Изучение самооценки и социальной значимости болезни

2.2.7. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни

Влияние любого хронического соматического заболевания на социальный статус больного, его положение в обществе и микросоциальной среде, круг интересов, уровень притязаний издавна не вызывает сомнений у клиницистов.

Естественно, что хроническое соматическое страдание приводит к ломке привычного образа жизни и деятельности больного человека, необходимости формирования нового жизненного стереотипа.

При этом не так важно, насколько существенную роль в возникновении и течении данного заболевания можно отвести психогенным факторам и можно ли его с уверенностью отнести к психосоматическим заболеваниям или нет.

Исследования, проведенные на достаточно презентабельном массиве больных полярными с точки зрения психосоматической природы заболеваниями: с одной стороны, классическим психосоматозом — язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки; а с другой стороны — таким заболеванием, которое никто из авторитетных специалистов не относит к психосоматическим — мочекаменной болезнью, показали, что, несмотря на абсолютно разную природу этих

заболеваний, их дезадаптирующее влияние на социальный статус больных ни по частоте, ни по степени выраженности практически ничем не отличается и отмечается почти в ста процентах случаев (Михайлов и др., 2002).

Самооценка больными влияния заболевания на их социальный статус является существенной частью «внутренней картины болезни», а следовательно, и важной «точкой приложения» психотерапевтического воздействия на больного в процессе его реабилитации, ибо изменение отношения больного к своему страданию наряду с купированием невротической симптоматики и воздействием на патогенетические механизмы психосоматического заболевания — одна из главных задач психотерапии в соматической клинике.

Вместе с тем клинические наблюдения показывают, что разные больные зачастую вкладывают в понимание такой самооценки совершенно разное содержание.

На основании опроса двух тысяч больных различными хроническими соматическими заболеваниями был разработан формализованный опросник, позволяющий выделить и подвергнуть количественной оценке влияние болезни на разные сферы социального статуса больных (Михайлов и др., 2002).

Инструкция: Вам предлагается 10 утверждений и 5 вариантов ответов. После каждого утверждения поставьте крестик в одной колонке, соответствующей вашему согласию или несогласию с этим утверждением.

texts.news

Ульяновский Государственный Университет Институт медицины, экологии и физической культуры кафедра медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии И. В. Тухтарова, Т. З. Биктимиров соматопсихология учебно-методическое пособие

Опросник А. И. Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни

При этом не так уж и важно насколько существенную роль в возникновении и течении данного заболевания можно отвести психогенным факторам, и можно ли его с уверенностью отнести к психосоматическим заболеваниям, или нет.

Самооценка больными влияния заболевания на их социальный статус является существенной частью «внутренней картины болезни», а следовательно и важной «точкой приложения» психотерапевтического воздействия на больного в процессе его реабилитации, ибо изменение отношения больного к своему страданию, наряду с купированием невротической симптоматики и воздействием на патогенетические механизмы психосоматического заболевания — одна из главных задач психотерапии в соматической клинике.

Вместе с тем, клинические наблюдения показывают, что разные больные зачастую вкладывают в это понятие совершенно разное содержание.

На основании опроса двух тысяч больных различными хроническими соматическими заболеваниями (А. И. Сердюк, 1994) был разработан формализованный опросник, позволяющий выделить и подвергнуть количественной оценке влияние болезни на разные сферы социального статуса больных.

Опросник включает 10 вопросов-утверждений и 5 вариантов ответов на них:

1) Из-за болезни я не могу работать с прежней работоспособностью, стал(а) слабым(ой), немочным(ой), сам(а) себе неприятен(а)…

2) Болезнь осложняет взаимоотношения в моей семье, чувствую, что надоел(а) родным со своей болезнью…

3) Из-за болезни приходится себя во многом ограничивать, боюсь употреблять спиртное, ограничиваю себя в еде, избегаю ходить в гости, отказываю себе в развлечениях…

4) Из-за болезни ухудшились отношения на работе, чувствую, что сотрудники стали хуже относиться ко мне, не сочувствуют, и даже придираются…

5) Считаю, что у меня меньше свободного времени, чем у здоровых людей, из-за болезни много времени уходит на лечение, больницы…

6) Из-за болезни не могу работать там, где хочу. Моя болезнь мешает мне занять лучшее положение в обществе, сделать карьеру…

