будущее), для женщин более субъективны. К примеру, женщина высоко оценивает свою внешность, но понятие «красивая внешность» — субъективно, и ее высокая СО может не получить подтверждения в оценках экспертов.

Результаты проведенного анализа показывают, что в целом различия между СО и Оц существуют, но они выражены незначительно. Женщинам среднего возраста первого периода свойственно критично оценивать себя по шкалам «Ум», «Профессиональное мастерство», «Внешность», «Общая оценка», так что средние показатели СО по этим шкалам ниже средних значений экспертов. Обычно женщинам свойственно относиться к себе более критично, оценивая себя по шкале «Ум». Это подтверждается тем, что именно по этой шкале наблюдаются различия и в группе женщин с адекватной самооценкой, и в группе женщин с заниженной самооценкой.

Кроме того, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что женщины среднего возраста критичны к своему здоровью, профессиональному мастерству, внешности, характеру. Между тем по шкале «Счастье» достоверных различий не обнаружено — ни в группе женщин с адекватной СО, ни в группе с заниженной СО. Так что, критично оценивая себя по перечисленным шкалам,

женщины среднего возраста в целом считают себя счастливыми, не завышая данный показатель и не занижая его. Это подтверждают такие фразы, как: «У меня хорошая семья, интересная работа. Несмотря на трудности, мне грех жаловаться»; «В целом я счастливый человек».

Интересен результат по шкале «Будущее». Женщинам среднего возраста первого периода свойственно выше оценивать свое будущее по сравнению с оценками экспертов по данной шкале. Такой результат соответствует исследованиям Л.В. Бороздиной и О.Н. Молчановой: «Основной радикал СО молодых взрослых — это сознание или ощущение возможностей, переживание открытой перспективы, существование в диаде: Я есть — Я буду» [7]. Подтверждают такую позицию фразы: «От будущего жду максимума: чтобы лет в 90 или 100 сесть и подумать о том, что я хорошо прожила жизнь. Есть семья, объездила весь мир, есть дом, кабриолет. Чтобы я смогла сохранить оптимизм, любовь к себе. Может быть, я идеализирую, но у меня все должно быть замечательно»; «От будущего хотелось бы многого, чтобы дети оправдали ожидания, чтобы была стабильность в семье, в отношениях»; «От будущего я жду хорошего, самого лучшего: хорошее образование ребенку, уютный дом, счастливая семья, работа, которая будет радовать». Более низкие, сравнительно с СО, оценки экспертов по той же шкале можно объяснить тем, что эксперты при оценке по данной шкале исходят из настоящих характеристик респондента, что подтверждают такие фразы, как: «Учитывая, что у нее есть на сегодняшний день, какая она (испытуемая) в общем, думаю, что у нее будет такое будущее».

1. Выдвинутая гипотеза частично подтвердилась: самооценка женщин среднего возраста первого периода адекватна более чем в половине случаев (примерно 2/3 от всей выборки исследования), и неадекватна по типу занижения примерно в 1/3 случаев.

2. В целом, различия между самооценкой и оценкой имеются, но выражены они незначительно. Женщины среднего возраста первого периода характеризуются критичным отношением к своему уму, внешности и профессиональному мастерству, а также — позитивной установкой на будущее.

3. Между самооценками женщин среднего возраста и средними значениями оценок экспертов выявлены положительные корреляционные связи по шкалам «Здоровье» и «Социальные контакты»: чем выше оценивают эксперты женщин по этим параметрам, тем выше оценивают себя и женщины по тем же параметрам. Отсутствие достоверных связей, корреляционных по большинству шкал, указывает на субъективные основания в проведении самооценки.

1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 4. С. 99-100.

2. Бороздина JI.B. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки: автореф. дис. . докт. психол. наук. М.: МГУ, 2001. С. 121.

3. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 15-23.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 104-113.

5. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Коэффициенты интеллекта и невербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притязаний. М.: Акрополь, 2008. 70 с.

6. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 2001. 203 с.

7. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 24-48.

8. Молчанова О.Н. «Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие». М: Флинта, 2010. 392 с.

9. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость // Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 2. С. 23-51.

10. Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 81-90.