7) После того, как заболел(а), замечаю изменения в своей внешности, стал(а) некрасивым(ой), неприятным(ой) для окружающих…

8) Моя болезнь сделала меня несчастным(ой), заставляет чувствовать себя не таким(ой), как все…

9) Моя болезнь мешает мне общаться с окружающими, чувствую, что отдаляюсь от людей…

10) Болезнь наносит мне значительный материальный ущерб, вынуждает тратить средства на лечение, не даёт возможности больше зарабатывать…

Один из двух последних вариантов ответов расценивается, как свидетельствующий о высокой, либо очень высокой значимости для данного больного влияния болезни на ту, или иную условно выделенную сферу его социального статуса (соответствующую номеру вопроса): 1) Ограничение ощущения силы и энергии; 2) Ухудшение отношения к больному в семье; 3) Ограничение удовольствий; 4) Ухудшение отношения к больному на работе; 5) Ограничение свободного времени; 6) Ограничение карьеры;7) Снижение физической привлекательности; 8) Формирование чувства ущербности; 9) Ограничение общения; 10) Материальный ущерб.

Расположение их в виде векторов на диаграмме позволяет более наглядно судить о степени социальной значимости заболевания для данного больного в целом, а также о тех направлениях, которые следует рассматривать, как «мишени» или «точки приложения» психотерапевтического воздействия в процессе его медико-социальной реабилитации.

Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Опросник состоит из 30 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, из них 10 строк характеризуют самочувствие испытуемого (1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26), 10 – активность (3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28), 10 – настроение (5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30).

Строки сгруппированы попарно: 1, 2 – самочувствие (С), 3, 4 – активность (А), 5, 6 – настроение (Н), и т. д.

Испытуемому даётся следующая инструкция: Перед Вами два ряда слов, представляющие те или иные особенности психического состояния. Каждый признак имеет два противоположных полюса. Вам необходимо критически оценить своё состояние в настоящий момент. Для этого сначала выберите полюс, к которому Вы относите своё состояние. Чем ближе к полюсу Вы зачеркнете цифру, тем больше данное качество у Вас выражено в настоящий момент.

«3» – зачёркивайте в том случае, если оно выражено сильно;

«2» – если выражено умеренно;

«1» – если выражено в наименьшей степени;

«0» – неопределённое положение, когда Вы не можете решить — к какому полюсу отнести своё состояние.

Над ответами долго не раздумывайте. Отвечать нужно быстро.

Имейте в виду, что в каждом ряду должна быть зачёркнута только одна цифра!

refdb.ru

Клиническое практическое занятие №2

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОСОМАТИКЕ

Дисциплина: Практикум по психосоматике

Специальность: 030401 клиническая психология

Форма обучения очная

МР рассмотрены и утверждены на заседании кафедры от __.__.____г

Заведующий кафедрой ____________________Шадрина И.В.

Клиническое практическое занятие №1

Тема:диагностика психосоматических расстройств.

Цели занятия: изучить организацию психосоматической помощи, показания к дифференцированной психотерапии, освоить приемы установления контакта и первичной клинической беседы, освоить сбор анамнестических данных.

Базисные знания:клиническая психология, психиатрия, психотерапия, пропедевтика внутренних нейрофизиология, патологическая физиология, неврология, вегетология.

Формулировка проблемы. Целями первичной клинической беседы являются: снижение уровня эмоционального напряжения, установление контакта между психологом и пациентом, сбор анамнестических данных. Для успешного проведения клинической беседы важно учитывать различные действующие факторы, начиная с желания и настроенностью на беседу самого пациента, квалификацией и личностными особенностями психолога и неспецифическими условиями проведения беседы. К неспецифическим условиям проведения беседы относят режим, интерьер учреждения. Неспецифическая психотерапия может начинаться с того момента, когда пациент входит в лечебное учреждение. На него оказывают влияние красивый, уютная обстановка этого учреждения, вежливое внимательное обращение персонала к нему и между собой, усилия персонала, направленные на быстрое и эффективное решение проблем пациента. Такое отношение порождает у пациента ощущение доверия, защищенности, надежды на эффективную помощь.К важным особенностям взаимоотношений относятся личные качества психолога, которые бы вызывали доверие и расположение пациента. Эти качества имеют большое значение при первом контакте, во время которого пациент решает, будет ли он работать с этим психологом, может ли он ему доверить то, что прячет от окружающих, а часто и от себя. В дальнейшем общении эти качества психолога могут помочь пациенту принять себя, почувствовать себя в «эмоциональной безопасности». К таким качествам относятся степень директивности, открытости. Кроме того, важнейшими качествами психотерапевта, психолога (выделенными одним из основоположников гуманистического направления в психотерапии Роджерсом) являются эмпатия (способность воспринимать чувства и переживания пациента), безусловно, позитивное отношение к пациенту (восприятие пациента таким, каков он есть с его положительными и отрицательными качествами, при этом критикуется не сам человек, а его поступки), конгруэнтности (соответствие чувств и высказываний психолога актуальной ситуации). В психологии существует серьезная система требований к психодиагностическим методикам. Это однозначно сформулированная цель, предмет и область применения методики; использование стандартных заданий и точной процедуры проведения, включая статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам); высокая надежность результатов; их согласованность с результатами других тестов; достаточно представительная выборка испытуемых, для которых получены нормативные показатели; отсутствие эффекта тренировки на результатах тестов (те задания, в которых можно добиться существенного улучшения результатов путем «натаскивания» — исключают из тестов) и другие. Психолог — пользователь обязан тщательно соблюдать все требования при проведении этих стандартных методик обследования. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз — все делается в строгом соответствии с методическими указаниями. При постановке психосоматического диагноза в распоряжениипсихотерапевта имеются две основные методики — диагностическая беседа и психологическое тестирование. Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни. Первоочередная цель заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными жизненно важными изменениями или же в констатации их отсутствия. Если такие связи устанавливаются, то дальнейшая беседа должна прояснить, понимает ли сам пациент значимость для развития заболевания тех неприятностей, которые возникли у него в связи с конфликтами и кризами. Это предполагает знание личности пациента, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе социализации, фиксации на них до последнего времени и уязвимости в отношении них с учетом ослабления актуальности прошлых переживаний. При выборе комплекса тестовых методик для исследования психосоматических пациентов должны быть учтены следующие принципы:

— относительная простота применяемых методик;

— быстрота их проведения;

— полнота изучения исследуемого явления;

— взаимная дополняемость применяемых методик;

— высокая суммарная валидность;

— достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

При соматическом заболевании диагностическая беседа направлена на определение в первую очередь нынешнего внешнего и внутреннего состояния пациента (Бройтигам и др., 1999). Что знает пациент о своем заболевании? Какое значение имеет оно для него сейчас и в его жизни в целом? Имеется ли у него свой взгляд, в соответствии с которым он сам, его родные, психотерапевты или кто-либо еще ответственны за это заболевание? Соответствует ли его знание о болезни, ее причинах и течении психотерапевтической оценке? Чтобы знать, как действовать дальше, необходимо разобраться в особенностях личности пациента и истории его жизни, предшествовавшей болезни. Были ли у него в прошлом другие заболевания? Имеется ли неблагоприятная наследственность? Как он справлялся до сих пор с предыдущими заболеваниями и как справляется с нынешним? Имеются ли у него своя точка зрения на эти и сопоставимые с ними трудности, свое мнение об особых ситуациях, которые отдалили его от семьи и профессии? Может ли он поделиться с другими своими мыслями, страхами и чувствами, надеждами и отчаянием, которые его охватывают, когда он остается один? Чем более свободно и менее формально протекает беседа, чем больше пациент раскрывает себя психотерапевту, тем больше возможностей обнаружить «сценический» характер его поведения. Представляется ли пациент образцом типичной проблематики межличностных отношений, в которых и возникли его конфликт и вызванные им нарушения? Характерно ли для его проблем экспансивное или сдержанное поведение, полезна или бесполезна в этих условиях его встреча с психотерапевтом? Каковы осанка пациента, его манера разговаривать, как он относится к психотерапевту и к тому, что психотерапевт вмешивается в его интимную жизнь? Наконец, в первой же диагностической беседе необходимо выявить, что пациент утаивает от психотерапевта, несмотря на обилие даваемой им информации. Психотерапевт, со своей стороны, может оценить легко обнаруживаемые или скрытые психосоматические связи, отметить выявленные им соотношения симптомов, оставить открытым вопрос о неизвестных пока обстоятельствах, которые, по его мнению, позволили бы обсудить с пациентом вопросы прогноза и возможностей лечения.