11. SPSS: искусство обработки информации / под ред. А.Бююля, П. Цефеля, В.Е. Момота. М., 2002.

Поступила в редакцию 10.09.15

K.R. Sidorov, E.A. Ksandopulo

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVELS OF SELF-ASSESSMENTS AND ASSESSMENTS OF MIDDLE AGED WOMEN

The relationship between the levels of self-evaluation and the evaluation in middle-aged women (in the first period of middle age) is discussed. Self-evaluation is understood as a special feature of consciousness, consisting in a critical position of the subject towards what she/he possesses, in other words, her/his evaluation from the viewpoint of a certain system of values. There are contradictions in numerous empirical studies of the adequacy of self-evaluation in middle-aged women. The following facts have been established: middle-aged women are less satisfied with their jobs and their parental role, but are more satisfied with their marriage, exhibit a critical attitude towards their intelligence, appearance, professional skills, and display a positive attitude towards the future. It is assumed and statistically proved that in general the self-evaluation in middle-aged women is adequate (2/3 of the whole sample). Inadequate (low) self-evaluation is found in less than half the cases (1/3 of the whole sample).

Keywords: self-evaluation, evaluation, middle-aged women.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

Candidate of Psychology, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: konstantsid@yandex.ru

Ксандопуло Елена Анатольевна, педагог-психолог

cyberleninka.ru

Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков

Выпускная квалификационная работа

"Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков"

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) [21].

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. [16] Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. [31] Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии [2, 4, 8, 16, 18, 26, 31, 36]. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Актуальность проблемы самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача учителя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и ее связь с уровнем притязаний является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей моей работы было выявить уровень самооценки у школьников подросткового возраста, влияние эмоционального характера на самооценку и соотношение самооценки с уровнем притязаний.

Это и определило актуальность моей темы

Объект: данного исследования – самооценка и уровень притязаний.

Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков

Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков

Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.

Подбор диагностических методик;

Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний;

Обработка и интерпретация результатов исследования.

Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.

Гипотеза: Существует взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков: у подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания.

1. Теоретические основы изучения особенностей подростка, его самооценки, факторов, влияющих на самооценку и уровня притязаний

1.1 Психологические особенности подросткового возраста:

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11–12 лет до 15–16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. [17]

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости – центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский) [21]. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой. [28]

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков – подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, – юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10–11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11–12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12–13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия. [14]

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. [12, 15, 16, 33] Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. [12, 15]

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной [41], является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. [19, 20, 27, 36]

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально – волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Большие возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки. [14]

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку.

В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

Роль эмоций в развитии подростка

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. [21]

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

Однако врожденными являются далеко на все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относиться к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений. [21]

Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство».

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним подготовиться.

Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак – положительный / отрицательный- и модальность – удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д.), в динамике протекания самих эмоций – длительность, интенсивность и др. – и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) – в мимике, речи, пантомимике [36].

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний [11].

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях [17].

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний [11]. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника [11].

В своих исследованиях К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции, определяющие все основные: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.) [30].

Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника; возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности школьника.

Разительные перемены в психическом развитии ребёнка, происходящие в относительно короткий отрезок времени, не является редким явлением. К такого рода переменам относится перестройка в отношении чувств, наблюдающаяся у семилетних детей. Школьник следит за своим внешним видом, соответствующим состоянием учебных пособий и «орудий» учебного труда; он озабочен тем, что нужно рано встать, чтобы не опоздать в школу. [1]

В период обучения познавательная деятельность учащихся, осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательных чувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств школьника обусловлено его жизнью в классном коллективе.

Опыт нравственного поведения становится определяющим фактором формирования моральных чувств.

Эстетические чувства школьника развиваются на материале уроков и вне их – во время экскурсий, туристических походов, посещения музеев, концертов, просмотра спектаклей.

Учащийся школы очень энергичен, его энергия не поглощается без остатка учебной работой. Избыток энергии проявляется в играх и различных занятиях ребенка.

Разнообразная по содержанию деятельность школьника порождает целую гамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкой формирования на её основе склонностей и способностей.

Основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний и чувств школьника сводятся к следующим:

а) по сравнению с дошкольниками понижается эмоциональная возбудимость, причём это происходит не в ущерб содержательной стороне эмоций и чувств;

б) начинает формироваться такое чувство, как чувство долга;

в) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходит соответствующий сдвиг в содержании чувств – они вызываются не только непосредственном окружением;

г) повышается интерес к предметному миру и к тем или иным видам деятельности. [28]

Типичным для детей подросткового возраста является то, что с периодом полового созревания у них значительно повышается эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Характерным для подростка является то, что он часто совершает действия и поступки под непосредственным влиянием чувств и переживании, захватывающих его полностью.