Первая беседа имеет решающее значение для дальнейшего формирования отношений психотерапевта и пациента. Рекомендуется уже перед первой встречей сделать установку на диагностически-терапевтическое использование пациентом своих чувственных реакций. Важные указания на свой конфликт пациент часто дает тем, что использует в отношениях с психотерапевтом свою привычную систему переноса и защиты (Любан-Плоцца и др., 2000). В течение первых минут пациенты обычно расслабляются. Они с удивлением замечают, что о проблемах оказывается возможным говорить; при этом можно затрагивать очень личные вопросы, не впадая в особое смущение. Разговор с самого начала должен также преследовать терапевтические цели. Это пациент должен чувствовать, т. к. он часто хотел бы начать лечение с момента, когда он переступит порог кабинета. Рекомендуется использовать даже едва уловимое структурирование процессов, как метод исследования, позволяющий оценивать как потребности, так и свободу пациента, которые в его собственном представлении противоречат друг другу, но психотерапевту позволяют составить общую картину болезни.

Рисунок 1. Анамнез в психосоматике

Психологические тесты — это стандартизованные психодиагностические методы, предназначенные для изучения и оценки (как количественной, так и качественной) своеобразных свойств личности в ее переживаниях и поведении. Эти тесты в принципе не выходят за пределы того, что можно получить в диагностической беседе с пациентом. Значение психологических тестов заключается в том, что они составлены таким образом, что с их помощью можно получить объективную оценку состояния пациента, независимую от субъективных мнений исследователей. Это достигается путем высокой стандартизации в проведении и оценке теста. Многие психологические тестовые методы возникли на основе теории личности или обогащены ею. Существует огромное количество психологических тестов, основанных на самоотчетности пациентов, а также проективные тесты, где различный материал используют в качестве стимульного (тесты Люшера, Розенцвейга, Роршаха и т. д.). Интерпретация психодиагностических тестов иногда сложна и предполагает многовариантность трактовок. Полнота интерпретации зависит от квалификации психодиагноста.Ответы на тесты с большим количеством вопросов удобно заносить в стандартный бланк с последующей обработкой результатов с помощью масок, на которых прорези соответствуют ответам, относящимся к определенной шкале. Широкое распространение получил компьютеризированный опрос с автоматической обработкой результатов тестирования.Компьютеризированные и on-line версии многих психологических тестов доступны в Интернете на сайтах:

megaobuchalka.ru

Лечение пациентов с гастроэнтерологическими и эндокринными расстройствами, заболеваниями кожи, болезнями опорно-двигательной системы

Цель обучения на семинаре:

  • Ознакомить психологов и врачей с проблемой психотерапевтического сопровождения пациентов с гастроэнтерологическими, эндокринными заболеваниями и психотерапией при кожных: нейродермите, экземе, псориазе; аллергических заболеваниях и нарушениях опорно-двигательного аппарата: ревматическими поражениями мягких тканей (фибромиалгия), остеохондрозом, ревматоидным артритом, а также научить эффективным методам психотерапевтической помощи для данной категории больных.
  • Программа семинара рассчитана на:

    психологов, врачей- психотерапевтов, психиатров, педиатров, педагогов, студентов 4, 5-х курсов медицинских и психологических факультетов и лиц интересующихся вопросами психологии и психотерапии.

    В программе семинара:

    Психотерапия при лечении пациентов с гастроэнтерологическими и эндокринными заболеваниями:
    • Особенности ведения и лечения больных с язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, язвенного колита, синдромом раздраженного кишечника.
    • Психологические особенности больных с нарушениями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
    • Основные клинические проявления при функциональных и органических психосоматических заболеваниях ЖКТ.
    • Роль психологических факторов в формировании язвенной болезни и др. психосоматозов ЖКТ.
    • Психические нарушения при заболеваниях пищеварительного тракта.
    • Психотерапия при язвенной болезни. Особенности терапевтической работы при синдроме раздраженного кишечника.
    • Болезни эндокринной системы. Основные клинические проявления эндокринных нарушений.
    • Связь эндокринных расстройств и стрессов. Картина личности эндокринных пациентов.
    • Основные направления психотерапии при заболеваниях тиреотоксикозом, сахарным диабетом, ожирением.
    • Психотерапия при лечении пациентов с кожными, аллергическими расстройствами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
    • Эмоциональные факторы возникновения кожных заболеваний. Картина личности при нейродермите, экземе, псориазе. Клинические проявления.
    • Реакция на контакт пациентов с аллергическими расстройствами: Она мне вздохнуть свободно не дает, У меня на него аллергия. Симптомы кожно-аллергических расстройств. Аллергия и психосоматика.
    • Психологические особенности больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ревматическими поражениями мягких тканей ( фибромиалгия ), остеохондрозом, ревматоидным артритом. Клиника заболеваний.
    • Теория и диагностика: теория психосоматической специфичности Ф. М. Александера, модель внутрипсихического конфликта, опросник А. И. Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.
    • Психотерапия: символический язык тела, психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия. Работа с образами и символами. Работа с внутренней картиной болезни.
    • В результате участия в программе семинара вы овладеете методами психотерапевтической помощи пациентам и их близким.

      psyinst.moscow

      Институт Практической Психологии и Психоанализа

      Вторичное меню с иконками

      Практикум по психосоматике

      Психосоматика — одно из самых актуальных направлений в современной медицине и психологии. Практикум по психосоматике будет полезен, как студентам-психологам, медикам, опытным психотерапевтам и врачам, а также всем, кому интересна данная тема.

      На «Практикуме по психосоматике» студенты смогут овладеть навыками диагностической и психокоррекционной работы с больными, страдающими соматоформными, психосоматическими и хроническими соматическими заболеваниями. Программа включает в себя теоретическую часть, подкрепленную практикой и клиническими примерами, и серьезную практическую.

      На занятиях будут рассматриваться темы:

      • Диагностика психосоматических расстройств.
      • Методы психосоматической терапии.
      • Групповые методы психосоматической терапии.
      • Психосоматические аспекты процессов питания, выделения, обмена веществ.
      • Психосоматические расстройства систем дыхания и кровообращения.
      • Психосоматические расстройства при заболеваниях кожного покрова и двигательного аппарата.
      • Психосоматические аспекты тяжелых болезней.

      1. Диагностика психосоматических расстройств.

      Организация психосоматической помощи, показания к дифференцированной психотерапии, приемы установления контакта и первичной клинической беседы, сбор анамнестических данных.

      Опросник для выявления соматических жалоб, Торонская шкала алекситимии, изучение самооценки социальной значимости болезни, выявление доминирующего инстинкта.

      2. Методы психосоматической терапии.

      Основы когнитивной терапии, рационально-эмотивной терапии, проведения методики когнитивно-суггестивного резонанса, техника наведение транса по М. Эриксону, техники НЛП, прогрессивная мышечная релаксация, аутотренинг, рациональная психотерапия. Основные аспекты символдрамы и гештальттерапии, эмоционально-образной терапии, двигательной терапии, логотерапии, позитивной терапии, арттерапии.

      3. Групповые методы психосоматической терапии.

      Принципы групповой психологической коррекции алекситимии, групповая психодинамическая терапия, когнитивно-динамическая терапия, соматоориентированная терапия.

      4. Психосоматические аспекты процессов питания, выделения, обмена веществ.

      Опросники: к нарушениям глотания, питания, заболеваниям желудка, выявление пищевой зависимости.

      5. Психосоматические расстройства систем дыхания и кровообращения.

      Опросники к бронхиальной астме и гипервентиляции, заболеваниям сердца и кардиофобии, гипертонии и гипотонии, головным болям и мигрени.

      6. Психосоматические расстройства при заболеваниях кожного покрова и двигательного аппарата.

      Опросники к кожным заболеваниям и аллергии, болезням суставов. Анализ клинических случаев: крапивница, хроническая экзема, герпес, истерические припадки, тики, спастическая кривошея, спазм музыканта, радикулит, ревматоидный артрит.

      7. Психосоматические аспекты тяжелых болезней.

      Опросник для тяжелобольных и онкологического больного. Основы драматерапия, процесс создания мысленных образов.

      psychol.ru

      Инструкция На Опросник Сердюка

      научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ II СТАДИИ». Научная статья по специальности «Медицина и здравоохранение». ?УДК 616.

      12-008. 331. 1-053. 8: 612.

      1, Тест- опросник » диагностики родительского отношения» (А.Я.Варга и 2, Опросник «Вайнлендская социальной зрелости шкала «, Тишина Анна, 104. Описание : Книга «Психосоматика: справочник практического психолога» Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной. Опросник Сердюка — клинико-психологическая тестовая методика, предназначенная для определения.

      Для определения качества жизни был применён опросник PedsQL (версия. 4.0 – Русская) для. тинейджеров, схема приема согласно инструкции к. Уровень социальной значимости заболевания определялся по опроснику Сердюка у группы лиц, имеющих гипертоническую болезнь II стадии. Дан ная. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. 63 Клинический опросник для выявления и оценки невротических. С помощью опросников, используемых для оценки качества жизни. пациентами с хронической крапивницей по данным опросника Сердюка А.И.

      Королёва, Е. Раскатова, А. Бикметова, А.

      Чепурных, Р. А. Шамсутдинова.

      ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ II СТАДИИ. S.

      Raskatova, A. Bikmetova, A. Y. Chepumykh, R.

      Shamsutdinova. THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF THE PATIENTS WITH ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSION OF THE II STAGE.

      Кировская государственная медицинская академия. Цель работы: оценить психоэмоциональный статус пациентов с гипертонической болезнью II стадии. В иссле довании принимало участие 30 пациентов, разделённых на 2 группы: 15 пациентов с гипертонической болезнью II стадии (средний возраст 54±4 года) и 15 практически здоровых людей (средний возраст 49±3 года). Основной метод исследования — анкетирование с использованием шкалы реактивной и личностной тревожности Спилберга, опросник Г.

      Айзенка на определение типа темперамента, опросник Сердюка для определения социальной значимо сти болезни. Достоверные различия выявлены при изуче нии типов темпераментов. В группе с гипертонической бо лезнью II стадии преобладают такие типы темперамента, как холерик и меланхолик, в группе сравнения чаще ветре чаются флегматики и сангвиники. Ключевые слова: гипертоническая болезнь II ста дии, психоэмоциональный статус, интраверт нестабиль ный, интраверт стабильный, экстраверт нестабильный, экстраверт стабильный, темперамент, личностная и ситуа тивная тревожность, социальная значимость болезни. Aim: То estimate psychoemotional status of patients with the essential arterial hypertension of the II stage. 30 patients, divided into 2 groups took part in our research: 15 patients with the essential arterial hypertension of the II stage (middle age is 54±4 years) and 15 clinically healthy people (middle age is 49±3 years). Basic method of research was questioning with the use of the scale of the reactive and personal anxiety of Spielberg, G.

      Ayzenk’s questionnaire for determination temperament’s type, Serdyuk’s questionnaire for social significance of disease determination. Reliable differences are revealed during the temperaments’ types research. In the group with the essential arterial hypertension of the II stage predominate such types of temperament as choleric and melancholiac, in the group of comparison the phlegmatic persons and sanguine persons more frequently are encountered. Key words: the essential arterial hypertension of the II stage, psychoemotional status, unstable intravert, stable intravert, unstable extrovert, stable extrovert, temperament, personal and situational anxiety, the social significance of disease.

      Гипертоническая болезнь (ГБ) — это заболе вание, ведущим симптомом которого является повы шение артериального давления выше 139/89 мм рт. ст. обусловленное нервно-функциональными нару шениями тонуса сосудов [1, 3]. Под ГБ принято понимать хронически про текающее заболевание, основным проявлением ко торого является артериальная гипертензия, не свя занная с наличием патологических процессов, при которых повышение артериального давления (АД) обусловлено известными, в современных условиях часто устраняемыми причинами («симптоматиче ские артериальные гипертензии»), В силу того что ГБ -гетерогенное заболевание, имеющее довольно отчётливые клинико-патогенетические варианты с существенно различающимися на начальных этапах механизмами развития, в научной литературе вместо термина «гипертоническая болезнь» часто использу ется понятие «артериальная гипертензия» [3]. Актуальность исследования. Гипертоническая болезнь является одним из распространённых заболеваний сердечно-сосудис той системы, им страдают до 20-25% населения на шей планеты. В Российской Федерации число больных с ар териальной гипертензией составляет 41,6 млн.