Возникающее у подростка половое влечение выражается в возникновении интереса к представителям другого пола.

У некоторых школьников – подростков наблюдается «влюблённость – эмоциональный порыв, объектом которого становятся нередко взрослые люди.

На фоне возрастных особенностей эмоциональной сферы подростков выступает дифференциация чувств по всем их показаниям: содержанию, глубине, полноте и формам их проявления.

Характеристика развития чувств подростка, по существу, не возможна без учёта весьма интенсивно происходящего развития самосознания подростка. Только при учёте этого исключительно важного момента в развитии личности может быть понята роль переживаний в становлении самосознания подростка. Это взаимосвязанные явления, и в этом не трудно убедится, обратясь к фактам. [14]

Стремление подростка к острым переживаниям, переживанию опасных ситуаций – это очень типично для подросткового возраста. Не случайно они так тянутся к приключенческой литературе и книгам о героях, читая которые, они сопереживают. Это сопереживание – так же существенное проявление эмоции и чувств подростка: сопереживание способствует их дальнейшему развитию.

Увлечение подростков любимыми героями книг вызывает стремление подражать им. Увлечённость кем-то или чем-то – типичная черта типичного облика подростка. Причём эта увлечённость, очень ярко эмоционально окрашенная, нередко приводит к поступкам, не соответствующим возможностям подростка и неразумным по существу. Эта же увлечённость (сплошь и рядом внешними качествами людей и внешними их проявлениями), часто является основанием для ошибочной оценки их личности. Эмоциональная обусловленность этих оценок, их субъективизм – часто наблюдающееся явление. [14]

У подростка отмечается также обострённая чувствами тревожность, требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего влияния воспитателя, находящая нужное и полезное применение. Это проявляется в повышенной требовательности подростков к своим сверстникам.

Требовательность и импульсивность проявляются как у мальчиков, так и у девочек подросткового возраста и, следовательно, представляют собой их возрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется в том, что возникшие желания реализуются, как правило, сразу, без всяких раздумий и задержек. Нередко следствием этого являются ошибочные решения и поступки.

В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при которой все – радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща.

Процесс становления системы отношений – отношений к себе самому, к миру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, – охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности.

Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьного возраста хорошо иллюстрируется развитием чувств у подростков и в юности. Но эта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональных проявлений личности в каждый возрастном период. [17]

Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжается развитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий фактор эволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а также все возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств как в плане развития их содержания и форм проявления, так и их индивидуализации, т.е. их неповторимого своеобразия, достигающего наиболее яркого выражения у старшеклассников. [17]

Своеобразие развития чувств в подростковом возрасте представлено следующими сторонами и проявлениями:

а) особенно интенсивным развитием морально-этических и эстетических чувств;

б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений;

в) формирование чувств в условиях общественно полезного и производительного труда;

г) устойчивостью и глубиной чувств, принципиальностью отношений и оценок.

Формирование чувств, их воспитание – одна из самых сложных воспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача – формирование убеждений.

Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения, которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой задачи, ясны.

Здоровая, полнокровная в своём содержании жизнь ребёнка – основа основ формирования его чувств, являющимся одним из очень сильных внутренних стимулов-мотивов его волевой деятельности. [28]

Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитием личности, которая совершенствуется в процессе деятельности.

1.2 Понятие самооценки в современной психологии

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта.

При отсутствии общепринятого определения самооценки в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.

В зарубежной литературе принят термин «концепция «Я «», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямоотождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже – с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. Нетрудно видеть, что при таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для нашей психологии, а точнее – заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта [5].

Альтернативная точка зрения советских психологов, декларированная С.Л. Рубинштейном, звучит так: «Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [31, с. 635].

Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющего из окружающего, – продолжает он, – связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути, считает Л.С. Рубинштейн, является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта, – подытоживает С.Л. Рубинштейн, – и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания, – считает известный психолог, – является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющих на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменениям его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

С.Л. Рубинштейн справедливо подчеркивает, что этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность в ее высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направления своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с

xreferat.com