      че ловек. При этом информированы о наличии арте риальной гипертензии только 57% больных, из них лечением охвачены 17%. Сегодня эффективность медикаментозного лечения больных артериальной гипертензией даже в США едва превышает 50%, а в Российской Федерации эффективно лечатся лишь 8% пациентов, страдающих артериальной гипертен- зией [6]. Несмотря на широкую распространённость гипертонической болезни и обилие литературы по её поводу, психосоматический аспект заболевания изучен недостаточно, не в полной мере определены особенности личности таких больных [2]. Цель исследования: оценить психоэмоцио нальный статус людей, страдающих гипертониче ской болезнью II стадии. 1)Определить уровень ситуативной и личност ной тревожности у больных с гипертонической бо лезнью II стадии. 2)Изучить типы темпераментов людей с гипер тонической болезнью II стадии.

      3) Определить уровень социальной значимости болезни у данной группы людей. Материалы и методы исследования.

      Основной метод исследования нашей работы — анкетирование. В исследовании приняли участие 30 человек с гипертонической болезнью II стадии и без неё в возрасте от 40 до 65 лет.

      Средний возраст всех опрошенных составляет 52±3 года. Все респонденты были разделены на 2 группы по 15 человек в каждой:. -1 группа — это люди, имеющие гипертониче скую болезнь II стадии без сопутствующих заболе ваний; средний возраст в группе — 54+4 года;. -2 группа — люди, не имеющие этого заболе вания; средний возраст 49+3 года.

      Им было предложено ответить на вопросы трёх тестов, на основе которых были получены результа ты об их психоэмоциональном статусе. Критерием исключения из исследования явля лась сопутствующая тяжёлая патология, такая как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Также учитывалось согласие людей на проведение анкетирования. Исследование проводилось на базе клиники Кировской государственной медицинской академии. В данной работе были использованы следую щие анкеты:.

      1. Шкала реактивной и личностной тревожно сти Спилбергера [8]. 2. Тест-опросник Г.

      Айзенка на определение типа темперамента [7]. 3. Опросник Сердюка для изучения самооцен ки социальной значимости болезни [5].

      Статистическая обработка данных проводилась по формулам в программе Microsoft Office Exei [4]. Результаты исследования и их обсуждение.

      Первой определялась реактивная и личностная тревожность по Шкале Спилбергера. По результатам проведенного опроса получили следующие данные: в первой группе реактивная тревожность умеренной степени отмечается у 53% от общего числа человек, а высокой степени присуща 47%.

      Аналогичная си туация наблюдается и во второй группе (р>0,05). У респондентов с гипертонической болезнью высокая личностная тревожность наблюдается у 73% от их общего количества, а умеренная — у 27%. У людей же без данного заболевания умеренная лич ностная тревожность составляет 53%, а высокая — 47% (р>0,05). По опроснику Айзенка были определены типы темпераментов у респондентов. В группе с гипертонической болезнью II стадии преобладает меланхолический тип темперамента (интраверт не стабильный), составляющий 40%; на втором месте — холерики (экстраверт нестабильный) с 33,3% от общего числа людей в данной группе. Меньше все го среди опрошенных с гипертонической болезнью сангвиников (экстраверт стабильный) и флегматиков (интраверт стабильный) — их по 13,3% (рис. 1).

      Во второй группе преобладают флегматики и сангвиники — их по 33,3% от общего числа людей. Среди представителей данной группы холериков все го 20%.

      А меланхолический тип темперамента при сущ 13,3% из всех опрошенных людей, не имеющих гипертоническую болезнь (для шкалы экстраверсия — р>0,05; для шкалы невротизм — р<0,05) (рис. 1). Уровень социальной значимости заболевания определялся по опроснику Сердюка у группы лиц, имеющих гипертоническую болезнь II стадии.

      Дан ная группа была разделена на 2 подгруппы с целью сравнения людей пенсионного и непенсионного воз раста: в первую вошли респонденты от 40 до 55 лет, во вторую — от 55 до 65 лет (рис. 2). В первой подгруппе были получены следую щие результаты:. Ограничение ощущения силы и энергии — у 100% опрошенных. Ограничение удовольствий — у 25% от общего числа людей. Ухудшение отношения к больному на работе -.

      Ограничение свободного времени — у 38%. Ограничение карьеры — у 13%.

      ?без гипертонической болезни II стадии. ^5,00^40^00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%.

      matrixsoft297.weebly.com

      Методика Образец И Правило

      Результаты диагностики по методике, разработанной А. Л. Венгером, « Образец и правило » представлены в таблице 2. Таблица 2. Результаты. Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к Методика » Образец и правило » (разработана А.Л.Венгером) направлена на.

      Психодиагностика психолога в школе — Бланки и картотека для диагностики. Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе. Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). Тест «Способность к обучению в школе» Г.

      Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. Методика Н. Гуткиной «Домик » предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

      Методики А. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. Методика «Образец и правило» (разработана А.

      Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. Методика «Графический диктант» Д. Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

      Общие подходы, методика оценки отношения к школе, анкета для учителя 31. Рис. 5 Треугольник (для проведения методики « Образец и правила »). К обучению в школе включает пять методик : 1. Рисунок человека. 2. Графический диктант. 3. Образец и правило. 4. Первая буква. 5. Тест отношений к.

      Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления. Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. Методика интерпретации пословиц предложенный Б.

      Зейгарник предназначена для диагностики мышления. Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия.

      Методика определения кратковременной памяти. Методика «Оперативная память». Методика «Образная память». Методика А. Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

      Методика Образец И Правило Венгер

      Выбор методик для обследования ребёнка. Симптоматика, обнаруживаемая Показатели по методике « Образец и правило ». Показатели по методике. Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов.

      Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.

      Выготским и А. Лурия, разработана А.

      Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления. Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. Методика изучения уровня внимания (предложена П.

      Гальпериным и С.

      Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания.

      Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления. Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.

      Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.

      Замбицявичене. Вербальный тест Г. Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов.

      Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.

      Филимоненко, В. И.

      Тимофеев, 1992). Тест Дж.

      Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Культурно-свободный тест на интеллект Р.

      Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж.

      Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е.

      М. Борисова и др. 1993).

      Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К. Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов.

      В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г. Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

      Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

      АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность.

      4. Классификации. 5. Обобщение. 6.

      Логические схемы. 7. Числовые ряды.

      8. Геометрические фигуры. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.

      Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. Шкала депрессии (по Т. Балашовой, О. Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.

      Шкала депрессии Цунга. Тест «Определение типового состояния» Э. Эйдемиллера, В. Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.

      Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н. Курганскому и Т.

      Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

      Тест тревожности Ч. Спилбергера — Ю.

      Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Тест тревожности по В.

      Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников. Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности. Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.

      Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. Методика диагностики невротизма (опросник Т. Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида. Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т. Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.

      Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В. Зунгу-Т. Балашовой).

      Рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

      Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

      В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. Цветовой тест отношений (А.

      Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. Методика «Кактус» М.

      Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.

      Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»). Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К. Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Социометрическая игра «Секрет» (Т.

      Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.

      взаимных симпатий между членами группы. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову).

      Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф. Фидлера).

      Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе. Методика изучения психологического климата в коллективе А.

      Лутошкина. Тест «Психологический климатический круг» предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей. Методика «Стиль управления коллективом» предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный). Тест К.

      Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях. Методика «Конструктивная ссора» С. Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии). Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.

      Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.

      Эйдемиллера, В. Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований. Тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Т. Бутенко.

      Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком. Методика «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам. Методика «Распределение ролей в семье» предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей. Методика «Диагностика родительского отношения» А.

      Варга и В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз.

      4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

      Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т.

      Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла — позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда.

      Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым. Личностный опросник Г. Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм». Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания. Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности.

      Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2.

      Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

      5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

      6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

      8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

      Методика «Q-сортировки» предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности. Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.

      Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.

      Реана). Методика «Цель-средство-результат» предназначен для исследования особенностей структуры деятельности. Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.

      Методика исследования эмпатических особенностей личности В.

      Бойко. Методика определения самооценки дошкольника (В. Щур). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ. Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья.

      Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели. Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта.

      Тест К. Маховера «Нарисуй человека» предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.

      Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста. Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого. ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.

      Проективный тест «Образ себя» предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея. Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды. Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений. Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.

      Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.

      Тест «Уровень удовлетворенности жизнью» Э. Голизека. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М.

      Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

      Методика «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые. Тест Д. Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов. Дифференциально-диагностический опросник Е.

      Климова «Я предпочту» направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта. Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации.

      Определение склонностей по методике Л. Йовайши.

      caitkramnoilw.weebly.com